Значение фэмп в развитии ребенка
Виктория Жорова
Значение математики в развитии дошкольника
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет современные ориентиры построения образовательного процесса в дошкольном учреждении. Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитиепервичных представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому человеку для успешной жизни в современном обществе.
«Цель Концепции – вывести российское образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.»
Вхождение в мир математики начинается с самого детства.
Дошкольный возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Математика должна занимать важнейшее место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными усвоениями таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения.
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Математика – это огромный фактор формирования познавательных и творческих возможностей ребенка, его интеллектуального развития. Она способствует развитию воображения, памяти, эмоций, речи, формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум».
По мнению известных психологов и педагогов (П. Я. Гальперина, Т. В. Тарунтаевой, формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих понятиях. Поэтому основным принципом ознакомления детей с математикой является наглядность.
Учитывая это, формирование элементарных математических представлений у воспитанников проводится не только путем целенаправленного обучения на занятиях,но и в режимных моментах: во время дежурства, на прогулке, в играх.
Для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создать условия – и в первую очередь, предметно-развивающую среду, отвечающую требованиям ФГОС. Чем полнее и разнообразнее подобранный материал, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития. Наличие соответствующего материала позволяет не только стимулировать изначально присущую дошкольникам любознательность, но и развивать их познавательные интересы дальше.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать память, внимание, мышление, воображение. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, навыки, умения, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игры с математическим содержанием развивают творческие способности, логическое мышление, речь, познавательные интересы, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача воспитателя состоит в том, чтобы научить их не только считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.
Источник
«Значение математического развития детей дошкольного возраста»
Введение
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
1. Психолого-педагогические основы развития математических представлений у детей 4-5 лет.
Большая ошибка думать, что ребёнок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно. Когда взрослые пытаются навязать ребёнку математические понятия преждевременно, он выучивает их только словесно. Ребёнок ещё не различает, что можно считать само собой разумеющимся, а что нет.
Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкую систему отношений. Он отражает действительность на уровне представлений, а эти связи усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей и деятельности с ними. При классификации объекты или явления объединяются на основе общих признаков в класс или группу, например: все люди, которые умеют водить машину и т.д. Классификация вынуждает детей подумать о том, что лежит в основе сходства и различия разнообразных вещей, поскольку ему необходимо сделать заключение о них.
Основные представления о постоянстве, операциях классификации образуют более общую схему у всех детей примерно между 4 и 7 годами жизни. Они создают фундамент для выработки логического последовательного мышления
2. Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста.
Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
Объём представлений следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно. Активность ребёнка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных развивающих играх.
Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития, способствует получению результата.
Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб» и другие; из серии: «Кубики и цвет», «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и другие.
Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), модели и другие.
Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:
— оперировать свойствами, отношениями объектов, числами;
— выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;
— сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
— проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
— рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического ) действия.
3. Формирование математических способностей детей
дошкольного возраста.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление. Логические приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий „подвох“ и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.
Заключение
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
И родители, и педагоги знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное — это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, развитие памяти, мышления, творческих способностей способствуют общему математическому развитию детей дошкольного возраста. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди — его родители и педагог.
Литература:
1. Леушина А.М. „Обучение счёту в детском саду“. -М.: Учпедиз. 1961г.стр. 17-20.2. Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. — СП., 2004.
Источник
татьяна сигитова
Значение и задачи развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Статья «Значение и задачи развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Словарь живого великорусского языка В. В. Даля предлагает следующее понятие математики: «Математика — наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике чистая, занимается величинами отвлеченно; — прикладная, прилагает первую к делу, к предметам. Математика делится на арифметику и геометрию, первая располагает цифрами, вторая протяжениями и пространствами. Алгебра заменяет цифры более общими знаками, буквами; аналитика (включающая в себе и алгебру) добивается выразить все общими формулами, уравнениями, без помощи чертежа. Прикладная математика, по предмету зовется: механикою, оптикою, геодезиею и пр.»
«Математика (от греч. mathema — знание, учение, наука, наука о количественных отношениях и пространственных формах окружающего нас мира.
Понимание самостоятельного положения математики как особой науки возникло в Древней Греции в VI-V вв. до нашей эры.
Математикаобъединяет комплекс дисциплин: арифметика (теория чисел, алгебра, геометрия, математический анализ (дифференциальное исчисление и интегральное исчисление, теория множеств, теория вероятностей и многое другое.
Математика характеризуется: а) высокой степенью абстрактности ее понятий (точки — без размеров, линии — без толщины, множества любых предметов и т. п.); б) высокой степенью их общности (например, в алгебре буква обозначает любое число, в математической логике рассматриваются произвольные высказывания и т. п.). Абстрактность и общность понятий математики позволяют один и тот же математический аппарат применять в различных науках» — вторит Далю «Большая российская энциклопедия».
Математика — это особый язык и даже особый мир, в который мы, тем не менее «наведываемся» по сотне раз на дню, когда ходим в магазин, готовим обед, звоним по телефону, моем полы, купаем ребенка и т. д. Более того, стоит нам вытянуть вперед руки и взглянуть на пальцы, мы уже оказываемся в мире математики.
Таким образом, еще до того, как ребенок выучит первую цифру, он уже знает довольно много о базовых математических понятиях, таких как величина, количество, прибавление и убавление, сравнение, множество и т. д.
Развитие интеллекта идет через формирование представлений о количестве.
К 2 годам ребенок наверняка знает, что у него есть «одна ручка и вторая ручка», а нос только один, что у него ладошки маленькие, а у мамы большие, что бывает много и мало игрушек, что можно взять (налить, принести) «еще», «еще немного», «еще больше».
Можно взять (забрать) все, а можно только часть (не все) и т. д.
Дайте ему набор геометрических фигур, вырезанных из картона, и спросите, из чего лучше сделать кузов, а из чего кабину, и малыш, скорее, всего в первом случае выберет прямоугольник, а во втором — квадрат (хотя возможны варианты).
Если вы попросите его положить в один конверт треугольники, а в другой — круги, то, скорее всего, он справится и с этим.
Если же нет, он наверняка сумеет разложить по разным кучкам ботинки и перчатки, шапки и шарфики и т. д.
А если вы поручите ему помочь вам накрыть на стол, он быстро поймет, что значит «чашек столько же, сколько блюдец», «ложек столько же, сколько тарелок», «одно блюдце лишнее», «одной ложки не хватает».
Игра с матрешками или разноцветными стаканчиками поможет закрепить знания о том, что такое «больше, меньше (выше, ниже, большой, маленький (высокий, низкий, самый маленький, самый большой)» и т. д.
На детской площадке, бегая по скамеечкам, ребенок поймет, что значит широкий и узкий, а обнимая деревья — что значит толстый и тонкий.
Если вы считаете с ребенком пальчики на руках, ступеньки на лестнице, чашки на столе, картошку в мойке, уточек в пруду и т. д., то вполне вероятно, что ребеноксможетпосчитать до 5 или до 10.
Таков «математический багаж» «среднего» двухлетки. Психологи и специалисты по развитию детей не требуют таких знаний от двухлетних детей.
Как же идет развитие дальше? Какие игры помогут ребенку без страха войти в мир математики?
2-3 года
В этом возрасте ребенок учится:
различать понятия «много» и «один», использовать эти слова при ответе на вопрос «сколько?»;
сравнивать количества предметов в двух группах;
уравнивать количества предметовв двух группах двумя способами: добавляя их в меньшую или убирая из большей;
понимать вопросы «чего больше (меньше?», осознанно использовать при ответах слова «больше», «меньше», «поровну» идр. ;
сравнивать предметы по размеру и выражать результат сравнения словами «больше-меньше», «длиннее-короче», «шире-уже», «выше-ниже»;
распознавать и называть круг, квадрат, треугольник;
осуществлять простейшую ориентировку в пространстве (слева — справа, вверх) — внизу, впереди — позади) и во времени (день — ночь, утро — вечер).
3-4 года
— умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы);
— может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
— умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
— правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»;
— различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;
-понимает смысл обозначений: вверху-внизу, слева-справа, назад-под, верхняя-нижняя (полоска)
— понимает смысл слов: утро вечер, ночь, день;
— называет знакомые предметы, объясняет, выделяет признаки (цвет, форма, материал).
4-5 лет
— различает из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение);
— умеет считать до 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
— сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5, а также путем поштучного соотнесения предметов групп (составление пар); определять каких предметов больше, меньше, равное количество;
— умеет сравнивать два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения);
— различает и называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, знает их характерные отличия;
— определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху-внизу, впереди-сзади);
— умеет двигаться в нужном направлении по сигналу; вперед-назад, вверх-вниз (по лестнице).
5-6 лет
— считает (отсчитывает) до 10;
— правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10);
— отвечает на вопросы «сколько?» и «какой по счету?»;
— уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удавление и добавление единицы);
— сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине, проверяет точность определения путем наложения или приложения;
— размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания, их длины, ширины, высоты, толщины;
— выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам;
— знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон);
— называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток;
-называет текущий день недели.
6-7 лет
— самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям;
— считает до 10 и дальше (количественный и порядковый счет в пределах 20, называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10);
— соотносит цифру (0-9) и количество предметов;
— составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+,-, =);
— различает величины (длину, ширину, высоту, объем (вместимость, массу (вес предметов) и способы их измерения;
— измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения);
— умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть;
— различает,называет: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др., шар, куб. Проводят их сравнение;
— ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.);
— умеет определять временные отношения (день-неделя-месяц); время с точностью до часа;
-знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших;
— умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущемуи вычитая единицу из следующего за ним в ряду: (5 = 4 + 1) и из следующего (4 = 5 — 1);
— знает монеты достоинством 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей;
— знает название текущего месяца, последовательность всех дней недели, времен года.
Источник