Значение дидактической в развитии ребенка 3 лет
Сенсoрное развитие детей 3-4 лет. Значение дидактических игр в сенсорнoм воспитании.
Вoзраст детей 3-4 лет наибoлее благoприятен для накoпления знаний, ощущений, представлений oб oкружающем мире. Oсновой умственнoго развития детей является вoсприятие различных oбразoв, результат их перерабoтки, пoзнание внешних свойств предметов (по цвету, пo форме, пo величине).
Сенсорное развитие (лат. sunser – ощущение) – этo и есть развитие вoсприятий, представлений об oбъектах, явлениях и предметах окружающего мира. Ребенку, чтобы понять, что за объект перед ним, необходимо пoтрогать, прикоснуться к нему руками или даже попрoбовать на вкус.
Развитие органов чувств у детей младшего вoзраста идет oчень быстрo. Поэтому занятия по сенсорике являются oсновой познания мира ребенкoм. Ребенка надо научить ощупыванию, рассматриванию предмета. Без взрослoго ребенок усваивает знания поверхностнo, стихийнo. А с помощью сенсорного воспитания oзнакомление происхoдит планомернo и последовательнo.
Ведущим видoм деятельнoсти детей 3-4 лет является игра. На данном этапе игра — это главный истoчник развития ребенка. Поэтому сенсорнoе развитие детей идет через дидактические игры.
Что же такoе дидактические игры?
Дидактические игры-это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активнoго обучения и отличающихся наличием правил, фиксированнoй структуры игровoй деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. (В. Н. Кругликов, 1988)
Дидактические игры обязательнo должны учитывать:
-Вoзраст детей
-Игры-занятия должны прoходить для детей добровoльно, с правoм выбора.
-Установление эмоциональнoго кoнтакта между ребенком и взрослым
-Чтобы знания и навыки усвoились, необходимo многократнo повтoрять материал.
-Длительность занятий для 3-4 летних детей 10-15 минут
-Занятия должны прoходить интереснo, в форме игры.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дoшкольного возраста :
- «Волшебный мешoчек» (предлагается на ощупь дoстать из мешочка предложенную фигуру, или отгадать какой предмет ты нащупал, или на ощупь найти пары одинаковых предметов)
- «Из каких фигур состoит….?» (по рисунку определить из каких геoметрических фигур состоит предмет)
- «Найди в комнате предмет заданнoй формы» ( учить выделять фoрму конкретных предметов в oкружающей oстанoвке)
- «Какая фигура здесь лишняя?» (например из четырех квадратoв и одногo треугольника, определить лишнюю фигуру)
- «Сравнить предметы по высoте»
- «Сравнить предметы пo длине» (например кoроткие и длинные веревочки)
- «Кубики» (подобрать oдинаковые по цвету или по размеру кубики или другую геoметрическую фигуру)
- «Сoбрать гирлянду» (собрать гирлянду из разнoцветных фигур по образцу)
- «Угадай на вкус» (кусoчки фруктов и овoщей попробoвать с закрытыми глазами и отгадать что этo)
- «Чья рука?» (пoтрогать ладонь вoспитателя, друга или мамы, папы и с закрытыми глазами oтгадать, чья рука к тебе прикoснулась)
- «В какую коробку» (распределить пять видов игрушек разныx размеров по пяти разным кoрoбкам, в зависимости от размера)
Таким oбразом, рoль дидактических игр в сенсорнoм воспитании очень велика. Дидактические игры выполняют функцию-кoнтроль над состоянием сенсорногo развития детей. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что ведущей фoрмой сенсорногo вoспитания являются дидактические игры. Толькo при oпределенной системе проведения дидактических игр можнo дoбиться сенсорногo развития, которoе в свою oчередь необходимo для интеллектуальногo развития ребенка, развития наблюдательнoсти, внимания, воображения. Хаoтичные представления о мире принимают упорядoченную структуру. То есть сенсорнoе развитие с пoмощью дидактических игр готoвит ребенка к реальнoй жизни, гoтовит к oбучению в шкoле, что и является oдной из главных зада детскогo сада.
Источник
Шадрина Е. Ю.,
воспитатель МБДОУ №62 «Родничок»
г. Северодвинск
доклад (заочное участие)
Значение дидактической игры в развитии и воспитании детей раннего возраста
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности » Сухомлинский В.
В последнее время очень много внимания уделяется воспитанию и обучению детей раннего возраста, так как именно в этот период развития закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности — познавательная активность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Именно в раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим более предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности [7, 50]
Собственно по этой причине, педагогу надо быть осторожным и последовательным в своем методическом отношении к каждому из малышей, необходимо считаться с той ступенью развития, на которой каждый из них находится[4,c.62].
В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Ребенок играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами.
Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия. [6, 332]
Так, например, развивая представления о величине и форме предметов с детьми можно проводить такие действия, как собирание шариков и кубиков, разбирание и собирание игрушек-вкладышей – матрешек, грибочков, собирание пирамидки, соотнесение предметов с фигурными отверстиями дидактических столиков, составление разрезных картинок из двух частей, собирание геометрической и магнитной мозаики.
Такие дидактические игры способствуют развитию мелкой моторики руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса. Игра, как игровое средство обучения — явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся, играя.
Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.
В игре дидактическая задача как бы замаскирована, скрыта от ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере непреднамеренного усвоения знаний и умений детьми.
К.П. Удальцова, Е.И. Тихеева, А.И. Сорокина отмечают, что дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др. [3,с.32].
Прежде всего, это игры с широко распространенными народными деревянными игрушками: матрешками, башенками, шарами, яичками, грибками и другими сборно-разборными игрушками и вкладышами. Как и дидактические материалы, они специально создаются для сенсорного развития детей, для упражнения в различении величины, формы, цвета и т.д.; имеют такое же дидактическое, обучающее начало. Их конструкция направляет детей на нужные действия, а в случае ошибки помогает заметить ее.
Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости. Малыш в игре подражает взрослому, действует по его речевой инструкции, эмоционально откликается на предложение взрослого поиграть, участвует в совместных играх, учится подчиняться и соблюдать несложные правила игрового взаимодействия, правила игры, что способствует успешной социализации детей в обществе. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Таким образом, использование дидактических игр незаменимо для развития детей 2-3 лет.
Для реализации поставленных задач большое внимание необходимо уделить организации предметно-развивающей среды. В группе необходимо оформить развивающий сенсорный стенд, уголок сенсорики, где в свободном доступе для детей находятся различные виды мозаики, формочки-вкладыши, матрешки, шнуровки, «бусы», цветные шарики, пазлы для малышей, настольно-печатные игры «Цвета», «Найди форму», «Собери картинку», «живой песок» и игрушки для центра «Песка и воды».
При организации дидактических игр необходимо учитывать доступность и привлекательность, строгую дозировку содержания, их игровой характер, использовать различные сюрпризные моменты.
Руководя дидактической игрой, педагог использует разнообразные формы организации детей. Если необходим близкий контакт, то дошкольников усаживают на стульчики, поставленные в круг или полукруг, а педагог садится в центре. В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения ее замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удерживать игру в пределах установленного времени – большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач [1,c.31].
Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу.
Дидактические игры проводятся в групповой комнате, в зале, на участке, в лесу, в поле и т.д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления, непосредственность переживаний и общения.
Для того, чтобы обучение детей раннего возраста было успешным, можно использовать резкие контрасты предметов (например, формы: шар — куб, цвета: красный — желтый, величины: большой – маленький). Игрушки для игр, желательно подбирать знакомые, чтобы детям было знакомо не только их название, но и возможность использования в играх.
Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество — это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Вот этот интерес к развивающим играм, к интеллектуальному напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развивать у детей. Именно развивать, так как сам он ниоткуда не появляется первое условие успеха — улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность в прогрессе малыша, в росте его сил. При этом, конечно, нельзя забывать, что перехваливание — похвала не по заслугам — может и навредить, особенно в старшем возрасте.
Всегда нужно уметь показывать ребенку как бы резерв его возможностей, что можно делать еще лучше: — Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия кривая получилась. Если все линии будут прямыми, то будет еще лучше! Попробуй-ка! Это возбуждает у малыша желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию — очень важное условие творческой деятельности в любой области. В этом отношении развивающие игры облегчают задачу: они сами создают такую перспективу развития своими заданиями-ступеньками [2,c.27].
Воспитатель должен положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым содействуя развитию самостоятельности и активности детей.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что дидактическая игра — это игра только для ребенка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения — облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Ещё раз хотелось бы отметить, что дидактическая игра — это сложное, многогранное явление. С помощью дидактических игр происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.
Дидактическая игра помогает сделать материал увлекательным, что очень важно для детей раннего возраста, создает радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игрой в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность знакома ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения, а положительные эмоции облегчают процесс познания.
Список информационных источников
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Гардарики, 2014. – 280 с.
2. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: АСТ, 2014. – 104 с.
3. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада – М.: Просвещение, 1989.- с.127
4. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2008. -с.75
5. Королёва Л.В Ранний возраст – раннее развитие // Воспитатель ДОУ.- 2011. — № 2. – с.61-66
6. Козлова С. А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр « Академия», 1998. – 432 с.
7. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник.
–– Москва: Гардарики, — 2000. – 255 с.
Источник
А.И. Крамная – воспитатель
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ С КУКЛОЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Речь является основным средством общения людей. Речь по значению носит полифункциональный характер. Речь объединяет людей в деятельности, способствует пониманию и формированию убеждений, взглядов, познанию мира, оказывает существенное влияние на развитие личности в целом. Речь также является средством мышления, носителем информации, памяти, сознания и пр. Дошкольный возраст является периодом появления и становления речи. Интенсивное развитие активной речи происходит в раннем возрасте. Ранний возраст – важный период в развитии психических процессов, особенно речи. Поэтому именно в раннем возрасте вопросам речевого развития детей необходимо уделять особое внимание. В современных условиях организация развития речи детей в дошкольной образовательной организации предусматривает поиск эффективных педагогических средств речевого развития, адекватных возрастным возможностям ребенка и обеспечивающих гарантированный результат. Таким средством в работе с детьми раннего возраста выступает дидактическая игра с куклой. Игры с куклами привлекают детей 2-3 лет, потому что ведущая деятельность в этом возрасте – предметная игра.
В раннем возрасте воспитание речи ребенка происходит при повседневном общении со сверстниками, взрослыми. Процесс воспитания будет более успешным, когда вместе с повседневным общением проводить специальные занятия и поучающие игры с куклой, в процессе которых детьми усваиваются доступные им умения и сведения. В игровых упражнения, игре развивающее взаимодействие ребенка и взрослого является особенно эффективным [4, с. 73].
Речь и восприятие ребенка формируется во время действий с дидактической игрушкой.
Для ребенка раннего дошкольного возраста нужна, в первую очередь, кукла. Она в жизни ребенка занимает главенствующее положение, так как кукла представляет собой уменьшенную копию человека. Ребенок себе выбирает маленького подобного друга, который сопровождает его в течение всего детства. С игрушками ребенок взрослеет, переживает, разговаривает, фантазирует, дружит и растет. Дети используют куклу в большинстве своих игр. Как представитель игры кукла помогает ребенку ярче и полнее отобразить впечатления окружающего мира. Занятие с куклой является ценным тем, что в нем слово связано с действием. Новые слова повторяться могут в различных сочетаниях несколько раз, изменяться по-разному. Занятие с куклой закрепляет в речи ребенка раннего возраста название мебели, посуды, одежды, предметов, частей тела, глаголы, которые обозначают действия в процессе потребления пищи, одевания, умывания и др. [2, с. 68].
Дидактическая игра имеет важное значение для умственного развития ребенка 2-3 лет. При проведении дидактической игры у детей формируется способность сосредоточиться на определенном предмете или явлении, о котором говорит взрослый. Опираясь на склонность и способность детей раннего возраста к подражанию, педагог их побуждает к воспроизведению показанного действия, сказанных слов.
Дидактическая игра является эффективным методом, применяемым для активизации словаря ребенка раннего возраста. У каждой дидактической игры имеется собственное программное содержание. К примеру, закрепление знаний о счете, времени, цвете и т.д. В программное содержание входят также определенные слова, которые ребенок должен освоить [1, с. 26].
Дидактические игры являются обучающими. Их создают взрослые для обучения и воспитания детей. Задачи, поставленные в дидактической игре, реализуются при помощи игровых действий, правил, что особенно привлекает детей раннего возраста. Данные игры развивают познавательную деятельность, интеллектуальные операции, которые являются основой в обучении. Так как в раннем возрасте дети интересуются предметной деятельностью, применение в процессе обучения дидактической игры с куклой вызывает у них особый интерес. Так, к примеру, дидактические игры «Кукла Маша обедает» помогают детям закреплять знания о посуде, активизирует речь; «Новая кукла» – обучает дошкольников называть правильно предметы мебели в группе, закрепляются знания о назначении мебели, активизируется речь. При накоплении существительных в словаре ребенка появляются понятия-обобщения (мебель, посуда, одежда). При манипуляции куклой во время игры ребенок обозначает действия: кукла плачет, спит, пьет, сидит, стоит, ест и пр., то есть ребенок начинает активно использовать в речи глаголы. Также, при описании куклы: красивая, большая и пр. словарь детей обогащается именами прилагательными.
В работе с ребенком 2-3 лет эффективным считается сочетание слова с наглядностью. Кукла вызывает желание у ребенка принимать активное участие в игре. Яркие куклы способствуют возникновению желания у детей рассмотреть их.
При познании окружающего мира детьми усваиваются словесные обозначения явлений и предметов, их отношений, связей и свойств. Для активизации, обогащения и расширения словаря детей раннего дошкольного возраста используются дидактические упражнения. Данные упражнения являются разнообразными, предполагают употребление в речи слов, которые относятся к различным частям речи.
Обогащают словарь ребенка дидактические игры с куклами: «Отгадай, кто пришел к нам в гости», «Что кукла делает?» и пр.
Ребенок овладевает успешно речью на специальных занятиях с использованием дидактической игры с куклой. Дидактическая игра способствует закреплению знаний, которые получены на занятии, активизации словаря дошкольников. Игра – естественное состояние, потребность организма ребенка, средство совместной деятельности и общения детей. Игрой создается положительный фон, при котором психические процессы протекают активнее. Дидактическая игра позволяет выявить личностные качества, индивидуальные особенности, определить уровень представлений и знаний ребенка, что имеет важное значение для продолжения эффективной работы с ним [3, с. 128].
Дидактическая игра с куклой – это занятие в игровой форме с детьми, в котором их речевая активность (ответ на вопрос) занимает главное место. Суть игры заключается в том, что воспитатель разыгрывает инсценировку, в которой принимает участие кукла, к примеру, угощение куклы, встреча куклы, сбор куклы на прогулку и т.д. Далее педагог проводит с детьми разговор от имени куклы, при этом вставляет замечания и вопросы от своего имени. Дети отвечают по одному либо хором. Данная форма ведения разговора соответствует интересам детей раннего возраста и является эффективным средством активизации речи. Дети следят с интересом за действиями педагога, слушают внимательно, отвечают на вопросы и задают вопросы сами.
Дидактическая игра с куклой, проводимая с детьми 2-3 лет – эффективное средство развития речи дошкольников, так как в такой игре ими приобретаются необходимые речевые навыки, которые связаны с бытовой повседневной деятельностью. Эффективность занятий с применение дидактических игр с куклой обуславливается использованием различным приемов воспитания и обучения: показы, повторы, занимательность, усложнения, указание, образец воспитателя, сюрприз, сенсорное обследование.
Выполнение ребенком игрового действия по указанию педагога приводит к пониманию вопроса, формированию умения отвечать на него отдельными фразами, словами, простым предложением, что повышает уровень развития речи ребенка.
Речь педагога должна быть литературной, грамотной. Речевая структура у педагога, при работе с детьми 2-3 лет, соответствовать должна данному возрасту: предложения быть должны простыми и короткими. Важными являются ясность и точность речи. Точность речи оказывает влияние на точность восприятия, понимания, мышления. Педагогу следует регулировать собственный темп речи, силу голоса: говорить надо настолько тихо либо громко, настолько требуют этого содержание речи и условия момента. Речь педагога должна быть выразительна и эмоционально. В ней должны отражаться необходимые внимание и интерес [5, с. 75].
Во время проведения дидактической игры с куклой педагог должен помнить, что игра должна создать у дошкольников хорошее настроение, вызывать радость: дети радуются познанию чего-то нового, своим достижениям, освоению новых слов. Это выступает залогом в успешном развитии ребенка в раннем возрасте и важно в дошкольном воспитании.
Основа работы с детьми раннего дошкольного возраста включает в себя дидактические принципы: посильной самостоятельности и активности. Суть их заключается в сотрудничестве и соучастии ребенка и педагога. Педагог прикладывает все возможные усилия для оказания помощи детям в понимании содержания занятия. Во время занятия с дидактической игрой с куклой происходит расширение пассивного словаря дошкольников и формирование активного. В связи с этим на занятии необходимо создавать все условия для возникновения у детей потребности в речевом взаимодействии с педагогом. Педагог предлагает ребенку включиться в игровой взаимодействие, к примеру: уложить куколку спать, убаюкать. При этом педагог побуждает постепенно детей к проявлению самостоятельность, выражению словами собственное отношение к происходящим действиям, к примеру: ответить, как ребенок уложит спать куколку, что для этого сделает [6, с. 39].
Ведущая роль в развитии речи принадлежит игре. Дидактическая игра развивает речь детей. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра с куклой широко используется и как средство нравственного воспитания. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
На наш взгляд, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Дидактическая игра с куклой – одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры с куклами направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с игрушками, развитие творческого мышления и воображения.
Таким образом, дидактическая игра с куклой является обучающей игрой, оказывающей влияние на обогащение и уточнение словаря, развитие активной речи, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умения правильно выражать собственные мысли у детей раннего дошкольного возраста. В игре происходит развитие познавательных психических процессов: воображение, память, мышление, речь, восприятие. Дидактические задачи во многих играх включают в себя обучение детей составлению самостоятельных рассказов, что позволяет развивать монологическую речь. В таких играх закрепляется словарь детей, развиваются навыки общения. В работе с ребенком раннего дошкольного возраста дидактическая игра с куклой – наиболее подходящая форма обогащения у него чувственного опыта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – Новосибирск: Логос, 2017. – 212 с.
- Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсеньева. – М.: Форум, 2017. – 144 с.
- Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова – М.: Просвещение, 2017. – 400 с.
- Давидчук, А.Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников. Методическое пособие / А.Н. Давидчук. – М.: Сфера, 2018. – 176 c.
- Деркунская, В.А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей раннего дошкольного возраста / В.А. Деркунская, А.Г. Рындина. – М.: Центр педагогического образования, 2017. – 112 c.
- Карпова, С.Н. Игра и развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: МГУ, 2016. – 142 с.
Источник