Значение детской игры для развития ребенка
Значение игры для развития детей дошкольного возраста
В условиях современных стандартов педагогам необходимо знать особенности развития каждого ребенка. Игра – это неотъемлемая часть развития детей.
На основании одного из принципов Федерального государственного образовательного стандарта осуществление программы производится в разнообразных формах, специфичных для детей данного возраста и прежде всего в игровой форме.
Психологическая теория деятельности в рамках исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева обращает внимание на три преобладающих вида деятельности человека – трудовую, игровую и учебную. В дошкольном детстве игра представляет собой ведущую деятельность человека, она оказывает большое влияние на его развитие.
В последние годы вопрос классификации детских игр опять стал одним из важных в детской педагогике и психологии. Одна из современных классификаций детских игр была представлена С.Л. Новоселовой, в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». Данная классификация базируется на понятии о том, кто был инициатором возникновения игры (ребенка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), – самостоятельные игры:
а) игра-экспериментирование;
б) самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные.
2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который организует их с воспитательными и образовательными целями:
а) игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;
б) досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.
3) игры, сложившиеся в ходе исторического развития этноса, возникающие как по инициативе взрослого, так и детей более старшего возраста: народные или традиционные.
В игровой деятельности развиваются все стороны детской личности, происходят интенсивные изменения в психике ребенка, которые подготавливают ее на следующую, более высокую ступень развития. На этом основывается большой воспитательный потенциал игры, которую психологи определяют, как ведущую деятельность детей дошкольного возраста.
Игра является отражением жизни. В ней все «понарошку», «как будто», но в такой условной ситуации, порождаемой детским воображением, много реальности: действия участников всегда реальны, их переживания, чувства, искренни, натуральны.
Можно отметить определенные особенности игры дошкольников:
1. Игра является ведущим и наиболее доступным видом деятельности детей-дошкольников.
2. Игра также выступает результативным средством воспитания детской личности, его волевых и морально качеств.
3. Все психологические новообразования дошкольников берут свое начало в игровой деятельности.
4. Игра помогает развитию всех сторон детской личности, способствует происходящим психическим изменениям.
5. Игра является значимым средством интеллектуального развития ребенка, где интеллектуальная деятельность связана с деятельностью всех процессов психики.
Развитие игры в личностном онтогенезе проходит несколько стадий.
I. В раннем возрасте преобладает предметная игра, когда ребенок производит перенос действия с предметом в другие условия. Ложкой кормит и кукол, и мишек, и машину, и лошадку. Предмет приобретает разные несвойственные ему функции. Начало игры – игровое отношение к предметам.
II. В возрасте 3 лет появляется сюжетно-отобразительная игра. Деятельность ребенка в репликах, в действиях. Ребенок при этом одни играет с различными игрушками. Игрушки представляют собой доктора и больных, у них появляются дети и родители, хотя дети еще не выделяют отношения между ними. Но в подобной игре игрушки уже начинают изображать особенности реального человеческого поведения.
III. Позже появляется самая сложная форма игры – сюжетно-ролевая. Её сложность в том, что в ней принимают участие несколько детей, причем каждый исполняет свою роль. Взаимоотношения между играющими могут происходить как в реальном, так в сюжетном, воображаемом плане. Я – врач, а ты – больной. Но ты тоже хочешь поиграть с фонендоскопом, и мы меняемся ролями: ты – врач, я – больной.
Сюжетно-ролевая игра совершенствуется в различных направлениях; в сюжетах отображаются все более отдаленные области действительности: почта, путешествие, ателье, скорая помощь, концерт, космодром и т.п..
В процессе игровой деятельности дети формируются физически, психически и личностно. Рассмотрим более подробно влияние игры на детское развитие.
Физическое развитие. В ходе игры ребёнок производит различные движения, развивает свои двигательные умения. Все дети любят подвижные игры: они с увлечением бегают, прыгают, гоняют мяч, кувыркаются. В подобных играх дети учатся в совершенстве владеть своим телом, развивают мышечный тонус и ловкость, что чрезвычайно важно для растущего организма.
По мнению психологов, в том числе и В.С. Мухиной, игра оказывает большое влияние на воспитание произвольности психических процессов.
Так, у детей в игровой деятельности начинают формироваться произвольная память и произвольное внимание. В игровых ситуациях ребенок лучше сосредоточивается и больше запоминает, чем в условиях лабораторных опытов. Осознанная задача (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка легче и раньше всего в условиях игры.
Игровая деятельность постоянно оказывает влияние на интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника. В ходе игры он учится использовать заместитель предмета – применяет к заместителю другое игровое название и применяет его в соответствии с этим названием. Предмет-заместитель становится основой для мышления. На базе манипуляций с предметами-заместителями ребенок учится думать о реальном предмете.
Игровая деятельность как ведущая играет особую роль для формирования рефлексивного мышления. Рефлексия дает возможность строить адекватное поведение человека в обществе.
Ролевая игра играет огромную роль значение для развития воображения. В игре дети учатся замещать одни предметы другими, принимать на себя разнообразные роли. Все это помогает формированию воображения.
Значение игры для развития детской личности заключается в том, что через игру он сталкивается со взаимоотношениями и поведением взрослых людей, которые становятся эталоном для его собственного поведения, и в игре он усваивает главные навыки общения, качества, требуемые для установления контакта с другими детьми.
Внутри деятельности игровой начинает формироваться и деятельность учебная, которая позже станет ведущей. Учебные элементы вводятся взрослым, они не могут появиться непосредственно из игры. Ребенок дошкольного возраста начинает учиться в процессе игры – обучение он воспринимает как очередную ролевую игру с определенными правилами. Но при выполнении этих правил, незаметно для себя ребенок овладевает первичными учебными действиями.
В игровой деятельности детьми постигаются определенные знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, которые имеют мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконинеские знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.
В ходе сюжетно-ролевой игры у ребёнка появляется необходимость все время проговаривать собственные действия, изображая диалоги между игровыми персонажами. Игры в обществе других детей содействуют не только речевому развитию, но и совершенствованию коммуникативных умений: детям необходимо распределить роли, составить правила игры, поддерживать общение непосредственно в игровом процессе. Ребёнку необходимо уметь не только договариваться, но и соблюдать оговоренные правила.
Сюжетно-ролевые игры строятся на подражании ребёнком взрослому человеку. В процессе игры дети как будто примеряет на себя роль взрослого, на уровне игры старается выполнять его функции. Подобная игра порождает у ребёнка желание по-настоящему стать взрослым, то есть создать семью, получить профессию, зарабатывать деньги. Естественно, для того, чтобы в процессе игры складывалась «правильная» мотивация, у ребёнка должен быть перед глазами положительный пример взрослых.
Хотя сюжеты детских игр и являются фантазийными, но выводы, которые ребёнок делает в игровой ситуации – самые реальные. Игра становится в своем рода полигоном, на котором ребёнок формирует определенные личностные качества. Таким образом, у ребенка появляется желание поступать нравственно.
В игровой деятельности дети учатся жалеть, выражать симпатию, сочувствовать, поддерживать. Часто встречаются ситуации, когда в игре проявляются эмоциональные детские проблемы: тревога, страх, агрессия. В форме игры есть возможность дать выход подобны эмоциям и прожить с ребёнком трудные для него ситуации.
Таким образом, игра является для ребенка отражением жизни и ведущим видом деятельности. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Все психологические новообразования ребенка берут начало в игре. В процессе игры ребенок развивается физически, психически и личностно.
Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры. [Текст] / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2004. – 240 с.
Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. [Текст] / Отв. ред. М.Н. Лазутова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
Игра дошкольника. [Текст] / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под. ред С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
Источник
Екатерина Михальчёнок
Значение игры в развитии ребенка-дошкольника
Значение игры в развитии ребенка дошкольника.
«Игра — путь детей к познанию мира,
в котором они живут…».
А. И. Горький
Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию обобщать со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Игра в жизни каждого человека имеет очень большую роль. Значение игры в жизни дошкольника вообще трудно переоценить. Для ребёнка она имеет особое значение, т. к. посредством игр развивается личность ребёнка, формируется характер. И нет такого человека, который никогда ни во что не играл, хотя бы сам с собой. Игра — отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления из жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры; они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящее время. Поэтому игра — всегда импровизация. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир. Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольника.
Игра — важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. В игре ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Публикации по теме:
Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника
СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра — это основной вид игры ребенка.
Значение экспериментирования в развитии ребенка
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,.
Консультация для родителей «Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка»
И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони.
Консультация для родителей «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника»
Консультация для родителей. «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника» Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности,.
Консультация для воспитателей «Значение лепки в развитии личности дошкольника»
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому.
Литературная гостиная «Значение чтения в развитии ребенка»
Литературная гостиная на тему: «Значение чтения в развитии ребенка»‘ Воспитатель: Дорогие родители, сегодня мы поговорим с вами о роли.
Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника
Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника. Корхова Юлия Александровна — воспитатель Структурное подразделение детский.
Сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации. Их значение в развитии дошкольников
«Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.
Значение общения в психическом развитии ребенка
Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,.
Значение пальчиковых игр и упражнений в развитии речи ребенка
Еще древнее китайское учение утверждало, что упражнения, выполняемые руками, увеличивают мозговую активность человека. Ловкая и слаженная.
Источник
Значение игры в развитии ребенка дошкольника.
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развивается духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем, что — либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют творческими или сюжетно — ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Что дает право называть игру творческой деятельностью? Игра — отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «настоящий» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по — настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средства для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация.
Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.
Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятными.
Виды игр.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.
В конце раннего периода детства из предметно-манипулятивной деятельности возникает игра с сюжетом. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, он и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, «как через стекло». В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.
Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Игра не может развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. Д.Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Тогда ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение. Л.С. Выготский писал: «… если бы в дошкольном возрасте мы не имели бы вызревания нереализуемых немедленно потребностей, то мы не имели бы и игры». Игра, писал он «должна быть понята как воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний». При этом подчеркивается, что в основе игры лежат не отдельные аффективные реакции, а обогащенные, хотя самим ребенком не осознанные, аффективные стремления.
Творческая ролевая игра становится, по определению Л.С. Выготского «ведущей деятельностью дошкольника», в которой формируются многие его психологические особенности, среди которых важнейшей является способность руководствоваться этическими инстанциями. Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Как указывает И. Ю. Кулагина, возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения.
Претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами — это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа — между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет), и отношения подлинного сотрудничества — между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Это очень важно.
Заключение
Дошкольное детство – период, в котором идет активное развитие всей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это время первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника.
Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия.
Источник