Значение чтения в развитии речи ребенка

Значение художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Автор: Коптева Ольга Александровна

Воспитатель МКДОУ Павловский детский сад № 8 (Павловского района).

                                                                                                    «Читая авторов,

                                                                                       которые хорошо пишут,

                                                                              привыкают хорошо говорить».

                                                                                                             (Вольтер)

В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература. Речевое развитие дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе.

 Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника с младшего возраста.  Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием дошкольников с раннего возраста.

Используя определенные формы работы с художественной литературой, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития дошкольника.

ФГОС   позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой на своё усмотрение.

Дошкольный возраст – это период интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения.

Одним из средств общения взрослых и детей является книга. Она помогает ребенку в обогащении словаря и речи, сообщая образцы выразительной народной речи в виде фольклора, правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями.

Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг,    начинаем со знакомства детей с книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых произведений детей. Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги. Приобщая ребенка к книге, формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не загибать листочки).

Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.

Знакомство ребенка с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Детей среднего дошкольного возраста необходимо учить отвечать на вопросы. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам, и в то же время, замечать и чувствовать художественную форму произведения.

 В старшей группе, при восприятии содержания литературных произведений, детей учим замечать выразительные средства.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи, способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Знакомство детей с художественной литературой даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.

Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.

Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение.  Беседуйте  с ребенком!

Литература:

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

А.И. Максаков развитие правильной речи ребенка в семье. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

В.В. Гербова   Приобщение к художественной литературе.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

https://pedportal.net/

https://www.maam.ru/

https://nsportal.ru/

Источник

Кадырова Джарият
Значимость художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка пятигорск

Значимость художественной литературы в развитии речи

детей дошкольного возраста

В условиях реализации ФГОС особое место в дошкольном образовании отведено роли художественной литературы в развитии речи дошкольников.

Речевое развитие дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе. Ведь, как сказал В. А.Сухомлинский: «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Богатейший материал, как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребенка представляют загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки и пословицы.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Дошкольников младших групп особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе воспитатель фиксирует внимание детей на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). При чтении стихотворений, воспитатель выделяет ритмичность, музыкальность, напевность, подчеркивает образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

В старшем дошкольном возрасте перед педагогом стоит задача развивать интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Чтение художественной литературы раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве.

Конечно же, педагоги разработали множество методов, которые помогают как с ДОУ, так и в повседневной жизни развивать речь ребенка.

К основным методам развития речи детей относятся:

1. Словесные методы (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, беседа с детьми).

2. Наглядные методы (экскурсии, рассматривание иллюстраций, фотографий, видеоматериалов, игрушек и т. д.).

3. Практические методы (дидактические игры, дидактические упражнения).

Основываясь на выдающихся трудах исследователей-педагогов, а также на собственный эмпирический материал, мы готовы проиллюстрировать значимость художественной литературы, как в образовательном, так и в воспитательном процессе. Для примера приведем используемый нами метод чтения художественных произведений литературы во второй младшей группе в рамках Творческого проекта «Мой любимый писатель – Агния Барто». Приступая к реализации проекта в начале года мы провели анализ речевого развития, который показал, что у части детей (70%) «лепетная» речь, у части детей (20%) речь в стадии становления (фразовая односложная) и речь в норме у остальных детей.

Цель работы – развитие речи детей младшего возраста с помощью художественной литературы.

Задачи работы:

1. Изучить особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.

2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам развития речи дошкольников и содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

3. Активизировать методы, приемы и средства развития речи детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы.

Творческий проект «Мой любимый писатель —

Агния Барто»

Возраст: вторая младшая группа.

Вид проекта: исследовательско-творческий.

Цель проекта: Формирование представлений о творчестве А. Барто.

Задачи:

1. Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет стихов о детях, об играх и игрушках.

2. Воспитывать у детей интерес к стихам, стремление внимательно слушать.

3. Продолжать упражнять детей в умении рассказывать стихи А. Барто «Игрушки» (Мишка, Зайка, Мячик, Бычок, Лошадка, Грузовик, Самолет).

4. Формировать умение передавать свои впечатления в художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Развивать любознательность и познавательный интерес.

Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатели.

Длительность проекта: октябрь-апрель.

Продукт проекта:

• портфолио А. Барто «Игрушки»;

• Выставка игрушек «Моя любимая игрушка»

• Весенний досуг «Игрушки» А. Барто (апрель).

Примерный план образовательной деятельности с детьми

Непрерывная образовательная деятельность Совместная деятельность в режиме дня Создание условий для самостоятельной деятельности Работа с родителями

Развитие речи: рассказы детей «Моя любимая игрушка», «Как я играю с игрушками», «Как нельзя играть с игрушками»;

Художественно-творческая деятельность (ИЗО): рисование «Зайка», «Лошадка» (хвост, грива); разукрашка «Барабан», «Самолет»;

Аппликация «Мишка»

Лепка «Мячик для Тани»,

Конструирование «Самолет», «Грузовик»;

Дидактические игры: «Опиши игрушку мы отгадаем», «Сложи картинку» Чтение стихов А. Барто серии «Игрушки»;

Рассматривание портрета А. Барто;

Рассматривание иллюстраций книг А. Барто;

Слушание аудиозаписей со стихами А. Батро;

Разучивание стихов А. Барто серии «Игрушки», «Мишка», «Зайка», «Мячик», «Лошадка», «Грузовик», «Самолет»;

Рассматривание детских рисунков «Моя любимая игрушка» (нарисованных совместно с родителями);

Выставка любимых игрушек, принесенных из дома «Моя любимая игрушка» Подборка пособий (портрет, иллюстраций, игрушки, книги)

Дидактические игры Создание портфолио «Игрушки»

Анализ развития речи на конец года показал положительную динамику. У детей с лепетной речью появилась фразовая речь, значительно улучшилось состояние у детей с односложной фразовой речью, обогатился словарный запас. Возросла тяга детей к литературным произведениям. Улучшилась память детей – запомнили стихотворения А. Барто из серии «Игрушки». В художественно творческой деятельности дети отражали свои впечатления от произведений А. Барто.

Заключение

К сожалению, сегодня мы наблюдаем речевые ошибки, неразвитый словарный запас, неправильное построение предложений не только у детей дошкольного или школьного возраста, но и у взрослых людей. А как мы знаем, все ошибки и недочеты «родом из детства». Следовательно, вопрос правильного подхода к изучению художественной литературы в дошкольном возрасте остается крайне актуальным на сегодняшний день.

Наиболее важным этапом в развитии речи детей является дошкольный возраст, т. к. в этот период мозг ребенка и речевой аппарат наиболее пластичны, а значит, самое время заложить «фундамент» речевого развития дошкольника. Но, к сожалению, век технологий не стоит на месте и развитием ребенка занимается телевизор, компьютер и другие гаджеты, которые дают ребенку готовую пищу для размышления, не давая возможности фантазировать и делать «разминку для мозгов». Роль книги потеряла свою ценность, и мы хотим напомнить, что книга является неотъемлемой частью развития речи современного дошкольника. И это на сегодня одна из главных задач педагогов и родителей.

Читайте также:  Формы и методы работы с книгой для развития и образования ребенка

Источник

«Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Общеизвестно  воздействие  художественной  литературы  на   умственное   и  эстетическое   развитие   ребёнка.    Велика  её  роль  и  в   развитии речи    дошкольников.  На важность  приобщения  детей  к  красоте родного слова, развития  культуры   речи   указывали   педагоги,   психологи,   лингвисты      (К.Д.Ушинский,    Е.И.Тихеева,    Е.А.Флерина,    Л.С.Выготский,  C. А. Рубинштейн,  Ф. А.Сохин,   А.В.Запорожец,   А. М. Шах,  Л. И.  Айдаров  и  другие).

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств  и  взаимоотношений. Она   развивает  мышление  и  воображение  ребёнка, обобщает его эмоции,  даёт   прекрасные  образцы   русского   литературного  языка,  развивает  умение  тонко   чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная   литература   сопровождает   человека  с  первых  лет   его жизни.

Знакомство   с  художественной  литературой  осуществляется  с  помощью литературных  произведений  разных жанров. Необходимо не только учить детей   слушать  сказки,  рассказы,  стихи,  обращать   внимание   детей   не только  на  содержании  литературного  произведения, но  и на   некоторые   особенности  литературного   языка (образные слова и выражения,  некоторые эпитеты и сравнения).

После   рассказывания    сказок,   необходимо   учить   детей   дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые  простые  вопросы  по  художественной  форме  произведения.

Ежедневное  чтение  детской   литературы  в  детском  саду, специальные занятия   по  художественной  литературе  оказывают  большое  влияние на развитие словаря детей.  На литературном материале дети начинают усваивать   сложные   понятия  (жанр,  рифма,  писатель,  эпитет  и  др.).  Дети  не   только    упражняются   в   умении   выделять   сравнения в художественных   произведениях,   но   и  участвовать  в  построении словосочетаний   и  предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять    характерные  для  сравнения  союзы  как,  словно,  будто.

С   помощью  художественной  литературы  у  детей  должна  развиваться способность  замечать  красоту  и  богатство  русского языка.Наукой   и   практикой   установлено,  что,  если определённый   уровень овладения языком не достигнут в дошкольном возрасте, то этот путь, как правило,  не  может  быть  пройден  на  более  поздних этапах.

В  сложившихся   современных   условиях   книга    почти лишилась    прежнего     значения   у   родителей,   а   телевидение   активно вытесняет  её   из  детской  жизни.  

Преподаватели начальных классов  школы отмечают, что ученики не очень   любят стихи,  слабо  интересуются   художественной   литературой. Объяснения  этому,    они    считают,   надо искать   в  детском саду.

Ознакомление  детей дошкольного возраста  с детской    художественной   литературой   будет  способствовать развитию разных  сторон  речи  детей  при  следующих  условиях:

• правильного    подбора  художественной  литературы  в соответствии с возрастом и интересами ребёнка.

• целенаправленного  использования  художественной литературы  в разных видах деятельности.

• при правильной организации совместной работы с родителями.

Принципы отбора литературных  произведений для

чтения и рассказывания детям.

Проблема отбора литературных произведений для детского чтения ─ одна из самых важных и сложных проблем педагогики. Издавна   велись и до сих пор не прекращаются споры о том,  что предпочтительнее читать детям и как   определять  круг  детского   чтения:   какие темы  и  жанры  должны  занимать  главенствующее  положение, какова  специфика  влияния  детской книги на личность  ребёнка;  допустим  ли  психологизм   в  детской  книге;  какое  количество  литературных  произведений  должен  узнать  ребёнок на протяжении   дошкольного   возраста;  что  представляет    собой  детская        « начитанность»,  что  должно войти  в  круг обязательного чтения ребёнка ─  дошкольника и др.

Продуманный отбор книг для детского чтения  определяется тем,─  что неизбежно влияет  на литературное  развитие ребёнка, формирование литера- турного  опыта  на  этапе дошкольного детства,  на  воспитание  отношения  к книге.  Интерес к  книге, возникший  в  ранние годы, помогает  ребёнку в

 дальнейшем,  когда   он   осваивает  самостоятельное  чтение, преодолевает  все  трудности  ради того,  чтобы испытать  радость открытия нового.

 Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок  стремится  подражать героям,  которые  ему  симпатичны.  Сюжеты литературных произведений   переводятся   в   детские  игры. Проживая в игре жизнь любимых   героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Это лишний  раз  подтверждает,  что  путём  правильного   отбора   книг можно оказывать  благотворное  влияние  на  нравственное  становление личности ребёнка,  на формирование  его  духовных  ценностей.    

Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт  первые и  потому наиболее сильные впечатления и потому наиболее сильные  впечатления о  прекрасном.  Специфика  литературы  состоит  в  том, что   средством  выражения  художественного содержания  является неповторимый языковой  образ,  к   которому  малыш  тянется   бессознательно,  привлечённый  его красотой , необычайностью.   Это  побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться  достоянием.  Книга  совершенствует содержание  речи  ребёнка, обогащает и шлифует её форму.

Детская литература  сегодня богата  по составу и содержанию. В нашей   стране  для детей издаются произведения устного творчества народов разных стран; произведения  русской и  зарубежной  классики;  детские книги  совре-менных отечественных и  иностранных авторов. Полностью охватить всё это   богатство невозможно. Путеводными  нитями  являются разработанные в

педагогической науке принципы, которые помогают  избежать субъективности,  позволяют дать объективную оценку книгам  с точки зрения их содержания  и  художественных  достоинств.

Каковы  эти принципы?

Условно их можно разделить на две группы. К первой группе относятся  принципы,  дающие возможность  правильно  оценить  достоинства  детских книг, ввести  в  круг чтения дошкольников произведения разных видов,

 жанров, тематики. Вторую  группу составляют педагогические принципы, позволяющие   устанавливать   соответствие  между конкретными литературными      произведениями   и    возрастными   возможностями  детей  и  отбирать книги таким  образом,  чтобы  ребёнок,  читая их,  как  бы поднимался  по ступеням  литературного развития.  

Детская литература ─ это искусство. Как искусству ей свойственно выражение   обобщенных   идей  в   яркой,  художественной   форме  ─  в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художественный  уровень литературного произведения.

Читайте также:  Записи в истории развития ребенка

Мерилом  художественности является органическое слияние содержания,  идей  произведения с такой  формой  их  выражения, которая наиболее точно совпадает с  идеей, выражает её наилучшим образом. Носителем идей     в  детской книге всегда является герой.  Конкретность,  яркость, психологическая  достоверность героев,  событий,  деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные  в  литературном произведении,  доступными,  жизненно важными ,личностно переживаемыми.  Они принимаются или отвергаются  ребёнком в зависимости то  того, как малыш относиться своему к  герою-выразителю идейного  замысла.

Поэтому  при отборе литературных произведений  необходимо прежде всего видеть, какую позитивную  концепцию  выдвигает автор.  Идейная направленность  детской  книги  должна отвечать задачам нравственного воспитания.  Книга призвана в конкретных образах  раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать  правильное  отношение  к  людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям,  поступкам,  к  труду, к  природе  и  др.   Лучшие  литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребёнка   нравственное  отношение  к  действительности,  несут  целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.

Адресуясь к детям, писатели дают им систему нравственных ориенти-  ров  в сложном,  многообразном  мире  ( Л.Н.Толстой. « Котёнок »,  « Филиппок»;  К.Чуковский « Мойдодыр »;  С.Маршак « Рассказ о неизвестном   герое »;  А.Барто « Игрушки »  и др.).

Носителем духовной культуры народа является также классическая литература. Чтение ребёнку произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.М.Пришвина и других русских писателей ─ обязательное условие  для его духовного становления.

К. Д. Ушинский  подчеркивал, что литература,   с которой  впервые встречается ребёнок, должна вводить его « в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа ». Такой  литературой, приобщающей ребёнка  духовной жизни своего народа, прежде всего являются  произведения  устного народного творчества во  всем  его  многообразии:  потешки,  пестушки, загадки, cчиталки, перевёртыши, пословицы, поговорки,  скороговорки,  сказки  и  др.  Произведения фольклора своим содержанием и  формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития  ребёнка,  приспособлены  к  детским  потребностям.  Они вводят малыша  в  стихию  народного  слова,  раскрывают его  богатство и красоту.

Фольклор  формирует  у  ребёнка  чувство  принадлежности   к  своему народу,  его  культуре,  чувство  родного  языка.  Произведения русского фольклора,  начиная  с   колыбельных песенок,  потешек  и  кончая  сказками, пословицами,  дают  детям  уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности( потешка  «Водичка, водичка…», cказки  «Царевна─лягушка » ), трудолюбия, доброты («Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка »  и др. ), дружбы,  теплоты  в  отношениях,  взаимопомощи  («Репка>>, «Лиса и заяц», «Кот , петух и лиса » и  др ).  Душевной тепло- той и любовью пронизаны все колыбельные песенки,  пестушки,  потешки.

В  круг детского чтения входят также фольклор народов мира и произведения зарубежных писателей для детей. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делает ребёнка обладателем общечеловеческих  духовных ценностей.

Таким образом, в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги,  разнообразные по темам  и  жанрам . Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольников широту читательских интересов,  а с другой ─ избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Современная детская литература удовлетворяет разнообразные интере- сы и потребности ребёнка:  потребность в фантастическом  и  героическом,    приключенческом,  познавательном  и юмористическом и т.п.

Пристрастие  к  поэзии ─ отличительная  особенность  читателя- дошкольника. К.И.Чуковский  считал каждого человека от 2 до 5 поэтом: никогда в другие годы ребёнок так не привязан к поэзии, так не требует стихов и  не  предпочитает  их  прозе.  К.И.Чуковский  отмечал  свойственную этому возрасту  готовность  малыша  пропрыгать,  проскакать, легко запомнить и  прокричать понравившиеся ему стихи.  Поэтому именно  стихами  предпочитали  писать для детей и сам К.И. Чуковский, и С. Я. Маршак,  А.Л.Барто,  и многие  другие мастера художественного слова.

К литературным пристрастиям детей дошкольного возраста относятся также народные и авторские сказки отечественных и зарубежных писателей А.М.Горького, А.Н. Толстого, Ю. К. Олеши, К.И.Чуковского, Э.Н.Успенского,  Б.В.Заходера,  И.П. Токмаковой,   Дж. Родари,   А.Линдгрен,  Т.Янсон, А.Милна  и  др. Сказка вызывает у всех  дошкольников  любовь и стойкий интерес  своей  динамичностью,  яркостью  образов,  необычайностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.

Принцип жанрового и тематического многообразия книг, позволяет раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, формировать интерес к делам разных людей. Так, в детскую литературу вошли, стали ее неотъемлемой частью познавательные книги о труде, о вещах, о технике, о природе. Они  интересны  современному  ребенку, потому что  в  образной форме  показывают ему сущность явлений, формируют его мышление, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.  

Неотъемлемой частью внутреннего мира современного человека является юмор, помогающий строить свои отношения, жить в гармонии с самим собой и окружающими людьми. Детская литература создала особый вид книги ─  веселую книгу для детей веселая книга отвечает потребностям ребенка в радости, душевном оптимизме, уверенности в том, что мир вокруг него гармоничен. Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества ─ умение шутить и смеяться, c чувством юмора принимать жизнь    со всеми ее хорошими и плохими сторонами. Неизменным расположением детей пользуются произведения К.И.Чуковского, Н.Н.Носова, В.Г.Сутеева, В.Ю.Драгунского, Э.Н.Успенского и др.

Кроме того, жанрового и тематическое многообразие детской литературы дает возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности. Одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьи отдают предпочтение историям о жизни своих сверстников. Знать о возникающих литературных склонностях ребёнка  необходимо для того,  чтобы развить  их.

Принципы отбора книг для детского чтения сыграют свою положительную роль в том случае, если намеченные к прочтению художественные произведения будут доступны пониманию ребёнка.  В связи с этим особое       значение приобретает принцип доступности.

Литературное  произведение  можно  считать  доступным лишь тогда, когда  автор, учитывая  жизненный опыт ребёнка ─  читателя, одновременно       ставит задачи, требующие  от него душевных усилий  и  тем самым поднимающие малыша  на новую ступень эмоционального, психического развития.

Отбирать  лучшее – задача педагога.

Источник