Значение бодрствования и игры для развития ребенка
Значение игры для развития и воспитания ребёнка.
Игра — один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Вигре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики,от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Детей нужно приобщать к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – техфундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзяговорить о воспитании гармоничной личности.
Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.
Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания.
Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие изних в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации,подвижные и др.)
Развитие сюжетно ролевой игры в раннем возрасте.
Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата.
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно,творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питает постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.
Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра.
По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые впроцессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.
Следующий этап Отобразительная игра, в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение спомощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.
На рубеже первого и второго года жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий, наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно — отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяетее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.
На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, вкоторой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.
Дидактические игры в раннем возрасте
Содержание и правила дидактических игр во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания.
В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет: Слово, наглядность, сюжет.
Раннее детство от 1 года до 3 лет – это период энергичного освоения детьми различных общественно – выработанных действий.
В этом возрасте учат детей совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать их; составлять из части целое, закреплять представление о свойствах предметов.
Совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей. Развивается наблюдательность и внимание.
Задачи дидактических игр по развитию предметной деятельности:
— сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);
— развитие способности обобщения и элементарного конструктивного мышления;
— развитие речи (умение понимать и самомуназывать предметы, качества, действия);
— развивать умения учиться у взрослого: воспринимать наглядно – действенный показ взрослого и следовать ему;
— развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками, аккуратности.
Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры. С помощью слова воспитательница направляет, регулирует внимание детей: она указывает на такие качества, свойства наблюдаемого предмета или явления, которые доступны детскому пониманию на данном этапе и которые она считает соответствующими решению поставленных дидактических задач. Предположим, детей учат на занятии использовать красный и синий шарики. Им дают сначала шарики одного цвета. Берут какой-то один и говорят: «Шарик, красный шарик. Покатай красный шарик». Или:«Дай красный шарик». Также говорят о синих шариках. Путем неоднократного повторения «красный» или «синий» поддерживается внимание детей к цвету, предупреждается возможное отвлечение на что-либо другое, в данном случае второстепенное. Без направляющего слова воспитателя восприятие детей рассеивается.
На занятии с детьми проводилась дидактическая игра «Чудесный мешочек» с целью научить детей называть предметы или игрушки идействия. Воспитательница, вынимая из мешочка, например, игрушечную машину, называла ее, затем возила по столу и говорила: «Машина едет». Следовательно,дети получили наглядное словесное обозначение — «Машина», «Машина едет». Их ответные реакции выразились в том, что они называли игрушку. Однако движения ее не назвал ни кто. И только после того, как на занятии детям была предоставлена возможность возить машину, играть с нею, многие из них стали обозначать словамии предмет и действие. Благодаря тому, что дети не только смотрели, слушали, но и действовали, между тем, что они наблюдали, и словом образовалась прочная связь.
Самостоятельная деятельность: детям предоставляются только те игрушки, которыми они научились действовать во время занятий.
Приобщениедетей раннего возраста к театрализованной деятельности
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мирачеловеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой — либо предмет или событие,пробуждая фантазию ребёнка. Например, на прогулке , увидев ворону: «Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит наветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона».
В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное.
Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнулаи пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка,представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Взрослый призван помогать ребёнку, открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.
Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребенка
Подвижная игра – сложная эмоциональнаядеятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная надвижении и наличии правил. (Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А.)
В первой младшей группе подвижные игры рекомендуетсяпроводить ежедневно. Продолжительность их в среднем 6–8 минут. Она зависит отхарактера игровых действий, количества играющих, их настроения, условийпроведения игры.
Наиболее целесообразно проводить подвижные игры на свежем воздухе вразное время прогулки. Формы включения в подвижную игру очень различны. Некоторые дети испытывают полное удовлетворение от наблюдения за игрой, оставаясь лишь косвенным соучастником. Они эмоционально переживают ход игры, пританцовывают, хлопают в ладоши, взмахивают руками, выражая свое соучастие.
Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, со знакомыми действующими лицами из повседневной жизни (кот, птички) или с которым легко познакомить малышей, используя игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играхочень просты и тесно связаны с сюжетом. Большое место в этой группе занимают игровые упражнения. Такие игры не имеют сюжета, в них включаются простые двигательные задания: принести флажок, позвонить в колокольчик, догнать мяч ит.д.
В играх с пением и небольшим художественным текстом слова и ритм речи подсказывают детям движения и заменяют правила игры («Зайка беленький сидит»,«Мой веселый звонкий мяч»). Для проведения игры воспитатель должен подобрать пособия и мелкие предметы, расположить «домики», «гнездышки», кого из детей привлечь на ведущую роль и пр.
Маленькие дети довольно долго усваивают все тонкости игры и овладевают необходимыми навыками. Поэтому воспитатель может часто повторять с ними одну иту же игру. При повторении подвижных игр с малышами, важно следить, чтобы дети чрезмерно не утомились, не возбуждались.
Источник
Лариса Гята
Организация бодрствования с детьми раннего возраста
ДОКЛАД
Организация бодрствования с детьми раннего возраста
Правильное физическое воспитание-залог успешного общего развития,потому что физически крепкий ребенок эмоционально активно воспринимает окружающую действительность,что способствует развитию его психики. Приучая детей к режиму,с первых дней жизни соблюдаю следующие правила:кормлю поле пробуждения в одни и те же часы, после кормления побуждаю к активном бодрствованию-восприятию окружающего, а после этого создаю условия для перехода ко сну (в одно и тоже время,сон должен быть глубоким и достаточно продолжительным по времени.
Со второго месяца дети бодрствуют в манеже (после кормления,где они имеют возможность более свободно двигаться и получают больше разных впечатлений. В манеже одновременно могут бодрствовать не более 5-6 детей,я как воспитатель нахожусь в близи манежа,разговариваю с детьми,играю с ними,слежу,чтобы детки были деятельны, подвижны,радостны. Если ребенок по какой либо причине не может бодрствовать вместе с другими детьми,создаю ему условия к кроватке или в другом изолированном месте,даю игрушки,не забываю общаться с ним.
Большое значение для хорошего,спокойного бодрствования детей имеет тишина в детских учреждениях. Шум их утомляет,только в тихой, спокойной обстановки дети начинают прислушиваться к речи взрослого,к звукам собственного голоса и голосу других детей. Также я постоянно слежу,чтобы во время бодрствования одежда детей была чистой,сухой,они не охлаждались и не перегревались.
Необходимо учитывать следующее:
1. Возможная длительность бодрствования каждого ребенка определяется пределом работоспособности нервной системы.
2. Количество часов сна в сутки,количество и длительность каждого дневного периода сна обеспечивают своевременное и полноценное восстановление затраченной энергии,правильный ритм работы и отдыха нервной системы.
3. Ритм кормления должен быть согласован с ритмом бодрствования и сна.
Во время бодрствованияважна смена видов деятельности: самостоятельная игра сменяется занятием, игра в комнате-прогулкой. Я создаю условия для двигательной активности и самостоятельной игры детей, эмоционального общения со сверстниками.
Во время бодрствования своевременно и в определенной последовательности выполняем все оздоровительные мероприятия (закаливание воздухом,водой,массаж,гимнастика)и гигиенические процедуры (туалет,купание,мытье рук).
В процессе бодрствования подхожу к каждому ребенку,разговариваю с ним, поддерживая хорошее эмоциональное состояние,вызываю у него ответные звуки,задаю вопросы такие как:»Где петушок?»,»Где ляля?»,»Где тетя?» которые закрепляют понимание названия игрушек,предметов и т. д.
Для расширения ориентировки в окружающем подношу ребенка к зеркалу,показываю в окно машин,дома,людей,деревья.
В процессе воспитания детей второго года жизни большое внимание удаляю содержанию их деятельности в процессе бодрствования. Игра-занятия провожу не ранее чем через 20 мин,после приема пищи. С младшими детьми (1г-1г6мес) провожу во второй отрезок бодрствования. Со старшими детьми (1г6мес-2г)провожу игры занятия в первую и вторую половину дня.
В методике проведения режимных процессов включаю следующие приемы:
1. Создаю детям предварительную установку на данный процесс.
2. Осуществление того или иного режимного процесса должно протекать без суеты, непричиняя детям неприятных ощущений.
3. При проведении любого режимного процесса у ребенка формирую уверенность в том,что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца,если будет стараться и обязательно радуюсь новому достижению малыша.
Источник
Галина Борисова
Значение игр и занятий для малышей раннего возраста
Значение игр и занятий для малышей раннего возраста.
Игра имеет важное значение для ребенка. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность действовать самостоятельно, они знакомятся с окружающим миром, приобретают опыт, навыки.
От воспитателей и родителей требуется много знаний и умения, любви к детям, выдержки и терпения.
Часто родители неправильно относятся к ребенку, излишне балуют и ласкают его, перекармливают сладостями, выполняют все капризы и прихоти — только бы малыш не плакал. В таких условиях ребенок растет капризным, нервным, трудно привыкает к яслям, быстро возбуждается.
Каждый взрослый, занимающийся воспитанием детей, должен знать особенности развития нервно-психической деятельности ребенка, уметь правильно подойти к малышу.
Обстановка, окружающая ребенка, должна быть спокойной.
Для игры детей в группе раннего возраста следует отвести просторное помещение, хорошо класть доски или отрезки гладко отесанных бревен на пол, чтобы малыши по ним ходили и лазали, вырабатывая тем самым умение координировать движения.
Игрушки в этом возрасте нужны такие,которые можно носить: мишки, куклы,зайцы, мячи, корзина с ручками, кубики.
Одним из главных условий правильной организации игры является постоянное руководство воспитателя, который всегда находится среди детей во время их самостоятельной игры, следит за тем, чтобы все были заняты, заинтересовывает пассивных детей игрушками, показывает, как можно заниматься той или иной игрушкой, усложняет игру детей путем наводящих вопросов и подсказываний.
Этим она создает у них заинтересованность, активное, радостное настроение.
Чтобы не было излишнего шума в группе воспитатель организовывает спокойные игры и занятия за столом с таким материалом, как карандаши кубики, картинки, книжки.
Для развития детей, кроме самостоятельных игр, проводят специальные игры и занятия. Во время этих занятий воспитатель, разговаривает с детьми, развивает в них сосредоточенное внимание, привлекая детей к рассматриванию предметов, дает им новые впечатления и понятие об окружающей их жизни.
Во время игровых ситуаций можно дать ребенку некоторые понятия о культурно-гигиенических навыках,ознакомить с отдельными правилами поведения: здороваться, говорить «спасибо» после еды, слушаться взрослого, не кричать во время занятий и др. Здесь же прививать любовь к животным, природе. Развивается речь и мышление детей. Дети, умеющие говорить воспринимают все предметы и значения их более осмысленно, а поэтому и игра их становится более содержательной и интересной.
При подвижных играх-занятияхот детей требуется выполнение определенных правил: они должны уметь вставать в кружок, ходить стайкой, бегать в определенную сторону, подрожать птицам, животным и т. д.
Надо иметь введу, что нервная система малыша еще очень неустойчива, она быстро истощается. Поэтому нельзя заставлять ребенка долго сидеть за столом и заниматься, долго слушать музыку, рассказ или же, наоборот, слишком много двигаться, бегать. Все игры и занятия должны проводится с учетом того, чтобы дети не переутомлялись и чтобы движения и отдых чередовались между собой.
Специальные игры и занятия должны быть доступными, интересными и проводится или индивидуально с каждым ребенком, или с небольшой подгруппой.
Малыши с удовольствием наблюдают за взрослыми,за игрой других детей, за животными и за тем, что происходит на улице. Задают множество вопросов.
С целью развития движений проводятся занятия. Общие движения ребенка становятся более уверенными, он хорошо ходит, бегает, лазает. С детьми этого возраста нужно проводить занятия, в которых воспитатель учит как играть в мяч, как перешагивать через веревочку, рисовать, лепить, наклеивать аппликации, играть в подвижные игры.
На 3-м году жизни происходят большие изменения в речи детей. Словарь детей значительно обогащается. Сама речь становится более сложной, ребенок говорит длинными фразами, употребляя предложения. Речь становится осмысленной, но построение фраз часто бывает неправильным. В речи появляется много слов, которые они сами изобретают.
Дети любят слушать и повторять за взрослыми стихи и сказки. Хорошо запоминают рифму и часто придумывают ее сами. Для развития внимания, памяти, воображения, а так же и речи у детей, можно загадывать простые, доступные данному возрасту загадки, которые может придумать и сам воспитатель,например: «В магазине покупают, в дождик на ножки деткам надевают.»
Развитию речи способствуют и те игры и занятия, в которых много поводов для разговора со взрослыми и другими детьми,как-то: лото, разрезные картинки, строительный материал, рисование, лепка, занятие с чудесным мешочком.
Чтобы ребенок правильно говорил, надо с ним разговаривать на сюсюкая, не искажая слов. Полезно давать поручение ребенку.
Развивая речь детей, надо учить их говорить правильно, ровным, спокойным, некрикливым тоном. В связи с общим развитием ребенка изменяется характер его эмоций.Чувства : радость, гнев, страх и другие проявляются у ребенка все ярче.
В своих играх он начинает подрожать матери, врачу, шоферу, парикмахеру, сначала не перевоплощаясь в них, а лишь копируя отдельные действия; так, например, стрижет волосы, вертит руль у машины и т. д.
К концу 3-го года появляется уже ролевая игра, когда дети, выполняют какую-то роль,а позже и распределяют между собой роли.
Развитию изобразительной и ролевой игры детей способствуют организованные воспитателем подвижные игры, в которых дети изображают птичек, зайчиков, цыплят. Сначала это выполняется детьми по указанию воспитателя, а потом они сами начинают перевоплощаться то в кошечку, то в зайчика. В целях более полноценного проведения занятий с детьми целесообразным является закрепление занятий.
Борисова Галина Анатольевна воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детски сад № 26»
Источник