Журнал развития ребенка с овз
Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения
Н.Н. Малофеев
В статье представлены цели, задачи, основания для разработки Концепции развития образования детей с ОВЗ, с инвалидностью на всех уровнях образования в ближайшее десятилетие. Основные положения Концепции раскрывают ценности, понятия, ориентиры, стратегические направления развития, реализация которых позволит изменить стартовые возможности детей на всех уровнях образования и качество жизни семьи. Намечена программа исследований, необходимых для реализации Концепции в ближайшее десятилетие, требуемые изменения в подготовке специалистов.
Читать статью
Ключевые словадети с ОВЗ, дети группы риска, особые образовательные потребности, семья ребенка с ОВЗ, ранняя помощь, дошкольное образование, начальное общее образование, основное образование, стратегические направления развития образования, психолого-педагогическая типология детей с ОВЗ, коммуникация, взаимодействие, жизненная компетенция, сетевая безопасность, эмоциональная стабильность, специальная психология, коррекционная педагогика, специальное и инклюзивное образование, стратегия развития образования, подготовка специалистов
Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты
Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова
В статье представлены результаты исследований, позволяющие считать ключевой точкой роста образовательной системы развертывание ранней помощи в образовании детям с ОВЗ, с инвалидностью, группы риска. Определены и впервые представлены для специалистов и родителей целевые ориентиры в развитии, воспитании и обучении детей 1-го, 2-го, 3-го годов жизни. Обоснован приоритет семейного воспитания и принципиальное значение развивающего взаимодействия близких взрослых со своим ребенком, возможность наиболее эффективно предупреждать угрозы нарушения развития в раннем возрасте и тем самым изменить стартовые возможности детей на всех последующих уровнях образования.
Читать статью
Ключевые словамладенческий возраст, ранний возраст, дети с ОВЗ, дети группы риска, дети с нарушенным слухом, с нарушенным зрением, дети с КИ, дети с ОНР, дети с РАС, семья, развивающее взаимодействие, психолого-педагогическая типология детей раннего возраста, особые образовательные потребности, угроза нарушения развития, предупреждение рисков, семейное воспитание, мониторинг, индивидуальный прогресс
Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты
О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.А. Карабанова
В статье впервые представлены для специалистов и родителей целевые ориентиры в развитии, обучении и социализации детей 3-5 и 5-7 лет с ОВЗ. Обоснованы стратегические направления развития дошкольного образования и заявлены ожидаемые результаты. Показано, что ключевой точкой развития дошкольного образования является разработка и введение психолого-педагогической типологии детей для каждой нозологической группы, обоснованная дифференциация их особых образовательных потребностей, укоренение новых ценностей, введение новых понятий, изменения в задачах и содержании дошкольного образования, новое понимание роли семьи и ее особых образовательных потребностей.
Читать статью
Ключевые словадети 3-5 лет, дети 5-7 лет, дошкольники, дети с ОВЗ, дети группы риска, дети с нарушением слуха, зрения, дети с КИ, дети с ОНР, с ЗПР, умственно отсталые, дети с РАС, семья, психолого-педагогическая типология детей дошкольного возраста с ОВЗ, особые образовательные потребности, развитие коммуникации, эмоциональная стабильность, одаренность, мониторинг, индивидуальный прогресс
Развитие образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления
О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.А. Карабанова
В статье впервые представлены для специалистов и родителей целевые ориентиры в развитии, обучении и социализации детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется развитию их отношений с близкими, со «своим» учителем и другими педагогами, с ровесниками. Обоснованы стратегические направления развития начального общего образования, прежде всего, укоренение новых ценностей, введение новых понятий, изменения в содержании образования.
Читать статью
Ключевые словадети с ОВЗ, младшие школьники, развитие, обучение, социализация, дети с нарушением слуха, зрения, дети с КИ, дети с ОНР, с ЗПР, умственно отсталые, дети с РАС, семья ребенка с ОВЗ, особые образовательные потребности, жизненная компетенция, развитие коммуникации, эмоциональная стабильность, выявление способностей и одаренности, мониторинг, индивидуальный прогресс, взаимодействие школы с семьей
Образование детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления развития
О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.А. Карабанова
Впервые представлены для специалистов и родителей целевые ориентиры в развитии, обучении и социализации детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста. Обоснованы стратегические направления развития неполного и полного основного образования детей с ОВЗ, с инвалидностью. Подчеркивается необходимость разработки отсутствующих в настоящее время образовательных стандартов неполного и полного основного образования детей с ОВЗ.
Читать статью
Ключевые словашкольники с ОВЗ, подростки, развитие, обучение, социализация, семья, психолого-педагогическая типология, особые образовательные потребности, стандарты основного образования, жизненная компетенция, социальная коммуникация, сетевая безопасность, эмоциональная стабильность, троллинг, взаимодействие школы с семьей
Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития
И.А. Коробейников, В.З. Кантор
Вопросы развития профессионального образования, профессиональной ориентации и профессиональной самореализации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ рассматриваются в контексте преемственного решения основных образовательных задач и связываются с качеством формирования предпосылок профессиональной подготовки на разных уровнях образования в соответствии с выделенными целевыми ориентирами.
Читать статью
Ключевые словапрофориентация, среднее профессиональное образование (СПО), высшее образование, особые образовательные и социальные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Источник
- Артикул:00-00007522
- Формат: А4 (290х210 мм)
- Обложка: мягкая
- Год: 2020
Настройка блока страниц
Количество страниц (рекомендуется 60 стр.):
- 20
- 40
- 60
- 80
- 100
- 200
- 300
- 400
- 500
- 600
Плотность бумаги:
Переплет:
Ламинировать обложку
Тиснение на обложке
Нумерация, скрепление, печать:
Прошнуровать
Пронумеровать страницы
Отверстия для прошивки
Больше настроек ▼
Настройка обложки
Дополнительно:
Ручка на верёвке
Настройка обложки:
Проклеить корешок бумвинилом
Люверсы
Швейно-клеевое скрепление
Скрепление:
Скрепка
Пластиковая пружина
Металлическая пружина
Цвет обложки:
синий, бумвинил
Бумвинил
Логотип на обложку
Вы можете прикрепить файл с логотипом организации. Логотип журнала мы бесплатно напечатаем на обложке.
Переместите файлы сюда или нажмите
очистить
Образец журнала
Вы можете прикрепить файл с образцом журнала
Переместите файл сюда или нажмите
очистить
Описание
Отзывы
Развернуть ▼
В журнале учета воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, записываются данные в период внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих обучающихся, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи и расстройствами аутистического спектра.
Журнал учета воспитанников с ограниченными возможностями здоровья имеет графы:
1. Фамилия, имя, отчество (полностью)
2. Дата рождения
3. Домашний адрес
4. Программа обучения
5. ДОО, группа
6. Протокол ПМП- консилиума ДОО (номер, дата)
7. Протокол ПМП-комиссии ДОО (номер, дата)
8. Вид нарушения
9. Наличие инвалидности
Еще сомневаетесь, где купить и заказать качественные журналы и бланки по Вашему образцу? Только у нас!
Мы доставляем заказы не только по Москве и области, но и по всей России.
Воспользовавшись калькулятором журнала, Вы настроите нужное количество страниц, обложку, логотип и т.д.
Оставьте отзыв о товаре
Источник
Статья:
Полезные ссылки и литература по теме
Для начала несколько суперполезных изданий, которые помогут повысить квалификацию воспитателя, педагога, логопеда и дефектолога. Это бумажные пособия:
- Настольная книга педагога, работающего с ОВЗ. Знакомит с психолого-педагогическими портретами детей с особенностями. В основном, рассчитана на школьных учителей, но будет полезна родителям и воспитателям ДОУ.
- Чрезвычайно важное пособие для коррекционного педагога – «ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ». Расскажет, в каком документе искать нужную информацию.
- Сборник локальных нормативных актов, которыми регулируется обучение детей с ОВЗ по ФГОС. Приведенные документы можно использовать в качестве примеров, чтобы разработать адаптированную программу, приказ, рабочий план.
- Методичка по работе с дошкольниками «Дети с ОВЗ в детском саду: особенности комплексного сопровождения». Очень хорошие отзывы о материале.
- Пособие «Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ». Предлагает инновационные подходы в развитии инклюзивного образования, тема актуальная.
Есть менее важная, но не менее интересная литература. Для тех, кто уже немножко в теме и пытается вникнуть поглубже, могу посоветовать еще несколько изданий:
- На важную тему тьюторов в школе. Методичка «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии».
- Пособие для организаторов культурных мероприятий в детсаду – «Праздники и досуги для дошкольников с ОВЗ».
- Для логопедов и дефектологов – «Песочные игры для развития математических представлений у детей с ОВЗ». Поможет не только совладать с математикой, но и развивать речь.
- Пособие «Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ». Рассказывает, когда и кому из деток нужны альтернативные и дополнительные методы общения, как их применять.
- На ту же тему – рекомендации по альтернативным коммуникациям от других авторов.
- Пара книжек по сопровождению семьи ребенка с ОВЗ – одна и вторая. Родителей надо сделать активными участниками образовательного процесса.
- CD-диск с вебинаром в помощь педагогам-психологам. Имеет сложное название «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации». Учит оказывать социальное сопровождение, способствовать раскрытию личностного потенциала.
ОВЗ – педагогический, а не медицинский термин
Лица с особенностями здоровья встречаются достаточно часто. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире около 13% детей имею ОВЗ. Из них у 10% отмечаются физические и психические недостатки, а у 3% – недостатки интеллекта. Почти в каждой пятой семье есть такие дети. Это касается и России, и других стран.
Дети с ОВЗ могут быть признаны инвалидами или нет. Если инвалидность – термин медицинский, то ОВЗ – педагогический. В каком документе аббревиатура расшифровывается? Например, в законе № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ». Там говорится, что лицо с ограниченными возможностями здоровья может иметь недостатки физического или психологического развития. Такие недостатки могут быть постоянными или временными, врожденными или приобретенными.
Эти особенности определяются докторами и подтверждаются психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). У деток с ОВЗ есть право на образование. По обычным программам они учиться не могут. То есть в группу ОВЗ попадают только ребята, которым действительно нужна особая программа для обучения и адаптации в общество. Специальные условия, подход, учебники, программы, пособия и т.д.
Почему мы должны знать, что таит в себе аббревиатура ОВЗ? Потому что стараемся создать инклюзивное общество. Мы должны быть терпимее, внимательнее и человечнее к тем, кто входит в наш близкий и дальний круг общения. Воспитателям нужно разобраться в категориях ОВЗ, так как они связаны с обучением детей. Методисты и другие работники детсадов должны постоянно соврешенствовать профессиональный уровень.
Пару лет назад я проходила повышение квалификации по инклюзивному образованию. Об этом писала в статье «ОВЗ – какие заболевания входят». Сейчас попытают рассказать более подробно.
8 категорий детей с ОВЗ
Классификация ОВЗ введена, чтобы организовать процесс обучения детей с учетом их особенностей. Все лица от рождения до 18-летия должны иметь равные возможности на социализацию и образование. Инклюзивное обучение должно учитывать особые потребности и индивидуальные возможности.
Иногда пишут, что есть 9 категорий ОВЗ. Такая категоризация получается, когда пытаются разделить одну из установленных категорий на две. Например, выделить особенности деток слепых и слабовидящих. Общепринятая классификация поводится Лапшиным и Пузановым. Согласно ей, существует 8 категорий ОВЗ:
- Нарушения слуха. Это глухие детки с рождения, оглохшие в сознательном возрасте или слабослышащие. Они с трудом воспринимают или вообще не воспринимают речь обоими ушами.
- Нарушения зрения. Сюда относят слепых и слабовидящих. Острота зрения может быть разной на обоих глазах (0…80% с коррекцией очками), может присутствовать ограничение поля зрения (остаточная 10-15%). Такие дети не могут пользоваться глазами для познавательной деятельности.
- Нарушения речи. В эту группу входят логопаты. О нарушениях речи я писала тут, о тяжелых разновидностях – тут. Про адаптированную программу для деток с логопедическими нарушениями тоже писала.
- Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Сюда входят разные двигательные расстройства органического и периферического происхождения. Могут иметь врожденный или приобретенный характер. Это нарушения координации, проблемы с объемом и силой движений, их темпом.
- Умственная отсталость. К этой категории относят деток со стойкими и необратимыми нарушениями психического развития.
- Задержки психического развития (ЗПР). Одно из самых распространенных отклонений. Характеризуется нарушением интеллектуальной работоспособности ребенка.
- Нарушения поведения и общения. Наиболее часто социальные навыки и коммуникация нарушены у деток с аутизмом. Особенность относится к психическим, но в плане обучения ее рассматривают отдельно.
- Комплексные нарушения психофизического развития. Сюда относятся дети со сложными, комбинированными дефектами. Например, слепоглухонемые, глухие с умственной отсталостью и т.д.
Вот в этой публикации приведена интересная таблица. В ней объясняется, как ребенок с той или иной ОВЗ воспринимает информацию. Рассказывается об особенностях его мышления, памяти, внимания, поведения.
Четыре степени нарушения здоровья
В классификации Лапшина и Пузанова все структурировано, систему легко использовать. Почему – увидите ниже. Есть и другие классификации. Например, по Егоровой. Она предлагает особенности разделять по локализации на 3 вида: телесные (двигательные, хронические), сенсорные (слух, зрение), мозговые (речь, интеллект, психика). Такая классификация недостаточно подробна. И для особенностей одной локализации предлагает применять много разнонаправленных программ.
Особенность здоровья у ребенка младшего возраста можно отнести к одной из 4-х степеней тяжести:
- Легкие и умеренные поражения функций организма. Иногда детям с первой степенью дают инвалидность. Но при должной реабилитации у них есть возможность восстановиться.
- Патология значительна, соответствует 3-й взрослой группе инвалидности. Даже при интенсивной реабилитации функция организма до конца не восстановится.
- Поражения проявляются в значительной мере, функции и потенциал ребенка серьезно ограничены. Степень соответствует 2-й группе инвалидности у взрослых.
- Ребенок не может нормально функционировать в обществе. Патология не вылечится, реабилитация малоэффективна. При 4-й степени медики стремятся не допустить ухудшений.
Степень ОВЗ устанавливается медработниками. В ДОУ ребенок приходит со справкой от медкомиссии. И там, на основании диагноза и имеющихся ресурсов, решают, смогут ли принять ребенка, подходят ли для него условия.
Можно еще упомянуть трехзвенную шкалу ограниченных возможностей. С ней следует ознакомиться, чтобы понимать терминологию. Британский минздрав придумал классифицировать ОВЗ по ступеням:
- Недуг – утрата либо аномалия (функции, физиологической или психологической структуры).
- Дефект – потеря возможности действовать так, как могут остальные люди.
- Недееспособность (инвалидность).
Варианты адаптированных программ для детей в ОВЗ
Если у ребенка есть определенные трудности, ему рекомендуют АООП – «адаптированную основную общеобразовательную программу». АОПП разрабатывается, чтобы помочь в преодолении трудностей. Каждая программа имеет код из двух цифр через точку. Первая – от 1 до 8 по локализации расстройства. Цифры немного не совпадают с теми, которые я привела в классификации ОВЗ. Вторая – от 1 до 4, в зависимости от ожидаемого результата:
- К окончанию обучения ребенок с ОВЗ достигнет тех же результатов, что и детки без особенностей.
- Результат по окончании будет тот же, но программа растянута на более длительный срок.
- Итоги образования будут отличаться от тех, которые получат обычные дети после детсада или школы.
- Будут отличаться не только результаты обучения, но и сроки.
Например, вариант 6.2 рассчитан на ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Он сможет получить те же знания, что и дети без отклонений. Но не за один год, а за более длительный срок, так как вряд ли сможет полноценно посещать все занятия.
По образовательному стандарту ФГОС НОО, для ребят с ОВЗ могут быть такие АООП:
- для глухих – 1.1, 1.2, 1.3, 1.4;
- слабослышащих – 2.1, 2.2, 2.3;
- слепых – 3.1, 3.2, 3.3, 3.4;
- слабовидящих – 4.1, 4.2, 4.3;
- с ТНР – 5.1, 5.2;
- с нарушениями ОДА – 6.1, 6.2, 6.3, 6.4;
- ЗПР – 7.1, 7.2;
- с РАС – 8.1, 8.2, 8.3, 8.4;
- с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями) – 1599, варианты 1 и 2.
Ученики с особенностями ощущают сложности в организации собственного поведения и коммуникации. Они по-другому усваивают информацию. При составлении программы обучения педагоги должны учесть следующее:
- общую ослабленность, связанную с недостатком здоровья;
- ограниченные возможности, не дающие полноценно участвовать в деятельности, которая соответствует возрасту;
- индивидуальные особенности психофизиологического состояния;
- особенности и навыки коммуникации.
Зачем детям с ОВЗ ходить в детсад
Дети с ОВЗ требуют особого внимания в детсадах и школе. Заниматься с детсадовцами можно в обычном общеобразовательном, инклюзивном или специализированном ДОУ. Еще вариант – обучаться на дому. Я считаю, что для социализации лучше постараться отправить ребенка в детсад. Важно учесть три фактора: наличие там специалиста, условия и организационные моменты.
В общеобразовательном ДОУ ребенок посещает те же занятия, что остальные дети. И еще – дополнительные уроки. Например, с логопедом или дефектологом. Это подходит не всем. В остальных дошкольных заведениях есть специальные адаптированные программы.
Основная функция ДОУ при работе с детками, имеющими ограниченные возможности здоровья – социализация. Именно для этого создаются интегрированные группы. Дети с разными психическими и физическими возможностями обязательно должны пересекаться и взаимодействовать. Это важно для всех участников группы. Такое общение раздвигает рамки познания мира для деток.
Хочу дать еще несколько ссылок. Это онлайн-курсы для педагогов, которые занимаются с детками с ОВЗ. Каждый длится 72 часа. Все можно проходить онлайн, без отрыва от основной работы. Все-таки нам есть за что любить современные технологии! Итак:
- Курс по навыкам сопровождения ребенка с ОВЗ и инвалидностью в детсаду и школе. Новая онлайн-программа, обучение начинается в июне 2019-го.
- Курс, помогающий разрабатывать и воплощать адаптированные основные, неосновные и индивидуальные школьные программы для деток с ОВЗ. Будет полезен моим коллегам в школе.
- Такая же тема – разработка основных, адаптированных и индивидуальных программ для школьников с ОВЗ– от других авторов.
- Спецкурс для тех, кто занимается адаптацией детей с ОВЗ, имеющих глубокую умственную отсталость. Для меня такие педагоги – настоящие герои.
- Курс по составлению адаптированных программ для деток с ОВЗ, имеющих глубокую умственную отсталость. В продолжение предыдущего пункта.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник