Журнал динамики развития ребенка в доу
Надежда Лебедева
Динамика достижений в образовательных областях
Мониторинг был проведён, опираясь на «Программу воспитания и обучения» под ред. М. А. Васильевой, B.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, (средняя, старшая группы, и основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (подготовительная группа)
Мониторинг, то есть система оценки качества воспитательно – образовательного процесса позволяет отследить динамику развития каждого ребенка, оценить успешность усвоения принятой программы, определить направления работы педагогического коллектива детского сада. Поэтому проводится диагностика в начале и в конце учебного года по всем разделам программы. По каждому разделу определены критерии оценивания. Усвоение программного материала определяется трехбалльной системой оценивания.
Составляется сводная таблица (количественный и качественный анализ выполнения программных требований). Определяется средний балл по каждому разделу:
СРЕДНИЙ БАЛЛ = _А__
В + С
А – сумма итоговых баллов каждого ребенка
В – число детей
С – число критериев раздела
Критерии:
1,0- 1,5 – низкий уровень
1,6- 2,4 – средний уровень
2,5- 3 – высокий уровень
Анализ результатов мониторинга освоения детьми разделов программы по направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому показал достаточно хорошие результаты в освоении детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Образовательная область «Здоровье» и «Безопасность»:
Комплексная диагностика формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения показала, что ребята проявляют интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; получают удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры. Наблюдается положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания; проявляется интерес к самопознанию.
Ребята старшего возраста научились переносить здоровьесберегающие знания в жизненную повседневную практику, например в сюжетно-ролевую игру или проблемную жизненную ситуацию; усвоили правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
В подготовительной к школе группе дети имеют полные, точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения.
Образовательная область «Физическая культура»:
Анализ результатов диагностики развития физических качеств и освоения основных движений у воспитанников показал положительную динамику.
Увеличились результаты по прыжкам в длину с места, по броскам набивного мяча, при метании мешочка вдаль, а так же возросли показатели челночного бега, координационных способностей и гибкости. В целом, в процессе систематической физкультурно-оздоровительной работы, дошкольники успешно овладели всеми основными движениями в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.
Положительной динамике образовательной области «Физическая культура» способствовало:
— наличие квалифицированного, творческого воспитателя по физической культуре;
— систематическое проведение организованных форм работы: занятий, кружка с ЧБД, индивидуальной работы, спортивных досугов и развлечений.
Дети очень полюбили заниматься физкультурой, играть в различные спортивные игры, могут сами организовывать подвижные игры.
Образовательная область «Социализация»:
Работа по освоению образовательной области проводилась на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности в интересной игровой форме. Организация воспитателем жизненных и игровых ситуаций, обеспечивали детям освоение опыта поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым. Это организация сюжетно-ролевых игр, связанных с отражением семейных отношений, элементарного профессионального взаимодействия взрослых, режиссерские игры, в ходе которых дети осваивали способы ролевого поведения: называли свою роль и общались к сверстникам по именам игровых персонажей.
Динамике в образовательной области «Социализация» способствовало: — проведение кружка «Ручеек» экологической направленности, где дети вместе проводили опыты, наблюдали за природными объектами, находили те или иные ответы на вопросы, учились договариваться, согласовывать свои желания и интересы с партнёром;
— систематическая работа в группе: занятия, беседы, игры по формированию доброжелательных взаимоотношений;
— Коррекционная работа психолога;
— Психотренинг;
— Экскурсии по знакомству с достопримечательностями посёлка, чтение литературы, беседы.
Образовательная область «Труд»:
Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика в освоении детьми образовательной области «Труд». Наблюдается осознанное бережное отношение к предметному миру. Ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых. Повседневное поведение ребят говорит об их трудолюбии, бережливости и добросовестности.
Образовательная область «Познание»:
Анализ работы по образовательной области «Познание» показал:
На сентябрь 2009 года дети показали низкий результат знаний по ознакомлению с окружающим. Особенно слабые знания о родной стране, космосе, профессиях.
Недостаточно высокий уровень развития конструктивных способностей детей. Это в первую очередь связанно с материально – технической базой детского сада (недостаточным количеством конструкторов). Следует запланировать пополнение методического материала наборами конструкторов.
В результате проведённой работы: наблюдения, занятия, беседы, чтение, экскурсии и т. д., на май 2012 года результаты значительно изменились.
Значительный скачок произошёл в овладении детьми математическими понятиями и представлениями. Дети хорошо разбираются в составе числа, решают задачи, примеры, любят играть в игры-головоломки, отгадывают ребусы, т. д. Немного отстаёт ориентировка во времени: путаются в последовательности названий месяцев года.
У ребят всех возрастных групп повысилась исследовательская активность. Показатели экологической воспитанности: экологические знания, познавательная деятельность, практическая деятельность (уход за растениями, отношение к знакомым объектам ближайшего окружения к концу года стали выше.
Образовательная область «Коммуникация»:
Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика. К концу года во всех группа количество ребят с высоким и средним уровнем развития коммуникативных способностей стало больше. Дети свободно владеют основными коммуникативными умениями, используют их адекватно ситуации, умеют пользоваться формами речевого этикета: умеют вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми, поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, переспрашивать, возражать, оценивать и т. д.)
Но необходимо ещё обращать внимание на развитие связной речи, лексико-грамматических средств языка, интонационную выразительность речи. Уровень качества развития повысился благодаря проведению систематических как фронтальных, так и индивидуальных занятий, коррекционной работе с детьми учителя-логопеда, проведения бесед, игр, упражнений, экскурсий.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
Так же во всех группах прослеживается положительная динамика.
Дети среднего возраста к концу года улучшили свои познавательные умения: научились сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого, не отвлекаться, выслушивать произведение до конца; речевые умения: с удовольствием запоминают и воспроизводят стихи, активно участвуют в играх по литературным сюжетам, в хороводах, инсценировках.
Дети старшего возраста самостоятельно называют 5 любимых сказок. Проявляют активный интерес к слушанию, рассказыванию, охотно пересказывают сказки, сохраняя сюжет.
Образовательная область «Художественное творчество»:
В образовательной области «Художественное творчество» у детей тоже наблюдается динамика. Дети полюбили рисовать, заниматься аппликацией, особенно по нетрадиционным технологиям, стало больше работ сюжетных, с проявлением детского творчества, улучшилась моторика детей, изобразительные навыки и умения. Я считаю, что необходимо больше уделять внимания знакомству с творчеством художников и народно – прикладного искусства.
Образовательная область «Музыка»:
За прошедший учебный год наблюдается значительная динамика в развитии музыкальных способностей детей.
Увеличился процент детей, которые стали лучше понимать и воспринимать музыку. Дети стали лучше двигаться под музыку, научились чувствовать музыкальные фразы, их окончания, слышать и чувствовать ритм, ритмические рисунки, передавая их в движении и игре на музыкальных инструментах. Овладели певческими навыками, научились петь песни в разных жанрах и характерах: народные, патриотические, протяжные, вальсовые, эстрадные и др.
На основе анализа воспитательно — образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, можно сделать вывод, что на положительную динамику развития у детей музыкальных способностей оказало:
— своевременное, регулярное планирование работы музыкального руководителя;
— систематическое проведение музыкальных развлечений и досугов.
В итоге, исследуя в течение трёх лет показатели результативности проделанной работы, на основании проведённых диагностик уровня развития детей, выявлена стабильно положительная динамика уровня усвоения программного материала в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.
Результаты диагностирования детей подтвердили эффективность проделанной работы, а так же то, что программы, используемые в детском саду, способствуют всестороннему развитию личности ребенка
Источник
№ п/п | Фамилия имя ребенка | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | ОО «Познавательное развитие» | ОО «Речевое развитие» | ОО «Художественно-эстетическое развитие» | ОО «Физическое развитие» | ||||||||||||||||||||
с | м | уровень | дина-мика | с | м | уровень | дина-мика | с | м | уровень | дина-мика | с | м | уровень | дина-мика | с | м | уровень | дина-мика | |||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||||||||||||
22 | ||||||||||||||||||||||||||
23 | ||||||||||||||||||||||||||
24 | ||||||||||||||||||||||||||
25 | ||||||||||||||||||||||||||
26 |
Сокращения: с – сентябрь (начальный мониторинг), м – май (конечный мониторинг), н- низкий уровень, с- средний уровень, в – высокий уровень, Д -динамика
НД — нет динамики
Согласно выбранной методике для осуществления мониторинга, при описании уровней используются формулировки: низкий — менее 2,2, средний — от 2,3 до 3,7, высокий — больше 3,8.
Во второй младшей группе диагностировалось 24 ребенка по 5 образовательным областям. По результатам диагностики педагогического процесса на сентябрь 2016 года (начало учебного года) составлена следующая таблица:
Образовательные области | Параметры развития | ||
больше 3,8 | от 2,3 до 3,7 | менее 2,2 | |
«Социально-коммуникативное развитие» | 17 % (4 человека) | 33% (8 человек) | 50% (12 человек) |
«Познавательное развитие» | 21% (5 человек) | 29% (7 человек) | 50% (12 человек) |
«Речевое развитие» | 21% (5 человек) | 33% (8 человек) | 46% (11 человек) |
«Художественно-эстетическое развитие» | 17 % (4 человека) | 37% (9 человек) | 46% (11 человек) |
«Физическое развитие» | 17 % (4 человека) | 33% (8 человек) | 50% (12 человек) |
Из данной таблицы видно, что в группе высокий процент детей с низким показателем параметра развития, это объясняется поступлением в группу новых детей (8 человек). С детьми, перешедшими во вторую младшую группу из первой младшей группы, имеющими показатель развития менее 2,2 требуется корректирующая работа воспитателя, необходимо разработать и внедрить в педагогический процесс индивидуальные образовательные маршруты.
Авдеев Влад ОО «Социально-коммуникативное развитие» ОО «Художественно-эстетическое развитие» ОО «Физическое развитие»
Богданов Саша ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» ОО «Физическое развитие»
Гусаров Данил ОО «Речевое развитие» ОО «Познавательное развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Гузеев Адам ОО «Речевое развитие»ОО «Познавательное развитие»ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Семенова Валерия ОО «Познавательное развитие» ОО «Художественно-эстетическое развитие» ОО «Физическое развитие»
Мирошниченко Доминика ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие»ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Елисеева Маша ОО «Речевое развитие»
Во второй младшей группе диагностировалось 24 ребенка по 5 образовательным областям. По результатам диагностики педагогического процесса на май 2017 года (конец учебного года) составлена следующая таблица:
Образовательные области | Параметры развития | ||
больше 3,8 | от 2,3 до 3,7 | менее 2,2 | |
«Социально-коммуникативное развитие» | |||
«Познавательное развитие» | |||
«Речевое развитие» | |||
«Художественно-эстетическое развитие» | |||
«Физическое развитие» |
По результатам сравнительного анализа 2016/2017 учебного года выявлено, что на конец рассматриваемого учебного года процент количества детей, нуждающихся в корректирующей работе педагога, снизился
ОО «Социально-коммуникативное развитие» — детей ( %)
ОО «Познавательное развитие» — детей ( %)
ОО «Речевое развитие» — детей ( %)
ОО «Художественно-эстетическое развитие» — детей ( %)
ОО «Физическое развитие» — детей ( %)
У детей ( % ) не было зафиксировано выраженной динамики в освоении программы.
Из них на среднем уровне
ОО «Социально-коммуникативное развитие» — детей ( %)
ОО «Познавательное развитие» — детей ( %)
ОО «Речевое развитие» — детей ( %)
ОО «Художественно-эстетическое развитие» — детей ( %)
ОО «Физическое развитие» — детей ( %)
И детям ( % ) требуется корректирующая работа.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» — детей ( %)
ОО «Познавательное развитие» — детей ( %)
ОО «Речевое развитие» — детей ( %)
ОО «Художественно-эстетическое развитие» — детей ( %)
ОО «Физическое развитие» — детей ( %)
У детей ( %) прослеживалась положительная динамика.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» — детей ( %)
ОО «Познавательное развитие» — детей ( %)
ОО «Речевое развитие» — детей ( %)
ОО «Художественно-эстетическое развитие» — детей ( %)
ОО «Физическое развитие» — детей ( %)
детей ( %) имеют стабильно высокий результат
ОО «Социально-коммуникативное развитие» — детей ( %)
ОО «Познавательное развитие» — детей ( %)
ОО «Речевое развитие» — детей ( %)
ОО «Художественно-эстетическое развитие» — детей ( %)
ОО «Физическое развитие» — детей ( %)
Проанализировав результаты можно сделать вывод, что в отношении детей ( %) педагогу удалось достичь стабильных положительных итоговых результатов и положительной динамики освоения образовательной программы .
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 50 общеразвивающего вида г.Улан – Удэ
670024, г.Улан – Удэ, ул.Менжинского1, тел. 46-04-05
ДНЕВНИК
Индивидуального сопровождения воспитанника
__________________________________________
(фамилия, имя ребенка)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Фамилия, имя, ребёнка__________________________________________________________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________________________________________________________
Дата поступления в ДОУ______________________________________________________Группа здоровья____________________________________
Дата начала наблюдений______________________________________________________Возраст ребёнка____________________________________
Дата окончания наблюдений___________________________________________________Возраст ребёнка____________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА
3-4 года | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет | |||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | |
Относится к группе часто болеющих детей | ||||||||
Преобладающий эмоциональный фон
| ||||||||
Адекватность эмоциональных реакций (на замечания, похвалу, конкретную ситуацию)
| ||||||||
Способность к контролю эмоций
| ||||||||
Агрессивность
| ||||||||
Тревожность
| ||||||||
Активность
| ||||||||
Инициативность
| ||||||||
Темп работы
| ||||||||
Самостоятельность
| ||||||||
Самооценка (может проявляться в чувстве собственного достоинства, самоуважении)
| ||||||||
Потребность в общении с окружающими
| ||||||||
Контактность
| ||||||||