Жукова мастюкова если ваш ребенок отстает в развитии
Смирнова Елена Владимировна (логопед), Смирнова Ирина Николаевна (логопед – дефектолог).
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №3 Костромской области»
ВНИМАНИЕ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК».
В современном мире мы часто встречаемся с тем, что одни дети развиваются нормально, а другие имеют существенные отклонения в развитии.
Биологический фактор развития. Рождение ребенка физически здоровым, зависит от ряда факторов: наследственности, нормально проходивших беременности матери и физиологических родов. Сохранность биологической основы обеспечивает ребенку возможность развиваться в соответствии с возрастом.
Социальный фактор развития. Недостаточно быть здоровым только физически: ребенок нуждается в благоприятной социально-педагогической развивающей среде, включающей предметно-игровое окружение, условия для продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования, элементарного труда), коммуникативного развития, т. е. общения с любящими взрослыми и сверстниками. Социальное окружение, по сути, делает ребенка человеком (этот процесс психолог А. Н. Леонтьев называл «очеловечиванием»).
Фактор активности самого ребенка, объединяющий двигательную, познавательную, коммуникативную, речевую и другие функции, — это активная позиция ребенка по отношению к окружающему миру предметов и людей.
Все перечисленные факторы неразрывно связаны друг с другом. Недостаточность даже одного из них может привести к существенной дисгармонии развития, нарушению его целостности.
Как правило, дети с отклонениями в развитии очень рано начинают беспокоить родителей. «Не ходит», «не говорит», «не интересуется игрушками», «недостаточно понимает обращенную речь», «боится детей», «двигательно беспокойный», «агрессивный» — с этими и другими жалобами родители чаще всего обращаются за помощью. На вопрос родителей, с какого возраста следует начинать заниматься ребенком, если он отстает в развитии, ответ только один: немедленно.
В настоящее время доказано, что дети даже с не резко выраженными отклонениями в развитии, наблюдаемыми в первые годы жизни, в дальнейшем при отсутствии лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий испытывают затруднения в обучении.
Умственная отсталость, является не психическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы. Такой ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. Эта истина довольно трагична для родителей умственно отсталых детей, так как им хочется сделать все возможное, чтобы их ребенок стал «как все».
Важным моментом обучения и воспитания является организация игр с участием таких детей. Игра для таких детей, участниками которой являются не только родители, воспитатели и сверстники преподноситься как терапия, которая помогает ребенку осознать не только свою значимость, но и понять, что он является равноправным членом современного общества.
Индивидуальный подход играет существенную роль, ведь дети все разные и имеют не только отклонения разной степени тяжести, но и усваивают материал по- разному.
Не важно, кто перед вами: малыш или старший школьник – важно создать благоприятную дружескую атмосферу, которая помогла бы ребенку раскрыться.
Неудивительно, что ребенок очень любит играть, пожалуй, игру можно назвать ведущей деятельностью у детей с отклонениями.
В игре ребенок не только усваивает общественные нормы, но и развивает некоторые способности, которые помогают ему не только в учебе, но и в жизни.
Способы решений проблем при отставании детей:
1)Заняться проблемой самим и ненавязчиво, в форме игры, подавать пример, показывать, как можно делать. Дети, имеющие хорошую привязанность к своим родителям, стремятся им подражать, и вскоре вы вместе будете радоваться успехам вашего чада.
2)Передоверить своего ребенка специалистам, которые буду работать по заданному вами направлению.
В обоих случаях не стоит ожидать мгновенного успеха, не стоит «гнать лошадей». Пройдет довольно много времени, пока ваш ребенок «догонит» других детей.
Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить. Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
В игры с ребенком необходимо постепенно включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Такие игры-занятия следует проводить регулярно, желательно ежедневно и лучше 2 раза в день. Их продолжительность может быть самой разнообразной: от 2-3 мин, впервые дни занятий до 20-30 мин с детьми, более, старшего возраста, которые сумели приобрести необходимую «умственную работоспособность». Задания располагайте по степени трудности их выполнения детьми.
Мы предлагаем в своей статье некоторые из игр:
1.Игры на развитие слухового внимания и памяти проводится в игре с использованием хорошо знакомых ребенку озвученных игрушек:
Отгадай, что звучит. Нужно показать ребенку, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет и постарался угадать, какой предмет издает такой звук.
Разговор шепотом.Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 — 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
Посмотрим, кто говорит.Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
Слышим звон и знаем, где он.Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
2.Игры на развитие зрительного внимания и памяти. Этому способствуют игры на запоминание:
Угадай, что исчезло.Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки. Покажите ребенку игрушки, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит. Затем попросите его отвернуться, когда ребёнок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить угадать, какая игрушка спряталась. Постепенно игру нужно усложнять, не только убирать, но и добавлять одну игрушку.
3.Игры на сличение и сортировку предметов по цвету, форме и величине. Умение сличать предметы и явления, находить у них общее, что их объединяет, и то, что их различает, учит ребенка самостоятельно мыслить.
«Малахитовый ряд». Понадобятся камешки черного, белого цветов разной формы и величины. Продолжи ряд, при этом дается образец ряда (можно нарисованный или выложенный из камней).
Найди цвет.Для игры понадобится коробка цветных карандашей и лист белой бумаги. Чем старше ребёнок, тем большее количество карандашей должно быть в коробке. 3-х летнему ребёнку достаточно 4 цвета (красный желтый, зеленый, синий). Нарисуйте на листе бумаги небольшие фигурки (кружочки, квадратики, овалы, треугольники, колечки) в ряд каждым карандашом. Сколько карандашей в коробке, столько цветных фигурок должно получиться. Фигурки могут повторяться, главное, чтобы они были простыми и разных цветов. Покажите свой рисунок ребёнку, дайте ему коробку карандашей и попросите его нарисовать под каждой фигуркой точно такую же – такой же формы и цвета.
4.Игры на классификацию предметов по их назначению. Рекомендуемые группировки предметов: 1) одежда и обувь («Оденем Машу ну улицу»); 2) мебель («Новоселье»); 3) посуда («Встретим гостей»); 4) транспорт («Едем в отпуск»); 5) игрушки («Разложи на полочки»).
5.Игры на развитие речи. Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию необходимо проводить занятия по лексическим темам : времена года, овощи, фрукты, игрушки, домашние животные , посуда , мебель и т. д .Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Далее приведены типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.
Времена года. Закрепление понятий о явлениях природы, происходящих в данное время года. Активизировать словарь по теме, предлагать ребенку, выбирать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснять, какое явление на них изображено (но не просто «дождь» или «снег», а «идет дождь» и «падает снег»).
Один – много. Учить образовывать существительные множественного числа.Взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число.
Назови ласково. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»).
Чудесный мешочек. Закрепить названия предметов и их свойства.
Перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.
1)Ребенок по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
2)Ребенок должен в мешочке нащупать предмет и назвать не глядя.
6.На развитие мелкой моторики. Развитие пальцев рук и подготовки руки к письму:
Игры с прищепками:Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Для начала возьмите руки ребенка в свои и выполните упражнение в месте с ним.
Игры с крупой требуют определенной сноровки и терпения, поэтому они подойдут для детей старше 1,5 лет. Подойдет любая крупа.
«Пальчиковые рисования». Рассыпьте крупу ровным слоем на какой-либо поверхности (для Вас будет удобнее использовать поднос, который легко можно вымыть после игры) и проведите пальцем так, чтобы получилась линия. Попросите малыша повторить. Первое время это могут быть обыкновенные линии и зигзаги, затем переходите на более сложные рисунки (геометрические фигуры, домики и т.д.).
«Мастерская аппликаций» можно предложить делать из разных круп. Основой при этом должен быть плотный картон, в качестве клеящего материала лучше всего подойдет клейстер из крахмала.
«Веселые пальчики». Интересное задание с соленым тестом месить, отрывать от него небольшие кусочки. Сделайте несколько маленьких шариков из теста и предложите ребенку их размять (как бы размазать) одним пальчиком. Можно раскатать (или размять руками). Небольшие пласты теста и использовать их как основу для аппликации: «наклеивать» на них те же макароны, фасоль, горох.
Рекомендации по проведению занятий:
Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания, хвалите даже за незначительные успехи. Разговаривайте с ребенком четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
Все перечисленные временные затруднения в познавательной деятельности и нарушения центральной нервной системы, если к ним не будет своевременно привлечено внимание школы и семьи, могут привести к так называемой педагогической запущенности, которая чаще всего и отождествляется с умственной отсталостью.
Список литературы:
1. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятия с детьми». М., изд. Школа; СПБ., Библиополис, 1996 г;
2.Забрамная С.Д. (Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение, Владос, 1995. );
3.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993;
4. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие М.: Сфера , 2004.;
5. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». М., 2001г. «…Ребенок отстает в развитии? Семейная школа: учебно-методическое пособие 6./ О. П. Гаврилушкина. — М.: Дрофа, 2010. — 207, [1] с. — (Дошкольник. Коррекция)….».
Источник
«Отставание в развитии» — безусловно, страшные слова для каждого родителя, за которыми стоит состояние, когда у малыша отсутствуют какие-либо навыки, автоматически появляющиеся в положенном возрасте. За этим понятием могут стоять серьезные диагнозы, проходящие с возрастом неврологические проблемы, а также пережитый ребенком или его матерью сильный стресс.
Причины, по которым дети начинают отставать в развитии:
- Неправильный педагогический подход. Эта причина, пожалуй, одна из самых главных. Говорить о ней стоит, когда мать и отец не находят времени для обучения своего ребенка элементарным вещам, которые должен уметь каждый ребенок.
Такая педагогическая запущенность чревата множеством последствий. Ребенок не может нормально общаться со своими сверстниками, и это прослеживается его на протяжении всей жизни. Другие же родители, наоборот, пытаясь что-то навязать своему ребенку, заставляют его общаться с детьми, когда он предпочитает находиться один, или же заставляют учить то, что ему в этом возрасте еще совсем не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают о том, что все детки разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. И если ребенок не похож на своих родителей, то это не значит, что нужно насильно переделывать его, это значит, что нужно принять малыша таким, какой он есть.
Ребенок с отставанием в развитии, какой бы диагноз за этим ни стоял, может родиться в результате благополучной беременности и благополучных родов и в первые месяцы жизни вести себя, как обычный ребенок. Однако существуют симптомы, которые говорят о проблеме еще на первом году жизни. Важно понимать, что не так у ребенка.
Необходимо обращать внимание на симптомы, показывающие, что у ребенка нарушено социальное взаимодействие: снижена способность выстроить равноправный диалог, плохо работает жестовая система, может быть нарушена способность к установлению обычного контакта, проблемы с границами, со способностью имитировать действия, понимать их смысл. При отставании в психическом развитии малыш будет плохо понимать вашу речь. В случае нечувствительности к социальным сигналам у ребенка будет появляться тревога из-за непонимания, как устроено все вокруг. По этой причине он старается держаться одинаковой обстановки или одинаковых ритуалов, чтобы снизить тревогу [4].
Конечно, допускаются некоторые отклонения от общепринятых норм в развитии того или иного ребёнка. Однако в некоторых ситуациях необходима поддержка специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии. Существуют нарушения речевого, двигательного и психического развития.
Задержка психического развития ребенка может проявляться очень вариативно. Но всегда эту особенность можно распознать по нюансам поведения, которые позволяют отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых выявлена задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.
Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.
Внимательно наблюдая за малышом в возрасте от 6 месяцев, всегда можно заметить, что с ребенком «что-то не так».
Стоит забить тревогу,
— если ребенок всегда плачет одинаково, вы не можете заметить вообще никаких оттенков плача;
— если ребенок не отвечает вам на своем языке, когда вы с ним говорите, обращаясь к нему;
— если ваш плачущий ребенок не успокаивается и не расслабляется, когда вы берете его на руки;
— если он не дает трогать свои ладошки и делать «сорока-ворона»;
— если он не тянет к вам ручки, когда вы собираетесь взять его на руки, чтобы показать свое желание оказаться у вас;
— если на руках он слишком расслаблен, «как тряпочка», либо наоборот скован и напряжен, совсем не расслабляется;
— если ребенок не дает себя подмывать, мазать кремом, массировать, менять подгузник;
— если ребенок не проявляет пищевого интереса к прикорму, к нарезанным овощам или фруктам на столике;
— если малыш, умеющий ползать, не проявляет интереса к ярким игрушкам на полу, которые находятся в зоне его внимания, и не пытается подползти к ним;
— если умеющий ползать ребенок не следует за вами по квартире, не ищет вас по комнате;
— не проявляет активного интереса к тому, что вокруг него, не тянет руки, чтобы все трогать, дергать и пробовать;
— если малыш не смотрит на вашу реакцию, оглядываясь на ваше лицо в случае какого-либо происшествия;
— если ребенок, стоя на четвереньках, раскачивается, бьется спиной или головой о столик, стенку, спинку, матрас, бурно и подолгу мотает головой;
— если на его личике отсутствует широкий спектр эмоций: испуг, восторг, удивление, любопытство, отвращение;
— если он резко кричит ночью, когда он будто не узнает вас, или сразу после сна [1, с. 25].
Если ваш ребенок в более позднем возрасте (от года до двух):
— не говорит «мама», а к полутора годам в его речи нет десяти первых слов (мама, папа, баба, дядя, тетя, ав-ав, дай), и он даже и не пытается их сказать;
— ребенка абсолютно не беспокоит, что его не понимают;
— он не отвечает на вопросы кивками или мотанием головой;
— если вам приходится поворачивать его голову руками, чтобы привлечь внимание к чему-либо;
— он не понимает простейшие просьбы («дай мяч», «сядь», «пойдем со мной»);
— малыш не интересуется изображениями детей и животных в первых детских книгах;
— даже не пытается жевать еду;
— если при вашем зевании, глядя на вас, ребенок не зевнет в ответ;
— если у него нет здоровой настороженности к чужим людям и он не прячется за спину мамы;
— он не слушает вас и не смотрит на вас;
— не проявляет беспокойство от мокрых штанов;
— не показывает носик, ушки, ручки, ножки ни у себя, ни у вас, ни у мишки;
— не узнает членов семьи на недавних фотографиях;
— утратил какие-либо навыки в период от полутора до двух с половиной лет;
— предпочитает играть сам по себе;
— если у него слишком сильное желание порядка и чистоты, то это повод заподозрить, что существуют отклонения в развитии.
Кроме того, одним из ярких симптомов являются самоповреждения в случае любой негативной ситуации, когда ребенок может кусать или бить сам себя. Также плохо, если ребенок ни на какие раздражители не реагирует вообще [1, с. 31].
До 4 лет необходимо отслеживать следующие проявления:
— у ребенка отсутствует чувство опасности и чувство страха, например, когда он, не задумываясь, готов шагнуть на проезжую часть с большим потоком машин;
— забегая в незнакомое помещение, он не обращает внимания на присутствующего там человека (воспитателя, врача и пр.), а бросается к случайному предмету;
— ребенок не боится потерять вас и не отзывается на свое имя на прогулках;
— он никогда не придет на ваш зов просто потому, что ему интересно, почему вы его позвали;
— он никогда не подбежит к вам, чтобы поделиться чем-то, что произвело на него впечатление;
— он плохо держит равновесие и плохо скоординирован, поэтому с трудом спускается по ступенькам;
— он избегает ходить с вами за руку, сразу же выдергивая ее;
— ребенок «залипает» на однообразные действия и кружения;
— он не проявляет интереса к новой еде;
— ребенок проявляет тревогу при каких-либо изменениях в комнате или внешности (передвинули мебель, сменили обувь) и стремится вернуть все «как было»;
— не понимает смысла совместной игры в мяч;
— ребенок отказывается от одежды определенного цвета или определенной текстуры, предпочитая ходить голым или, наоборот, постоянно только в колготах;
— когда ребенку предлагается понятный и интересный ему по возрасту вариант игры, он не слушает объяснения и игнорирует другой сценарий игры, даже если вы покажете ее ему;
— ребенок не играет в социальные игры: например, ему не понятно, что от волка козлятам надо убегать. Или, если дать ему игру «одень деревянного человечка», он не поймет ее смысл, а будет использовать как строительный материал, ставя в рядочек;
— ребенок любит играть, лежа на полу, и предпочитает только одну игрушку (например, катая машинку туда-сюда);
— проснувшись утром, он не зовет вас;
— его словарный запас очень мал, он не знает, как попросить «дай» или ответить «да»;
— малыш говорит сам с собой на «эльфийском» языке, не повторяет за вами слово;
— не чувствует боль и никогда не жалуется, например, на больное горло, однако при вашем прикосновении может реагировать так, будто ему очень больно;
— ребенок чересчур проявляет самостоятельность и предпочитает все делать сам, явно избегая взаимодействия, либо, наоборот, ничего не пытается делать сам, впадая в младенчество;
— ребенок не просится в туалет;
— не может ни показать на пальчиках, ни сказать, как его зовут и сколько ему лет;
— если он повторяет слова, как попугай, не понимая смысл;
— если у ребенка чересчур долго сохраняется сосательный рефлекс или у него текут слюни;
— ребенок не чувствует личных границ других людей и детей: может врезаться в людей и расталкивать всех, словно другие люди всего лишь кегли для него;
— не различает «своих» и «чужих» людей: может спокойно забраться на колени к незнакомому человеку;
— если ребенок избегает детские площадки, потому что не хочет общаться с другими детьми.
Если таких симптомов много, это повод обратиться за консультацией к психиатру. Конечно, не всегда выявленные проблемы говорят о каком-то стойком нарушении. Они могут быть, например, следствием преждевременных родов и пропадут с возрастом. Но все равно будут тормозить развитие ребенка [2, с. 129]. Вот почему так важно с первых месяцев жизни контролировать поведение малыша и, если у ребенка есть проблемы, очень важно не терять драгоценные недели, месяцы и годы, а, не откладывая, обращаться к грамотному специалисту. Ведь, к счастью, многое еще можно успешно компенсировать, если коррекция была начата своевременно и грамотно.
Список литературы
- Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учеб. пособие / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора; Под. ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. М.: Академия, 2002.
- Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.
- От нуля до двух: Дневниковые записи / Сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева. СПб., 1997.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.
Источник