Жуков методика развития ребенка
Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. Учебные пособия Н. Жуковой приемлемы по стоимости, их можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.
Из биографии
Надежда Жукова – знакомый многим отечественный педагог, кандидат педагогических наук, имеет большой логопедический опыт работы. Она является создателем целой серии обучающей литературы для детей, которая издается многомиллионными тиражами. Множество ее научных работ опубликовано не только в российских, но и в специализированных изданиях других стран.
Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.
Продажи ее современного «Букваря» превзошли количество 3 млн. экземпляров. Из этих цифр, по статистике, можно сделать вывод, что каждый четвертый малыш обучается чтению именно по нему. В 2005 году ему было присвоено звание «Классический учебник».
В 1960 – х годах Надежда Жукова являлась деятельным работником инициативной группы, которая занималась вопросами создания специализированных групп для ребят, имеющих проблемы и расстройства речевой деятельности. Сейчас такие логопедические группы и целые детские сады с этим уклоном широко распространены не только на территории нашей страны, но и в странах СНГ.
Особенности методики
В создании собственного особого метода Н. Жукова воспользовалась своим 30-летним логопедическим рабочим стажем. Она смогла построить успешное сочетание обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые детьми при письме. В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.
В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую, то малыш к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.
Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.
Тогда, когда вы начнете учить кроху читать, объясните ему, как по слуху определять, сколько звуков или букв вами произнесено, какой звук в слове звучит первым, последним, вторым. Здесь вам может помочь в обучении «Магнитная азбука» Н. Жуковой. С ее помощью можно попросить малыша выкладывать слоги, произносимые вами.
Также можно ощупывать буквы, обводить их пальчиком, что поспособствует их тактильному запоминанию. Когда кроха научится сливать слоги, можно предложить ему к прочтения слова из трех букв, слова из двух слогов. (О-СА, МА-МА).
В «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Все написано доступным языком. Для того чтобы ими воспользоваться, родителям совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.
Важные методические советы
Учите ребенка в игровой форме
Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам. Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к малышу во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.
Возраст начала обучения
Не следует торопить события. Вполне нормально, что 3-4-летний ребенок совсем еще не способен обучаться. В этот возрастной период начинать занятия можно только при условии, что ребенок проявляет огромный интерес к читательской деятельности, проявляет желание научиться читать.
Совсем по другому отнесется к этому 5-6-летний ребенок. В дошкольных учреждениях программы обучения рассчитаны на то, чтобы обучить детей чтению по слогам. Однако совсем не всегда малыши могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов. Поэтому не упускайте возможности позаниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, малышу будет легче перенести период адаптации.
Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У малышей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.
Звуки или буквы?
Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.
Учим правильно гласные и согласные
Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».
В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.
Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)
В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.
Закрепляем изученный материал
Повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.
Чтение по слогам
Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.
Начинаем с простых слогов
Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).
Этап обучения чтению закрытых слогов
Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.
Чтение простых слов
Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.
Следите за произношением и расстановкой пауз
В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.
Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.
Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.
Популярные книги для детей Н. Жуковой
Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.
Сюда входят:
«Букварь» и «Прописи» для детей 6-7 лет в 3 частях
Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.
«Магнитная азбука»
Подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детских учреждениях. Большой набор букв позволяет составлять не только отдельные слова, но и предложения. К «Азбуке» прилагаются методические рекомендации для работы, они дополнены упражнениями для обучения детей.
«Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать»
Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.
«Уроки правильной речи и правильного мышления»
Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.
«Уроки чистописания и грамотности» (обучающие прописи)
Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н.Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т.д.
«Уроки логопеда»
Для данного учебника характерна доступная для понимания не только педагогами и логопедами, но и родителями система занятий, с помощью которых можно достигнуть чистой речи детей. Предложенные упражнения акцентируют внимание на проработке только одного конкретного звука. Благодаря этому занятия проходят с большим эффектом. Уровень развития речи ребенка, с которым начинают заниматься, не столь важен. Для всех детей занятия будут иметь положительный результат. Прекрасно подходит для занятий с детьми любого возраста.
«Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю»
Выстроенные в определенном порядке занятия, которые предлагаются в этом пособии, подойдут для применения в деятельности педагогов, логопедов и родителей, занимающихся с детьми 1-3 лет.
«Логопедия»
С помощью этой книги вы сможете помочь малышу поэтапно усвоить родной язык и окажете грамотную помощь в формировании функций речи. В учебнике прослеживается четкая взаимосвязь между развитием речи малышей и их психики.
«Первая после Букваря книга для чтения»
Для ребят, закончивших изучение Букваря, рекомендуется в качестве первой книги – «Первая после Букваря книга для чтения». Она смягчит переход от Букваря к обычной литературе. Основной целью этого обучающего пособия является формирование у детей любознательности, желание познавать новое, развивать интеллект и усидчивость.
Все содержание книги объединено одной тематической линией: Родная природа в баснях, рассказах, поэзии и в жизни. Пособие содержит три вида текстов, различающихся по содержанию, стилю написания и шрифту.
1 часть – это басни и рассказы. Они продолжают тексты, которые даны в Букваре, только предложен более сложный вариант.
2 часть – сведения для юного натуралиста. В ней предложены данные из энциклопедий о главных героях рассказов или басен.
3 часть представляет собой фрагменты стихотворений великих поэтов. В каждом отрывке прослеживается взаимосвязь с каким-либо фрагментом 1 части книги. Это может быть стихотворение о временах года одного из рассказов, о животных одной из басен, погода и т.п.
Таким образом, с помощью методики обучения Надежды Жуковой, родители самостоятельно смогут прекрасно подготовить ребенка к школе. Пользуясь ее методическими и учебными пособиями можно не только научить ребенка хорошо и правильно читать, но и научить писать, познакомить с основами грамотной письменной речи, избежать многих логопедических проблем.
Обзор букваря Надежды Жуковой смотрите в следующем видео.
Источник
Олеся Жукова
Обучение с пеленок
Развитие ребенка от рождения до года
© О. Жукова, 2018
© ООО «Издательство АСТ», 2018
От автора
Каждая мать мечтает вырастить здорового и умного ребенка. И для этого она делает все, что только может: кормит и одевает своего малыша, покупает ему дорогие игрушки, старается пристроить в лучшую школу, нанимает гувернанток.
А знаете ли вы, что самые главные педагоги – это родители? Ведь на первом году жизни малыш видит только вас, общается только с вами и ближайшими родственниками. Именно при вас он сделает свои первые шаги и скажет свои первые слова. Все, что вы сможете дать своему малышу, все, чему вы его научите, послужит его дальнейшему развитию.
Эта книга подскажет вам, как обучать ребенка с пеленок, используя самые современные методики. Но не беспокойтесь, вам не понадобятся громоздкие приспособления и учебники. Вы можете воспитывать и развивать младенца «между делом»: во время пеленания, кормления, массажа, купания, игр.
Вспомните, как бабушка качала вас на коленках, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по гладеньким дорожкам…» Вы думаете, это пустая игра? Нет, это проверенный временем методический прием, который развивает у малыша вестибулярный аппарат, моторные реакции и даже речь. А сколько удовольствия для всех: и для ребенка, и для родителей! Вот так, играючи, мы с вами и будем учить малышей.
В наши дни рождение абсолютно здорового ребенка – большая редкость. Исследования и опыт современных педагогов и психологов показали: чем раньше начинается адекватное, грамотное коррекционное обучение, тем лучше будет интеллектуальное развитие в дальнейшем. Дело в том, что в первые месяцы жизни, благодаря пластичности нервной системы новорожденного, можно подправить или устранить некоторые отклонения.
Вы поможете своему малышу раскрыть его индивидуальные возможности, научитесь направлять маленького человека на пути познания окружающего мира, узнаете, что нужно делать для того, чтобы вырастить не только здорового, но и умного ребенка.
Часть 1
В ожидании малыша
Желанное дитя – здоровый и умный ребенок
Вы хотите иметь здорового и умного ребенка? Тогда вам нужно позаботиться об этом заранее. Если вы думаете, что в процессе внутриутробного развития эмбрион только прибавляет в росте и весе, то вы глубоко заблуждаетесь. За девять месяцев из одной клетки вырастает настоящий маленький человечек, у которого есть все, что положено иметь каждому: руки, ноги, сердце, голова.
Кроме того, этот человечек уже может видеть, слышать, испытывать приятные ощущения, плакать от боли и помнить об этом. Конечно, сейчас вы не сможете рассказать о том, что вы чувствовали и переживали в материнской утробе. Но это еще не значит, что в вашей памяти ничего не сохранилось. Просто дальнейшие жизненные впечатления вытеснили неясные, бессознательные ощущения первых месяцев жизни.
Ученые считают
В психологии существует особая разновидность гипноза – «техника погружения»: в состоянии гипнотического сна человек вспоминает то, что он чувствовал, находясь в утробе матери. Большинство рассказов, как правило, объединяет общее для всех ощущение чувства защищенности и комфорта.
Можно по-разному относиться к подобным рассказам – скептически или доверительно, но, вероятно, никто из вас не станет отрицать того, что развитие ребенка в пренатальном периоде (от момента зачатия до начала родов) является не просто процессом деления и видоизменения оплодотворенной яйцеклетки в эмбрион и плод.
Современные исследования в области медицины, физиологии и психологии установили, что психическая жизнь человека начинается именно во внутриутробном периоде и заключается в формировании у него всех видов чувствительности.
Осознанное решение обоих родителей завести ребенка – это залог его полноценного развития. Желанное дитя с первых дней своего существования обладает рядом преимуществ перед малышом, чье зачатие явилось следствием «недоразумения». В ожидании ребенка многие родители мечтают о том, каким он будет, какого цвета будут его волосы и глаза, какой у него будет характер и кем он станет в будущем. Положительно настроенная мама чутко прислушивается к растущему внутри нее малышу. Поэтому, прежде чем зачать ребенка, вы должны физически и психологически подготовиться.
Лучший возраст для материнства
Медики считают, что наиболее благоприятным возрастом для рождения ребенка является период от 18 до 30 лет. Более юные мамы еще не созрели ни душевно, ни физически, не успели приобрести необходимый жизненный опыт. Они испытывают слишком большую эмоциональную и физическую нагрузку во время беременности, родов и послеродового периода, что может отрицательно сказаться на развитии ребенка.
Конечно, все проблемы преодолимы, если рядом чуткие и внимательные близкие, которые окружат заботой мать и дитя. И все же медицинский аспект этого вопроса очень серьезен, поскольку слишком молодая мама рискует жизнью и здоровьем своего ребенка.
Для матерей старше 30 лет степень риска, к сожалению, тоже возрастает. Так, согласно статистике, материнская смертность среди женщин после 35 лет в три раза выше, чем среди 25-летних, а их новорожденные дети умирают в 2 раза чаще. Кроме того, возрастает возможность возникновения физических и умственных дефектов развития плода, особенно в случае первой беременности. Но если отец малыша моложе мамы, то риск появления подобных нарушений уменьшается.
В западных странах, перед тем как запланировать рождение ребенка, родители проходят всестороннее медицинское обследование, в первую очередь половой и детородной систем организма. У нас это не принято, но, если вы обратитесь в платную клинику, вам сделают необходимые анализы и сообщат прогноз ожидаемой беременности. Это важно, поскольку наличие, например, скрытых урогенитальных инфекций, передающихся половым путем, может грозить будущему ребенку серьезными нарушениями развития.
Если будущий малыш не первый в семье или ранее у мамы были выкидыши, то до следующей беременности нужно сделать перерыв, по крайней мере на 6 месяцев (оптимальный перерыв между родами – 1,5–2 года). Это необходимо для того, чтобы слизистая оболочка матки могла восстановить свои функции и не спровоцировать пороки развития у ребенка.
На сегодняшний день существует очень много эффективных противозачаточных средств, и вы можете выбрать то, которое вам подходит. У вас есть все возможности для того, чтобы ваш ребенок вступил в этот мир желанным и здоровым.
Будущему ребенку вредно
Итак, вы поняли, что ждете ребенка. С этого момента вся ваша жизнь должна быть подчинена главной цели – выносить и родить здорового малыша.
Что для этого нужно сделать?
• Позаботьтесь о поддержании своего физического здоровья.
• Ограничьте нагрузки.
• Откажитесь от вредных привычек.
Безусловно, каждая беременная женщина один раз в месяц должна посещать врача. В женских консультациях по месту жительства вам обязаны оказать бесплатную медицинскую помощь.
Вы можете также обратиться в частную клинику. Но имейте в виду: желательно, чтобы во время беременности вас наблюдал один и тот же врач, который будет осведомлен обо всех нюансах вашего здоровья и особенностях развития плода.
Ваш доктор обязательно должен сообщить вам о том, что вредно будущему ребенку. (Наверняка вы это и сами знаете, но повторить лишний раз не помешает.)
ТЯЖЕСТИ
Беременной нельзя поднимать за один раз более 5 килограммов и переносить более 3 килограммов. Перенос таких тяжестей вызывает повышение давления в брюшной полости, что может привести к отслоению плаценты, выкидышу, преждевременным родам.
Источник