Жалобы на ребенка с особенностями развития

Жалобы на ребенка с особенностями развития thumbnail

В России дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с особенностями развития, могут учиться в обычных школах. Инклюзивное образование регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании в РФ», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Несмотря на то что такой тип образования существует давно и поддерживается государством, все равно происходят ситуации, когда ребенка с ОВЗ не принимают одноклассники или же родители других учеников считают его опасным и пытаются оградить своих детей от общения с ним. «Такие дела» поговорили с экспертами, как защитить права ребенка и избежать конфликтов в школе.

Жалобы на ребенка с особенностями развитияУченики школы в Алтуфьеве в столовойФото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Когда возникает конфликт?

Как объясняет Анна Калабухова, специалист по прикладному анализу поведения и куратор ресурсных классов, конфликты возникают, если в школе не проводится систематическая работа. Такая работа предполагает, что ребенка с особенностями развития учат основным социальным навыкам, а его одноклассников и их родителей информируют о том, почему ученик может демонстрировать те или иные поведенческие особенности.

«Тихий конфликт» — ситуация, когда одноклассники просто игнорируют ребенка. Более серьезные противоречия в классе могут привести к открытой травле.

«Бывают случаи, когда у ребенка есть какие-то поведенческие особенности, — рассказывает Калабухова. — Допустим, он может разговаривать на уроке или отвлекать других детей. В таких ситуациях достаточно часто происходит обращение со стороны родителей к администрации учреждения: мол, этот ребенок мешает учиться нашим детям».

Права ребенка и пути разрешения конфликта

Федеральный закон предписывает обязательное образование детей до 15 лет. В статье 34 закона «Об образовании в РФ» сказано, что у всех учеников есть право на обучение «с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции». Все формы физического и психического насилия, а также оскорбления личности недопустимы.

«Что бы ребенок ни “вытворял”, исключить его из школы нельзя, — объясняет юрист правозащитного проекта «Патронус» Наталия Кудрявцева. — Аналогичная ситуация с детским садом. Если ребенка приняли, то исключить его могут только по окончании. Но могут перевести в другую группу». Условия получения дополнительного образования, например в секциях и кружках, прописаны в договоре на обучение, а в частных организациях условия отчисления могут быть указаны в уставе.

Правовая стратегия решения конфликта имеет две стороны, считает Калабухова: «Когда родитель делает все, чтобы ребенок продолжал учиться в этой школе, с одной стороны, он имеет на это право. С другой стороны, по крайней мере пока, специалисты не всегда разграничивают личное и профессиональное. Отношение учителей к ребенку меняется, если есть достаточно много конфликтов [с родителями]. Меняется не всегда и не у всех, но бывают такие истории».

Куда обратиться, если произошел конфликт?

Чтобы уладить конфликт, семья ребенка с особенностями развития может поговорить с «недовольными» родителями лично. Но Калабухова считает, что меры по сглаживанию противоречий должны идти от администрации школы, детского сада или кружка к учителю, а уже от него — к родителям. «Любой буллинг происходит с тихого позволения классного руководителя. Это первый человек, который должен держать руку на пульсе и объяснять родителям, что его ученик нуждается в инклюзии и толерантном отношении», — говорит эксперт.

Если же учитель не включается в обсуждение проблемы, родителям стоит напрямую обратиться в администрацию образовательного учреждения. Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ» родители несовершеннолетних имеют на это полное право, а администрация обязана рассмотреть обращение об ущемлении прав учеников и принять меры. Калабухова называет залогом мирного урегулирования конфликта продуктивный диалог между родителями, администрацией и учителями. «Решения и ответы органов образования можно обжаловать в вышестоящую организацию, Рособрнадзор, прокуратуру, суд», — добавляет Кудрявцева.

Есть дети, обучение которых в условиях полного включения в обычный класс невозможно в силу их особенностей, объясняет Калабухова, которая работает с учениками с расстройством аутистического спектра и особенностями интеллектуального развития. Для них есть два выхода: ресурсный класс или обучение в отдельном классе по коррекционной программе. Есть некоммерческие проекты, которые по договоренности со школой и родителями предоставляют детям индивидуального тьютора и собственный учебный план.

Если у ребенка есть особенности поведения или эмоций, но нет установленного диагноза, школа может решить, как лучше устроить его обучение, на психолого-педагогическом консилиуме. Но, как уточняет Калабухова, подавляющую часть решений диктует региональная психолого-медико-педагогическая комиссия и нужно собрать «довольно много бумаг». После заключения комиссии школа обязана предоставить ребенку специальные образовательные условия, исходя из собственных ресурсов. Например, организовать ресурсный класс, если таких детей несколько, пригласить специалистов из профильных организаций или предложить ребенку заниматься индивидуально. На любой из этих шагов должен быть согласен законный представитель ребенка.

Источник

Сдам Сам

При анализе результатов обследования психолог, во-первых, выявляет отдельные проявления (симптомы), относящиеся как к сфере познавательных процессов, так и к личностным особенностям ребенка. Во-вторых, он «собирает» из отдельных симптомов целостную картину внутреннего мира ребенка. Хотя эти два этапа работы выглядят как раздельные (сначала — симптомы, потом — их объединение в целостный синдром), в действительности они обычно разворачиваются более или менее параллельно. Каждый новый обнаруженный симптом встраивается в уже намечающуюся картину, конкретизируй ее, уточняя, а иногда и заставляя пересмотреть ранее сделанные выводы.

Читайте также:  Польза неваляшки для развития ребенка

Анализ начинается с осмысления первичной жалобы, уточненной и преобразованной на основе наблюдений за поведением ребенка в ходе обследования. Далее следует выявление отдельных симптомов на основе тестовых показателей. Не стоит перечислять клиенту все обнаруженные вами симптомы, достаточно ограничиться лишь наиболее явными. Этот этап беседы завершается построением целостного портрета ребенка и постановкой диагноза, объясняющего причины беспокойства взрослого, которое отражено в исходной жалобе. Основой для «сборки» отдельных симптомов в целостный синдром может стать типология неблагоприятных вариантов индивидуального развития, приведенная выше.

В этом подразделе мы остановимся на вопросе о том, каковы могут быть психологические причины некоторых наиболее широко распространенных жалоб, с которыми родители и учителя обращаются к психологу-консультанту. Знание этого поможет более целенаправленно провести анализ материалов обследования.

«Ребенок плохо учится».

Это, пожалуй, самая распространенная жалоба в младшем школьном возрасте. Часто в первичной жалобе родители и учителя не отмечают никаких других трудностей: плохая успеваемость затмевает для них вес остальное. Лишь в заключительной беседе, когда консультант описывает психологические особенности ребенка, всплывают и другие проблемы (нарушения общения, эмоциональное неблагополучие и пр.). За этой жалобой может стоять одна из следующих причин (или сочетание нескольких на них).

  1. Задержка психического развития (нарушения обучаемости) и педагогическая запущенность.

По нашему опыту, при жалобе на неуспеваемость примерно в половине случаев обнаруживается та или иная степень отклонений в развитии познавательных процессов. Следует иметь в виду, что и в обычной выборке нарушения обучаемости достаточно часты (встречаются примерно у 20-25% младших школьников). В сравнительно редких случаях неуспеваемость объясняется более глубокими нарушениями в интеллектуальном развитии (умственной отсталостью).

  1. Хроническая неутешность; тотальный регресс.

Если родители или учитель сообщают, что ребенок не успевает практически по всем предметам, то в обследовании почти всегда обнаруживаются проявления хронической неуспешности или тотального регресса. Редкие исключения составляют случаи умственной отсталости, особо глубокой задержки психического развития, инфантилизма или резкого снижения мотивации, приводящего к малой значимости для ребенка отрицательных оценок. Иногда психологический синдром хронической неуспешное™ является единственной причиной неуспеваемости, но чаще он выступает в сочетании с другими отклонениями: нарушениями обучаемости, астенией, неярко выраженным снижением учебной мотивации. Для тотального регресса характерны еще более грубые нарушения.

  1. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция редко при
    водят к особо глубокой неуспеваемости, однако и они снижают учебные
    достижения. Иногда это можно заподозрить уже по самому характеру жало
    бы, когда подчеркивается на столько низкая успеваемость, сколько пассивность ребенка,
  2. Вербализм — одна из частых причин выраженной неравномерности
    достижений ребенка. Как правило, дети с вербализмом хорошо читают, умеют развернуто и «гладко» отвечать на вопросы, однако с предметами, требующими более высокого уровня интеллектуального развития, у них возникают проблемы. Чаще всего они относятся к математике, причем в первую (очередь — к решению задач, тогда как примеры, направленные на формальное выполнение арифметических действий, не вызывают затруднений.
  3. Отсутствие учебно-познавательных мотивов. Эта причина неуспеваемости редко встречается в начале школьного обучения. Однако уже ко второму году обучения мотивация снижается у весьма многих детей. Разумеется, виноваты в этом не дети, а взрослые, создающие вокруг учебы атмосферу принудительности и безрадостности. Общее снижение мотивации встречается значительно реже, чем локальное снижение именно учебных мотивов.
  4. Астения. При астении родители и учителя обычно отмечают сравнительно недавно произошедшее падение успеваемости, которая до этого была неплохой. Учителя сообщают также, что на первых (утренних) уроках ребенок работает лучше, чем на последних, в начале урока — лучше, чем к концу. Как правило, имеются прямые указания на повышенную утомляемость.

«Ребенок ленится».

Это одна из очень частых жалоб, и за ней могут стоять самые разные причины. Остановимся на некоторых из них.

1) Завышенные требования. Нередко родители и учителя считают ленивым ребенка, который вполне нормально учится, но, действительно, не прилагает особых стараний и потому не полностью реализует в школе свои возможности. Однако при этом у нею может быть какое-то свое увлечение — например, он любит играть в футбол. Тогда совершенно естественно, что учебе он уделяет лишь столько времени, сколько необходимо для того, чтобы держаться на среднем уровне, даже если его способности позволяют ему добиться значительно большего. Какие-либо претензии к такому ребенку неуместны. Он, как и любой человек, имеет право выбирать свои увлечения,

2) Снижение учебно-познавательных мотивов. Эта проблема обсуждалась в предыдущем подразделе. Она часто стоит как за жалобами на низкую успеваемость, так и за жалобами на лень.

3) Замедленность темпа деятельности. В этих случаях ребенок трудится совершенно добросовестно и целенаправленно, но так медленно, что окружающим кажется, будто ему лень шевелиться, совершать любое усилие. В действительности замедленность темпа деятельности имеет физиологическую природу (медленное протекание нервных процессов) и ни в коем случае не может рассматриваться как «лень».

Читайте также:  Развитие осязания слепого ребенка

4] Астеничность, сниженная энергетика даст самую классическую картину «лени»: ребенок любит подолгу валяться в кровати, часами ничего не делает (так как у нею нет сил что-либо делать), пальцем шевельнул, а уже устал… Взрослым кажется, что он не мог устать от такого пустячного усилия, а оказывается, что мог.

  1. Неуверенность о себе, тревожность тоже может проявляться как
    «лет.»: ребенок не пишет фразу, поскольку совершенно не уверен в том, что и как надо писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не уверен, что выполнит его хорошо, а такой уверенности тревожный человек не имеет почти никогда.
  2. Нарушение отношений с учителем — еще одна нередкая причина
    увиливания от школьных дел, воспринимаемого взрослыми как «лень». Ребе
    нок не хочет ходить в школу, выполнять домашние задания, не интересуется
    ничем, хоть отдаленно напоминающим школу.
  3. Лент в собственном смысле слова, когда ребенок делает только то, что
    ему приятно, и уклоняется от всего прочего, встречается довольно редко.
    Когда она все же наблюдается, то можно с большой долей уверенности предположить, что ее первопричиной является обычная избалованность.

«Ребенок рассеян».

Жалобы на невнимательность, на детскую рассеянность очень часты в консультативной практике. Естественно, что при подобной жалобе необходимо, прежде всего, проверить функцию внимания с помощью какой-либо специальной методики (в частности, для этого удобен тест «Кодирование»). С учетом других данных это позволяет различить основные варианты поведения, называемые в быту общим словом «невнимательность».

1. Несформированность функции внимания — не только не единственная, но и отнюдь не самая частая причина жалоб на невнимательность. Если она действительно имеет место, то надо выяснить, нет ли у ребенка признаков органического поражения мозга, служащих наиболее распространенной основой первичных нарушений внимания. При наличии таких признаков желательна консультация невропатолога.

2. Несформированность организации действий — одна из наиболее
частых проблем, скрывающихся за жалобой на невнимательность. Суть ее в
том, что ребенок не владеет аффективными приемами самоорганизации,
говоря попросту — не умеет работать. Это неумение наиболее отчетливо
проявляется в методике ‘»Сложная фигура», оно отражается также в методике
«Пиктограмма». При этом собственно функция внимания может быть полностью сохранна, и а заданиях, не требующих сложной организации и планирования своих действий, «невнимательность» ребенка не проявится.

3. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция, при которых ребенок погружен в себя, в свои фантазии и мечты, также создают впечатление невнимательности. При этом ребенок отвлекается и становится рассеян, когда деятельность для него скучна, но прекрасно сосредоточивается и становится остро внимателен при встрече с интересным заданием. Задания, предлагаемые консультантом при обследовании, как правило, новы, занятны и привлекательны для младших школьников. И нередко учитель или родители,
жаловавшиеся на детскую рассеянность, несобранность, отмечают, что «‘сей
час с вами он был удивительно собран и внимателен; обычно такого не бывает». Подобная избирательность внимания указывает на мотивационные при
чины его отключения к определенных случаях жизни.

4. Снижение учебной мотивации. В этом случае «отключение» внима
ния происходит потому же механизму, что и при уходе от деятельности, стой
лишь разницей, что оно обычно переключается не на фантазии, а на какой-
нибудь внешний фактор.

5. Тревога, разрушающая любую деятельность, особенно пагубна имен
но для внимания. К выраженным нарушениям внимания может приводить
как тревога «в чистом виде» (выступающая как моносимптом), так и тревога,
входящая в более сложный симптомокомнлекс (например, при хронической
неуспешности.

6. Гиперактивность (двигательная расторможенность) с неизбежностью
нарушает функцию внимания. Эти нарушения являются весьма стойкими и
распространяются на самые разные виды деятельности.

7. Интеллектуализм и сужение сферы деятельности часто приводят к бытовой рассеянности: ребенок забывает в школе портфель, по дороге домой теряет ключ от квартиры и пр. В действительности это не нарушения внимания, а проявления высокой избирательности памяти (сродни «профессорской рассеянности»); ребенок сосредоточен на решении интеллектуальных задач и искренне забывает о ‘»мелочах жизни».

«Ребенок неуправляем».

Неуправляемость, непослушность ребенка — самая частая из поведенческих жалоб, особенно в подростковом возрасте. За ней могут стоять следующие причины:

  1. Ошибка взрослых, не умеющих оценивать возрастные особенности
    детей и принимающих желаемое за норму, а реальное — за отклонение. Речь
    идет о случаях, когда ребенок послушен и управляем ровно в такой же степе
    ни, как и большинство его сверстников, но родителям это кажется недоста
    точным. Например, отец обеспокоен «неуправляемостью» своего семилетнего сына: «Его невозможно приучить ежедневно, без напоминаний чистить
    зубы, самостоятельно убирать постель, следить за чистотой обуви. Приходится каждый раз напоминать. Он совершенно неуправляем!» Такого рода
    ошибки почти никогда не встречаются у учителей, поскольку у них имеется
    достаточный опыт наблюдения за детьми, но они довольно часты у родите
    лей. Они характерны для родителей с эпилептоидным складом личности, которые сами повышенно пунктуальны и ожидают того же от ребенка.
  2. Повышенная энергетика ребенка.Это вариант нормального развития, не требующего коррекции, хотя жалоба родителей (или учителя} совершенно адекнатна: ребенок в самом деле трудно управляем. Когда он сам ставит себе цели и, твердо зная, чего он хочет, умеет добиваться своего, что взрослым с ним, действительно, трудно. Однако в плане прогноза мощная активность при высоком уровне целенаправленности поведения — это благоприятный вариант развития (правда, сели ребенка не «затюкают» за чрезмерную
    самостоятельность и склонность к рискованным экспериментам).
  3. Гиперактивность (двигательная расторможенность) тоже часто вызывает жалобы на неуправляемость ребенка. Этот диагноз следует четко отличать от диагноза «повышенная энергетика». Для ребенка с гиперактивностью характерна недостаточная целенаправленность поведения.-тогда как при повышенной энергетике целенаправленность, напротив, повышена по сравнению с обычным уровнем, В отличие от повышенной энергетики, гиперактивность — это, безусловно, отклонение в развитии, требующее коррекции, насколько она возможна (к сожалению, возможности в этом отношении довольно ограничены).
  4. Негативное самопредъявление и демонстративный нигилизм — психологические синдромы, основным проявлением которых является именно
    неуправляемость, причем нарочитая. Она служит для ребенка средством
    привлечь к себе внимание взрослых, которого он не в состоянии добиться
    другими способами.
  5. Социальная дезориентация и отверженность — другая пара психологических синдромов, центральным проявлением которых является неуправляемость. Однако социальная дезориентация приводит к неуправляемости не в силу сознательного стремления ребенка к нарушению правил, а в силу их непонимания. При отверженности непонимание норм и правил сочетается с
    их сознательным нарушением, которое выступает для ребенка как средство
    борьбы с «несправедливым устройством мира».
  6. Групповая изоляция часто приводит к тому, что родители и учителя
    оказываются не в состоянии контролировать поведение подростка. Единственным авторитетом для него становится группа сверстников, к которой он
    принадлежит.
  7. Избалованность, не являющаяся психологическим отклонением, тоже
    часто приводит к неуправляемости. Она обычна для детей, вокруг которых
    постоянно находится много взрослых, посвятивших себя заботе о нем (бабушки, дедушки и т.п.). Избалованность часто возникает и у ребенка из не
    полной семьи, на котором чрезмерно замкнута одинокая мать.
Читайте также:  Оценка физического состояния и развития ребенка

«У ребенка трудности в общении».

Чаще всего родители и учителя говорят о трудностях в общении ребенка со .сверстниками, о его одиночестве. Трудности и общении с самими родителями и учителями замечаются ими гораздо реже, хотя и обследовании они ВЫЯВЛЯ1ОТСЯ отнюдь не редко. Однако, в соответствии с наиболее распространенными жалобами, мы сейчас остановимся именно на проблемах общения со сверстниками:

1. Интеллектуализм и сужение сферы деятельности(преобладание интеллектуальных процессов над образными и эмоциональными; сосредоточенность на учебе в ущерб другим видам деятельности) обычно дает картину полностью сохранного общении со взрослыми. Вместе с тем, в сфере отношений со сверстниками часто наблюдаются не особенно выраженные нарушения, не слишком травмирующие самого ребенка. Однако учителей и родителей беспокоит то, что ребенок вес время один, не вписывается в класс, не может найти себе друзей. В действительности, если у ребенка есть хотя бы один настоящий друг, то прогноз вполне благо приятен. Детям (да и взрослым) с выраженным интеллектуализмом не свойственна склонность к широкому кругу общения. Близкие устойчивые отношения с одним-двумя друзьями практически насыщают их потребность в общении. Если же ребенок вообще не находит себе друзей среди сверстников, то такая ситуация изоляции для нею конфузочна и ненормальна. В подростковом возрасте переживания такого ребенка особенно обостряются.

2. Вербализм, социальная дезориентация, отверженность и другие варианты нссформированности навыков общения, т.е. неумения контактировать со сверстниками, часто приводят к конфликтам и иногда дают внешнюю картину агрессивности. Подобный результат особенно вероятен при высокой направленности на общение. При менее выраженной направленности на общение ребенок, не владеющий соответствующими навыками, просто пассивен.

3. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция тормозят все виды внешней активности ребенка, в частности, и активности, направленной на общение со сверстниками. К сходной картине приводит и семейная изоляция. В подростковом возрасте, когда потребность в общении со сверстниками усиливается и становится доминирующей, это может породить серьезные личностные проблемы.

4. Аутизация(в частности, при шизоидной акцентуации) представляет
собой снижение потребности в общении в собственном смысле. Рано возникшая аутизация в дальнейшем иногда сменяется нормальной или даже повышенной потребностью в общении, развивающейся на фоне отсутствия навыков общения. Это рискованный вариант развития, который к подростковому возрасту может вылиться в девиантное поведение.

5. Претензии на лидерство при отсутствии подлинных лидерских качеств — причина, часто приводящая к высокой конфликтности в отношениях
ребенка со сверстниками. Попытки командовать другими детьми, не желающими подчиняться непрошеному «командиру», приводят к столкновениям и взаимным обидам. В итоге непринятый лидер может оказаться в полной изоляции.

6. Высокая конфликтность (частая, в частности, при гипертимном и при эпилептоидном складе личности), агрессивность — очевидные причины
нарушений общения. При психологическом обследовании важно установить,
являются ли эти нарушения первичными или же это вторичные следствия
каких-либо других отклонений в психическом развитии.

7. Интеллектуальные нарушения, приводящие к неадекватному поведению по отношению к сверстникам, иногда (при хорошей компенсаторной
работе в области учебных навыков) в сфере общения проявляются даже раньше, чем в учебе. Эта причина нарушений общения часто ускользает от внимания не только учителей и родителей, но и психологов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.

Источник