Жалеть ребенка 1 год

Жалеть ребенка 1 год thumbnail

Подробности

Автор: Anastasiya

Категория: Воспитание детей раннего возраста

Опубликовано: 12 мая 2019

Как жалеть ребенка

Как правильно жалеть своего ребенка? Утешение мамы ребенка

Это делала ваша мама. А до нее ее мама. И, хоть никаких доказательств не осталось, пещерные мамы, скорее всего, поступали так же. С тех самых пор, как появились дети, нуждающиеся в утешении (из-за расцарапанной коленки, прикушенной губы или пострадавшего самолюбия), появились и мамы (а теперь гораздо чаще, чем раньше, и папы), чтобы поцеловать больное место и успокоить.

Умение жалеть ребенка

Умение пожалеть детей — такая же составная часть родительского долга, как и их воспитание. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, он должен получать равные доли и того, и другого. Большинство приемов утешения приходит инстинктивно: быстро обнять, легко прикоснуться губами, смахнуть несколько слезинок — обычно этого достаточно, чтобы споткнувшийся малыш счастливым потопал дальше. Но иногда поцелуя недостаточно, иногда для того, чтобы успокоить ребенка, приходится потратить чуть больше времени, усилий и размышлений, в частности когда малыш становится старше и, следовательно, его поведение и чувства усложняются.

  • Рассчитывайте свою силу. Вы можете ощущать себя просто человеком (изредка слишком уж человеком), но в глазах двух-трехлетнего ребенка вы — всемогущи. Хотя с течением лет это присвоенное вам отпрыском всемогущество исчезнет (к его юности вы снова превратитесь в простого смертного), пока ваши успокаивающие слова и нежное прикосновение обладают изрядным весом. Когда вы укачиваете ребенка на руках, приговаривая «все будет хорошо», малыш действительно магическим образом ощущает, что стало немного — или совсем — лучше. Именно поэтому мгновенное утешение с вашей стороны — лучшее лекарство против всех детских бед, причем не важно, пострадал ребенок физически или морально.
  • Будьте в бурю островом спокойствия… Если вы регулярно откликаетесь на каждодневные падения фразой «оп, все в порядке», малыш, безусловно, чувствует, что все в порядке. Если же вы причитаете: «Ах, мой маленький! Ты ушибся?» — ребенок очень быстро научится громко и отчетливо произносить в ответ «Да!». Ничто не пугает малыша больше, чем испуг родителей, ничто не расстраивает сильнее, чем их расстройство. «Если мой оплот рушится — значит, что-то действительно не в порядке». Остро реагировать на боль ребенка совершенно естественно, но не следует реагировать слишком бурно. Вы гораздо быстрее утешите малыша, если сохраните спокойствие и выразите его не только словами и интонацией, но и выражением лица и языком тела. Малыши, чьи родители не реагируют на падения чересчур активно, быстро приучаются подниматься самостоятельно, потирать ушибленное место и спокойно топать дальше.
  • …но не притворяйтесь, что бури нет. Вы не должны слишком бурно откликаться на боль ребенка, но и не должны полностью игнорировать ее, особенно если «ушиб» эмоциональный. Всем нам необходимо чувствовать, что наши ощущения имеют цену, и каждый имеет право изредка создавать из мухи слона. Особенно это относится к таким маленьким и ранимым малышам, для которых холмики, насыпанные кротом, действительно выглядят подчас Эверестом. Если относиться ко всем детским тревогам и проблемам как к пустякам, если на любое огорчение равнодушно откликаться «а, ничего не случилось», даже когда, с точки зрения ребенка, что-то несомненно произошло, вы внушите малышу, что его ощущения ничего не стоят.
  • Жалейте без всяких условий. Даже когда поведение ребенка далеко от идеального, он заслуживает утешения, если ему больно. Пожалейте малыша, пусть он даже упал со стула, на который вы запретили ему лезть две минуты назад, или прищемил палец дверью, которую вы просили оставить в покое.
  • Подставьте плечо, в которое он сможет выплакаться, и ухо, чтобы высказаться. Душевная рана часто нуждается в том же лекарстве, что и пострадавшее тело. Если малыш ощущает дискомфорт в эмоциональном плане, вдохновите его высказаться («Ты расстроился. Скажи, почему?»). Это может оказаться сложным, поскольку искусство общения еще не развито в должной степени, а в моменты стресса подобрать нужные слова еще труднее, но ребенок оценит уже простую попытку принять во внимание и оценить его ощущения.
  • Выслушайте, но не поучайте. Малышам, которым больно в физическом или эмоциональном плане, необходимо, чтобы их выслушали, оценили их чувства и поддержали, однако ни в каких поучениях, которые их унижают, они не нуждаются. Однако опасайтесь высказать чересчур сильное участие: передозировка заставит зависимого, самовлюбленного и эгоистичного малыша примерить на себя роль мученика.
  • Не упрекайте. Упреки («Оставил машинку на дороге, вот и упал») не утешат и ничему не научат. Лучше сказать: «Давай выясним, почему ты упал». Если ребенок ответит: «Я споткнулся о машинку», можете продолжить: «Давай подумаем, как сделать, чтобы этого больше не случилось».

Не стоит также упрекать кого-нибудь другого («Лиза вечно раскидывает твои игрушки. Ничего удивительного, что нужные детали потерялись»). Лучше спросите: «А как бы нам сделать, чтобы в следующий раз детали не терялись?»

  • Не старайтесь исправить абсолютно все. Малыш выкинул игрушечный грузовик из окна, и он развалился? Вполне правильно заметить: «Жалко, что грузовик сломался». Но никуда не годится, если вы тут же помчитесь в магазин за новой игрушкой. Если дети ничего не извлекают из своих ошибок, они будут повторять их снова, снова и снова.
Читайте также:  Ребенок 1 год упал шатается зуб

Создано: 12 мая 2019

Обновлено: 17 мая 2019

Просмотров: 816

Источник

Малыш упал, а мама, вместо того, чтобы пожалеть его, прикрикивает: «Смотри, куда идешь!» или «Сам виноват, я же тебе говорила: не лезь на горку!» Знакомая картина? Почему-то нам бывает так сложно заставить себя пожалеть, обнять и приголубить кроху, когда ему плохо или больно, когда жалость неуместна, а когда — нужна и полезна? Не жалею, не зову, не плачу.

Пожалеть споткнувшегося ребенка – естественно. Но почему тогда первой реакцией мамы часто становится резкий окрик или нравоучения? Причин тому несколько.

Мы по-другому не умеем.

Мы часто копируем стиль общения с детьми, который усвоили на примере собственных родителей. Если мама в детстве в случае синяков и ссадин выдавала вам дополнительные оплеухи или нравоучения, высока вероятность повторения «сценария» и в вашем родительском опыте. Но сваливать все на мам и пап, объявляя их причиной всех наших бед, – неконструктивно и бессмысленно. Для взрослых самостоятельных людей такое поведение – признак инфантилизма. К тому же есть и иные корни нашей «жестокости».

Нам страшно за ребенка.

Причины, мешающие нам обнять и приголубить чадо, когда ему плохо, кроются в наших страхах. И первый – страх за ребенка. Первая мысль после того, как малыш упал, – насколько он пострадал и каковы будут последствия? Эта паника выражается эмоционально и моментально: страх матери порождает агрессию – а страдает малыш. Причем не столько от полученной царапины, сколько от гнева самого близкого человека.

Мы боимся осуждения.

Наши дети – индикаторы нашей родительской состоятельности. Если чадо умыто, опрятно одето и весело вышагивает по площадке, наше родительское «эго» бодро и радостно марширует рядом с ним. Но тут вдруг малыш падает! Нарушается гармония мира нашего внутреннего цензора. Подсознательно мы чувствуем себя виноватыми, корим себя за недосмотр, родительская самооценка падает. Эмоции, не справляясь с негативом, выливаются в гневные окрики, шлепки и критику в адрес ребенка.

Мы чувствуем себя виноватыми.

А это – очень неприятное чувство. Конечно, по большому счету в том, что малыш упал, пролил чай или порезал палец, скорее всего, вообще никто не виноват. Всякое бывает. Чашки падают, ступеньки скользят, ножи не вовремя подворачиваются под неловкую и неумелую руку. Но установить эту простую логическую цепочку в момент происшествия трудно. Эмоции берут верх, и вот уже мама вместо сочувствия кричит или отчитывает ребенка, чтобы мгновенно избавиться от гнетущего чувства вины.

Мы хотим воспитать стойкость.

Агрессивная реакция со стороны родителей бывает и сознательной. Таким способом некоторые мамы и папы пытаются подготовить чадо к жизни в реальном мире: закалить, научить быть сильным. «Этот мир не всегда будет к тебе добр, не всегда найдутся те, кто пожалеют. Привыкай!» – как бы констатируют родители. Намерения их при этом самые добрые: они не желают чаду зла, просто хотят приучить его к мысли, что надо уметь справляться со своими эмоциями и сложными ситуациями самому и не быть нытиком. Рациональное зерно в этом, конечно же, есть. Однако, реагируя криком на падение малыша, достичь обозначенной цели весьма сложно. А вот взрастить в крохе кучу комплексов – легко и просто. Поэтому все-таки рекомендуется научиться жалеть своего ребенка, когда ему плохо. Вопрос только в том, как это делать правильно.

ОПАСНЫЕ «ПЕРЕГИБЫ»

Жалея, важно избегать и противоположной крайности. Если после падения с качелей не посмеяться над легким испугом, которым, к счастью, отделался кроха, а навсегда вычеркнуть качели из списка детских развлечений – вреда будет не меньше, чем от гневных окриков. Конечно, тем самым мама максимально оградит чадо от опасности. Но заодно и лишит его шанса научиться справляться со страхами, преодолевать трудности, лишит одной из чудесных детских радостей – ощущения полета. Сопереживая и ставя себя на место ребенка, надо тоже знать меру. Вспоминая, как в детстве вам не нравилось наводить порядок в игрушках, вы сами ежедневно рассортировываете в детской конструкторы и фломастеры? Есть все шансы вырастить несамостоятельного, неприспособленного и не умеющего следить за собой и своими вещами взрослого. Спасибо за это он вам точно не скажет! Лучше вспомнить поговорку про то, что голодному лучше предложить не рыбу, а удочку – и придумать для ребенка какой-то новый, увлекательный способ раскладывания конструкторов и машинок в коробки. При таком подходе малыш не будет жалеть сил на наведение порядка. А маме останется только радоваться за любимое чадо, не дающее ей поводов для жалости.

КАК ПРАВИЛЬНО ЖАЛЕТЬ РЕБЕНКА

Все дети разные, но всем одинаково необходимо знать, что их любят. И сочувствие, сопереживание, поддержка со стороны родителей в трудный момент – один из способов продемонстрировать любовь.

• Если вашему ребенку плохо, больно, грустно – постарайтесь его успокоить и приободрить. Обнимите, поцелуйте, прижмите к себе. И переключите внимание на что-то еще.

• Можете чем-то объективно помочь и облегчить состояние? Сделайте это! Наклейте пластырь, подуйте на ранку, поцелуйте ушибленный пальчик. Но делайте это спокойно, ненавязчиво и без причитаний.

• Представьте себя на месте малыша. Вы порезали палец или споткнулись о бордюр. Вам захочется, чтобы к вам немедленно бросались с утешением или, наоборот, обвинениями? Вряд ли. Ребенку, как и взрослому, нужно некоторое время, чтобы прийти в себя и справиться с эмоциями, осознать собственные ощущения. Потребность в сочувствии появляется чуть позже.

Читайте также:  Усыпить ребенка 1 год

• Прежде чем бросаться к крохе с обвинениями или, наоборот, утешением – выждите немного, проследив краем глаза за его реакцией. Возможно, ребенок уже и сам в состоянии справиться со своими эмоциями без вашей помощи. Это важный этап в формировании его личности – умение справляться с трудностями, преодолевать препятствия, проживать собственные негативные эмоции и выходить из них не раз пригодится ему в будущем.

• Постарайтесь не концентрироваться на ситуации, если, конечно, не случилось ничего серьезного. Избегайте оханья и аханья и не впадайте в истерику сами. Дети очень четко считывают родительский настрой, и если вы сами пугаетесь каждого ушиба, то и ваш ребенок будет всего бояться, а это создаст ему серьезные преграды на пути к нормальному развитию. Все-таки синяки и замазанные коленки – неотъемлемый атрибут нормального детства, и нужно относиться к ним спокойнее.

• Отложите обсуждение того, почему так произошло, на пару минут, пока ребенок успокоится. Из фразы: «Я тебя предупреждала, ступеньки скользкие» расстроенный ребенок скорее сделает вывод «я сам виноват», чем «в следующий раз нужно проверить ступеньки и быть осторожнее». То есть урок усвоен не будет, зато комплекс вины получит благодатную почву для роста. Проанализировать ситуацию можно позже, лучше даже на чужом примере: «Маша однажды залезла на скользкую ступеньку и упала!» Тут малыш, вероятнее всего, и сам припомнит: «Точно как я сегодня». В спокойном состоянии он сделает правильные выводы.

Радмила Киевская

Источник

Для детей «жалость» психологическое насилие

Слово жалость часто используется в обыденной жизни, в частности при воспитании детей. Одни родители без конца жалеют, другие стараются чтоб ребенок справился сам, без помощи других в ситуациях когда больно или грустно. Давайте постараемся понять, что на самом деле нужно маленькому человеку и помогает ли жалость в общении с ним.

Для начала обратите внимания на свои ощущения: Что вы чувствуете когда, произносите слово жалость? Приятно ли вам когда вас жалеют?

С одной стороны жалость что-то хорошее; правильное поведение необходимое в обществе людей. Вроде помощи ближнему, в ситуации когда оставляешь свои дела, с готовностью решить чужую проблему. С другой стороны, за желанием помочь может скрываться, чувство превосходства над страдающим.

Определения из толкового словаря передает оттенок чего-то скрытого за якобы «хорошей» жалостью. Многодетная мама может жалеть свою бездетную подругу, директор успешной компании подает милостыню безработному. Помогает и в тот же момент радуется, пусть где то глубоко в душе, своей удачной жизни, в отличии от «несчастного».

Другие помогают заболевшим из жалости, таким людям, которые не могут выполнить действия необходимые в обыденной жизни: готовить еду, самостоятельно мыться, одеваться, ходить в туалет. С нездоровыми взрослыми жалость может помочь преодолеть собственную брезгливость. Болеющий в здравом уме, вполне понимает свое положение угнетенного, но ребенок…

Ребенок отчасти «болен»!

Психическое развитие малыша, далеко от взрослого здорового человека, его понимание себя только-только формируется и каждый раз проходит новое осознание, взросление. Конечно если мама считает его больным или ведет себя так, будто малыш не здоровый, все время его жалея и намекая на его никчемность, стабильного развития и роста не достичь.

Одно из важных условий для развития деток служит внутреннее знание «Я хороший?!»

Если же вы все время, без особого повода, жалеете ребенка, то вы ставите его в положение угнетенного, немощного и жалкого малыша. Впоследствии обязательно разовьется неуверенность в собственных силах.

Жалость и дети не совместимы.

Нельзя ни при каких обстоятельствах смотреть на маленьких с высока. Нельзя сомневаться в их силах. Для детей это психологическое насилие, и вместо развития, они втягиваются в игру «я докажу маме что, Я хороший!». Испытывая жалость к ребенку мы даем понять его не состоятельность, слабость, но разве он должен быть сразу таким взрослым? Нет, нет и нет. Ребенок должен быть ребенком, с играми фантазиями, ощущением всемогущества и базовой безопасности.

Придет время и он поймет, что не умеет летать, что он вовсе не сильнее всех и вообще, чтоб добиться цели надо хорошо и много работать.

Когда малыш падает, он не просит чтоб его жалели!

Он просто говорит «Мне больно», делится своими переживаниями с самым близким человеком.

Родительские фразы: «не смей больше падать, береги свои ноги, ты у меня такой неуклюжий» просто абсурд. Никто не может быть застрахован от падений, особенно дети которые только начинают постигать радости баланса хождения на двух ногах. Ребенок не ждет от нас жалости когда падет и сдирает кожу до крови, малыш нуждается в поддержки, внимании, терпении и понимании.

Развивайтесь и берегите себя!

Источник

Автор — Марина Озерова (магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков)

1. Каждый раз, когда ребенок приходит к маме с горем, или не приходит, но мама видит это горе, она должна разделить его и поучаствовать. Нет, я не говорю о том, что надо «сюсюкать», устраивать театр или истерику. Нет! Но надо ПРИЗНАТЬ горе ребенка! Даже если с вашей точки зрения это пустяк. НО С ЕГО ЭТО НЕ ПУСТЯК, А НАСТОЯЩЕЕ ГОРЕ. Он находится сейчас на данном этапе развития, и вот эта ерудна вызывает вот такую бурную эмоциональную реакцию. Знаете, у взрослых людей тоже горе очень разное.

Читайте также:  Ребенок 1 год не сидит не ползает

Каждый раз, когда малыш с ревом бежит к маме, мама его «жалеет» — обнимает, гладит, целует, уговаривает. Это дает ему уверенность в том, что свои самые тяжелые переживания он может поверить своим близким. Хорошо, сейчас для него самая ужасная трагедия — упасть со стула или потерять машинку. Но подождите, ему будет и 10, и 15, и так далее. И трагедии могут быть уже не те. Нет. ребенок не будет всю жизнь бегать к маме с плачем. Это умение выражать эмоции и справляться с ними растет так же, как остальные сферы развития — мы не ставим трехмесячного ребенка на ножки и не требуем, чтобы он бегал. Так же и с эмоциями — слишком жестоко заставлять малыша самому справляться с таким непонятным клубком! Но постепенно ваша родительская роль в этом будет уменьшаться.

2. Каждый раз, когда ребенок проявляет негативную эмоциональную реакцию, мы подтверждаем его право на нее. То есть — мы не поощряем выражать негативные эмоции, но мы их принимаем. «Да, я понимаю, тебе сейчас очень обидно. Тебе очень неприятно. Ты очень расстроился» и т.п. Я ПОНИМАЮ И ПРИНИМАЮ ТЕБЯ ТАКИМ!

3. Если ребенок привыкает к тому, что для близких его «великое горе» (камушек в луже утонул, с горки упал, кузнечика не догнал) просто ерунда, он не будет воспринимать это горе меньше. Он будет воспринимать себя недостойным сочувствия и поддержки окружающих.

4. Если ребенок привыкает к тому, что он не достоин поддержки и сочувствия — он проецирует это на окружающих. Так вырастают черствые, бездушные и жестокие люди. Их учат этому с детства — тогда, когда малышу было хуже всего, он не получал поддержки, он вырос и усвоил этот закон.

5. Как написано в первом пункте — с ребенком растут и его проблемы. Если он с начала усвоил, что проблемы хорошо выговаривать близким и вместе позитивно и конструктивно решать, ему легко в пубертатный период и далее. Если он сызмальства приучен к тому, что для близких его горе — ерунда, он найдет средства утешения, но видите ли, он будет искать не там, где ожидают родители. Может, родители будут думать, что он поболтает с друзьями и все разрешится? Но это не так. Нерешенные эмоциональные проблемы, загнанные вглубь — самый частый мотив раннего секса (дети ищут любви таким путем) и наркомании (им необходимы сильные эмоциональные переживания). Может, лучше пересилить себя и попытаться научиться проявлять эмоции уже сейчас, пока ребенку год-два?

6. Если ребенок специально кричит, хотя ему явно не больно (слегка задел за предмет, а кричит так, будто там открытый перелом). Это вымогание внимания. Нужно учесть, что вымогание внимание появляется там, где ВНИМАНИЯ НЕ ХВАТАЕТ. Значит, в какие-то моменты родители проявили эмоциональную холодность, или просто недодают любви и ласки своему ребенку, и он пытается получить это хотя бы таким путем. Речь не идет о том, когда любая незначительная царапинка воспринимается как близкая смерть, вызывается «неотложка» и приглашаются все родственники ахать. Я имею в виду, если есть адекватные реакции на действия ребенка, а он при этом специально «просит пожалеть» — думайте, где ему не хватало эмоциональных контактов? Старайтесь проявить эмоциональное тепло тогда, когда ребенок не ожидает, чаще выражать свои чувства, особенно невербально. (Вернее — лучше больше невербально).

7. Что делать, если окружающие ведут себя не так, как вам хотелось бы? Мама адекватно реагирует на ушиб коленки, и на другие боевые раны, а бабушка сразу начинает театральное представление? Выходите «жалеться» адекватно подальше от всех слишком чувствительных родственников.

8. Мы знаем, что дети усваивают нашу любовь не столько через слова, сколько через действия. Как раз тогда, когда ребенок испытывает трудности, неудачу, боль — он рассчитывает на нашу любовь. Вот тогда по-настоящему закрепляются отношения, и самое время показать ему, насколько он любим, и что мама надежный и верный человек. Сейчас ребенок усваивает отношение мира к нему через действия мамы. Будет ли он думать, что мир незыблем и дружелюбен — зависит от нее.

апд: Забыла о наказании предметов. Это совершенно пустое действие, учащее ребенка перекладывать ответственность на что угодно, кроме себя самого. лучше пройти вместе «трудный участок» и закрепить — смотри, этот угол ближе, чем ты думал, потрогай ручкойи т.п. Помните, что у детей другое восприятие, они не видят дальности предметов и отношений между ними, как мы.

Ещё по теме эмоц.развития
https://www.baby.ru/blogs/post/519483014-181805786/

Источник