Жадность ребенка 5 лет

На чтение 7 мин. Просмотров 1.7k. Опубликовано 06.06.2019
Что делать родителям, если ребенок жадный, всегда ли необходимы профилактические беседы, и почему, принуждая малыша к щедрости, мы ставим крест на его счастливом будущем – обсудим все это в статье.
Когда жадность – норма
Малыши в возрасте 1-3 лет неохотно делятся игрушками. Каждая мама сталкивалась с ситуацией, когда ребенок отнимает свои игрушки, не подпускает к ним других детишек.
В таком положение мы обычно испытываем неловкость. Особенно если мама «обделенного» карапуза начинает комментировать ситуацию: «Фу, какой жадный». Именно из-за этого многие начинают давить на своего ребенка и требовать, чтобы он поделился.
Но годовалые дети только учатся говорить «нет». Они начинают осознавать свои потребности и желания.
В этом возрасте нельзя принуждать делиться, ребенок должен научиться отказывать, отстаивать свои права. Если этого не произойдет, то и во взрослой жизни он будет идти на поводу у других в ущерб себе.
Двухлетки воспринимают любимую вещь, а другие они с собой и не берут на прогулку, как часть себя. У них развито чувство собственности, и это нормально. Ведь и мы не готовы отдавать незнакомому дяде телефон, кошелек, личные вещи. Так и малыши не готовы отдавать то, что имеет для них особую ценность.
Не нужно со словами: «Не будь жадиной», заставлять их делиться. Переключите внимание детей на другую вещь или занятие. В этом возрасте это еще легко сделать.
Дети трех лет могут избирательно «одаривать» других. Они делают это неохотно. Задача родителей не давить: «Дай посмотреть/поиграть». А объяснить, что откровенная жадность – это плохо, одолжить другу вещь на время – хорошо.
Не стоит принуждать делиться со всеми подряд. Ведь и мы сами готовы одолжить технику, машину или личные вещи только близким.
Четырехлетние дети охотно обмениваются игрушками, дарят их. Для них это инструмент для налаживания общения с интересными им людьми. Опять же-таки не нужно заставлять ребенка делиться, называть его жадиной.
Что важно помнить
У ребенка тоже есть чувство собственности, и его нужно уважать. Любимая машинка или кукла, да просто камушек, для малыша так же ценны как для нас смартфон, машина или украшения. Мы ведь не раздаем их направо и налево.
Встаньте на место ребенка, тогда его нежелание отдать нужную вещь, покажется вам естественным и здравым.
Не нарушайте личные границы малыша, принуждая его делиться или раздавая без разрешения его вещи. Это правило актуально для детей любого возраста.
Причины жадности у детей 5-7 лет
Дошкольники и дети постарше уже понимают – нужно делиться. Они охотно разделят угощение с другом или подарят ему игрушку. Детская жадность в этом возрасте – сигнал о внутреннем дисбалансе, о том, что ребенку нужна помощь.
В психологии выделяют несколько причин, приводящих к жадности:
- Недостаток родительского внимания и любви. Занятые папы и мамы компенсируют недостаток заботы подарками. Вещи приобретают для малыша особую ценность. Ведь они знак любви самых близких людей. Поэтому попытки забрать их вызывают недовольство и злобу.
- Чрезмерная опека. Обратная сторона медали избалованный карапуз мнит себя центром вселенной. Ему все должны, никто не может ему отказать. Именно такой ребенок клянчит игрушки у других, неохотно их возвращает хозяину.
- Скромность и неуверенность в себе. Стеснительным детям сложно наладить контакт со сверстниками. Они привязываются к игрушкам, они становятся для них лучшими друзьями. Отсюда и вытекает нежелание ими делиться.
- Ревность. Нередко старшие дети ревнуют родителей к младшим. Им кажется, что о них забыли, их разлюбили. Агрессия и жадность становятся защитной реакцией.
- Бережливость. Некоторые малыши очень трепетно относятся к своим игрушкам. Они никому не позволяют их трогать.
- Недоверие. Детям не все равно, с кем дружить. Даже в двух-, трехлетнем возрасте они имеют симпатии и антипатии. Именно этим может быть продиктовано нежелание делиться.
Отучить ребенка жадничать поможет понимание причины возникновения этого чувства.
Как воспитывать щедрость
Дети копируют манеру поведения родителей. Привить им щедрость, доброту, отзывчивость можно только личным примером.
Вместе с ребенком подкармливайте бездомных животных, отдавайте ненужную одежду и вещи в приюты или центры помощи.
Вместе с ребенком делайте поделки-подарки для бабушек и других родных. Пусть малыш почувствует, как приятно дарить. Собираясь в гости, прихватывайте с собой небольшие презенты.
Психологи рекомендуют еще несколько способов, как научить ребенка делиться.
Уделяйте ему достаточно внимания, выслушивайте, играйте, будьте искренны. Ребенок должен чувствовать, что дорог вам. Помните, любовь не заменят игрушки и угощение.
- Не балуйте малыша, не делайте из него смысл своей жизни. Не превращайте карапуза в тирана, которому все дозволено.
- Читайте стишки и сказки, смотрите мультфильмы о щедрости. Обсуждайте увиденное, услышанное, позвольте ребенку порассуждать.
- Рассказывайте, что делится это приятно и весело, что можно и нужно обмениваться игрушками.
Хвалите за проявление доброты и щедрости, говорите, что гордитесь его поведением.
Чего делать не стоит
Не хотите, чтобы у ребенка развилась патологическая жадность, и во взрослой жизни он напоминал диккенсовского Скруджа – прислушайтесь к советам психологов.
- Уважайте личные границы и чувства собственности дочери или сына независимо от возраста. Не раздавайте его даже ненужные игрушки без разрешения. В обратном случае ребенок усвоит, что он не имеет право на личные вещи. А во взрослом возрасте он превратится либо в скрягу, либо в бессребреника.
- Не принуждайте двух, трехлетнего карапуза делиться. Это лишь вызовет у него обиду и злость. Во взрослом возрасте это приведет к патологической жадности, подсознательному страху потери.
- Не принижайте старшего ребенка, не называйте его жадиной, если он не делится с младшим братом или сестрой. Это вызовет ревность и зависть. А во взрослой жизни подобное воспитание выльется в чувство патологическое чувство ущемленности и нездоровой конкуренции.
- Обходитесь без нравоучений в стиле никто с жадиной не дружит. Подобные высказывания вырабатывают у малыша установку – я никому просто так не нужен, чтобы получить внимание, нужно отдать что-то. Во взрослой жизни это выльется в стремление угождать всем, отказу от собственных потребностей, неумению выстраивать здоровые отношения с людьми.
Даже если ваш малыш действительно жадничает, не отчитывайте его прилюдно и не устраивайте «показательную порку».
Не стоит и высмеивать ребенка за его жадность, предлагать другим не дружить с ним. Это лишь понизит самооценку карапуза, а не научит его проявлять щедрость.
Практические рекомендации
- Перед прогулкой обсудите с ребенком, что он хочет взять с собой, готов ли он этим делиться. Если нет, лучше оставить игрушки дома.
- Перед приходом гостей с детьми выберите то, чем ребенок разрешит играть гостям. «Особо ценные» вещи спрячьте.
- Если между детьми разгорается конфликт, попробуйте переключить их внимание. Предложите совместную игру с предметом раздора.
- Позволяйте ребенку не делиться и защищать свои личные вещи. А восклицающим о жадности вашего малыша, предложите отдать вам на время свой телефон или сумку.
- Учите карапуза спрашивать разрешение у владельца игрушки. Если ребенок стесняется, спросите за него.
- Объясните, что вещь малыш отдает на время и ее ему обязательно вернут.
- Обсуждайте с ребенком его чувства (злость). Поясняйте, что это нормально.
Заключение
Жадность во взрослом возрасте делает человека несчастным. Патологические скряги всегда не довольны, не ценят то, что имеют. Они склонны к депрессиям, неврозам.
Но тяжело приходится и тем, кто не умеет отказывать. Им не хватает времени и ресурсов на себя, как правило, такие люди не осознают своих желаний. Они всегда готовы подчиняться.
Воспитывая в малыше щедрость, помните о здоровом эгоизме. Без него не обойтись во взрослой жизни.
Источник
Ответственность за воспитание малыша всегда лежит на родителях. Именно они воспитывают в маленьком человечке, как положительные стороны характера, так и прямо противоположные. Родитель – это, своего рода, художник – что нарисует, то и увидит мир. Поэтому и причины детской жадности следует искать, в первую очередь, в воспитательных методах папы и мамы.
Как растет детская жадность – проявления жадности у ребенка на разных этапах возраста
Нежелание делиться своими игрушками, вещами и даже едой замечают у своих малышей многие родители. Нередко мамам приходится краснеть за своих крох в гостях или на детской площадке, когда маленькая жадина кричит сверстникам «Не дам!» и прячет за спину совочек или машинку. Или прячет дома свои игрушки от брата (сестры), категорически не желая делиться вещами даже «ненадолго, просто поиграть». В чем причины?
- 1,5-3 года. В этом возрасте понятие «свое/чужое» у малыша еще не сформировано. Потому что сейчас крохе принадлежит весь обозримый им мир.
- К 2-м годам малыш уже осознанно произносит слово «мое!» и перестает говорить о себе, любимом, в 3-м лице. Это означает, что начался первый серьезный этап психологического развития ребенка. Сейчас он формирует представление о себе самом и начинает устанавливать границы, разделяющие «свое» и «чужое». Слово «мое» от ребенка – это обозначение его личного пространства, включающего все, что дорого крохе. Это естественный процесс формирования психики и появления понятия «чужое». Соответственно, и ругать малыша в этом возрасте за жадность не следует.
- К 3-м годам малыш приобретает способность говорить «нет». При отсутствии такой способности малышу будет тяжело «балансировать» в более старшем возрасте. Неумение говорить «нет» ведет к потаканию капризов окружающих людей в ущерб себе, к одолженным деньгам, которые потом месяцы (а то и годы) просишь вернуть обратно, и к прочим последствиям. Научиться говорить «нет» — важно. Но также важно и научить ребенка четко отслеживать грани – где именно естественная реакция на действия окружающих переходит в жадность.
- После 3 лет начинается новый этап социализации. На передний план выходит общение. Игрушки и личные вещи становятся инструментами, связующими это общение. К малышу приходит осознание, что делиться – это располагать к себе людей, а жадничать – значит, настраивать их против себя.
- В возрасте 5-7 лет жадность – это внутренняя дисгармония малыша, свидетельствующая о внутренних проблемах. Родителям следует «копнуть глубже» и разобраться, прежде всего, в своих методах воспитания.
Основные причины жадности у детей: так почему ребенок – жадина?
Чтобы «вылечить» жадность, нужно понять – откуда она появилась. Специалисты выделяют несколько основных причин:
- Ребенку не хватает родительской любви, внимания, тепла. Чаще всего маленький жадина растет в семьях, где проявлением любви является очередной подарок от слишком занятых родителей. Малыш, тоскуя по вниманию мамы с папой, воспринимает их подарки как особо ценные, и в этом случае жадность становится естественным (но неправильным!) следствием ситуации.
- Ревность к братьям (сестричкам). Чаще всего – к младшим. Если брату (сестре) достается больше внимания и родительской ласки, то ребенок автоматически выражает свою обиду проявлениями жадности и агрессивности по отношению к брату (сестре).
- Избыток внимания и родительской любви. Конечно, родительской любви много не бывает, но позволяя ребенку все (с пеленок), и удовлетворяя каждый его каприз, мама в итоге воспитывает маленького тирана. И даже если резко прекратить потакать его капризам – это не изменит ситуацию. Ребенок просто не поймет – почему раньше можно было все, а теперь – ничего?
- Застенчивость, нерешительность. Единственные друзья скованного в общении малыша – это его игрушки. С ними ребенок чувствует себя в безопасности. Поэтому и делиться ими малыш, конечно, не хочет.
- Излишняя бережливость. Это тот самый случай, когда малыш настолько переживает за сохранность и целостность дорогих ему игрушек, что никому не позволяет в них играть.
Что делать, как бороться с жадностью ребенка – практические советы для родителей
Как лечить детскую жадность? Что делать родителям? Специалисты делятся своими рекомендациями:
- Маленький ребенок всегда замечает все новое, красивое и «блестящее» у своих сверстников и друзей. И, конечно, требует того же и для себя. Причем, чтобы обязательно совпали цвет, размер, вкус и пр. Не следует сразу лететь в магазин и удовлетворять каприз крохи: в 5 лет малыш потребует такой же, как у друга, велосипед, в 8 лет – такой же компьютер, в 18 – автомобиль. Эффект «снежного кома» обеспечен. Объясняйте ребенку с пеленок – что купить можно, а что нельзя, почему все желания не могут исполняться, почему вредна зависть и жадность. Учите своего малыша принимать мир таким, каков он есть, ценить чужой труд.
- Мягко и спокойно объясняйте крохе – почему он испытывает такие чувства, почему жадность – это плохо, почему важно делиться. Учите его своевременно распознавать свои эмоции, разделять свой негатив от позитива и останавливаться, когда нехорошие чувства начинают возобладать над хорошими.
- Закладка моральных ценностей длится до 4-5 лет. В 10 лет уже будет поздно бороться с тем тираном внутри ребенка, которого вы сами создали или не досмотрели.
- Не корите и не ругайте маленького жадину – устраняйте причины, которые ведут к его жадности. Не идите на поводу у своего страха «ой, что народ-то подумает» — думайте о ребенке, ему придется жить с этой жадностью в социуме.
- Не переборщите и сами четко отделяйте жадность ребенка от его нормального естественного желания – защитить свою территорию, отстоять свои права или свою индивидуальность.
- Нельзя отнять у своего малыша игрушку и дать ее тому хнычущему карапузу из песочницы против воли своего ребенка. Ребенком это приравнивается к предательству. Нужно объяснить ребенку – почему важно делиться, и сделать так, чтобы малыш сам этого захотел.
- Учите ребенка собственным примером: помогайте тем, кто нуждается в помощи, кормите брошенных животных в питомниках, делитесь со своим малышом всем – кусочком торта, мыслями, домашними заботами и отдыхом.
- Не вешайте на кроху ярлык «жадина» и не перегибайте в демонстрации своего неприятия этого чувства. «Ты – жадина, я с тобой не дружу сегодня» — это неправильный подход и обычная родительская манипуляция ребенком. Малыш в такой ситуации готов на что угодно, лишь бы мама снова его полюбила. В итоге воспитательные цели не достигнуты (ребенок «перестает жадничать» от банального страха), а внутри малыша растет неуверенный в себе человечек.
- Любому ребенку для понимания любой ситуации нужна мотивация. Будьте готовы всегда объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо именно в такой «подаче», чтобы ваш ребенок заинтересовался, понял и сделал выводы.
- Не стыдите ребенка при окружающих – «все будут думать, что ты – жадина, ай-яй-яй!». Это тоже неправильный подход. Так вы воспитаете человека, который будет зависеть от мнения посторонних людей. Зачем ребенку думать, что о нем подумают окружающие? Ребенок должен думать о том, чтобы перед самим собой оставаться честным, добрым и отзывчивым.
- Заранее готовьте ребенка перед прогулкой или походом в гости, что «там будут детишки». Возьмите с собой игрушки, которыми ему не жалко поделиться.
- Рассказывайте крохе о плюсах и минусах: о радостях обмена игрушками, о том, что с добрым нежадным человеком всегда все с удовольствием общаются, а с жадинами играть не любят, и пр. Приведите примеры из «личного опыта». Главное – не «тыкайте» малышу, говорите о гипотетическом «третьем лице», чтобы ребенок не подумал, будто вы его линчуете, но понял, что жадность – это плохо.
- Если карапуз свои игрушки прячет за пазухой, а чужие берет с удовольствием, объясняйте, что такой «обмен» не является честным.
- Подарите ребенку часы и научите разбираться во временных отрезках. Если кроха так сильно боится, что игрушку сломают или не вернут, то определите время, в течение которого «Маша поиграет машинкой и отдаст». Пусть ребенок сам решит – на 5 минут или на полчаса он меняется игрушками.
- Хвалите ребенка за доброту. Пусть он запомнит, что мама радуется, когда он с кем-то делится игрушками, или когда помогает посторонним детям и взрослым.
- Учите ребенка уважать и чужие желания (то есть чужие границы личного пространства). Если друг вашего малыша не хочет делиться игрушками – это его право, и это право нужно уважать.
- Если малыш хочет выгулять свой любимый автомобиль на детской площадке и совершенно не планирует им с кем-либо делиться, то захватите с собой игрушки, о которых ваш ребенок волноваться не будет. Пусть он выберет их сам.
Помните, что жадность – нормальное явление для малышей. Со временем, если вы станете для крохи хорошим учителем, жадность пройдет сама. Наберитесь терпения. Подрастая, ребенок увидит и почувствует положительную отдачу от добрых поступков, а поддержка и одобрение мамы с папой еще больше укрепят в нем понимание, что он действует правильно.
Источник
Мало кто из родителей хочет видеть своего ребенка скупым и жадным. Поэтому мамы и папы стремятся искоренить это отрицательное качество даже в самом маленьком ребенке. Достаточно малышу отказаться делиться с кем-то своими игрушками, как его тут же назовут жадиной, будут высмеивать, провоцировать различные ситуации, в которых ему приходилось бы дать какую-то свою вещь другим детям. Все это, конечно же, делается из самых благих намерений: «не хотим, чтобы ребенок жадничал!»
Предлагаем разобраться, когда такое поведение родителей оправдано, а когда – нет. Какие причины заставляют ребенка «жадничать»? И всегда ли нежелание малыша делиться своими вещами говорит о том, что он – жадный?
Психологи уверяют, что в возрасте до 3-4 лет жадности не существует. К трем годам ребенок считает себя полноправным членом семьи: он освоил многие навыки, многому научился и хочет, чтобы с ним считались. Он часто слышит, как взрослые говорят: «Это папин молоток», «Это мамина косметика», запрещая ему что-то брать. Соответственно, малыш тоже хочет иметь что-то «свое» и вправе требовать, чтобы его выбор уважали. Не забывайте, что в раннем детстве ребенок идентифицирует все свои игрушки и вещи с самим собой. Это как бы часть его самого. Поэтому и просьба поделиться чем-то воспринимается малышом, как покушение на него самого, чем и объясняется бурная реакция многих детей на подобную просьбу.
Не расстраивайтесь, если ваш трехлетка вдруг откажется дать другому малышу формочки для песка или лопатку. Это вполне нормальное явление. Ведь малыш учится отстаивать собственную позицию, в том числе учится говорить «нет». Поэтому ни о какой жадности речь не идет, и ребенка совсем не нужно ругать и наказывать. Более того, даже если вы не в восторге от подобного поведения сына или дочери, нужно найти в себе силы принять его (ее) позицию, причем сделать это максимально спокойно, без внутреннего раздражения.
Переживать по поводу жадности можно, когда речь идет о ребенке старше, но с выводами все равно торопиться не стоит. Ребенок может охотно делиться с близкими друзьями и родными, но при этом отказывать кому-то из дальнего круга общения, что тоже нормально и не является признаком жадности. Важно, как он аргументирует свой отказ. С 3-х лет ребенка отдают в детский сад, где он очень быстро перестраивается на коллективный образ жизни. И тут разговор простой: не поделился – никто с тобой не будет играть. Поэтому обычно к 4-5 годам проблема «поделиться – нет» уже не должна возникать.
Психологи отмечают следующие моменты в поведении ребенка 4-5 лет, на которые следует обратить внимание:
— малыш очень часто говорит «МОЕ», «Я», акцентирует внимание на этих словах;
— ребенок втихомолку, чтоб не видели родные, таскает и ест сладости;
— в детсаду «запирает» вещи в шкафчике и никому не показывает;
— отбирает у детей их же игрушки;
— буквально помешан на чрезмерном порядке, особенно в своих вещах.
Эти симптомы перечислены лишь для того, чтобы обозначить проблему. Ругать ребенка за них, критиковать – не нужно. Вы спросите, а что же делать? Предлагаем следующий алгоритм действий:
— Не нужно чересчур бурно реагировать на то, что ребенок жадный, и дразнить его. Не нужно привлекать внимание других, демонстрируя, как правильно вы воспитываете малыша.
— Спокойно объясняйте, что игрушку никто не отберет насовсем, что ее только посмотрят. Приводите примеры ситуаций, когда вы делились с ним чем-то ценным.
— У ребенка должна быть возможность проявить свою щедрость: например, в день рождения ему можно дать конфеты, чтобы он угостил всех детей и т. д.
— Отмечайте те моменты, когда малыш проявил щедрость, хвалите его за то, что не жадничает.
— Собственный пример никто не отменял, это по-прежнему важный фактор воспитания, ведь дети всегда не прочь «пообезьянничать»!
— Читайте книги и смотрите мультфильмы о бескорыстности и доброте. Например, мультфильм «Просто так!», в котором герои дарили друг другу букет цветов, и от этого улучшалось настроение. И даже жадный медвежонок понял, что делиться с друзьями – это очень приятно! Терапевтический эффект имеют также истории, в которых жадность высмеивается.
Серия «Сказочный кадейдоскоп»
Среди наших книг хочется отметить сказку Софьи Прокофьевой «Клад под старым дубом», которая вошла в сборник «Необыкновенные приключения обыкновенных мальчишек». Герой этой сказки мальчик Алеша захотел стать другом Госпожи Жадности.
С. Прокофьева «Клад под старым дубом», сборник «Необыкновенные приключения обыкновенных мальчишек». Илл. С. Гонкова
Алеше нравилось ни с кем не делиться, и Жадность от этого увеличивалась в размерах! Оказывается, если дети жадничают, Жадность растет, как на дрожжах. И неизвестно, что стало бы с Алешей, если бы ему на помощь не пришла добрая и верная Катя.
Серия «Заветная полка»
Также обратите внимание на повесть Елизаветы Офросимовой «Ниночка», героиня которой тоже, мягко говоря, скуповата. Все меняется, когда однажды в гостях Ниночка посмотрела на себя со стороны.
Е. Офросимова «Ниночка». Илл. Е. Володькиной
Обе книги помогут маленьким «жадинам» узнать в героях самих себя и сделать выводы, что хорошо, что плохо.
Если жадность проявляется у ребенка 5-7 лет, то это уже говорит о некоторых внутренних проблемах, и есть риск, что жадность станет чертой характера ребенка. В этом случае не помешает консультация психолога.
Источник