Здоровье ребенка залог успешного развития
Конспект родительского собрания «Здоровье ребёнка – залог успешности в обучении».
Добрый день, уважаемые родители. Рада вас приветствовать на родительском собрании. Слайд №1.
Тема собрания определена одним из направлений образовательной инициативы «Наша новая школа» — сохранение укрепление школьников и звучит она как « Здоровье ребёнка – залог успешности в обучении». Слайд №2.
Вырастить здорового ребенка – дело совсем не простое. Здесь важно не только развивать тот потенциал, который ребенок получил при рождении, создать условия и организовать окружающую его среду так, чтобы он в ней каждодневно развивался, но и научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, воспитывать осознанную привычку к здоровому образу жизни.
Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания в школе осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему, а в домашних условиях поддерживается и закрепляется родителями. Слайд №3.
Познакомившись с медкартами детей, а увидела, что все учащиеся в классе состоят на диспанцерном учёте, похожая картина складывается почти во всех классах школы. Слайд №4.
Педагоги школы разработали систему работы по формированию представлений о ЗОЖ, оздоровлению учащихся и осуществляют её в своих классах. Слайд №5.
В неё входит работа с детьми, которая включает в себя:
Организация физкультурно-оздоровительной работы
- Утренняя гимнастика(за 10 минут до начала занятий)
- Занятие физкультурой (2раза в неделю + 1час бассейн «СпортЛайФ»)
- «Народные игры» (автор Литвинов Е.П.)
- Организованная двигательная активность
- Самостоятельная двигательная активность. Слайд №6.
Закаливание
- оздоровительные прогулки
- полоскание полости рта и горла после каждого приёма пищи кипячёной водой комнатной температуры
- обмывание лица и рук (до локтя) прохладной водой. Слайд №7.
- Здоровьесберегающие технологии
- артикуляционная гимнастика
- зрительная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- динамические паузы Слайд №8.
Коррекционно-логопедическая работа Слайд №9.
Профилактическая работа
- Витаминизация пищи
- Ароматерапия
- Фитотерапия (чесночные бусы) Слайд №10.
Работа с родителями.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
Привлечение родителей к активному участию в жизни школы
- Анкетирование (Анкеты “Здоровье вашего ребенка”, “Семья и здоровый образ жизни”).
- Совместные физкультурные и игровые досуги, праздники.
- Открытые занятия.
- Распространение опыта семейного воспитания по вопросам укрепления здоровья детей, консультации, обмен мнениями и опытом.
- Выставка рисунков на тему “Береги здоровье смолоду”, выставка фотографий, на тему “Отдыхаем всей семьей” (активный отдых в семье).
Мне бы хотелось остановиться на использовании здоровье сберегающих технологий, показать, как мы с детьми работаем на уроках, чтобы вы могли помочь своему ребёнку стать более успешным в обучении. Слайд №11.
Зрительная гимнастика
Цель: для улучшения кровоснабжения глазных яблок, нормализации тонуса мышц, для снятия зрительного утомления.
Провести занятие ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА (Разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО)
Упражнение со зрительными метками №1
В классе заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. И время от времени менять их. Например, в центре стены помещается машина (или бабочка). В углах под потолком — цветные гаражи. Предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Бабочка может перелетать с цветка на цветок.
Методика проведения упражнения:
1.Попрость поднять родителей с мест.
2. Объяснить, что они должны делать: по команде, не поворачивая головы, одним взглядом глаз проследить движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т.д.
3. Переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.
4. Продолжительность упражнения – 2-3 минуты. Слайд №12.
Артикуляционная гимнастика
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Слоники — Лягушки.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
Худышка — Толстячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Втянуть щеки.
Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Уколы в щёчки.
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. Слайд №13.
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой моторики, которая, в свою очередь, на прямую связана с развитием речи.
- Дерево(лес)
- Грибок
- Корзинка
- Собака
- Ёжик
За грибами
Дети пошли в лес за грибами. В руках они несли корзинки. С ними была собака. Неожиданно собака бросилась за дерево. Там был ёж. На его колючках лежал гриб. Слайд №14.
Дыхательная гимнастика.
- С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении, и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!
- Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Слайд №15.
Динамические паузы (музыкальная)
Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Слайд №16. Предложить родителям подвигаться под музыку.
Говоря о здоровье детей, мы должны понимать, что ребёнку нужен здоровый родитель. Начните с себя, позаботьтесь о своём здоровье. Слайд №17. Слайд №18.
Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей. Слайд №18.
Источник
Здоровье детей- залог успешного развития ребенка
Писклова Г.А., воспитатель
МКДОУ «Детский сад №6», г. Россошь
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо психически и физически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях.
Именно поэтому, в нашем дошкольном учреждении уделяется особое внимание развитию и укреплению детского организма. Для углубленного и всестороннего решения этой проблемы коллективом педагогов разработана программа «Здоровье», которая направляет работу воспитателей на решение следующих задач:
— обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса.
— формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
— реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно-важных двигательных навыков и способностей детей;
— формировать основы безопасной жизнедеятельности;
— оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Работа ведется по строго разработанному плану, который составлялся и согласовывался со старшей медицинской сестрой детского сада. Проводились консультации с врачом-педиатром. Разработанный план мероприятий включает в себя традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детского организма. Система закаливания проводится по ступеням : от щадящих до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей. Приэтом используется комплекс процедур :босохождение, ходьбы босиком по «Дорожкам здоровья», полоскание рта после каждого приема пищи водой комнатной температуры, воздушные ванны в облегченной одежде, гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
Педагогами детского сада осуществляется лечебно-профилактическая работа. В нее включены следующие мероприятия: постоянный контроль осанки, контроль дыхания во время занятий физкультурой, подбор мебели в соответствии с россом детей, профилактический прием иммуномодуляторов: оксолиновой мази для носа, вакцинации против гриппа, потребление фитонцидов ( чеснока и лука), С- витаминизация третьих блюд, кварцевание групп, массаж.
Нами используются следующие формы организацииздоровьесберегающей работы:
— физкультурные занятия;
— самостоятельная деятельность детей;
— подвижные игры;
— утренняя гимнастика ( традиционная, дыхательная, звуковая, ритмическая);
— двигательно-оздоровительные физкультминутки;
— физические упражнения после дневного сна;
— физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
— физкультурные досуги;
— спортивные праздники;
— оздоровительные процедуры в водной среде.
Здоровьесберегающие образовательные технологии, используемые нами в работе, условно можно разделить на три подгруппы:
Технологии сохранения и стимулировании здоровья – стретчинг, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамическая гимнастика ( бодрящая), коррегирующая гимнастика.
Технологии обучения здорового образа жизни – физкультурное занятие, проблемно- игровые ( игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры.
Коррекционные технологии – технология музыкального воздействие, сказкотерапия, технология воздействия цветом.
Воспитатели стараются, чтобы здоровьесберегающие технологии, используемые в комплексе, формировали у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание – важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил, организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного и систематического осуществление. При проведении закаливающих мероприятий педагоги нашего детского сада стремятся к обязательному соблюдению следующих принципов:
— закаливание мероприятие гармонично вписываются во все режимные моменты;
— проводятся систематический на фоне оптимального теплового состояние детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
— проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояние здоровья, уровня закаленности;
— сила воздействия и длительности закаливающих процедур увеличивается постепенно.
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающая, мероприятий, проводимых в повседневной жизни детского сада. Использование нами специальных форм здоровьесберегающих технология с применение специализированной программы «Здоровье», приводит не только к сохранению, но и к укреплению здоровье воспитанников.
Только здоровый ребенок с удовольствием включает во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками.
По результатом диагностики посещаемости и заболеваемости детей были составлены графики, на которых четко видно, что дети стали меньше болеть простудными заболеваниями. За последние три года заболеваемости снизилась на 15%. Заметно, что дети с удовольствием выполняют все виды закаливающих процедур, гимнастики и массажа. Родители тоже заинтересовались нашей программой «Здоровье» и с удовольствием оказывают всяческую поддержку, наблюдают за нашей работой, участвуют в совместных мероприятиях и праздниках. Можно отметить улучшение показателей в физической подготовленностей у большинства детей. Все это свидетельствует о положительном влиянии и целесообразности разработанной нами программы и планы работы во всех возрастных группах по укреплению здоровье наших воспитанников.
Источник
Алевтина Геннадьевна Дементьева
Здоровье сберегающие технологии в детском саду — залог успешного развития ребенка
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого. Данная система включает в себя комплекс эффективных лечебно-профилактических мер.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Достижение данной цели возможно только в случае объединения усилий педагогов, медиков и родителей. Совместная деятельность детей и взрослых, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
— Приобщение детей к физической культуре.
— Использование развивающих форм оздоровительной работы.
В основе здоровьесберегающих технологийлежат принципы психологии и педагогики: природосообразности, ндивидуальной обусловленности, культуросообразности, гуманизма и т. д.
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологииможно разделить на три подгруппы:
1. Организационно-педагогические, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
2. Психолого-педагогические, связанные с непосредственной работой педагога с детьми.
3. Учебно-воспитательные, которые включают программы по обучению детей и родителей заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
В нашем детском саду созданы все условия для реализации здоровьесберегающего процесса:
1. Изучена научно-методическая литература, создан банк информации по проблеме здоровьесберегающего пространства.
2. Создана материально-техническая база, способствующая психическому и физическому здоровью: предметно-развивающаясреда способствует эмоциональному благополучию всех субъектов воспитания: ребенок-воспитатель, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, воспитатель-родитель; разработана система программного обеспечения для каждой возрастной группы; разработана модель физкультурно-оздоровительной работы; разработана модель выпускника дошкольного учреждения.
3. Внедрены и апробированы здоровьесберегающие технологии, способствующие развитию личностных качеств и сохранению здоровья воспитанников.
Работа по здоровьюсбережению осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием воспитателей, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, медсестры и врача-педиатра и начинается с приходом детей в детский сад. Утренняя гимнастика — это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей.Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней: это ритмическая гимнастика, сюжетные танцы, подвижные игры, оздоровительный бег, гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них, гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
Воспитание здорового ребенка осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по физкультуре.Форма организации данной деятельности гибка и разнообразна: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, сюжетно-игровая, тренировочного типа, тематическая, по интересам.
Во все виды деятельности,режимные моменты обязательно включены: корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксация, бодрящая гимнастика после сна
Нельзя не сказать о закаливании. Закаливание, важное звено в системе здоровьесбережения. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание детей в детском саду предусматривает нахождение детей в помещении в облегченной одежде. Нужна специальная утренняя гимнастика в хорошо проветренном помещении. Также, совершенно необходимо приучать детей при дневном сне спать без маек при температуре в спальной комнате не выше 18 градусов. При этом температура под одеялом должна быть приблизительно 39 градусов. Подобная разница температур – прекрасная тренировка для терморегуляционного аппарата. Вполне можно для закалки иногда предлагать ребенку пройти по полу босиком. Умывание прохладной водой, полоскание полости рта после каждого приема пищи, с постепенным понижением температуры воды также являются эффективным средством профилактики простудных заболеваний.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего вида деятельности и погодных условий. На прогулке дети в достаточной степени могут реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи,мы используем разнообразные формы работы: открытые мероприятия с детьми и родителями; педагогические беседы — общие и групповые родительские собрания; консультации; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.
Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение — основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т. д.).
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Список литературы:
1. Балашова В. А., Степаненко В. П., Бекетова JI.M. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» // Завуч. 2000. — № 4. — с. 65-
2. Волосникова Т. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения. Диссертация канд. пед. наук. Санкт — Петербург, 1999.-137с.
3. Выготский JI.C. Развитие игры в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии. 1996. — № 6.
4. Гудонис В. П. Здоровье как необходимое основание детства. // Мир психологии. Москва — Воронеж. 2000. — № 1.-е. 108-121.
5. Павлова М. А. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. — М.: Изд. Учитель -186 с.
Источник