Здоровье и физическое развитие ребенка консультация для родителей
Физическое развитие дошкольника»
Полноценное физическое развитие дошкольника — это прежде всего современное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребёнку видам движений, воспитание положительных нравственно- волевых черт личности.
Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия – самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребёнка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно – оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач школьного образования.
Физкультурные занятия выполняют ряд задач по физкультурному воспитанию:
— обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребёнка;
— удовлетворять естественную потребность в движении;
— формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
— давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;
— создать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни, способность активизации мышления, развивать творчество.
Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию основных физиологических систем организма (нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физических способностей детей, воспитанию положительных морально – волевых качеств, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма.
Иными словами, на занятиях по физкультуре решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Условия для проведения занятий по физическому развитию:
— удобная одежда (спортивная форма) .
— удобная обувь (чешки по размеру) .
— без признаков простуды.
Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам
нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в
коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного
движения или превращать занятия в скучный урок. Постепенно вовлекайте
ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы
ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите
ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный,
сколько он уже умеет.
Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его
умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так
постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление
учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого
негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более
благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей
может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия
физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы
его не перегнали другие дети и т. д.).
Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей
разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи,
круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки,
качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно,
меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее
подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить
возможность что-нибудь катать, бросать, безопасно лазать, качаться и т. п.
К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного
двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все
необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые
бы непосредственно побуждали детей двигаться. В связи с этим помните: чем
лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе,
тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.
Оптимистом, это уже немало! Очень важен эмоциональный фон занятий.
Учтите, что у ребенка свои критерии в оценке любого дела: понравилось или
не понравилось, было весело или скучно, получалось или нет. Для него важна
и ваша оценка. Если мама сказала: «Молодец, у тебя все получится», –
значит, так оно и есть!
• В непринужденной обстановке любое дело – в удовольствие. Поэтому
больше улыбайтесь и шутите.
• Хорошая музыка создает настроение и задает ритм движений.
• Важно, чтобы каждое движение кроха выполнял с удовольствием и без
лишнего напряжения.
• Чаще хвалите вашего маленького спортсмена за успехи.
«Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
средствами физического воспитания»
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из главных
проблем, так как здоровье — основное условие, определяющее своевременное физическое и
нервно- психическое развитие ребёнка, фундамент его дальнейшего благополучия.
Плоскостопие — довольно неприятный недуг, который, формируясь в раннем детстве,
способен негативно сказаться на всей последующей жизни ребенка. При плоскостопии
нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего
появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной,
синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к
нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают
руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их
напряженная, неуклюжая.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование
еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить
к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом
возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно
приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок
стопы.
Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног
и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно
рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при
этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает
пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Успешная профилактика и коррекция
плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического
воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный её подбор в
соответствии с назначением) и физических упражнений(специальные комплексы
упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов
стопы).
Работа по профилактике плоскостопия у детей в условиях доу должна осуществляться
систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей,
создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение
рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также
правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.
Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды
предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц
стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы
(ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка,
веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки,
гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик,
предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). Следует
предоставить детям возможность применения указанного оборудования. Кроме того, в
теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования
природно-оздоровительных факторов, например, оборудовать на групповых участках
естественные грунтовые дорожки.
Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе
совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и
родителей.
Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и
коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей:
родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых
дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-
передвижки и т.п.
В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения особое место отводится
валеологическому образованию человека. Одна из его задач — формирование необходимых
знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания, и в
частности гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений в
целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений . В связи с
этим целесообразно в процессе занятий по валеологии уделить внимание изучению темы
«Строение и функции стопы. Профилактика плоскостопия».
Представленная методика организации работы по профилактике плоскостопия,
предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания,
достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа детей,
имеющих деформацию стоп.
Ниже приводятся комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление
мышц стопы и голени и формирование сводов стоп (см. Приложение). Они могут
применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах
работы по физическому воспитанию – в процессе утренней зарядки, гимнастики после
дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п. Наибольший эффект достигается, когда
упражнения выполняются босиком.
Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может
составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и
совершенствования комплекса. С целью создания положительного эмоционального фона
следует выполнять упражнения под музыку (например, для комплекса «утята» в качестве
музыкального сопровождения можно использовать «танец маленьких лебедей» из балета
п.и. Чайковского «лебединое озеро» в современной обработке). Кроме того, необходимо
использовать наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни,
стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать
повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному
выполнению упражнений.
Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата
детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный
тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки.
Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить, поэтому с раннего возраста необходимо
укреплять мышцы и связки ног.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 КОМПЛЕКС «УТЯТА»:
1. «Утята шагают к реке»
И.п. – сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.
Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
2. «Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку»
И.п. – то же
1-2 – поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп
3-4 – и.п.
3. «Утята встретили на тропинке гусеницу»
И.п. – то же.
Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.
4. «Утка крякает»
И.п. – то же
1-2 – отрывая пятки от пола, развести их в стороны
(«клюв открылся»), произнести «кря-кря»
3-4 – и.п.
5. «Утята учатся плавать»
И.п. – сидя руки в упоре сзади, носки натянуть
1 – согнутую правую стопу – вперед
2 – разгибая правую стопу, согнутую левую стопу – вперед.
2 КОМПЛЕКС С
ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ:
1. И.п. – сидя, согнув ноги врозь, стопы
параллельно, руки в упоре сзади, палка
на полу под серединой стоп.
Катать палку вперед-назад двумя
стопами вместе и поочередно.
2. И.п. – то же
1-2 – сгибая пальцы ног, обхватить ими
палку
3-6 – держать
7-8 – и.п.
3. И.п. – то же
1-2 – поднять пятки, опираясь пальцами ног о пол
3-4 – и.п.
4. И.п. – сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стопами, хватом двумя руками
придерживать ее за верхний конец.
Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси.
5. И.п. – то же.
Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз.
6. И.п. – стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс.
Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но
пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу.
Примечание. Лучше всего использовать деревянные гимнастические палки длиной 80 см,
диаметром 2 см.
3 КОМПЛЕКС С ПРЕДМЕТАМИ:
I. Разминка.
1. Хождение на высоких носочках.
2. Хождение на пяточках.
II. Основной комплекс упражнений.
1. «Окно» — ребенок, стоя на полу,
разводит и сводит выпрямленные ноги не
отрывая подошв от пола.
2. «Каток» — ребенок катет вперед-назад
мяч, скалку или бутылку. Упражнения
выполняются сначала одной, затем
другой ногой.
3. «Разбойник» — ребенок сидит на полу с
согнутыми ногами. Пятки плотно
прижаты к полу и не отрываются от него
в течение всего времени выполнения
упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце
(или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой.
4. «Сборщик» — И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы,
разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не
допускать падания предметов при переноске.
5. «Художник» — И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги
различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала
одной, затем другой ногой.
6. «Гусеница» — И.П. – тоже. Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем
пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется двумя ногами
одновременно.
7. «Серп» — И.П. – тоже. Подошвы ног на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые
пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки
остаются на одном месте.
8. «Мельница» — И.П. – тоже. Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных
направлениях.
9. «Барабанщик» — И.П. – тоже. Стучим носками ног по полу не касаясь его пятками.
10. «Веселые прыжки» — И.П. – сидя, ноги плотно прижаты друг к другу. Поднять ноги,
перенести их через лежащий на полу брусок (высота 20 см.), положить на пол, вернуться в
И.П.
11. «Носильщик» — поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо,
положить на пол. Вернуть кубик И.П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в
И.П.
Источник
Светлана Гребенникова
Консультация для родителей «Физическое развитие и здоровье детей»
Консультация для родителей
«Физическое развитие и здоровье ребенка»
Что такое здоровье? Это важнейший компонент, без которого немыслимо преуспевание человека, включающий в себя физическое, психологическое и социальное благополучие, отсутствие какого-то ни было дискомфорта, недомогания и болезней.
Нормальные показатели здоровья детей позволяют не только формирующейся личности успешно расти и развиваться, но и проявлять социальную активность, выполнять все возложенные функции и поручения.
Состояние физического развития зависит от врожденных особенностей, а также от условий окружающей среды, в которой растет и формируется организм.
Французский философ Клод Гельвеций в своих трудах писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека: «Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству».
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, т. е. «вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего «активного времени» — социальные структуры, которые, в основном, определяют уровень здоровья детей.
Физическое развитие это процессы роста и созревания детского организма. В дошкольном возрасте часто встречаются нарушения осанки, плоскостопие, нарушение зрения, детские неврозы. Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка.
До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.
Формирование здорового образа жизни детей — задача совместной семьи и дошкольного учреждения. Многие проблемы у взрослых людей можно было бы избежать, если бы с детства родители закаливали их, приучали к правильной здоровой еде, привили бы любовь к спорту и двигательной активности. При этом, безусловно, на первом месте — личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье.
Здоровому образу жизни в семье,внимание должно быть уделено следующим моментам:
1. Дети должны знать, как устроен наш организм, части тела, чем больной человек отличается от здорового. Для чего принимаются лекарства и когда. Взрослые своим примером и пояснениями учат детейвсеми гигиеническими навыками: мытье рук, чистка зубов, соблюдение режима дня.
2. Особое внимание уделяем питанию. Как правильно кушать, какими приборами, почему надо мыть фрукты и овощи и т. д.
3.Важно научить ребенка основам безопасности: улица – переходы — транспорт,соблюдение правил безопасности при занятиях спортом: коньки, санки и т. п.
В каждой семье есть свои традиции. Если вашими добрыми традициями станут совместные мероприятия,такие как: семейные завтраки – обеды – ужины (по обстоятельствам, совместные прогулки –лыжные или велосипедные, походы в кино, театры, цирк, семейные праздники, семейные чтения,- за психическое и физическое состояние Вашего ребенка можно быть спокойными.
Во время таких мероприятий, как например, семейный обед, ребенка можно научить хорошим манерам и правилам поведения, приучить к здоровой жизни. Все домашние, в том числе, и дети расслабляются и просто отдыхают за столом. Все эти правильные положительные привычки и эмоции у детей быстро и надолго закрепляются, может быть и на всю жизнь.
Хочется еще раз напомнить взрослым. Важен родительский пример, привычки здорового образа жизни, а не просто поучения.
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Пример родителей для ребенка очень важен, поэтому взрослые должны вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек. Тогда ваш ребенок будет здоров и бодр.
Рекомендации для родителей
В процессе формирования ценностного отношения к здоровью советуем и рекомендуем родителям помогать своему ребенку; делать по утрам вместе зарядку, заниматься физическими упражнениями,активно использовать элементы спортивных игр: теннис, футбол, баскетбол, бадминтон, ручной мяч, хоккей, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде, роликах, коньках и т. д. Также можно использовать любую веселую музыку, включить и делать с ребенком разные танцевальные движения и упражнения. Можно сделать для ребенка свой спортивный уголок, тренажеры, где ребенок будет повышать физические качества, двигательные умения и навыки, укреплять здоровье, где ребенок будет испытывать радость, бодрость, силы и самостоятельность.
Игры в семейном кругу.
1.Ручеек:
—«прыжки через ленточку», две, три. (На пол положить,что у вас найдется дома под рукой: лента 1-3, веревка 1-2, постараться перепрыгнуть 1-ленту, 2 и 3.
2.Лягушата и комары:
—«прыжки кто выше подпрыгнет и больше поймает комаров». (Взять любое кольцо или палку, на нитки привязать разноцветные фантики) взрослый держит, а дети прыгают и ловят комара, у кого больше фантиков, от самый ловкий лягушонок.
3.Прокати мяч в ворота:
—«катание мяча», взять стул 1-2или табурет, прокатить мяч так, чтобы он ровно прокатился под стулом, расстояние стульев можно увеличивать.
4. Поединок на ракетке с воздушным шариком.
-игра в бадминтон, но с воздушным шариком.
5. Подвижная игра «Маланья» (на основе русского фольклора)
Все игроки собираются в круг, выбирают Маланью, выводят её за дверь. Игроки договариваются, какое действие будут показывать и зовут Маланью обратно.
У Маланьи, у старушки — хлопки в ладоши, то правая, то левая рука вверху
Жили в маленькой избушке — сложить руки углом, показать избушку
Семь сыновей, – показать семь пальцев
Все без бровей, — очертить брови пальцами
Вот с такими ушами, — растопыренные ладони поднести к ушам
Вот с такими носами, — показать длинный нос двумя руками
Вот с таким усами, – очертить пальцами длинные гусарские усы
Вот с такой головой, — очертить большой круг вокруг головы
Вот с такой бородой, — показать руками большую, длинную бороду
Они не пили, не ели, — одной рукой показывают чашку, другой ложку
На Маланью все глядели — держа руки у глаз, похлопать как ресницами
И все делали вот так! – показывают загаданное действие
6. Упражнение на развитие межполушарных связей
«Кулак-ребро-ладонь»
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола,последовательно сменяющих друг друга: ладонь сжата в кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет действия вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти 8-10 раз. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребёнку произносить команды вслух или про себя.
7. Упражнение на координацию дыхания «Горячая монетка»
Сделать глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вверх. Задержать дыхание, сконцентрировать внимание на середине ладони (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Сделать медленный вдох. Выдыхая, рисовать перед собою обеими руками одновременно два квадрата, начинающиеся в одной точке, но расположен один справа, а другой слева.
8. Упражнение для профилактики зрения «Цветочек»
Глазами нарисовать два цветочка с четырьмя лепестками, три раза по часовой стрелке, и три раза против.Так же можно использовать упражнения на аккомодацию: цветочек приклеивается к стеклу на уровне глаз детей. Ребёнку предлагают смотреть на цветочек, а затем за него, вдаль.
9. Игра «Будь внимателен» на закрепление знаний о расположении органов человека.
Взрослый называет органы человека, а ребенок (или все игроки)показывают их на себе : левое ухо, правая нога, сердце, нос, волосы, желудок, шея, брови, глаза, легкие, трахея и т. д.Другой вариант игры: взрослый называет разные органы, а игроки стоят. Как только взрослый называет органы дыхания (пищеварения, покровной или скелетной систем, игроки приседают или хлопают в ладоши.
10 .Игра на развитие органов дыхания «Кто счастливый?»
Игроки берутся обеими руками за край простыни или небольшого покрывала, прижимают кулачки с зажатым покрывалом к подбородку и хорошо растягивают его. Ведущий бросает на середину простыни перышко и дети дуют на него. На кого перышко упадет, тот счастливый.
11. Игра на развитие органов дыхания «Морской бой 1»
В широкий таз наливается вода. На воду пускаются два или более бумажных корабликов. Игроки дуют на них через трубочки от коктейля и стараются столкнуть их друг с другом. Все ребята работают одновременно, а судья подсчитывает количество столкновений.
12. Игра на развитие органов дыхания «Морской бой 2»
Детям дается несколько корабликов, изготовленных путём разрезания пластмассовых вкладышей из-под конфет. Каждой команде даются кораблики с разными флажками, которые прикреплены с помощью пластилина. Каждая команда дует на свои кораблики и кораблики противников, стараясь первыми переплыть на другую сторону.
13. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
В соответствии с текстом поочередно сгибают и разгибают, при этом стараясь не шевелить остальными. А затем сжимаем и разжимаем кулачки.
Вот это самый толстый палец у меня,
Вместе с ним танцуют все его друзья.
Этот самый ловкий пальчик у меня,
И когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
Вот это самый длинный пальчик у меня,
Вместе с ним танцуют все его друзья.
А вот этот пальчик лодырь у меня,
Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
14. “Часики” (артикуляционная гимнастика)
Язык вправо, поднять правую руку.
Язык вправо, поднять левую руку.
Язык влево, поднять левую руку.
Подготовила Гребенникова С. Ю.
инструктор по физической культуре
МДОАУ № 3 г. Оренбурга
Источник