Запорожец а в развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка
Главная
/
Архивы
/
№ 1(20) (2015)
/
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Елена Владимировна Галеева
Ирина Александровна Галкина
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования эмоциональных представлений, способности и овладение вербализацией у детей дошкольного возраста. Содержании лексики, используемой ребенком, в которой отражена сфера эмоций, ставит проблему изучения закономерностей приобретения этих значений, их динамики. Способность осознавать явления речевой действительности и представления об эмоциональном состоянии развиваются у детей дошкольного возраста во взаимосвязи. Эмоции составляют базисную основу смысловых образований, а осознание их возможно в форме обозначения, являющейся результатом вербальной деятельности. В связи с этим важно подчеркнуть влияние эмоциональных процессов на формирование осмысленного отношения ребенка к слову. Эмоциональные представления подразумевают совокупность вербальных обозначений эмоций, которые служат средством их осознания. Для достижения эффективности общения и речи ребенку необходимо обеспечить развитие вербализации эмоциональных представлений, которые обеспечиваются эмотивной лексикой, являющейся вербальным обозначением эмоций в ситуациях эмоционального воздействия на говорящего.
Литература
1. Бреслав Г.М. Психология эмоций — М: Смысл, 2004. — 187с.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – СПб: Союз, 1997. — 222с.
3. Гридин В.Н. Семантика эмоционально-экспрессивных средств языка. //Психолингвистические проблемы семантики. — М.: Наука, 1983. С. 113-119.
4. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. //Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А. Д. Кошелевой. — М: Просвещение, 1985. С. 8-29.
5. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка //избранные психологические труды. / Под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко. — М: Педагогика, 1986.Т. 1. С. 258-259.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства – СПб: Питер, 2002. — 524с.
7. Крысько А.Г. Психологические познавательные процессы: сущность представлений и их виды. — Мн., 2007. -254с.
8. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1997. — 287 с.
9. Леонтьев А.А. Деятельный ум. – М: Смысл, 2001. -285 с.
10.Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. -225 с.
11. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. -Воронеж, 2009. — 182 с.
12. Шахнарович A.M. Онтогенез речи и формирование языковой способности человека: проблемы формирования языковой способности // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М.: Наука, 1999. — 238 с.
13. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. — М.: Межд. образоват. педколледж, 1995. — 144 с.
14. Якобсон П.М. Чувства: их развитие и воспитание. — М.: Знание, 1976, -64 с.
15. Galeeva E. V, Galkina, I. A. Educational technology forming the verbalization of emotional representations in children of preschool age. // The azimuth of research: pedagogy and psychology. 2014. No. 1, P.-18-20.
16. Galeeva E. V., Galkina I. A. Chapter 1. Psychological and psycholinguistic basis of verbal designation of the emotions in children of preschool age. // Innovations in education: Monograph Volume 2/ ed. by L. Shlossman. – Vienna:
“East West” Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014.-182 p.
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы, публикующие статьи в журнале «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология», соглашаются на следующее:
1. Автор, направляя рукопись в редакцию журнала «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология», соглашается с тем, что Редакции переходят исключительные имущественные права на использование статьи (переданного в редакцию журнала материала, в т. ч. такие охраняемые объекты авторского права, как рисунки, схемы, таблицы и т. п.), в том числе на воспроизведение в печати и в сети Интернет; на распространение; на перевод материалов на английский язык.
2. Автор гарантирует наличие у него исключительных прав на использование переданного редакции материала. В случае нарушения данной гарантии и предъявления в связи с этим претензий к Редакции Автор самостоятельно и за свой счет обязуется урегулировать все претензии.
Редакция не несет ответственности перед третьими лицами за нарушение данных Автором гарантий.
3. За Автором сохраняется право использования его опубликованного материала, его фрагментов и частей в личных, в том числе научных, преподавательских, целях. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, другими физическими и юридическими лицами возможна только с письменного согласия Редакции, с обязательным указанием номера журнала (года издания), в котором был опубликован материал.
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Ирина Александровна Галкина,
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
,Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология: № 2(13) (2013)
- Елена Владимировна Галеева,
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ИХ МЕХАНИЗМ И ПРОЦЕСС ОТРАЖЕНИЯ В РЕЧИ
,Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология: № 2(9) (2012)
- Елена Владимировна Галеева,
Ирина Александровна Галкина,ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ИХ ВЕРБАЛИЗАЦИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
,Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология: № 4(15) (2013)
- Елена Владимировна Галеева,
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
,Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология: № 4(7) (2011)
- Ирина Александровна Галкина,
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕКСТА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
,Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология: № 4(7) (2011)
- Елена Владимировна Галеева,
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
,Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология: № 1(8) (2012)
- Елена Владимировна Галеева,
ВЕРБАЛЬНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
,Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология: № 4(7) (2011)
- Ирина Александровна Галкина,
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕКСТА В УСЛОВИЯХ «ДЕТСКИЙ САД – ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА»
,Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология: № 4(11) (2012)
Источник
Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг 15 место — 1,086 — 1,034 — | Маланов С.В. АннотацияАнализируется формирование высших психических функций, которые обеспечивают регуляцию эмоциональных состояний. Эмпирически выявляются этапы овладения детьми в раннем детстве и дошкольном возрасте языковыми средствами, служащими опорой для ориентировки в эмоциональных отношениях и состояниях. Выборка: 94 ребенка раннего и дошкольного возраста от 1,8 года до 7,5 лет. Показано, что с 1,8 лет дети овладевают умениями выделять и фиксировать эмоциональные состояния и переживания в соответствии с речевыми указаниями взрослых. Выявлена общая тенденция в развитии предметной отнесенности слов: сначала дети начинают выделять эмоциональные состояния и отношения в соответствии с контекстом межсубъектных взаимодействий, затем — в соответствии с мимическими выражениями на лицах, еще позднее — на обобщенных пиктографических изображениях мимических комплексов. С возраста 2,4 года начинают формироваться умения самостоятельно использовать языковые средства для выделения и обозначения эмоций у других. На основе обобщения опыта анализа эмоций у других формируются умения с помощью языковых средств выделять и частично осознавать собственные эмоции. Такие умения обнаруживаются с возраста 3,5 лет у некоторых детей, и только к 7,5 годам начинают наблюдаться у большей части дошкольников.
|
Источник
Александр Владимирович Запорожец 334k—(30.08.1905 — 07.10.1981)Большая советская энциклопедия: Запорожец Александр Владимирович [р. 30.8(12.9).1905, Киев], советский психолог, действительный член АПН СССР (1968). Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1930). С 1960 директор института дошкольного воспитания АПН СССР. Основные исследования по проблемам генезиса сознательного управления поведением человека, роли практической деятельности и усвоения общественного опыта в онтогенетическом развитии произвольных движений, восприятия и мышления, условий формирования эмоционального отношения субъекта к действительности. З. разрабатывает также психолого-педагогические вопросы дошкольного обучения и воспитания. | . |
Аннотация издательства: Том содержит работы по трем тематическим разделам: «Развитие восприятия», «Развитие мышления» и «Проблемы развития психики», в которых представлены теоретические и экспериментальные исследования формирования психических процессов в деятельности ребенка; выявлена роль практической деятельности — примат реальных действий ребенка по отношению к его психическому развитию. | . |
Аннотация издательства: В томе публикуется монография «Развитие произвольных движений», содержащая материалы изучения формирования у детей дошкольного возраста различных типов двигательных навыков как модели овладения навыками, новыми видами поведения. Эта работа является значительным вкладом в психологическую теорию строения деятельности. В том включены также отдельные главы из совместной с А.Н. Леонтьевым работы «Восстановление движений». | . |
Источник
Определение и сущность эмоционального благополучия ребенка
Эмоция — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А.В. Запорожец). Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка / Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 2006. С. 210
Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и во многом определяются социальными условиями его существования. Эмоциональная жизнь ребенка начинается в младенчестве. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.
Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью, неосознанностью. Они связаны с выражением своих возможностей. Они ситуативны и во многом зависят от процессов возбуждения, преобладающих над процессами торможения в ранний период жизни ребенка. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.
Проблема эмоций считается приоритетом психологической науки, но эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта.
Поэтому становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно-образовательных воздействий.
Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, « эмоциональное благополучие » можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических так и социальных.
А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно- эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.
Ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим благополучием.
Только согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия.
Под высоким уровнем эмоционального развития принято понимать: желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время; успешное участие в коллективных делах, успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей, умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми, заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т.д.
Используя методы исследования эмоционального благополучия ребенка в разных возрастах, ученые выяснили, что оно проявляется не только в преимущественном положительном фоне настроения, но и в стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, развитии познавательной мотивации, включении взрослого в совместную деятельность, отношении к оценке взрослого, развитии самоконтроля, стиле переживания ситуации разлуки с близким взрослым, переживании семейной ситуации.
В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение к миру.
В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
Таким образом, каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, тем самым закладывая основательный базис для следующей ступени развития. В противном же случае имеют место и негативные последствия.
Так, ограничение сенсорной чувствительности ребенка в раннем возрасте, или сенсорная депривация (недостаточность слуховых, зрительных и тактильных ощущений) приводит к отставанию в познании и отсутствию интереса к окружающему, снижению активности, вялости, апатичности, в том числе и в общении.
Эмоциональная депривация — отсутствие или недостаточное удовлетворение потребности в признании, любви и общении, которое выражается в дефиците ласки, любви и физического контакта — нарушает формирование самоощущения существования и границ собственного тела, эмоциональных проявлений. Таким образом, именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности в развитии детей.
Источник