1. Главная

    /

  2. Архивы

    /

  3. № 1(20) (2015)

    /

  4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

  • Елена Владимировна Галеева

  • Ирина Александровна Галкина

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования эмоциональных представлений, способности и овладение вербализацией у детей дошкольного возраста. Содержании лексики, используемой ребенком, в которой отражена сфера эмоций, ставит проблему изучения закономерностей приобретения этих значений, их динамики. Способность осознавать явления речевой действительности и представления об эмоциональном состоянии развиваются у детей дошкольного возраста во взаимосвязи. Эмоции составляют базисную основу смысловых образований, а осознание их возможно в форме обозначения, являющейся результатом вербальной деятельности. В связи с этим важно подчеркнуть влияние эмоциональных процессов на формирование осмысленного отношения ребенка к слову. Эмоциональные представления подразумевают совокупность вербальных обозначений эмоций, которые служат средством их осознания. Для достижения эффективности общения и речи ребенку необходимо обеспечить развитие вербализации эмоциональных представлений, которые обеспечиваются эмотивной лексикой, являющейся вербальным обозначением эмоций в ситуациях эмоционального воздействия на говорящего.

Литература

1. Бреслав Г.М. Психология эмоций — М: Смысл, 2004. — 187с.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – СПб: Союз, 1997. — 222с.
3. Гридин В.Н. Семантика эмоционально-экспрессивных средств языка. //Психолингвистические проблемы семантики. — М.: Наука, 1983. С. 113-119.
4. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. //Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А. Д. Кошелевой. — М: Просвещение, 1985. С. 8-29.
5. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка //избранные психологические труды. / Под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко. — М: Педагогика, 1986.Т. 1. С. 258-259.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства – СПб: Питер, 2002. — 524с.
7. Крысько А.Г. Психологические познавательные процессы: сущность представлений и их виды. — Мн., 2007. -254с.
8. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1997. — 287 с.
9. Леонтьев А.А. Деятельный ум. – М: Смысл, 2001. -285 с.
10.Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. -225 с.
11. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. -Воронеж, 2009. — 182 с.
12. Шахнарович A.M. Онтогенез речи и формирование языковой способности человека: проблемы формирования языковой способности // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М.: Наука, 1999. — 238 с.
13. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. — М.: Межд. образоват. педколледж, 1995. — 144 с.
14. Якобсон П.М. Чувства: их развитие и воспитание. — М.: Знание, 1976, -64 с.
15. Galeeva E. V, Galkina, I. A. Educational technology forming the verbalization of emotional representations in children of preschool age. // The azimuth of research: pedagogy and psychology. 2014. No. 1, P.-18-20.
16. Galeeva E. V., Galkina I. A. Chapter 1. Psychological and psycholinguistic basis of verbal designation of the emotions in children of preschool age. // Innovations in education: Monograph Volume 2/ ed. by L. Shlossman. – Vienna:
“East West” Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014.-182 p.

Раздел

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Авторы, публикующие статьи в журнале «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология», соглашаются на следующее:

1. Автор, направляя рукопись в редакцию журнала «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология», соглашается с тем, что Редакции переходят исключительные имущественные права на использование статьи (переданного в редакцию журнала материала, в т. ч. такие охраняемые объекты авторского права, как рисунки, схемы, таблицы и т. п.), в том числе на воспроизведение в печати и в сети Интернет; на распространение; на перевод материалов на английский язык.

2. Автор гарантирует наличие у него исключительных прав на использование переданного редакции материала. В случае нарушения данной гарантии и предъявления в связи с этим претензий к Редакции Автор самостоятельно и за свой счет обязуется урегулировать все претензии.

Редакция не несет ответственности перед третьими лицами за нарушение данных Автором гарантий.

3. За Автором сохраняется право использования его опубликованного материала, его фрагментов и частей в личных, в том числе научных, преподавательских, целях. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, другими физическими и юридическими лицами возможна только с письменного согласия Редакции, с обязательным указанием номера журнала (года издания), в котором был опубликован материал.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

  • Ирина Александровна Галкина,

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    ,

    Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология: № 2(13) (2013)

  • Елена Владимировна Галеева,

    ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ИХ МЕХАНИЗМ И ПРОЦЕСС ОТРАЖЕНИЯ В РЕЧИ
    ,

    Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология: № 2(9) (2012)

  • Елена Владимировна Галеева,
    Ирина Александровна Галкина,

    ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ИХ ВЕРБАЛИЗАЦИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
    ,

    Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология: № 4(15) (2013)

  • Елена Владимировна Галеева,

    ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    ,

    Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология: № 4(7) (2011)

  • Ирина Александровна Галкина,

    ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕКСТА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    ,

    Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология: № 4(7) (2011)

  • Елена Владимировна Галеева,

    РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
    ,

    Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология: № 1(8) (2012)

  • Елена Владимировна Галеева,

    ВЕРБАЛЬНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
    ,

    Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология: № 4(7) (2011)

  • Ирина Александровна Галкина,

    ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕКСТА В УСЛОВИЯХ «ДЕТСКИЙ САД – ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА»
    ,

    Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология: № 4(11) (2012)