Запинки у ребенка 5 лет
«Ты не пройдешь!!!» Иллюстрация автора
Всем привет!
Была у нас такая неприятная страница в жизни — физиологические запинки. Да, это не смертельно, но страшно смотреть, когда твой маленький ребенок не может выговорить нормально слово, а «добрые» люди еще начинают говорить:
-Да у тебя заикания, девочка. Ой-ой-ой!
Но обо всём по порядку.
Два года в стрессе ????
Все началось в одно сентябрьское утро, когда Алисе только-только исполнилось 3 года. Она вместо того, чтобы нормально выговаривать слова (как она это делала раньше) начала повторять первые слоги слов. Например: «МА-ма-ма-ма-МА», «ДА-да-да-дай» и т.д.
Пару дней я думала, что Алиса так играет. Но она продолжала периодически так говорить. Мне уже стало страшно. И я начала предполагать, что у ребенка заикания.
Наш терапевт указала к кому надо сходить на обследование. Это оказались логопед и невролог (листайте галерею).
Заключение невролога от 02.10.14
Заключение невролога от 02.10.14
Врачи однозначно сказали, что это у Алисы не заикание, а именно физиологические запинки☝️. Выдержка с сайта «ЛОГОПЕД ДОМА»:
«????Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей.
????Вся деятельность ребенка и общение с окружающими сопровождается обычно высоким эмоциональным подъемом.
????Это приводит к тому, что речь ребенка от 2 до 5 лет обычно изобилует разного рода повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и фразового оформления мысли, разбросанностью, хаотичностью и прочими несовершенствами. «
https://logopeddoma.ru/news/fiziologicheskie_iteracii_zapinki_nesudorozhnogo_kharaktera/2013-06-20-288
Я успокоилась. И мы терпеливо с мужем стали жать, когда они сами закончатся.
Но прошло полгода, год, а «воз и ныне там». Но я точно знала, что это у нее запинки. Мы ей повторяли, чтобы она не спешила говорить: «Подумай, что ты хочешь сказать, а потом говори. Не спеши.«
Казалось её мысли бежали галопом вперед, а артикуляция не справлялась с этим напором, и она просто захлебывалась в звуках.
Моя боль ????
В садике в честь праздника 9 мая, к ним приходили ветераны, и дети их поздравляли. Дарили цветы????.
Вечером, когда я забрала Алису из садика, дома она была очень расстроенной и молчаливой.
— Алисик, что случилось?
И тут дочка рассказала то, от чего у меня ком встал в горле, и я еле сдержала слёзы.
-В садике, бабушка которой я дарила цветы, сказала, что я заикаюсь. Это правда мама?
Вы не представляете, как мне было горько. Вот как так можно?! Сказать ребенку такое. Не понимаю…
Я долго с дочкой говорила, и в итоге она повеселела. И забыла об этой ситуации.
Через год, после осмотра у врачей, я вновь повела Алису на консультацию.
Заключение невролога от 10.11.2015
Как видите, ничего не было у нее выявлено. На приеме у врача Алиса говорила АБСОЛЮТНО нормально????.
Больше не буду грузить вас хождениями по врачам. Их было много. И Алиса была здорова. Врачи ничего не могли поделать с ее запинками.????
❗️Как избавились от них
Я поняла, что уже не стоит надеяться на врачей, НАДО БРАТЬ ВСЕ В СВОИ РУКИ. Рассуждала так:
«Все дело в голове, это уже психологическая проблема. Алиса не может выговорить слово… дыхание… воздух… И тут меня озарило!
Алиса пытается сказать слована вдохе, и поэтому она не может их нормально произнести. Ей надо показать, что говорить надо на выдохе.»
-Алисик, смотри. Представь, что слова — это кораблики⛵, которое плывут вместе с потоком воздуха из твоего рта. Как лодочки по реке????…
Вы не поверите, но после того, как мы поняли в чем причина проблемы, все стало ясно как божий день. За неделю, Алиса стала ГОРАЗДО лучше говорить. Спустя месяц от запинок ни осталось и следа. Я боялась поверить своему счастью!
Сейчас Алисе 8, но теперь уже никто не сможет сказать, что у неё когда-то были запинки.
А вот как мы лечили у Олежки — непроходимость слёзного канала. https://zen.yandex.ru/media/family_blog_mr/moi-opyt-neprohodimost-sleznogo-kanala-kak-my-lechili-5cf79cb0c4f43e0a1d116347
Ваш автор — Юлия.
Источник
Запинки в речи – это непреднамеренные остановки речи несудорожного или судорожного характера. Могут иметь физиологическое происхождение, быть признаком речевых, неврологических, психических нарушений. Проявляются спотыканием, повторами звуков, слогов и звукосочетаний, прерывающими высказывание. Диагностируются по данным неврологического, логопедического, психологического обследования. Терапия включает создание спокойных условий в семье и коллективе, соблюдение речевого режима. При логопатологии проводятся логопедические занятия и медицинские мероприятия (массаж, психотерапия, ФТЛ, медикаментозная коррекция).
Классификация
В зависимости от патогенетической основы запинки в речи могут иметь судорожный и несудорожный механизм возникновения:
- судорожные запинки (речевые судороги) – типичное проявление заикания. По форме бывают клоническими и тоническими, по месту образования – артикуляционными, голосовыми, дыхательными, смешанными;
- несудорожные запинки – включают физиологические итерации, спотыкания при клаттеринге, тахилалии.
Причины запинок в речи
Возрастные несовершенства речи
Повторы звукокомплексов и слов наблюдаются у значительного числа детей в возрасте 3-5 лет. Это период активного развития связного высказывания, совершенствования лексико-грамматических категорий.
Накопление словаря идет быстрыми темпами, на ребенка обрушивается большой поток сенсорной информации. При этом речевые возможности ребенка еще в достаточной степени ограничены, психические функции находятся в процессе формирования, а работа артикуляционного аппарата несовершенна. На этом фоне развиваются физиологические запинки (итерации).
«Застревания» на отдельных звуках чаще появляются у детей соматически ослабленных, имеющих диагноз «СДВГ», отягощенную по заиканию наследственность. Запинки в речи у ребенка могут быть спровоцированы сильным эмоциональным потрясением: ссорами родителей, переводом в другой детский сад, сменой места жительства. Чаще они возникают в межсезонье, могут сохраняться в течение нескольких недель или месяцев, исчезать и снова появляться.
Запинки носят несудорожный характер, возникают в любом месте слова и фразы (чаще в словах со сложной слоговой структурой, стечением согласных, сложных предложениях). Дети неоднократно повторяют звуки и их сочетания, переставляют местами слоги, спотыкаются при произнесении фразы. Часто говорят на вдохе, из-за чего речевое высказывание прерывается. Сами дети не замечают своего речевого дефекта, относятся к нему спокойно.
Обычно физиологические запинки исчезают без дополнительного вмешательства по мере совершенствования речевых навыков и развития ВПФ. Достаточно обеспечить ребенку комфортную эмоциональную обстановку, правильное речевое окружение. Однако при стойком закреплении неправильного речевого стереотипа несудорожные запинки могут перерасти в судорожные – заикание.
Эмоциональный стресс
Речевые запинки наблюдаются у взрослых вследствие сильного волнения. Такие спотыкания расцениваются как проявления тревожности, невротического склада личности. Запинки возникают в разных ситуациях: на экзамене, во время публичного выступления, при знакомстве с новыми людьми. Чем больше человек старается держать ситуацию под контролем, говорить четко и уверенно, тем сильнее начинает запинаться.
Кратковременные запинки появляются при испуге, в таких случаях говорят, что человек «начал заикаться от страха». Однако во всех этих случаях речевые итерации кратковременны и преходящи. Речь нормализуется, как только исчезает стрессовый фактор.
Заикание
Речевые судороги – ведущий симптом логоневроза и неврозоподобного заикания. При этом происходит навязчивое непроизвольное повторение слогов («ма-ма-магазин») и/или застревание на отдельном звуке («п-п-петух»). Запинки чаще случаются на определенных «трудных» звуках ([к], [п], [т]) или звукосочетаниях со стечением согласных ([кр], [ст] [тр]), на ударных и предударных слогах, на первом слоге в слове.
Иногда судороги проявляются молчанием, так как из-за спазма речевой мускулатуры человек не может начать фразу. Заикающийся может ощущать речевую судорогу как наличие препятствия в гортани, сдавление грудной клетки, напряжение мимической мускулатуры и мышц брюшного пресса. Частота запинок, их длительность возрастает в незнакомых условиях, при посторонних людях.
При заикании страдает темп и ритм речи, слитность и плавность высказывания. На речевые симптомы накладываются вторичные невротические реакции: речевые уловки, сопутствующие движения, вегетативные проявления. Возникает логофобия – боязнь устной речи. Самостоятельно, без специальной терапии судорожные запинки из речи не исчезают.
Тахилалия
Речь взахлеб отличается чрезмерно убыстренным темпом, дизритмическим характером с внезапными остановками и последующими прорывами. Возникают запинки, непреднамеренные повторы, проглатывания слогов и слов. Теряется внятность и разборчивость устной речи. Если пациенту с тахилалией указать на его речевые ошибки, то запинки и персеверации временно исчезают, однако темп речи все равно остается быстрым.
Особенно ярко все речевые недостатки проявляются при волнении, в моменты спора и эмоционального возбуждения. В неречевой сфере отмечается моторное беспокойство, тики, дефицитарность внимания, вспыльчивость, вазомоторные реакции. В некоторых случаях речевые запинки при тахилалии переходят в позднюю форму заикания.
Клаттеринг
Полтерн, или клаттеринг, как частный случай тахилалии, характеризуется несудорожным прерыванием речи на фоне ее ускоренного темпа. Для данного речевого нарушения типичны спотыкания, повторы звуков и слогов, их пропуски, перестановки местами. Запинки проявляются хаотичными беззвучными движениями языка и губ, необоснованными паузами во фразах. Из-за поспешности в речи окончания слов часто «проглатываются», иногда «выпадают» целые словосочетания и фразы.
При клаттеринге также страдают другие стороны речевой деятельности: нарушается плавность и мелодичность речи, отсутствуют логические остановки и ударения, возникает назальный оттенок голоса, появляются ошибки на письме. Речевой поток сопровождается беспокойным поведением, гримасами, рассеянностью внимания. Из-за неразборчивости речи вербальная коммуникация затруднена, дефект не осознается.
Нарушение регуляторных механизмов ЦНС
Судорожные запинки в речи могут появиться «на выходе» пациентов из моторной алалии, афазии, дизартрии. Причина этого явления кроется в интенсивном коррекционно-логопедическом воздействии, когда объем и темп введения нового речевого материала не соответствует функциональным возможностям мозга. Обычно возникают повторы последних слогов, при этом пациент никак не может перейти к новому слову.
Дискоординированные судороги артикуляционных мышц, как правило, не трансформируются в патологическое заикание. При организации грамотной коррекционно-педагогической помощи такие запинки успешно компенсируются без рецидивов.
Другие причины
Возникновение запинок в речи может быть связано с неблагополучным речевым окружением: быстрым темпом речи родителей, подражанием заикающимся друзьям или близким. В ряде случае запинки возникают вторично, на фоне различных расстройств:
- задержки психического развития;
- неврологических заболеваний: нейроинфекций, травм ЦНС, болезни Паркинсона, хореи, псевдобульбарного синдрома;
- психических нарушений: олигофрении, биполярного расстройства.
Диагностика
Появление речевых запинок служит поводом немедленно обратиться за консультацией логопеда. Чем раньше будет установлена их причина и характер, тем эффективнее будет лечебно-коррекционное воздействие. Диагностика состоит из трех блоков:
- Логопедическое обследование. Включает исследование устной речи, ее темпо-ритмической и интонационно-мелодической организации. Определяется вид запинок, условия их возникновения. Оцениваются характеристики голоса, дыхания. Задача логопедической диагностики – дифференциация несудорожных запинок от заикания.
- Неврологическое обследование. Консультация врача-невролога предполагает изучение анамнеза, выявление нервно-психических расстройств и факторов, послуживших появлению запинок в речи пациента. С целью исключения патологии головного мозга назначаются инструментальные методики: ЭЭГ, ЭхоЭГ, церебральная МРТ.
- Психологическое обследование. Проводится анализ ВПФ: внимания, памяти, мышления. На данном этапе диагностики уделяется внимание состоянию общей и ручной моторики, различных видов праксиса, гнозиса. Анализируются личностные особенности пациента, его реакция на свой дефект, наличие страха речи.
Лечение
Режим
Если запинки в речи ребенка имеют физиологический характер, необходимо организовать оптимальный общий и речевой режим: обеспечить достаточный дневной и ночной сон, увеличить время прогулок на свежем воздухе. Важно временно ограничить поступление новой информации, свести к минимуму просмотр телевизора, компьютерные игры, посещение массовых мероприятий. В речевом общении нужно соблюдать следующие рекомендации:
- не акцентировать внимание ребенка на запинках, не просить его повторить слово заново;
- разговаривать с ребенком спокойно, негромко, чуть медленнее, чем обычно;
- использовать короткие фразы, простые слова;
- заниматься пением, разучивать стихи, соответствующие возрасту, с отстукиванием ритма или маршировкой.
Психологическая коррекция
Показана пациентам с эмоциональными запинками в речи, заиканием, тахилалией, полтерном. Данное направление коррекционной работы способствует снижению фиксации на речевом дефекте, устранению логофобии, овладению новыми механизмами саморегуляции, расширению коммуникативных возможностей. Основными методами психокоррекционной работы являются сеансы психотерапии и гипноза, тренинги общения, аутогенные тренировки.
Логопедическая коррекция
С учетом причин, лежащих в основе речевых запинок, проводятся занятия по развитию речи, коррекции заикания, преодолению тахилалии и т. д. Логотерапия направлена на выработку нового речевого стереотипа, его закрепление во всех коммуникативных ситуациях. В работе используются следующие методы и приемы:
- Артикуляционная гимнастика. Упражнения помогают укрепить мышцы речевого аппарата, снять излишнее напряжение мускулатуры при фонации, сделать артикуляционные движения более точными, сформировать необходимые кинестезии. Используются упражнения для мышц языка, губ, неба, мимических мышц. Голосовая гимнастика способствует развитию силы голоса, просодических компонентов.
- Дыхательная гимнастика. Правильное речевое дыхание – залог свободной, плавной речи. В ходе занятий осуществляется постановка диафрагмального нижнереберного дыхания. Овладение техникой речевого дыхания позволяет без запинок и пауз произносить фразы различной длины.
- Логопедическая ритмика. Логоритмические упражнения способствуют нормализации темпа и ритма речи, синхронизации дыхания и артикуляции, развитию общей моторики. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Для отработки ритма используется маршировка, хлопки, прыжки.
- Занятия с помощью ИКТ. В комплексной работе по преодолению заикания широко применяются компьютерные технологии. Они основаны на эффекте биологической обратной связи, помогают улучшить качество и повысить эмоциональную окраску речи, устранить запинки.
Оздоровительные мероприятия
Организуются на базе поликлиники или дневного неврологического стационара. Цель – нормализация регуляторной функции ЦНС, повышение адаптационных механизмов. Пациентам с патологическими запинками в речи назначаются:
- курсы медикаментозной терапии (седативные препараты, витамины группы В, ноотропы, противосудорожные ЛС):
- физиотерапевтические процедуры (электрофорез со спазмолитиками, электросон);
- водные процедуры (хвойные, углекислотные, кислородные ванны, оздоровительное плавание);
- массаж (общий медицинский, нейроседативный, ШВЗ);
- иглорефлексотерапия;
- лечебная физкультура.
Источник
Родителям нравится наблюдать за развитием ребенка и его изменениями. В раннем возрасте можно обнаружить первые признаки проблем. Дефекты и нарушения речи у детей проявляются по-разному: кто-то совсем не говорит, а кто-то испытывает сложности с произношением отдельных звуков. Чем раньше выявлена проблема, тем больше шансов на исправление. Поэтому не стоит пренебрегать визитом к специалисту.
Основные признаки недоразвития речи дошкольников
Многие родители начинают беспокоиться, когда трехлетний ребенок не начинает разговаривать или его словарный запас ограничен 2-3 словами. Подобные проблемы могут указывать на алалию — задержку речевого развития.
Важно! Точный диагноз можно поставить только после полного обследования у ряда специалистов.
Влиять на развитие ребенка может множество факторов: это внутриутробное развитие, протекание беременности, болезни и травмы первого года жизни.
Если было проведено экстренное кесарево сечение или роды были тяжелыми, ребенка вносят в группу риска. Родителям в таком случае обязательно нужно знать основные признаки и проявления недоразвития речи дошкольника.
При определенных нарушениях, например, ринолалии, дети могут разговаривать, но с определенными особенностями — голос слабый, звукопроизношение искаженно.
Как аденоиды влияют на речь ребенка
Аденоиды — это патологическое увеличение миндалин, которое приводит к нарушениям слуха, затруднению носового дыхания и другим проблемам. При проблемах со слухом ребенку становится сложно воспринимать обращенную речь.
В дошкольном возрасте это очень опасно, так как идет активное развитие и формирование устной речи. Если что-то начинает мешать процессу, то происходит регресс. При проблемах с дыханием мозг не получает кислород в достаточном объеме, что негативно сказывается на его работе.
Обратите внимание! Патологические разрастания видны при визуальном осмотре. Провести его может отоларинголог.
Со временем речевые проблемы только увеличиваются. Звукопроизношение становится носовым. Слова звучат искаженно, неправильно, нечетко. Эти недостатки не исчезнут сами со временем. Ребенка нужно показать врачу для назначения лечения.
После удаления аденоидов обязательно назначают консультацию у логопеда. Он проводит занятия по исправлению нарушения. Если помощь оказана своевременно, то речь не успеет пострадать. Такие дети используют существительные, глаголы и другие части речи. Страдает у них только произношение.
Какая часть мозга отвечает за речь ребенка
Центр Брока — это участок коры, который отвечает за моторную сторону произношения. При ее поражении человеку сложно переключаться с одной артикуляционной позиции на другую, воспроизводить отдельные звуки и слова.
К сведению! Находится это место в задней части лобной извилины левого полушария (у левшей правого полушария)
Центр Вернике — это часть коры, которая отвечает за восприятие речи. Это касается и устной, и письменной. Он находится в заднем отделе верхней височной извилины правого полушария.
При поражении центра Вернике человек способен произносить слова, но связать их в фразу у него не получается и выходит полная бессмыслица. Последние исследования показали, что центры Верника и Брока взаимосвязаны и нельзя четко разграничить их функции.
При афазии может происходить частичная утрата речи. Больной может отвечать на вопросы, но подбор антонимов вызовет затруднение. Иногда появляются сложности с вспоминанием названий категорий предметов. Подобные особенности указывают на то, что части мозга работают взаимосвязано.
Генетические причины недоразвития
Современное развитие медицины позволяет делать новые теории о факторах, которые влияют на появление разных нарушений развития. Определенные анатомические дефекты могут передаваться по наследству. Это укороченная подъязычная связка, высокое небо, неправильный прикус и т. п.
Общее недоразвитие речи тоже может развиваться у детей, чьи родители имели такие нарушения. Пока точных сведений о том, как наследуется проблема, нет.
Обратите внимание! Генетика начала активно изучаться не так давно, поэтому нарушения речи не всегда связывают с хромосомными дефектами.
Считается, что ребенок может начать заикаться из-за генетических проблем. Чаще всего эта патология передается по женской линии. Если нарушение есть и у отца, и у матери, то у ребенка она будет со 100 % вероятностью.
Эхолалии в детской речи
Под эхолалией понимают настойчивое повторение слов или предложений. Это нормальный этап развития речи, так как в годовалом возрасте ребенок еще плохо понимает, как нужно разговаривать.
Особенности психического и эмоционального развития ребенка
Эхолалии в детском возрасте могут быть признаком разных нарушений. С их помощью дети могут пытаться строить диалог со взрослым, но из-за ограниченного словарного запаса они не могут самостоятельно построить фразу.
Иногда таким образом ребенок заменяет слово «да», т. е. на вопрос он отвечает тем же предложением, но в утвердительной форме. После первого года жизни подобное явление должно исчезнуть.
Если эхолалии сохраняются, то это может свидетельствовать о разных патологиях. Иногда дети используют повторение для успокоения. Это свойственно тревожным, склонным к повышенному возбуждению личностям.
Что необходимо знать об этом виде нарушения
Эхолалии в детской речи могут указывать на сенсорную алалию. При таком нарушении ребенок не выделяет речь из общего фонового шума. Он может говорить слова и фразы, но они будут односложными и искаженными.
Эхолалии иногда указывают на аутизм.
Обратите внимание! При такой болезни страдает коммуникативная функция. Появляются стереотипы, шаблоны поведения, ребенок не идет на контакт со сверстниками и взрослыми.
Заикание, речевые запинки
Наблюдательные родители могут заметить, что во время разговора их ребенок начинает задерживаться на произношении слов. Это проявляется в повторении определенного слога, растягивании гласных. Подобные запинания не всегда относятся к заиканию. Иногда это вполне физиологическое явление. Поэтому родителям нужно знать, как отличить заикание от запинок у своих детей.
Отличительные моменты
При заикании нарушается плавность, темп, ритм речи. Причиной становится судорога мышц. Чаще всего подобная проблема возникает с 2 до 5 лет. Но со временем дефект может усилиться и стать причиной комплексов.
Особенность заикания заключается в том, что при подобном нарушении требуется комплексная помощь специалистов и длительная реабилитация. Самостоятельно проблему не удастся решить.
Важно! Не стоит затягивать с началом коррекционного процесса. Чем дольше длится заикание, тем сложнее его исправить.
Запинаться же ребенок может по вполне физиологическим причинам. Из-за несовершенства работы нервной системы ему тяжело соотносить свою деятельность со словами. Его переполняют эмоции, и это заставляет говорить очень быстро. Подобное явление называют итерацией. Оно возникает на почве несовершенства работы слухового и речедвигательного анализаторов.
Мышление опережает речевые возможности — это нормальный этап развития. С возрастом это проходит самостоятельно. Часто подобное явление наблюдается у детей с ОНР или ЗПР. Такие нарушения сопровождаются задержкой развития речи. Дети не используют фразы из 4-5 слов, затрудняются с описанием предметов. Они не применяют предлоги и затрудняются с построением высказывания.
При интеллектуальных проблемах возникают сложности не только с речью, но и с другими психическими функциями. У ребенка плохая память, низкий уровень мышления и внимания. Слова в речи несклоняемы, а фраза состоят и 2-3 слов.
Как не пропустить заикание
При появлении первых признаков судорог речевого аппарата нужно незамедлительно показать ребенка специалисту. До этого момента не нужно настаивать на длительном разговоре или правильном произношении.
Насторожиться стоит, если ребенок начинает резко молчать час или два. После этого у него снова возникают запинки. Для облегчения процесса произношения дошкольник начинает искусственно растягивать слова или добавлять к ним гласные звуки.
Обратите внимание! Иногда дети начинают фразу и резко прерывают ее. При заикании не страдает грамматическая часть речи. Нарушение затрагивает только темп, ритм и плавность.
Для подтверждения диагноза потребуется осмотр нескольких специалистов и обследование. Иногда назначается лечение в отделении неврологии, которое позволяет получить полную картину нарушения.
Профилактика заикания
Благодаря основным методам изучения детской речи логопеды получили возможность предупреждать развитие нарушений. Родители должны соблюдать режим дня ребенка, создавать ему психоэмоциональные условия для нормальной жизни.
У тревожных детей часто возникают страхи. В таком случае нельзя заставлять их преодолевать свои проблемы, так как это приведет к еще большему испугу. Например, если малыш боится темноты, то стоит с ним спокойно посидеть перед сном или включить ночник.
Просветительская работа ведется не только с родителями, но и с воспитателями. Не стоит настаивать на быстром раннем развитии, так как перегрузка нервной системы может привести к заиканию.
Методики лечения заикания
Детям с подобным нарушением требуется комплексная помощь специалистов: медицинских, психологических и педагогических работников. Каждый выполняет свои задачи, и вместе они помогают преодолевать заикание. Родители тоже полноправные участники процесса.
Важно! Нельзя отказываться от лечения или коррекционных занятий у логопеда. Только разностороннее воздействие гарантирует устранение нарушения.
Специалисты могут использовать разные материалы для успокоения ребенка. Дидактические игры для детей с серьезными нарушениями зрения обладают разной текстурой. Это позволяет использовать их для сенсорного развития.
Медикаментозное лечение
Подбор лекарственной терапии не такое простое дело. В нее входят противосудорожные препараты и транквилизаторы. При легкой форме заикания подбирают седативные лекарства. Подобные препараты обладают серьезными побочными действиями, поэтому конкретные назначения и дозировки должен подбирать только врач.
Народные средства
Массаж для детей делается для развития речи и расслабления мышц артикуляционного аппарата. Он может быть ручным или зондовым. Выполняет его логопед, проводить манипуляции лучше курсами по 10-12 занятий.
Дыхательная гимнастика позволяет расслабиться и снять мышечные зажимы. Она направлена на то, что человек учится делать вдохи носом и резкие выдохи ртом.
Важно! В качестве успокоительных средств помогает чай из ромашки, мелиссы, мяты. Для приготовления 1 ст. ложку травы достаточно залить 1 ст. кипятка. Полученный настой пьют 2-3 раза в день.
3 причины заикания
Прежде чем разбираться, что такое запинки в речи у ребенка, как с этим бороться, нужно понять почему они появляются. Все причины можно разделить на три большие группы.
Первая — это физиологическая. К ней относят менингиты, энцефалиты, травмы головы, проблемы внутриутробного и родового периода. Некоторые болезни могут ослаблять работу нервной системы — корь, коклюш, тиф и др.
Важно! Редко, когда действует одна причина на ребенка. Чаще бывает совокупность нескольких неблагоприятных факторов.
Вторая — психическая. Резкий испуг или большая радость могут негативно сказаться на работе нервной системы ребенка. Переизбыток негативных эмоций, как и положительных, приводит к заиканию.
Третья — социальная. Эта группа представляет собой разные факторы риска. Это может быть двуязычие, подражание, переучивание леворукости и т. п.
Полную характеристику нарушения составляет логопед после детальной диагностики. Это позволит получить информацию о состоянии всех частей речи.
Средства для развития мелкой моторики
Родителям детей с заиканием стоит приготовиться к длительной борьбе с проблемой. Предстоит заниматься с разными специалистами, и на коррекционные мероприятия может уйти несколько лет. Дефект лучше устранить до школы. До семи лет идет сензитивный период развития речи, поэтому больше шансов на исправление нарушения.
Существует множество методических разработок, которые можно использовать для домашних занятий. Они могут быть направлены не только на устранение дефекта, с их помощью развивают познавательную сферу, решают психологические проблемы.
Можно учить с ребенком животных разных стран, особенности времен года, классификацию предметов. На основе этих материалов уже делать дыхательную и артикуляционную гимнастику.
Существуют определенные средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. К ним относят лепку пластилином, глиной, тестом, аппликации, рисование, собирание бус и сортировка разных предметов.
Изобразительная деятельность благотворно влияет на творческое развитие. В нее можно внедрять элементы арт-терапии. Для нее используют краску, фломастеры, карандаши, специальные баллончики и многое другое. Подобные упражнения можно делать не только в классе, но и дома.
Развитие общей моторики
У детей с нарушениями речи отмечается плохая координация, и им сложно переключаться с одного движения на другое. Поэтому с ними нужно больше гулять, прыгать через скакалку, играть в мяч.
Важно! На прогулке можно кататься с горки, качаться на качелях и каруселях. Все это стимулирует работу мозжечка.
Двигательные упражнения можно давать ребенку в виде презентации, которая будет сопровождаться музыкой. Один слайд — одно задание. Такой формат нравится детям, и они с удовольствием выполняют предложенное.
Для занятий можно брать упражнения из книг Т. Ткаченко или других логопедов. В них есть весь необходимый материал и пошагово расписано, что нужно делать.
Для развития речи тоже есть готовые пособия, которые позволяют прорабатывать лексику, грамматику и другие проблемы. Некоторые люди делятся личным опытом преодоления заикания.
Запинки в речи могут появляться по разным причинам. Родителям нужно внимательно следить за ребенком. При появлении проблем лучше проконсультироваться со специалистом. Самолечение только навредит.
Источник