Запинки у ребенка 2 года
«Ты не пройдешь!!!» Иллюстрация автора
Всем привет!
Была у нас такая неприятная страница в жизни — физиологические запинки. Да, это не смертельно, но страшно смотреть, когда твой маленький ребенок не может выговорить нормально слово, а «добрые» люди еще начинают говорить:
-Да у тебя заикания, девочка. Ой-ой-ой!
Но обо всём по порядку.
Два года в стрессе ????
Все началось в одно сентябрьское утро, когда Алисе только-только исполнилось 3 года. Она вместо того, чтобы нормально выговаривать слова (как она это делала раньше) начала повторять первые слоги слов. Например: «МА-ма-ма-ма-МА», «ДА-да-да-дай» и т.д.
Пару дней я думала, что Алиса так играет. Но она продолжала периодически так говорить. Мне уже стало страшно. И я начала предполагать, что у ребенка заикания.
Наш терапевт указала к кому надо сходить на обследование. Это оказались логопед и невролог (листайте галерею).
Заключение невролога от 02.10.14
Заключение невролога от 02.10.14
Врачи однозначно сказали, что это у Алисы не заикание, а именно физиологические запинки☝️. Выдержка с сайта «ЛОГОПЕД ДОМА»:
«????Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей.
????Вся деятельность ребенка и общение с окружающими сопровождается обычно высоким эмоциональным подъемом.
????Это приводит к тому, что речь ребенка от 2 до 5 лет обычно изобилует разного рода повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и фразового оформления мысли, разбросанностью, хаотичностью и прочими несовершенствами. «
https://logopeddoma.ru/news/fiziologicheskie_iteracii_zapinki_nesudorozhnogo_kharaktera/2013-06-20-288
Я успокоилась. И мы терпеливо с мужем стали жать, когда они сами закончатся.
Но прошло полгода, год, а «воз и ныне там». Но я точно знала, что это у нее запинки. Мы ей повторяли, чтобы она не спешила говорить: «Подумай, что ты хочешь сказать, а потом говори. Не спеши.«
Казалось её мысли бежали галопом вперед, а артикуляция не справлялась с этим напором, и она просто захлебывалась в звуках.
Моя боль ????
В садике в честь праздника 9 мая, к ним приходили ветераны, и дети их поздравляли. Дарили цветы????.
Вечером, когда я забрала Алису из садика, дома она была очень расстроенной и молчаливой.
— Алисик, что случилось?
И тут дочка рассказала то, от чего у меня ком встал в горле, и я еле сдержала слёзы.
-В садике, бабушка которой я дарила цветы, сказала, что я заикаюсь. Это правда мама?
Вы не представляете, как мне было горько. Вот как так можно?! Сказать ребенку такое. Не понимаю…
Я долго с дочкой говорила, и в итоге она повеселела. И забыла об этой ситуации.
Через год, после осмотра у врачей, я вновь повела Алису на консультацию.
Заключение невролога от 10.11.2015
Как видите, ничего не было у нее выявлено. На приеме у врача Алиса говорила АБСОЛЮТНО нормально????.
Больше не буду грузить вас хождениями по врачам. Их было много. И Алиса была здорова. Врачи ничего не могли поделать с ее запинками.????
❗️Как избавились от них
Я поняла, что уже не стоит надеяться на врачей, НАДО БРАТЬ ВСЕ В СВОИ РУКИ. Рассуждала так:
«Все дело в голове, это уже психологическая проблема. Алиса не может выговорить слово… дыхание… воздух… И тут меня озарило!
Алиса пытается сказать слована вдохе, и поэтому она не может их нормально произнести. Ей надо показать, что говорить надо на выдохе.»
-Алисик, смотри. Представь, что слова — это кораблики⛵, которое плывут вместе с потоком воздуха из твоего рта. Как лодочки по реке????…
Вы не поверите, но после того, как мы поняли в чем причина проблемы, все стало ясно как божий день. За неделю, Алиса стала ГОРАЗДО лучше говорить. Спустя месяц от запинок ни осталось и следа. Я боялась поверить своему счастью!
Сейчас Алисе 8, но теперь уже никто не сможет сказать, что у неё когда-то были запинки.
А вот как мы лечили у Олежки — непроходимость слёзного канала. https://zen.yandex.ru/media/family_blog_mr/moi-opyt-neprohodimost-sleznogo-kanala-kak-my-lechili-5cf79cb0c4f43e0a1d116347
Ваш автор — Юлия.
Источник
Заикание у детей развивается в возрасте от двух до шести лет. Как распознать заикание у ребенка 2 или 3 лет? Как понять, что это проблемы с речью, а не просто этап формирования речевых навыков?
Причины заикания у детей 2-3 лет
Причины нарушения речи в возрасте 2-3 лет разнообразны, но чаще связаны с нарушением работы центральной нервной системы, с поражением головного мозга, нарушениями строения речевого аппарата. Поэтому для решения проблемы рекомендованы не только занятия с логопедом, но и консультация невролога, психотерапевта.
Причинами заикания у детей в два-три года являются:
Патология беременности – внутриутробная гипоксия, инфекции.
- Гипоксия в родах, преждевременные роды.
- Наследственность – заикание есть либо было в детстве или у одного из родителей.
- Особенности личности ребенка – дети-холерики заикаются чаще, чем дети-сангвиники или меланхолики, что объясняется их повышенной нервной возбудимостью.
- Психологическая травма – острая или хроническая. При острой психологический травме малыш в 2 или 3 года мог испугаться, однократно пережить сильное нервное потрясение. Хроническая психотравма характерна для детей, живущих в конфликтных семьях, когда ребенок постоянно слышит ссоры и скандалы, видит ругающихся взрослых, агрессию.
- Длительное времяпрепровождение за планшетом, смартфоном, компьютером. Дошкольнику в 2 или в 3 года не нужны компьютерные игры, погружение в виртуальную реальность. У него формируется мировосприятие, навыки общения. Старайтесь ограждать детей в таком возрасте от гаджетов, чтобы уменьшить проявления заикания.
- Инфекции, перенесенные в детском возрасте, — менингит, энцефалит, или травмы головного мозга – ушиб, черепно-мозговая травма.
- Ложное заикание – копирование взрослых, если в семье есть кто-то заикающийся.
- Переучивание левши. Неправильная тактика, которую выбирают некоторые родители, если сами пишут правой рукой.
- Активное введение второго иностранного языка в возрасте 1,5 – 2,5 лет, связанное с переездом в другую страну или чрезмерно настойчивым ранним развитием ребенка. В этом возрасте малыш не до конца освоил общение на родном языке, и введение иностранного языка вызывает сильное нервное перенапряжение, что и провоцирует заикание.
Признаки заикания у ребенка 2-3 лет
Во время диалога малыш делает частые паузы, при этом заметно, как напрягаются мышцы лица, шеи.
Ребенок размахивает руками, сжимает кулаки или переступает с ноги на ногу, если у него не получается произнести звук или слово. Дополнительными движениями при заикании он помогает выразить, что не удалось донести с помощью речи.
При произношении сложных слов у детей с заиканием дрожат губы.
Обратите внимание, что малыш может просто подражать старшим. Маленькие дети во всем копируют взрослых. И если в ближайшем окружении есть человек с заиканием (логоневрозом), малыш будет ему подражать, копировать неправильное произношение слов.
Что делать, если ребенок заикается в 2 года или в 3 года?
Записаться на прием к неврологу и логопеду, психотерапевту. Чтобы избавиться от заикания в 2 года, следует четко выполнять все рекомендации врача, в некоторых случаях – добавлять медикаментозное лечение.
Для успешного лечения заикания в возрасте 2-3 лет соблюдайте общение правила общения с ребенком, который начал заикаться.
Снимите речевые нагрузки у детей, не начинайте разговоры с ребенком, не настаивайте, чтобы он отвечал на все ваши вопросы.
До минимума снижайте эмоциональность в разговоре, говорите медленно, спокойно, отчетливо. Если ребенок торопится, напоминайте, чтобы он не спешил.
Организуйте четкий режим дня, строго придерживайтесь его.
Мультики и просмотр телевизора до 15-30 минут в день, не более. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел рекламу.
Ограничивайте новые поездки, общение с незнакомыми людьми. Не настаивайте, чтобы малыш с ними разговаривал.
Читайте ребенку сами, но немного, до момента, когда видите первые признаки его утомления.
Предпочитайте игры, которые не вызывают сильного эмоционального возбуждения, — песочница, переливание воды, игры с крупами.
Отличный вариант – записать малыша на плавание, если он любит воду и с удовольствием воспримет бассейн. Для детей, которые бояться воды, не следует создавать лишний стресс.
Не отдавайте ребенка, который начал заикаться, в детский сад раньше трех лет. Адаптация к детскому саду резко ухудшит его произношение и формирование речи.
Источник
Родителям нравится наблюдать за развитием ребенка и его изменениями. В раннем возрасте можно обнаружить первые признаки проблем. Дефекты и нарушения речи у детей проявляются по-разному: кто-то совсем не говорит, а кто-то испытывает сложности с произношением отдельных звуков. Чем раньше выявлена проблема, тем больше шансов на исправление. Поэтому не стоит пренебрегать визитом к специалисту.
Основные признаки недоразвития речи дошкольников
Многие родители начинают беспокоиться, когда трехлетний ребенок не начинает разговаривать или его словарный запас ограничен 2-3 словами. Подобные проблемы могут указывать на алалию — задержку речевого развития.
Важно! Точный диагноз можно поставить только после полного обследования у ряда специалистов.
Влиять на развитие ребенка может множество факторов: это внутриутробное развитие, протекание беременности, болезни и травмы первого года жизни.
Если было проведено экстренное кесарево сечение или роды были тяжелыми, ребенка вносят в группу риска. Родителям в таком случае обязательно нужно знать основные признаки и проявления недоразвития речи дошкольника.
При определенных нарушениях, например, ринолалии, дети могут разговаривать, но с определенными особенностями — голос слабый, звукопроизношение искаженно.
Как аденоиды влияют на речь ребенка
Аденоиды — это патологическое увеличение миндалин, которое приводит к нарушениям слуха, затруднению носового дыхания и другим проблемам. При проблемах со слухом ребенку становится сложно воспринимать обращенную речь.
В дошкольном возрасте это очень опасно, так как идет активное развитие и формирование устной речи. Если что-то начинает мешать процессу, то происходит регресс. При проблемах с дыханием мозг не получает кислород в достаточном объеме, что негативно сказывается на его работе.
Обратите внимание! Патологические разрастания видны при визуальном осмотре. Провести его может отоларинголог.
Со временем речевые проблемы только увеличиваются. Звукопроизношение становится носовым. Слова звучат искаженно, неправильно, нечетко. Эти недостатки не исчезнут сами со временем. Ребенка нужно показать врачу для назначения лечения.
После удаления аденоидов обязательно назначают консультацию у логопеда. Он проводит занятия по исправлению нарушения. Если помощь оказана своевременно, то речь не успеет пострадать. Такие дети используют существительные, глаголы и другие части речи. Страдает у них только произношение.
Какая часть мозга отвечает за речь ребенка
Центр Брока — это участок коры, который отвечает за моторную сторону произношения. При ее поражении человеку сложно переключаться с одной артикуляционной позиции на другую, воспроизводить отдельные звуки и слова.
К сведению! Находится это место в задней части лобной извилины левого полушария (у левшей правого полушария)
Центр Вернике — это часть коры, которая отвечает за восприятие речи. Это касается и устной, и письменной. Он находится в заднем отделе верхней височной извилины правого полушария.
При поражении центра Вернике человек способен произносить слова, но связать их в фразу у него не получается и выходит полная бессмыслица. Последние исследования показали, что центры Верника и Брока взаимосвязаны и нельзя четко разграничить их функции.
При афазии может происходить частичная утрата речи. Больной может отвечать на вопросы, но подбор антонимов вызовет затруднение. Иногда появляются сложности с вспоминанием названий категорий предметов. Подобные особенности указывают на то, что части мозга работают взаимосвязано.
Генетические причины недоразвития
Современное развитие медицины позволяет делать новые теории о факторах, которые влияют на появление разных нарушений развития. Определенные анатомические дефекты могут передаваться по наследству. Это укороченная подъязычная связка, высокое небо, неправильный прикус и т. п.
Общее недоразвитие речи тоже может развиваться у детей, чьи родители имели такие нарушения. Пока точных сведений о том, как наследуется проблема, нет.
Обратите внимание! Генетика начала активно изучаться не так давно, поэтому нарушения речи не всегда связывают с хромосомными дефектами.
Считается, что ребенок может начать заикаться из-за генетических проблем. Чаще всего эта патология передается по женской линии. Если нарушение есть и у отца, и у матери, то у ребенка она будет со 100 % вероятностью.
Эхолалии в детской речи
Под эхолалией понимают настойчивое повторение слов или предложений. Это нормальный этап развития речи, так как в годовалом возрасте ребенок еще плохо понимает, как нужно разговаривать.
Особенности психического и эмоционального развития ребенка
Эхолалии в детском возрасте могут быть признаком разных нарушений. С их помощью дети могут пытаться строить диалог со взрослым, но из-за ограниченного словарного запаса они не могут самостоятельно построить фразу.
Иногда таким образом ребенок заменяет слово «да», т. е. на вопрос он отвечает тем же предложением, но в утвердительной форме. После первого года жизни подобное явление должно исчезнуть.
Если эхолалии сохраняются, то это может свидетельствовать о разных патологиях. Иногда дети используют повторение для успокоения. Это свойственно тревожным, склонным к повышенному возбуждению личностям.
Что необходимо знать об этом виде нарушения
Эхолалии в детской речи могут указывать на сенсорную алалию. При таком нарушении ребенок не выделяет речь из общего фонового шума. Он может говорить слова и фразы, но они будут односложными и искаженными.
Эхолалии иногда указывают на аутизм.
Обратите внимание! При такой болезни страдает коммуникативная функция. Появляются стереотипы, шаблоны поведения, ребенок не идет на контакт со сверстниками и взрослыми.
Заикание, речевые запинки
Наблюдательные родители могут заметить, что во время разговора их ребенок начинает задерживаться на произношении слов. Это проявляется в повторении определенного слога, растягивании гласных. Подобные запинания не всегда относятся к заиканию. Иногда это вполне физиологическое явление. Поэтому родителям нужно знать, как отличить заикание от запинок у своих детей.
Отличительные моменты
При заикании нарушается плавность, темп, ритм речи. Причиной становится судорога мышц. Чаще всего подобная проблема возникает с 2 до 5 лет. Но со временем дефект может усилиться и стать причиной комплексов.
Особенность заикания заключается в том, что при подобном нарушении требуется комплексная помощь специалистов и длительная реабилитация. Самостоятельно проблему не удастся решить.
Важно! Не стоит затягивать с началом коррекционного процесса. Чем дольше длится заикание, тем сложнее его исправить.
Запинаться же ребенок может по вполне физиологическим причинам. Из-за несовершенства работы нервной системы ему тяжело соотносить свою деятельность со словами. Его переполняют эмоции, и это заставляет говорить очень быстро. Подобное явление называют итерацией. Оно возникает на почве несовершенства работы слухового и речедвигательного анализаторов.
Мышление опережает речевые возможности — это нормальный этап развития. С возрастом это проходит самостоятельно. Часто подобное явление наблюдается у детей с ОНР или ЗПР. Такие нарушения сопровождаются задержкой развития речи. Дети не используют фразы из 4-5 слов, затрудняются с описанием предметов. Они не применяют предлоги и затрудняются с построением высказывания.
При интеллектуальных проблемах возникают сложности не только с речью, но и с другими психическими функциями. У ребенка плохая память, низкий уровень мышления и внимания. Слова в речи несклоняемы, а фраза состоят и 2-3 слов.
Как не пропустить заикание
При появлении первых признаков судорог речевого аппарата нужно незамедлительно показать ребенка специалисту. До этого момента не нужно настаивать на длительном разговоре или правильном произношении.
Насторожиться стоит, если ребенок начинает резко молчать час или два. После этого у него снова возникают запинки. Для облегчения процесса произношения дошкольник начинает искусственно растягивать слова или добавлять к ним гласные звуки.
Обратите внимание! Иногда дети начинают фразу и резко прерывают ее. При заикании не страдает грамматическая часть речи. Нарушение затрагивает только темп, ритм и плавность.
Для подтверждения диагноза потребуется осмотр нескольких специалистов и обследование. Иногда назначается лечение в отделении неврологии, которое позволяет получить полную картину нарушения.
Профилактика заикания
Благодаря основным методам изучения детской речи логопеды получили возможность предупреждать развитие нарушений. Родители должны соблюдать режим дня ребенка, создавать ему психоэмоциональные условия для нормальной жизни.
У тревожных детей часто возникают страхи. В таком случае нельзя заставлять их преодолевать свои проблемы, так как это приведет к еще большему испугу. Например, если малыш боится темноты, то стоит с ним спокойно посидеть перед сном или включить ночник.
Просветительская работа ведется не только с родителями, но и с воспитателями. Не стоит настаивать на быстром раннем развитии, так как перегрузка нервной системы может привести к заиканию.
Методики лечения заикания
Детям с подобным нарушением требуется комплексная помощь специалистов: медицинских, психологических и педагогических работников. Каждый выполняет свои задачи, и вместе они помогают преодолевать заикание. Родители тоже полноправные участники процесса.
Важно! Нельзя отказываться от лечения или коррекционных занятий у логопеда. Только разностороннее воздействие гарантирует устранение нарушения.
Специалисты могут использовать разные материалы для успокоения ребенка. Дидактические игры для детей с серьезными нарушениями зрения обладают разной текстурой. Это позволяет использовать их для сенсорного развития.
Медикаментозное лечение
Подбор лекарственной терапии не такое простое дело. В нее входят противосудорожные препараты и транквилизаторы. При легкой форме заикания подбирают седативные лекарства. Подобные препараты обладают серьезными побочными действиями, поэтому конкретные назначения и дозировки должен подбирать только врач.
Народные средства
Массаж для детей делается для развития речи и расслабления мышц артикуляционного аппарата. Он может быть ручным или зондовым. Выполняет его логопед, проводить манипуляции лучше курсами по 10-12 занятий.
Дыхательная гимнастика позволяет расслабиться и снять мышечные зажимы. Она направлена на то, что человек учится делать вдохи носом и резкие выдохи ртом.
Важно! В качестве успокоительных средств помогает чай из ромашки, мелиссы, мяты. Для приготовления 1 ст. ложку травы достаточно залить 1 ст. кипятка. Полученный настой пьют 2-3 раза в день.
3 причины заикания
Прежде чем разбираться, что такое запинки в речи у ребенка, как с этим бороться, нужно понять почему они появляются. Все причины можно разделить на три большие группы.
Первая — это физиологическая. К ней относят менингиты, энцефалиты, травмы головы, проблемы внутриутробного и родового периода. Некоторые болезни могут ослаблять работу нервной системы — корь, коклюш, тиф и др.
Важно! Редко, когда действует одна причина на ребенка. Чаще бывает совокупность нескольких неблагоприятных факторов.
Вторая — психическая. Резкий испуг или большая радость могут негативно сказаться на работе нервной системы ребенка. Переизбыток негативных эмоций, как и положительных, приводит к заиканию.
Третья — социальная. Эта группа представляет собой разные факторы риска. Это может быть двуязычие, подражание, переучивание леворукости и т. п.
Полную характеристику нарушения составляет логопед после детальной диагностики. Это позволит получить информацию о состоянии всех частей речи.
Средства для развития мелкой моторики
Родителям детей с заиканием стоит приготовиться к длительной борьбе с проблемой. Предстоит заниматься с разными специалистами, и на коррекционные мероприятия может уйти несколько лет. Дефект лучше устранить до школы. До семи лет идет сензитивный период развития речи, поэтому больше шансов на исправление нарушения.
Существует множество методических разработок, которые можно использовать для домашних занятий. Они могут быть направлены не только на устранение дефекта, с их помощью развивают познавательную сферу, решают психологические проблемы.
Можно учить с ребенком животных разных стран, особенности времен года, классификацию предметов. На основе этих материалов уже делать дыхательную и артикуляционную гимнастику.
Существуют определенные средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. К ним относят лепку пластилином, глиной, тестом, аппликации, рисование, собирание бус и сортировка разных предметов.
Изобразительная деятельность благотворно влияет на творческое развитие. В нее можно внедрять элементы арт-терапии. Для нее используют краску, фломастеры, карандаши, специальные баллончики и многое другое. Подобные упражнения можно делать не только в классе, но и дома.
Развитие общей моторики
У детей с нарушениями речи отмечается плохая координация, и им сложно переключаться с одного движения на другое. Поэтому с ними нужно больше гулять, прыгать через скакалку, играть в мяч.
Важно! На прогулке можно кататься с горки, качаться на качелях и каруселях. Все это стимулирует работу мозжечка.
Двигательные упражнения можно давать ребенку в виде презентации, которая будет сопровождаться музыкой. Один слайд — одно задание. Такой формат нравится детям, и они с удовольствием выполняют предложенное.
Для занятий можно брать упражнения из книг Т. Ткаченко или других логопедов. В них есть весь необходимый материал и пошагово расписано, что нужно делать.
Для развития речи тоже есть готовые пособия, которые позволяют прорабатывать лексику, грамматику и другие проблемы. Некоторые люди делятся личным опытом преодоления заикания.
Запинки в речи могут появляться по разным причинам. Родителям нужно внимательно следить за ребенком. При появлении проблем лучше проконсультироваться со специалистом. Самолечение только навредит.
Источник