Занятия с ребенком по развитию артикуляционного аппарата
Упражнения для развития артикуляционного аппарата
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.
Раз-два-три-четыре-пять,
Мы идем, идем гулять,
Все лопаточки возьмем
И в песочницу пойдем.
У меня лопатка —
Широка да гладка.
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Ты любишь пить чай?
Тогда не зевай!
Рот открывай,
Чашку доставай.
«Стрелочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Раскрывай пошире рот
И тяни язык вперед.
Раз, два, три, четыре, пять —
Стрелку будем выполнять.
Динамические упражнения для языка
«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Цок-цок-цок!
Мы все сказали,
Как лошадки поскакали.
Вот лошадки поскакали,
Язычок, поцокай с нами
Эй, а где ж улыбка?
Зубки и «прилипка».
«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
У Антошки есть гармошка.
Поиграй-ка нам немножко.
«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
Старательно красим: назад и вперед,
Я улыбаюсь, а язык не поймет,
Как твердое небо он выкрасит в срок?
Давайте покрасим скорей потолок!
Маляр торопился
И кисть уволок.
«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох, какое объеденье!
Очень вкусное варенье!
Язык широкий положи
И края приподними.
Оближем верхнюю губу —
Варенье очень я люблю.
Всем на удивление
Вкусное варенье.
Кто любит варенье,
Делает движение —
Губу оближи,
Язычок покажи.
Упражнения для губ
«Заборчик». Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Улыбнись и ты,
Покажи зубки крепкие твои.
Мы покрасим дощечки
И поставим вот так.
За забором утки ходят
И кричат кря-кря!
Шире рот открыли мы,
Зубы показали
Губы растянули,
В улыбке утонули.
«Трубочка». Выпячивать губы вперед бочкой.
Чи-чи-чи, как трубачи,
Все потянем губочки
И покажем трубочки.
«Хоботок». Вытягивать сомкнутые губы вперед.
Посмотрите, это кто? Это слоник с хоботком.
Упражнения для пальчиковой гимнастики
«Дом». Разведенные книзу пальцы опираются на стол.
«Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.
Указательный и средний пальцы подняты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище.
Комплексы пальчиковой гимнастики (в играх и упражнениях)
«Строим дом». Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх — это молоток. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем — сначала прямым, затем согнутым).
Взрослый читает стихи:
Целый день тук да тук.
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат,
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек,
Этот дом для зайчиков.
Чукомина Н.В.
Воспитатель АУ ДО «Детского сада Берёзка
Уватского муниципального района» Тюменская обл., с. Уват.
Игры на развитие разговорной речи
Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.
«Умелые рифмоплёты». Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру.
Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.
* Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.
* Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся.
* Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.
Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.
Прочь обида – все равно ты забыта,
Беги во двор, перелезь через забор,
Садись на коня, скачи от меня!
Развитие грамматических способностей ребенка
Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.
«Запоминаем буквы». Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.
* Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.
* Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.
* Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.
* Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.
«Прятки с буквами». Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.
На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.
Игры со сказками
В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.
«Отгадай название сказки». Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Сивка… Заюшкина… Конек… Гадкий… Мороз… Царевна… Гуси… Мальчик… Красная… Крошечка… Дюй… Цветик… Аленький… Золотой… Бременские… Доктор…
«Что лишнее?»
Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»).
Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка «Гуси – лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка «По – щучьему веленью»).
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( «Сказка о рыбаке и рыбке»).
«Сказочная чепуха». Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела.
За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц». Между участниками распределяются роли, каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.
Например: сказка «Репка».
Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки:
Репка – «Вау!»
Дед – «Я вам покажу!»
Бабка – «Чтоб тебя…»
Внучка – «Прикольно».
Жучка – «Сейчас спою».
Кошка – «Бубль гум».
Мышка – «Выходи, подлый трус!».
Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая – пребольшая.
Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет – вытянуть не может.
Позвал дед(…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.
Позвала бабка(…) внучку(…). Внучка(…) за бабка(…), бабка(…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут — потянут – вытянуть не могут.
Кликнула внучка(…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут- вытянуть не могут. Кликнула Жучка(…) кошку(…). Кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут – вытянуть не могут.
Кликнула кошка(…) мышку(…). Мышка(…) за кошку(…), кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…) – тянут- потянут – вытянули репку(…)!
Веселое азбуковедение
Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Зима – лето. Жара – холод. Правда – ложь. Богач – бедняк. Горький – сладкий. Полезный – вредный…
«Волшебная палочка феи Словарины»
Для игры необходима «волшебная» палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.
Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.
Дом – домик – домище. Мост – мостик – мостище. Дождь – дождик – дождище. Кот – котик – котище…
Автор: Круговых Маргарита Александровна
Старший воспитатель МАДОУ д/с №7 г.Ишима
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции, — осуществления газообмена, — дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание (диафрагмальное) — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Механизм этого типа дыхания заложен в нас природой изначально. Это древнейший тип дыхания, присущий всем теплокровным и на 90% всей потребности в дыхании осуществляется за счет него.
Основная мышца, которая приводит этот тип дыхания в действие – диафрагма. Она разделяет брюшную и грудную полости. При вдохе диафрагма расслабляется и, опускаясь, давит на брюшные органы, которые в свою очередь прижимаются в брюшной стенке, заставляя ее выпячиваться и округляться. На выдохе диафрагма сокращается, поджимает легкие, а брюшная стенка втягивается. При этом верхняя часть грудной клетки остаются без движения. Внешне это выглядит как дыхание животом.
При коррекции нарушений речи возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание, особое значение приобретают дыхательные упражнения. Соответствующая гимнастика направлена на выработку у детей навыков правильного рационального дыхания, произвольного управления процессом движения воздушного потока.
Упражнения для формирования диафрагмального выдоха
Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.
Задуй свечку
Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».
Лопнула шина
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Накачать шину
Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
Воздушный шар
Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».
Жук жужжит
Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Ворона
Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Пилка дров
Исходное положение: встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.
Дровосек
Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6—8 раз.
Комарик
Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.
Автор: учитель-логопед Беляева Н.И.
МАДОУ Сладковский детский сад «Сказка»
Источник: «Детские сады Тюменской области»
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ КОМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«ДЕТСКИЙ ДОМ № 18 ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» Г. ВОРКУТЫ
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
педагогов дополнительного
образования
УТВЕРЖДАЮ
директор ГУ РК «Детский
дом №18» г. Воркуты
протокол № ______________
от «____»____________2015г.
_____________ И.В. Никитина
«____»___________2015г.
Рекомендации для воспитателей
«Веселый язычок»
Артикуляционная гимнастика
Составила:
Учитель-логопед : Круглова С.В
.Воркута
2015 г.
«Подуем на торт»
Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.
«Улыбка»
Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.
«Дудочка»
Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.
«Иголочка»
Дети улыбаются, приоткрывают рот, узкий, прямой язык просовывать между зубами. Удерживать на счет до 5.
«Горка»
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.