Занятия с ребенком инвалидом в 2 года

Занятия с ребенком инвалидом в 2 года thumbnail

Татьяна Березина
Занятия с ребенком с ОВЗ на дому

Индивидуальные коррекционно-развивающие мероприятия с ребенком с ОВЗ, который обучается в домашних условиях.

Кирилл А. (4 года).

D/s: гидроцефалия ДЦП (атонически- астетическая форма, сопутствующая симптоматическая парциальная эпилепсия, атрофия зрительных нервов.

У мальчика наблюдается значительное отставание психофизического развития от возрастной нормы. Не стоит. Не ползает. Не ходит. Сидит с опорой. Самостоятельно не кушает (акт глотания имеется, т. к. можно есть только хорошо протертую пищу. Наблюдается избирательный интерес к музыкальным игрушкам (поворачивается за перемещением звука, слушает). Стал захватывать и непродолжительное время удерживать предметы в руке. Имеется реакция поиска предмета (игрушки) рукой, ногой. Зрительное восприятие не сформировано. Реакции на свет у мальчика в дневное время суток нет, ночью иногда замечает вспышки света. Ребенок эмоционально отзывчивый на общение со взрослым. Эмоции ярко окрашены. Узнает по голосам близких и некоторых знакомых людей.

При первом посещении планируется:

— знакомство с условиями проживания, с развивающей предметно-пространственной средой дома с целью максимального использования ее в коррекционных целях;

— наблюдение за поведением и игрой ребенка (двигательные функции, сенсорные стимулы, проявление эмоциональных чувств, речевые реакции);

— беседа с родителями (законными представителями) о развитии ребенка с момента рождения и до настоящего периода времени (навыки, умения, достижения, возможности);

— налаживание эмоционально-личностного контакта с ребенком.

Развивающая предметно-пространственная среда, согласно ФГОС ДО (в условиях домашнего обучения) должна быть:

— содержательно-насыщенной (соответствовать возможностям ребенка и предугадывающей его развитие, обеспечивать двигательную, игровую и познавательную активность);

трансформируемой (изменение среды: на койке, на диване, на полу, в коляске);

полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, мягких модулей, игрушек и предметов быта и т. п.);

доступной (и для педагога и для родителей и для ребенка);

соответствовать возрастным возможностям (реальным возможностям проблемного ребенка);

вариативной (должна быть периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, и познавательную активность ребенка)

безопасной (исправность и сохранность материалов оборудования, а также соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

Занятия с ребенком с ОВЗ на дому

Педагогу из всего многообразия игр, пособий, материалов надо выбрать все необходимое, имеющее коррекционно-развивающее значение для ребенка. Обязательным должен быть момент – внесение в занятие чего-то нового (игрушка, предмет, пособие, материал и др.)

Каждое посещение ребенка на дому должно начинаться с налаживания эмоционально-личностного контакта с ним. Это своеобразный ритуал «Приветствия». Сначала с помощью игр «Здравствуй», «Ку-ку», затем с использованием эмоциональных игр с использованием какой-нибудь музыкальной или просто издающей звук игрушкой (с тем, что может заинтересовать ребенка, вызвать реакцию «Что это?»). Тон голоса разговаривающего с ребенком взрослого должен быть спокойным и ласковым. Затем на последующих занятиях постепенно вводится жест «привет!»: сначала пассивный, затем пассивно-ответный, а потом активный.

Следующим шагом в работе с ребенком с ОВЗ должно быть составление адаптированной образовательной программы. Программа — это план работы, где определяются направления коррекционно-развивающей работы (образовательные области, задачи, которых хотелось бы достигнуть и содержание коррекционно-развивающей работы (через что будут осуществляться данные задачи, какие методы и приемы будут использоваться). В случае появления у ребенка, каких – то достижений – она должна корректироваться (в нее вносятся изменения). Родители знакомятся с программой и с дальнейшими в ней изменениями.

В работе с ребенком с ОВЗ реализуются все образовательные области (направления).

Социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

— развитие потребности эмоционально-личностного контакта со взрослым, стремление продлить контакт со взрослым;

— формирование первоначальных жестов;

стимуляция голосовых реакций.

Содержание работы:

— использование образных и музыкальных игрушек для стимуляции

двигательных и голосовых проявлений («Привет!», «Ку-ку»);

— использование неречевого материала: прикосновение к руке,

поглаживание по голове во время обращения, эмоциональная окраска

голоса;

— обучение жестам «привет!», «пока»(пассивно, пассивно-ответно,

активно, использование их в играх с игрушками;

— использование телесного контакта («Мы гуляем», «Быстро-быстро», «Поехали»);

— использование во время проведения игр песенок-пестушек, ритмичных стихов.

Познавательное развитие включает в себя: сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, развитие ручной моторики.

Сенсорное развитие.

Занятия с ребенком инвалидом в 2 года

Задачи: — стимуляция к ощупыванию своих рук, игрушек, предметов;

— развитие слухового восприятия: реакций на звучащие игрушки и

предметы;

— развитие сенсорных процессов (слухового сосредоточения и локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого, двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания, предоставление различных тактильных ощущений).

Содержание работы:

— использование различных музыкальных и звучащих игрушек,

музыкальных инструментов, предметов издающих какой-либо звук,

предметы издающие шумовой эффект;

— вкладывание в руки ребенка различных по форме, величине, фактуре игрушек и предметов;

— укладывание разных по фактуре игрушек и предметов к ногам ребенка;

— использование в работе «тактильных» ковриков, помещение ребенка на коврик, где нашиты разные по фактуре игрушки;

— изготовление тактильных пособий «Перчатка», «Подушечка» (с разными нашитыми материалами, игрушек (с разными наполнителями);

Ознакомление с окружающим.

Задачи: — способствовать запоминанию простых игрушек и предметов быта;

— формировать у ребенка элементарные представления о своих

частях тела и лица;

Читайте также:  Причастие в церкви ребенок 2 года

— способствовать запоминанию пространственного расположения

предметов окружающего.

Содержание работы:

— постоянное речевое общение с ребенком и многократное повторение,

называние игрушек и простых бытовых предметов;

— комментирование движений и действий ребенка при разном его

расположении, при перемещении в пространстве;

— проведение базовых упражнений для развития движений и формирования представлений о частях тела и лица («Я глажу твои ручки…», «Быстро-быстро», «Это – (Семена) головка, это …», «Где-где») без предметов и с предметами (прикосновение к частям тела и лица различными по фактуре предметами: шелковая ткань, мягкая кисточка, бусы, бубенчики и др.);

— при перемещении побуждать к восприятию предметов в пространстве (осязать, пассивно руками ребенка с речевым сопровождением).

Развитие ручной моторики.

Задачи:

— развивать способность захватывать и удерживать игрушки и предметы;

— развивать навык ощупывания (поиск «потерянной» игрушки или предмета);

— способствовать навыку перекладывания игрушки или предмета из одной руки в другую.

Содержание работы:

— стимулирование захвата и ощупывания с помощью вкладывания в руки

ребенка различных по форме, величине, фактуре игрушек и предметов;

— проведение специальных упражнений, направленных на развитие кинестетических ощущений в пальцах рук (вкладывание и обыгрывание игрушек и предметов совместными действиями из положения на «спине», на «животе», из положения ребенок на руках взрослого с речевым сопровождением);

— пассивное перекладывание игрушки или предмета из одной руки в другую с речевым сопровождением;

— проведение пальчиковый игр и гимнастик с правой и левой ручкой, а также с пальцами ног («Ладушки», «Сорока – белобока», «Туки – так», «Хлопушки», «Мальчик-пальчик» и др.);

— массаж ручек ребенка (можно по методике О. Приходько).

Занятия с ребенком инвалидом в 2 года

Речевое развитие.

Задачи:

— формировать подготовительные этапы понимания обращенной речи (на

доступном уровне);

— налаживать звуковую активность, стимуляция голосовых реакций;

— вызывать, стимулировать звукоподражание и лепетную речь;

— стимулировать участие ребенка в пассивном диалоге со взрослым.

Содержание работы:

— постоянное речевое общение с ребенком;

— пение или проговаривание веселых, спокойных песенок, потешек, чтение ритмичных стихов, слушание радио;

— стимулирование подражательной звуковой активности (то, наклоняясь, то удаляясь от лица ребенка произносить определенные звуки гуления, лепета по несколько раз через определенные интервалы, с разными интонациями, побуждая к отраженному произнесению);

— накопление пассивного предметного словаря в процессе совместных (рука в руку) предметных действий с игрушками и предметами быта;

— создание ситуации, требующей ответной речевой реакции.

Художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

— формировать эмоциональное общение со взрослым (близким и чужим);

— способствовать эмоциональному реагированию (сосредоточение или

двигательная активность) через музыкальные средства;

— создавать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на потешки, детские стихотворения;

Содержание работы:

— использование при проведении коррекционно-развивающих

мероприятий различного эмоционально окрашенного тона;

— выразительное пение или проговаривание детских песенок, потешек,

пестушек;

— использование во время занятий мелодичной музыки, которая нравится ребенку;

— применение в работе красочных, эстетичных, приятных для восприятия ребенком игрушек и пособий.

Физическое развитие.

Задачи:

— продолжать развивать цепные установочные рефлексы (удержание

головы в положении лежа на «животе», подтягивание за ручки);

— способствовать (стимулировать) развитию поворотов туловища из положения на «спине» на «живот» и обратно;

— развивать вестибулярный аппарат;

— стимулировать развитие двигательных функций с использованием

комплексных афферентных стимулов: слуховых, тактильных,

температурных;

— способствовать дальнейшему развитию захвата и удержания предметов, обучать перекладыванию предмета из одной руки в другую, пассивно придавая руке необходимое положение.

Содержание работы:

— формирование сенсомоторных координаций («Мы гуляем»,

«Полетели-полетели», «Быстро-быстро», «Вверх-вниз»);

— пассивные упражнения с руками и ногами ребенка (доставание частей тела противоположной рукой);

— осуществление поворотов туловища из положения на спине (с помощью игрушек; пассивный поворот за плечевой сустав и руку ребенка);

— поглаживание конечностей ребенка различными видами материи, усиливающими тактильные ощущения, сухих и мокрых предметов;

— вкладывание в руки ребенка разных по фактуре предметов, для

стимуляции его двигательной активности;

— укладывание звучащих и разных по фактуре игрушек и предметов к ногам ребенка, для стимуляции двигательной активности.

Занятия с ребенком инвалидом в 2 года

Коррекционно-развивающие мероприятия включают в себя:

* Ритуал «Приветствие» — игры, для налаживания эмоционально-

личностного контакта, внесение новой или знакомой понравившейся

ребенку игрушки.

* Игра на развитие слухового восприятия с музыкальной игрушкой или

музыкальным инструментом или с предметом, издающим звучание.

* Игровые упражнения, для развития двигательной активности.

* Игровые упражнения, для развития тактильной чувствительности и

осязания.

* Пальчиковая игра или гимнастика.

* Игровые упражнения, для развития ручной моторики.

* Ритуал «Прощание» (игра с тем, что понравилось ребенку).

Занятия с ребенком инвалидом в 2 года

Программно-методическое обеспечение:

1. Е. М. Мастюкова «Лечебная педагогика ранний и дошкольный возраст» (советы педагогам и родителям к обучению детей с особыми проблемами в развитии) — М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» — 1997г.

2. О. Г. Приходько: «Ранняя помощь детям с двигательной патологией»-издательство «КАРО» – С-П – 2006г.

3. И. А. Смирнова «Наш особенный ребенок» Книга для родителей с ДЦП. — изд. КАРО – С-П – 2006г.

4. Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей «Нарушения зрения у детей раннего возраста диагностика и коррекция» (методическое пособие для педагогов, психологов, врачей и родителей) – М. изд. «Экзамен»- 2004г.

Читайте также:  Лейкоциты в крови у ребенка 2 года норма таблица

5. «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями.» Методическое пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений — под редакцией Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной — М. изд. «Экзамен»- 2004г.

Занятия с ребенком инвалидом в 2 года

Источник

Понятие детский церебральный паралич 

Дети с диагнозом ДЦП рождаются вследствие поражения головного или спинного мозга во время внутриутробного развития плода или родовой травмы. Чаще всего (около 57 процентов случаев нарушений) это происходит во внутриутробном этапе развития. Возникновение болезни может быть связано с инфекционными заболеваниями или с травмой черепа после родов.

Встречается болезнь примерно у двух из тысячи детей. При этом типе болезни нарушаются психомоторные функции. Расстройства проявляются в виде:

  • паралича;
  • парезов различных видов;
  • нарушения координации движений.

Задержка развития может быть как сильной (до полной дебильности), так и поддающейся коррекции. Также у детей могут встречаться расстройства слуха, зрения, чувствительности.

Роль игры для детей с ДЦП 

Роль игры в школьном и дошкольном возрасте сложно переоценить. Именно с помощью игр проводится воспитание детей и их развитие.  Для детей с диагнозом ДЦП игровая деятельность является одной из ведущих. Игры проводятся как для малышей, так для детей 6-7 лет и старшего возраста. Определённый вид игры подходит для малышей конкретного возраста.

Для таких детей преимущественно выбираются игры с использованием бега, прыжков, изменения поз тела, ходьбы. Помимо физического развития, регулярная двигательная активность способствует стабилизации психического состояния, облегчает социальную адаптацию. С помощью игры развивается крупная, мелкая моторика, улучшается коммуникация.

Начиная игровые занятия с ребёнком, больным ДЦП, стоит быть готовым к тому, что такой малыш будет развиваться медленнее. Этому способствуют трудности, связанные с двигательными нарушениями, которые проявляются в определённой форме ДЦП.

Заниматься с ребёнком, начинать развивать его способности нужно уже в первый год после того, как диагностировано заболевание

Малышу, больному ДЦП, часто сложно выполнять игровые действия, а именно:

  • правильно сидеть и стоять;
  • совершать движения пальцами рук;
  • проявлять своевременные реакции (вследствие нарушений слуха, зрения, чувствительности, кратковременной памяти);

Поэтому стоит быть готовым к тому, что приобретённые навыки будут ограниченными.

В чём ещё задача для взрослого:

  • нужно подбирать игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать;
  • во время занятий учитывайте состояние малыша, насколько он усидчив, в хорошем настроении;
  • во время игры важно позволять ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваться в занятие, если это не нужно малышу;
  • указания не должны быть сложными, лучше для них использовать короткие высказывания.

Главное, поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.

Виды игр

Некоторые занятия можно проводить даже дома. К ним относятся:

1. Пальчиковые игры. Например, “этот пальчик бабушка, этот дедушка и т.д.”. Такие упражнения рекомендуется чаще повторять детям годовалого возраста.

2. «Повтори за мной”. Родитель повторяет за ребёнком слова, а ребёнок за родителем.

3. Игры с фитболом. Нужно положить ребёнка на мяч и перекатывать его в разные стороны. Можно посадить ребёнка на стул, а мяч положить под стул. Малыш должен выкатывать и закатывать мяч ногами.

4. Стучание ложкой по столу.

Такие игры позволяют легче освоить лепку, рисование, аппликацию в дальнейшем.

Игры для разминки и развития мелкой мотрики

Перед началом занятия дети проводят следующие игры:

  • массируют ручки;
  • обхватывают кисти с помощью кругообразных движений.

Затем проводятся следующие упражнения. Они направлены на то, чтобы сделать кисти более подвижными:

  • ведение рукой от основания кисти до кончиков пальцев;пальцы сжимаются в кулак (кроме среднего и указательного), рука вытягивается вперёд, пальчики сгибаются и разгибаются поочерёдно;
  • касание большого пальца всеми остальными поочерёдно;
  • рисование круга указательным пальцем сначала правой, потом левой руки.

Игры с мелкими предметами очень полезны для развития сосредоточенности, внимания. Они отлично развивают мелкую моторику.

Игры с песком сухим

Такие занятия особенно важны для дошкольников. За основу берётся сухой песок, ёмкость, игрушки.  Песок насыпается сквозь пальцы, мнётся в руках. Ребёнок хлопает ладошками по песку, топит в нём руки, втыкает пальцы. Для этих игр можно использовать ситечко.

Игры с песком влажным 

Такой вид деятельности даёт малышу много радости. Сначала в руки берётся сухой песок. Затем ребёнку предлагается полить его водой, поиграть с песком. Малышу предлагается похлопать пальцами по песку.

Из этого материала можно сделать тесто, лепить куличики, пирожки. А также малышу будет интересно рисовать на песке. Во время игры педагогу нужно объяснить, почему из влажного песка можно сделать тесто, а из сухого нет.

Игры с крышками 

Педагог даёт малышу несколько баночек (из-под косметики, продуктов и других) и крышки от них. Предлагается подобрать крышки к ёмкостям. В одной руке ребёнок держит банку, другой закрывает её. В конце игры можно наградить чадо за проделанные задания.

Игры с прищепками

Очень полезна для мелкой моторики игра с прищепками. Берётся несколько прищепок. Они цепляются на пластиковую или бумажную тарелку. Полюбовавшись получившимся солнышком, тарелки можно отцепить.

Читайте также:  Солевые ванны для ребенка 2 года

Игры для детей с ДЦП на укрепление вестибулярного аппарата и развития мышечного тонуса

Пройди, не задевая ворота

Это игра для детей 5-14 лет. Из четырех стульев делаются ворота, пространство между ними 50 см. Задача — пройти через ворота, не задевая их и не сбивая стулья. Если у ребёнка получается хорошо — можно попробовать делать закрытыми глазами. Эти упражнения учат осторожности, хорошей концентрации внимания.

Не ошибись

Детям нужно встать лицом к руководителю, закрыть глаза. Далее, инструктор произносит команды, такие как “повернись”, “сделай шаг вперёд”, “покружись на месте”. Побеждают те участники, которые делают всё без ошибок.

Запрещённое движение

Эта игра подойдёт для детей 6-14 лет. Ребята встают рядом с друг другом либо садятся, сложив руки на колени. Оговаривается одно запрещённое движение. Далее инструктор даёт команды, направленные на разминку тела (движения рук, ног). При этом выполняются все упражнения, кроме запрещённого.

Вместо запретного упражнения, по договорённости можно выполнить и другое. Например, вместо команды «рука вверх» делать хлопок в ладоши.

Эти игры считаются малоподвижными, но замечательно развивают реакцию.

Передал — садись

Дети разделяются на 2 команды. В каждой команде по 5-6 детей. Две шеренги становятся лицом друг к другу. Капитаны команды отходят на 5 шагов и берут в руки мячи, затем предводители команд бросают мячи поочередно каждому члену команды. Игрок, поймавший мяч, бросает его назад капитану и садится на лавку.  Выиграет та команда, члены которой быстрее окажутся на лавке. Обязательное условие — мяч не должен падать.

Вернись в круг

Для детей 7-14 лет. Дети садятся на скамью. На полу или на асфальте очерчивается круг. Ребята проходят игру по очереди. Первый участник встаёт в центр круга. Ему на глаза надевают повязку, с которой он делает 4 шага вперёд. Поворачиваясь налево, он делает ещё 4 шага. Затем дважды поворачивается направо и делает 4 шага, снова поворачивается направо, идёт ещё 4 шага. Так, ребёнок должен оказаться в круге. Выигрывают в игре те, кто не преступает черту.

Игры на внимательность и логику

Сюда можно отнести игру “запрещённое движение”. Она способствует развитию логического мышления. Упражнения для таких детей лучше всего проводить не только под наблюдением родителей, но и инструктора. Часто движения даются не просто, но нельзя оставлять чадо в беде, поскольку регулярные занятия очень важны для него.

Примеры других игр:

Пирамидка.

Ребёнку нужно разобрать и собрать пирамидку. Также, назвать цвета игрушки.

Сортировка пуговиц

Нужно дать ребёнку много разных пуговиц. Они могут быть нашиты на ткани или разложены на коробке. Взрослый предлагает малышу найти 3 одинаковые пуговицы либо рассортировать на большие и маленькие.

Игра “найди пару”

Детям предлагаются для игры флажки 3 цветов. Можно взять комплекты из каких-либо других предметов. Задача — найти цветовую пару для каждого.

Игра “послушай, что за окном”

Ребёнок концентрирует своё внимание на то, что происходит за окном. Если малыш имеет нарушение в речи, то взрослый может показывать ему картинки.

 Игра «определи звуки»

Педагог произносит звуки. Ребёнок должен угадать, кому или чему они принадлежат (показать предмет либо назвать слово). Примеры: автобус, машина, поезд и т.д.

Популярен вид игры дцп что лишнее на логику и внимание, развитие мышления. Ребёнку предлагается посмотреть на картинки с предметами, один из которых лишний. (например, из фруктов овощ, из птиц насекомое). Чем старше игрок, тем сложнее задание.

Игрушки для детей с ДЦП

Игрушка, которую держит в руках ребёнок дцпшник, должна быть интересна ему, соответствовать возрасту. Следует помнить — способности часто зависят от формы заболевания больше, чем от возраста.

Игрушками могут быть обычные предметы, которые есть в каждом доме. При выборе важно обращать внимание на:

  • возможность использовать руки;
  • степень умения концентрации внимания;
  • степень понимания ребенком языка.

Некоторые игрушки (в наборах или отдельные) можно купить в интернет-магазине, онлайн. Но не забывайте, что занятия можно проводить с предметами, которые есть вокруг, в каждом доме. Домашние предметы обихода могут помочь вам организовать игровой досуг.

Педагог, проводящий игры для больных ДЦП, должен помнить следующее :

  • младшие дети должны заниматься индивидуально, старшие в группе (в группе могут быть как двое-трое, так и большее количество детей);
  • нужно учитывать все нюансы развития, характера малыша, а также особенность его передвижения (коляска, если ребёнок сидячий, самостоятельно при помощи взрослого; ходит ли он в специальный сад или обучается на дому).
  • занятиями с детьми, больными ДЦП, лучше проводить сразу после рождения, чтобы укреплять тонус мышц.

В занятиях с ребятами, которым поставлен диагноз детский церебральный паралич, важна регулярность — это одно из главных условий успешного развития. Но даже при правильной организации времени следует помнить, что игра —  тот вид деятельности, к которому не нужно принуждать. Она призвана приносить ребёнку радость и желание достичь успеха.

Источник: https://nervivporyadke.ru/

Источник