Занятия с ребенком аутистом дома 3 года
Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.
Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.
Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению
Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.
Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.
Статья в тему: Нейрокоррекция при аутизме
Поэтому стоит:
- принять состояние ребенка;
- внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
- составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
- каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
- обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.
Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки. Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.
Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.
Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло. Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям. И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.
Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели
Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.
Виды развивающих игр:
- Предметная;
- Сюжетно-ролевая;
- Стереотипная;
- Сенсорная.
Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры. Ниже описаны варианты ее проведения.
Предметные игры для детей аутят | |
«Мячик, катись!» | Педагог или родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом. Можно играть в группе, когда ребенок в ней освоиться. |
«Открой – закрой» | Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и т.д, с разными видами застежек. И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы. |
«Ужин для кукол» | Предложите малышу приготовить куклам кушать из пластилина, глины, кинетического песка т.д. Так, может получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо. |
Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.
Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован. Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.
Статьи в тему: 1. Игрушки для детей с аутизмом; 2. Наборы игр для детей с РАС
Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз. Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.
Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.
Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней. Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.
Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:
- нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
- проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
- снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
- введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).
Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.
- «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
- «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
- Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
- «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
- Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
- « Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.
Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.
Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение. Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д. Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.
Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.
Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами. Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении. Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.
Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей. Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома. Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.
Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама. Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов. Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.
Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм — реальный пример
Видео — Занятия с детьми аутистами (рекомендации специалиста)
Видео — Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года
Видео — Занятие за столом с мальчиком с аутистизмом. 6 лет
Источник
Когда малышу ставят диагноз типа алалии, аутизма и ЗПР, всегда слышишь ото всех: «Занимайтесь и вытянете!»
Это правда, скажу я вам. Регулярные занятия творят чудеса. Для ребенка они полезны. Но сам-то ребенок чаще всего необходимость всех этих мероприятий вообще не понимает. А в силу нарушения развития в подарок к диагнозу часто прилагается такая замечательная вещь как гиперактивность и плохое внимание. Вот усаживала я своего сына-алалика. Так он мало того, что слушает 1-2 секунды и все, так ещё и перманентно норовит удрать. Как в этой ситуации заниматься? Мамы часто начинают, да опускают руки.
Но я нашла несколько приемов, благодаря которым даже особого ребенка можно:
- заинтересовать;
- мотивировать;
- удержать на месте.
И, что важно, эти приемы подходят особятам. Когда читаешь про советы как заниматься с ребенком, они все рассчитаны на нормиков. Для аутистов, детей с алалией, СДВГшек и ЗПР есть совет разве что про занятия не за столом, а в движении, который, опять, же подходит не всем — мой сын, только дай ему свободу, сразу удирает и делает что угодно, но не занимается.
Итак, что нужно делать?
Удержать внимание
По крайней мере, вначале занимаемся без других людей, кошек, собачек и прочей живности наедине с ребенком. Я знаю, что иногда это организовать сложно, но постарайтесь очистить обстановку по максимуму. В комнате не должно быть отвлекающих вещей: никаких телевизоров фоном, шипящих сковородок, музыки и т.д. Шумные соседи на улице — закрываем окно. Не должно быть ярких предметов и других игрушек. Внимание у ребенка плохое и слабое. Нам надо его щадить, как щадят сломанную ногу.
На занятие берете с собой 3-4 игрушки или пособия. Лучше приобрести 7-8 занятий и миксовать их каждый раз.
Не выставляйте занятия одной кучей в поле зрения ребенка — они будут рассеивать внимание и отвлекать.
Я раскладывала занятия у себя за спиной, чтобы сын их не видел. Доставала каждую игрушку из-за спины по очереди. Когда игра с ней заканчивалась, я прятала отработанный материал опять за спину и доставала новую игру. Таким образом, перед ребенком в скучной комнате всегда было только 1 интересное занятие. Только в такой ситуации я добивалась хотя бы какого-то сосредоточения.
Как правило, дети в возрасте до 3 лет держат внимание не дольше 5 минут, так что все ваши занятия будут длиться в районе 15-20 минут.
Сохранить интерес
Все ваши пособия, развивающие игрушки и прочее вне занятий должны находиться подальше от ребенка.
Если у вас просто так в свободном доступе стоит пирамидка или сортер, ребенку на занятиях на них будет уже все равно. Он и так их видел, и так уже всё общупал и раскидал. Если исследовательский интерес к предмету упал, у вас вряд ли получится использовать эту игрушку для развития.
Да, здесь очень здорово работает принцип «Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей», «Чем меньше ребенок видит игрушку, тем больше она ему нравится и интересна«. Поэтому складируем все эти развивающие штуки куда-нибудь подальше и вне занятий никогда их не достаем.
Интерактивность и вера в то, что вода камень точит
Не надо ждать, что ваш алалик или аутист сел и в первый же день или даже через неделю выучил все цвета или правильно собрал пирамидку. Это практически невероятный вариант развития событий.
Готовьтесь к тому, что придется становится домашним клоуном-аниматором, включать фантазию и подталкивать ребенка к действиям.
Как можно это сделать в интерактивно-игровом формате?
фото из открытых источников
Например, достаем пирамидку. Снимаем с неё все кольца. Дальше не даем ребенку с видом: «Вася, на — собери как-нибудь«. Сначала вы сами должны взять показать как и что с ней делать. И это должно быть интересно! Поэтому берем каждое кольцо и поднимаем его механически, как будто кран на стройке работает: «Вася, смотри вжжжжж (подняли вверх) вууууу (двинули в сторону, чтобы кольцо оказалось над стержнем), виууууу (опускаем вниз кольцо на стержень)«. И так каждое кольцо. Жужжание и необычность действий привлекут внимание, а нам это и нужно!
Важно: в случае с пирамидкой кольца всегда одеваем в правильном порядке! Если вы будете их нанизывать хаотично, малыш подумает, что так и нужно. Переучить будет сложно и вы потеряете важную обучающую часть — сравнение величин.
Потом можно предложить ребенку расправиться с пирамидкой самостоятельно. Если у него не получается (это нормально), помогаем: берем кольца и его руками двигаем и жужжим. Но стараемся постепенно поощрять выполнять задание самостоятельно. Ниже напишу как 🙂
Первые результаты вы увидите минимум через месяц регулярных (!) занятий по 4-5 раз в неделю. Да, надо регулярно и много. Когда имеешь дело с алалией, аутизмом и ЗПР, принцип «как-нибудь сам научится» не работает.
Честно скажу, иногда будет казаться, что всё это бесполезно. Но это не так. Например, мой сын начал давать обратку только через 2,5 месяца.
Удержать на месте
Не ручаюсь, конечно, что всем подойдет, но у нас сработало.
Нужно создать механическое препятствие для вставания и убегания.
Мы начали заниматься примерно с двух лет. Как я уже писала выше, у нас вообще не получалось сесть на диван или просто за стол — сына хватало от силы на полминуты. «В движении» нам не зашло ну совсем — без ограничения свободы мой гиперактивный ребенок не включал голову вообще. Ну есть пирамидка — окей, я раскидал кольца и побежал.
Для нас выходом стали занятия в детском стульчике для кормления. Сын сидел высоко, по бокам были подлокотники, а спереди столик — всё, никуда он от вас не денется.
«Ну ведь он же вырастет и в стульчик потом не влезет. И что потом?» — скажете вы. Вырастет, но за полгода-год регулярных занятий он привыкнет, что мы, когда занимаемся, сидим на месте, а не бегаем. При переходе на обычный стол и стул у вас уже будет какая-то база и удерживать ребенка на месте будет проще.Для детей постарше есть тоже варианты мебели с подлокотниками.
Только купите удобный вариант с мягким сидением. Неудобная жесткая мебель может сильно отвлекать.
Сохраняем мотивацию
Доброе слово и кошке приятно. Что уж говорить про малыша?
Вы можете сказать, что ребенок не понимает речь — зачем ему в таком случае похвала? Да, с аутистами и сенсорными алаликами есть такая беда. Но алалики отлично реагируют на интонацию — пусть он не понимает, но мама, которая хлопает в ладоши и радостно восклицает»Молодец!» на каждое правильно выполненное задание, определенно производит позитивное впечатление и добавляет мотивации.
На аутистов не всегда действуют интонации. Им бывает сложно определить что они значат. Поэтому тут может быть проще использовать знаки: то же хлопанье в ладоши.
Можно придумать что-нибудь с игрушками: например, ребенок выполняет задание правильно, а у вас специальная плюшевая игрушка подпрыгивает высоко и радуется (естественно, с вашей помощью).
За самостоятельное выполнение (не когда мама показывает или когда мама делает руками ребенка) может рассматриваться вариант материального вознаграждения.
Нам, например, очень нравятся наклейки. В канцтоварах вы можете купить наборы. Стоят копейки — в районе 10-15 рублей за лист. Они так и называются — поощрительные наклейки.
Также в качестве поощрения могут быть вкусняшки: крекеры-рыбки, хлебцы, кусочки банана, яблока, груши, затяжное печенье, сок.
Вообще я не очень люблю поощрение едой — у сына пищевая непереносимость многих продуктов. Поэтому я всегда стараюсь действовать, так сказать, на нематериальном уровне. Но если ничего не работает, то и вкусняшки подойдут. Главное, пусть это будут не вредные поощрения и их не будет очень много.
Как всегда, спасибо всем дочитавшим до конца!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и спрашивайте все, что вам интересно по теме — я отвечаю всем 🙂
Вам могут быть интересны другие статьи на моём канале:
Источник