Занятия с ребенком 5 лет на тему овощи и фрукты

Занятия с ребенком 5 лет на тему овощи и фрукты thumbnail

Занятие по развитию речи «Овощи и фрукты» для детей 4-5 лет

1.Цель: Закрепление знаний детей по теме «Овощи и фрукты».

2. Задачи:

Образовательные:

Закрепить умение правильно называть овощи, фрукты, описывать их цвет, форму, размер.

Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов.

Закреплять знания о том, что фрукты растут на деревьях, в саду, а овощи – на грядках, в огороде.

Развивающие:

Развивать память, внимание, связную речь.

Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к труду.

3. Оборудование и материал.

Демонстрационный материал: муляжи овощей и фруктов, игрушка – медведь, картинки с изображением овощей и фруктов, картинка с изображением грядок, картинка с изображением деревьев.

Стулья для детей, доска.

4. Предварительная работа:

Дидактическая игра «Овощи-фрукты»,

5. Ход занятия

I Вводная часть

Дети играют в игры, в это время слышат плач.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет. Надо найти того, кто плачет и спросить что случилось (дети ищут по группе). Ребята, это наш Мишка-топтышка. Что случилось, Мишка?

Мишка: Мой друг Зайчик посадил у себя в огороде фрукты и овощи. А, я не знаю что это такое «фрукты и овощи». Что с ними делают, и как они выглядят?

Воспитатель: Ребята, может поможем Мишке и расскажем все, что мы знаем о фруктах и овощах? (ответы детей)

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам посадить огород для Мишки. А, что там будет расти, мы узнаем из загадок (разгадав загадки, воспитатель показывает картинки с овощами, и дети высаживают их в огороде, расположенный на доске). (смотреть приложение №1)

• Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (морковь)

• Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет (лук)

• В огороде вырастаю. А когда я созреваю

Варят из меня томат.

В щи кладут и так едят. (помидор)

• Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я -. (капуста)

• Я длинный и зеленый,

Вкусен я солённый,

Вкусен и сырой.

Кто же я такой?. (огурец)

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз повторим, что мы посадили в огороде (ответы детей). Каким одним обобщающим словом мы можем назвать их? (овощи)

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте подберем ласковые слова, чтобы овощи на грядках росли вкусными, сладкими и большими:

-Огурец – огурчик;

-Помидор – помидорчик;

-Капуста – капусточка;

-Морковь – морковочка;

-Лук – лучок.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. А сейчас я предлагаю вам игру на внимательность. Ребята, посмотрите еще раз на все овощи и хорошо их запомните. Я спрячу какой то овощ, а вы должны догадаться что я спрятала и рассказать немного о нем. (Воспитатель прячет морковь, дети говорят чего не хватает и дают описание). Примерное описание:

помидор какой — круглый, красный, сочный, гладкий

капуста какая – белая, твердая, хрустящая

морковь какая – свежая, оранжевая, сочная, сладкая.

Воспитатель: Теперь ты Мишка понял что такое овощи?

Мишка: Да, теперь я понял, что такое овощи, как они выглядят и для чего они нужны.

Воспитатель: А сейчас Мишка идем с нами на огород.

В огород пойдем, (маршировать на месте)

Урожай соберем. (идти по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем, (имитировать, как таскают)

И картошки накопаем, (копают)

Срежем мы кочан капусты (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками)

Щавеля нарвем немножко («рвут»)

И вернемся по дорожке. (идти по кругу, взявшись за руки)

Воспитатель: Ребята, у меня есть корзина. А что в ней лежит, вы должны будите отгадать.

-Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

-Яркий, сладкий, налитой

Весь в обложке налитой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки. (апельсин)

-Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет. (банан)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, банан? Что это? (фрукты) Где растут фрукты? (на дереве в саду) Давайте мы Мишке посадим еще и фруктовый сад. (картинки с фруктами дети располагают в саду, расположенный на доске). (смотреть приложение №2) Где растут овощи? (на грядке в огороде) Мы его уже с вами посадили.

Как можно использовать овощи? (варить суп, борщ, щи, делать салат) А что можно приготовить из фруктов? (компот, варенье)

Игра “Четвёртый лишний”

Воспитатель: Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее:

яблоко, груша, помидор, персик;

яблоко, помидор, картофель, огурец;

огурец, капуста, арбуз, помидор;

клубника, малина, арбуз, капуста.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

III.Заключительная часть

Воспитатель: Ну что Мишка, ты понял, что такое овощи и фрукты?

Мишка: Да, спасибо ребята, я теперь смогу различать и овощи и фрукты. Буду ухаживать за садом и огородом, которые вы для меня посадили. Спасибо! Пойду к своему другу Зайцу, посмотрю что у него растет. (прощается с детьми)

Ребята, для чего мы с вами выполняли все эти задания? Что вам понравилось? Что было для вас трудного?

(Приложение1)

hello_html_7e71659b.jpg

hello_html_m124e28b.jpghello_html_m5305a6c5.jpg

hello_html_e36237e.jpghello_html_17a77bbe.jpg

(Приложение №2)

hello_html_m4b97158a.jpg

hello_html_m688a61d9.jpghello_html_7e227b92.jpg

hello_html_m5ca3bb70.jpg

Источник

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

детского сада общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

(АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

 Конспект интегрированной ООД

 в старшей группе для детей с ОНР

на тему:

«Фрукты-овощи»

                                                                         Учитель-логопед: Копайгора Е.Е.

Педагог-психолог: Климова А.А

г. Долгопрудный 2017

Тема: «Овощи- Фрукты»

Цель: расширить, уточнить и активизировать  активный словарь по лексическим темам « Фрукты-овощи».

I. Коррекционно-образовательные задачи: Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных и существительных в роде и числе, образование и использование в речи качественных и относительных прилагательных). Развитие фонематического восприятия (выделение из ряда звуков гласных звуков [А], [У]; выделение начальных гласных [А], [У] в словах.

II. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, мышления.

III. Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

 Оборудование: наборное полотно, предметные картинки, муляжи фруктов и овощей, разрезные картинки, развивающие игры и дидактические игры: «Соковыжималка»,  «4 лишний», геометрические фигуры.

Ход организационно-образовательной деятельности:

I.​ Организационный момент. Дети заходят, здороваются с гостями и становятся вокруг  стола. Логопед: Какое сейчас время года? Дети: осень.

Логопед: Осень приготовила вам подарки.. Кто отгадает загадку тот получит, шапочку с подарком от осени.

1.Сто одежек и все без застежек (Капуста)

2. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает тот следы проливает (Лук)

3..Красная девица сидит в темнице,  коса на улице (Морковь)

4. Этот овощ вот уж диво,
Круглый, вкусный и красивый,
Приготовим с ним обед,
Борщ и  винегрет (Свекла)

5. Мечтал он быть Томатом

Большим аристократом,

Но его, то с давних пор

Дразнят просто…(Помидор)

6. Как лиана он растёт,
Замечательно цветёт.
Мой хрустящий зеленец.
Это овощ – (Огурец).

7. Желтобрюхий, ароматный,

Кислый он не вероятно,

В чай для вкуса добавляют,

Подскажи, как называют? (Лимон)

8. Я под деревом стоял,

Каплю с веточки сорвал,

Хоть она зелёная,

Но при этом сочная! ( Груша)

9. Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь — гладко,
Откусишь — сладко.(Яблоко)

10. Круглый он, как мячик,                                                                                                                                                    В ротик так и скачет.

Что за рыжий господин?

Это – сладкий … ( Апельсин)
11. Нас любят взрослые и дети.

Ведь мы вкуснее всех на свете.
Нас любят даже обезьяны.
А называют нас…(Бананы)

12. На сучках висят шары, посинели от жары. (Сливы).

13. Я лежу на грядке гордо,

Греет солнце мой бочок.

Я – зелёный, вкусный, твёрдый,

И зовусь я…(Кабачок)

Логопед: у кого на голове шапочка с фруктом, тот садится на стульчик с красным квадратом, у кого шапочка с овощем, тот садится на стульчик с зеленным квадратом.

2. Сообщение темы. Логопед:  Мы сегодня с вами вспомним, всё,  что мы знаем об овощах и фруктах.

3. Игра «Волшебный мешочек». 

Психолог: А сейчас мы поиграем в игру «Волшебный мешочек». Как вы думаете, что может быть в этом мешочке?
Дети: овощи и фрукты
Психолог: Правильно. Сейчас вы по очереди будете засовывать руку в мешочек, и на ощупь должны отгадать, что вы нашли в этом мешочке. А когда  вытащите свой фрукт или овощ, должны положить в корзинку или вазочку.

4. Игра «Соковыжималка» 

Логопед: Мы с вами поиграем в одну очень интересную игру, игра называет «Соковыжималка». Мы будем делать фруктовые и овощные соки. Дети становятся в круг,   вы должны будите подойти ко мне, я буду соковыжималка, произнести звук «ЖЖЖ» и сказать какой сок сделали из своего овоща или фрукта. Например: «Из апельсина- апельсиновый сок.»

Логопед: сейчас сделаем гимнастику для пальчиков, чтобы они у вас хорошо работали.

Пальчиковая гимнастика:

У Лариски две редиски.

У Алешки две картошки.

У Сережки сорванца два зеленных огурца.

А у Вовки две морковки.

А у Петьки две хвостатых редьки.

5. Игра «Разрезные картинки»

 Психолог: Вам нужно собрать картинку и сказать какого цвета фрукт или овощ.

6. Игра «На что похоже?» Детям раздаются геометрические фигуры: треугольник, овал, круг.

Логопед: Вы должны подойти к доске и поставить свою фигуру под тем овощем или фруктом , к которому она подходит. При этом обязательно свои действия нужно сопровождать речью: «Треугольник подходит к моркови — она треугольная».

7. Психолог: А сейчас мы попросим родителей, принять участие в нашей эстафете и приготовить овощное рагу и фруктовый компот. Родители готовят рагу, а дети компот.

Эстафета «Поварята» на понос выложены фрукты и овощи, нужно правильно и быстро отобрать их в компот и рагу. Давайте проверим, все ли правильно мы приготовили?

8.Игра «Хлопай-топай» Логопед: Вы   по артикуляции определите, какой я  произнесла звук. « А» или «У». «На звук « А» команда «Овощи» будут хлопать, а команда «Фрукты» на звук «У»  будут топать».

Логопед: А, У, У, А, А, О. И, А, У.

9. Игра «Апельсинчик и укропчик» Логопед. К нам на занятие пришли апельсинчик и укропчик. Они принесли вам картинки, но перепутали их. Помогите отобрать картинки, названия которых начинаются со звука «А» — апельсинчику и картинки, названия которых начинаются со звука «У» — укропчику.На наборном полотне стоят картинки апельсина и укропа. Дети берут со стола картинки, называют слово, выделяют первый звук, ставят картинку к определенной картинке.

Логопед. Все картинки разложены. Молодцы! Сделали все быстро и правильно!.

10. Игра «4-й лишний». Психолог: Предлагаю поиграть в игру» 4-й лишний» посмотрите на картинку, что не подходит, что лишнее и почему?

11. Игра  «Скажи наоборот»». 

Логопед: Я начинаю предложение , а вы заканчиваете словом наоборот.

Апельсин сладкий, а лук…

Яблоко твердое, а слива…

Капуста большая, а редиска…

Чеснок горький, а персик…

Слива маленькая, а апельсин…

Персик мягкий, а яблоко…

12. Итог. 

Логопед. Наше занятие подошло к концу. Все дети хорошо занимались, были внимательными, правильно отвечали на вопросы. Какие игры вам понравились? Вы очень старались сделать сок сегодня на занятии, осень вас угощает яблочным соком.

Источник

Ирина Еранская
Открытое занятие для детей 5–6 лет по теме «Овощи»

Овощи

Автор: Еранская Ирина Анатольевна

Организация: МДОУ– детский сад №5 «Семицветик».

Населенный пункт: Саха Якутия, г. Мирный

Программное содержание:

Уточнять и систематизировать знания детей об овощах, их основных признаках, месте произрастания, способах употребления в пищу.

Продолжать учить классифицировать овощи по принципу произрастания плода (на земле, под землей, по способу сбора урожая (срывание, срезание, вырывание, выкапывание)

Активизировать словарь детей, учить использовать прилагательные, глаголы и подбирать уменьшительно-ласкательные суффиксы к словам.

Развивать логическое мышление, формировать умение внимательно слушать, не спешить с ответом.

Материал: корзинка с муляжами овощей, картинки овощей и фруктов, картинки «Огород» и «Незнайка», бубен, чудесный мешочек с овощами.

Предварительная работа: Беседы, чтение и разучивание стихов, рассматривание репродукций и иллюстраций, дидактические и сюжетно-ролевые игры по теме.

Ход занятия:

— Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. В Цветочном городе тоже наступила осень, и его друзья занялись сбором урожая овощей, посмотрите какую большую корзину овощей они уже собрали (муляжи). Незнайка хочет им помочь, но боится, что малыши будут смеяться над ним, говорить, что он ничего не знает и не умеет. Давайте поможем Незнайке.

— Взяв большую корзину Незнайка отправился во фруктовый сад, правильно ли он сделал? Где растут овощи? (на огороде) – показ картинки огорода.

— Сейчас мы вместе с Незнайкой отправимся на огород.

1. Игра «Приходите в огород»

Приходите в огород посмотреть, что там растет. (разводят руки в стороны)

Как играют в прятки огурцы на грядке, (закрывают и открывают глаза ладонями)

Как подсолнухи в картошке тянут к солнышку ладошки, (тянут ладошки вверх, поднимаются на носочки)

Как от утренней росы у бобов блестят усы, (показывают руками усы)

Как краснеют у забора великаны помидоры. (надувают щеки и разводят руки в стороны)

Все растет, все цветет, никому не тесно. (хлопают в ладоши)

Приходите в огород – будет интересно. (разводят руки в стороны, приглашая гостей).

— А какие овощи растут на огороде Незнайка тоже не знает? Давайте ему подскажем.

2. Игра «Узнай овощ по описанию».

Круглый, сочный, красный, мягкий, полезный – помидор

Овальный, зеленый, пупырчатый, шершавый, твердый – огурец

Круглая, зеленая, сочная, хрустящая – капуста

Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая, витаминная – морковь

Круглый, жгучий, витаминный, твердый – лук

Круглая, бордовая, твердая, полезная, сладкая – свёкла.

Овощина огороде растут по-разному: в земле и на земле. Ребята, давайте подскажем Незнайке какие овощи вырастают под землей? (Дети называют, а педагог выставляет доске картинки овощей – картофель, свёкла, редиска, лук, чеснок, репа)

А какие овощи растут на земле? (Дети называют, а педагог выставляет картинки овощей – огурец, помидор, тыква, кабачок, капуста, баклажан, горох)

— Какие из них растут над землей на кустиках? А какие лежат на земле на грядке?

3. Игра «Вершки-корешки»

Дети приседают, если у названного (или показанного на картинке) овоща съедобные «корешки» — картофель, морковь, свекла, чеснок, редис, редька, репа, репчатый лук; и стоя поднимают руки если съедобные «вершки» — помидор, огурец, перец, кабачок, баклажан, тыква, капуста, горох.

— А теперь давайте расскажем Незнайке, как нужно правильно собирать овощи. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают.

4. Помидоры – срывают.

Картофель – выкапывают.

Морковь – выдёргивают.

Лук – выдёргивают.

Тыкву – срезают.

Капусту – срезают.

Огурцы – срывают.

Горох – рвут.

Чеснок – выдёргивают.

Репу – выдёргивают.

Баклажаны – срезают.

Свёклу – выдёргивают.

Кабачки – срезают.

— Как можно назвать людей, которые умеют выращивать овощи? (овощеводы)

5. Загадки с грядки.

Днем осенним в огороде

Собирается народ

Зрел все лето урожай!

Что собрали? Отгадай?

1. Здесь весною было пусто.

Летом выросла …. (капуста — капустка)

2. Собираем мы в лукошко

Очень крупную…. (картошку-картошечка)

3. От дождя земля намокла –

Вылезай толстушка…. (свекла — свеколка)

4. Из земли – за чуб плутовку!

Тянем сочную…. (морковку-морковочка)

5. Помогает деду внук –

Собирает с грядки …. (лук — лучок)

6. Вкусно выглядит синьор,

Ярко-красный (помидор — помидорчик)

7. Под листом укрылся молодец

Зеленый, длинный … .(огурец — огурчик)

Вот и все! Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали!

6. Подвижная игра «Собираем урожай овощей». (можно играть подгруппами)

На полу разложены карточки или муляжи овощей (по количеству детей) и фруктов. Под бубен дети двигаются по разным дорожкам. Когда бубен замолкает каждый должен взять в руки карточку с овощем (обсудить правильность).

— Зачем люди выращивают овощи? (чтобы употреблять их в пищу)

— Вот и Незнайка, собрав урожай, решил угостить своих друзей вкусненьким. Но опять все перепутал.

7. Игра «Скажи правильно»

— Капустный пирог испечем из чеснока?

— Свекольный салат мы натрём из лука?

— Морковную запеканку мы приготовим из картошки?

— Гороховый суп сварим из редиски?

— Огуречный салат нарежем из кабачков?

— Картофельное пюре мы приготовим из моркови?

Вопросы-ответы

— Прежде чем начать готовить из овощей что-нибудь, что надо делать сначала? (хорошо помыть) Обязательно мыть, зачем? (Ответы детей). А какие овощи необходимо почистить? (Ответы детей: свёклу, морковь, тыкву, картофель, лук, чеснок, кабачки, баклажаны) И потом сразу всё сварить?

Скажите, ребята, а овощи можно есть сырыми? Какие? (Ответы детей: помидоры, огурцы, редиску, капусту, горох, морковь). А какие овощи едят и сырыми, и варёными? (Капусту, морковь, помидоры, репу)

— А что можно приготовить на первое? (Ответы детей) Из каких овощей? (Ответы детей)

— А какую зелень добавляют в первое блюдо? (Петрушку или укроп)

— А на второе что приготовить? Кашу можно? (Кашу из тыквы) А котлетки? (Морковные, капустные, свекольные) А из картофеля что можно приготовить? (Варёный и жареный, тушёный картофель, печёный) Из кабачков и баклажанов? (Их можно подать жареными и тушёными). А еще можно сделать запасы на зиму, как? (огурцы, помидоры, капусту можно засолить, мариновать)

— Ребята, давайте научим Незнайку солить капусту.

8. Пальчиковая гимнастика

Приготовились, ребята?

Будем мы как поварята:

Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми

кистями рук вверх и вниз.

Мы морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки,

движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующее

посыпание солью из щепотки.

капусту жмем. Разжимание и сжимание кулачков.

— Дети, давайте скажем Незнайке, какие салаты из овощей у него получатся. Я буду называть овощ, а вы будете говорить, какой салат из него получится.

9. Игра «Назови, какой салат»

Салат из картофеля картофельный;

Салат из капусты капустный;

Салат из моркови морковный;

Суп из картофеля –картофельный

Запеканка из картофеля- картофельная

— Из овощей можно сделать соки, очень вкусные и полезные.

10. «Назови, какой сок»

Сок из моркови морковный;

Сок из огурцов огуречный;

Сок из помидоров томатный;

Сок из тыквы тыквенный;

Сок из свёклы свекольный.

11. Упражнение на внимание «Наша грядка»

Ребята, послушайте стихотворение, в конце прозвучит вопрос на который ответят только внимательные дети.

«Наша грядка»

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке

Перечисли по порядку.

Если слушал ты внимательно,

Назовешь их обязательно.

— Назовите одним словом, что выросло на грядке? (Овощи)

12. Игра «Чудесный мешочек»

Дети на ощупь угадывают какие овощи лежат в мешочке, называют их ласково «картошка – картошечка, лук – лучок, чеснок-чесночок, свекла- свеколка, морковь- морковочка, помидор – помидорчик, огурец –огуречик, перец-перчик и т. д.)

— Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Незнайка благодарен вам за помощь, теперь он сможет помочь своим друзьям.

Вывод: овощи растут в огороде на грядках и созревают эти овощи осенью. Осень — пора сбора урожая. Некоторые из овощей вырастают в земле, а некоторые над землей. Овощи очень вкусные и содержат все нужные для здоровья витамины и минеральные вещества. Их едят сырыми, жареными, вареными или тушеными. Человек употребляет в пищу корни, листья, стебли, стручки и семена разных овощей. Но перед употреблением овощи тщательно промывают.

Источник