Занятия с ребенком 5 лет лепка рисование

Занятия с ребенком 5 лет лепка рисование thumbnail

Екатерина Апанасенко
Организация занятий рисованием и лепкой в домашних условиях

Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом.

О чем думает ребенок, когда рисует? Зачем ребенок рисует, нужно ли ему помогать при этом или не надо мешать? Подобные вопросы возникают у любящих и внимательных родителей, которые в своем ребенке видят маленькую личность, нуждающуюся в их помощи и поддержке. Нужно помнить, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и в обязанность родителей входит раскрытие этого потенциала.

Дома для ребенка создаете уютный уголок, а лучше целую комнату. Это будет так называемое, творческое пространство – пространство мечты, фантазии, где ребенок может часто находиться один. Вы, взрослые, иногда будете посещать это пространство, чтобы поинтересоваться, как идут дела, задать новую мотивацию деятельности, помочь, если в этом есть необходимость. Порядок там вы не всегда увидите.

Методы и средства развития творческих способностей детей

В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать игру лучше отложить. Но и долгие перерывы делать тоже нельзя. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей. Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

Развитие художественно творческих способностей детей

С 2-3 лет происходит ознакомительный период, дети рисуют произвольные линии и формы, а также их очень привлекают цвета. На первых порах родители должны только следить за безопасностью ребенка. К 3 годам, когда малыши начинают выводить каракули, родители принимают участие. В первую очередь рекомендуется расшифровывать линии, например кружок похож на яблоко, линия на дорогу. Это закладывает в ребенке ассоциации рисунка с образами, происходит переход от произвольного чирканья на бумаге к стремлению нарисовать осмысленный рисунок. В этот период важно поощрять и поддерживать малыша и предоставлять ему свободу в творчестве. Начиная с 3-4 лет, дети начинают пробовать свои силы в графическом изображении фигуры человека. Они пытаются изобразить образ мамы, папы или другого члена семьи.Рисунок фигуры выполняется по 0одной и той же схеме: большая круглая голова, большие глаза, руки приделаны к голове и т. д. Ближе к 4 годам ребенок начинает рисовать фигуру человека в полный рост с правильным расположением конечностей. Дети 4—5 лет любят изображать на рисунке сразу много предметов, и для того чтобы разместить их над одной линией земли иногда появляется вторая, на которой располагаются остальные предметы (двойной фриз). Кроме того, им доступно не только использование фризового расположения предметов, но и более естественное расположение их по всему листу, например на листе бумаги зеленого цвета изображается цветущий луг. Линии неба и земли по содержанию здесь не требуется. Ребенок 5—6 лет способен осознать и научиться передавать пространство более сложными приемами, соответствующими действительности,— изображать его широкой полосой земли с расположением предметов на ней близко (ниже, далеко (выше) и полосой неба, сливающегося на линии горизонта с землей.

Читайте также:  Умк для ребенка 5 лет

Особое внимание следует обратить на роль цвета в рисунках детей. Когда ребенок еще маленький, в выборе цвета он руководствуется исключительно своими эмоциями, а в последствии выбора цвета ограничен недостаточным владением техникой рисования. В стимулировании ребенка к рисованию, именно цвет является благодатным материалом. Нужно поощрять детей использовать в рисунках большое количество различных красок, дарить им наборы карандашей. Родители должны стимулировать детей свободно сочетать цвета, узнавать и пробовать их. С детьми нужно беседовать о разнице между красным и зеленым, говорить о сочетании цвета с предметом, о том какой цвет лучше подобрать, прежде чем рисовать предмет.

Занимаясь с ребенком рисованием, родителям следует учитывать рекомендации психологов нашего времени. Психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, которые используют в начальных классах, эти методы вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, навязанные стереотипные представления не возбуждает фантазию ребенка, а наоборот подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Родители должны соблюдать основные правила,которые помогут им в общении с ребенком:

Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.

У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге.

Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятие ребенка рисованием.

Рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в квартире и попросить ребенка объяснить их.

Нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.

В рисунках ребенок естественно и спонтанно выражает свои чувства. Он созидает и разрушает, убивает и воскрешает образы, соответствующие его уровню сознания и воображения, его способности чувствовать и объяснять окружающий мир. Не должно вызывать большого беспокойства то,что очень часто ребенок развивает в рисунке сюжет какого-нибудь мультсериала: для нашего времени это более нормальное явление, чем кажется на первый взгляд. Но необходимо помнить, что любые возражения и критика по поводу его творческих изображений, могут вызвать у ребенка упадническое настроение и отбить охоту к рисованию.

Лучше всего стимулировать ребенка в поисках нового постоянного интереса к его рисункам. Дети нелегко принимают критику и возражения. Они, конечно, исправят ошибки, на которые вы обратите их внимание, но потом все равно будут их повторять. В занятиях с ребенком должна быть мера. Если малыш устал или то чему его пытается научить взрослые, слишком сложно для детского понимания, он просто не будет этим заниматься. Хвалите чаще своего ребенка. Дайте ему почувствовать уверенность в своих силах.

Современный мир выдвигает достаточно жесткие требования к нынешнему поколению. Американский психолог и врач Глен Доман. Основатель Института развития человеческого потенциала, предложил термин «раннее развитие» заменить словом «современное». Когда ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70%, а к шести-семи годам – на 90%, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал малыша.

От вас, дорогие родители, зависит, насколько гармонично войдет в этот мир ваш человечек, легко ли ему будет адаптироваться к тем или иным условиям.

Следует выделить основные задачи в воспитании художественно –творческих способностей детей в возрастных категориях:

3-4 года:

1. Способствовать освоению пространственных отношений между предметами, познанию свойств материалов.

2. Формирование практических навыков работы с материалами и инструментами.

3. Заложить созидательное отношение к окружающему миру.

4-5 лет:

1. Формировать психические предпосылки трудовой деятельности – интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество. Способствовать постепенному развертыванию системы вытекания одной цели из другой. Формировать способы работы с различными материалами и инструментами.

2. Способствовать появлению элементов сотрудничества с взрослым и сверстником.

5-6 лет:

1.Формирование предпосылки трудовой деятельности: закреплять у ребенка позицию созидания и чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда.

2. Привлекать детей к выполнению общего дела, к участию в решении коллективных задач.

3. Совершенствовать у детей обобщенные способы работы (воспроизведение образцов)

4. Готовить руку ребенка к письму и развивать мелкую моторику.

Источник

Тамара Демьянова
Конспект занятия для родителей с детьми 5–6 лет «Рисование картин из пластилина»

Конспект занятия для родителей с детьми 5-6 лет

Читайте также:  Не получается зачать ребенка 5 лет

«Рисование картин из пластилина».

Занятия пластилинографией являются не только эффективным методом развития у детей мелкой моторики, вне зависимости от того, сколько им лет, но и позволяет школьникам младших классов избавиться от физического и психического перенапряжения.

Лепка из пластилина также может помочь малышу в адаптации в детском саду, став для подрастающего человека любимым хобби, с помощью которого он может выражать скапливающиеся у него в течение дня эмоции, разгружая центральную нервную систему и предотвращая возникновение неврозов.

Польза пластилинографии.

Пластилинография – это творческий процесс, в ходе которого дети создают объемные картины из пластилина, не задействуя при этом классические инструменты для рисования – кисти, краски или карандаши. Для рабочей поверхности обычно используются листы бумаги, формата А3 и больше, или плотный картон.

Вне зависимости от того, сколько лет ребенку, 2 или 8, рассматриваемый вид декоративно-прикладного искусства положительно влияет не только на его умственное,но и физическое развитие:

— восполнение познавательной потребности малышей (особенно актуально для детей от 2 до 4-5 лет);

приобретение способности ориентироваться в горизонтальной плоскости;

— формирование творческой составляющей личности подрастающего человека (пробуждение интереса к творчеству, понимание алгоритма творческого процесса и так далее);

— развитие фантазии;

— развитие мелкой моторики рук (положительно влияет на речь ребенка и его общую развитость);

— расширение кругозора;

— преумножение чувствительности тактильного восприятия;

— расширение словарного запаса (если ребенок уже умеет разговаривать) или стимуляция — речи (если ребенок еще не разговаривает в силу возраста или задержки в развитии);

— привитие усидчивости, аккуратности, самостоятельности ребенку во время рабочего процесса.

Если родители своевременно поддержат ребенка и предпримут действия для раскрытия его творческого потенциала, им не только удастся укрепить психоэмоциональную связь со своим малышом, став ему поддержкой и опорой, но и дадут ему возможность попробовать себя в искусстве.

Лепка из пластилина для детей 4 – 6 лет также полезна тем, что эффективно развивает глазомер и улучшает координацию движений рук. Это не только делает ребенка более развитым физически, но и благотворно влияет на формирование нейронных связей в его мозге.

В этом возрасте дети предпочитают работать коллективно, а значит пластилинография для них в данном случае станет возможностью улучшить свои навыки общения с другими членами общества – научит объяснять свои намерения, доказывать правоту или корректно выражать несогласие.

Общие рекомендации

Корректно организовать занятия по пластилинографииу детей можно только с учетом общих рекомендаций:

— суммарное время на лепку из пластилина должно составлять не более 30 мин. (в противном случае внимание ребенка рассредоточится, а продуктивность, соответственно, снизится);

— создавать картинки из пластилина необходимо в хорошо освещенном месте, комфортной для ребенка обстановке, исключающей присутствие поблизости отвлекающих предметов, например, смартфона, компьютера, планшета, телевизора или игрушек;

— в занятиях с детьми 7-8 лет рекомендуется использовать плотный картон, так как обычная бумага будет деформироваться при применении приемов размазывания, раскатывания и сглаживания пластилина;

— рабочую поверхность рекомендуется перед началом лепки проклеить прозрачным скотчем (это исключит вероятность возникновения жирных пятен и разводов от пластилина);

— чтобы итоговое изображение сохранило свой первозданный вид как можно дольше, его рекомендуется покрыть бесцветным лаком в 2-3 слоя;

— во время творческого процесса перед ребенком в зоне досягаемости должны находится не только основные рабочие инструменты для пластилинографии, но и влажные салфетки, нож или ножницы, а также листы плотной бумаги (с ее помощью можно корректировать пластилиновое изображение).

Материалы для работы

Правильная организация занятия по пластилинографиипредполагает наличие базового набора рабочих инструментов:

Плотный картон или лист бумаги большого формата.

Набор из разноцветного пластилина.

Салфетки для рук и антисептическое средство.

Стеки.

Доска для лепки.

Исходное изображение.

Способы пластилинографии

Наиболее часто используемыми из них считаются:

Мазки. Небольшое количество пластилина размещается на подушечке указательного пальца или специальном пластмассовом шпателе, после чего резкими хаотично направленными движениями наносится на рабочую поверхность в нужном месте.

Шарики из пластилина. Обычно используются при расстановке акцентов на плоском изображении (например, середина цветка) или в качестве основных форм для заполнения внутренней поверхности объекта, схематично изображенного на рабочей плоскости.

Расплющивание скатанных шариков. При расплющивании шариков не рекомендуется применять много силы. В противном случае получившаяся фигура деформируется, потеряв таким образом четкие округлые формы.

Читайте также:  Развод ребенку 5 лет

Размазывание на поверхности. Этот прием используется для создания фона или заполнения внутренней части фигуры цветным материалом.

Процарапывание узоров на пластилине. Узоры создаются на расплющенном куске пластилина с помощью специального пластмассового ножа или инструментов с уже сформированной резьбой.

Скатывание пластилиновых колбасок. Скатывать колбаски можно как для их размещения на итоговом изображении, так и с целью применения в качестве заготовки.

Выдавливание пластилина из шприца. Для выдавливания рекомендуется использовать специальный шприц, позволяющий не только с легкостью выдавливать тонкие полосы пластилина, но и извлекать остатки рабочего материала из основного корпуса инструмента.

Пластилинография на тему «Весна» может выглядеть так.

Пример картины из пластилина. Алгоритм создания

Конспект занятия для родителей с детьми 5–6 лет «Рисование картин из пластилина»

1. В нижней части листа бумаги или плотного картона растереть зеленый пластилин (трава).

2. По верхней границе травы вывести с помощью мазка зеленые вертикальные линии, примерно одинаковые по своей длине (стебли цветков).

3. По обе стороны от вертикальных линий, из их основания, вывести по 1 диагональной прямой с помощью размазывания зеленого пластилина.

4. Раскатать небольшие шарики из разноцветного пластилина в количестве, равном числу стеблей.

5. Легким нажатием пальца незначительно расплющить шарик, сохранив его форму.

6. Разместить разноцветные круги на концах зеленых линий (бутоны цветов).

7. В верхней части листа бумаги растереть синий и желтый пластилин, создав очертания облаков и весеннего солнца.

Занятия с ребенком 5 лет лепка рисование

1. Раскатать 3 длинные колбаски из зеленого пластилина.

2. Расположить их в центре листа плотного картона, сведя основания в одной точке (стебель подснежника).

3. Легким нажатием пальца незначительно расплющить колбаски.

4. У основания колбасок растереть белый пластилин, создав таким образом овал (снег).

5. Слепить бутон подснежника из 3 лепестков овальной формы, используя белый пластилин.

6. Закрепить бутон на конце одного из стеблей, расположив его диагонально вниз.

Занятие: «Рисуем картину вместе».

Цель: устанавливать партнерские отношения между детьми и родителями в процессе создания картин в технике «пластилинографии».

Задачи:

1. Совершенствовать навыки лепки в технике «пластилинографии».

2. Развивать чувство композиции, цвета, эстетический вкус.

3. Формировать адекватную самооценку в продуктивной деятельности.

4. Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной творческой деятельности.

5. Воспитывать уважение к результатам своей деятельности и других людей.

Ход досуга.

Предлагается рассмотреть иллюстрации пластилинографии.

Занятия с ребенком 5 лет лепка рисованиеЗанятия с ребенком 5 лет лепка рисование

Обратите внимание на яркий пластилин, цветовую гамму, световое решение, содержание картин из пластилина и т. д. «Представьте себя художниками и попробуйте составить картины из тех предметов, которые вы видите вокруг себя или придумайте свой рисунок!»

Итак, что мы делаем? Отщипнем от пластилина основного цвета мелкие кусочки, приложим их к определенному месту, прижмем и растянем пальчиками. Каждый следующий мазок пластилина должен соединиться с предыдущим. Так можно изображать вазы и кувшины и др. Что такое техника налепа? Это означает налеплять кусочки пластилина внутри контура, предварительно нарисованного или карандашом на тонированном пластилином картоне, или стекой. В любом случае нельзя выходить за контур. Размазывать налепы не нужно. В этой технике можно вылепить листья, лепестки цветов, бабочек. А может быть, вы выберете технику «пластилиновый витраж»? Тогда раскатывайте тонкие жгутики и раскладывайте их на нарисованном контуре. Данной техникой выполняются в основном ветки, стебельки цветов, деревья и кустарники, контур любого предмета. Быть может, вы решите объединить все техники работы с пластилином. Решайте сами! Выбирайте фон для своих будущих картин (заранее тонированный пластилином картон, приступайте к работе. Удачи вам!

Взрослые и дети, решив, какой будет картина, выбрав фон, приступают к работе. Под тихую классическую музыку родители вместе с детьми создают лепные картины. Когда работа завершена, предлагается взрослым и детям полюбоваться работами, которые они придумывали и создавали вместе.)

Это результат вашего общего труда. Созданные вами необычные картины украсят группу, а дома вы можете вместе с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами нарисовать пластилином любую картину: натюрморт, пейзаж, животных, героев сказок, игрушки. Такие лепные картины можно подарить родным, друзьям, знакомым. Это будет лучший подарок, ведь он сделан своими руками! В ваших рисунках столько добра и красоты, солнечного света и счастья!

Источник