Занятия с ребенком 5 лет для развития никитина
Современные родители уделяют особое внимание воспитанию своих детей. Для этого они изучают массу информации, отбирают то, что, по их мнению, является действенным, и используют это. Вот уже более 50 лет не теряет своей актуальности методика раннего развития детей Никитиных. Ее целью является воспитание ребенка с физическими и интеллектуальными задатками. Обо всем, что касается системы Никитиных, мы поговорим в этой статье.
Суть методики Никитиных
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – семейная пара педагогов, воспитавшая семерых детей. Но воспитывали они их по особенной системе, которую сами и разработали.
В чем заключается основные идеи методики Никитиных:
- Ребенок – это личность, поэтому с раннего возраста ему предоставляется право заниматься тем, что вызывает интерес. Никаких принуждений и уговоров. Все делается с удовольствием и желанием, но под контролем взрослых.
- То, что окружает ребенка, должно стимулировать его к усовершенствованию способностей и познанию чего-то нового. Начать следует с дома, в котором он живет. На стенах должны быть полезные плакаты – географическая карта, арифметическая таблица и прочее. Если малыш проявляет интерес к измерительным приборам или литературе – не стоит пресекать это. Все находится в свободном доступе.
- Участие родителей в жизни детей является обязательным. Но переходить грани не стоит, точно так же, как и навязывать свою помощь. Ведь многие родители норовят все делать за малыша, отнимая у него возможность, стать самостоятельным. Оказывать помощь нужно только тогда, когда малыш ее просит.
- Родители должны стать примером для детей. Начать стоит с правильного и здорового образа жизни, принятия участия в соревнованиях, завоевание побед и наград. Это является наилучшим примером для подражания.
- Овладение навыками, способностями должно происходить в определенное время при соблюдении определенных условий. Если этот момент упущен, то в дальнейшем возможность развития угасает.
Всех своих семерых детей Никитины воспитывали в гармонии. Они не мешали им развиваться, а способствовали этому.
Принципы системы Никитиных
Воспитание – это та основа, которую будет использовать малыш в дальнейшей жизни. И многие родители хотят видеть своего маленького сына или дочь успешным, воспитанным человеком. А для того чтобы это сделать, согласно методике Никитиных, мамам и папам следует отказаться от двух моделей поведения со своими детьми:
- Чрезмерная организованность. Многие родители хотят дать своему малышу по максимуму знаний, заинтересовать его тем, что интересно им, не оставляя ни минуты свободного времени на то, что интересно маленькому человеку. В таких семьях родители слишком опекают детей. Они диктуют, что им делать, решают, чем те будут заниматься, что оденут на прогулку, а в дальнейшем, куда буду поступать, с кем общаться и создавать семьи.
- Полная заброшенность. Это абсолютная противоположность предыдущему случаю. Родители практически не участвуют в жизни детей. Они не интересуются, чем те увлекаются, о чем мечтают. Ведь на первом месте для них физиологические потребности. Если сын или дочь сыты, здоровы и одеты – они счастливы и больше ни в чем не нуждаются.
По системе Никитиных родители не должны игнорировать своих детей, но и чрезмерно опекать их, ограждая от внешнего мира, тоже. В воспитании своих детей они придерживались золотой середины, формирующейся на основных принципах их системы:
- Каждый малыш в праве самостоятельно выбирать то, чем он хочет заниматься. При этом родители должны правильно подтолкнуть его к тому, что физическое и интеллектуальное развитие должны одинаково присутствовать в его жизни.
- Не стоит кутать своего малыша. Одежда должна соответствовать сезону, быть максимально легкой и комфортной. Чем ее меньше – тем лучше.
- Малыша как можно раньше нужно познакомить со спортивными снаряжениями, помочь разобраться с ними и на собственном примере показать, как правильно их использовать.
- Родители должны быть для своего малыша поддержкой, которой он в любой момент может воспользоваться. Они должны проявлять интерес к его жизни.
Как вызвать желание заниматься?
Методика раннего развития Никитиных поможет разобраться в вопросе, который так часто можно услышать от молодых родителей – как вызвать у ребенка желание заниматься? Все очень просто. Достаточно создать такие условия развития, которые опережают этот процесс.
В арсенале младенца не должны быть игрушки подходящие сугубо его возрасту. А вот интересные развивающие игры для старших детей или плакаты на стенах, различные приборы будут очень кстати. С раннего детства малыш будет тянуться к тому, что не совсем для него понятно. И это отличные условия для новых познаний, овладения навыками. Во всех этих порывах к познанию нового должны присутствовать и родители. Они находятся рядом, но не выполняют за малыша непосильные задачи.
Цель их присутствия:
- Похвалить
- Поддержать
- Помочь решить возникшую проблему, но не сделать это за дочь или сына.
При изучении чего-то нового многие дети сталкиваются с тем, что у них многое не получается. В этот момент их нужно успокоить, подбодрить и смотивировать, но никак не ругать и упрекать в неудаче.
Физическое развитие в семье Никитиных
Никитины уделяли большое внимание вопросу физического развития своих детей. Они воспитали своих их закаленными, выносливыми, редко болеющими.
Для того чтобы достичь этого результата с раннего детства детей нужно:
- Знакомить со спортом
- Кормить здоровой пищей, не перекармливать
- Одевать в удобную одежду, не сковывающую движений
- Закаливать.
Закаливание с детства – это залог крепкого иммунитета. Что для этого рекомендуют делать Никитины:
- Обливаться холодной водой
- Ходить босиком по снегу
- Соблюдать определенную температуру воздуха в помещении.
Интеллектуальное развитие по данной системе
Физическое и интеллектуальное развитие в системе Никитиных стоят на одном уровне. Ведь человек должен быть не только сильным и здоровым, но и умным, способным решать непредвиденные вопросы, находить выход со сложных жизненных ситуаций.
Для того чтобы обеспечить должное интеллектуальное развитие своим детям, а также передать этот опыт другим родителям, Никитин разработал огромное количество интеллектуальных игр. И все они имеют одну особенность – не оглашение правил.
Изначально это может показаться странным. Как маленький ребенок может понять, правила игры, которую он видит впервые? На самом деле все намного проще. Начиная играть, малыш вникает в суть происходящего, наблюдает за остальными игроками, делает соответствующие выводы. Опираясь на них, анализирует, задействовав интеллектуальное мышление. Если же ему не удалось разобраться с правилами игры, ее откладывают до более подходящего времени.
Большая часть созданных Никитиным игр рассчитана на то, чтобы не ограничивать детей в творчестве. Поэтому на основе имеющихся игр можно создавать новые.
Примеры игр по системе супругов Никитиных
В воспитании своих детей Борис Никитин признавал только игры, которые сам же и разрабатывал. Они очень нравились его малышам, ведь были подобраны в соответствии с их возрастом. Большинство из них были многоуровневыми – ими могли играть как младенцы, как и дошкольники, школьники.
В качестве примера можно рассмотреть 4 игры, которые разработал Борис Никитин.
Сложи узор Никитина
Это одна из самых простых игр, которую сможет осилить 1,5-годовалый малыш. Но и дети старшего возраста могут в нее играть. Только в этом случае усложняется поставленная задача.
Основой игры являются кубики Никитина в количестве 16 штук. Размер каждого ребра составляет 3 сантиметра, а каждая грань окрашена в определенный цвет.
Суть игры – родители усаживаются рядом с детьми и предлагают сложить определенный узор из кубиков. Для начала можно попробовать собрать линию одного цвета, затем чередовать цвета, а после переходить на более сложные узоры. Важным нюансом является то, что окончить игру следует до того, как дети потеряют к ней интерес.
Сложи квадрат Никитина
Это также универсальная игра, которая подойдет для детей от 2 лет и старше. Представлена она множеством разных геометрических фигур. Из них нужно собрать квадрат. Для самых маленьких это предлагается сделать из 2 фигурок – треугольников, прямоугольников или других частей, из которых может состоять обозначенная в задании фигура. Освоив этот уровень можно переходить к следующему. Количество фигур, из которых нужно собрать квадрат, в зависимости от возраста детей, увеличивается.
Уникуб Никитина
Смысл этой игры – это создание объемных фигур в соответствии с разработанными Никитиным схемами. Сделать это предлагается из 27 кубиков, 3 грани каждого из которых окрашены в определенный цвет. Несмотря на простые правила и прилагающуюся схему игра не так уж и проста. А все дело в цветах, а вернее их сочетании – они довольно редкие.
Для детей доступно 60 заданий. Первые задания можно выполнять с детьми от 1,5 до 3 лет.
Дроби Никитина
Многие дети не любят их и не понимают, но в школьной программе они присутствуют и от этого никуда не деться. Как раз для этого случая предусмотрена эта игра. С помощью нее детей в возрасте от 3 до 5 лет можно познакомить с таким непростым понятием, как дроби.
Набор для игры представлен 3 фанерками, размер каждой из них равен альбомному листу. Для каждой фанерки предусмотрено 4 круга одинакового размера. Отличия их заключаются в цвете и сечении фигуры. Первый круг целостный, второй разделен на 2 части, третий на три и так дальше. Самый последний круг состоит из 12 частей.
Польза игры заключается в том, что дети могут повторить цвета, пересчитать части каждого круга и сравнить между собой дольки, взятые из разных кругов. Это отличный способ наглядно увидеть и понять, почему 12 часть целого круга меньше чем 6.
Это лишь часть игр, разработанных Никитиным. На них выросло не одно поколение детей. Они эффективны и познавательны. В процессе игры дети лучше усваивают новый материал.
Преимущества и недостатки системы
Воспитывая детей по данной системе, многие родители отмечают то, что они в развитии значительно опережают своих сверстников.
Дети:
- Имеют устойчивый ко многим заболеваниям иммунитет. Даже если организм подкосила инфекция или вирус, он намного быстрее, без осложнений справится с этим.
- Любознательные, стремятся к чему-то новому.
- Всегда готовы к любым жизненным трудностям, не боятся ошибиться, быстрее находят правильный выход из любой ситуации.
- Интеллектуально развиты.
Несмотря на преимущества данной системы, есть родители, которые отмечают некоторые негативные стороны такого воспитания.
Заключаются они в следующем:
- Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься. В школе это существенно сказывается на его успеваемости, ведь в изучение неинтересных для него предметов он не углубляется.
- Система предусматривает тесный контакт детей с родителями, лишая их возможности общаться и развиваться вместе со своими сверстниками. Это может привести к тому, что их круг общения становится ограниченным.
Многие родители видя, что их малыш в интеллектуальном развитии опережает своих сверстников, пытаются дальше развивать его способности. И не находят ничего лучшего, чем записать их в классы или школы с определенным уклоном. Бывает и так, что дети попадают в класс, где ученики по возрасту старше его. Он чувствует себя ущемленным, нередко у него возникают проблемы с социализацией.
Решив взять за основу воспитания своего малыша систему Никитиных, стоит еще раз хорошо взвесить все ее плюсы и минусы. Некоторые родители, которые являются ее приверженцами, отмечают для себя и используют только некоторые принципы, вносят в методику свои коррективы. Ведь только родители знают, что нужно их малышу, каким должно быть его воспитание и развитие. И никто не вправе навязывать им свое мнение, касающееся этих вопросов.
Безусловно, здоровье и интеллектуальное развитие ребенка важно для родителей. Но его душевное состояние и хорошее настроение куда важнее.
Видео о семье Никитиных
Источник
Родители, серьезно думающие о будущем своего ребенка, стараются начать его обучение с ранних лет, используя опыт педагогов прошлого, которые на практике доказали состоятельность своих взглядов. Не утрачивает актуальности методика Никитина, которая направлена на развитие и воспитание детей в игровой форме.
Цель и задачи
Как полагали супруги Никитины, ключевая цель воспитания малыша – развитие творческой личности, именно на нее и опираются основные принципы методики. Аналогичным образом можно сформулировать и цель разработанной ими системы.
Задачи методики таковы:
- гармоничное интеллектуальное и физическое развитие ребенка с ранних лет;
- формирование у него самостоятельности за счет невмешательства родителей в процесс решения конкретной задачи;
- выполнение определенных упражнений помогает ребенку понять цвета и основные геометрические фигуры;
- дидактические игры направлены на развитие логики, мышления, памяти малыша в ненавязчивой и легкой форме.
Многие развивающие задания семьи Никитиных появились во время их непосредственного общения с детьми, при участии последних, поэтому доступны для малышей, полезны и интересны им.
История создания
Система появилась во второй половине 60-х годов ХХ столетия и сразу привлекла к себе всеобщее внимание, поскольку подход Никитиных существенно отличался от норм и принципов, царивших в советской дидактике. Первая публикация педагогов увидела свет в 1962 году, а позднее предложенные новаторства заинтересовали специалистов за рубежом – в Германии и Японии.
Методика Никитиных была разработана теми людьми, для которых проблема воспитания малышей являлась актуальной, ведь у супругов Лены Алексеевны и Бориса Павловича их было семеро. Они не только предложили другим родителям познакомиться с собственным опытом, но и, будучи профессиональными педагогами, активно использовали свои знания. Дети Никитиных приступали к изучению математики и письма в возрасте 3-4 лет. Супруги старались воспитывать своих ребят в условиях, максимально приближенных к естественным, уделяли большое внимание закаливанию, физической активности, предоставляли детям полную свободу движения с рождения.
Плюсы и минусы
К числу преимуществ методики можно отнести следующее.
- Такой подход позволяет добиться комплексного физического и интеллектуального развития.
- Способствует совершенствованию логики, сообразительности, пространственного мышления, фантазии, памяти, умения находить нестандартные пути.
- Учит малышей быть самостоятельными, настойчивыми и целеустремленными с ранних лет.
- Помогает получить базовые знания о важнейших абстрактных понятиях, что в дальнейшем будет полезно на школьной скамье.
Следует отметить, что методика не лишена и отельных недостатков.
- Выполнение упражнений и игры осуществляются при взаимодействии малыша и родителей, что, конечно, весьма полезно, но ограничивает общение ребенка со сверстниками.
- Развитие дошкольника не будет всесторонним при использовании исключительно методики Никитиных, поэтому ее следует дополнять рекомендациями других педагогов.
- Система ориентирована на домашнее воспитание, поэтому нередко дети, которые развивались исключительно по данной методике, оказываются неготовыми к школьной жизни.
- Из-за отсутствия сюжетных и ролевых игр малыш не учится играть, в течение всего дня он тренирует свой мозг, что ведет к существенным затратам энергии, вызывает усталость. Такой ребенок лишается многих светлых моментов детства.
Отметим, что недостатков у методики гораздо меньше, чем положительных моментов, и они могут быть без проблем сняты заботливыми родителями, которые дадут возможность своему ребенку пообщаться с ровесниками, поиграть с ними так, как того хочет сам малыш, отдохнуть.
Главные принципы
Свою позицию супруги объясняли так: их задача – воспитание не гениев, а самодостаточных и гармоничных личностей, для которых свойственны познавательное начало, живой интерес, стремление творить, наличие собственной позиции.
Методика Никитиных базируется на «трех китах» — основополагающих принципах.
- Для малышей необходимы особые условия, способствующие умственному и физическому развитию, поэтому родителям следует тщательно продумать дизайн детской комнаты: здесь должно быть уютно и комфортно. Чтобы ребенок обучался естественным образом, на стены можно повесить карточки с буквами, изображение карты мира, числовые таблицы.
- Задача родителя – предложить ребенку задачу, но не навязывать ни подход к ее решению, ни тем более правильный ответ. Главное – малыш должен проявить творчество, только в этом случае результат будет положительным. Упражнения Никитиных построены таким образом, что допустимы несколько возможностей решения.
- Ключевое значение в воспитательном процессе имеет тесное взаимодействие ребенка с родителями.
Опираясь на эти принципы и используя развивающие пособия супругов Никитиных, родители смогут помочь своим детям вырасти гармоничными и одаренными личностями, не испытывающими проблем в общении и социализации.
Основные труды
Супруги Лена и Борис Никитины написали большое количество развивающей литературы, которая может быть использована современными родителями.
Перечислим наиболее известные пособия:
- «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней».
- «Наши уроки».
- «Правы ли мы?»
- «Интеллектуальные игры».
Согласно их методике, ребенок должен был начать свое обучение с раннего возраста, причем речь идет не только о физическом, но и об умственном развитии. Вот почему для детей расставлялись всевозможные спортивные снаряды, в свободном доступе были книги, наглядные пособия. При этом никто не должен ограничивать выбор ребенка, только он сам мог определить, чем именно будет заниматься. В современной жизни полностью придерживаться такой методики довольно сложно, ведь она ориентирована на постоянное нахождение дома и ребенка, и его мамы, но родители могут смело использовать элементы интеллектуальных и развивающих игр, которые помогут подготовить малыша к школе, улучшить его мышление, фантазию, память.
Лучший возраст для занятий
Комплекс развивающих игр Никитиных можно использовать для дошкольников всех возрастов, поскольку, изменяя задания, легко повысить уровень сложности самой игры. Начинать тренировки с кубиками можно с 1,5 лет, это будет способствовать развитию мелкой моторики. Для самых маленьких достаточно использовать кубики одного цвета, просто раскладывать их, стараясь создать «дорожку». В 3–4 года можно смело предлагать ребятам разноцветные кубики и усложнять задание, просить сложить узор.
Основные пособия
Методика супругов Никитиных предполагала комплексное развитие физической силы и выносливости, интеллекта и творческого потенциала, поэтому и включала в себя большое количество пособий.
- Шведская стенка, скакалка, турникеты, мячи помогали ребенку тренировать тело.
- Кубики, развивающие доски, головоломки способствовали улучшению логического мышления и творчества.
Активно используется и конструктор. Работать с пособиями просто – малышу дается определенное задание, которое он должен выполнить.
Интеллектуальные игры
Развитие творческого начала ребенка предполагает развитие у него и интеллекта, поэтому в методике супругов Никитиных большое значение имеют всевозможные игры, которые интересны ребенку и в то же время полезны ему. Методика Никитиных удобна тем, что не только содержит теоретические обоснования правил работы с малышами, но и предлагает комплект конкретных игровых пособий, которые родители могут включать в режим дня своего ребенка. Вариантов множество.
Рамки Монтессори и вкладыши
Этот набор предназначен для детей от года. Представляет собой 16 рамок и соответствующие им геометрические фигуры, от малыша требуется понять, какая именно фигура подходит к конкретной рамке, и поместить ее «на место». Для самых юных задание существенно упрощается – им дают саму рамку и фигуру (например, круг) – ребенок должен понять, как их объединить. Для детей 4-5 лет можно разнообразить упражнение – обводить по контуру и рамки, и вкладыши, закрашивать их.
Уникуб
Направлен на развитие мышления и внимательности малыша, представляет собой набор из 27 кубиков, грани которых окрашены в различные цвета. Задача взрослого – дать ребенку конкретное задание (его можно придумать самостоятельно, например, выстроить из кубиков дом, сложить несколько кубиков так, чтобы стали видны лишь красные грани, или же посмотреть в иллюстрированной книжке-инструкции). Развивающая игра будет интересна и полезна детям от 1,5 лет. До трех лет можно предлагать самые простейшие действия, например просто поместить кубики в коробку.
Супруги Никитины категорически не рекомендуют вмешиваться в процесс решения задачи, от родителей требуется лишь похвала за успех, а справиться с поставленной целью малыш должен самостоятельно. Если взрослым кажется, что ребенок действует «неправильно», следует все равно дать ему свободу творчества. Неправильных решений нет, но вполне возможны нестандартные.
«Сложи узор»
Этот игровой набор пользуется заслуженной популярностью. Состоит он из 16 кубиков одинакового размера, грани которых выкрашены в четыре различных цвета. Есть грани однотонные, двухцветных в двух вариациях (фрагменты различного окраса размещены диагонально или по прямой линии), 3- и 4-цветные. Задача ребенка – сложить из них узор, при этом на начальном этапе можно использовать готовые варианты из книжки-инструкции, а после – проявлять фантазию, самостоятельно придумывать всевозможные комбинации. Лучший возраст для выполнения упражнений с узорами – от 4 до 8 лет.
Развивающее пособие при необходимости можно создать самостоятельно, используя обычные деревянные кубики и цветную бумагу.
Борис Павлович Никитин предлагал идти путем «от простого к сложному» и использовать следующие виды и формы работы:
- У малышей в возрасте 1,5-2 лет лучше всего получается подражать, поэтому взрослый может показать пример – сложить из кубиков «дорожку», башенку, поезд или другую простую фигуру.
- В 2-4 года можно смело приступать к работе с цветами, предложив ребенку повторить заранее придуманный родителем гармоничный узор, это может быть как «дорожка», так и «квадрат». С каждым занятием сами узоры должны становится сложнее.
Количество «узоров», сложенных за одну игру, зависит от способностей и желания ребенка. Для одного будет достаточно и 4-5 различных вариаций, другой ребенок не успокоится, пока не соберет более 10. Цель родителей – не навязывать свою волю, но и не ограничивать стремление.
- Усложненный вариант игры – сложить узор по готовой иллюстрации, но менять цвета (например, на карточке рисунок сине-белый, а ребенку надо сложить красно-желтый).
- Как только ребенок без проблем начнет собирать такие сложные вариации, как «пила», «фонарик», «горки», следует предложить ему срисовать получившийся узор с кубиков на листок бумаги в клетку.
- Наконец, наиболее сложная форма работы – придумать узор, разложив кубики в необходимом порядке, перерисовать его и закрасить.
Игра «Сложи узор» интересна детям, помогает развить в них интеллект, способность к анализу и синтезу, умение мыслить логически, комбинировать цвета и формы.
«Сложи квадрат»
Дидактический материал имеет три уровня сложности, представляет собой набор из 12 квадратов, каждый из которых окрашен в собственный цвет и причудливым образом разрезан на части. Задача ребенка проста – собрать целый квадрат, от него потребуется выбрать «кусочки» необходимого цвета и сложить из них правильную фигуру. Начинать работу с самым простым вариантом головоломки «Сложи квадрат» можно с двух лет.
Следует действовать по принципу «от простого к сложному»: сначала предложить ребенку собрать квадрат из трех частей, потом перейти к более сложному варианту – квадрату, разделенному на 5 или 6 фрагментов. Наконец, самым сообразительным можно предложить создать целое из 7 частей.
Набор «Дроби»
Сделать его можно своими руками, используя плотный картон или фанеру, или приобрести готовый вариант.
«Дроби» представляет собой 12 кругов, окрашенных в различные цвета:
- целые круги;
- разделенные на сегменты – «дольки».
В зависимости от возраста и способностей можно предложить ребенку несколько вариантов игры с набором «Дроби»:
- разложить кусочки по цветам;
- составить из них круг, составить круг из деталей различных цветов;
- разложить в ряд детали от меньшей к большей;
- разместить фрагменты от большего к меньшему, разместить их стопкой.
Набор помогает не только развить мышление и сообразительность, но и получить первые знания о дробях, что, несомненно, поможет в процессе обучения – ведь, как отмечают педагоги, тема дробных чисел чаще всего дается неподготовленным детям с трудом. Заниматься с набором лучше всего в возрасте от 3 до 7 лет.
Если у ребенка возникли непреодолимые трудности, рекомендуется не подсказывать, а отложить игру на пару месяцев, предложить ему альтернативный вариант.
Методика раннего развития детей, созданная супругами Никитиными, позволяет не только подготовить малыша к школе и в ненавязчивой легкой форме пояснить ему то, что потом будут требовать учителя, но и научить ребенка самостоятельности, развить стремление решать задачи, полагаясь только на себя, на собственный интеллект.
Источник