Занятия с ребенком 4 года рисование аппликации
Как известно, в настоящее время творческие люди более успешны и достигают высот в своей профессиональной сфере. Аппликации с детьми являются одним из способов для творческого развития.
Занимаясь такими видами деятельности, как рисование, лепка, поделки и аппликации (то есть делать то, что можно подарить или потрогать), малыш чувствует свою значимость (я смог это сделать). Это очень важно для маленьких создателей, это побуждает ребёнка делать что-то новое. Таким образом развивается фантазия, воображение, творческое мышление. Начинать делать аппликации с детьми можно и нужно с раннего возраста, ещё до того, как малыш пошёл в детский сад.
В интернете можно найти множество различной информации о том, как развивать творческие способности ребенка с раннего возраста. Книга «Первые поделки малыша» Светланы Ивановой поможет молодым родителям разобраться в данном вопросе более подробно. Она рассчитана на детей 1.5-5 лет и является руководством к действию и позволит каждое занятие проводить интересно и весело. Все занятия представлены в игровой форме, и каждый родитель сможет организовать их с лёгкостью и удовольствием, как для себя, так и для ребёнка. Книга состоит из 24 тематических занятий и творческой поделки к каждому из них.
В данной статье мы подробно поговорим об аппликации с детьми 2, 3, 4 лет, о различных техниках, расскажем, какие есть нетрадиционные техники аппликаций. И, конечно же, вы найдёте различные идеи простых аппликаций с детьми.
Польза аппликаций для детей
Как и любой другой вид творческой деятельности, аппликации с детьми очень полезны:
- Способствует развитию мелкой моторики малыша, что отлично сказывается на работе головного мозга
- у ребёнка расширяется кругозор, знакомится с окружающим миром
- Аппликации с детьми положительно сказываются на развитии речи
- Формируются такие качества, как терпение, упорство. Приучайте малыша убирать своё рабочее место, тем самым воспитывая трудолюбие
- В процессе занятий карапуз получает новые сенсорные впечатления
Как раз на этих особенностях молодым родителям следует акцентировать своё внимание на этапе раннего развития малыша.
Материалы для аппликации
В настоящее время разнообразие материалов для аппликаций с детьми огромно. Это не только цветная бумага. Аппликации можно делать из ватных дисков и палочек, различных круп, песка, ткани, природных материалов (например, осенние листья), салфетки, стикеры, вата, фольга и так далее. Главное, проявить фантазию и показать малышу этот многообразный и многоликий мир искусства.
Но, все же главными атрибутами аппликаций остаются картон (основа), клей, бумага и ножницы.
Картон, или другая плотная бумага чаще всего используется для основы аппликаций. Он может быть однотонный, цветной, различной фактуры. Размер основы зависит от самой аппликации. Но для малышей лучше всего брать основу не меньше формата А-4.
Клей. Без этого инструмента практически не обойтись. С его помощью склеиваются детали. Для маленьких детей клей можно заменить собственно приготовленным клейстером и смазывать детали пальчиком. Затем научить ребёнка пользоваться клей-карандашом, а после уже и работать клеем ПВА с помощью кисточки.
Бумага является основным материалом для аппликаций с детьми. Такой материал уже давно знаком малышу. Сначала дети держат бумагу, мнут, рвут ее на кусочки руками, затем учатся перелистывать странички в книге. Для аппликаций лучше всего покупать плотную бумагу, она не будет рваться или сворачиваться при склеивании. Тонкую бумагу лучше использовать, когда аппликация предполагает технику «мятая бумага».
Ножницы. Детские ножницы имеют безопасные концы, но такой предмет не следует давать ребёнку раньше трёх лет. Родителям нужно очень ответственно подойти к обучению малыша пользоваться ножницами. Необходимо показать, как их правильно держать, как передавать, обучить технике безопасности. Сначала ребёнок учиться просто резать бумагу так, как вздумается. После этого научите малыша нарезать полоски, квадраты, а затем уже более сложные фигуры.
Делаем аппликации с детьми
Занимаясь с ребёнком аппликациями, помните, что малышу следует давать такие задания, которые будут ему под силу и соответствует его возрасту. Не нужно требовать от своего крохи выполнения сложной поделки. У него не будет получатся, а основную работу будет выполнять мама, и это может навсегда отбить интерес к творческой деятельности.
Творческие занятия в раннем возрасте не должны превышать 10-15 минут. Не заставляйте малыша заниматься, если он капризничает или не в настроении.
Первые аппликации
Перед тем, как начать делать аппликации с ребёнком, покажите, как нужно намазывать клей на деталь, приклеивать ее к основе и разглаживать ладошкой, чтобы лучше держалась. Здесь важно, чтобы ребёнок понял саму суть такой работы.
Научите малыша правильной технике. Если пользуетесь клей-карандашом, следите, чтобы во время нанесения ребенок держал его перпендикулярно бумаге. Саму же деталь во время нанесения клея необходимо придерживать пальчиками одной руки. Пока у малыша не получается, помогайте ему, но не делайте все за него. Со временем он всему научится.
Занимаясь первыми аппликациями из бумаги с детьми, можно изучать геометрические фигуры, цвета. Нарежьте из цветной бумаги различные фигуры, озвучивая названия, научите малыша приклеивать их на основу. Сначала ребёнку совсем не важно, какой получится результат, ему интересен сам процесс. Наверняка, карапузу придёт по душе такое занятие.
После того, как ребёнок научился уверенно приклеивать детали на основу, можно приступить к аппликациям посложней, с сюжетом. Например, вырезать из бумаги зеленого цвета елку, приклеить на основу. Затем вырезать небольшие разноцветные круглые шары, звездочки и предложить малышу украсить елочку. Только не поправляйте ребёнка, вы же не на выставку собираетесь с полученными работами. Помните, что в раннем возрасте для детей важен процесс занятия, а не то, насколько красивым получится результат.
В интернете можно найти очень много разнообразных шаблонов для первых аппликаций с детьми 2-3 лет. Смысл их в том, что на бумаге нарисован самый простой рисунок, например, кот. Ваша задача — вырезать тонкие полоски из цветной бумаги и дать малышу приклеить коту усы. Или это может быть дерево. Нарисуйте на цветной бумаге листья, вырежьте их и также предложите малышу “одеть” дерево.
Проявив фантазию, вы можете самостоятельно на альбомном листе нарисовать крупные рисунки, персонажей из сказок или рассказов, стихотворений, животных, предметы и приклеивать с малышом различные детали, завершая образ изображения.
Интересные аппликации для детей получаются из обыкновенных стикеров. Возьмите альбомный лист, нарисуйте машинку (размером не больше стикера). Приклейте два стикера так, чтобы машинка оказалась под ними. Получается “окошко” (или “дверцы”), открывая которое малыш видит машинку. Играйте с малышом: “Где спряталась машинка? Давай мы ее сейчас найдем ”.
Внесите разнообразие с помощью других материалов. Используйте вату, в качестве снега, или бороды деда мороза, или сделайте лед на зимнем озере из фольги.
аппликация домик
Техники аппликаций
Многие мамы и папы считают, что занятия аппликациями -это не для малышей, т.к. они требуют различных сложных действий: вырезание ножницами, приклеивание деталей в нужное место. Также для выполнения поделки необходимо достаточное количество времени, а маленьких детей, как правило, сложно заинтересовать чем-то более 10 минут.
На самом деле, существует много различных техник аппликаций с детьми раннего возраста-без использования ножниц, «рваная бумага», «мятая бумага» и т.д. Ниже мы рассмотрим более подробно основные техники аппликаций с детьми раннего возраста. Занятия нужно проводить в игровой форме, использовать различные материалы. А красивые поделки получаются за несколько минут. Задача родителей-заинтересовать своего кроху.
Техника «мятая бумага»
Такой метод подойдёт для малышей до трёх лет. Ребёнку предлагается лист цветной бумаги, его необходимо разорвать на кусочки, затем каждый смять. Благодаря такой техники аппликаций красивые картины получаются всего за несколько минут. Приклеивать готовые детали можно по одной, окунув в клей, или намазать саму основу клеем и уже к ней приклеивать детали. Для таких аппликаций подойдёт тонкая цветная бумага. Занимайтесь с малышом, разыгрывая интересный короткий сюжет.
Корм для птичек. Дайте карапузу лист жёлтой бумаги, предложите порвать его на кусочки (или заранее приготовьте кусочки сами). Покажите ребёнку, как нужно смять каждый кусочек, чтобы получились небольшие мятые комочки. Предложите малышу покормить птичек, рассказывая, что наступила зима, птичкам тяжело достать еду, может быть, поможем птичкам, давай их накормим?
Звёздное небо. Возьмите темную основу. Для звёзд подойдёт жёлтый лист бумаги. Также предлагайте малышу порвать на кусочки и смять, затем приклеить на основу (наступила ночь, город в темноте, только месяц светится. А где же звездочки? Давай сделаем звёздное небо)
Техника «рваная бумага»
Такой вид аппликации подразумевает разрывание листа бумаги на мелкие кусочки. Особенность и простота в том, что не нужно смазывать клеем каждую деталь. Достаточно только намазать полностью основу или часть её, и уже к ней приклеивать бумажки (или просто рассыпать по поверхности), необязательно разглаживать каждую деталь, кончики могут быть приподнятыми, тем самым создавая некую «пушистость».
Можно придумать небольшой сюжет, заранее нарисовав изображение (например, в тарелку насыпать кукурузные хлопья, украсить кулич, сделать на дереве ягоды для снегирей), или нарисовать домик и «разукрасить» его маленькими порванными кусочками.
Использование наклеек
Сегодня в книжных магазинах достаточно широкий выбор разнообразных книг с наклейками на всевозможные тематики. Приобретите такие книги, вашему малышу обязательно понравятся наклейки. Их необходимо приклеивать на изображение, делая их завершёнными. Книжки бывают разной степени сложности. Также можно купить и отдельные листы с наклейками.
Придумывайте различные игры с малышом. Например, купите наклейки с изображениями собак. Поиграйте с малышом в «домик для собачек». Для этого возьмите лист бумаги, нарисуйте большой дом с множеством окошек, предложите малышу приклеить наклейки в каждое окошко.
Также во время занятий аппликациями хорошо использовать наклейки в виде ярких простых фигур и форм (звездочки, сердечки, кружочки, квадратики, цветочки и тому подобное). Можно придумать много различных игр с использованием таких наклеек. Например, дайте малышу лист зеленого картона и предложите ему сделать цветочную полянку. Нарисуйте девочку в платье, попросите ребёнка украсить одежду.
Приклеивание готовых изображений
Здесь вам в помощь придут любые газеты, журналы с яркими изображениями. Просто вырезайте картинку и предлагайте малышу приклеить к основе. Также можно вырезать из цветной бумаги конфетку, грушу или любой другой предмет. Когда малыш приклеит несколько изображений на основу, можно дорисовать остальные детали, таким образом получится законченная картина. Как всегда, используйте простой игровой сюжет. Например, вырежьте несколько рыбок и попросите малыша наполнить аквариум рыбками.
Знакомство с ножницами
Знакомить ребёнка с ножницами рекомендуется к трём годам, не раньше. Приобретите специальные детские ножницы. Объясните ребёнку, как правильно пользоваться ножницами, что нельзя ими размахивать, в чем может быть опасность при использовании данного инструмента, чтобы карапуз случайно не поранил пальцы. Научите малыша правильно передавать их-ручками вперёд.
Сначала детей учат резать лист бумаги на полоски. Затем используется метод неточного вырезания, т.е. на листе рисуется фигура, а малышу необходимо примерно по линии вырезать деталь. Если у вашего крохи не получается, возьмите его руку в свою и показывайте, как нужно вырезать. Обычно, процесс обучения по вырезанию ножницами длится достаточно долго. Со временем детали будут получаться все более аккуратными и точными.
На начальном этапе вырезайте с малышом билетики, салфетки для кукол или игрушек, разноцветные полоски , приклеивайте их на основу, тем самым получая полосатый коврик для щенка. Затем усложняйте задачу. Нарисуйте треугольник и попросите малыша вырезать крышу для домика. Сделайте аппликацию гусеницы из кружочков.
Нетрадиционные техники аппликаций с детьми
Для того, чтобы поддерживать интерес малыш к занятиям аппликациями и создавать что-то новое и интересное, предлагайте ему и другие нестандартные материалы: вату, ватные диски и палочки, ткань, фольгу, пуговицы, листья, ветки, пластилин.
Детям по-старше предлагайте делать различные поделки из круп, песка, макарон и семян. Предварительно крупу можно покрасить, и поделки получатся цветными, яркими и красивыми. Манку можно покрасить гуашью, только без воды.
Для таких аппликаций с детьми отлично подойдут детские раскраски. Распечатайте листы с рисунком, предложите малышу намазать раскраску клеем и далее «раскрашивать» её крупой.
Вата отлично подойдёт для аппликаций животных, которые имеют белую и пушистую «шубку», снега, облаков. Для основы можно также использовать раскраски, или нарисовать вместе с малышом, а ватой дополнить рисунок. Например, нарисуйте зеленую полянку с цветочками, голубое небо, а облака сделайте из ваты.
Аппликации ладошками. С помощью такой техники можно получить интересную поделку. Предложите ребенку сделать контур своей ладошки на листе цветной бумаги, затем вырезать. Из таких ладошек можно сделать практически все, что угодно: солнышко, рыбку, животных, бабочку.
Вариантов аппликаций можно придумывать бесконечно. Проявите фантазию, спросите у своего малыша, чтобы он хотел изобразить. Творите и создавайте вместе.
Идеи аппликаций
Аппликация ежик
Аппликация машинка
Аппликация из кругов
Аппликация гриб
аппликация из ватных дисков
Аппликация из ватных дисков
Аппликация домик из ватных палочек и ваты
Аппликация цветок объемная
Объемная аппликация цветы
Объемная аппликация рыбка
Аппликация из ладошек
Источник
Рисование — одно из первых творческих направлений, которым овладевает ребёнок. Сложно преувеличить значение рисования для развития малыша. Но несмотря на это, родители часто интересуются, зачем обучать ребенка рисованию в раннем возрасте.
Обучение рисованию ребенка 3-4 лет
Рисование способствует познанию окружающего мира, развивает такие навыки, как внимание, воображение.
Зачастую малышу проще выразить свои эмоции при помощи художественной деятельности — лепки, рисования.
Умение владеть карандашом способствует развитию мелкой моторики, которая напрямую связана с формированием речи ребёнка. Во время рисования малыш задействует оба полушария головного мозга, что стимулирует развитие межполушарных связей.
Кроме того, рисование помогает малышу научиться ориентироваться в пространстве (вверх-вниз), соизмерять пропорции объектов (больше-меньше).
Психологи отмечают, что рисование обладает успокаивающим эффектом, поэтому особенно им рекомендуется заниматься детям, склонным к капризам и неврозам.
Как заинтересовать малыша рисованием
Ребенок в три года уже проявляет интерес к определенным темам, у него появляются любимые герои и персонажи. Для поддержания увлеченности чада при организации занятий необходимо учитывать его предпочтения.
В этом возрасте с малышом можно использовать различные способы рисования, необходимо проявлять фантазию каждый раз, чтобы сделать занятия максимально интересными для ребенка. Возможно рисовать пальчиками, цветными карандашами, кистью и красками, восковыми мелками, поролоновыми тампонами.
Чтобы сделать рисование для детей 3-4 лет увлекательным и любимым занятием, надо разрешать ему экспериментировать и импровизировать. Не стоит навязать ему какие-либо правила. Обязательно нужно рисовать вместе с малышом.
Важно! Не надо критиковать, в процессе рисования нужно помогать и направлять малыша очень мягко и деликатно.
Наблюдая за своим чадом, родители могут определить проблему, с которой он сталкивается во время занятий, и помочь решить ее.
Если малыш при малейшем затруднении бросает занятие, это говорит о том, что он не умеет преодолевать сложности. В этом случае необходимо показать ребенку альтернативные пути достижения желаемого. К примеру, если у малыша не получается нарисовать белочку, ему можно предложить слепить ее из пластилина или сделать аппликацию с изображением животного.
Если ребенок быстро теряет интерес к рисованию, то возможно занятие подобрано не под его уровень. Тогда нужно усложнить или упростить его.
Когда чадо быстро утомляется, для него представляет сложность завершить рисунок, то можно чередовать рисование с детьми 3-4 лет с активными занятиями, делать массаж.
Особенности организации рабочего пространства для малыша
Очень важно в детской комнате организовать рабочее пространство для малыша, в котором ему будет комфортно и интересно заниматься. Правильно обустроенное рабочее место настраивает ребенка на нужный лад.
Во время уроков рисования для малышей 3 лет желательно родителям находиться рядом, чтобы отвечать на возникшие у ребенка вопросы и помогать преодолевать сложности, если такие возникнут.
Для всего творческого материала — альбомов, красок, кисточек, карандашей — должно быть свое место, при этом ребенок должен иметь свободный доступ к ним. Если родители решили вешать полочки или шкафчики на стены, то рекомендуется это делать на высоте роста малыша, чтобы при желании он смог бы спокойно с них что-либо достать.
Когда учат рисовать детей 3-4 лет, то полезной деталью интерьера станет меловая доска или стена, покрытая специальной краской.
Обратите внимание! Экспозиции на стенах комнаты из работ, сделанных малышом, добавят мотивации к работе.
С чего следует начинать при обучении ребенка рисованию
Как показывают исследования, обучение живописи лучше начинать в раннем возрасте. Прежде всего нужно научить малыша правильно держать в руке карандаш и лишь потом переходить непосредственно к рисованию. Вначале можно помогать ребенку — водить его руку своей. Лучше всего обучение начинать с освоения прямых и волнистых линий, простых геометрических фигур (круг, квадрат). Постепенно можно переходить к усложнению рисунка, к примеру, рядом с домом нарисовать дерево, а на нем яблоки.
Техники для рисования
Основные техники рисования:
- Штриховки и зарисовки. Целью данной техники является обучение закрашиванию какой-либо области, не заходя за контур.
- Точки. Эта техника, пожалуй, легче всего дается детям. С помощью нее можно нарисовать зиму, дождик. Точки можно делать с помощью пальчика, который предварительно малыш опускает в краску. Также рекомендуется использовать ватные палочки, которыми, к примеру, ребенок без труда может нарисовать листочки на дереве.
Интересные идеи для рисования
Можно выбрать разные идеи для рисования, например, такие:
- Штампы из пластилина. Подготовка для работы в данной технике не займет много времени. Достаточно из куска пластилина сделать штамп, придав ему нужную форму, украсить узорами и окрасить в нужный цвет. Для окрашивания можно использовать кисть или губку.
- Штампы из листьев. Для этой техники подойдет любая краска. Сторона листа с прожилками покрывается обильно краской, а затем этой стороной нужно приложить его к бумаге. После нескольких секунд аккуратно убирать лист. С помощью этой техники можно сделать вместе с малышом картину «Осень в лесу».
- Отпечатки овощей. Разрезав овощ на две части, нужно покрыть его поверхность подходящей по цвету краской, а затем сделать отпечаток на бумаге.
Учим ребенка рисовать карандашами
При знакомстве малыша с карандашами очень важно сделать правильный выбор. Первые карандаши не должны быть очень маленькими и тонкими, лучше всего отдать свое предпочтение трехгранным карандашам, на которых пальчики малыша располагаются в правильном положении.
Обратите внимание! По мере освоения этого предмета рисования ребенка можно обучать новым техникам. Но для начала он должен научиться рисовать точки, линии и штриховать.
Учим рисовать красками детей 3-4 лет
Рисование красками для детей 3-4 лет — очень увлекательное занятие. Для него лучше выбрать акварель или гуашь, потому что они безопасны и их легко отстирать с одежды. Лучше всего приобрести стаканчик-непроливайку и мягкие кисточки разного размера.
Прежде всего, начиная работу с красками, нужно научить малыша держать правильно кисть, смачивать ее в воде и набирать краску. Можно предложить ребенку поводить сухой кисточкой, чтобы потренировать степень нажима и четкость движений.
Начинать лучше работу с одного цвета и простых форм. Можно попросить малыша нарисовать линии, волны, круг, а потом закрасить его по контуру.
Когда рисунки одним цветом будут освоены, можно добавить второй цвет. Постепенно трёхлетка научится не смешивать цвета, вовремя промывать кисточку, не выходить за контур картинки.
В три года картины малыша еще довольно хаотичны и схожесть с предметами пока минимальна, но если поощрять ребенка, то со временем рука малыша привыкнет, и рисунки станут реалистичнее.
Важно! Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за испачканную одежду или разлитую воду.
Как научить ребёнка рисовать поэтапно
При обучении малыша поэтапному рисованию важно озвучивать сюжет. Для этого отлично подойдут сказки или стихи.
Во время занятий рисуются простейшие линии и фигуры, а затем поэтапно модифицируются на глазах у малыша. Так, из квадрата получается домик, а из треугольника крыша, а из круга на небе появится солнышко.
Обратите внимание! Ребенку быстро надоедают монотонные и однообразные занятия, поэтому родители должны постоянно показывать новые приемы и подсказывать идеи для закрепления умений по пошаговому рисованию.
Поэтапное рисование для 4-летних детей приобретает более сложные формы и темы. Родители, используя различный методический материал, могут подобрать темы, интересующие его малыша. К примеру, научить рисовать машину или самолет.
Нужно ли отдавать ребенка в кружок рисования
Сейчас открылось множество кружков, студии по занятию с детьми с самого раннего возраста, их можно найти в любом районе города в шаговой доступности от дома. Но действительно ли нужны уроки по рисованию детям 3-4 лет?
Эксперты рекомендуют начинать художественные курсы уже в возрасте трёх-четырёх лет, где детей научат правильно держать карандаш или кисточку, аккуратно закрашивать контуры. Стоит отметить, что этому можно научить и самостоятельно дома. А если малыш ходит в садик, то и там обязательно имеются художественные занятия. В последнее время стали популярны курсы онлайн для детей, по которым они занимаются, не выходя из дома, что очень экономит время их родителей. По стоимости они обходятся дешевле кружка, что тоже является плюсом.
Рекомендации психологов и педагогов
Проведенные исследования подтверждают, что дети, которые много занимались рисованием, быстрее и легче осваивают письмо. Во время этих занятий развивается мелкая моторика, поэтому рисование — это обязательный этап, который должен предшествовать письму.
Обратите внимание! Кроме этого, педагоги утверждают, что детям, занимающимся рисованием, легче дается пространственное мышление и геометрия.
Среди психологов бытует мнение, что дети «рисуют головой, а не руками», потому что во время художественного процесса у них активно развивается мозг и улучшается память. Рисование развивает чувство красоты в детях. Зачастую психологи используют рисование во время своих практик, потому что это занятие помогает корректировать эмоции, достичь баланса внутри себя. Психологи называют рисование самотерапией.
Для привития чувства красоты, расширения кругозора и воспитания развитой личности, особенно если ребенок не ходит в сад, родителям стоит уделить особое внимание рисованию с детьми в возрасте 3-4 лет.
Источник