Занятия с ребенком 4 года онр 1 ур
Наталья Зюкова
Конспект логопедического занятия с ребенком 4–5 лет с ОНР I уровня по теме «Дикие животные»
Конспект индивидуального логопедического занятия
с ребенком среднего дошкольного возраста с ОНР-I уровня
Тема: Дикие животные.
Составила: учитель-логопед высшей квалификационной категории
Зюкова Наталья Адольфовна.
г. Пестово
Цель: формирование пассивного и активного словаря.
Задачи:
1. формирование положительной мотивации к речевому общению;
2. активизация подражательной речевой деятельности;
3. закрепление в речи слов из лексической темы «Дикие животные»;
4. развитие общей и мелкой моторики, памяти, слухового восприятия.
Оборудование: массажные мячи 2 шт., шнуровка – яблоко, картинки (ёж, лиса, белка, волк, лось, кабан, заяц, бобр).
Ход занятия:
I. Оргмомент. Сообщение темы.
— Сегодня мы с тобой представим, что мы пошли в лес и там нам будут встречаться разные дикие животные.
II. Игра на речевое подражание.
Мы заходим в лес,а в ветках деревьев воет ветер: у-у-у. Как воет ветер?
(ребенок повторяет за логопедом: «у-у-у»).
А вот и один из лесных обитателей (показываю картинку). Кто же это?
Да, это ёжик.
Давай расскажем стихи про ёжика и барабан. Как звучит барабан, ты знаешь?Он звучит: «бам-бам-бам». Ты будешь мне помогать, показывать и говорить вместе со мной, как ёжик играет на барабане.
С барабаном ходит ёжик: бам-бам-бам. Изображаю руками игру на
Целый день играет ёжик: бам-бам-бам. барабане на слова «бам-бам-бам»
С барабаном за плечами – бам-бам-бам. Ребенок повторяет: «бам-бам-бам»
Ёжик в сад забрел случайно: бам-бам-бам.
Очень яблоки любил он – бам-бам-бам.
Барабан в саду забыл он – бам-бам-бам.
Ночью яблоки срывались: бам-бам-бам.
И удары раздавались: бам-бам-бам.
(Г. Виеру)
III. Активизация и обогащение словаря.
— Кто ходил с барабаном?
А теперь назови, кто ещё живет в лесу? (выкладываю картинки, изображающие диких животных). Ребенок называет некоторых из них, я называю остальных и затем прошу показать.
(Это волк.Давай скажем вместе: «волк». Это лось. Покажи, где лось. А где волк)
Все, кого мы встретили, называются дикими животными. Где они живут? (В лесу)
IV.Развитие общего подражания и мелкой моторики.
В лесу игрушек нет, а я захватила с собой вот такой мячик. Давай в него поиграем. (Игра в мяч со словами «на-дай»).
На кого-то похож наш мячик. Смотри, он похож на ёжика. Мы его погладим, покатаем в руках.
Гладила мама-ежиха ежат: массаж кистей рук мячом с шипами
«Что за пригожие детки лежат».
Каждый колючий ежонок –
Мамин любимый ребенок.
Ну вот, пока мы играли в мяч, ёжик наш заскучал. Давай-ка подарим ему яблоко (шнуровка – яблоко,ребенок шнурует её шнурком контрастного цвета).
Вот что у нас получилось. Что мы дарим ёжику? Яблоко. Красивое? Красивое. Выделяю интонацией и более чётким произношением слова «яблоко» и «красивое», ребенок их повторяет.
V. Закрепление в речи названий диких животных.
А теперь мы расскажем с тобой сказку про ежика. Ты будешь мне помогать, называть то, что я показываю.
Жил-был (ёжик).
Пошел как-то (ёжик) гулять и встретилась ему (лиса).
Захотела (лиса) съесть (ёжика).
А (ёжик) свернулся в клубок, спрятал (лапки) и (нос), только колючки торчат во все стороны.
Стала (лиса) катать по земле (ёжика, да только лапу уколола.
Убежала (лиса) в лес.
Так умный (ёжик) спасся от лисы.
VI. Активизация подражательной деятельности в физкультминутке.
Мы рассказывали сказку и устали, а теперь встанем и немного отдохнем. Делай,как я:
Ну-ка, руки покажи,
Их на плечи положи.
Руки положи на нос,
Дотронься ими до волос,
Погладь ладошками живот,
Покажи, где твой рот?
Потянись, покружись,
И, конечно, поклонись.
(стихи из сборника динамических пауз)
VII. Уточнение словаря.
(Выкладываю все картинки).
У нас с тобой руки, а у ёжика что? Лапы. Где лапы у лисы? Где колючки у ёжика? Где рога у лося? Где хвост у белки?
VIII. Подведение итогов.
Нам пора возвращаться из воображаемого путешествия домой. Давай ещё раз вспомним и назовем всех диких животных, которые нам встречались в лесу. (Показываю картинки, ребенок их называет)
Тебе понравилось путешествие в лес? Ты хорошо выполнила все задания? Завтра мы снова встретимся с дикими животными и ты сможешь их правильно назвать.
Источник
РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОНР 1 УРОВНя
Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития
Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.
Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.
Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом.
На первом этапе логопед работает над словарем, уточняет и расширяет пассивный и активный словарный запас детей. Слова, которые подбирает логопед, должны быть понятны детям и удобны для произнесения. Это могут быть имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы. Вначале отрабатываются наиболее легкие слова по своей структуре: двусложные с открытыми повторяющимися слогами, такие, как мама, папа, баба, Тата затем двусложные слова с ударением на первом, на втором слоге, например: Пата, Вова, Оля, Катя, вата и т. д. потом односложные слова типа: дом, мяч, дай, пей и т. д. Постепенно структура слова усложняется, отрабатываются трехсложные с прямыми, открытыми слогами (машина, собака, синяя и др.) и двусложные со стечением согласных (кошка, ложка, мишка, кукла, большой, сидят, едят и т. д.). Как только у ребенка появится даже самый незначительный словарный запас, логопед может начинать работу над фразой. Вначале это будет простое двусоставное предложение типа: Это мама. Вот мама. Мама сидит. Моя мама затем предложение с обращением: Тетя, дай мяч с указательным местоимением: Это маленький мяч.
Это большой мяч распространенное с прямым дополнением: Лена везет мишку и т. д.
Методика логопедической работы при моторной алалии (1 уровень ОНР)
Логопедическая работа с не говорящими детьми, строится поэтапно. Результативность зависит от целевой установки, обоснованности речевых умений, которыми ребенок должен овладеть на данном этапе, эффективности путей средств, методов логопедического воздействия.
Логопедическая работа с детьми, имеющими моторную алалию, опирается на онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н. Гвоздеву:
однословное предложение
предложение из слов корней
первые формы слов
усвоение флексий
усвоение предлогов
наличие развернутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики.
Первый этап логопедической работы соотносится с 1 уровнем ОНР и длится примерно до появления фразовой речи.
Основные задачи:
Формирование мотивационной основы речевой деятельности
Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка
Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)
Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению
Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога)
Совершенствование неречевых процессов.
Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи, неправильное произношение допустимо. Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы.
Направления работы:
Совершенствование понимания обращенной речи. Необходимо дать знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание до предикативного уровня
Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам «Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные». Основные приемы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос (после знакомства с предметом: «Покажи, где. »)
Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.
Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения различных невербальных (без использования слов) заданий:
Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний)
Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года
Понятие об основных цветах
Понятие о форме
Слуховое внимание и восприятие (где спрятался колокольчик?)
Совершенствование памяти (чего не стало)
Мыслительные операции (четвертый лишний, разрезные картинки, доски Сегена)
Формирование доступного активного словаря . Вызываются звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же возможности комбинировать слова во фразу.
Итог первого этапа: расширение кругозора и представлений об окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне диалог, первые попытки комбинирования слов, владение элементарным активным словарем.
Планирование логопедических занятий
%img src=»/images/ramka-vp.gif>
Перспективный план работы с детьми 1-го уровня ОНР.
Жужма А.Н. учитель-логопед МБДОУ детский сад № 18 города Крымска, Краснодарского края (20 лет педагогического стажа).
Развитие понимания речи,
Развитие общей и мелкой моторики, подражательности, конструктивного праксиса. Развитие зрительного внимания и восприятия.
Формировать внимание к неречевым звукам, развивать слуховое восприятие – игра “Где гремит?”
Преодолевать речевой негативизм, вызывать желание говорить.
Учить повторять за взрослым слова, обозначающие близких ребенку людей (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля).
Формировать умение отвечать на вопрос кто это?
Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, правильную артикуляцию гласных звуков А, У, преодолевать твердую атаку голоса – упражнение “Послушай и повтори”:
А-а-а! – мама качает малыша
Уа! Уа! – плачет малыш
О-о-ох! – стонет старая бабушка
Развивать сильный плавный выдох, активизировать губные мышцы – дыхательное упражнение “Музыкальный пузырек”.
Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Узнай, кто это?”
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней
От авторов
Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.
Все это было бы невозможно без речи. Ее роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых — родителей и педагогов — помочь ему овладеть устной (и письменной) речью.
К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой.
Специфика коррекционной работы в дошкольном учреждении заключается в формировании понятийного мышления, расширении познавательных возможностей воспитанников. Дети могут ориентироваться в окружающем их мире, получая представления о природе и обществе. Ребенок обогащает свой лексический запас, грамматически правильно строит фразу при выражении определенной мысли.
Наконец, умело построенная коррекционная работа способствует формированию нормальной психической жизни ребенка.
Предлагаемое пособие состоит из четырех разделов, написанных разными авторами, под общей редакцией канд. пед. наук, доцента КПГУ П.Н. Лосева. Разделы «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней» и «Организация комплексной службы сопровождения ребенка со стойким специфическими расстройствами речи и выраженными нарушениями психики» составлены заведующим ДОУ 249 г. Красноярска В.И. Черных и учителем-логопедом высшей квалификационной категории А.Г. Барановой. Авторы раздела «Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы» — учитель-логопед ДОУ 249 г. Красноярска Е.П. Тимошенко и канд. пед. наук, доцент КПГУ П.Н. Лосев.
Авторы надеются, что данная книга поможет логопедам и педагогам ДОУ в их работе, столь необходимой в формировании физически и психологически здорового человека.
Характеристика групп детей с ОНР I, II, III уровней
Речевую группу «Общее недоразвитие речи I, II, III уровней» составляют дети с расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано группой ученых АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам строения высших психических функций.
Общее недоразвитие речи в чистом виде встречается крайне редко: только у 30% детей группы наблюдаются признаки ОНР без нарушения нервно-психической деятельности. Остальные имеют как психоневрологические, так и соматические проблемы.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой среды. Связь между речевым нарушением и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности развития мышления.
Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя формированию речевого интеллекта.
У детей этой группы отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной логической снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные задания и последовательность их выполнения, например, при движении по словесной инструкции: прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обследуя детей, имеющих общее недоразвитие речи, психоневролог ставит им дополнительный диагноз — задержка психического или интеллектуального развития.
В данной речевой группе ребенок начинает говорить позднее ровесников, отмечаются скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепета до развернутого ее состояния, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Работать над речью необходимо комплексно, поскольку нарушены все компоненты языковой системы: звукопроизношение, лексико-грамматическое оформление, связная речь, фонетико-фонематический слух.
Организация коррекционно-воспитательной работы с такими детьми требует не только тесной взаимосвязи всех сотрудников ДОУ (воспитателей, логопедов, психолога, руководителей физического и музыкального развития), но и взаимодействия их с врачами-специалистами, особенно невропатологом.
Общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня.
I уровень
Активный словарь находится в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепета и лишь небольшого количества общеупотребительных слов, значения которых неустойчивы и недифференцированы.
Пассивный словарь шире активного, однако понимание вне ситуации весьма ограничено. Фразовая речь почти полностью отсутствует.
Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована. Дети находятся на уровне лепетной речи, нуждаются в большой подготовительной работе: в установлении контакта с ребенком, развитии зрительного и слухового восприятия и памяти, умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики рук.
II уровень
Речевые возможности детей значительно возрастают. Общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонематическом и грамматическом отношении речевых средств.
Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и обогащается некоторыми прилагательными (качественными) и наречиями.
Речь пополняется отдельными формами словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменить имена существительные по родам, числам и падежам, глаголы — по временам, но это не всегда удается.
Дети начинают использовать фразы.
Улучшается понимание речи, расширяется активный и пассивный словарь, возникает осмысление некоторых простых грамматических форм.
Произношение звуков и слов очень нарушено. Дети еще не подготовлены к овладению звуковым анализом и синтезом.
III уровень
На фоне сравнительно развернутой речи отмечаются неточности в употреблении обиходной лексики. В активном словаре детей преобладают имена существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов на фоне отсутствия в речи их сложных видов.
Присутствует недостаточная сформированность грамматических форм языка: ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.
В активной речи употребляются преимущественно простые предложения без второстепенных членов. Имеются большие затруднения в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
У большинства детей еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушение структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами.
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней
В настоящем разделе определены основные задачи, выстроены направления и содержание работы приводятся примерные игры и задания, подобран вербальный лексический материал для пересказов, описаний, игр-драматизаций и диалогов. Все это позволяет установить тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, обеспечить индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми
Источник