Занятия с ребенком 3 года декоративно прикладное искусство
Наталья Висящева
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства в младшей группе
Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к произведениям декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
1. Познакомить детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, показать, как разнообразны материалы для изделий народного творчества.
2. Закрепить названия качеств предметов (твердый, тяжелый, легкий, форм и основных цветов спектра.
3. Познакомить с новой величиной (длинный — короткий) и формой (овал).
4. Учить любоваться красотой изделий народного искусства.
Материалы и оборудование: дымковская игрушка, матрешки, хохломская посуда, гармошка, ложки деревянные, бубен.
Словарная работа: глиняные, деревянные, высокий, низкий, длинный, короткий, овал.
Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятиях я принесла красивый сундучок. А в нем что-то есть. Давайте заглянем в него и посмотрим, что там.
Дети: Это игрушки.
Воспитатель: Правильно, но игрушки эти необычные, (достает дымковскую игрушку-коня). Кто это?
Дети: Конь.
Воспитатель: Да, это дымковская игрушка-конь. А называется она так потому, что такие игрушки изготавливали народные мастера в селе Дымково. Они лепили их из глины, сушили в печках, а затем расписывали яркими красками. Поэтому эта игрушка называется еще и глиняная. [дети повторяют. Затем они рассматривают игрушку и определяют основные цвета.)
Воспитатель: Теперь попробуйте ее руками и скажите, она твердая или мягкая?
Дети: Твердая.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, эта игрушка тяжелая или легкая?Дети: Тяжелая.
Воспитатель: Да, ребята, такие игрушки, вылепленные из глины — тяжелые. А еще эта игрушка свистит. Подуешь в нее и сразу хочется играть на музыкальных инструментах (воспитатель достает следующую игрушку- матрешку)
Воспитатель: Ну а эту игрушку вы наверное все знаете. Как она называется?
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Правильно, это веселая, озорная матрешка. Это тоже народная игрушка, так как придумана и сделана народными умельцами. Посмотрите, на ней яркий сарафан и красивый русский платок, (дети рассматривают матрешку и называют ее цвета.)
Воспитатель: Ребята, а матрешку изготовили не из глины, а из дерева, поэтому она деревянная. (дети повторяют)
Воспитатель: Как вы думаете, она тяжелая или легкая?
Дети: Легкая. (затем дети сравнивают коня и матрешку по виду)Воспитатель: Еще эта игрушка с сюрпризом. Давайте ее откроем и посмотрим, что находится внутри? Ой, еще одна матрешка, а вот еще, и еще. Сколько стало матрешек?
Дети: Много.
Воспитатель: Давайте посчитаем матрешек. (дети определяют количество матрешек).
Воспитатель:Какие они по цвету: разные или одинаковые?
Дети: Одинаковые.
Воспитатель: А по величине?
Дети: Разные. Эта матрешка большая, эта поменьше, эта еще меньше, и самая маленькая.
Воспитатель: Правильно. А еще можно сравнить по росту. Эта матрешка высокая, а эта низкая (дети повторяют).
Воспитатель достает хохломскую сосуду.
Воспитатель: Дети, а это что?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Да, такую посуду стали давно изготавливать. Ее расписывали золотистыми красками и отвозили продавать в большое село Хохлома. Поэтому она называется хохломская. Посмотрите, здесь и чашки расписные, здесь и ложки золотые. Эта посуда сделана тоже из дерева и называется деревянная. (дети повторяют)
Воспитатель: На этих деревянных ложках можно еще и играть.Воспитатель: Посмотрите, по величине они разные или одинаковые?
Дети: Разные. Большие и маленькие.
Воспитатель: Молодцы. А еще их можно сравнить по длине. Эта ложка длинная, а эта короткая. (дети повторяют).
Воспитатель: А какой формы чашечка?
Дети: Круглой.
Воспитатель: Правильно. (достаёт последнюю игрушку-яйцо).
А это что?
Дети: Яйцо. (рассматривают).
Воспитатель: Оно похоже на круг, только слегка вытянутое. Такая форма называется овал. (дети повторяют).
Воспитатель: Вот сколько много мы рассмотрели сегодня игрушек. Эти игрушки очень красивые, яркие. Они изготовлены руками народных мастеров, поэтому называются народные. Они будут стоять у нас в группе, мы будем любоваться их красотой. А еще я принесла музыкальные инструменты. Они тоже русские народные. Давайте на них поиграем.
Источник
Светлана Липихина
Декоративно-прикладное искусство в детском саду
Декоративно-прикладное искусство в детском саду.
«К народным традициям должно быть величайшее внимание,
их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать».
А. Б. Салтыков.
Народное декоративно-прикладное искусство- одно из средств эстетического воспитания- помогает формировать художественный вкус, учит видеть прекрасное.
Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, т. К. в его основе заложены все закономерности декоративного искусства-симметрия и ритм, чередование и повтор.
Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию. Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир ярких красок. Каждый народ старается сохранить культуру веков и привить последующим поколениям интерес к народному национальному искусству. Сохранение «предания веков», это значит сохранение самого народа и его культуры.
Декоративно-прикладное искусство всегда тесно было связано с бытом. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о добре и зле, о гармонии мира.
Для того, чтобы детям было легче понять многогранность русского народного искусства, в развлечения и непосредственно-образовательную деятельность мы включаем стихи, поговорки, танцы, пляски, хороводы и изобразительную деятельность.
В результате систематического обучения детей у них складывается прочный интерес к изобразительной деятельности, желание рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать.
Красота в сочетании линий и форм, подборе цветов ярче всего проявляется в декоративно-прикладном искусстве.
Знакомя детей с народно-прикладным творчеством, с глиняной дымковской игрушкой, с простейшими композициями городецкой росписи по дереву, хохломской росписью и гжелью.
Одним из видов русского декоративного искусства является дымковская игрушка. Уже давно ее используют в детском саду для эстетического воспитания.
Во время занятий дети приобретают умение узнавать в чем заключается особенности этой игрушки в отличии от других, а затем приобретают умения, повторяя элементы ее украшения и подражая им, создавать варианты этих узоров, изменяя то расцветку, то расположение, то включая в них те же или иные мотивы по-своему, однако сохраняя характерные признаки этого вида искусства.
В старшем дошкольном возрасте дети лепят различные фигуры животных, дымковских барышень.
Дети усваивают все приемы лепки, их последовательность. Когда вылепленные фигуры высохнут, их белят и раскрашивают. Юбку украшают узорами по мотивам дымковской росписи, а кофту и кокошник красят в яркий цвет. Тонкой кистью рисуют брови, глаза, рот.
Знакомство с народным искусством происходит постепенно, последовательно, выделяя то одни его виды, то другие.
Познакомившись в течении года с 2-3 видами прикладного искусства дети могут сравнивать их, отмечать особенности.
Образцы помогают усвоить умения и навыки в художественной форме.
Городецкая роспись по дереву состоит из бутонов, цветов и листьев. Особенность этой росписи заключается в том, что для одного бутона используются 2 оттенка темно-красный и розовый или темно-синий и голубой. Эту особенность дети усваивают очень хорошо. Самый крупный цветок –бутон рисуют по середине, по бокам все мельче. Цветы, бутоны, листья украшают усиками.
Ветка с цветами может быть расположена поперек (по горизонтали) и направлена вверх (вертикально) или в бок (по диагонали). Стебель изгибается дугой.
Научившись рисовать бутоны, листья, цветы, используя 2 оттенка одного цвета дети придумывают различные варианты декоративных композиций. По -разному украшают цветы и листья, проявляя свое творчество вместе с ним сохраняя особенности народной росписи.
Желательно не ограничивать декоративные работы только рисованием на бумаге, а когда это возможно, учить детей нанесению узоров на предметы из глины, дерева, картона, бересты.
Иногда это готовые изделия, которые дети только раскрашивают, а иногда украшают вещи, сделанные ими из картона, папье-маше, бересты.
Интересными получаются коллективные работы по декоративной аппликации, рисунки типа ковра, панно, полосы.
Также работы детей используются для украшения зала в праздничные дни, для украшения группы.
Декоративные работы выполняются не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей.
Участие детей может быть различным: одни вырезают, другие их расписывают, а затем наклеивают.
Большие возможности для развития чувства цвета у детей заключены в декоративном рисовании и разного рода работах декоративного характера (аппликация, раскрашивание, лепка).
Богатый материал для художественного воспитания дает народное русское декоративное творчество. Из богатства предметов, книг и альбомов по народному искусству, необходимо выбрать доступный материал для рассматривания с детьми. Наиболее тщательно нужно отбирать образцы для детских декоративных работ. Наряду с альбомами необходимо иметь в детском саду и изделия, вещи, украшенные узорами, работы народных мастеров.
Знакомство с изделиями Хохломы.
Вазы, ложки, тарелки, миски и другие предметы при знакомстве с этой росписью даем на каждый стол. Обращаем внимание детей на то, что вещи эти красивые, нарядные, сделаны из дерева, а затем украшены народными мастерами из Хохломы. Так и называются эти вещи- хохломские.
Дети рассматривают предметы, рассматривают элементы узора (травка, цветы, ягоды, листья).
На солонках, чашах, ложках- узор расположен на узкой полосе, ритмически чередуется и соединяется между собой кустиками травки. Чаши, бокалы, бочата- написаны «кудриной» и «под фон».
Интерес к народному творчеству, желание самим воспроизвести хохломскую роспись, позволило включить в систему занятия по декоративному рисованию. Обучение посредством показа способов действия помогало детям увидеть и передать элементы узора, их расположение, характер, цветосочетание хохломской росписи, закрепляло технику рисования концом кисти, по мере освоения элементов,дети сами составляли узор хохломской росписи: узор на полосе из листьев и цветов, узор на квадрате-листья, трава, ягоды.
Все занятия проводятся в игровой форме. Рисуем «Шарфик для мамы», «Ложка для Жихарки», «Украсим теремок для зверей».
Перед росписью намечали узор простым карандашом, украшали предметы, силуэты разных изделий на занятиях и в свободное время.
Ознакомление с народным искусством оказывает большое влияние на дошкольников, способствует формированию эстетического вкуса, воспитывает чувство любви к родному краю.
С детьми старшего дошкольного возраста на занятиях осваиваем приемы кистевой росписи: положение кисти для получения широкой и узкой полосы, волнистые и дугообразные мазки, точки, завитки.
Для рисования узоров гжельской росписи сначала предлагаем детям образцы окаймляющего орнамента (кончиком кисти и мазки). Мазки повторяются по одному или комбинируются по 2-3. Их комбинации постепенно позволяют упражнять детей в умении строить рисунок из отдельных частей в виде горизонтально развивающейся каймы разной степени сложности.
Закрепляются эти умения на занятиях по росписи круглых силуэтов (тарелка или блюдце) с включением в замкнутый орнамент.
При усложнении используются изображения повторяющихся цветов с завитками и листьями, а также отдельные веточки с цветами или букеты.
Развитие легкости движений руки с кистью, неотрывность позволяют ребенку передавать в рисунках наиболее выразительные образы.
При взаимосвязи занятий аппликации и рисования важно то, что содержание одного занятия является подготовкой для успешной работы ребят на других занятиях. Аппликационным способом дети создают силуэты изделий из белой бумаги, которые потом расписывают узором характерным для гжельской росписи. Свои работы дети используют в самостоятельной детской художественной деятельности при оформлении игр, праздников, вечеров развлечений.
В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности, у них развивается эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение.
Изобразительная деятельность способствует развитию мышления детей, дети учатся сравнивать, анализировать, обобщать. Приобретают умения заниматься, выполняя поставленные задачи, работать сообща, командой, создавая коллективные композиции. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией способствуют всестороннему развитию детей.
Развлечение с детьми старшей группы на тему «Дымковские игрушки».
По типу игры «Звездный час».
Цель:
Звучит музыка к телепередаче «Звездный час». Дети и родители рассаживаются по 6 секторам.
Ведущий:
Сегодня мы с вами будем играть в игру «Звездный час».
Давайте познакомимся с участниками игры (входят 6 участников игры, родители занимают места за столом).
Ведущий:
Наша игра сегодня посвящена игрушке, а какой вы узнаете в ходе игры.
Первый тур: «Волшебное слово».
На доске заколдовано волшебное слово отгадывать его нужно, называя по одной букве.
За каждую отгаданную букву вы получаете жетон-звезду.
Я вам подскажу, что зашифровано на табло. Это название села в пригороде города Кирова на реке Вятка, в этом селе лепят и расписывают народные игрушки.
д ы м к о в о
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Ведущий:
Мы продолжаем игру и приступаем ко второму туру.
Второй тур: «Послушай и отгадай».
Я загадаю вам загадки. Кто первый отгадает, поднимает карточку и за каждый правильный ответ участник получает звезду-жетон.
Если кто затрудняется –то просит помощи у мамы.
Загадки:
1. Вот стоит нарядный, весь такой он ладный.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
(индюк)
2. С бородой, а не старик.
С рогами, а не бык.
(козлик)
3. Он бежит, вся земля дрожит
В поле травушка-муравушка лежит.
(конь)
4. За студеною водицей
Шла девица-молодица.
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет.
(Водоноска)
5. Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желтоногий
Мчится глиняный
(олень)
6. Посмотри, как хороша
Эта девица-краса.
Щечки алые горят
Удивительный наряд.
(Барыня)
Ведущий:
А теперь я предлагаю отдохнуть немного. Зрителей прошу присоединиться к участникам игры.
Играем в старинную игру: «Горелки с платочками».
Все участники встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.
Играющие говорят хором:
Гори, гори ясно,
чтобы не погасло.
Глянь на небо.
Птички летят.
После слов «птички летают» игроки последней пары бегут вперед, и кто первый возьмет платочек, тот бежит с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит».
Ведущий:
Мы продолжаем игру, приступаем к третьему туру,который называется:
Третий тур: «Что лишнее».
Я вам предлагаю 3 карточки с узорами. Вы посмотрите внимательно и поднимите карточку с цифрой, соответствующей номеру лишней карточки.
Ведущий раздает жетоны детям, правильно выполнившим задание.
Четвертый тур: «Назови правильно».
Нужно отгадать, как правильно называются праздничные гулянья, во время которых продаются расписные, глиняные игрушки.
«Свистунья», «Ярмарка», «Базар».
(Свистунья)
Кто выберет правильный ответ получает звезду-жетон.
Ведущий:
В следующем туре участвуют игроки-родители, а дети и зрители помогают участникам заработать дополнительные жетоны-звезды.
Для этого каждый из вас украсит силуэт игрушки элементами дымковской игрушки.
За каждую украшенную игрушку участник игры получает жетон-звезду.
Занимайте свои места, приступайте к работе.
«Пестрый хоровод»
Привезли мы глину
С дальнего бугра.
Ну-ка за работу,
чудо-мастера.
Я слеплю лошадку,
Я ее поглажу
И сиденье с бахромой
На спине приглажу.
Слепим, высушим- и в печь!
А потом распишем.
Будем мы игрушки «печь»—
Печка жаром пышет,
А в печи не калачи,
А в печи не куличи.
Не пышки, не ватрушки, в печи – игрушки.
Не кастрюли-чугуны,
А лошадок табуны.
За лошадками –козел
Из печи- и прыг на стол!
Вылезай скорей, медведь!
В печке можно угореть.
Друг за дружкой выплывают
Уточек-свистулек стая.
А за ними в свой черед
Кукол пестрый хоровод.
Распишу я уточку
Разными цветами,
Свищет моя уточка разными ладами.
Модница-нарядница,
Вы куда идете?
С зонтиком и с сумочкой
Глиняная тетя.
Поглядите, каковы
И нарядны и новы.
Расписные сани,
Медведь с гармошкой,
Солдат с усами,
Козел-золотые рожки
Да куколка в сережках.
Пестрые, яркие
Славные подарки.
Ведущий:
Вот и закончилась игра.
Считаем вместе жетоны-звезды. Победителей поздравляют.
Звучит музыкальная заставка к телепередаче «Звездный час».
Вручаются призы участникам игры и все приглашаются на чаепитие.
Источник
Фаимя Зарипова
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное.
В них вложена душа народа. Его чувства и его представления о лучшей жизни. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства. Их художественных особенностей и средств создания воспитывает бережное отношение к вещам.
Уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает наш культурный уровень. Естественная потребность маленьких детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворена введением народного изобразительного искусства. Если по силе и яркости впечатлений на детей первое место занимают народные игрушки, то вслед за ними идут произведения изобразительного народного искусства (кружева, орнамент).
Русское народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в художественных ремеслах, оно подымается на уровень искусства в художественной росписи Палеха. Мстеры, составляющих наше богатство. Богатство это заключено и в хохломской.
Жестовской росписи. Мастерстве вологодских и кукорских кружевниц, изделия которых называют «вологодским стеклом» и «русским Брюсселем», в архангельской резьбе по кости, коре, дереву; в игрушечном мастерстве Дымкова, Городца. Загорска и во многом другом. Именно в этих простых вещах, наполняющих и украшающих наш быт, заложено начало искусства.
Изобразительное народное искусство, сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного народного и близком.
Цикл занятий по обучению дошкольников декоративномурисованию состоит из трех этапов:
Знакомствос историей народного промысла и выделение простейших элементов узора:
Углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции.
Творческое использование полученных знаний, умений и навыков.
Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволяет усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование.Затем возможна такая последовательность: составление узора в круге, в квадрате, прямоугольнике и треугольнике. Украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек, и наконец, по возможности украшение объемных форм.
Задача воспитателя в младшем дошкольном возрасте – привлечь внимание детей к народной игрушке, сформировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с яркой нарядной игрушкой (дымковской, филимоновской).
Детей знакомят с образами,характерными для русской игрушки: птицей. Собачкой, конем, барышней. Эти образы встречаются в каждом виде народного искусства. Важно научить ребенка узнавать знакомую игрушку, видеть ее красоту.
Каждый месяц нужно вносить в группу новые игрушки, затем репродукции с их изображением, рассматривать их, учить выделять некоторые детали костюма (фартук, косынку, юбку, их украшения. Чтобы привлечь внимание детей к народным игрушкам, через некоторое время воспитатель заменяет их и дополняет репродукции, затем они снова приходят в гости. Встреча со знакомыми образами, его узнавание, создание игровой ситуации, использование сюрпризных моментов будут способствовать повышению интереса к народной игрушке.
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством, в первую очередь с теми видами, которые наиболее близки и доступны для восприятия, с тем, что окружает их дома, в детском саду (игрушка дымковская, филимоновская).
Узнав знакомые образы птиц, животных, человек, ребенок начинает выделять наиболее характерные признаки определенного вида народного искусства: элементы узора, их цвет, яркие краски, которые привлекают его внимание.Это геометрические элементы: полосы, кольца, круги разной величины и цвета. Каждому виду народной игрушки присущи определенные сочетания элементов узора и их цвета.
Игрушки «показывают» свои наряды, поют знакомые песенки, загадывают загадки, а затем дети рисуют несложные узоры для юбки, салфетки, украшают хвост индюку.
Воспитатель учит детей видеть красоту узора, делить его на знакомые составные части – элементы, их цвет. Постепенно учит детей видеть закономерность построения узора (композиция): чередование полос разного цвета, полос и кругов, полос и овалов, показывает ритм простых элементов, содержащихся в каждом узоре.
Показывая элемент узора, ребенок дотрагивается до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы, но другого цвета, с другими украшениями. Постепенно от крупных элементов узора переходят к более мелким.
Эта работа продолжается на занятиях по декоративному рисованию, лепке. Работа по декоративным росписям присуще рисованию, лепке, аппликации. Лепка из глины становится доступна уже в трехлетнем возрасте, так же как и рисование, красками, карандашами, немного позднее вырезывание. В этих изобразительных занятиях ребенок идет по пути овладения формой, цветом.
Дымковская, Богородская скульптура может быть использована как пособие при рассказывании сказок, для наблюдения, рассматривания. В ней чисто, тонко, верно дана форма, выразительны краски. Наблюдение этих игрушек облегчит детям овладения формой в глине, рисунке.
По каждому виду народного искусства целесообразно провести несколько занятий (3-4) по рисованию, лепке, аппликации, чтобы дети овладели системой знаний в процессе ознакомления, а также во время декоративной деятельности.
В течение года детей можно познакомит с двумя – тремя видами народной игрушки.
В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с разными видами народного искусства, учат их различать по содержанию, материалам, средствам выразительности, характерным признакам. Это русская народная игрушка – Дымковская, Филимоновская, Городецкая, Хохломская, Полохов – Майданская, Жостовская роспись, Гжель и другие виды.
На занятиях по народному искусству детей знакомят сначала с одним из его видов, а затем с двумя-тремя видами в сравнении.
На занятиях дети рассматривают предметы декоративного искусства и их изображения: репродукции, открытки (демонстративный и раздаточный материал). Воспитатель знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем – название, его местонахождение; определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождается художественным словом потешками, прибаутками, образными словами, звучанием народной музыки,песен например: «Коровушки не простые – глиняные расписные» (Филимоновские игрушки).
«майдановсике утки несутся два раза в сутки», «Гриб свеж, а его не съешь» (Полохов – Майданская игрушка).
Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки, приглашение мастериц сделают эти занятия живыми и интересными. Это экскурсия в сказку и встреча с разными видами искусства.
Источник