Занятия с логопедом ребенок 1 год
Цели урока:
- накопление и развитие пассивного и активного
словаря; - развитие мелкой моторики, моторики
артикуляционного аппарата; - развитие речевого дыхания;
- развитие сенсорного восприятия, знакомство с
окружающим; - совершенствование зрительно-слухового
восприятия; - формирование положительного отношения к
занятиям.
Задачи:
- Учить детей понимать и выполнять простые
словесные инструкции: “на”, “дай”,
“возьми”, “сними”. - Побуждать к звукопроизношению киса “мяу-мяу”,
“так”, лепетных слов. - Формировать зрительно-слуховое восприятие в
процессе игровых действий, совершенствовать
координацию рук при зрительном контроле. - Развивать кинестетические ощущения, активность
губ, языка и их подвижность, создавать
моторные уклады. - Вырабатывать силу и длительность выдоха.
- Формировать положительно-эмоциональные
отношения к занятиям.
Оборудование: разноцветные колечки на
палочке,2 колючих мячика, пальчиковый бассейн,
2 игрушки киски резиновая и мягкая, султанчик
блестящий, бубен, салфетка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра на создание эмоционально- положительного
настроения:
Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку.
Еще купите девочку –
Шалунью и плутовку.Не нужнее нам зеленый лук,
Петрушка и морковка.
Нужна нам только девочка –
Шалунья и плутовка.
Подбрасываю ребенка вверх, смеюсь, строю
рожицы.
- Логопедический массаж
(для нормализации
тонуса мышц лица).
1. Артикуляционная гимнастика для губ:
а) поглаживание верхней и нижней губы;
б) упражнение “Улыбка” (растянуть губы в улыбке);
в) упражнение “Окошечко” (открыть широко рот);
г) упражнение “Трубочка” (вытянуть губы вперед);
д) упражнение “Заборчик” (показать зубы).
2. Артикуляционная гимнастика для языка: (пассивная)
а) прижимание шпателем кончика языка ко дну
ротовой полости;
б) приподнимание языка шпателем к твердому небу;
в) подтягивание языка вперед на нижнюю губу и
отведение в стороны;
(активная) на пищевом подкреплении
а) при раздражении середины губы сиропом
шиповника стимулирую выдвижение языка вперед,
вверх (слизывание);
б) при раздражении углов губ стимулирую боковое
движение языка.
IV. Голосовые упражнения.
а – а – а Женя плачет.
у – у – у Машина едет.
и – и – и Женя смеется.
V. Развитие речевого дыхания.
1. “Подуй на султанчик” (пассивное удержание
позы губ “хоботок”.)
2. Игры с губами малыша.
VI. Пальчиковая гимнастика.
1. Массаж пальчиков рук. 2. “Сгибаем пальчики в
кулачки”
Этот пальчик маленький
Этот пальчик слабенький
Этот пальчик длинненький
Ну а этот толстячок,
А все вместе кулачок.
3. Массаж игольчатым мячиком “Катаем колобки”.
VII. Развитие мелкой моторик.
- Игра-упражнение “Сними разноцветные колечки”
(всей кистью руки). - “Пальчиковый бассейн”.
VIII. Лексическая тема “Кошечка”.
Веду ребенка под ручки к пальчиковому бассейну.
Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Играем ручками, находим в бассейне резиновую
кошечку.
Кто мяукнул у дверей?
— Открывайте поскорей!-
Очень холодно зимой,
Киска просится домой.
Как киска просится домой? (Мяу-мяу). Побуждаю
ребенка к звукоподражанию.
Прошу ребенка показать у кошки глазки, ушки,
носик и т.д.
Показываю, как надо нажимать ручками на киску,
чтобы она издавала звуки: мяу – мяу. Предлагаю
нажать ребенку самостоятельно, даю игрушку
для самостоятельной игры.
Слышится звук мяу – мяу, предлагаю ребенку
послушать, откуда доносится звук. Веду ребенка к
столу, где находится мягкая игрушка кошка,
накрытая салфеткой. Прошу ребенка снять
салфетку.
— Посмотри, какая киса красивая! Поздоровайся с
ней.
Предлагаю ребенку дать киски ручку, погладить
ее.
— Хорошая киска, мягкая пушистая – говорит
педагог. Обними киску.
Дать игрушку ребенку. Как киса мяукает? (мяу –
мяу). Посмотри, что киска принесла нам в подарок.
Достаю бубен. Показываю, как можно хлопать руками
по бубну.
Та – та – та, та – та – та,
Пляшет наша детвора
Ручкой громко в бубен бьет,
Веселится наш народ.
Веселая пляска с ребенком.
IX. Итог занятия.
Источник
Логопедические упражнения с детьми первого года жизни
По данным логопеда клиники неврологии СПбГМУ имени И. П. Павлова З. Ф. Бураковой, большинство детей идут в школу с логопедическими проблемами.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Общение и овладение родным языком необходимо ребенку с раннего периода. Чем раньше вы начнете логопедические занятия со своим малышом, тем лучше у него будет речь. Первый год жизни ребенка, когда общение со взрослым происходит при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств, называется довербальным. Второй этап формирования речи — ранневербальный, наступает тогда, когда ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова.
Родителям следует четко представлять основные закономерности довербального и раннего вербального периодов.
Выделяют пять стадий развития речи ребенка от рождения до 18 месяцев. Длительность каждой стадии может колебаться в зависимости от индивидуального развития ребенка. Пределы более позднего нормального развития навыков указаны в таблице «Возраст тревоги». Запаздывание развития навыков более указанных сроков требует консультации ребенка у специалиста. я стадия — от 0 до 2 месяцев — характеризуется рефлекторным криком. В крике преобладают гласоподобные звуки. Крик в норме — громкий чистый с коротким вздохом и удлиненным выдохом. Окружающим следует говорить с ребенком негромко, напевно. я стадия — от 2 до 5 месяцев — характеризуется качественным изменением крика, появлением гуления, смеха, улыбки. С трех месяцев начинается развитие интонационной характеристики крика. К 16 неделям смех малыша становится продолжительным.
Для формирования направленной ориентировочной зрительной реакции и развития ручной умелости на этой стадии рекомендуются занятия со следующими игрушками: яркие, блестящие (формирование направленной зрительной реакции); погремушки на рукоятке образные и геометрические (дополнительно развивают ручную умелость); погремушки на кольце (тренировка мелких мышц пальцев, развитие осязательных ощущений и ручной умелости); подвесные погремушки (привлечение зрительного внимания ребенка, побуждающего к звукопроизношению); подвесные гирлянды игрушек (формирование способности рассматривать предметы, переводить взгляд с игрушки на игрушку).
Речь ребенка формируется в общении с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы речь близких была образцом для подражания. Она должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильной, интонационно выразительной. Следует избегать слишком утрированной жестикуляции и громкого голоса. Не искажайте слова, не «сюсюкайте». Обучение речи происходит путем подражания взрослым в процессе рассказывания потешек и стишков. Поэтому на первых двух стадиях наилучшими логопедическими занятиями будет выполнение комплекса пестования младенцев. я стадия — 5—7,5месяцев — стадия появления лепета, которая имеет большое значение для развития речи. Ребенок начинает произносить «ба, «ма, «та». В этой стадии рекомендуется к комплексу «Пестование младенцев» добавить вы-
полнение логопедических упражнений на гласные звуки (см. табл. 27). Ведущие логопеды Санкт-Петербурга очень высоко оценили комплекс «Пестование младенцев» для формирования правильной речи малыша, коррекции и профилактики логопедических нарушений. Результат при логопедических нарушениях может быть достигнут только длительными и упорными занятиями с детьми. Комплекс «Пестование младенцев» позволяет это делать ненароком, радостно и профессионально.
Дополнительно артикуляционные упражнения рекомендуется выполнять 1—1,5 минуты до 10—15 раз в день, используя подходящий момент. Например, играем в кубики, строим дом, протягиваем кубик ребенку, произнося «ой, ой, ой — приходи скорей домой». Во время занятий важно использовать приемы, вызывающие у малыша положительные эмоции, показывая одобрение, похвалу, поощряя его.
На этой стадии хорошо использовать следующие игрушки: яркие, большие, образные (побуждают к развитию речи, ребенок их рассматривает, узнает при участии взрослого); бубенчики (формирование ориентировочной реакции на звук); цветные флажки, ленточки в руках у взрослых (привлекают внимание ребенка, формируется способность выделять цвет из общего фона).
4-я стадия — 7,5—12,5месяцев — расцвет лепета.
Ребенок повторяет два одинаковых слога (ба-ба, та-та, ма-ма, па-па). При помощи лепета ребенок общается со взрослыми, выражая свои желания и нужды, заставляя взрослого обратить на него внимание. На этой стадии рекомендуются логопедические упражнения на звуки: М, П, Б, К, Г, Д, Т (см. табл. 27).
На четвертой стадии изучаются различные свойства игрушек: 1) шарики разных размеров, разного веса (учимся чувствовать руками, играем в мяч); 2) матрешки (комбинация движений рук — практическое мышление).
Таблица 27
Логопедические упражнения
в соответствии со стадиями становления речи детей 1 года жизни
Стадия | Рифма | |
3 | асс асс асс — мы купили квассс | усс усс усс — ваш арбуз |
ачч ачч ачч — это врач | уч уч уч — это ключ | |
ачч ачч ачч — пожалуйста не плачь | ушка ушка ушка — вот моя подушка | |
арр арр арр — летит комар | ол ол ол — я люблю футбол | |
ой ой ой — приходи домой | ыш ыш ыш — мой малыш | |
ошка ошка ошка — вот моя большая ложка | есс есс есс — мы идем в лес | |
ор ор ор — ядовитый мухомор | яло яло яло — теплое одеяло | |
4 | ба ба ба — звонкая труба | ко ко ко — у коровы молоко |
бу бу бу — купите мне трубу | ки ки ки — вот идут быки | |
ва ва ва — высокая трава | ма ма ма — высокие дома | |
га га га — хочешь, Галя, пирога | па па па — мелкая крупа | |
гу гу гу — гуси на лугу | пу пу пу — купим мы крупу | |
да да да — там холодная вода | та та та — тонкая черта | |
ды ды ды — выходи-ка из воды | ты ты ты — красивые цветы |
5 сса сса сса — вот оса
ссу ссу ссу — мы увидели осу
жа жа жа — мы увидели ужа
же же же — вырос я уже
за за за — здесь привязана коза
зу зу зу — я пасу козу
ла ла ла — острая игла
ля ля ля — счастливая семья
лу лу лу — подойти к столу
лю лю лю — маму с папой я люблю
ра ра ра — нам домой пора
ро ро ро — полное ведро
Внимание!В каждой стадии добавляются новые логопедические упражнения, но обязательно остаются предыдущие.
Таким образом, ребенку к возрасту от 1 года до 1,5 лет могут быть предложены все указанные логопедические упражнения.
5-я стадия — охватывает период от 1 года до 1,5лет. На этой стадии лепетные звуки очень разнообразны. В эти месяцы происходит интенсивное развитие понимания обращенной речи. Вводятся дополнительные логопедические упражнения на свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), соноры (Л-Л, Р-Р) (табл. 27).
На этой стадии малыш активно играет яркими игрушками, ему понадобятся более сложные из них: транспорт, мячи, куклы, набор для куклы: нижнее белье, платья, передник, пальто (можно различные тряпочки, для самостоятельного изготовления одежды для куклы). Учимся одевать эти вещи, проговаривая действия, с помощью взрослых и самостоятельно. Головные уборы (шапки, панамки, чепчики), столовая (салфетки, посуда разных цветов и материалов), пуговицы, крючки, молнии (пуговицы с одной стороны — застежки с другой и т. д.), набор игрушек для строительных игр (развитие мышления, целенаправленная деятельность).
При подготовке к логопедическим занятиям удобно на домашнем стенде разместить перечень логопедических упражнений в соответствии со стадией становления речи. Можно написать на соответствующих картинках для показа ребенку текст упражнения. Например, на картинке с ключом с обратной стороны для родителей подписать: «Чи-чи-чи — где мои ключи».
Тогда маме, папе и всем ближним будет легко пользоваться набором звуков для артикуляционной гимнастики, и она станет неотъемлемым компонентом развивающих игр с малышом.
Успеха Вам в интересном, трудном и полезном деле.
Еще по теме Советы логопеда:
- Советы логопеда
- КОГДА СОВЕТ НЕОБХОДИМ
- Как избавиться от угрей: советы З-я
- Советы советчикам
- Советы советчикам
- Специфические советы.
- Советы
- Советы
- Советы
- Советы
- Совет
- Совет 48. Цветовая гомеопатия
- Совет 13. Как избавиться от герпеса
- Конкретные советы:
- Полезные советы
- Полезные советы
- Полезные советы
Источник
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник