Занятия с дефектологом ребенок 5 лет
Грамотная и четкая, внятная и понятная речь дошкольника – мечта любого родителя, но нередко возникают ситуации, когда проблемы в произнесении звуков настолько явные, что без вмешательства профессионалов не обойтись. Важное значение приобретают логопедические занятия для детей в возрасте 5-6 лет, проводимые дома. Различные упражнения, выполняемые детьми под чутким руководством любящих родителей, нередко оказываются более результативными и полезными, чем регулярные встречи с логопедом-дефектологом.
Речевое развитие детей 5-6 лет
5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его активная подготовка к школе. И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.
Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.
Также к числу речевых норм относится следующее.
- Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении.
- Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию.
- Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения.
- В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал.
- К 5-6 годам в речи малышей уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы [р] и [л], если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда.
Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют.
Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его «результаты» лучше всего оценивать не в сравнении с другими детьми, а сопоставляя его собственные итоги различных периодов.
Возможные речевые дефекты
Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут. Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях.
Возможно несколько видов нарушения речи:
- заикание;
- дислалия – ети с нормальным слухом и речевым аппаратом путают согласные фонемы [р] и [л], [ш] и [ж].
- гнусавость – произнесение слов «в нос», отчего понять ребенка становится весьма проблематично;
- ребенок не понимает речь родителей и не говорит сам;
- неправильно произносит звуки – трудности с артикуляцией.
При любом из них следует приступить к логопедическим занятиям – с профессиональным дефектологом и дома, в противном случае ребенок останется с отставанием речевого развития и его могут не взять в общеобразовательную школу, предложить посещать специализированное учреждение. А ведь ситуацию можно исправить благодаря логопедии.
В каких случаях следует посетить специалиста?
Есть несколько признаков, показывающих, что речь ребенка нуждается в профессиональной помощи:
- очень бедный словарный запас;
- неспособность правильно произносить большое число звуков;
- неверный выбор слова, отсутствие соотнесения слова и предмета, к которому оно относится;
- постоянные пропуски части слогов в словах;
- медленная или, напротив, очень быстрая речь, произнесение большей части слов по слогам;
- неразборчивая речь, заикание;
- постоянные запинки и паузы.
В этих случаях необходимо как можно быстрее показать ребенка логопеду, возможно – неврологу, это поможет выявить причины нарушений и устранить их.
Роль родителей
Не стоит полагать, что одни только занятия с педагогом-логопедом помогут ребенку полностью решить проблему, – родители должны принять в этом непосредственное участие. Ребенок большую часть времени проводит дома, поэтому и тренировки должны проводиться там же.
Логопеды советуют родителям придерживаться следующих правил.
- Не ругать малыша за допущенные им ошибки в произнесении звуков, но исправлять их.
- Поощрять ребенка за старания и успехи, внимательно слушать, что он рассказывает о занятиях с логопедом, проявлять искренний интерес.
- Следить за тем, чтобы речь членов семьи была грамотной и правильной.
- Перед тем как показывать то или иное упражнение дошкольнику, следует перед зеркалом потренироваться, проверить, все ли получается четко и правильно.
- Следить за тем, чтобы дети выполняли домашнее задание логопеда.
- Стремится к тому, чтобы каждое задание было выполнено до конца, правильно, старательно.
- Проводить занятия ежедневно – они могут быть небольшими, но обязательными, должны войти в хорошую привычку.
Специалисты-дефектологи советуют создавать для малыша атмосферу правильной речи: чаще читать ему стихи, сказки, петь песни, обсуждать с ребенком какие-либо явления природы, но просмотр телевизора лучше свести к минимуму.
Построение домашнего занятия
Выполнять логопедические упражнения и заниматься речевой гимнастикой следует дома, это поможет закрепить полученные у дефектолога умения и навыки, сделает речь более четкой и понятной. Проводить их лучше всего в игровой форме, чтобы не утомлять малыша, – это поможет ему не утратить интерес, не устать, получать удовольствие от полезного времяпрепровождения.
Первый этап любого занятия (если логопед не предложил иного) – артикуляционная гимнастика, которая подготовит речевой аппарат к дальнейшей работе, поможет размять язык и связки. Выполняя упражнения, малыши одновременно тренируют те мышцы, которые активно участвуют в процесс произнесения звуков.
Все упражнения делаются сидя, желательно перед зеркалом, чтобы малыш мог контролировать себя. Каждое повторяется по несколько раз, в зависимости от индивидуальной подготовки ребенка.
Родители могут выполнять большое число упражнений с детьми 5-6 лет, помогая им справиться с речевыми проблемами.
- Произносить чистоговорки, в которых присутствует и проблемный звук, и похожие на него звуки. Например, при постановке звука [с] можно использовать такую: «Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу». В данной чистоговорке много слов именно с этим звуком.
- Проговаривание стишков с проблемными звуками.
Для улучшения произнесения звука [р] подойдет такое стихотворение:
Ра-ра-ра – резвится детвора!
Ро-ро-ро – раздаем добро!
Ру-ру-ру – мы рисуем кенгуру!
Ры-ры-ры – пес вылез из норы!
В логопедических энциклопедиях можно познакомиться с большим количеством всевозможных стишков для постановки каждого звука и выбрать те, которые подходят конкретному ребенку. Такова общая структура занятия.
Артикуляционная гимнастика – лучшая разминка
Следует предложить малышу выполнить упражнения, направленные на тренировку различных групп мышц. Описание их представлено в таблице.
Мышцы | Варианты заданий |
Губы | Улыбнуться так, чтобы зубы не были видны, удержать такое положение от 5 до 30 секунд.«Хоботок». Сложить губы трубочкой и зафиксировать положение.«Заборчик». Улыбнуться таким образом, чтобы верхние и нижние зубы были открыты, зафиксировать положение. |
Язык | «Лопатка». Язык, не высовывая, ребенок помещает на нижнюю губу и удерживает в таком положении 5 секунд.«Качели». Перемещать язык вверх и вниз, держа рот открытым.«Почистим зубы». Кончиком языка «пройтись» по задней стороне верхних зубов, потом – по нижним.«Змейка». Максимально высунуть язык и постараться сложить его трубочкой. Повторить не менее 5 раз. |
Подъязычная связка | «Лошадка». Поцокать языком, имитируя цокот копыт. Потом упражнение усложнить – цокать быстро или медленно, громко или тихо.«Грибок». Плотно прижать язык к небу, удержать в таком положении несколько секунд, расслабить. |
Щеки | «Шарики». Надуть обе щеки, потом осторожно хлопнуть по ним, выпустив воздух, – «лопнуть» шарик.«Хомяк». Надуть обе щеки, словно хомяк. Затем надуть поочередно.«Голодный хомяк». Втянуть щеки, зафиксировать положение на несколько секунд, расслабиться. |
Включать все упражнения в тренировку не стоит, необходимо выбрать 2-3 из них и как следует проработать, но при этом внимательно следить за тем, чтобы в течение недели были задействованы все группы мышц. Проще всего составить план занятий на семь дней, в котором расписать, в какой день какое именно упражнение будет выполняться.
Каждое упражнение из комплекса, предлагающее зафиксировать определенное положение, сначала выполняется по 5 секунд, постепенно длительность увеличивается до 30. Родитель вслух может считать, это поможет ребенку запомнить числа.
Многообразие форм и игр
Чтобы дошкольнику не было скучно по несколько раз повторять одно и тоже, следует продумать необычный игровой сценарий, давать ему разные задания:
- не просто произносить слова, а делать в такт им ритмичные движения ногами или руками;
- «учить» игрушку чистоговорке или стишку, показывать, как правильно произносить текст;
- проговаривать текст, вообразив себя лисой или зайчиком, делать соответствующую мимику и жесты.
Еще более увлекательным логопедическое занятие можно сделать, если одеть малыша в костюм изображаемого животного.
Стишки, чистоговорки можно не только произносить, но и петь, придумывая для них подходящий мотив.
Стимулировать развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевым центром, можно при помощи выполнения пальчиковой гимнастики – надев на пальцы специальные куклы, создавать инсценировки, одновременно произнося стихи и фразы с отрабатываемым звуком. Например, при проработке фонемы [р] можно предложить дошкольнику пальчиковую куклу-свинью и попросить похрюкать.
Чтобы ребенок не уставал, каждые 5-10 минут занятия следует делать перерыв и заниматься дыхательными упражнениями. Например, «Одуванчик» — сделать глубокий вдох носом, будто вдохнуть аромат цветов, а после – выдохнуть ртом, словно подуть на пушистый одуванчик.
Познавательные занятия
Игры для развития речи должны носить также и познавательный характер. Но от родителей требуется проявить творческое начало и подготовиться.
Возможно несколько вариантов таких игр.
- Заранее подобрать несколько карточек с иллюстрациями, на которых представлены слова с проблемным звуком (это могут быть животные, птицы, овощи, предметы быта), и попросить ребенка назвать их, дать краткую характеристику, дополнить его рассказ. Это поможет и улучшить произношение, и получить новую информацию.
- «Угадай-ка». Взрослый прячет какой-то предмет, в названии которого есть отрабатываемый звук (например, если это фонема [р], то можно спрятать игрушечного жирафа), после этого начинает называть малышу ряд характеристик: это животное, с длинной шеей, пятнистой шкурой. Задача малыша – угадать животное и постараться произнести его название.
- Работа с картинками. Родитель подбирает иллюстрацию и загадывает на ней предмет, в названии которого есть проблемный звук, после чего начинает описывать его. Задача ребенка – понять, о чем речь, показать на картинке и произнести название.
При помощи подобных упражнений дошкольники не только дополнительно практикуются в произнесении отдельных звуков, но и узнают новые сведения об окружающем мире.
Важность уроков логопеда и их домашнего продолжения не стоит недооценивать, поскольку 5-6 лет – это время, когда ребенок еще может решить большую часть речевых проблем и начать обучение в школе наравне с остальными детьми. Если же время будет упущено, то есть риск того, что у него в дальнейшем будет масса сложностей, вплоть до различных комплексов и неуверенности в себе.
Источник
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края
«Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слова, это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии в последствии у школьников. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слова проводится работа над звуко- наполняемостью слов, так как все это – решающие факторы в правильном формировании у ребенка слова. Данная работа должна вестись с учетом ведущего вида деятельности детей — игры.
«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?»
Цель: продолжать формировать слоговую структуру слова и фонематический слух детей.
Задачи:
1. Формировать фонематический слух;
2. Развивать подвижность органов артикуляции;
3. Продолжить формировать правильное речевое дыхание;
4. Учить произносить трехсложные слов;
5. Расширять активный словарь существительных.
Ход занятия:
Дефектолог: Ребята, к нам сегодня пришли гости давайте мы с ними поздороваемся!!! садитесь за столы. Сегодня мы с вами отправимся а гости, для того чтобы отправиться в увлекательное путешествие мы закроем глаза !!! Раз, два, три глазки отвари…..
Посмотрите дом. Кто же в нем живет?
Чтобы нам открыли дверь, нам нужно постучать , ну- ка повторяйте за мной…
Игра «Постучи как я» ///, / // /. Дети стучат по столу, выполняя ритмический рисунок предложенный дефектологом.
Дефектолог: Нам не открывают. Вы только послушайте, какой шум раздается из домика! Попробуем угадать, чем шумит хозяин домика.
Игра «Угадай, что шумит?» (упражнение на развитие фонематического восприятия на уровне не речевых звуков: бумага, колокольчик, погремушка).
Дефектолог: Так это же домик язычка! (дефектолог показывает детям картину языка). Поиграем с язычком, сделаем все вместе зарядку.
Артикуляционная гимнастика «Это язычок пришел». Дети выполняют упражнения с индивидуальными зеркалами.
Дефектолог: Язычок с нами поиграл, ему теперь весело!!! Но наши ручки и ножки заскучали давайте встанем и разомнем их…
Физкультминутка.
Раз – подняться, подтянуться;
Два – согнуться, разогнуться;
Три – в ладоши три хлопка;
Головою три кивка;
На четыре – руки шире;
Пять – руками помахать;
Шесть – на место тихо сесть!
Дефектолог: Ой ребята! Кажется, телефон звонит! Сейчас каждый по очереди снимет трубочку и проговорит то что услышит .
Игра «Что услышишь, повтори», проговаривание чистоговорок за дефектологом.
Та-та- это вата
Ина-ина-ина- сладкая малина
Ды-ды- нет воды
Ама-ама-ама- Танина панама
Сы-сы- вот весы
Ата-ата-ата- папина лопата
Ла-ла- моя пила
Ака-ака-ака- сердитая собака
Дефектолог: (слушая телефон) Ребята, по телефону мне сказали, что к нам в гости едет «Звукоедка». И она так не понятно говорит.
Выкатывается машинка, в ней игрушка Звукоедки
Дефектолог берет игрушку, озвучивает: «Дати, я к вам, на шинаме пиеха. В готи!»
Дефектолог: Нам не понятно, что ты говоришь. Вот это не «шинама»- а «машина». Ребята, надо нам с вами, показать и рассказать Звукоедке как правильно называются предметы.
Игра «Фонарики». Ребята я вам сейчас буду показывать картинки и говорит что это ? а вы будите исправлять меня правильно ли я назвала слово, каждому из вас на стол я ложу по два кружочка красного и синего цвета , если я слово произношу верно вы поднимаете красный кружок !!! а если не верно то синий!!!
Дефектолог:
Ло-та-па
Лас-точ-ка
Мо-то-лок
Шо-ко-лад
Птип-ца
Пу-ги-ца
Звукоедка: Спасибо вам ребята что показали мне как нужно правильно выговаривать слова !!!! Теперь я буду разговаривать правильно!!!!
Дефектолог: Ребята а какое время года у нас сейчас? Правильно Весна!!!Посмотрите! Сколько цветов распустилось вокруг нас!
Давайте и покажем, как мы умеем нюхать цветы!!!
Упражнение на дыхание «Цветок распускается». Вдох носом, руки через стороны вверх. Продолжительный выдох с пропеванием звука «А», руки медленно вниз.
Дефектолог: Помоему наша гостья немного заскучала !!! Ребята давайте угостим ее чаем!!! Для этого мы сейчас закипятим воду.
Дети проходят за столы.
Упражнение на дыхание «Буря в стакане». Через трубочку для коктейля подуть в стакан с водой. Сначала тихо, затем сильно (чайник закипел).
Угостить готовым чаем Звукоедку.
Дефектолог: Ребята, Звукоедка так много нового узнала, играя с вами. И очень хочет посмотреть на ваши любимые игрушки.
Досвидания ребята!!!!
Дети берут игрушку- Звукоедку и уходят в группу.
Источник
Кто такой дефектолог? Учитель-дефектолог – это специалист, который проводит глубокое, всестороннее изучение индивидуальных особенностей детей.
- состояния познавательной деятельности;
- развития эмоционально-волевой сферы;
- сформированности целенаправленной и/или игровой деятельности (как ведущей в дошкольном возрасте);
- состояния психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
По результатам обследования дефектолог определяет:
- уровень психологического развития ребенка,
- разрабатывает индивидуальную коррекционную программу;
- отбирает содержание обучения.
Важно помнить! Занятия с дефектологом в каждом возрасте имеют свою специфику, решают различные задачи.
Занятия с дефектологом от 1,5 до 3 лет направлены на:
- нормализацию поведенческой сферы (выработка целенаправленного поведения, коррекция нежелательного поведения);
- формирование игровой деятельности (предметно-манипулятивной, далее сюжетно-ролевой игры);
- формирование сенсорных эталонов: восприятие, соотнесение предметов по цвету, форме, величине;
- развитие высших психических функций, таких как память, внимание, мышление.
- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия.
Занятия с дефектологом детей 3– 5 лет ориентированы на:
- коррекцию проблемного поведение (формирование учебного поведения, преодоление нежелательного поведения);
- формирование и развитие сенсорных эталонов: восприятие, соотнесение, сличение предметов по цвету, форме, величине;
- развитие высших психических функций: внимание, память, аналитико-синтетическая деятельность, конструктивный праксис;
- формирование/развитие оптико-пространственных представлений, ориентировок в схеме собственного тела, в пространстве;
- формирование логического мышления.
Занятие с дефектологом дошкольников 6 – 9 лет могут быть нацелены на:
- пополнение и актуализация знаний об окружающем мире;
- развитие оптико-пространственных ориентировок;
- формирование элементарных математических представлений;
- профилактика трудностей при школьном обучении;
- освоение навыков правильного чтения, письма и счета.
Занятия с дефектологом при различных нарушениях развития
Занятие дефектолога с детьми с ЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Для ребенка с ЗПР дефектолог является ведущим педагогом, который на основании диагностики выстраивает индивидуальный маршрут обучения, воспитания и коррекционного воздействия.
Основными задачами в работе дефектолога с детьми с ЗПР раннего и младшего дошкольного возраста являются:
- развитие психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи);
- формирование и развитие игровой деятельности;
- накопление и расширение сенсорного опыта;
- формирование представлений об окружающем мире.
При построении занятий с детьми с ЗПР учитель-дефектолог:
- учитывает уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности;
- выстраивает занятие на основании ведущей деятельности возраста;
- не ограничивает творческую свободу ребенка;
- предлагает вариативные задания;
- подбирает учебный материал с постепенным усложнением.
Занятие дефектолога с детьми с аутизмом.
Работа дефектолога с ребенком с аутизмом, как и с ребенком с ЗПР нацелена на преодоление тех или иных дефицитов в развитии дошкольника, которые были выявлены на диагностическом занятии/первичной консультации. В процессе обследования ребенка с аутизмом дефектолог обращает внимание на:
- умение действовать по инструкции (понимание вербальной инструкции, умения действовать по подражанию);
- планирование и организацию деятельности, умение следовать многоступенчатой инструкции;
- степень сформированности сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
- уровень развития пространственных представлений, умение копировать образец, конструировать по схеме, начальные навыки счета;
- моторную и сенсорную сферы (определение ведущей руки, выявление предпочтений к сенсорным материалам и действиям);
- поведенческие особенности: скорость восприятия, особенности переключения, особенности коммуникации, способы уклонения от выполнения заданий, умение действовать по очереди.
С ребенком с аутизмом, как правило, работает команда специалистов, и учитель-дефектолог может быть одним из ведущих педагогов, осуществляющих коррекционно-развивающее обучение.
Занятие дефектолога с детьми с умственной отсталостью.
Коррекция отклонений в развитии ребенка с умственной отсталостью осуществляется комплексно, на основе диагностики. Основными направлениями коррекционной работы являются:
- совершенствование достижений сенсомоторного развития;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности;
- развитие различных видов мышления;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Важно помнить! Обязательным условием коррекционной деятельности при обучении ребенка с умственной отсталостью является ее практическая ориентированность. Т.е. содержание обучения носит прикладной характер.
Занятие дефектолога с детьми с синдромом Дауна.
Целью коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна является социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. На основании комплексной диагностики учитель-дефектолог разрабатывает программу коррекционного воздействия, которая охватывает такие направления как:
- развитие познавательной активности;
- развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, речь), максимально раннее начало коррекции;
- формирование правильных (социально-приемлемых) форм поведения;
- обучение трудовым навыкам, в том числе навыкам самообслуживания; подготовка к посильным видам хозяйственно-бытового труда;
- развитие сенсорного восприятия (сенсорное воспитание);
- преодоление и предупреждение вторичных отклонений в познавательной сфере.
При построении занятий с детьми с синдромом Дауна учитель-дефектолог:
- опирается на актуальный уровень развития ребенка, учитывает его зону ближайшего развития;
- учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
- предлагает доступный и повторяемый материал;
- проводит занятия с учетом интересов ребенка;
Педагоги Центра развития речи «Говорить легко» обладают необходимыми знаниями и компетенциями для проведения диагностики и составления программы индивидуальной работы с ребенком с нарушением психического и/или речевого развития.
Источник