Занятия познавательное развитие ребенка раннего возраста
Любовь Наумова
Конспект занятия по познавательному развитию детей в группе раннего возраста «Твердое-мягкое»
Цель: формировать знания о качестве предметов
Задачи:
Образовательные:
— Учить способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование;
— Закреплять умение различать и называть качества предметов: «мягкий»— «твердый»;
— Активизировать в речи детей слова «мнется», «нельзя мять»;
— Упражнять в рисовании пальчиком на манке предмет круглой формы;
Развивающие:
— Продолжать развивать каналы восприятия: кинестетический, визуальный и аудиальный;
— Обогащать тактильные ощущения детей;
— Способствовать развитию мелкой моторики и ориентировки в пространстве;
— Регулировать мышечный тонус с помощью игрового массажа;
Воспитательные:
— Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
— Приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться;
— Создать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы;
Материалы и оборудование: Игрушка (медведь, велосипед детский, дидактический фартук для педагога, рюкзак детский, контейнеры с соленым тестом и камешками, корзинка с орешками и ягодой, цветные коврики с жёстким и мягким наполнителем, цветные тарелочки с манкой, воздушные шары с изображением улыбок, аудиозапись, магнитофон.
Предварительная работа:
— Знакомство с соленым тестом.
— Игра: «Чудесный мешочек»
— Рисование на песке
— Обследование мягких и твёрдых предметов
— Дидактическая игра «Разноцветные коврики»
Ход непрерывно-образовательной деятельности
Воспитатель входит в группу в красивом наряде.
Организация детей: стоя на ковре
Мотивация
Воспитатель: Ребята, кто у меня нарисован на кофточке? (Ответы детей) Правильно, это Мишка. Я скажу вам по секрету, что Мишка сегодня собирался к нам приехать в гости, но никак не проснется. Весна уже наступила, а он всё спит. Давайте разбудим Мишку вместе?
Игра «Разбудим мишку»
Мишка просыпается, (дети потягиваются)
К детям собирается.
Вымыл ножки, (поглаживание ног)
Застегнул сапожки
И коленочки потер,
Как учил его бобер, (массируют колени)
Вымыл носик, (поглаживание носа)
Глазки, (проводят указательным пальцем по линии бровей)
Ушки, (растирание правой и левой мочки уха)
Вытерся – и стало сухо! (проглаживают два раза ладонями от плеча до локтей. Разводят руки в стороны)
Воспитатель: Молодцы! А вот он уже и едет, слышите? (За дверями раздаётся сигнал велосипеда).
Пойду, открою дверь. (Мишка с рюкзаком на велосипеде въезжает в группу)
Мишка: Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуй, Мишка. Ребята, давайте поздороваемся с Мишкой. (Дети здороваются).
Воспитатель: Мишка, будь любезен, подходи к нам, расскажи, как доехал.
Мишка: Я из леса в гости к вам спешил.
Рюкзак красивый захватил,
Белочки просили передать:
Не скучать, всем поиграть.
(Воспитатель берёт у Мишки рюкзак и открывает его)
Воспитатель: Очень красивый рюкзак! Можно посмотреть, что в нём лежит?
(Мишка кивает головой. Воспитатель достаёт контейнеры на каждого ребенка.
Организация детей: дети стоят за столами, поставленными буквой «П»
(В каждом контейнере лежит кусочек соленого теста и камешек. Воспитатель показывает демонстрационный кусочек теста)
Воспитатель: Что это?
Дети: Тесто.
Воспитатель: Ребята, а как можно узнать мягкое тесто или нет? Что с ним надо сделать?
Дети: Тесто надо взять в руки и помять.
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, каждый по кусочку теста. Помните его руками. Мнётся тесто или нет?
Дети: Да, мнётся.
Воспитатель: Значит тесто, какое?
Дети: Мягкое. (3-4 индивидуальных ответа).
Воспитатель: Что из теста можно делать?
Дети: Пирожки, булочки
Воспитатель: Положите, пожалуйста, тесто в коробочку.
Воспитатель: Посмотрим, что же еще лежит там? (Ответы детей) Это – камешки. Мишка хочет, чтобы мы камешки тоже помяли ладошками. Возьмите камешки в руки. Настя, сколько у тебя камешков?
Настя: Один.
Воспитатель: А у тебя, Дима, сколько?
Дима: Один.
Воспитатель: Сколько камешков у Насти, Димы, Ксюши, всех детей вместе? (много)
Воспитатель: А сейчас все вместе помнём камешки. Их можно мять? Мнутся камешки или нет?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, если камешки не мнутся, значит они какие?
Дети: Твёрдые.
Воспитатель: Послушайте, я постучу камешком по столу.Вот какой громкий звук: тук-тук-тук.Давайте вместе скажем громко: тук-тук-тук. А теперь тестом постучу. Почему звука теста не слышно? Потому что тесто, какое? (мягкое). А камешек, какой? (твердый)
Воспитатель: Теперь положите камешки обратно в контейнер.
Мишка: Какие вы молодцы! Знаете твердые и мягкие предметы.
(Воспитатель делает вид, что Мишка шепчет что-то ему на ухо.)
Воспитатель: Мишке понравились разноцветные коврики в нашей группе.Он спрашивает: что вы с ними делаете? (играем) Ребята, покажем Мишке, как мы играем?
Дидактическая игра «Разные коврики»
Организация детей: стоя на ковре
Пока будет играть музыка — мы будем бегать между ковриками, не наступая на них. Как только музыка закончится, вы встанете на тот коврик, который вам понравится больше всего. Игра повторяется 2 раза.Воспитатель задает сопутствующие вопросы детям:На каком коврике ты стоишь: на твердом или мягком? А какого он цвета? (3-4 индивидуальных ответа)
Воспитатель: Дети, Мишка с Белочками так старались, подарки для нас готовили. Я думаю Мишке нужно тоже в ответ передать подарки для лесных жителей. Только где оно лежит нам нужно с вами поискать. Ну-ка, посмотрите вокруг, кто нашел место где лежат подарки?
Дети обнаруживают корзинку.
Организация детей: стоя вокруг стола
Дидактическая игра: «Тактильная корзинка».
Воспитатель: Да,в этой корзинке наверняка и лежат наши угощения: орешки и малинка. Необходимо опустить руку в корзинку, найти предмет и назвать его. (Ребёнок на ощупь трогает предмет в корзинке и говорит воспитателю, какой он твёрдый или мягкий.)
Воспитатель: Как думаешь, что это такое? Давай доставать. Это орешек! Какой орешек твёрдый или мягкий?
Дидактическая игра: «Разложи правильно».
Воспитатель: Посмотрите, какой на мне красивый фартук. Кто нарисован на этом кармашке? (Мишка) А кто на этом? (Белочка) Орешки у нас кто ест? (Белочка) А малину? (Мишка). Помогите мне разобрать угощения для Мишки и Белочек. Давайте,мы с вами разложим правильно по кармашкам: орешки — Белочке, ягоду – Мишке.
Дети поочередно раскладывают по карманам орехи и ягоды.
Продуктивная деятельность: «Рисование орешков на манке»
Организация детей: стоя за столами
Воспитатель: Какие Вы ребята молодцы! Справились с заданием. Только вот Мишка у нас один, а Белочек много. Давайте мы с вами нарисуем много орешков, чтобы всем Белочкам в лесу хватило. Подойдите к тарелочкам. Какой формы орешек? Нарисуйте в воздухе пальчиком круг. А теперь давайте на манке нарисуем такой же круг. (дети рисуют на манке)
Рефлексия
Воспитатель: Спасибо тебе, Мишка, что поиграл с нами!
Мишка: Пожалуйста! Мне и самому понравилось у вас в гостях. Можно я к вам ещё буду приезжать?
Дети: Да.
Мишка: А теперь мне пора возвращаться домой. До свидания, детвора! (Ребята прощаются, жмут Мишке лапу, воспитатель интересуется у детей какая лапа у мишки: твердая или мягкая)
Источник
Воспитатель: «Кукла Маша, наши детки очень ловкие и быстрые, они помогут найти твоих друзей! Но прежде чем мы отправимся на поиски, нужно соблюдать одно правило – не шуметь и не кричать, потому что мы можем напугать собачку Жучку и кошку Мурку. Они испугаются и убегут. Мы же этого не хотим»?
Тогда в путь!»
«По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам, по камушкам,
По камушкам, в ямку – бух!»
Предположительные ответы детей: нет!
Дети выполняют наклоны туловища влево, вправо, шаг на мете, прыжки, приседания.
Воспитатель обращает внимание детей на рассыпанные мячи из «сухого бассейна» перед дверями спальни (дети не могут войти)
Воспитатель: «Смотрите, ребята, кто это здесь играл и мячи все растерял?»
Издаётся звук мяукающей кошки.
Воспитатель: «Правильно.
Кошка Мурка спряталась где-то в спальне. Но нам мешают мячи.
Давайте уберём их с дороги».
Зайдя в спальню, дети выполняют физкультминутку.
Воспитатель: «Кошка прятаться любила,
Кошка спрятаться решила.
Мы её везде искали
Мы её по всюду звали
«Кис-кис-кис, кис-кис-кис,
Выходи к нам, покажись!»
Нашли кошку в корзинке за кроватками.
Воспитатель: «Серенькая кошечка
К деткам прибежала.
Серенькая кошечка
«Мяу» всем сказала».
Рассматривание кошки.
Воспитатель: «Ребята, нужно показать кукле Маше, что мы нашли кошку Мурку».
— «Кого же нам осталось найти?»
«Тогда в путь!»
«Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз,
Будет весело у нас.
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком!»
Издаётся лающий звук у дверей в раздевалку.
Воспитатель: «Кто это лает?»
«Правильно. Собачка Жучка спряталась где-то в раздевалке».
Воспитатель обращает внимание детей, что дорога в раздевалку перегорожена большими мягкими кубиками.
Зайдя в раздевалку, дети выполняют физкультминутку.
Воспитатель: «У него неё четыре лапы,
Чёрный нос и хвост лохматый,
Очень часто громко лает,
А плохих людей кусает!
Он бывает забияка!
Это кто у нас? Собака!
Дети ищут собаку и находят её в углу в машине.
Воспитатель: «Вот собачка Жучка –
Хвостик – закорючка,
Очень громко лает,
Деток забавляет».
Рассмотривание собаки.
Воспитатель: «Ребята, нужно показать кукле Маше, что мы нашли собаку Жучку».
Кукла Маша: «Теперь мы все вместе можем поиграть!!!»
Кошка.
Дети собирают мячи в контейнер.
Дети приседают.
Дети качают головой в разные стороны.
Дети наклоняются и зовут кошку.
Ищут кошку в спальне.
Дети показывают кошечку, гладят её, выделяют отдельные части: ушки, хвостик, глазки и т.д.; звукоподражают «мяу-мяу».
Дети относят корзину с кошкой кукле Маше.
Собачку Жучку.
Дети топают ногами.
Дети хлопают в ладоши.
Кулачком стучат по ладошке.
Дети кружатся.
Собака.
Дети перелезают через кубики.
Дети показывают ручками лапки, затем показываю на носик, помахивают воображаемым хвостом.
Дети: «гав-гав-гав»
Кусающие движения зубами.
Дети показывают язычок.
Дети показывают собаку, гладят её, выделяют отдельные части: ушки, хвостик, глазки и т.д.; звукоподражают «гав-гав-гав».
Дети относят собаку кукле Маше.
Дети играют в подвижную игру «Лохматый пёс»
Воспитатель: «Ребята, а кому мы сегодня помогали?»
«Кого мы сегодня искали?»
«Как кошечка говорит?»
«Что у кошечки есть?»
«Как собачка говорит?»
«Что у собачки есть?»
Кукла Маша: «Ребята, мы так рады, что пришли к вам в гости! Спасибо, что помогли найти моих друзей! Но, к сожалению, нам пора уходить домой, и чтобы вы нас не забывали – мы приготовили подарочки.
Вручаются подарочки.
Воспитатель: «Спасибо, кукла Маша! До свидания!»
Ответы детей.
Дети прощаются, махая руками.
Источник
Познавательное развитие детей раннего возраста
(2 – 3лет)
Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребенка в окружающем мире (природа, социум). Формирование представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей способствует дальнейшему интеллектуальному и личностному развитию.
При реализации образовательной области «Познавательное развитие» необходимо учитывать следующее:
— познавательные возможности ребенка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);
— значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, любознательности и инициативности каждого ребенка;
— формирование целостной картины мира на основе развивающихся у ребенка первичных представлений и познавательных действий обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.
Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок раннего возраста – настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними, соединять и разъединять, конструировать, экспериментировать.
Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие – фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.
Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий. Путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера.
Практический результат он получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих предметов или их частей. Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребенок примеривает, пробует и через ошибки, их исправление, достигает результат.
Развитие восприятия связано со словом. Слово, обозначающее предмет, несет в себе обобщающее значение, что создает для ребенка зону его дальнейшего развития («Собери игрушки», «Где твой шкафчик?», «Возьми свою курточку»). Ребенок усваивает слова – названия для обозначения величины, формы, цвета и функции (катится, стоит). Использование слов – названий развивает и углубляет восприятие различных качеств предметов.
В практической деятельности у ребенка развивается не только восприятие, но и мышление, имеющее в этот период наглядно – действенный характер. Путем практического экспериментирования ребенок открывает новые средства для достижения целей. Например, достает один предмет с помощью другого: закатившийся мячик с помощью палки, встает на стул, чтобы дотянуться до понравившегося предмета.
Изобретая новые средства, ребенок открывает новые свойства вещей. Например, зачерпывая воду с помощью решета для просеивания песка, обнаруживает, что вода выливается. Это вызывает у него удивление, что стимулирует дальнейшие пробующие действия и новые открытия.
Постепенно к концу третьего года жизни ребенок начинает обходиться без внешних проб, экспериментируя в уме.
В этом возрасте в качестве средств обозначения для ребенка выступают имитирующие действия, образные игрушки и предметы – заменители, иллюстрации в книжках, картинки, его первые рисунки. Функцию главного средства обозначения и замещения начинает выполнять слово («Я – гусеница», «Я – самолет», «Я – летаю»). Это и есть процесс формирования внутреннего плана мышления, плана представлений и начало развития детского воображения. Так в недрах наглядно – действенного мышления зарождается наглядно – образное, которое в дошкольном возрасте становится основным.
Познавательная деятельность ребенка расширяется, его опыт обогащается, проявляется в детских вопросах («Это птица?», «Это грузовик?», «А зачем?», «Кто это?», «Что это?»).
На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми дети строят собственные представления об окружающем.
Особый интерес дети проявляют к людям, выполняющим какую – то работу, общающимся друг с другом. К концу третьего года ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженный познавательный характер. Дети активно стремятся получить информацию об окружающем мире, задавая взрослым множество вопросов.
Предметная деятельность (третий год жизни)
Задачи:
— проводить игры – занятия с использованием предметов – орудий, например, предлагать использовать сачки, черпачки для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шарики, плавающие игрушки и т. д.;
— учить в процессе совместных дидактических игр, а так же в быту и на прогулке выделять форму, цвет, величину предметов;
— развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев;
— поощрять действия с предметами, при ориентации на 2- 3 свойства одновременно;
— собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине;
— составлять башенки из трех последовательно уменьшающихся деталей – вкладышей (кубы, конусы, цилиндры и пр.), разбирать и собирать трехместную матрешку с совмещением рисунка на ее частях;
— закреплять понимание слов, обозначающих различные величины предметов, их цвет и форму в ходе подбора деталей по указанным качествам;
-проводить игры – занятия с игрушками, имитирующими орудия труда, поощрять использование предметов – орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения детьми практических задач в ходе своей деятельности.
Сенсорное развитие
Задачи:
— учить различать четыре цвета спектра(красный, желтый, синий, зеленый), пять геометрических форм(круг, квадрат, прямоугольник, овал), три фигуры(куб, шар, призма), три градации величины(большой, поменьше, маленький);
— развивать действия по использованию сенсорных эталонов;
— уметь выделять в объектах цвет, форму, величину;
— различать контрастные и близкие состояния величины (большой – поменьше – маленький);
— пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;
— собирать пирамидку из 3 – 6 колец, матрешку из вкладышей 1 – 2 величин;
— группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, форма, цвет) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой), используя определенные слова – названия (например, предэталоны формы: «кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко» и т.д.).
Знакомство с окружающим миром
Задачи:
— развивать гуманные чувства (доброжелательное и бережное отношение ко всему живому);
— знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит, шофер ведет машину, парикмахер стрижет волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т. д.);
— продолжать формировать и расширять знания об окружающем мире.
Окружающий мир включает в себя знания:
— о человеке, его внешних физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице – глаза, рот, нос), его физических и эмоциональных состояниях (проголодался – насытился, устал – отдохнул, заболел – вылечился, опечалился – обрадовался, заплакал – засмеялся);
— деятельности близких ребенку людей (мама моет пол, бабушка вяжет носки, сестра делает уроки, дедушка читает газету, брат рисует, папа чинит часы и т. д.);
— предметах, действиях с ними и их назначения ( предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда);
— живой природе: растительный мир ( деревья, травы, цветы, овощи, фрукты,), животный мир: домашние животные ( кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь), их детеныши ( котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок), дикие животные ( лиса, заяц, медведь, волк, белка), птицы ( воробей, ворона, голубь и т. д.);
— неживой природе: о воде в быту ( льется, теплая – холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают); воде в природе ( бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд);
— явлениях природы: времена года (зима, весна, лето, осень) и их особенности (зимой холодно, снег; летом – жарко, светит солнце; весной тают сосульки, бегут ручьи, распускаются листочки; осенью – ветер, холодный дождь, падают желтые листья), погодные явления и отношение к ним людей (дождь – сыро, гулять без плаща и резиновых сапог нельзя, летом при жарком солнце надевают панаму, зимой холодно и люди надевают шубы, шарфы, теплые сапоги, меховые шапки и т. д.).
Первоначальная культура мышления
Задачи:
— формировать наглядно – действенное мышление, способы решения практических задач с помощью различных орудий ( кубики, игрушки, предметы быта);
— развивать практическое экспериментирование;
— стимулировать и поддерживать поиск новых способов решения практических задач;
-развивать символическую функцию мышления в сюжетно – отобразительной игре.
Конструирование
Задачи:
Конструирование из строительного материала и крупных деталей конструктора:
— приобщать к созданию простых конструкций (домик, башенка, ворота, скамейка и т. д.) через разыгрывание взрослым знакомых сюжетов (матрешка гуляет, куклы едят, спят, отдыхают, машины едут по улице, въезжают в ворота) с привлечением детей к этой деятельности.
Конструирование из бумаги:
— показывать первые способы работы с бумагой – сминание и разрывание, помогать увидеть в смятых комочках и разорванных бумажках «образ» (цветок, колобок, птичка и т. д.);
— составлять вместе с детьми простые комбинации (например, дети делают травку путем разрывания зеленой бумаги и туда помещаются одуванчики, комочки, птички);
— использовать созданные детьми вместе с воспитателем панно в качестве украшений групповых комнат.
Организация предметно – пространственной развивающей среды (в первой младшей группе) и деятельности по ее освоению
Центр познания (познавательно – исследовательской деятельности)
— геометрические плоскостные фигуры и объемные формы (шар, куб, круг, квадрат);
— лото, домино;
— предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки);
— картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам);
— иллюстрации трудовых действий, орудий, необходимых в труде;
— иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания;
— мелкая и крупная геометрическая мозаика;
— предметы и игрушки, различные по цвету и размеру, форме и размеру;
— матрешки трех- и четырехсоставные;
— сборно – разборные игрушки;
— напольная пирамидка (из 6-7 элементов);
— пособия на липучках;
— материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, шнурочки для нанизывания, замочки, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии);
— наборы разрезных картинок (2-4 части);
-коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур;
— коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками;
-мозаика (восьмигранная, цветная, крупная);
— емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов);
— ящик для манипулирования со звуковыми эффектами;
— набор шумовых коробочек;
— «Чудесные мешочки»;
— игры для интеллектуального и сенсорного развития;
— парные картинки;
— серии предметных картинок, составленные по принципу функционального использования предметов;
— настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания;
-инструменты домашнего мастера;
— игрушки (бытовая техника, посуда, автомобильный транспорт и т. д.);
— «Загадочные» предметы (например, калейдоскоп, детский бинокль, лупа, часы, телефон, кофемолка), назначение которых требуют определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта;
— материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры);
— мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутами и пр.);
— фланелеграф;
Виды и содержание деятельности детей.
Деятельность по формированию представлений о ярко отличительных признаках и свойствах различных средств и материалов.
Игры – занятия по накоплению представлений о цвете, форме, величине.
Освоение системы орудийных действий, овладение способами использования предметов для решения практических задач.
Игра для развития у ребенка символической функции мышления, деятельность с предметами – заменителями, неоформленным материалом.
Деятельность по ознакомлению и расширению впечатлений о предметах, обладающих различными свойствами и возможностями превращений.
Деятельность по ознакомлению с предметами быта, их функциональным назначением.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию: «Курочка и цыплята», «Огоньки ночью», «Листочки деревьев», «Апельсин», «Одуванчик и жук на лугу», «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами».
Дидактические игры по ФЭМП: «Размещение вкладышей по форме и величине», «Сделаем бусы для куклы», «Нанизывание больших и маленьких бусин», «Нанизывание бусин разной формы».
Театрализованные игры – ситуации: «Солнечные зайчики», «Карусели».
Центр воды и песка
-набор для экспериментирования с водой: стол – поддон, емкости 2 -3 размеров и разной формы, предметы – орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, палочки, предметы из резины, пластмассы и т. п.), различные формочки, пипетки для окрашивания воды);
— набор для экспериментирования с песком: стол – песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы – орудия: совочки, лопатки, ведерки, игрушки.
Игры – опыты с водой: «Узнаем какая вода», «Налей и отмерь», «Игра с мыльной пеной», «Тонет или плавает».
Игра – ситуация: «Плывут кораблики».
Центр экспериментирования (мини – лаборатории для проведения опытов)
— камни, земля, глина, снег;
— емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения;
— стол с клеенкой, подносы, фартуки и нарукавники на подгруппу детей;
— пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдений предметы;
— формочки для изготовления цветных льдинок;
-материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны);
— трубочки для продувания, просовывания;
— волшебный мешочек;
— мыльные пузыри, маленькие зеркала, магниты, электрические фонарики.
Экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускание солнечных зайчиков, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов, освещение фонариком различных предметов). Игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и познание свойств и возможностей материалов (переливание воды из одного сосуда в другой, пускание мыльных пузырей).
Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов.
Центр природы
— дидактическая кукла с набором одежды по временам года;
— оборудование для игр с песком на прогулке (ведерки, лопатки, формочки, совочки, ситечки);
— коллекции камней, ракушек, семян;
— игротека экологических развивающих игр;
— библиотека познавательной природоведческой литературы;
— картины – пейзажи по времени года;
— муляжи овощей и фруктов;
— календарь природы (погоды);
— материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки);
— иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных;
— иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) кустов, деревьев, трав;
— иллюстрации зверей (домашних и диких), птиц, рыб, насекомых: бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек;
— наглядно – дидактические пособия « Времена года», « Родная природа», « В деревне», серии картинок «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц), серии картин среднего размера «Животные и их детеныши».
Дидактические игры: «Что растет на огороде», «Овощной магазин», «Кто за елкой?», «Найди что покажу», «Найди что назову», «Угадай , что в руке», «Найди, о чем расскажу», «Чьи детки», «Угадай что съел».
Игры – ситуации: «На нашем дворе», «Солнышко встает», «Цветочная полянка», «Вот поезд наш едет», «Капают сосульки».
Игры – инсценировки: «Что растет на грядке», «Листики в садочке».
Центр конструирования (конструктивной деятельности)
— конструкторы разного размера;
— фигурки людей и животных для обыгрывания;
— игрушки бытовой тематики;
— природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и т. д.;
— крупные объемные геометрические формы;
— строительный материал из коробок разной величины;
— напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки;
— настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки.
Игры – ситуации: «Стройка», «Лесенка для белочки», «Построим дом для мишки и зайчика», «Строим дом»;
Игры со строительным материалом:
— постройка помещений, архитектурных сооружений (дома, башенки, гаражи, заборы, сараи);
— постройка путей сообщения (мосты, железные и шоссейные дороги, трамвайные пути);
— постройка транспортных средств (машины, трамваи, корабли, самолеты).
Роли: строитель, водитель, шофер, летчик, капитан. Основные игровые действия (строить мост – возить по нему грузы; строить самолет – «лететь» на нем).
Источник