Занятия по счету с ребенком 4 года
Надежда Север
Конспект занятия по математическому развитию для детей 4–5 лет «Порядковый счет»
Задачи:
— формировать навыки порядкового счета в пределах 5;
— закреплять представление о множестве, как о совокупности, состоящей из отдельных предметов
-упражнять детей определять количество предметов на ощупь
— развивать тактильно-моторные ощущения, мелкую моторику;
— развивать логическое мышление, быстроту реакции;
— формировать навыки самостоятельной работы;
— воспитывать уважение и дружеские отношения между детьми.
Материал к занятию:
демонстрационный: игрушки 5 зверей, иллюстрацию к сказке «Доктор Айболит», цифры 1-5, опорная карта для «лото».
раздаточный: по 15 кругов одинакового размера, клей, разлинованные листы бумаги с картинками зверей, разрезанные карточки для игры «лото».
Ход занятия:
1.Сюрпризный момент:
Дети сидят на ковре, и педагог начинает занятие:
— Здравствуйте ребята! Вы знаете, сегодня, когда я вошла в кабинет, то услышала странные звуки. Когда я прислушалась, то поняла, что это кто-то плачет. Я стала смотреть, кто же это плачет, и увидела, что это наши игрушки-зверушки, которые живут у нас в кабинете. Вот эти! (педагог выставляет на стол игрушки).
— Ребята давайте узнаем у них, что случилось! Арина, спроси, пожалуйста, у зверушек, почему они расстроились? (если ребенок затрудняется, педагог просит либо другого ребенка, либо сама обращается к игрушкам).
«- Что с вами случилось, почему вы плачете? — Мы заболели, у зайчика болит ушко, у кошечки лапка и т. д. И мы незнаем, что нам теперь делать, и кто нам может помочь».
— Оказывается, наши игрушки заболели! Что же нам делать, как им помочь? (предложения детей). Правильно, животных нужно отвести к доктору, ребята, а какой доктор лечит животных? (ответы детей) Правильно это доктор Айболит, помните, как начинается эта сказка?
«Добрый доктор Айболит он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться и корова,
И волчица, и жучек, и червячок, и медведица.
Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит».
(На мольберт выставляется иллюстрация к сказке). Ребята, но доктор Айболит живет в сказке и нам с вами нужно помочь нашим животным добраться туда и научить их, как правильно вести себя на приеме у доктора. Поможем и научим наших игрушек? (Да)
2.Основная часть:
— Ребята, кто сегодня пришел к доктору Айболиту на прием? (дети называют всех игрушек). Сколько сегодня пациентов у доктора Айболита? (пять). Дети, а кто знает, прежде чем войти к доктору, что нужно сделать? (вести себя хорошо, не шуметь и т. д.) Какие вы умницы, но самое главное это построиться друг за другом по порядку. Полина помоги мне построить игрушки по порядку. Спасибо, кто стоит первым? А кто вторым? (педагог по очереди спрашивает у детей кто стоит, на каком месте по счету). Как хорошо вы расставили наших животных, но пока они ждали, когда доктор Айболит освободиться начали ссориться, кто пойдет первым, а кто вторым.
Кот стрелой влетел в больницу,
Всех заставил расступиться.
И кричал при этом: «Ой!
Я совсем – совсем больной!»
Лез вперед, кричал, толкался,
В кабинет к врачу прорвался.
Только врач сказал ему:
«А вот вас я не приму!
Звери все болеют тут,
Но сидят, приема ждут.
Не мешает поучиться
Прежде чем ко мне явиться!»
— Все забыл наш кот, чему мы его учили, давайте напомним всем животным как они стояли с помощью цифр. Я сейчас каждому раздам вот такие карточки рядом с каждой картинкой животного нужно поставить, ту цифру, каким по счету стоит, это животное, например кошечка у нас стоит первой по порядку. Значит рядом я кладу цифру 1. (педагог на мольберте показывает как необходимо выполнять задание) Тима, а теперь ты продолжи, пожалуйста. (детям раздаются карточки для игры «лото» и по просьбе педагога выполняют задание на столе с карточками, а педагог вывешивает на мольберте готовую карточку). Какие вы умницы, уж теперь наши игрушки точно не запутаются, кто идет к доктору первым, а кто вторым!
— Ребята, я думаю, что нашим друзьям-животным не пришлось бы обращаться к Доктору Айболиту, если бы они умели делать зарядку! Давайте их научим.
Педагог проводит с детьми физкультминутку:
Ну-ка, станьте, по-порядку!
Вместе выполним зарядку!
Раз, два, три, четыре, пять
Становись с нами играть!
Раз – поднять, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
И на место тихо встать.
— Молодцы, ребята, а теперь садитесь все за столы.
— Ребята, а как вы, думаете, стоит, ли боятся, доктора Айболита? (нет)
Зайчик плачет и кричит –
Очень сильно зуб болит!
А к врачу идти боится:
— Мама, не пойду в больницу!
Доктор мне совсем не нужен,
Может сделать только хуже!
— Поскорее успокойся, —
Говорит зайчиха-мать,
И врачей совсем не бойся.
Доктора нужны затем,
Чтоб помочь всегда и всем!
— И вот наши животные испугались и спрятались от доктора Айболита. Вышел доктор и не нашел ни одного пациента. Давайте поможем доктору Айболиту найти его пациентов.
Игра «Определи на ощупь»
— Сейчас каждый из вас сможет побывать доктором Айболитом.
Итак, раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть! Сейчас Настя первая подойдёт ко мне, закроет глазки, и определит на ощупь, сколько зверюшек спряталось под салфеточкой (по очереди вызываю всех детей).
Вы очень хорошо справились с этой задачей. Помогли доктору найти всех его пациентов.
— И вот, наконец, наши животные перестали, боятся, доктора, и доктор Айболит смог принять каждого из них и выписал всем животным витаминки. Поможем доктору всем животным выдать витамины? Чтобы мы не перепутали, кому, сколько выдать витаминов, доктор подготовил нам подсказку.
Выдаю каждому ребёнку карточки с изображением животных, внизу под изображением животного пустая клеточка, куда ребёнку необходимо приклеить, такое количество «витаминов», какое место по порядку занимает животное.
-Аня, какой по счету стоит кошечка? (Первой) Значит, сколько ей нужно выдать витаминов? Верно, она должна выпить, одну витамину и мы рядом с кошкой наклеиваем один кружочек. Когда все варианты наклеены, педагог спрашивает, у детей, почему у одного животного одна витамина, а другого три и т. д.
-Как хорошо вы справились с заданием, теперь наши животные точно не забудут, сколько, кому нужно выпить витаминов.
3.Заключительная часть:
После выполнения задания педагог подводит итог занятия:
-Ребята, что мы сегодня с вами делали? (Помогали игрушкам, играли). Правильно, а еще мы с вами учились считать по порядку. Давайте посчитаем, еще раз все вмести. (Счет в слух). И не только сами научились считать, но и помогли нашим игрушкам научили их, как правильно построиться, чтобы попасть на прием к доктору Айболиту и он их вылечил. Вы сегодня очень хорошо занимались, я очень вам благодарна, а доктор Айболит за нашу помощь передал вам тоже витамины, только настоящие! (Педагог угощает детей кусочками яблок).
Источник
Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр. Естественно и то, и другое – занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление. Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.
Математика для малышей. Основные принципы
Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр – научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные сюжетные игры. У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).
Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5. Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.
Итак, математические игры для малышей:
1. Порядковый счет в обычной жизни
Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь. Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д. Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.
2. Изучаем понятие «Столько же»
Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):
Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же, сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.
Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же».
В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (различные грибочки, морковки, помидорки; вот еще пример шикарного набора).
- Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любые сюжетно-ролевые игры. Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.
3. Сравниваем «Больше-меньше»
- Продолжая тему дня рождения игрушки, выкладываем одному из гостей 2 гриба, а другому 4, вместе размышляем, у кого больше, а у кого меньше. Для начала даем малышу попробовать определить на глаз, если он ошибается, пересчитываем вместе.
- Если ребенок уже хорошо справляется со сравнением однородных предметов, можно предложить ему задачу посложнее: выложим перед ним 2 разных количества предметов разных размеров, например, пуговиц. К примеру, кладем 3 больших пуговицы и 5 маленьких и спрашиваем, где больше. Первое время малыши обычно путаются, показывая на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.
4. Изучаем понятие «Ноль»
Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось – ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.
5. Настольные игры
Настольные игры с кубиками и фишками – один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.
Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала здесь. А вот здесь можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.
6. Обратный счет
Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет. Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем самым показывая, что число колец уменьшается. То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.
7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание
Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):
Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»
- Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?
- Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
- Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
- Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.
8. Состав числа
Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:
- Смотри, у нас с тобой есть три яблока, давай разделим их между мишкой и зайкой. Одно яблоко мы дадим зайке, а два – мишке. Попробуйте по-разному перераспределять яблоки между игрушками, показывая разные варианты разложения числа.
Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.
9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами
Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры. Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:
Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;
- Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);
- Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);
- Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры – длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;
- Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
- Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
- Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
или рамки-вкладыша (Ozon, My-shop,Read)
10. Повторяем цифры
Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.
Или сыграть в математическую игру «Паровозик». Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.
Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon, Лабиринт, My-shop). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.
Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon, Лабиринт, My-shop), о нем я писала раньше здесь.
11. Последовательность цифр
На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:
- «Баба Яга перепутала цифры». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
- Пазлы по номерам. По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.
- «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
- Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.
- Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon, Лабиринт, My-shop)
В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.
- Фелисити Брукс «Играем и учим числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Об этой книге я писала здесь.
- Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Об этой книге я писала здесь.
- Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.
Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!
Мы с Таисией продолжаем потихоньку расширять репертуар наших математических игр, так что думаю, скоро будет продолжение этой статьи. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить (Email, Инстаграм, Вконтакте, Facebook). Да, и кстати, не забудьте почитать статью про изучение геометрических фигур, ведь развитие пространственного мышления тоже неотъемлемая часть математики для малышей:
УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ
Читайте также:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ЛЕТ ДОМА
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Искренне ваша, Яна Разначенко
Источник