Занятия по развития произвольной сферы ребенка

Занятия по развития произвольной сферы ребенка thumbnail

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

ПРОИЗВОЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Графический диктант»

Цель: Вырабатывать у детей умение внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Учить работать под диктовку и самостоятельно по образцу.

Подготовьте тетрадные листы в клеточку. На них поставьте точки в начале строки. Дайте детям карандаши и скажите: «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги»

Пример: «Поставь карандаш на точку. Рисуй! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай самостоятельно рисовать этот узор до конца строки».

«Лабиринт»

Предложите ребенку нарисованные на листе бумаги лабиринты. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.

Правила игры.

1. В начале работы поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги.

2. Сразу начинай движение карандашом, на пытаясь предварительно просматривать путь следования.

3. Не задевай линии лабиринта, не пересекай их.

4. Нельзя поворачивать назад.

«Палочки и крестики»

Цель: Развитие уровня саморегуляции и самоконтроля.

Приготовьте для ребенка (или группы детей) тетрадный лист в клеточку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут

I + I + I – I + I + I – I

Правила игры.

1. Писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце.

2. Переходить на другую строчку только после знака “–“.

3. Нельзя писать на полях.

4. Каждый знак следует писать в одной клеточке.

5. Соблюдать расстояние между строчками – 2 клеточки.

«Да и нет»

Цель: Развитие умения ребенка действовать по правилу.

Взрослый задает ребенку вопросы. Отвечая на вопросы, ребенку нельзя говорить слова «да» и «нет».

Пример вопросов:

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь смотреть мультфильмы?

3. Тебе нравится играть?

4. Ты любишь мороженное?

5. Тебя зовут Света? И т. п.

«Копирование образца»

Цель: Развивать произвольную сферу, учить работать самостоятельно по образцу.

Ребенка просят скопировать нарисованный взрослым на листе бумаги графический образец.

«Тропинка»

Цель: Развивать произвольное поведение, дисциплинированность, организованность, сплоченность.

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущиё не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка! », все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна! », — дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит: «Кочки! », дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются.

«Расставить посты»

Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации и успокоению.

Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши и т. п., идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту, не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет все детей в задуманном им порядке) линейка, круг, по углам). Затем назначается новый командир.

«Четыре стихии»

Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации.

Играющие встают в круг. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах.

 «Раскрась фигуры»

Цель: Развивать произвольную регуляцию деятельности, терпеливость при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветными карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.

Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности.

«Раскрась»

Цель: Развитие произвольной сферы, произвольного внимания.

Ребенку (детям) дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Можно придумывать и усложнять задания для детей, вводя несколько правил.

«поскакать на одной ножке» и т. п.

«Замри! «

Цель: развитие произвольного внимания и произвольных движений.

Играет веселая музыка. Дети подпрыгивают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, и дети замирают в тех позах, в которых застал из музыкальный перерыв. Затем через минуту снова включается музыка и игра продолжается. В конце выбирается самый внимательный — победитель.

«Слушай хлопки»

Цель: развитие произвольного внимания и поведения.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз – они приседают, два раза – вытягивают руки вверх, три раза – замирают. После выполнения команды движение «поскакать на одной ножке» и т. п.

«Замри! «

Цель: развитие произвольного внимания и произвольных движений.

Играет веселая музыка. Дети подпрыгивают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, и дети замирают в тех позах, в которых застал из музыкальный перерыв. Затем через минуту снова включается музыка и игра продолжается. В конце выбирается самый внимательный — победитель.

«Слушай хлопки»

Цель: развитие произвольного внимания и поведения.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз – они приседают, два раза – вытягивают руки вверх, три раза – замирают. После выполнения команды движение

И тут на помощь приходит общение с взрослым. Родители и педагоги объясняют малышу, что можно делать, чего нельзя, что хорошо и что плохо. Но такие методы обучения нравственности редко приводят к успешному формированию произвольного поведения.

Ребенка нужно увлечь, он сам должен захотеть соблюдать конкретные правила и установки.

Интересные упражнения на развитие произвольности поведения научат дошкольника долго придерживаться заданного правила, пока задание не будет выполнено.

Очень эффективным средством в данном процессе считается продуктивная деятельность. Дети очень любят рисовать, лепить, делать различные поделки в виде аппликации и так далее.

В процессе продуктивной деятельности ребенок видит результаты своего творчества, хочет увидеть и его завершение, что получится в итоге. Это стимулирует его для окончания проекта, что ведет к формированию произвольных качеств.

Источник

Гульнара Салимова
Конспект занятия по развитию произвольной сферы у старших дошкольников

Цель: развитие произвольной сферы детей подготовительной группы.

Задачи:

развитие произвольного внимания, памяти.

развитие мышления;

обучение навыкам самоконтроля, самодисциплины, а также укрепление навыков счёта;

обучение навыкам релаксации и саморегуляции;

развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;

воспитание уважительного отношения к сверстникам.

Структура занятия:

организационный момент (подготовка кабинета, приготовление необходимого оснащения в соответствии с целью и задачами занятия);

введение – приветствие (использование игры на сплочение группы)

основная часть – отражение цели занятия, игры и упражнения на развитие произвольной сферы, снятие напряжения, релаксацию;

ритуал прощания.

Материально-техническое оснащение:

магнитофон, аудиозапись релаксационной музыки;

Читайте также:  Проектирование социальной ситуации развития ребенка

магнитная доска;

клубочек ниток;

свечка в безопасном подсвечнике.

Ход занятия

— Здравствуйте! Я рада вас видеть, дети! Давайте вместе возьмёмся за руки и громко скажем друг другу: «Добрый день!»

— Теперь я предлагаю вспомнить игру «Комплимент». Друг другу мы будем говорить что-то хорошее, сказав это каждому из нас станет приятно, радостно.Например: «Я очень рада, что Ваня пришёл на наше занятие, или «Мне приятно тебя видеть, Катя!», или «Какая у тебя нарядная кофточка, Настя!». Эти приятные, хорошие слова называются комплиментами. В руках у меня волшебный клубочек. Когда я начну говорить комплименты, то отдам его своему соседу справа (слева). Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передаёт его следующему, сидящему справа от него. Когда мы закончим произносить комплименты друг другу, мы с вами будем соединены одной ниточкой… Я начинаю … Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь всё делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно уберём ниточку, которая нас соединяет на пол.

Конспект занятия по развитию произвольной сферы у старших дошкольников

— А теперь проведём упражнение «Птица – рыба – зверь».

Ведущий в случайном порядке предлагает каждому участнику вопрос. Участник должен в ответ припомнить представителя того или иного вида. Повторять названное ранее нельзя.Пример: птица – снегирь, рыба – лещ, рыба – карась, зверь – медведь и т. д.

— Ребята, продолжим нашу работу.

Я предлагаю поиграть в игру «Запретный номер». Сейчас мы выберем определённую цифру, например «4». Встаём в круг и по часовой стрелке считаем по очереди: 1, 2, 3… (Когда доходит очередь до четвёртого ребёнка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза.В качестве запретных выбираются цифры: 4, 7, 11. Прекрасно!

— А теперь, посмотрите на доску! (Упражнение «Числовые задачи»).

Здесь вам предложен ряд чисел:

2, 5, 8, 11, 14…

— Вместо точек нужно поставить следующее число. Мы можем решить эту задачу, определив закономерность,повторяемость этих чисел:

2 + 3, 5 + 3, 8 + 3, 11 + 3 (14).

— Всё поняли? Очень хорошо! (Предлагается для решения следующий ряд чисел:

1, 3, 5, 7, 9, …

— Замечательно!

— Ребята, представим себе, что мы все медвежата, (упражнение «Медвежата в берлоге») которые сидят в берлоге. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щёлки в берлогу. Медвежата замёрзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко – медвежата развернулись. (Повторить упражнение 2-3 раза).

— Дети, один из героев мультфильма «Смешарики» забыл как его зовут. Давайте ему поможем. Для этого буквы, которые вы видите на доске, нужно расставить в таком порядке, чтобы получилось его имя.Попробуем:

И Н П (ПИН) Я В С У Н Ь О (СОВУНЬЯ)

Р О Ш К (КРОШ) А П О К Ы Ч Т (КОПАТЫЧ)

Ж И К Ё (ЁЖИК)

Здорово, молодцы!

— А теперь, я предлагаю поиграть в игру «Четыре стихии».

По моей команде выполняете движения руками:

«Земля» — опустить руки вниз.

«Вода» — вытянуть руки вперёд.

«Воздух» — поднять руки вверх.

«Огонь» — руки к плечам. (Дети выполняют задания несколько раз,в разных темпах: сначала медленно, потом побыстрее; ведущий старается запутать детей, показывая неверные движения). Хорошо, молодцы!

— А теперь давайте поиграем в игру «Колпак мой треугольный».

Дети произносят слова и показывают движения.

— Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак (рукой показывают на голову, на себя, двумя руками форму треугольника,

— Треугольный мой колпак (руками дети показывают форму треугольника, рукой на себя, рукой указывают на голову,

— А если он не треугольный (рукой в сторону – он, качает головой – не, руками форму треугольника,

— То это не мой колпак (дети качают головой – «не», рукой на себя, рукой указывают на голову).

Затем дети не произносят слово «колпак», а только показывают движения, потом не произносят слова «мой», «треугольный» и так все слова… Кто ни разу не ошибся, тот выиграл, тот самый внимательный.

Занятия по развития произвольной сферы ребенка

— Наше занятие заканчивается. Я сейчас зажгу свечку. Давайте посмотрим на неё. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит слева (справа) от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и пожелайте ему что-то хорошее до следующей нашей встречи,например: «Лиза, я желаю тебе здоровья!», «Кирилл, я хочу, чтобы ты пришёл на наше следующее занятие», «Вика, я желаю тебе, чтобы у тебя всё получалось» и т. д…

Занятия по развития произвольной сферы ребенка

— Ребята, скажите, пожалуйста, что на сегодняшнем занятии вам понравилось выполнять больше всего? (Ответы детей). Спасибо, дети.

— А теперь, выполним упражнение «Комочек снега».

Ведущий предлагает слепить снежный ком. «Соберём в него всё самое ненужное, всё то, что нам мешает; снежный ком становится больше, подняли его высоко-высоко. Когда я скажу слова «опустили снежный ком» мы все с силой бросаем его вниз, громко произнеся – «Ха!»… Хорошо! Вот теперь, ребята, мы стали добрее, лучше у нас всё обязательно получится!»

— Дети! Я очень рада, что вы все стали внимательнее! Пусть у вас всё будет хорошо! Будьте здоровы! До свидания!

Список использованной литературы.

1. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М. Генезис. 2003.

2. Клюева Н. В., И. В. Устиленцева. Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего возраста. Ярослав. 1995.

3. Никольская И. Бардиер Г. Из опыта работы. Уроки психологии в начальной школе.

4. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психотерапевтические упражнения. Коррекционные программы. М. Новая школа. Центр развития обучения «Интор». 1995.

Источник

Картотека игр по  развитию произвольной сферы детей.

(снижение импульсивности и повышенной активности)

Для детей с 4х лет.

Четыре стихии (для детей с 4 лет)

Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации.

Играющие встают в круг. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах.

Тихий колокольчик (для детей с 4 лет)

Цель: развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности.

Дети сидят в кругу. Одному из ребят дают колокольчик. Надо отнести колокольчик по кругу тому, кто сидит рядом. Это надо сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, надо остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Колокольчик должен пронести каждый ребенок.

Шалтай-болтай (для детей с 4 лет)

Цель: снятие мышечного напряжения, расслабление

Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела. Взрослый произносит: «Шалтай-болтай висел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне». Дети падают на ковер. Упражнение повторяется несколько раз. Взрослый следит за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.

Читайте также:  Воспитание и развитие личности ребенка движущие силы развития

Надоедливая муха (для детей с 4 лет)

Цель: учить концентрироваться на отдельных частях своего тела, контроль за мелкими движениями

Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас пригревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и села на лобик. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружиться вокруг глаз – поморгайте ими. Перелетела на щеку, затем на другую – подвигайте губами, надуйте щеки. Уселась на подбородок – подвигайте челюстью и.т.д.

Я кубик несу и не уроню (для детей с 4 лет)

Цель: развитие произвольности и самоконтроля движений.

Ребенок должен перенести кубик от одной стены до другой, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки. Если ребенок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребенок не марширует, а двигается плавно.

Шаловливая минутка (для детей с 4 лет)

Цель: снятие психофизического напряжения, развитие произвольности

Детям объясняют: «Сейчас наступает «шаловливая минутка». В течение этой минутки вы можете делать все, что хочется: прыгать, бегать, кричать… Но помните, что есть правило: «шаловливая минутка» начинается со звучания музыки, а заканчивается, когда музыка выключается. Упражнение повторяется 2 – 3 раза

Рисование ладонями (для детей с 4 лет)

Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений.

Взрослый предлагает детям рисовать ладошками картины на спине друг друга. Дети разбиваются по парам. Ребенок, на спине которого рисуют, закрывает глаза. Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на спине.

Море, море, море…(медленно поглаживаем верхнюю часть спины партнера от позвоночника в стороны одновременно двумя руками)

Рыбы, рыбы, рыбы…(быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении)

Горы, горы, горы…(медленные прикосновения всей ладонью)

Небо, небо, небо…(снова поглаживания)

Затем дети меняются ролями.

Час тишины и час «можно» (для детей с 4 лет)

Цель:  ослабление негативных эмоций, формирование произвольности поведения

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т.д. «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Речка — Берег (для детей с 4 лет)

Цель: развитие концентрации внимания, коррекция импульсивности, стимуляция физической активности

На полу в линию лежит длинная веревка, представляющая морской берег. Дети встают с одной стороны «на берег». Когда ведущий крикнет «Речка!» все перепрыгивают через линию вперед. Если он кричит «Берег!», то все перепрыгивают назад. Если ведущий кричит «Берег!» дважды, дети, которые перепрыгнули в «Речку», выбывают из игры.

Снеговик (для детей с 4 лет)

Цель: снятие мышечного напряжения чередованием напряжения и расслабления

Наступила зима. Выпал снег. Ребята слепили снеговика (дети стоят, широко расставив ноги). 

Ночью был сильный мороз, и снег стал крепким, как лед (напрягают мышцы ног, рук и шеи).  

Утром выглянуло солнышко, стало тепло, снеговик начал таять. Подтаяла голова (расслабляют мышцы шеи), затем плечи, руки (расслабляют мышцы рук), ноги (расслабляют мышцы ног). 

Растаял снеговик и превратился в лужицу (ложатся на ковер).

Следите за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.

Стойкий оловянный солдатик (для детей с 4 лет)

Цель: развитие произвольности поведения, общей координации

Правила игры: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. Вы — стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Вы настоящие «стойкие солдатики», и самое главное — вы смогли справиться со своим поведением. Время нахождения в статичной позе постепенно увеличивается.

Копирование образца

Цель: Развивать произвольную сферу, учить работать самостоятельно по образцу.

Ребенка просят скопировать нарисованный взрослым на листе бумаги графический образец.

Для детей с 5 лет.

Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи (для детей с 5 лет)

Цель: снятие речевых зажимов, сплочение группы

Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

Запрещенное движение

Цель: развитие произвольности и внимания.

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Запрещенных движений может быть около 7.

Запретное число

Цель: развитие внимания, формирование произвольности

Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться).

Вариант. Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10 (20). Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух. 

Невидящий — неслышащий

Цель: развитие внимания и произвольности, коррекция импульсивности

Ведущий дает команду: «Невидящий» — дети выполняют движения только по словесному сигналу. Когда говорит: «Неслышащий» — дети выполняют задание только по показу.

Палочки и крестики

Цель: Развитие уровня саморегуляции и самоконтроля.

Приготовьте для ребенка (или группы детей) тетрадный лист в клеточку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут

I + I + I – I + I + I – I

Правила игры.

1. Писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце.

2. Переходить на другую строчку только после знака “–“.

3. Нельзя писать на полях.

4. Каждый знак следует писать в одной клеточке.

5. Соблюдать расстояние между строчками – 2 клеточки.

Схвати предмет (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция импульсивности, баланс механизмов возбуждения и торможения.

Маленький предмет лежит на столе посередине. Двое кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии. Ведущий называет различные числа. Когда называется, например, число 5, нужно схватить предмет.

Копна – Тропинка — Кочки (для детей с 5 лет)

Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплочённости

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего идут по кругу до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!», — дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд. Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребёнок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.

Читайте также:  Развитие ребенка до года по месяцам с итогами

Кулак – ладонь – ребро (для детей с 5 лет)

Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности.

По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются. Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.

Пол – нос – потолок (для детей с 5 лет)

Цель: развитие пространственного восприятия, произвольного внимания

Психолог произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала психолог делает правильно, а затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.

«Да и нет» — не говори (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция импульсивности, развитие произвольности, лабильности мышления

Дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос, избегая слов «да» и «нет»

ТЫ ЖИВЕШЬ В БЕРЛОГЕ?    ТЫ МАЛЬЧИК?     ТЫ БЫЛ В ЗООПАРКЕ?     ТЫ СЕЙЧАС В ДЕТСКОМ САДУ?

ТЫ ЛЮБИШЬ МОРОЖЕНОЕ?    ТЕБЕ 6 ЛЕТ?    ТЫ ЛЮБИШЬ ИГРАТЬ В КУКЛЫ?    СЕЙЧАС ЗИМА?                        

ТЫ ХОЧЕШЬ ПОЙТИ В ШКОЛУ?    У ТЕБЯ ЕСТЬ МАМА?     ТЫ СЕЙЧАС СПИШЬ?    ТЕБЯ ЗОВУТ ВАСЯ?

НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ?    КОРОВЫ ЛЕТАЮТ?      ЗИМОЙ ЖАРКО?    СОЛНЦЕ СИНЕЕ?   

ТЫ ЛЮБИШЬ ХОДИТЬ К ВРАЧУ?   ЛЕД ТЕПЛЫЙ?    ТЫ УМЕЕШЬ ПЛАВАТЬ?   ТЫ ПОСЛУШНЫЙ?

Зеваки (для детей с 5 лет)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Дети берутся за руки и идут по кругу. По сигналу ведущего останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успевает выполнить задание, выбывает из игры. Важно добиться синхронности выполнения движений. Затем алгоритм движений можно изменить (3 притопа, поворот вокруг себя, 1 хлопок)

Молчу — шепчу — кричу (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция гиперактивности, развитие волевой регуляции громкости речи и поведения.

Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с определенными знаками. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Можно предложить цветовые знаки: красный – молчать, желтый – шептать, зеленый – кричать. Эту игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

Говори по сигналу (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции

Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке. Условные сигналы можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т.д. Паузы следует чередовать – длинные с короткими.

Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери), помогаете ему обратить внимание на свое «я». 

Слушай команду (для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Вне-запно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ве-дущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений.   

Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности

Слушай хлопки (для детей с 5 лет)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Расставь посты (для детей с 5 лет)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает на-правление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно. 

Расскажем и покажем (для детей с 5 лет)

Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля координации движений.

 Дети выполняют движения под рифмовку.

Руку правую – на плечо

Руку левую – на бочок

Руки в стороны, руки вниз

И направо повернись

Руку левую – на плечо

Руку правую – на бочок

Руки верх, руки вниз

И налево повернись

     Упражнение повторяется несколько раз

Прошепчи ответ (для детей с 5 лет)

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности

Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ). Когда поднятых пальце много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори». Задача детей — прошептать ответ. Вопросы:

  • Какое сейчас время года?
  • Как называется наш город?
  • Как называется детеныш коровы?
  • Сколько лап у собаки?
  • Какие дни в недели выходные? И.т.д.

Для детей с 6 лет.

Рояль (для детей с 6 лет)

Цель: развитие внимания, тактильного восприятия, коррекция импульсивности, сплочение группы

Дети сидят в кругу, положив левую руку на правое колено соседа слева, а правую на левое колено соседа справа. Колени – клавиши. По часовой стрелке начинают хлопать ладошками по коленям соседей, увеличивая скорость. Если кто-то ошибся, то он убирает одну руку, если ошибся второй раз – выбывает из игры. Победит самый внимательный. Упражнение лучше выполнять, когда группа уже сплочена, дети доверяют друг другу.

Повторение ритма (для детей с 6 лет)

Цель: развитие произвольного внимания и контроля двигательной активности.

Взрослый отстукивает (прохлопывает) любой ритмический рисунок, ребенок должен его повторить. Ребенок может слушать ритм с закрытыми глазами. Затем водящим становится ребенок. В конце игры детям задают вопрос: «Что было легче: задавать ритм или повторять?»   

Источник