Занятия на мяче с ребенком 5 лет
Волкова Ольга
Картотека игр с мячом для детей 5–6 лет
Старшая группа 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет необходимо продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования.
«Ручеек»
Цель игры: обучение техники прокатывания мяча в движении, воспитание скоростной и силовой выносливости, ловкости, точности и координации движений.
Ход игры: участники игры выстраиваются в колонну и широко расставляют ноги, соединяя в одну линию «носок-пятка» с впереди стоящим игроком. По сигналу один игрок, стоящий впереди, оббегает колонну и прокатывает мяч под широко расставленными ногами до конца колонны, и встает вконец. Новый первый игрок повторяет тоже самое и встает в конец и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок снова не станет первым и не поднимет руки с мячом вверх.
Правила игры: во время игры нельзя бросать мяч, его надо сильно оттолкнуть, чтобы он вмиг прокатился под ногами всех детей.
«Я знаю 5.»
Цель игры: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Ход игры: игроки подкидывая мячик вверх или ударяя им об землю произносят: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, растений, животных, деревьев, цветов и т. д.): Слава-раз, Миша-два, Гена-три, Игорь-четыре, Валера-пять». Во время броска произносится только одно имя или название. Если игрок делает паузу, либо дважды повторяет одно название, то он выходит из игры, а мячик переходит к следующему игроку. Победил тот игрок, кто дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.
Правила игры: если ребенок уже научился чеканить мяч об пол, то игра происходит под стук мячик об пол, если нет, то можно просто перекатывать мячик друг друг или подбрасывать вверх.
«Закати мяч головой»
Цель игры: укреплять мышцы туловища и конечностей, координацию движений, навыки ползания.
Ход игры: игрок передвигается на четвереньках и головой подталкивает перед собой большой мяч, не касаясь его руками в противоположный конец комнаты. Выигрывает игрок, который заталкивает мяч первым.
Правила игры: начинают игроки одновременно от черты, линии.
«Кати в цель»
Цель игры: развивать ловкость, внимательность, зрительно – моторную координацию.
Ход игры: поперёк зала натягивается верёвка, на неё на проволочках низко над полом подвешены квадраты из плотного картона. Расстояние между квадратами 20 см., вызванные дети встают на исходную линию в 3 м. от верёвки и по сигналу катят мяч в цель. Идут за мячами, катят ещё раз, после чего передают следующим.
«Попади в ворота»
Цель игры: развивать ловкость, внимательность, зрительно – моторную координацию.
Ход игры: дети делятся на две команды. По одному ребёнку от каждой команды встают на исходную линию. Перед ними на расстоянии 5 м выкладываются ворота из набивных мячей. От исходной линии нужно попасть в ворота, ударяя ногой по мячу (внутренней стороной стопы). Выигрывает та команда, в которой больше игроков, попавших в ворота.
«Выстрели мячом»
Цель игры: развивать ловкость, внимательность.
Ход игры: дети распределяются на две команды и рассаживаются на пол по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. В каждом кругу малый мяч. Нужно взять его тремя пальцами (большим, указательным и средним, резко нажать на него и пустить по полу – «выстрелить». Все пальцы должны нажимать на мяч одновременно, равномерно. Играющий, которому направили мяч, старается его поймать и таким же способом послать следующему. Побеждает та команда, у которой «выстрелы» достигали цели.
«Стой!»
Цель игры: развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве, ловкость, зрительно-двигательную координацию.
Ход игры: дети стоят в кругу. Взрослый подбрасывает мяч высоко вверх и называет имя ребёнка. В этот момент все разбегаются в разные стороны. А тот, чьё имя было названо быстро подбегает, ловит мяч и кричит: «Стой!». Все играющие останавливаются на том месте, где их застал сигнал. Водящий бросает мяч в ноги кого-то из играющих. Если он попадёт, ребёнок быстро ловит мяч и кричит: «Стой!» и бросает мячом в кого-то опять и т. д. если водящий ни в кого не попадёт, он бежит за мячом, берёт его и снова бросает до тех пор, пока не осалит кого-то. Когда водящий бросает мяч, все должны находиться на своих местах. Можно увёртываться, подпрыгивать, приседать и т. д.
«Быстро отвечай»
Цель игры: развитие логического мышления, внимания, памяти, быстроту реакции
Ход игры: дети стоят в кругу. В центре взрослый с мячом. Он по очереди задаёт каждому ребёнку вопрос, например: «Как зовут твою маму?» или «Какое число следующее после пяти?» и т. д. Затем бросает ребёнку мяч, он быстро отвечает на вопрос и бросает мяч обратно взрослому. В случае, если ребёнок не отвечает в течение 5 сек., он передаёт мяч соседу и вопрос переадресовывается ему.
«Летучий мяч»
Цель игры: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.
Ход игры: играющие встают в круг, водящий находится в середине круга. По сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то он встает в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим.
Правила игры: играющим разрешается при ловле мяча сходить с места. Играющие не должны задерживать мяч. Водящий не может коснуться мяча, когда он находится в руках игрока.
«Зевака»
Цель игры: развивать внимание, координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.
Ход игры: дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. У одного из играющих в руках мяч. По команде педагога ребенок начинает перебрасывать мяч, называя по имени того, кому бросает мяч. Мяч необходимо поймать. Кто уронил мяч встает в центр круга и выполняет любое упражнение с мячом.
Правила игры: мяч перебрасывается через центр круга. Если играющий при выполнении упражнения уронил мяч, ему даётся дополнительное задание.
«Играй, играй, мячик не теряй»
Цель игры: развивать координацию движений, ловкость, зрительно – двигательную координацию.
Ход игры: дети располагаются по залу в свободном порядке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о пол, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч о стену, в корзину. После сигнала взрослого все должны поднять мяч вверх.
«Быстрый мяч»
Цель игры: развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.
Ход игры: играющие стоят по кругу, бросают, ловят и отбивают мячи, читая стихи:
Разноцветный быстрый мячик Дети бросают мяч вверх и ловят
Без запинки скачет, скачет.
Часто, часто, низко, низко. Отбивают о землю
От земли к руке так близко.
Скок и скок, скок и скок, Бросают вверх и ловят
Не достанешь потолок.
Скок и скок, стук и стук, Отбивают о землю
Не уйдешь от наших рук.
Правила игры: бросать, отбивать и ловить мяч ритмично, в соответствии с текстом стиха.
Источник
Наталья Бабинцева
Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет
«Попади в корзину»
Цель: совершенствовать навыки метания правой и левой рукой.
Ход: на расстоянии 3-4 м от нее проводят черту. За ней располагаются 6-8 детей на расстоянии одного шага друг от друга. У каждого по 2 мячика. По сигналу дети бросают мяч в корзину сначала правой, затем левой рукой. Потом дети достают из корзины и повторяют упражнение, затем передают следующим детям.
«Кто дальше бросит мяч»
Цель: упражнять детей в метании на дальность
Ход. Дети, держа в руках мячики, стоят на одной стороне зала или площадки за линией или положенной на пол веревкой. По сигналу инструктора бросают мячи вдаль. Каждый должен заметить куда упал его мяч. По следующему сигналу бегут за своим мячом, останавливаются возле них, двумя руками поднимают над головой. Инструктор (воспитатель) отмечает тех, кто бросил мяч дальше всех. После этого ребята возвращаются обратно за линию. Дети по указанию инструктора (воспитателя) бросают мячи правой, левой рукой.
«Боулинг»
Игроки (4-5 человек) стоят в шеренге за стартовой линией с мячами в руках. Напротив каждого игрока треугольником расставлены 6 кеглей (4-5 метров от линии старта). Дети прокатывают мяч по полу, стараясь сбить кегли. Выигрывает тот, кто сбил большое количество кеглей. Мяч нужно катить по полу, не подбрасывая. Расстояние до кеглей можно увеличивать или уменьшать в зависимости от подготовленности детей.
Малоподвижная игра «Зайчик»
В роли зайчика выступает небольшой мяч, который удобно держать в руке. Дети встают в круг, в центре водящий. Дети за спиной передают мяч по кругу незаметно для водящего, а тот должен угадать, кто держит зайчика. Водящий может даже потребовать от игрока показать руки. Если водящий угадает, у кого мяч, дети меняются ролями.
Правила: постараться мяч передать в руки, не потерять его.
«МЯЧ В КРУГУ»
Цель. Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.
Ход. Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.
Колобок, Колобок,
У тебя румяный бок.
Ты по полу покатись
И Катюше (ребятам) улыбнись!
По просьбе педагога («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т. д.
Правила: мяч нужно отталкивать посильнее, что бы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.
«Закати мяч головой»
Цель. укреплять мышцы туловища и конечностей, координацию движений, навыки ползания.
Оборудование. Большие мячи по количеству детей.
Ход. Игрок передвигается на четвереньках и головой подталкивает перед собой большой мяч, не касаясь его руками в противоположный конец комнаты. Выигрывает игрок, который заталкивает мяч первым.
Правило. Начинают игроки одновременно от черты, линии.
«Прокати и догони»
Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве, активизировать прослеживающую функцию глаза.
Ход. Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.
Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)
Мы прокатим далеко (смотрит, куда он покатился,
А теперь его догоним. (бежит за мячом, догоняет его.)
Это сделать нам легко! (поднимает мяч над головой: «Поймал!»)
В зависимости от диаметра мяча ребенок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если маленький (диаметром 5-8 см) или двумя руками, если большой (диаметром 18-20 см).
Правила: ребёнок смотрит вперед, прежде чем катит мяч. Не бежит за мячом сразу, а дожидается речевого сигнала.
«СБЕЙ КЕГЛЮ»
Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.
Ход. Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка, дает ему большой мяч.
Ребенок приседает на корточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначенном взрослым месте (цветной кружок или шнур, прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.
Педагог (взрослый)сопровождает свой показ такими словами:
Посмотри, какие кегли. (педагог указывает на кегли)
Ровно-ровно в ряд стоят!
К ним направим мяч умело (толкает мяч двумя руками)
И они уже лежат! (обращает внимание на сбитые кегли)
Правила: энергично отталкивать мяч двумя руками, смотреть вперед -на кегли.
«Попади в ворота мячом»
Цель. Развивать разностороннюю координацию движений и подвижность нервных процессов, умение держать равновесие.
Оборудование. 2 стула, рейка 1,5или 2 м, мячик.
Ход. Ведущий строит ворота (на спинки стульев или кубов высотой 50-60 см. перед воротами на расстоянии 2 м кладет мяч. Ребенок должен взять мяч, катить его в ворота и бежать за ним. Пройдя ворота на четвереньках, ребенок выпрямляется, догоняет мяч, и положив его на прежнее место садится отдыхать. Более сложный вариант можно проводить на время.
Правило. Необходимо, чтобы ребенок бежал за мячом прямо, не горбясь.
«Поиграй со мною в мяч»
Цель. формировать правильную осанку, укреплять мышцы стопы, развивать координацию движений крупной и мелкой моторики, быстроты реакции.
Ход. Ребенок сидит на корточках перед ведущим, который катит мяч к ребенку,приговаривая:
Ты поймай веселый мяч,
Мне верни его, не прячь.
Ребенок катит мяч обратно ведущему. Игра повторяется 2-3 раза. Затем ведущий ударяет мячом о пол и говорит:
Мячик, прыгай и лети
И детишек весели.
Ребенок прыгает в такт с мячом. Ведущий катит мяч, после слов «горелка» ребенок должен сесть на стул. Если занятия групповые, то самому быстрому вручается мяч. Ребенок гордо несет его по залу, все дети колонной идут за ним. Игра повторяется 3-5 раз.
Правила: следить за своей осанкой и смыканием губ.
«САЛЮТ»
Цель. Развивать ловкость, зрительно – двигательную координацию.
Ход. Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу.Взрослый вместе с детьми произносит:
Это не хлопушки:
Выстрелили пушки.
Люди пляшут и поют.
В небе — праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их).
По сигналу взрослого: «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.
Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».
«Положи мяч в корзину»
Цель: развивать ловкость, координацию движений.
Ход: детская баскетбольная корзина располагается на уровне роста ребенка.Варианты выполнения упражнения:
— ребенок кладет в корзину мяч диаметром 25-30 см двумя руками;
-ребенок кладет в корзину мяч диаметром 5-8 см одной рукой.
Правила: потянуться, положить мяч в корзину.
«ВЕСЁЛЫЕ МЯЧИ»
Цель. Развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.
Ход. Дети с мячами в руках выстраиваются на исходной линии в шеренгу.Педагог произносит слова:
Раскатились все мячи, покатились. Дети бросают мячи из-за головы и бегут за ними. Вот распрыгались мячи, разыгрались. Прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.
Наши яркие мячи, разноцветные мячи.
В уголок бегут мячи, убегают. Дети бегут на исходную линию.
Там попрятались мячи, отдыхают. Присаживаются на корточки.
Правила: действовать согласно тексту стихотворения.
ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ «НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ»
Цель. Развивать ориентировку в пространстве, расширять зрительное поле.
Ход. Дети стоят на одном конце зала лицом к воспитателю. Педагог показывает мячик и говорит, что они должны найти его. Тот кто найдет, должен подойти к педагогу, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти на свое место, а игра будет продолжаться до тех пор, пока все дети не найдут мячик.
Затем педагог предлагает всем повернуться лицом к стене и закрыть глаза, а сам в это время прячет мячик. По сигналу «Готово!» дети открывают глаза и расходятся по комнате в поисках мячика. В конце игры отмечается тот, кто первый увидел мячик, а также те дети, которые проявили наибольшую выдержку, наблюдательность, сообразительность.
Вариант: кто первый найдет мячик вместе с воспитателем, прячет его, а дети ищут.
Правила: тот, кто найдет, должен подойти к воспитателю, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти на свое место.
«ИГРА В МЯЧ»
Цель. Развивать ловкость, зрительно – моторную координацию.
Ход.Взрослый произносит слова:
Кач, кач, кач. Дети берут мячи и встают в круг.
Поиграть хотим мы в мяч
Из корзины, где игрушки,
Поскорей его достань
И играть со всеми встань
Кач, кач, кач. Дети бросают мяч двумя руками
Высоко подбросим мяч! вверх и ловят его.
А потом его поймаем
И подбросим снова ввысь.
Только мячик наш держись.
Кач, кач, кач. Бросают мяч двумя руками о пол
Мы о пол ударим мяч! и ловят его.
А потом его поймаем
И ударим снова в низ.
Только мячик наш держись.
Кач, кач, кач.
Утомился бедный мяч. Дети кладут мячи в корзину.
Закатился в уголок.
И тихонечко умолк.
Правила: выполнять движения согласно тексту.
«ЛОВИ – БРОСАЙ»
Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.
Ход. Дети стоят в кругу, взрослый — в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно,говоря: «Лови, бросай, упасть нe давай!».
Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч.Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.
Правила: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.
Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.
«Беги, веселый мячик»
Цель. развивать мелкую моторику, ловкость, внимание.
Ход. Дети и взрослый становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Взрослый дает одному из играющих мяч диаметром 15 см,при этом четко говорит:
Ты беги, веселый мячик.
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый мячик,
Тот подпрыгивает сам!
Тот, у кого на слово «сам» в руках оказывается мячик, начинает подпрыгивать на месте,а дети сопровождают его прыжки словами:
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, стоп!
Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше.
Правила: прыгать легко, на месте.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ШКОЛА МЯЧА»
Цель. Развивать координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.
Ход. Школа мяча представляет собой систему упражнений. Упражнения подбираются простые, доступные. Дети выполняют их в определённой последовательности.
1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.
2. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.
3. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.
4. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.
5. Ударить мяч о стену (или щит) и поймать его двумя руками.
6. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.
7. Ударить мяч о стену. После того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.
8. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и, когда мяч, упав на землю, отскочит, поймать его.
«Догони большой мяч»
Цель. Развивать скоростные качества, ловкость.
Ход. Все дети стоят на одной стороне зала. Инструктор берет мяч размером 50 см в диаметре или более и бросает в противоположную сторону другому взрослому. Все дети бегут за мячом. Взрослый бросает обратно инструктору. Дети бегут за ним, стараясь поймать.
Правило. Бегать, стараясь не столкнуться с другими детьми.
«Стой»
Цель. Развивать реакцию на слова, ловкость, координацию движений.
Ход. Все дети бегут друг за другом по большому кругу. Вдруг инструктор громко говорит «Стой!» Дети останавливаются. Инструктор встает в центре круга, бросает мяч вверх и называет имя ребенка. Дети бегут по кругу, а ребенок старается поймать мяч, встать в центр круга, бросить мяч вверх, говорит «стой». Дети останавливается. А ребенок называет имя другого ребенка. Игра продолжается.
Правило. Необходимо бросать мяч не в руки ребенку, а только вверх.
Источник