Занятия для ребенка 5 лет с дислалией
Щепелина Ольга Васильевна
Конспект логоритмического занятия для дошкольников 5–6 лет с дислалией
Тема занятия: «Веселое путешествие».
Цель: взаимосвязь речи, музыки и движения на подготовительном этапе.
Задачи:
коррекционно-обучающие:
— расширять словарь;
— закрепить знания цветов, узнавать их по иллюстрациям;
коррекционно-развивающие:
— развивать динамическую координацию движений;
— закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание;
— развивать правильное диафрагменное дыхание;
— готовить артикуляционный аппарат к постановке звуков, посредством артикуляционной гимнастики;
коррекционно-воспитательные:
-воспитывать общую музыкальную, речевую и двигательную культуру;
-воспитывать навыки коммуникативного поведения.
Речевой материал:
1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с.
2. Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей» — М. : ТЦ Сфера, 2007.
Оборудование:
иллюстрации с изображением цветов (ромашка, роза, колокольчик, мак, василек, одуванчик и др.); кирпичики и доска для постройки мостика; иллюстрация «Лошадки»; наклейки по количеству детей.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Цель: организовать и настроить детей на занятие.
Здравствуйте, ребята!
Я рада встрече с вами. Посмотрите, какой сегодня прекрасный день.
-А теперь давайте поздороваемся сами с собой и друг с другом.
Игра на развитие коммуникативных способностей «Здравствуй, друг!».
Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» В конце фразы выбирают себе партнера и притягивают его за руку к себе.
II.Основная часть.
Ребята, мы отправимся с вами в веселое путешествие. Готовы?
Посмотрите, какая красивая полянка с цветами.
Упражнение на развитие речевого дыхания «Цветок»» (автор Волкова Г. А.)
Звучит музыка цветов «Роза».
— Посмотрите, много разных цветов вокруг. Возьмите каждый по цветку и по очереди скажите название своего цветка.
— Сейчас мы будем вдыхать аромат цветка и дуть на него. Я научу вас делать это правильно. Вдыхаем через нос, не поднимая плечи, при этом живот у нас немного надувается, а на выдохе будем дуть на цветок через рот, щеки не надуваем, при этом немного втягивая живот.
Игра на развитие слухового внимания «Дождик». (Автор Е. Соковнина, муз. Т. Ломовой.)
— Ребята, посмотрите, кажется дождь начинается.
Будьте внимательны, слушайте музыку: под мелодию «Прогулка» вы гуляете по залу, под веселую музыку вы пляшите, а когда услышите музыку дождя –ловите капельки ладошками.
Звучат мелодии «Прогулка», «Дождик» и «Пляска».
Игра повторяется несколько раз.
Игра на развитие фонематического слуха «Шмели и жуки».
-Смотрите, кто к нам прилетел! Это шмели и жуки. Слушайте внимательно задание: под спокойную мелодию идем по кругу, мелодия меняется, и «шмели» с «жуками.» «летят» на полянку. По моему сигналу педагога «ш-ш!» «шмели» ложатся на спины и быстро машут «лапками», «жуки» продолжают «летать» вокруг лежащих «шмелей». По сигналу «ж-ж» «жуки» ложатся на спины и машут «лапками», а «шмели» «летают» вокруг них. Смена команд повторяется несколько раз.
Игра на четкое проговаривание согласных звуков «Хоровод» (автор Волкова Г. А.)
— А сейчас мы с вами поиграем в хоровод. Давайте по считалке выберем центрового. Дети стоят по кругу, один ребенок в центре, ведут хоровод и поют: «По дорожке Валя шла. Валя тапочки нашла. Валя тапки примеряла, лишь надела, захромала. Коле тапки отдала, с Колей танцевать пошла». Ребенок, стоящий в центре, показывает движения, потом выбирает себе партнера и танцует с ним. Все подпевают и хлопают в ладоши.
III. Заключительная часть.
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения; подведение итогов занятия.
Заключительная игра на релаксацию «Солнечные лучики»
(под песню А. Ермолова – «Веселая песенка»).
Логопед в центре, это солнышко.
-Раз -два-три-четыре-пять!
Вышли лучики гулять!
Вдруг исчезли, улетели-
Мы догнать их не успели
— Раз-два-три-четыре-пять!
Надо лучики собрать!
-Ребята, настроение хорошее? Давайте поделимся нашим прекрасным настроением!
— К солнышку потянулись!
— Лучик взяли и к сердцу прижали!
— Людям отдали и улыбнулись!
Литература
1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с.
2. Руденко И. И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией. // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии №1 2005 г.
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. — М. : ТЦ Сфера, 2005. — 192 с.
4. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи. М. : Akademia, 2005 г.
Источник
Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей с заболеванием дислалия старшего дошкольного возраста
Тема занятии: «Мы едем к бабушке».
Цель: закреплять знания детей об овощах, активизировать словарь. Развитие внимания, памяти, артикуляционной и ручной моторики, речевого дыхания, мышления, музыкального слуха.
Оборудование: Телеграмма, иллюстрация-паровозик, картинки со свистком и со звонком, звук паровоза, звук дождя, картинки одуванчика,
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Педагог: Проходите, пожалуйста. Посмотрите, нам принесли телеграмму, в ней написано, что нас в гости зовет бабушка. Поедем к ней?
Педагог: А на чем мы поедем?
(на стеллаже стоит иллюстрации паровозика).
Дети: На паровозике.
(встают друг за другом и отправляются в путь)
1.Упражнение на развитие слухового внимания » Едем, едем на паровозике» (звучит звук паровоза).
Дети друг за другом, соблюдая дистанцию «едут на паровозике» по залу. На один удар бубна — приседают, на два удара — прыгают на двух ногах.
Педагог: Ну, вот мы и приехали. А бабушка в огороде овощи собирает. Давайте её позовем.
2.Упражнение на развитие речевого слуха «Бабушка»
Цель: учить детей определять товарища по голосу.
Педагог: Для этого упражнения выбирают водящего. Далее дети рассаживаются в небольшой полукруг, а ведущий отсаживается немного поодаль от них и поворачивается к ним спиной. Далее кто-нибудь из детей по негласной команде воспитателя зовет бабушку: “Бабушка, приди”. Водящий должен угадать, кто позвал бабушку повернуться и подойти к тому ребенку и обнять его.
3. Игра на развитие фонематического восприятия «Не ошибись».
Ребята, у бабушки в огороде растёт много разных овощей, фруктов, ягод и деревьев. Давайте сейчас с вами поиграем в игру, которая называется «Не ошибись».
Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой — звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком — в правую.
Педагог: говорит название того, что растёт у бабушки в огороде. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с- с…, а если звук [з], то — со звонком и говорят: з-з-з. Если в слове нет звука [с] или [з], таком случае дети не должны поднимать свои картинки.
(Земляника, смородина, огурец, салат, арбуз, слива, помидор, роза, мимоза, берёза, свёкла, морковь, редис, зелень, астра, баклажан, осина.)
Педагог: Хорошо, что мы успели назвать овощи, фрукты и ягоды, вот и дождь пошел.
Звучит звук дождя.
Дождик, нас не замочи!
Ты минутку помолчи!
4. Артикуляционная моторика
Педагог: Бабушка зовет нас пить чай .
Бабушка нам чай сварила, (Правая рука помешивает чай)
В него травки положила. (Пальцы «сыпят» траву.)
Ягодки, медочек (Сгибать и разгибать пальцы)
Мяточки листочек.
Разнотравьем чай богат, (Потереть одной
ладошкой другую)
Для здоровья просто клад! (Хлопки в ладоши)
Педагог: Дождь уже давно прошел, пойдемте на полянку и найдём там одуванчики.
5. Упражнение на развитие физиологического дыхания «Одуванчик».
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Игру проводят на воздухе – на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
Педагог: Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно– чтобы все пушинки слетели.
Педагог: «Дети пока мы гуляли, бабушка испекла нам порожки. Посмотрите, какие они румяные, пышные, а как пахнут!»
6. Упражнение на развитие речевого дыхания «Пирожки»
Даем ребенку настоящую булочку (пирожок) или создаем его визуальный образ, который «держим» в ладошках. Подносим к носику и нюхаем, перед каждой фразой:
1. Ах!
2. Ах, пахнет!
3. Ах, как пахнет!
4. Ах, как вкусно пахнет!
5. Ах, как булочка вкусно пахнет!
Чем длиннее фраза, тем длиннее делаем вдох перед ней, когда нюхаем булочку.
Педагог: «Ребята, посмотрите у нашей бабушке есть карусель. Давайте покатаемся!»
7. Игра на развитие голоса «Карусель»
Игра учит ребенка координировать речь с движением, постепенно меняя в игре темп речи и движений.
Педагог: «Дети, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря»:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись
Карусели
(идите и говорите в медленном темпе).
А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает)
Все бегом, бегом, бегом
(двигайтесь и говорите в быстром темпе)!
Тише, тише, не спешите
(темп постепенно замедляется) —
Карусель остановите
(идите и говорите в медленном темпе)!
Раз, два, раз, два
(хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра!
Педагог:А теперь отдохнем с вами. Травка высохла после дождя, давайте ляжем на нее и расслабимся.
(Дети ложатся на воображаемую траву – ковер, ,раскинув руки. Звучит спокойная музыка.)
Педагог: « Как приятно отдыхать. Но нам надо отправляться обратно в детский сад. Давайте попрощаемся с бабушкой, скажем ей: «До свидания!»
Дети встают «паровозиком» и «выезжают» из зала.
Источник
Конспект индивидуального занятия по постановке звука Р у воспитанника 5-6 лет со смешанной дислалией.
Тема: в гостях у тигра
Задачи:
Коррекционные-развивающие
повышение подвижности мышц языка
совершенствование артикуляционного праксиса
постановка звука механическим способом, по подражанию
совершенствование фонематического слуха
развитие речевого выдоха
формирование простых форм фонематического анализа
развитие ВПФ: внимание, память, логическое мышление
Воспитательные
развитие усидчивости, культурного поведения на занятии
совершенствовать принимать условия задачи и решать ее
оборудование: зеркало, презентация с артикуляционной гимнастикой, индивидуальный шпатель, изображения с предметами на звук Р, Л, магнитная доска, магниты.
Ход занятия:
организационный момент
здравствуй! Угадай кто к нам пришел в гости на занятие?
Грозный, сильный и красивый,
Он трясёт мохнатой гривой.
А как рычит! Совсем не зря
У зверей он за царя.
(Лев)
Выкладывается картинка с изображением льва(реалистичная)
Основная часть
Составление описательного рассказа про тигра по схеме(мнемотехника)
Как зовут? Какая окраска? Какие части туловища? А что есть на шее, что бывает только у льва? Где живет? Чем питается?
Что съел лев на завтрак?
На подставках стоят картинки с изображением продуктов и мебели. При помощи «праздничного свистка»
(заранее удален элемент, издающий звук, остается только бумажный разворачивающийся элемент). Зарядка со львенком
Артик-я гимнастика:
«Улыбка-трубочка», «окошко», «блинчик-иголочка», «лошадка», «грибок», «фокус», «индюшка», «автоматмолоточек»
А какой самый любимый звуку льва? Как он говорит?
Правильно, любимый звук Р. А какой это звук? Я сейчас расскажу. Это звук звонкий. Чтобы его произнести нужно сильно выдыхать воздх. Мы его можем протяжно произносить, как лев-Р-Р-Р-Р-Р. А для того чтобы произнести его правильно мы должны сильно выдыхать воздух, дуть на самый кончик язычка, а кончик языка должен сопротивляться, стучать о бугорок за зубками.
Постановка.
По подражанию: ребенка просят приклеить язык к небу, как на грибок, требуется выдыхать на кончик языка, тем самым вызывая легкую вибрацию языка. Повторить несколько раз. После того как ребенок с легкостью вызывает вибрацию кончика языка самостоятельно, переходим к автоматизации.
Механический способ:
Голову ребенка кладем на колени и просим повторять упражнение «автомат». В момент удара языка по альвеоле, шпателем логопед проводит по району уздечки, вызывая вибрацию кончика языка. после появления вибрации, ребенок делает тоже собственным пальцем. Начинается автоматизация звука изолированно.
Динамическая пауза.
Упражнения выполняется два раза, на левую руки и на правую руку.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь
Никого я не боюсь.
Игра «Зоопарк»
Перед ребенком выкладываются картинки с изображением животных.
Сыграем в игру? Твоя задача поселить в большом зоопарке всех животных свои вольеры. В вольере со львом будут жить только те животные. В названии которых есть звук Л. Остальные будут жить в другой части зоопарка.
ЛОШАДЬ, КОЗЕЛ, КОАЛЛА, АНТИЛОПА, МЕДВЕДЬ, ГИЕНА, БЕГИМОТ.
Кого ты выбрал?
А есть в нем звук Л? А где он прячется?
Корректурная проба с изображением животных. Нужно зачеркнуть всех ….
итог занятия, рефлексия
Кто к нам сегодня приходил на занятие?
В какие игры мы играли?
А какой звук учились говорить?
А как двигается наш язычок?
Здравствуйте. Ребенок садиться за стол.
Тигр?
Лев!
Его зовут Лев. Он желтый, мохнатый. У него есть, лапы, хвост, голова, туловище. На голове у него есть ушки, глазки, нос, зубы и рот.
Есть грива.
Лев живет в Африке. Лев ест мясо.
Ребенка выдается свисток. Он прицельно резко выдувает воздух и сбивает картинки только с продуктами.
Ребенок выполняет упражнения перед индивидуальным зеркалом, сидя напротив логопеда.
Все упражнения выполняются по 5-10 раз. статические упражнения удерживаются 5-10 секунд
Он рычит.
Ребенок повторяет за логопедом
Ребенок садится спиной к логопеду и кладет голову на колени логопеду.
После этого ребенок сидя перед большим зеркалом вместе с логопедом вызывает вибрацию при помощи собственного пальца
Ребенок катает шарик Су-Джок между ладонями
Су-Джок между большим пальцами, остальными, которые ребенок держит «щепоткой».
Надавливают ритмично на шарик Су Джок, перекладывая из руки в руки
ребенок катает Су-Джок между ладоней).
На доске, в нарисованные клетки, при помощи магнитов ребенок прикрепляет картинки, называя картинки. Отвечает где в слове прячется звук Л
Источник
Грамотная и четкая, внятная и понятная речь дошкольника – мечта любого родителя, но нередко возникают ситуации, когда проблемы в произнесении звуков настолько явные, что без вмешательства профессионалов не обойтись. Важное значение приобретают логопедические занятия для детей в возрасте 5-6 лет, проводимые дома. Различные упражнения, выполняемые детьми под чутким руководством любящих родителей, нередко оказываются более результативными и полезными, чем регулярные встречи с логопедом-дефектологом.
Речевое развитие детей 5-6 лет
5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его активная подготовка к школе. И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.
Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.
Также к числу речевых норм относится следующее.
- Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении.
- Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию.
- Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения.
- В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал.
- К 5-6 годам в речи малышей уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы [р] и [л], если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда.
Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют.
Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его «результаты» лучше всего оценивать не в сравнении с другими детьми, а сопоставляя его собственные итоги различных периодов.
Возможные речевые дефекты
Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут. Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях.
Возможно несколько видов нарушения речи:
- заикание;
- дислалия – ети с нормальным слухом и речевым аппаратом путают согласные фонемы [р] и [л], [ш] и [ж].
- гнусавость – произнесение слов «в нос», отчего понять ребенка становится весьма проблематично;
- ребенок не понимает речь родителей и не говорит сам;
- неправильно произносит звуки – трудности с артикуляцией.
При любом из них следует приступить к логопедическим занятиям – с профессиональным дефектологом и дома, в противном случае ребенок останется с отставанием речевого развития и его могут не взять в общеобразовательную школу, предложить посещать специализированное учреждение. А ведь ситуацию можно исправить благодаря логопедии.
В каких случаях следует посетить специалиста?
Есть несколько признаков, показывающих, что речь ребенка нуждается в профессиональной помощи:
- очень бедный словарный запас;
- неспособность правильно произносить большое число звуков;
- неверный выбор слова, отсутствие соотнесения слова и предмета, к которому оно относится;
- постоянные пропуски части слогов в словах;
- медленная или, напротив, очень быстрая речь, произнесение большей части слов по слогам;
- неразборчивая речь, заикание;
- постоянные запинки и паузы.
В этих случаях необходимо как можно быстрее показать ребенка логопеду, возможно – неврологу, это поможет выявить причины нарушений и устранить их.
Роль родителей
Не стоит полагать, что одни только занятия с педагогом-логопедом помогут ребенку полностью решить проблему, – родители должны принять в этом непосредственное участие. Ребенок большую часть времени проводит дома, поэтому и тренировки должны проводиться там же.
Логопеды советуют родителям придерживаться следующих правил.
- Не ругать малыша за допущенные им ошибки в произнесении звуков, но исправлять их.
- Поощрять ребенка за старания и успехи, внимательно слушать, что он рассказывает о занятиях с логопедом, проявлять искренний интерес.
- Следить за тем, чтобы речь членов семьи была грамотной и правильной.
- Перед тем как показывать то или иное упражнение дошкольнику, следует перед зеркалом потренироваться, проверить, все ли получается четко и правильно.
- Следить за тем, чтобы дети выполняли домашнее задание логопеда.
- Стремится к тому, чтобы каждое задание было выполнено до конца, правильно, старательно.
- Проводить занятия ежедневно – они могут быть небольшими, но обязательными, должны войти в хорошую привычку.
Специалисты-дефектологи советуют создавать для малыша атмосферу правильной речи: чаще читать ему стихи, сказки, петь песни, обсуждать с ребенком какие-либо явления природы, но просмотр телевизора лучше свести к минимуму.
Построение домашнего занятия
Выполнять логопедические упражнения и заниматься речевой гимнастикой следует дома, это поможет закрепить полученные у дефектолога умения и навыки, сделает речь более четкой и понятной. Проводить их лучше всего в игровой форме, чтобы не утомлять малыша, – это поможет ему не утратить интерес, не устать, получать удовольствие от полезного времяпрепровождения.
Первый этап любого занятия (если логопед не предложил иного) – артикуляционная гимнастика, которая подготовит речевой аппарат к дальнейшей работе, поможет размять язык и связки. Выполняя упражнения, малыши одновременно тренируют те мышцы, которые активно участвуют в процесс произнесения звуков.
Все упражнения делаются сидя, желательно перед зеркалом, чтобы малыш мог контролировать себя. Каждое повторяется по несколько раз, в зависимости от индивидуальной подготовки ребенка.
Родители могут выполнять большое число упражнений с детьми 5-6 лет, помогая им справиться с речевыми проблемами.
- Произносить чистоговорки, в которых присутствует и проблемный звук, и похожие на него звуки. Например, при постановке звука [с] можно использовать такую: «Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу». В данной чистоговорке много слов именно с этим звуком.
- Проговаривание стишков с проблемными звуками.
Для улучшения произнесения звука [р] подойдет такое стихотворение:
Ра-ра-ра – резвится детвора!
Ро-ро-ро – раздаем добро!
Ру-ру-ру – мы рисуем кенгуру!
Ры-ры-ры – пес вылез из норы!
В логопедических энциклопедиях можно познакомиться с большим количеством всевозможных стишков для постановки каждого звука и выбрать те, которые подходят конкретному ребенку. Такова общая структура занятия.
Артикуляционная гимнастика – лучшая разминка
Следует предложить малышу выполнить упражнения, направленные на тренировку различных групп мышц. Описание их представлено в таблице.
Мышцы | Варианты заданий |
Губы | Улыбнуться так, чтобы зубы не были видны, удержать такое положение от 5 до 30 секунд.«Хоботок». Сложить губы трубочкой и зафиксировать положение.«Заборчик». Улыбнуться таким образом, чтобы верхние и нижние зубы были открыты, зафиксировать положение. |
Язык | «Лопатка». Язык, не высовывая, ребенок помещает на нижнюю губу и удерживает в таком положении 5 секунд.«Качели». Перемещать язык вверх и вниз, держа рот открытым.«Почистим зубы». Кончиком языка «пройтись» по задней стороне верхних зубов, потом – по нижним.«Змейка». Максимально высунуть язык и постараться сложить его трубочкой. Повторить не менее 5 раз. |
Подъязычная связка | «Лошадка». Поцокать языком, имитируя цокот копыт. Потом упражнение усложнить – цокать быстро или медленно, громко или тихо.«Грибок». Плотно прижать язык к небу, удержать в таком положении несколько секунд, расслабить. |
Щеки | «Шарики». Надуть обе щеки, потом осторожно хлопнуть по ним, выпустив воздух, – «лопнуть» шарик.«Хомяк». Надуть обе щеки, словно хомяк. Затем надуть поочередно.«Голодный хомяк». Втянуть щеки, зафиксировать положение на несколько секунд, расслабиться. |
Включать все упражнения в тренировку не стоит, необходимо выбрать 2-3 из них и как следует проработать, но при этом внимательно следить за тем, чтобы в течение недели были задействованы все группы мышц. Проще всего составить план занятий на семь дней, в котором расписать, в какой день какое именно упражнение будет выполняться.
Каждое упражнение из комплекса, предлагающее зафиксировать определенное положение, сначала выполняется по 5 секунд, постепенно длительность увеличивается до 30. Родитель вслух может считать, это поможет ребенку запомнить числа.
Многообразие форм и игр
Чтобы дошкольнику не было скучно по несколько раз повторять одно и тоже, следует продумать необычный игровой сценарий, давать ему разные задания:
- не просто произносить слова, а делать в такт им ритмичные движения ногами или руками;
- «учить» игрушку чистоговорке или стишку, показывать, как правильно произносить текст;
- проговаривать текст, вообразив себя лисой или зайчиком, делать соответствующую мимику и жесты.
Еще более увлекательным логопедическое занятие можно сделать, если одеть малыша в костюм изображаемого животного.
Стишки, чистоговорки можно не только произносить, но и петь, придумывая для них подходящий мотив.
Стимулировать развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевым центром, можно при помощи выполнения пальчиковой гимнастики – надев на пальцы специальные куклы, создавать инсценировки, одновременно произнося стихи и фразы с отрабатываемым звуком. Например, при проработке фонемы [р] можно предложить дошкольнику пальчиковую куклу-свинью и попросить похрюкать.
Чтобы ребенок не уставал, каждые 5-10 минут занятия следует делать перерыв и заниматься дыхательными упражнениями. Например, «Одуванчик» — сделать глубокий вдох носом, будто вдохнуть аромат цветов, а после – выдохнуть ртом, словно подуть на пушистый одуванчик.
Познавательные занятия
Игры для развития речи должны носить также и познавательный характер. Но от родителей требуется проявить творческое начало и подготовиться.
Возможно несколько вариантов таких игр.
- Заранее подобрать несколько карточек с иллюстрациями, на которых представлены слова с проблемным звуком (это могут быть животные, птицы, овощи, предметы быта), и попросить ребенка назвать их, дать краткую характеристику, дополнить его рассказ. Это поможет и улучшить произношение, и получить новую информацию.
- «Угадай-ка». Взрослый прячет какой-то предмет, в названии которого есть отрабатываемый звук (например, если это фонема [р], то можно спрятать игрушечного жирафа), после этого начинает называть малышу ряд характеристик: это животное, с длинной шеей, пятнистой шкурой. Задача малыша – угадать животное и постараться произнести его название.
- Работа с картинками. Родитель подбирает иллюстрацию и загадывает на ней предмет, в названии которого есть проблемный звук, после чего начинает описывать его. Задача ребенка – понять, о чем речь, показать на картинке и произнести название.
При помощи подобных упражнений дошкольники не только дополнительно практикуются в произнесении отдельных звуков, но и узнают новые сведения об окружающем мире.
Важность уроков логопеда и их домашнего продолжения не стоит недооценивать, поскольку 5-6 лет – это время, когда ребенок еще может решить большую часть речевых проблем и начать обучение в школе наравне с остальными детьми. Если же время будет упущено, то есть риск того, что у него в дальнейшем будет масса сложностей, вплоть до различных комплексов и неуверенности в себе.
Источник