Занятия для развития умного ребенка
Вы знали, что развитие воображения напрямую связано с развитием интеллекта?
Креативное мышление или дивергентное мышление, которое отвечает за гибкий ум, находчивость и работу «серого вещества», зависит от развития воображения.
Ниже вы найдете 11 простых игр и занятий для улучшения работы мозга ребенка.
И да, несмотря то, что все дети, на первый взгляд, прекрасные фантазеры — креативное мышление развивается только с помощью взрослых.
Поэтому важно не упустить этот фактор, ведь сензитивный период развития воображения завершается в 12 лет.
Какие-то занятия можно проводить и с двухлетними малышами, но сразу оговорюсь, что до трёх лет у малышей плохо развито абстрактное мышление. Поэтому до наступления трехлетнего возраста важно показывать разнообразные действия с предметами для развития фантазии и замещающих действий в играх.
Итак, вот эти занятия:
????Художественное воспитание детей в целом
Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок учится представлять себе изображённые события. Аудиосказки, видео (с 4 лет), рассказы, чтение книг, рассматривание репродукций тоже относится сюда.
????Рассказы и сочинения по картинам.
Картины великих художников важно подбирать по возрасту. До 10 лет желательно не знакомить детей с работами Босха, Дали, Пикассо и другими художниками, в чьём творчестве можно увидеть пугающие изображения.
Дети очень любят рассматривать детей, животных, бытовые сцены, природу-все, что им знакомо и что их окружает в реальной жизни. Например, с помощью картин Васнецова можно путешествовать по сказкам. Задавайте как можно больше наводящих вопросов-что ты видишь? Что тебе тут нравится? Как ты считаешь, какое настроение у героя? Представь, что ты герой картины, что ты видишь вокруг себя? А что было до этого? Что может случиться после? С двухлетками можно изучать цвета и понятия больше:меньше, спереди/сзади и прочее.
????Рисование иллюстраций к текстам, событиям
Например, можно ввести за правило изображать на бумаге свой день. Или хотя бы того, что происходило на прогулке. А нарисовать или слепить героев прочитанной книги, а потом ими поиграть — будет очень хорошим заданием и на развитие креативных навыков, и на развитие речи, внимания, памяти.
????Мысленное путешествие по географической карте с наглядным описанием природы.
Задание походит для детей старше 5 лет. Путешествуем по свету примерно также, как мы путешествуем по картинам.
????Наблюдение за облаками.
Описание того, что мама и ребёнок видят. Самое любимое из-за своей доступности занятие)
????Совместное рисование с мамой.
Мама начинает рисовать какой-то рисунок (ставит закорючку), а ребёнок дорисовывает, чтобы получился логически завершённый образ. Кстати, это отличная игра в дороге или очереди, если под рукой блокнот и ручка. Также это задание является одним из тестов на креативность для взрослых, который используют при определении уровня дивергентного (творческого) мышления.
????Фантазирование на темы:
кто мог бы жить в красивом доме, который вы увидели. Или кем может работать дядя или тетя, которые привлекли внимание малыша. Как бы можно было назвать кошку или собаку, которых вы встретили во время прогулки
????Чтение сказок, постановка кукольных спектаклей.
Для детей постарше- можно дочитать сказку до середины. Дальше малыш придумывает свой сюжет и конец
????Сочинение своих сказок и стихов.
Все детки в возрасте 6-8 лет склонны к этом занятию. Стараемся их не ограничивать, всячески стимулировать этот процесс!
????Изобретение новых способов использования обычных предметов —
палкам, ложкам, тарелкам, мячам, салфеткам и пр. Есть еще один тест на определение креативности — нужно за 3 минуты придумать множество вариантов использования скрепок. Средний уровень креативности-10-12 вариантов.
????Свободное рисование и лепка.
Не по образцу. Свободу творчеству! Как только малыш научился манипулировать кисточкой, красками и пластилином-давайте ему возможность творить не по шаблонам.
Источник
Как развить интеллект ребёнка-дошкольника?
Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.
Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.
Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей
Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:
- восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
- памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
- внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.
Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?
Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.
Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).
Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:
- познавать и обучаться;
- анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
- способность мыслить логически;
- находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.
Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал. ????
Направьте первые усилия на развитие образного мышления, логико-математических, аналитических способностей на базовом уровне.
С помощью ЛогикЛайк вы без труда сделаете занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.
Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника
- Загадки на логику и смекалку. Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
- Логические задачи (5-6 лет, 6-7 лет). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.
Выбери предмет, который не подходит к остальным по материалу.
- Развивающие интеллект игры на логику – отличный вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.
За год до школы или с первого класса полезно привить детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса.
Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.
Какие интеллектуальные способности необходимы школьнику?
С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – в этой статье).
В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.
Уже в начальной школе детям следует активно развивать:
- оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
- навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
- способность делать выводы из полученных массивов информации;
- постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.
Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо помнить:
- только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) формирует успешную личность;
- выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
- повышать интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.
Упражнения для развития способностей младших школьников
В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные математические ребусы, задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.
Такие упражнения – и для ребенка отличная тренировка навыка размышлять и рассуждать, и для родителей приятная подготовка к совместному выполнению домашних заданий.
Эффективными методами и способами развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте будут те же упражнения, которые рекомендованы ребятам помладше (смотрите материал «Задания и упражнения для подготовки к школе»).
Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта. В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:
- задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
- шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; шахматные задачи для начинающих – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
- различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.
Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать подскажет обучающая система LogicLike.
Занятия и упражнения для средней школы и подросткового возраста
С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения.
Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:
- олимпиады и конкурсы (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
- развлекательные состязания по решению логических задач;
- семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
- совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
- отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.
По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.
Можно ли развить интеллект у взрослого после 40 лет?
Да, ответ на этот вопрос однозначный и положительный. Повысить свой уровень можно и в 20, и в 35, и в 55 лет. Меняется только время, требуемое для получения результатов, и объем необходимых усилий.
Что делать, чтобы улучшить работу собственного мозга взрослому?
- Устранить барьеры, которые могут мешать вам двигаться вперед:
— отключите страх потерпеть неудачу в новых для вас видах активностей;
— осознайте, что только лишь знание узкой тематики пусть даже на самом высоком уровне не делает человека умнее по всем фронтам, и зачастую наоборот сильно мешает разностороннему гармоничному развитию интеллекта и личности;
— даже если вы уже состоявшийся супер-профи в своем деле, у вас не должна страдать мотивация, особенно если у вас уже есть дети: занимайтесь вместе с ними и для них, и для себя. - Вы понимаете важность регулярных занятий спортом? Человеческий мозг – это та же мышца. Если ей не заниматься годами, она станет дряблой, но привести ее в форму можно за цикл занятий на повышение интеллектуального уровня через развитие творческих способностей и логического мышления. Решайте с детьми логические задачи, разгадывайте загадки и математические головоломки, играйте в шахматы.
- Читайте больше книг. Но даже если вы владеете навыками скорочтения, не забывайте, что иногда нужно просто читать в удовольствие: глубоко вникать в сюжеты, наслаждаться произведениями, «проживая приключения главного героя». Хорошая книга (вспомните, какие произведения вдохновляли вас в детстве и в юности) может сработать как полноценный «витаминный комплекс для ума». Это плодородная почва, но чтобы мозг постоянно пребывал в тонусе, его надо регулярно тренировать.
Как повышать уровень интеллекта у взрослого и ребенка одновременно?
Занимайтесь спортом, чтением и комплексным развитием логического мышления и интеллектуальных способностей вместе, всей семьей.
Окей, со спортивными активностями и чтением все понятно. Хорошо бы еще найти такое место, где собраны самые интересные и разноплановые задачи, загадки, головоломки и другие задания для полноценного развития интеллекта…
Мы создали и постоянно совершенствуем платформу для развития маленьких и взрослых умников. Вы уже занимаетесь на ЛогикЛайк? Если нет, самое время попробовать!
У большинства родителей не хватает времени, чтобы попробовать все, что может быть полезно их ребёнку. Но все мы знаем, что это лишь вопрос приоритетов.
Быть может, пришло то самое время, чтобы взять на себя ответственность не только за регулярные семейные оффлайн-активности, но и за совместные занятия в онлайн-режиме?
Почему 250 000 детей и родителей выбрали для себя ЛогикЛайк?
- Мы создали полноценный курс для формирования логического фундамента мышления;
- заниматься можно на планшете, смартфоне, компьютере или ноутбуке;
- начать можно с 20-30 минут в сутки, важно выполнять разминку для ума «без простоев» – регулярно, каждый день;
- назначайте удобное для всех время, и приучайте ребенка к дисциплине: сделайте ваши совместные тренировки интеллектуальных способностей семейным ритуалом, например, после ужина;
- во время летних каникул некоторым детям стоит увеличивать нагрузку, чтобы мозг был в тонусе.
Развивайте логику и интеллект играючи, легко и с удовольствием. Сформируйте полезную привычку заниматься по 20 минут каждый вечер.
Источник
Рейтинг Двадцать четыре совета родителям, которые помогут развить интеллект и мышление ребенка |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
В этой статье представлены самые действенные и важные советы о том, как воспитать толкового и смекалистого ребенка, способствуя его интеллектуальному росту.
1. Начинайте учить ребенка с раннего детства – согласно результатам исследований, начинать обучение ребенка необходимо «с пеленок». Для обеспечения успешного раннего развития малыша специалисты рекомендуют родителям проявлять по отношению к нему максимальную, полную любви и внимания чуткость и отзывчивость, устранять стресс-факторы, разговаривать с малышом, петь ему и много жестикулировать, использовать числа и ритмические игры, создавать условия и помогать развитию трехмерного восприятия и, конечно, прививать любовь к обучению.
2. Читайте малышу книги – начните читать, даже если он еще не понимает слов. Это даст ребенку фору в развитии речевых навыков. Дети, которым читают книги с раннего возраста, чаще приобретают стойкий интерес к чтению, который остается у них на всю жизнь, они хорошо учатся в школе и добиваются успехов во взрослой жизни. Чтение книг – это одно из наиболее важных занятий, которое делает детей умными.
3. Разговаривайте с ребенком – это помогает малышу развивать великолепные речевые навыки. Кроме того, внимательно слушайте, когда он что-то говорит. Так вы сможете поощрять ребенка к общению и помогать развивать беглость речи.
4. Взаимодействуйте с вашим ребенком, играйте с ним и помогайте ему чувствовать себя любимым. Ученые заметили, что дети, которых родители не обнимают, не прижимают к себе, с которыми не играют и которых не любят, часто испытывают задержку в интеллектуальном развитии. Также доказано, что груднички, которых не носят на руках и которым не уделяют внимание, плохо растут, впадают в депрессию и, в конце концов, умирают. С другой стороны, многие исследования демонстрируют, что любовь, объятия, взаимодействие и игры с ребенком оказывают мощное положительное влияние на развитие его интеллекта. Нежная связь, сформированная между вами и ребенком, и ваше взаимодействие с ним обеспечивают основу для развития лучших навыков мышления.
5. Воспитывайте ребенка читателем – любовь к чтению способна принести огромную пользу. Это одно из самых важных качеств, которое вы можете развить у своего малыша для того, чтобы он вырос умным. Чтение усиливает жажду знаний. Чем больше малыш узнает из прочитанного, тем больше ему хочется узнать еще. Если ребенок начинает читать в раннем возрасте, он становится хорошо подготовленным к пониманию сложного материала из области математики, естественных наук, истории, техники, механики, политологии и других знаний, необходимых для продуктивной жизни.
6. Пусть малыш играет – когда ребенок играет, он создает основу для развития своих интеллектуальных, социальных, физических и эмоциональных навыков. Когда он играет с другими детьми, он учится соотносить свои идеи, впечатления и чувства с опытом и мнением других детей.
7. Поощряйте занятия спортом – физические упражнения делают ребенка не только крепким, но и умным! Занятия спортом усиливают приток крови к мозгу и, соответственно, помогают ему в строительстве новых клеток. Физические упражнения полезны также для остроты ума взрослых людей, но более длительное воздействие они оказывают на развивающийся мозг ребенка.
8. Сделайте музыку частью жизни вашего ребенка – исследования обнаружили, что слушание музыки улучшает память, внимание, мотивацию и обучаемость. Музыка – это также хороший способ снятия стрессов, которые оказывают разрушительное воздействие на мозг малыша. Обучение игре на музыкальном инструменте позитивно влияет на способность мозга оперировать понятиями пропорции и пространственно-временных отношений – основами абстрактной математики.
9. Дайте ребенку возможность видеть, что вы совершаете обдуманные поступки – дети учатся, подражая поведению взрослых. Если ребенок видит, что вы читаете книги, пишете, сочиняете музыку или занимаетесь другим видом творчества, он будет подражать вам и в процессе этого становиться умнее.
10. Ограничивайте ребенку время, которое он проводит перед экраном телевизора – ребенок вообще не должен смотреть телевизор в возрасте до двух лет. Телевидение отнимает у детей время на более важные занятия для развития мозга, такие как игры, общение и чтение книг.
11. Позволяйте вашему юному интеллектуалу играть в умные компьютерные игры – лучшие детские компьютерные игры обучат ребенка буквам, математике, музыке, фонетике и многому другому. Они также способствуют развитию его зрительно-моторной координации и готовят к технологиям будущего. Что еще более важно, ребенок учится во время игры. Учеба, которая сочетается с удовольствием, нравится детям больше всего.
12. Давайте ребенку скучать – специалисты считают, что детям время от времени полезно скучать. Умение переносить скуку это часть подготовки к взрослой жизни. Ребенок должен учиться получать удовольствие от «спокойных размышлений» вместо того, чтобы непременно заставлять себя заполнять свои дни активной деятельностью.
13. Позволяйте ребенку рисковать и терпеть неудачи – дети, которые не любят рисковать и терпеть неудачи или чувствуют особую боль от падения с велосипеда или проигрыша в соревнованиях, развивают низкую самооценку и приобретают фобии и, по сути, сами препятствуют собственному творческому развитию и обучению. Старайтесь не приходить детям на помощь слишком быстро. Пусть они решают проблемы самостоятельно и, тем самым, учатся на собственном опыте.
14. Обеспечивайте ребенку правильное питание – здоровое питание имеет большое значение для развития интеллекта ребенка. Важно давать малышу правильное питание еще при беременности. У детей старшего возраста питание с повышенным содержанием белков (потребление яиц, рыбы, мяса) улучшает внимание, понимание и интеллект. Углеводы дают мозгу «топливо», необходимое для мыслительных процессов. Лучше получать углеводы из цельных зерен и фруктов. Обработанные углеводы и сахар плохо влияют на продолжительность концентрации внимания, способность сосредотачиваться и уровень активности. Витамины и минералы также очень важны.
15. Следите за тем, чтобы ребенок получал достаточно времени на сон – исследования обнаружили взаимозависимость между количеством сна и успеваемостью. Длительные проблемы со сном у ребенка служат причиной других серьезных и долговременных проблем.
16. Помогайте малышу развивать настойчивость – настойчивость это готовность добиваться долгосрочных целей своим трудом, упорством и выдержкой. Считается, что настойчивость отличает успешного человека от неудачника и является более важной чертой характера для достижения успеха, чем врожденный талант или интеллект. В качестве способа обучения настойчивости делитесь с ребенком огорчениями и разочарованиями, которые вы испытывали и преодолевали.
17. Хвалите ребенка за усердную работу, а не за то, что он «умный» – когда вы хвалите ребенка за приложенные усилия, вы помогаете ему почувствовать контроль над собственным успехом. Похвала за проявление ума отбивает у малыша желание выполнять сложные задания, потому что неудача может не соответствовать его оценке самого себя как умного человека. Кроме того, хвалить нужно периодически, а не постоянно, чтобы усердие ребенка не основывалась исключительно на наградах, включающих похвалу.
18. Развивайте у ребенка мышление роста – ученые считают, что детей нужно воодушевлять рассматривать обучение как процесс, который помогает им развиваться и становиться в чем-то лучше и не считать свой интеллект величиной постоянной и неизменной. Когда ребенок терпит неудачу, он должен видеть в ней возможность для роста, вместо того, чтобы считать себя неудачником.
19. Старайтесь не обхаживать и не лелеять ребенка чрезмерно – если, конечно, вы хотите, чтобы он стал лидером. Кроме того, предлагайте ребенку выполнять задания, которые требуют терпения, чтобы он приучался к дисциплине.
20. Используйте деньги, как один из воспитательных инструментов – эксперты говорят, что «подкуп» ребенка с целью пробуждения его мотивации – это вполне нормальная воспитательная стратегия. Спросите у ребенка, что ему больше нравится в качестве стимула. Иногда деньги или материальные предметы бывают не так важны для малыша, как, например, видео- или компьютерные игры. Однако нельзя подкупать ребенка с целью контролировать его или заставить прекратить неприемлемое поведение.
21. Предоставляйте ребенку больше времени для открытых, свободных занятий вместо того, чтобы ставить его в рамки четкого расписания. Согласно исследованию, дети, у которых есть достаточно времени на неструктурированные занятия и игры, демонстрируют высокий уровень исполнительных функций мозга, и наоборот. Исполнительные функции очень помогают детям в повседневной жизни, причем разными способами: от способности гибко и оперативно переключаться с одного занятия на другое и не зацикливаться на чем-то, до умения сдерживаться и не кричать в состоянии гнева и откладывать получение удовольствия. Исполнительные функции ребенка предсказывают такие важные показатели, как успеваемость, здоровье, благосостояние и склонность к криминалу на годы и даже десятилетия.
22. Не контролируйте ребенка на микроуровне – и не исправляйте его постоянно. Пусть он исследует окружающий мир самостоятельно, чтобы развивать творческое и инновационное мышление.
23. Давайте ребенку задания на кухне – это не только научит его готовить, но и улучшит его математические и двигательные навыки (т. е. моторику).
24. Исследования обнаружили, что в семьях, где отцы выполняют работу по дому, вырастают дочери, способные выбирать из гораздо более широкого спектра вариантов карьеры и профессиональной самореализации в отличие от семей, где домашние обязанности распределяются несправедливо.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5 из 5 на основе
3 оценок.
Развитие ребенка
22.06.2016
Источник