Занятия дефектолога с ребенком дцп 5 лет

Занятия дефектолога с ребенком дцп 5 лет thumbnail

МБУ Центр «Выборг» Ленинградская область

город Выборг

учитель – логопед отделения социальной реабилитации несовершеннолетних

Веденеева Татьяна Анатольевна

Конспект индивидуального логопедического занятия

с ребёнком, имеющим сложный дефект

(моторная алалия, ДЦП)

Тема «Игрушки»

Конспект индивидуального логопедического занятия

ребёнком, имеющим сложный дефект

(моторная алалия, ДЦП)

Тема «Игрушки»

Задачи:

1.Расширение понимание речи, формирование пассивного и активного словаря.

  • соотнесение игрушки со звукоподражанием;

  • соотнесение предмета и действия со словом;

  • имитация действий в соответствии со звучащим  текстом;

  • вокализация речевого выдоха;

  • активизация ощущений ребенка при обследовании предметов;

  • соотнесение цвета, различение красного и жёлтого цвета;

  • знакомство с круглой формой.

2.Развитие слухового и зрительного восприятия

3.Развитие моторики:

  • развитие правильных движений обеих  рук; 

  • тренировка правильного способа удержания карандаша с насадкой, мяча, игрушки;

  • развитие общей моторики в соответствии со звучащим текстом.

4.Формирование эмоционально-волевых функций.

Оборудование: игрушка – паровозик, массажная щётка «Ёжик», аудиозапись «Итальянская полька С. Рахманинова» в обработке для детей, игрушки (красный и жёлтый мячи, машинка, паровозик, кукла, мишка, пирамидка, кубики, шары), лист бумаги, красный и жёлтый карандаши.

М/У: Самое важное – установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы. Логопед стоит или сидит всегда напротив ребёнка. Говорить с ребёнком необходимо в слегка замедленном темпе, с эмоциональными интонациями, достаточно громко, чётко артикулируя каждый звук, так, чтобы ребёнок видел артикуляцию логопеда.

1. -Здравствуй, Алёша! Как я рада, что ты пришёл. Давай играть.

Игра «Мы в ладошки хлопаем: хлоп-хлоп, и ногами топаем: топ-топ» под музыку (итальянская полька С. Рахманинова). Играю сама, привлекая ребёнка, беру его руки в свои, ритмично хлопая под музыку.

2.-Посмотри, какой ёжик пришёл к тебе. Потрогай его. Погладим ёжика? Он колючий.

Массаж кистей и пальцев рук массажной щёткой:

«Ёжик, ёжик ты колюч, но тебя я не боюсь!»

3.- Ой, что это? Слышен гудок паровоза: «У-У». Это паровозик гудит. Давай и мы погудим как паровозик.

Активизация звукоподражания, вокализация речевого выдоха в игре «Паровозик гудит»: «У-У».

4.Стучу в барабан.

–Это что? Это барабан. Хочешь постучать в барабан? На палочки, постучи в барабан.

Звеню бубном.

-А это бубен. Позвени бубном.

Развитие слухового внимания в игре «Бубен или барабан?»

5.–Как много игрушек! Ты знаешь их?

Игра «Покажи игрушку» (мяч, машинка, паровозик, кукла, мишка, пирамидка, кубики).

6.Привлекаю внимание к «Чудесному мешочку».

– Мешочек! А что в нём? Сейчас узнаем. Вынимай по одной игрушке. Ребёнок ощупывает игрушку. Логопед спрашивает: «Это мяч (машинка)? Вынимает игрушку. Логопед спрашивает: «Это что?». Мяч какой? Красный. Круглый, смотри покатился.

Игра «Чудесный мешочек». Обследование игрушек (мяч, машинка).

7.На столе жёлтый и красный мячи.

-Это что? Это мячи. Покажи жёлтый мяч. Это жёлтый мяч.

-Покажи красный мяч. Это красный мяч. Он круглый. Возьми его, Покажи, какой он круглый. Помогаю ребёнку обследовать рукой мяч. Будем рисовать красный мяч. Возьми красный карандаш. (В стаканчике жёлтый и красный). Молодец!

8.Совместное рисование «Рисуем красный мячик». На карандаше специальная насадка. Придерживая руку ребёнка, помогаю провести замкнутую кривую линию и раскрасить.

9.–Вот наш красный мяч. Лёша нарисовал! Молодец! Кому подарим рисунок? Конечно маме. Мама принимает рисунок, обнимает ребёнка, хвалит.

Маме рекомендуется повесить рисунок дома на стену и периодически привлекать к нему внимание ребёнка, хвалить, говорить и спрашивать, что нарисовано.

Литература:

1.Шипицина Л.М., Мамайчук И.И.«Детский церебральный паралич», СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», 2004.

Интернет-ресурсы:

  1. 1.https://logoportal.ru/wp-content/uploads/2012/08/rabota-s-negovoryaschim-rebenkom.pdf

  2. 2.https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/09/18/razvitie-sensomotornyh-navykov

Источник

Понятие детский церебральный паралич 

Дети с диагнозом ДЦП рождаются вследствие поражения головного или спинного мозга во время внутриутробного развития плода или родовой травмы. Чаще всего (около 57 процентов случаев нарушений) это происходит во внутриутробном этапе развития. Возникновение болезни может быть связано с инфекционными заболеваниями или с травмой черепа после родов.

Встречается болезнь примерно у двух из тысячи детей. При этом типе болезни нарушаются психомоторные функции. Расстройства проявляются в виде:

  • паралича;
  • парезов различных видов;
  • нарушения координации движений.

Задержка развития может быть как сильной (до полной дебильности), так и поддающейся коррекции. Также у детей могут встречаться расстройства слуха, зрения, чувствительности.

Роль игры для детей с ДЦП 

Роль игры в школьном и дошкольном возрасте сложно переоценить. Именно с помощью игр проводится воспитание детей и их развитие.  Для детей с диагнозом ДЦП игровая деятельность является одной из ведущих. Игры проводятся как для малышей, так для детей 6-7 лет и старшего возраста. Определённый вид игры подходит для малышей конкретного возраста.

Для таких детей преимущественно выбираются игры с использованием бега, прыжков, изменения поз тела, ходьбы. Помимо физического развития, регулярная двигательная активность способствует стабилизации психического состояния, облегчает социальную адаптацию. С помощью игры развивается крупная, мелкая моторика, улучшается коммуникация.

Начиная игровые занятия с ребёнком, больным ДЦП, стоит быть готовым к тому, что такой малыш будет развиваться медленнее. Этому способствуют трудности, связанные с двигательными нарушениями, которые проявляются в определённой форме ДЦП.

Заниматься с ребёнком, начинать развивать его способности нужно уже в первый год после того, как диагностировано заболевание

Малышу, больному ДЦП, часто сложно выполнять игровые действия, а именно:

  • правильно сидеть и стоять;
  • совершать движения пальцами рук;
  • проявлять своевременные реакции (вследствие нарушений слуха, зрения, чувствительности, кратковременной памяти);

Поэтому стоит быть готовым к тому, что приобретённые навыки будут ограниченными.

В чём ещё задача для взрослого:

  • нужно подбирать игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать;
  • во время занятий учитывайте состояние малыша, насколько он усидчив, в хорошем настроении;
  • во время игры важно позволять ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваться в занятие, если это не нужно малышу;
  • указания не должны быть сложными, лучше для них использовать короткие высказывания.

Главное, поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.

Виды игр

Некоторые занятия можно проводить даже дома. К ним относятся:

Читайте также:  Что поделать с ребенком 5 лет дома

1. Пальчиковые игры. Например, “этот пальчик бабушка, этот дедушка и т.д.”. Такие упражнения рекомендуется чаще повторять детям годовалого возраста.

2. «Повтори за мной”. Родитель повторяет за ребёнком слова, а ребёнок за родителем.

3. Игры с фитболом. Нужно положить ребёнка на мяч и перекатывать его в разные стороны. Можно посадить ребёнка на стул, а мяч положить под стул. Малыш должен выкатывать и закатывать мяч ногами.

4. Стучание ложкой по столу.

Такие игры позволяют легче освоить лепку, рисование, аппликацию в дальнейшем.

Игры для разминки и развития мелкой мотрики

Перед началом занятия дети проводят следующие игры:

  • массируют ручки;
  • обхватывают кисти с помощью кругообразных движений.

Затем проводятся следующие упражнения. Они направлены на то, чтобы сделать кисти более подвижными:

  • ведение рукой от основания кисти до кончиков пальцев;пальцы сжимаются в кулак (кроме среднего и указательного), рука вытягивается вперёд, пальчики сгибаются и разгибаются поочерёдно;
  • касание большого пальца всеми остальными поочерёдно;
  • рисование круга указательным пальцем сначала правой, потом левой руки.

Игры с мелкими предметами очень полезны для развития сосредоточенности, внимания. Они отлично развивают мелкую моторику.

Игры с песком сухим

Такие занятия особенно важны для дошкольников. За основу берётся сухой песок, ёмкость, игрушки.  Песок насыпается сквозь пальцы, мнётся в руках. Ребёнок хлопает ладошками по песку, топит в нём руки, втыкает пальцы. Для этих игр можно использовать ситечко.

Игры с песком влажным 

Такой вид деятельности даёт малышу много радости. Сначала в руки берётся сухой песок. Затем ребёнку предлагается полить его водой, поиграть с песком. Малышу предлагается похлопать пальцами по песку.

Из этого материала можно сделать тесто, лепить куличики, пирожки. А также малышу будет интересно рисовать на песке. Во время игры педагогу нужно объяснить, почему из влажного песка можно сделать тесто, а из сухого нет.

Игры с крышками 

Педагог даёт малышу несколько баночек (из-под косметики, продуктов и других) и крышки от них. Предлагается подобрать крышки к ёмкостям. В одной руке ребёнок держит банку, другой закрывает её. В конце игры можно наградить чадо за проделанные задания.

Игры с прищепками

Очень полезна для мелкой моторики игра с прищепками. Берётся несколько прищепок. Они цепляются на пластиковую или бумажную тарелку. Полюбовавшись получившимся солнышком, тарелки можно отцепить.

Игры для детей с ДЦП на укрепление вестибулярного аппарата и развития мышечного тонуса

Пройди, не задевая ворота

Это игра для детей 5-14 лет. Из четырех стульев делаются ворота, пространство между ними 50 см. Задача — пройти через ворота, не задевая их и не сбивая стулья. Если у ребёнка получается хорошо — можно попробовать делать закрытыми глазами. Эти упражнения учат осторожности, хорошей концентрации внимания.

Не ошибись

Детям нужно встать лицом к руководителю, закрыть глаза. Далее, инструктор произносит команды, такие как “повернись”, “сделай шаг вперёд”, “покружись на месте”. Побеждают те участники, которые делают всё без ошибок.

Запрещённое движение

Эта игра подойдёт для детей 6-14 лет. Ребята встают рядом с друг другом либо садятся, сложив руки на колени. Оговаривается одно запрещённое движение. Далее инструктор даёт команды, направленные на разминку тела (движения рук, ног). При этом выполняются все упражнения, кроме запрещённого.

Вместо запретного упражнения, по договорённости можно выполнить и другое. Например, вместо команды «рука вверх» делать хлопок в ладоши.

Эти игры считаются малоподвижными, но замечательно развивают реакцию.

Передал — садись

Дети разделяются на 2 команды. В каждой команде по 5-6 детей. Две шеренги становятся лицом друг к другу. Капитаны команды отходят на 5 шагов и берут в руки мячи, затем предводители команд бросают мячи поочередно каждому члену команды. Игрок, поймавший мяч, бросает его назад капитану и садится на лавку.  Выиграет та команда, члены которой быстрее окажутся на лавке. Обязательное условие — мяч не должен падать.

Вернись в круг

Для детей 7-14 лет. Дети садятся на скамью. На полу или на асфальте очерчивается круг. Ребята проходят игру по очереди. Первый участник встаёт в центр круга. Ему на глаза надевают повязку, с которой он делает 4 шага вперёд. Поворачиваясь налево, он делает ещё 4 шага. Затем дважды поворачивается направо и делает 4 шага, снова поворачивается направо, идёт ещё 4 шага. Так, ребёнок должен оказаться в круге. Выигрывают в игре те, кто не преступает черту.

Игры на внимательность и логику

Сюда можно отнести игру “запрещённое движение”. Она способствует развитию логического мышления. Упражнения для таких детей лучше всего проводить не только под наблюдением родителей, но и инструктора. Часто движения даются не просто, но нельзя оставлять чадо в беде, поскольку регулярные занятия очень важны для него.

Примеры других игр:

Пирамидка.

Ребёнку нужно разобрать и собрать пирамидку. Также, назвать цвета игрушки.

Читайте также:  Проведен день рождения ребенка 5 6 лет

Сортировка пуговиц

Нужно дать ребёнку много разных пуговиц. Они могут быть нашиты на ткани или разложены на коробке. Взрослый предлагает малышу найти 3 одинаковые пуговицы либо рассортировать на большие и маленькие.

Игра “найди пару”

Детям предлагаются для игры флажки 3 цветов. Можно взять комплекты из каких-либо других предметов. Задача — найти цветовую пару для каждого.

Игра “послушай, что за окном”

Ребёнок концентрирует своё внимание на то, что происходит за окном. Если малыш имеет нарушение в речи, то взрослый может показывать ему картинки.

 Игра «определи звуки»

Педагог произносит звуки. Ребёнок должен угадать, кому или чему они принадлежат (показать предмет либо назвать слово). Примеры: автобус, машина, поезд и т.д.

Популярен вид игры дцп что лишнее на логику и внимание, развитие мышления. Ребёнку предлагается посмотреть на картинки с предметами, один из которых лишний. (например, из фруктов овощ, из птиц насекомое). Чем старше игрок, тем сложнее задание.

Игрушки для детей с ДЦП

Игрушка, которую держит в руках ребёнок дцпшник, должна быть интересна ему, соответствовать возрасту. Следует помнить — способности часто зависят от формы заболевания больше, чем от возраста.

Игрушками могут быть обычные предметы, которые есть в каждом доме. При выборе важно обращать внимание на:

  • возможность использовать руки;
  • степень умения концентрации внимания;
  • степень понимания ребенком языка.

Некоторые игрушки (в наборах или отдельные) можно купить в интернет-магазине, онлайн. Но не забывайте, что занятия можно проводить с предметами, которые есть вокруг, в каждом доме. Домашние предметы обихода могут помочь вам организовать игровой досуг.

Педагог, проводящий игры для больных ДЦП, должен помнить следующее :

  • младшие дети должны заниматься индивидуально, старшие в группе (в группе могут быть как двое-трое, так и большее количество детей);
  • нужно учитывать все нюансы развития, характера малыша, а также особенность его передвижения (коляска, если ребёнок сидячий, самостоятельно при помощи взрослого; ходит ли он в специальный сад или обучается на дому).
  • занятиями с детьми, больными ДЦП, лучше проводить сразу после рождения, чтобы укреплять тонус мышц.

В занятиях с ребятами, которым поставлен диагноз детский церебральный паралич, важна регулярность — это одно из главных условий успешного развития. Но даже при правильной организации времени следует помнить, что игра —  тот вид деятельности, к которому не нужно принуждать. Она призвана приносить ребёнку радость и желание достичь успеха.

Источник: https://nervivporyadke.ru/

Источник

Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ДЦП 5-6 лет

Воспитатель: Хайруллина Гулия Шамилевна, 1кв.кат.

Орешникова Людмила Алексеевна, 1кв.кат.

«В гости к бабушке»

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Активизация и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа,  редис, кабачок, срывать, выдергивать, срезать, выкапывать, круглый, длинный, овальный, треугольный). Развитие связной речи (составление предложений).

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, мышления, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, тонкой, общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

Оборудование: Натуральные овощи (целые), корзинка,  проектор, экран, ноутбук, проигрыватель, презентация,  игрушка ежик, листы формата А4 со следами ежика «Пройди пальчиками», картинки с ежиками «Найди такого же», прищепки, массажные мячики, чайные пакетики «Каркадэ», бумага формата А4 с контуром свеклы, бумага для изготовления комочков, зеленая гуашь на блюдечке, влажные салфетки, грелка для рук.

Ход занятия

Организационный момент.

Учитель-дефектолог входит в группу, здоровается с детьми. Дети встречают его, учитель-дефектолог берет корзинку и все вместе присаживаются на ковер полукругом.

Д: — Здравствуйте ребята! А что это за корзинка появилась в вашей группе? Ее вчера здесь не было. Хотите узнать, что в ней лежит? Давайте присядем на подушки на ковре и посмотрим что  в ней лежит.

Дети вместе с учителем-дефектологом рассматривают, что лежит в корзинке. Дефектолог достает по одному овощу и спрашивает у детей «что это?», добиваясь ответа «Это огурец» и т.д.

Д: — Что лежит в корзинке ребята? Как все это назвать одним словом?

Дети: — Овощи.

Д: — Хотите побольше узнать об овощах? Тогда присаживайтесь на стульчики, я вам расскажу, как убирают овощи, когда они созрели.

Основная часть.

Дети садятся на стульчики напротив экрана, на экране картинка с овощами.

Д: Ребятки еще раз скажите, пожалуйста, что вы видите на экране. (1 слайд)

Дети: — Овощи.

Д: — Где растут овощи?  (2 слайд)

Дети: — В огороде. На грядках.

Д: — Правильно, а теперь послушайте, как убирают овощи. Овощи, которые растут в земле – выдергивают,  выкапывают.  Овощи,  которые растут на земле —  срезают, а овощи, которые растут над землей —  срывают. Картошку – выкапывают, капусту – срезают, редиску, лук – выдергивают, огурцы, помидоры – срывают.  (слайд 3)

Д: —  Ребята, вспомните, пожалуйста, в каких сказках говориться про овощи?

Дети называют сказки.

Д: — Да, мы с вами недавно вспоминали сказку «Пых». В этой сказке бабушка и дедушка боялись идти в огород, так как их там кто-то пугал. Покажите ребятки как бабушке и дедушке  страшно. А вам бы хотелось бабушке с дедушкой помочь собрать овощи в огороде?  Как вы думаете,  они обрадуются, если мы с вами приедем к ним? Покажите, как им будет весело. Тогда садимся в автобус и едем к бабушке в деревню.

Читайте также:  У ребенка 5 лет болит лоб и тошнит

Дети пересаживаются на стульчики.

Физкультминутка. («Автобус» Железновой)

Д:  Вот мы и приехали! Бабушка нас уже встречает! Выходите ребята из автобуса.

Детей встречает воспитатель с куклой Бибабо.

В: — Исәнмесез, исәнмесез. Как хорошо, что вы приехали!

Дети: — Исәнмесез, әби.

В: — Вы мне поможете ребятки? В огороде все поспело, надо убирать, а я боюсь в огород идти.  Кто- то там пыхтит и пыхтит.

Д: — Ну что ребята сходим в огород посмотрим, кто же пугает бабушку?

Дети с дефектологом подходят к грядкам (на полу черная ткань в виде грядок  на ней лежат овощи).

Д: — Ребята посмотрите, какой богатый урожай у бабушки. Давайте поможем бабушке его собрать. Напомните, как мы будем убирать картошку?

Дети: — Картошку выкапывают.

Д: — Как убирают капусту?

Дети: — Капусту срезают.

Д: — Как убирают лук?

Дети: — Лук выдергивают.

Д: — Соберите все овощи в корзинки. Просит бабушка помочь разложить овощи в корзинки по форме. Но прежде чем положить овощ в корзинку нужно сказать как вы его собрали и какой он формы. Вот так:

— Я срезала капусту. Капуста круглой формы.

На корзинках приклеены геометрические формы. Дети находят соответствующий овощ, говорят, как они его убрали и какой он формы, а  кладут его в корзинку

Д: — Ребята, молодцы вы собрали овощи и не испугались? А кто же мешал бабушке собирать овощи?  Посмотрите, вот он спрятался под капустой!

Д: — Правильно ежик! Покажем его бабушке! Бабушка посмотри вот кто тебя пугал мы нашли его!

В: — Ой, вот кто меня пугал и пыхтел! Какой он маленький ! А я — то боялась!

-Вы идите играйте ежиком, а я пойду в огород посмотрю что вы собрали.

Игра с массажными мячиками. Дети катают мяч по ладошкам.

Д: -Гладь мои ладошки еж,

      Ты колючий, ну и что ж!

      Я хочу с тобой поладить!

      Я хочу тебя погладить! 

Игра с прищепками «Найди такого же». Дети садиться за столы, на столах картинки, находят подходящую и прицепляют к ней прищепку.

Игра «Пройди пальчиками».

Д: — А теперь давайте проводим ежика в лес, чтобы он не пугал больше бабушку с дедушкой. Прошагайте пальчиками по дорожке и укажите ежику путь в лес.

К детям возвращается бабушка с корзинкой с овощами. В это время дефектолог раздает грелки для рук детям с парезом руки. Дети кладут паретичную руку на грелку.

В: — Спасибо, вам большое, вы собрали все овощи! Только вот беда, свекла совсем не уродилась в этом году! Как же я борщ варить буду?

Д: — Ребята, мы можем помочь бабушке? Как?

Дети: — Можно нарисовать.

Д: — Ты бабушка отдохни, а дети сейчас нарисуют для тебя свеклу.

Воспитатель сажает куклу на стульчик рядом с детьми и продолжает занятие.

Пальчиковая гимнастика.

В:-Перед тем как начнем рисовать подготовим наши ручки. Поиграем пальчиками.

Так капусту мы рубили

И вот так ее солили

Отжимали ручками

И сложили кучкою

В банку затолкали

Крышкой закрывали.

Рисование с использованием нестандартных приемов.

В:. –А теперь, нам надо приготовить волшебные комочки. Они понадобятся нам для рисования.  Я вам покажу, как его сделать. Берем листок бумаги и мнем его и скатываем из него шарик. Вот такой комочек должен получиться.

Молодцы. Отложите комочек в сторону, он нам понадобиться позже.

В: — Сегодня мы будем рисовать не как обычно кисточками, а чайными пакетиками. А как ими рисовать я вам покажу. Берем чайный пакетик двумя пальчиками за край и примакиваем корнеплод свеклы. Приступайте к работе.

Дефектолог и воспитатель контролируют захват пальцами пакетика. При необходимости влажной салфеткой вытирают подтеки на руках детей.

В: — Молодцы! А теперь приступим к листочкам их мы будем рисовать, используя наши волшебные комочки. Берем комочки и обмакиваем в зеленую краску, затем примакивая рисуем листочки.

В: — Молодцы, ребятки! Кто закончил, берет влажную салфетку и вытирает пальчики.

Дефектолог помогает детям. Воспитатель берет куклу бабушки.

В: — Ой, какие вы молодцы! Порадовали  меня . Рэхмэт! И у меня есть для вас подарок.

Воспитатель дает детям коробочку с угощением.

Д: — Ну что ж мы с вами помогли бабушке, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с бабушкой!

Дети: -Саубулыгыз!

В: — Саубулыгыз! Приезжайте еще!

Д:- Обратно мы с вами поедем на машине, занимайте свои места!

 Речь с движением.

Едем, едем на машине, (дети имитируют, как они держаться за руль)

Нажимаем на педаль,  (одной ногой нажимают на педаль)

Газ включаем, выключаем,  (рукой переключаем рычаг вперед-назад)

Смотрим пристально мы в даль. (ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли,

Вправо, влево – чистота! (руки перед собой имитируют движение «дворников»)

Волосы взъерошил ветер, (пальцами взъерошить волосы)

Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)

Итог занятия.

Д: -Вот мы и приехали! Понравилось вам ребята наша поездка! А чем мы с вами сегодня занимались! Что нового вы узнали?

Источник