Занятие со слепым ребенком 2 года

Конспект занятия (со слепым ребенком Кирилл М., 4,5 г.)

Занятие по формированию фонематического слуха и закреплению правильного произношения.

Тема: «Звук «С».

Учитель-логопед: Лебедева Т.В.

Тема: «Звук [С].

Цель: Формирование фонетико-фонематических навыков в произнесении, восприятии звука [с] на материале лексико-грамматических игр.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Уточнить правильное произношение звука [с];
  • Обучать спряжению глагола «Хотеть»;
  • Учить употреблять формы косвенных падежей существительных единственного числа;
  1. Коррекционные:
  • Учить на слух выделять звук «с»;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Продолжить развивать навыки обследования предметов;
  • Развитие общей моторики;
  • Развитие памяти, внимания, мышления;
  1. Воспитательные:
  • Воспитать у ребенка познавательную активность, дружелюбие, интерес к игре.

Оборудование:

Игрушки, насос, самолет, автобус, слон, бегемот, носорог, сабака, курица Сонька.

Звуковые «дорожки».

Лексический материал:

Начинать, заканчивать, угадывать, широкий, узкий, щель, воздушная струя, игрушечный, продавец, покупатель.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед: Здравствуй, Кирюша! Как твои дела? …

К нам в гости пришла игрушечная птица. Посмотри руками и постарайся узнать ее.

(обследуем игрушку, выделяя основные признаки).

Кирилл: это курица.

Логопед: правильно, а зовут ее Сонька. Она сегодня с нами будет играть.

Логоред: Давай поиграем в интересную игру «Летает — не летает» я называю слова, а ты внимательно слушаешь, если предмет, который я назову, может летать, то ты поднимаешь руки вверх; а если он не может летать — то руки вниз.

Тебе понятно?

Кирилл: Понятно! (Кирилл уточняет, когда он будет поднимать руки, а когда опускать).

Логопед: «Ласточка, собака, самолет, санки, сорока, соловей, самокат, синица, стул, аист, оса, лес, стол, листья, письмо, автобус, лось, сокол и т.д.

Молодец! Давай вспомним, какие предметы летали

Кирилл:… самолет, сорока, сокол, оса и т.д.

Логопед: Умница! Ты был очень внимательный!

  1. Новая тема:

• Введение в тему:

Логопед: Кирюш, послушай внимательно, а какой звук встречается во всех этих словах:

с — самолет, с — сорока …

Кирилл: Звук «с».

Логопед: Правильно! «Посмотри», какую Сонька принесла тебе игрушку — это насос

=> рассмотреть игрушку.

(Ребенок обследует игрушку вместе с педагогом или с мамой, выделяя характерные признаки предмета).

-Послушай, как «поёт» наш насос!

Логопед: А теперь мы с тобой «споем» эту песенку:

-губы у нас растянуты в улыбке ,потрогай руками мои губы…, а теперь свои — у тебя так же? А у мамы?

(Кирилл «осматривает» артикуляцию логопеда, мамы)

Кирилл: Да.

Логопед: между зубками у нас щель (потрогай…).

Кирилл: Да.

Логопед: Широкий язычок спрятался за нижние зубки. Где у тебя нижние зубки? Покажи? Правильно.

Холодная струя воздуха дует вниз на ручку. Попробуй, почувствуй как у меня. А теперь попробуй сам!

Давай «посмотрим», у мамы получилось?

Кирилл: Получилось!

• Произнесение звука «с» изолированно, в слогах, словах. Ориентировка на листе бумаги.

Логопед: Это у нас звуковая дорожка,(рельефное изображение дорожки на листе картона), мы ставим на неё пальчик и тянем звук от начала дорожки и до конца. (Пальчик движется слева на право => подготовка к письму.)

С-С-С-С-С;

(Перед тем, как приступить к выполнению этого задания, логопед вместе с ребенком и мамой обследуют дорожку, по которой он будет тянуть звук).

• «Подскажи словечко»

Употребление форм косвенных падежей существительных женского рода единственного числа.

Логопед: Кирюш, а сейчас мы будем с тобой сочинять стихи про … осу. Я начинаю, а ты заканчивай.

Са — са — са

Ой — ой — ой! Летит -…

 Кирилл: Оса!

Логопед: Сы — сы — сы

Не боимся мы …

 Кирилл: Осы!

 Логопед: Су-су-су

Видел кто из вас …

Кирилл: Осу?

Логопед: Сы — сы — сы

Мы не видели …

 Кирилл: Осы!

Логопед: Са-са-са

Отгадайте, где…

 Кирилл: Оса!

Логопед: Кирилл, ты внимательный! Какие стихи сочинил! Молодец!

  • Игра «Магазин».

Обучать спряжению глагола «хотеть.

Логопед: Давай еще поиграем?!

Кирилл: Давайте, а во что?

Логопед: «В магазин». Я принесла тебе игрушки. Значит магазин у нас будет какой?

Кирилл: Игрушечный.

Логопед: Правильно! Я буду продавец, а ты покупатель.

«Посмотри» ручками, какие игрушки есть в нашем магазине.

(Кирилл внимательно обследует и называет каждую игрушку: слон, бегемот, насос, … мама следит и при необходимости помогает, обращает внимание на характерные признаки предметов).

А покупать нужно только те игрушки, в названии которых есть звук «с». Понятно? Отвечать полным предложением.

Кирилл: Понятно!

Логопед: Кирилл, чтобы ты хотел купить в магазине?

Кирилл: Я хочу … собаку!

Логопед: Кирюш, а что мама хочет купить?

Читайте также:  Яйцо ребенку 2 года сколько можно

Кирилл: Мама хочет купить … самолет!

Логопед: Кирюш, а как сказать про детей?

Кирилл: Дети хотят купить … насос!

Логопед: Молодец!

  1. Физминутка.
  1. Развитие        памяти, четкости, речи.

Логопед: Послушай стихи про самолет:

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме!

Логопед: Кирюш, а как же самолет летает? Он машет крыльями?

Кирилл: Нет. Он железный. А птица машет.

(мама с Кириллом берут нашу курицу Соньку и пробуют — машет она крыльями или нет. Тоже самое проделывают с самолетом).

Логопед: Правильно!

Как интересно мы с тобой поиграли сегодня! Какой звук мы сегодня слушали?

 Кирилл: звук «с».

Логопед: мама тоже посмотрела, послушала.

Придешь домой обязательно расскажи папе, чем мы с тобой занимались и какой ты был внимательный!

До свидания!

Источник

Выдержки из ещё одной статьи о НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЯХ (блайндизме).

Саматова А. В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих зрительную патологию от рождения до школы (2012 г.)

Еще одной характерной особенностью детей с глубокими нарушениями зрения, особенно тотально слепых детей, являются стереотипные повторяющиеся движения. Природа их возникновения до конца не изучена. Большинство ученых сходится к тому, что это своего рода попытка организма восстановить двигательный баланс. Ребенок, в силу объективных обстоятельств, менее подвижен, чем его нормально видящие сверстники. Он не бегает и не прыгает, как они, общее моторное развитие запаздывает. Однако движения — это естественная потребность детей. Поэтому организм компенсирует недостаток двигательной активности тем, что доступно незрячему ребенку и не требует от него особых усилий.

К самым распространенным навязчивым движениям относятся: раскачивание тела вперед-назад или из стороны в сторону, надавливание подушечками пальцев на глазные яблоки, потряхивание кистями рук, круговые движения головой, повороты вокруг своей оси, подпрыгивания на месте и другие. Чаще всего родители не придают этому особого значения, считая, что таким образом ребенок развлекает сам себя, или приписывают это к особенностям развития незрячих детей в целом… Если оказаться в таком месте, где одновременно собирается большое количество незрячих людей, можно наблюдать, как некоторые из них, будучи довольно успешными в профессиональной сфере, имеющие свои собственные семьи, так и продолжают раскачиваться, как на качелях, особенно, если считают, что их никто не видит.

От привычек, появившихся в детстве, избавляться сложнее всего, потому что они уже не осознаются. Человек не считает их чем-то из ряда вон выходящим, он всю жизнь так делал и не может понять, почему в какой-то момент должен перестать. Если в обществе он старается себя сдерживать, то, оставшись один, непременно и с удовольствием предается любимому занятию.

Хочется особо подчеркнуть: дорогие родители, как только вы заметили у своего ребенка нетипичные движения, немедленно приступайте к тому, чтобы его от них избавить. В случае с совсем маленькими детьми эффективнее всего механическое изменение позы ребенка. Возьмите его на руки, переверните на живот, предложите другую игрушку. Не нужно затягивать процесс и считать, что вы сможете отучить его качаться или давить на глаза, когда он станет старше. Чем раньше вы заметили и начали с этим работать, тем лучше для ребенка.

С детьми постарше механическая перемена позы уже не сработает, потому что они более мобильны и для них это не является сигналом к прерыванию. Говорить все время «не качайся», «не крутись», «не дави на глаза» малоэффективно. Единственный способ, который является во многих случаях весьма действенным, — отвлечение ребенка, переход к другому типу деятельности… Когда человек, сознательно или несознательно, отказывается от какой-то привычки, необходимо заменить ее чем- то, что принесет ему удовлетворение…

Не стоит стыдить ребенка и говорить, что это некрасиво. Такой довод для него ничего не значит уже потому, что он не видит и понятие красоты для него весьма схематично. Конечно, поговорить нужно, но лишь когда ребенок достигнет того возраста, когда начнет понимать, что именно вы от него хотите. Контролировать себя он еще не сможет, но будет знать, что вы стараетесь отучить его от привычки, которая делает его менее привлекательным для окружающих…

Может быть, все это звучит довольно жестко, но очень важно, чтобы вы поняли свою основную задачу: всеми силами препятствовать возникновению и укоренению навязчивых движений у вашего ребенка, бороться с ними, если они уже появились, просить делать то же самое воспитателей детского сада, который посещает ребенок. Слепота не повод для формирования подобных привычек, она лишь является причиной малоподвижности ребенка, которая, в свою очередь, способствует возникновению дополнительных движений, не являю

Читайте также:  Ребенок 2 года часто сопли

Источник

 Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими дошкольниками.  

В последнее время нередки ситуации, когда в группу для детей с косоглазием и амблиопией поступает незрячий ребенок  (тотально слепой или с остаточным зрением). Конечно, присутствие такого ребенка требует организации максимально благоприятной коррекционно-развивающей среды, которая учитывает особенности и потребности дошкольника с глубокой патологией зрения, требует особых условий.

Наш детский сад посещают три слепых ребенка, им требуется со стороны педагогов и всего обслуживающего персонала значительно больше внимания. С каждым таким ребенком должен постоянно находиться кто-то из взрослых. Опыт работы со слепыми детьми у нас еще очень небольшой. К сожалению, мало литературы, рельефных пособий, технических средств и приборов, необходимых для занятий с ребенком, имеющим тяжелую зрительную патологию.

 Обучение слепых дошкольников пространственной ориентировке – одна из важнейших возможностей компенсации слепоты.

Основные задачи обучения слепого дошкольника пространственной ориентировке:

*формирование потребности в самостоятельной ориентировке;

*преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;

*овладение ориентировкой на своем теле;

*обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве      ( за столом, на листе бумаги).

Слепоту компенсируют другие сохранные органы чувств.

Осязание имеет для слепого дошкольника исключительное значение, это главный способ познания, предметной и пространственной ориентации. Только руками можно хорошо обследовать предмет, изучить его пространственные и физические свойства. При обследовании предметов я управляю руками ребенка, накладывая на них свои руки, стою за ребенком. Прием «рука на руке» — самый лучший метод обучать ребенка новым навыкам. Учу ребенка двум приемам обследования:

1-й прием – руки находятся на противоположных сторонах предмета и одновременно перемещаются сверху вниз. При таком движении рук сразу появляется ощущение формы и размеров предмета, некоторых других его свойств.

2-й прием – одна рука остается неподвижной, а другая по противоположной стороне предмета скользит сверху вниз, затем наоборот.

Маленькие дети боятся использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов, их часто пугают новые ощущения. В такой момент я стараюсь заинтересовать ребенка или, наоборот, перехожу к другому виду деятельности, отвлекая его.

На занятиях формирую у ребенка умение распознавать подошвами ног некоторые покрытия – коврики: ребристые, колючие, мягкие, шершавые. Вместе с ребенком хожу по камушкам разной величины. Такие упражнения способствуют профилактике плоскостопия и развивают осязательное восприятие пространства.

В окружающей нас среде множество разнообразных звуков, шумов, поэтому одной из основных задач коррекционно-компенсаторной работы является развитие слухового восприятия пространства. На занятиях мы слушаем пение птиц, голоса животных, шелест листьев, звуки машин… Сравниваем, как стучит по столу мягкий, деревянный, железный предмет.

Обонятельные и вкусовые ощущения имеют также существенное значение для развития слепого ребенка. Они носят предметный характер, то есть каждому предмету, веществу присущ свой вкус и запах.

 Результаты своей работы оцениваем не только мы, но и родители слепых детей. Систематические тренировки, занятия различными видами деятельности с помощью сохранных анализаторов помогают ребенку учиться обследовать свойства и признаки предметов окружающего мира, ориентироваться в пространстве. Раскрывают перед ним возможности получать информацию о том, что нас окружает, воспитывают произвольное внимание, различные познавательные процессы, активизируют речь.

Конспект индивидуального коррекционного занятия

по развитию готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.

Тема: «Игрушки».

Цели: Формировать захватывающие движения ладонью, пальцами; умение удерживать и манипулировать игрушками. Развивать способы активного осязания; умение различать и сопоставлять свойства предметов по форме, материалу. Формировать умение распознавать подошвами ног разные поверхности, узнавать предметы по издаваемым звукам. Развивать произвольное и слуховое внимание.

Материал: мячи (резиновый, пластмассовый, мягкий), кубики (пластмассовый и мягкий), корзина, дорожки с разной текстурой поверхности.

Методы и приемы:

*организационный сюрпризный момент;

*упражнение «Ходим по дорожкам»;

*обследование игрушек из корзины;

*дид.игра «Найди пару»;

*исследовательская деятельность «Тише-громче»;

*заключительная часть.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

— Посмотри, кто пришел к нам в гости. Это колобок, потрогай его. Он круглый, без углов, мягкий, умеет хорошо катиться. Он приготовил нам сюрприз и зовет нас погулять по дорожкам.

2. Хождение по дорожкам.

«Наши ножки по дорожкам – топ, топ, топ!

По колючей…по ребристой…по мягкой…по каменистой… топ, топ, топ!

3. «Что лежит в корзинке?»

— Посмотри, стоит корзинка на пути! Корзинка большая, плетеная, с ручкой (принцип обследования «рука на руке»)  Вместе с ребенком обследуем игрушки, сначала мячи, а затем кубики 

Читайте также:  Самолетом с ребенком 2 года

— Это мяч. Он какой? Круглый, большой, мягкий. А этот мяч какой?   Круглый, твердый. Он пластмассовый. Есть еще один мяч в корзине, потрогай его. Он маленький, круглый, резиновый.

— Мячи – это игрушки. С ними можно играть: бросать, ловить, катить (попробовать выполнить эти действия вместе с ребенком).

Аналогично идет работа по обследованию кубиков (отмечаю, что у кубика есть углы, он не катится).

— Кубики – это игрушки, из них можно строить. Давай поставим мягкий кубик на пластмассовый.

4. Дидактическая игра «Найди пару»

Обследование, дифференцировка по фактуре.

— Возьми мягкий мяч и найди мягкий кубик…

5. Упражнение «Тише-громче»

Определение на слух, громко или тихо стучит игрушка из разного материала по столу.

6. Итог занятия

— Найди мягкий мячик, твердый кубик (пластмассовый) Что стучит громче?

Источник

Задачи:

  • расширять опыт тактильного восприятия ребёнка; развивать умение дифференцировать осязательные ощущения в процессе знакомства с новым материалом — тестом;
  • формировать умение распознавать подошвами ног некоторые покрытия пола;
  • развивать умение определять с помощью обоняния запахи, встречающиеся в быту (запах чая, фруктов и т.д.), узнавать некоторые звуки природы (шум ветра, дождя).

Ход индивидуального занятия

Педагог с ребёнком сидят за столом.

Педагог. Давай вспомним сказку «Колобок» и поиграем.

Дедушка попросил у бабушки: «Испеки-ка мне колобок!» А бабушка ему и отвечает: «Совсем стара стала, забыла, как тесто месить!» Поможем мы бабушке? Из чего делают тесто? (Из муки, воды, сахара, масла.)

Для приготовления теста нужно взять муку, воду, сахар и т.д. (Обследуем продукты на ощупь, обращаю внимание на их свойства.)

Насыпаем муку, затем наливаем воду. Чтобы не перелить, нужно поставить пальчик на край мисочки: когда вода дотронется до пальчика, ты узнаешь, что её достаточно. Я буду наливать воду, а ты меня остановишь. Сейчас всё смешаем большой ложкой — получилось тесто.

Ребёнок обследует тесто, обращает внимание на его свойства: мягкое, гибкое, пластичное, вязкое) и «лепит» колобок.

Педагог. Только собралась бабушка испечь колобок, а он укатился и спрятался в коробку.

На столе коробка с предметами круглой формы: яблоко, мячик из ткани, пластмассовый шар, «колобок» из сырого теста.

Педагог. Поможем бабушке найти среди предметов круглой формы колобок.

С помощью взрослого ребёнок вынимает из коробки предметы, обращает внимание на их характерные признаки. Например: это мягкий мячик, он из ткани, звенит и т.д.

Педагог. Молодец! Нашли бабушке колобок. Испекла бабушка колобок, полежал он на окошке, подсох. Теперь он стал твёрдым, его можно катать. Скатился колобок с окошка прямо на полянку.

На столе коврик с рельефной дорожкой и испечённый колобок. Ребёнок тщательно «осматривает» поверхность коврика.

Педагог. Положили колобок на дорожку. Покатился колобок. Катится, катится по дорожке, а навстречу ему… Давай вспомним сказку: кого встретил колобок? (Зайку.)

Хочешь отправиться в гости к Зайке в его сказочную избушку? Только домик находится в лесу, и идти к нему нужно по волшебной дорожке (состоит из «островков» с разными поверхностями: дощатая поверхность, линолеум, плитка).

Пока мы с тобой гуляли, начался дождик (ребёнок слушает шум дождя в записи). Какой дождь — сильный или мелкий? (Подставляет дождю ладошки, педагог капает воду: сначала холодную, потом тёплую.)

Какой дождь — тёплый или холодный? Как мы это узнали?

Педагог с ребёнком изображают шум дождя. Имитируют звуки постукивающими движениями кончиков пальцев по столу: редкий, сильный дождь, ливень, град, гром (кулаками), молния (хлопок).

Педагог. Вот мы и пришли к Зайке в гости (декорация небольшого домика, рядом игрушечный зайчик).

В доме у него много разных запахов. Например, вот такой (даю понюхать сосновую или еловую веточку, ромашку или мяту). Что это за запах? Мебель сделана из сосны, а на верёвочках висят пучки сухой травы для чая.

Ах да, мы забыли про подарки Зайке, что у нас в корзинке? Вспомни, что Зайка любит кушать? (Даю попробовать кусочки морковки, капусты, ребёнок должен угадать.) Он приглашает нас к столу и предлагает выпить чашечку ароматного… (чая). А чай мы будем пить с… (мёдом или вареньем). (Если ребёнок затрудняется определить по запаху, даю попробовать.)

Понравилось тебе играть с Зайкой? Давай скажем ему спасибо и попрощаемся с ним!

О. Жебит

Источник