Занятие с ребенком 5 лет сложение

Айша Курбанова
Конспект занятия по математике в старшей группы «Сложение»

Цель: Формировать представление о сложении, как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+»; Закрепить знание свойств предметов.

Задачи:

— Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

— Совершенствовать умение решать задачи на сложение;

— Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме цвете предметов;

— Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве;

— Развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки.

Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая, социально – коммуникативная.

Материал к занятию:

Демонстрационный –картинки птиц, кошек, зайчат, белки, орехи, геометрические фигуры (два набора, в каждом – по 1прямоугольника желтого и по 3 круга -красного, по 3 треугольника-оранжевого, 2 овала-белого, 2 круга-коричного цвета). Модели «мешков», карточки со знаком «+» и «=».

Раздаточный – набор картинок, карточки со знаком «+ и =», геометрические фигуры, модели трёх «мешков», изготавливаются из альбомного листа.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, когда я шла в садик встретила куклу Машу. Она была очень грустная и попросилась к нам в гости. Вы знаете, какая она любознательная? Её сказочные друзья загадали ей загадку, но она не знает ответа и просить у вас помощи. Ну что поможете Маше?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Сейчас я прочту вам загадку послушайте внимательно и ответьте.

Числа плюсом прибавляем

И ответ потом считаем.

Если «плюс», то, без сомнения,

Это действие … (дети — «сложение») – слайд 1

Сегодня тема нашего занятия «сложение». Если отгадаете загадку, то вы узнаете каким знаком выражается сложение.

А этот «крестик»каждый знает:

Сложить он цифры помогает.

Ответит каждый карапуз,

Что этот знак зовётся. (дети: плюс) — слайд 2

Воспитатель: Ребята, Маша вместе с вами хочет узнать, что такое сложение.

А хотите я вам расскажу историю?

— Жил-был во дворе воробей. – слайд 3.

Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети вынесут ему крошки. – слайд 4.

Однажды утром он прилетел на рябину и видит: сидят там вот такие гости. –слайд 5. — трех снегирей

— Кто это?

Дети: Снегири.

— Они прилетели из леса и клюют рябину.Рассердился воробей: ««Вы чего мою рябину едите?»А снегири говорят: «Не гони нас воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем.» Не стал воробей жадничать. «ладно, ешьте-говорит,- а мне дети из садика хлебных крошек принесут». Так и остались они вместе на рябине.

— Сколько на рябине снегирей? (дети — три)

— Сколько воробьев? (дети один)

— Как можно назвать воробья и снегирей одним словом? (дети – птицы).

— Сколько всего птиц на дереве? (ответы детей — 4)

— Как вы узнали (сложили)

Молодцы, правильно! Сложение обозначается знаком плюс (показ).

— Посмотрите, сколько птиц сидят на ветке. Что получилось в результате сложения? (1воробей и 3 снегиря – всего 4 птицы)

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель: У вас на столах модели мешков и геометрические фигуры (2 набора в каждом по 1 прямоугольнику и по 3 круга, карточки со знаками «+» и «=». Положите в 1-ый мешок 1 прямоугольник, а во второй 3 кружка. На доске все действия дублируются.

— Проверьте, что лежит в 1-ом мешке? (1 прямоугольник)

— Что лежит во втором мешке? (3 кружка)

Сложите все эти фигуры в общий большой мешок. Что получилось? (1 прямоугольник и 3 кружка)

— Что мы сделали с фигурками?

Дети: Собрали, сложили, объединили их в общий большой мешок.

Воспитатель: Верно, обе части первый и второй мешок мы объединили в одно целое, сложили.

— Давайте еще раз вспомним все сначала.

— Что было в первом мешке? (один прямоугольник) – это первая часть.

— Что было во втором мешке? (три кружка) – это вторая часть.

— Что было потом? (все фигуры объединили, сложили). Мы сложили две части и получили целое. Чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать все фигуры вместе, можно поставить между частями знак «+».

На доске на столах у детей появляется картина

-Мы получили две суммы. Равны ли они? (слева 1 прямоугольник и 3 кружка, и справа 1 прямоугольник и 3 кружка. Суммы равны).

-Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=»).

А теперь ребята вы устали давайте сделаем физкультминутку:

Физкультминутка:

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом гулять пойдем.

А теперь давай поиграем и решим веселые задачки.

Первая задача: Три игривых рыжих кошки

Сели рядом у окошка

Тут две кошки подбежали

Сколько кошек вместе стало? (дети – пять).

Воспитатель: Как вы узнали (дети сложили)

Молодцы, правильно! Сложение обозначается каким знаком (дети плюс).

Слайд -6. — Посмотрите, сколько кошек сели рядом у окошка. Что получилось в результате сложения? (дети было 3 кошки и 2 подбежали – всего стало 5 кошек). Правильно молодцы.

Читайте также:  Тесты на агрессивность для ребенка 5 лет

А теперь решаем остальные задачи самостоятельно. У вас на столах лежат геометрические фигуры и модели мешков. Я сейчас вам прочитаю задачку, а вы внимательно слушайте и выполняйте. Какими геометрическими фигурами мы можем заменит орехи? (дети — желтыми кружочками, а белочек (оранжевыми треугольниками, зайчат (белыми овалами, медвежат (коричневыми кругами).

Вторая задача: Я нашел в дупле у белки

Пять лесных орехов мелких

Вот еще лежит один

Ну и белка! Вот хозяйка

Ты орешки сосчитай – ка!

Воспитатель: Ну, что у вас получилось.

Дети: Мы сложили две части и получили одно целое – шесть орешек. – слайд 7

Воспитатель: Правильно теперь вы знаете как можно получить одно целое.

Третья задача: Вот задумал еж друзей

Пригласить на юбилей.

Пригласил двух медвежат

Двух зайчат и трех бельчат

Посчитайте поскорей

Сколько у ежа гостей?

Дети: Мы сложили три части и получили одно целое – семь гостей. –

слайд 8.

Молодцы ребята справились вы с заданием.

Итог:

Чем мы с вами сегодня занимались?

Вам понравилось? (да)

Нашей гостье тоже очень понравилось. Она говорит вам большое спасибо!

Какое действие мы выполнили с геометрическими фигурами? (сложение) Какой знак показывает, что мы разные части объединили в целое? (знак +). Спасибо, ребята, вы все молодцы!

Источник

Эльвира Чуксина
Конспект занятия в старшей группе «Сложение и вычитание»

Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Математическое развитие»

Тема: «Сложение и вычитание»

Программные задачи:

1)Закрепить представления детей о сложении и вычитании, тренировать умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + и — .

2)тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;

3) развивать внимание, память,речь, воображение, навыки самоконтроля, мелкую моторику рук;

4) воспитывать желание выполнять действия, идти к поставленной цели, начатое дело доводить до конца.

Предварительная работа,закрепить счёт до 10, свойства фигур, работа в учебнике – тетради «Игралочка – ступенька к школе»,ч. 3.

Материалы и оборудования: игрушка Зайка, карточки «плюс и минус», 3 больших зелёных квадрата и 2 маленьких синих квадрата,счетный материал: на каждого ребенка по 5 яблок и один ежик.

Ход работы:

Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами поговорим…

(стук в дверь,

— Кто это? (входит Зайка, плачет).

Воспитатель: — Зайка, что ты плачешь? Ребята, Зайка прошептал мне на ушко, что так торопился к вам в гости, что упал и у него в голове все перепуталось, он нес вам показать какие-то странные знаки чтобы вы ему помогли разобраться что это, а так как Зайка все перепутал он боится, что вообще ничего не сможет понять! (плачет).

Воспитатель, — Ребята, может, поможем нашему Зайке разобраться что у него за знаки? (Ответы детей.)

— Сможете?

— Ребята, вы знаете эти знаки? (Воспитатель показывает детям «плюс», «минус».)

— Как они называются? (плюс и минус)

— Молодцы ребята! – А как нам помогает знак +? Что мы можем с его помощью сделать? («Плюс» помогает прибавить одно число к другому.)

— А что делает знак «-»? («Минус» помогает одно число отнять от другого.) — Молодцы, правильно!

Воспитатель: Зайка, ты понял, что это за знаки? (Да.)

— Ребята, давайте мы с вами сначала Незнайке покажем, как прибавлять предметы друг к другу?

— Дети, посмотрите, перед вами лежат 5 квадратов, посмотрите внимательно на них и скажите, какие у них отличия?

(3 больших зелёных квадрата и 2синих квадрата маленьких.)

— По какому признаку вы разделили фигуры? (По цвету; по размеру)

-Назовите части. (Одна часть – это 3 большие фигуры, другая часть – это 2 маленьких фигуры.)

Воспитатель раздаёт детям лист, где дети последовательно рисуют в мешках сначала 3 больших зелёных квадрата (контур, потом 2 синих маленьких квадрата (контур)и их сумму: + = + = Дети располагают карточки 3, 2, 5 над соответствующими мешками.Воспитатель дублирует действия детей на доске:

— Какой знак надо поставить между числами 3 и 2, чтобы показать, что эти части надо сложить?

(между числами 3 и 2 надо поставить знак +.)

Сложенные вместе части равны целому (Да.)

-Значит, какой знак надо поставить между суммой чисел 2+3 и числом 5? (Знак «=».)

— Прочитайте запись, которая у вас получилась. (3+2=5.)

— Что должно лежать в большом мешке при вычитании?

(Целое – все фигуры.)

-Какую часть фигур возьмём сначала?

(например, 3 больших квадрата.)

-Какая часть фигур останется? (2 маленьких квадрата.)

-Сделайте рисунок.

Воспитатель:- Зайка, ты все понял, для чего нужны знаки «плюс и минус»?

-Зайка говорит мне, что он все понял, «плюс» нужен для того что бы прибавлять, а «минус» для того что бы отнимать, правильно ребята? (да).

— А теперь давайте немножко отдохнем и проведем с вами физкультминутку:

Вот помощники мои (Руки вперед).

Их как хочешь поверни. (Вращаем руками.)

Покрутили, повертели (Крутим, вертим руками в разные стороны)

И работать захотели. (Сжимаем руки в замок)

Раз, два, три, четыре, пять, (Считаем пальцы на руках)

Читайте также:  Нейромидин для ребенка 5 лет

Все умеем мы писать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим, (Складываем ладошка к ладошке за спиной)

На носочках выше, выше, (высоко поднимаемся на носочках)

И спокойнее подышим. (Глубоко дышим) (2 раза)

— Молодцы, садитесь за столы!

– У каждого из вас, посмотрите, лежит по 5 яблок, и один ежик, сейчас вам Зайка, будет давать задания, а вы выполнять, только слушать нужно очень внимательно, иначе ничего у нас с вами не выйдет!

1-ое задание:

— Ёжику на иголки положите 5 яблок, пока он полз домой, потерял 2 яблока, ребята, сколько у ежика на иголках осталось яблок? (у ежика на иголках осталось 3 яблока).

– Правильно! Ползет ежик дальше, и потерял еще 2 яблока, сколько у ежика осталось яблок? (Одно яблоко.)

— Молодцы!

— Ребята, в такой ситуации какой можно поставить знак «плюс» или «минус»? (минус). — Почему? (Потому что ежик терял яблоки по дороге.)

— Молодцы! Правильно!

2-ое задание:

— Ежик очень расстроился, что потерял яблоки по дороге и решил вернуться и найти потерянные яблоки, вот он полз и нашел сначала 2 яблока, и у него стало сколько яблок? (теперь у ежика 3 яблока, дальше полз и нашел еще одно яблоко, сколько сейчас стало у ежика яблок? (у ежика 4 яблока). –

Ребята, а сейчас какой использовался знак? («плюс»).

— Молодцы! Правильно!

— Ребята, но ежик дополз до того места откуда он начинал свою дорогу, и яблок больше не нашел, сколько ему не хватает яблок? (одно яблоко)

– А почему одно яблоко не хватает? (Потому что, когда ежик начинал свой путь, у него было 5 яблок, а сейчас 4 яблока.)

— Что нужно сделать, как вы думаете? (Добавить одно яблоко.)

— А где мы его возьмем, если его нет? (Нарисуем.) — Хорошо! Давайте!3-ие задание: Работа в учебнике- тетради («Игралочка — ступенька к школе»,Ч. 3) №2,с. 33 «Подбери знак. Как найти целое? Как найти часть?» Воспитатель рассказывает, что иногда в книжках случаются опечатки. — Как вы понимаете это слово? Выслушиваются все ответы детей,после чего воспитатель уточняет: бывает, что в книжке вместо одной буквы печатают другую, вместо одного слова — другое. А бывает, что какая-то буква, слово или знак пропускается. Воспитатель предлагает детям посмотреть задание.

— Как вы думаете, что здесь пропущено (Знаки + или — .)

— Какое задание нам нужно выполнить? (Надо вставить пропущенные знаки.)

Воспитатель предлагает рассмотреть первую строчку.

— Что является целым? (Два круга и три треугольника.)

— Что является частями?

— Почему вы думаете, что два круга и три треугольника — это целое?

(Потому что целое всегда больше частей, из которых оно состоит.)

Воспитатель уточняет: в результате выполненного действия получилось целое.

— Какое действие выполнялось? (Сложение.) Дети пишут знак + в пустой клетке. — Назовите целое и части во второй строчке.

— Какое действие выполнялось если в результате получилась одна из частей? (Вычитание.) Дети пишут знак «-» в пустой клетке

Зайка:

— Молодцы, ребята, вы все помогли мне понять и запомнить! Большое вам спасибо! Теперь я могу возвращаться обратно к себе домой! До свидания ребята!

Воспитатель:

— Ребята, а теперь давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались?

— Кто приходил к нам в гости?

— Что такое «плюс и минус»?

— Если мы прибавляем, то какой нужен знак?

— А если отнимаем? Что вам было трудно? Воспитатель говорит детям, что у них уже многое получилось, потому что, помогая другим, они научились считать, складывать и вычитать.

Источник

Елена Галимуллина
«Сложение». Конспект занятия по математике в форме игры

Тема: Сложение

Тип занятия: интеллектуально-развивающий.

Вид занятия: формирование элементарных математических представлений.

Форма проведения: игра.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «физическая культура», «социализация», «труд», «художественное творчество».

Цель:

1. Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака «+»;

2. Тренировать умение выделять и называть свойства предмета, умение сравнивать предметы по свойствам;

3. Тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логические способности, коммуникативные качества.

Задачи:

Обучающие задачи:

1. мотивировать детей на включение в игровую деятельность;

2. актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;

3. актуализировать представления о действии сложения групп предметов;

4. уточнить представление детей о действии сложения с помощью знака «+»;

5. сформировать представление о переместительном свойстве сложения;

6. закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака «+».

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методы и материалы:

Практические: игра, физминутка, рисование (дорисуй и раскрась, действия с плакатами.

Читайте также:  Пересказ ребенка 5 лет

Наглядные : рассматривание плаката, использование иллюстраций.

Словесные: рассказ воспитателя, беседа, диалог, указание, вопросы.

Игровой : использование сюрпризных моментов.

Поощрение, анализ занятия.

Материал и оборудование:

Плакаты, карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия:

1. Вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель сажает детей за столы и рассказывает, что сегодня мы будем играть.Для этого нам надо разделиться на команды:1ряд — это одна команда, 2ряд — это вторая команда.

Итак, ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно. Дорогие ребята, это письмо от девочки Тани и мальчика Вани, они просят нас помощь им.

Ребята, мы поможем Тане и Ване? (да)

Вот что у них случилось, мама попросила Таню и Ваню пойти с ней в лес за грибами. Пока мама собиралась, Таня и Ваня, затеяли игру в салочки.

-как вы думаете, правильно ли поступили дети? (нет)

-почему вы так думаете? (потому что дома не следует играть в подвижные игры)

1-е задание:

Воспитатель рассказывает, что во время игры Таня и Ваня уронили любимую мамину вазу и разбили её.

-давайте, ребята, исправим это положение.

-как это можно сделать? (можно вазу склеить)

-хотите помощь Тане и Ване склеить вазу? (да)

Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает детям сложить вазу из 2 частей. Один человек из каждой команды должен сложить одну вазу.

После того как дети выполнят задание, воспитатель задаёт вопрос:

-На сколько частей была разбита ваза? (на 2 части)

-Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (мы сложили части)

— Что больше – целая ваза или любая её часть? (целая ваза больше любой её части)

Воспитатель рассказывает, что после того, как дети склеили вазу, Таня и Ваня с мамой пошли в лес. В лесу Таня нашла 3 грибочка, а Ваня нашёл 2 грибочка. Перед тем как идти домой Таня и Ваня решили сложить грибы в мамин пакет.

Воспитатель складывает грибы в третий пакет и подводит итог: части (показывает на меленькие мешки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок).

2-е задание:

-Сколько грибочков нашла Таня?

Из 1 команды выходит ребёнок и прикрепляет 3 грибочка в маленький мешок.

-Сколько грибочков нашёл Ваня?

Из второй команды выходит ребёнок и прикрепляет 2 грибочка в другой маленький мешок.

— Что сделали Таня и Ваня потом? (сложили всё в мамин пакет)

Воспитатель уточняет: части находки сложили в одно целое.

Воспитатель рассказывает, что для того, чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать части вместе — можно между частями поставить значок, который говорит о том, что части складывают.

— какой значок показывает, что части сложили(+)

3-ое задание:

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

Вставайте из-за столов.

Нас ждет физминутка!

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели – встали

И на месте поскакали.

4-ое задание:

Воспитатель приглашает по одному человеку с каждой команды и объясняет задание.

Таня съела 4 маленьких яблочка, а потом одно большое яблоко. Ваня съел одно большое яблоко, а патом 4 маленьких яблочка. Но Тане показалось, что Ваня съел больше яблок и они поссорились. Ребята давайте поможем Тане и Ване, и посчитаем сколько всего яблок съел каждый из них, для этого надо решить пример и прикрепить столько яблок, сколько они съели.

1. 4 яблока + 1 яблоко = 5 яблок,

2. 1 яблоко + 4 яблока = 5 яблок.

Итак, они съели по 5 яблок и им не из-за чего ссориться. Теперь они помирились и благодарят вас ребята за помощь.

Вывод: если при сложении поменять части местами, то целое не изменится.

5-ое задание:

На этот раз Таня и Ваня читали книгу и увидели, что автор книги сделал ошибку.

Ребята вы сможете исправить ошибку? (да)

Воспитатель приглашает по одному человеку с каждой команды и объясняет задание.

На плакате группа картинок определите кто или что лишнее?

1. цыплёнок

2. колокольчик

Молодцы, вы отлично справились.

6-ое задание:

И я читаю следующее задание:

Воспитатель приглашает по одному человеку с каждой команды и объясняет задание.

На плакате группа картинок надо дать общее название для этих картинок. Таня и Ваня, затрудняются помогите им ребята.

1. насекомые

2. деревья

Молодцы, справились с заданием.

7-ое задание:

Посмотрим, какое следующее задание нам приготовили Таня и Ваня?

Воспитатель приглашает по одному человеку с каждой команды и объясняет задание.

Следующее задание называется: «Дорисуй и раскрась».

Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.

Ребята, вы выполнили все задания. Таня и Ваня вам очень благодарны за помощь. Ребята, а вам понравилось наше занятие?

Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…

А Таня и Ваня в благодарность вам за помощь оставили вот этот сундучок. Заглянем в него?

Посмотрите, это сладкие гостинцы!

Источник