Занятие про осень для ребенка 5 лет

Времена года. Осень.
Цель: Составление описательного рассказа по предметным картинкам и опорному картинному плану
Задачи:
— систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
— воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе;
— уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по предметным и сюжетным картинкам;
— закреплять в речи детей правильное употребление предлогов за, перед;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
— стимулировать мыслительную и речевую активность;
— учить детей работать сообща, помогать друг другу;
— воспитывать бережное отношение, любовь к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображениями времен года (иллюстрации 60-63), примет осени, опорный картинный план 1 (иллюстрация 1), фишки (круглые или квадратные, из желтого двустороннего картона), призовые фишки (круглые или квадратные, из красного двустороннего картона), мяч, магнитно-маркерная доска.
Теория: уточнение, расширение, активизирование словаря по теме «Осень».
Практика:
Простой уровень – назвать основные приметы осени с помощью дидактического материала; рассказать о сезонных изменениях в природе; составить рассказ по картинкам (по 1-му предложению на каждую);
Средний уровень – назвать основные приметы осени без помощи дидактического материала; рассказать о сезонных изменениях в природе; запомнить загадки, составляемые методом перечисления действий предмета; составить рассказ по картинкам (предложения должны иметь развернутую структуру);
Сложный уровень – назвать основные приметы осени без помощи дидактического материала; составить загадки методом перечисления действий предмета без его называния; составить последовательный рассказ по картинкам с соблюдением причинно-следственных связей.
Форма контроля: устный опрос
Ход занятия
1.Тема занятия.
Сегодня мы поговорим о временах года. Но сначала давайте научимся делать упражнения для пальцев рук и язычка, и выполним речевую разминку.
2.Артикуляционная гимнастика (общие упражнения) – отксерить детям.
3.Развитие мелкой моторики.
Если листья пожелтели, (Сжимать-разжимать кисти рук.)
Дождь холодный моросит, (Совершать легкие движения пальцами.)
Птицы к югу полетели, (Пальцы выпрямить и переплести «птичка».)
Значит, осень к нам спешит. (Хлопнуть в ладоши и вытянуть руки вперед.)
4.Развитие длительного направленного выдоха.
Вырезанное из бумаги облако на ниточке каждому ребенку.
(Облако приглашает тебя поиграть. Подул легкий ветерок, облачко тихо поплыло по небу. Сделай плавный вдох и подуй, чтобы «облачко» слегка двигалось. А затем сделай полный вдох и сильно подуй.
5.Развитие ритмической способности.
«Осенний дождь»
Облачко легкое, воздушное, а туча наоборот- тяжелая, огромная. И вот из тучи полил сильный дождь. Закройте глаза и повторите ритмическую серию в ладони.
//-, ///-, -/// и т.д.
6.Развитие восприятия интонации.
Слушай облачко и определи по голосу, какое у него настроение:
— Вышло солнышко и мне радостно (улыбнуться);
— Я люблю играть (радость);
— Со мной никто не играет (грусть), и т.д.
7.Уточнение и активизация знаний детей по теме.
Ответить полным ответом.
— Сколько времен года знаете?
— Какое время года было перед осенью?
— Какое будет после осени?
— Сколько месяцев в каждом времени года?
— Назовите по порядку осенние месяцы?
Рассмотрите картинки. Определите время года.
8. Составление предложений о приметах осени по картинкам.
Посмотрите на картинки и скажите, какое время года изображено (дети говорят односложные ответы). Вы назвали отдельным словом «осень» время года. Давайте вспомним, а чем отличается предложение от слова? (В предложении может быть несколько слов. Слова стоят в определенном порядке – «дружат». Предложение выражает мысль).
Сравни между собой лето и осень.
Летом солнышко яркое, веселое, а осенью хмурое, грустное.
Летом травка и деревья зеленые, а осенью желтые.
Летом птицы вьют гнезда и выводят птенцов, а осенью улетают в теплые края.
Летом дети отдыхают, купаются, а осенью идут в школу.
Поиграем в игру: «Поймай предложение».
Если я произнесу предложение, вы хлопаете в ладоши, если я произнесу набор слов, вы будете топать.
Составьте предложения по пунктам плана.
(Картинный план – отксерить, стр.26)
- Какое время года изображено.
- Природные явления
- Цвет деревьев, травы и т.д.
- Животные, птицы в лесу в это время года.
- Одежда в это время года.
- Развлечения детей, характерное в это время года.
- Отношение к этому времени года
9.Обьяснение значений многозначных слов, образных выражений, пословиц.
«Золотая осень», «Листья, как монетки», «Сесть в лужу»; пословиц: «Осень — запасиха, зима – побериха», «Лето со снопами, осень с пирогами», «Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь», «Осенью и воробей богат».
10.Развитие графо-моторных навыков.
Источник
Черникова Татьяна Леонидовна
Конспект интегрированного занятия для детей 4–5 лет «Осень»
Интегрированное занятие для детей 4-5 лет.
Тема:»Осень»
Цель: закрепить полученные ранее детьми знания об осени.
Задачи:
Образовательная- создание условий для закрепления и упорядочения накопленных детьми представлений об осени.
Развивающая- обогащение словарного запаса детей; развитие наглядно- образного мышления рисования.
Воспитательная- воспитание у детей любви к природе.
Ход занятия.
1)Воспит: Ребята, к нам сегодня на занятия пришли гости.
Давайте сними поздороваемся.
Воспит:Ой, что это за звук, к нам еще гость пришел, кто это (Зайка)
Ребята, зайка говорит, что тоже хочет посмотреть наше занятие. Разрешим зайке посмотреть?
Садись зайка и внимательно слушай.
Воспит: Послушайте ребята, о каком времени года я вам прочитаю стихотворение?
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как у нас зовется?
Дети:(Осень)
Воспит : Правильно. Ребята, а какие приметы осени вы знаете?
Дети:(ответы)
Воспит :Сейчас поиграем в игру «Угадай примету». Я буду называть приметы или действия, а вы хлопните в ладоши, если это говориться об осени или делают осенью.
Дети катаются на лыжах, разноцветные листья на деревьях, птицы стали гнезда вить, дети загорают на писке и купаются в речке, птицы улетают на юг, дети Новый год встречают, листья желтые летят.
Воспит: Молодцы. Вы точно хлопали, когда я говорила об осени.
3)Воспит: Ребята, осенью в садах и огородах созревает урожай фруктов и овощей. Я вам предлагаю поиграть- давайте пойдем и соберем урожай.
Мы пойдем в огород (шагают на месте)
Много там всего растет (разводят руками)
Огурцы сорвем мы с грядки (наклоны вперед)
Помидоры с кожей гладкой (гладят помидор)
Толстая репка засела в землю крепко (руки на пояс, качаются вправо,влево)
Дергай, дергай из земли,
Все собрали,посмотри (имитируют движения- тянут репку, разводят руками)
Воспит: Вот наш сад и огород,только, что же там растет? Давайте отгадаем загадки и узнаем, что здесь растет.
-Сидит девица в темниц, а коса на улице. (Морковь)
-Вкусное и сладкое, я расту на ветке, любят меня взрослые любят меня детки. (Яблоко)
-Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста)
-Этот фрукт на вкус хорош, он на лампочку похож. (Груша)
Я вырос на грядке, совсем я не сладкий, куда не прийду, всех до слез доведу. (Лук)
Воспит: Замечательный урожай подарила нам осень.
Воспит: Ребята скажите,а компот из чего можно сварить? Детис яблок, слив,груш)
Давайте и мы свами заготовим компот на зиму. Садитесь за столики. На столе у вас лежит картинка с нарисованной баночкой, в нее мы будем помещать фрукты. Посмотрите внимательно, как это буду делать я. Давайте откроем клей,намажем фрукты и приклеим их, так,чтобы фрукты были все в баночке, не выходите за контур баночки.
Воспит:Вот какой у нас с вами замечательный компот получился. Ребята вам понравилось наше занятие? .А что понравилось больше всего?Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Пришло время прощаться, давайте скажем до свидания.
2)Воспит :Приглашаю вас пойти на прогулку в осенний лес.
По дорожкам,по тропинкам,
По лесу гулять пойдем,
Может быть в лесу осеннем,
Мы кого- нибудь найдем (Дети шагают по ленточке.)
Воспит: Послушайте ребята кто это говорит?
Игра «Отгадай, кто это говорит?»
1Пора мне, линять, пора мне шубку поменять. Зимой быть серым не могу –меня заметно на снегу.
Кто это? Дети (Зайчик) Как вы догадались? Слушайте дальше.
2 А я спешу, спешу, спешу, я на сучках грибы сушу. Орешков делаю запас,вот так стараюсь. В добрый час (Белочка) Молодцы.
3 В берлогу скоро лягу спать, за осенью зима опять. Пусть мне во сне приснится мед, проснусь, когда весна прийдет. (Медведь) Молодцы.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №169
Интегрированное занятие
для детей 4-5 лет
Тема: «Осень».
Подготовила и провела:
воспитатель первой квалификационной категории
Смолина Татьяна Владимировна
Ульяновск, 2017 г.
Цель: закрепить полученные ранее детьми знания об осени.
Задачи:
Познавательна — создать условия для закрепления и упорядочения накопленных детьми представлений об осени.
Развивающая — создать условия для развития у детей умений устанавливать связи между природными явлениями;
обогащения словарного запаса детей; формирования образных представлений, развития мышления;
создать условия для развития творческих способностей через использование нетрадиционных методов рисования.
Воспитательная — способствовать воспитанию у детей любви к природе, народной культуре, уважения к взрослому и сверстникам.
Ход занятия.
Воспит.: Дети, сегодня мы с вами ещё раз поговорим об осени.
В. Послушайте, ребята, о каком времени года я вам прочитаю стихотворение?
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмуриться, если дождик льётся,
Это время года, как у нас зовётся?
Дети: (ответы)
Воспит. Правильно. Ребята, а какие приметы осени вы знаете?
Дети: (ответы)
Воспит. Сейчас поиграем в игру «Угадай примету». Я буду называть приметы или действия, а вы, хлопните в ладоши, если это говориться об осени или делают это осенью.
~ Покатаюсь я на лыжах, разноцветные листья на деревьях, птицы стали гнёзда вить, загораю на песке и купаюсь в речке, птипы улетают на юг, дети Новый год встречают, листья жёлтые летят, в санках мчусь я по горе.
Воспит. Молодцы. Вы точно хлопали, когда я говорила об осени.
Вам нравится осень? А почему? Чем вам нравится осень? За что вы любите осень?
Дети: (ответы)
Воспит.: Из того, что вы сказали, давайте мы с вами назовем самые слова, которые
говорят о том, какая может быть осень.
Дети: (дождливая, хмурая, пасмурная, печальная, золотая, разноцветная..,)
Воспит.- Давным — давно люди замечали особенности осени. Мы с вами много народных примет называли об осени. Сейчас некоторые вспомним. Вот одна из них:
— Весна красна, да голодна — осень дождлива, да сытна. Как вы думаете, почему так говорят?
Дети: (ответы).
Воспит. Ребята, осенью в садах и огородах созревает урожай фруктов и овощей. Я вам предлагаю поиграть — давайте пойдём и соберём урожай (читаю рифмовку и одновременно со словами выполняем движения).
Мы пойдём в огород, (шагают на месте)
Много там всего растёт: (разводят руками)
Огурцы сорвём мы с грядки, (наклоны вперёд)
Помидоры с кожей гладкой, (поднимают руки кверху)
Толстая репка засела в землю крепко, (руки на пояс, качаются вправо, влево)
Дёргай, дёргай из земли, Всё собрали, посмотри! (имитируют движения — тянут репку,
разводят руками).
Воспит. Вот наш сад-огород, только не знаю, что в нём растёт? Давайте отгадаем загадки и узнаем, что здесь растёт.
— Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
— Развалились в беспорядке на своей перине-грядке
Сто зелёных медвежат, с сосками во рту лежат
Беспрерывно сок сосут и растут. (Огурцы)
-Вкусное и сладкое, я расту на ветке,
любят меня взрослые, любят меня детки. (Яблоко)
— Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста) — Этот фрукт на вкус хорош, он на лампочку похож. (Груша)
— Я вырос на грядке, характер мой гадкий: Куда ни приду, всех до слёз доведу. (Лук)
Воспит. Замечательный урожай подарила нам осень.
А теперь в лес осенний, на прогулку
Приглашаю вас пойти.
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем.
Может быть в лесу осеннем
Мы кого-нибудь найдём? (Дети встают и шагают на месте).
— Послушайте, ребята, кто это говорит?
Игра «Отгадай, кто это о себе говорит?» (Детям предлагается послушать магнитофонную запись о том, что рассказывают о себе звери в осенний период).
1.Пора мне, линять, пора мне шубку поменять. Зимой быть серым не могу — меня заметно на снегу. В. Кто это? Дети: зайчик. В. Как вы догадались?
Дети отвечают (потому, что зайчик осенью меняет шубку). (Следующее задание проводиться аналогично.)
2.-А я спешу, спешу, спешу, я на сучках грибы сушу. Орешков делаю запас, вот так стараюсь. В добрый час!
3.-В берлогу скоро лягу спать, за осенью зима опять. Пусть мне во сне присниться мёд, проснусь, когда весна придёт.
4.-Я тоже буду спать, как мишка. Я поохотился за лето: грибы искал, мышей ловил, мне нужно отдохнуть за это. Устал я, выбился из сил, сучков себе я принесу, квартиру сделаю в лесу, проснусь — пойду встречать весну. Опять охотиться начну.
Воспит. Какие молодцы, правильно узнали всех зверей по тому, как они готовятся к зиме осенью.
Дети, мы поговорили о том, как встречали осень природа и животные. Сейчас мне бы хотелось узнать о том, чем люди занимаются осенью. Предлагаю вам поиграть в игру.
Игра называется «Угадай, что я делаю». Но есть одно правило, которое необходимо соблюдать. Действия нужно показывать, характерные для действий людней осенью.
Сначала я буду водящей — показываю вам, что я делаю осенью, а вы отгадываете.
(Выбор водящего при помощи листочка — кто показал действие, передаёт листочек другому).
Игра « Отгадай, что я делаю?»- начинаю сама, затем предлагаю детям, дети показывают жестами различные действия, а другие — отгадывают.
Воспит. Молодцы, всё, что делает человек осенью вы показали правильно.
В старину в деревнях когда собрали весь урожай и всё было готово к зиме — люди могли отдохнуть, заняться своим интересным делом. Они приходили друг к другу в гости, пели русские песни, пили чай из самоваров, а женщины шили, вышивали.
Давайте мы с вами попробуем, как в старину заняться любимым делом украсим осенними листочками салфетки, мы с вами любим заниматься этим рукоделием. А в это время мы будем слушать русские народные песни.
Дети проходят за столы и украшают платочки, нанося узор штампами. (Во время работы, включаю звукозапись русская народная песня).
В. — Какие чудесные узоры на платочках. Для кого вы приготовили эти платочки? У нас сегодня много гостей, может быть кто-нибудь хочет подарить свой платочек гостям?
Воспит.: Ну что ж. Сегодня мы вспомнили всё об осени, очень прекрасной и замечательной поре. Вы видите, что уже зима постучалась к нам в окно. Но нам очень жаль расставаться с золотой осенью и я думаю, что она нам не откажет в последней нашей встрече, если мы её пригласим. Давайте позовём её. — Осень, осень, в гости просим!
Воспит.: А вот и Осень (под музыку входит Осень — воспитатель).
Осень. — Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас, а вы рады? Вы сегодня обо мне говорили.
Дети: Да.
Воспит.Осень: А чем же я вам нравлюсь? За что вы меня любите?
Дети: (ответы)
Осень: Мне очень приятно это слышать. Я тоже вас очень люблю, что вы умные, послушные, добрые, гостеприимные. Принесла я вам подарочки и зашла попрощаться, пора мне на покой, теперь пришло время Зимы. — «От осени к лету повороту нету». (Дети прощаются с Осенью).
Источник
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»
Тип занятия: комплексное
Вид занятия: познавательное
Программное содержание:
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.
Материал:
фланелеграф
картинки с признаками осени
сюжетные картинки для составления рассказов
мяч
осенние листья
Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ
Ход занятия
— Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто — то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»
(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)
— Ребята, о каком времени года здесь говорится? (об осени)
— А как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)
— А кто еще знает признаки наступления осени? (ответы детей)
— А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
— листья осенью (что делают?) –листья осенью желтеют и опадают
-дождь осенью (что делает?) –дождь осенью моросит,идет.
-урожай осенью (что делают?) –урожай осенью уберают.
— птицы осенью(что делают?) — Птицы осенью улетают.
-деревья осенью(что делают?) — Деревья осенью роняют листья.
-звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Физминутка(Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.
— Ребята, давайте соберём осенний букет.
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
-Молодцы ребята!
Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.
Звучит музыка ветра. Забегает мальчик в костюме осеннего ветра и разбрасывает разноцветные листья возле доски. Мальчик убегает.
— Ребята, это ветер к нам забегал, и разбросал листочки, посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)
— Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.
(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
Итог занятия.
Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в уголок природы и в дальнейшем сделаем другие книги о зиме, весне и лете.
— Вот наше занятие подошло к концу, скажите, ребята:
О каком времени года мы говорили на занятии?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)
Источник