Занятие на развитие логики у ребенка 6 лет
Раиса Дербе
Упражнения для развития логического мышления у дошкольников 6–7 лет
УПРАЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6 — 7 ЛЕТ.
Что такое логическое мышление? Что такое логика? Логика с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение, т. е. это умение человека рассуждать, искусство рассуждения. Поэтому речь и логическое мышление взаимосвязаны.
Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.
Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Его нужно развивать. Ведь это пригодится в жизни!
Для эффективного развития логического мышления можно и нужно решать различные ситуационные задачи и загадки. Это развивает логику, интеллект, воображение, фантазию.
Логические игры созданы для того, чтобы поломать голову и найти правильное решение и они хорошо помогают развивать логику и мышление.Таким образом: логические игры – это веселое, а главное полезное времяпрепровождение.
Словесно — логическое мышление.
Cловесно — логическое мышление представляет собой совершение любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.
Упражнение №1
Дидактическое упражнение «Скажите, какие ягоды вы знаете»?
Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.
Инструкция: Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, хлопните в ладоши.
Капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.
Упражнение №2
«Раздели на группы».
Инструкция ребёнку: Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?
Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.
Какие группы можно составить из этих слов?
голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак
Предложите свои игры по теме «Посуда».
Упражнение №3
«Найди общее слово».
В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.
Инструкция:Каким общим словом можно назвать следующие слова:
1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь».
Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.
Упражнение №4
«Найди, что общего у следующих слов»:
а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств)
в) яблоко и земляника (плоды)
г) часы и градусник (измерительные приборы)
д) кит и лев (животные)
е) эхо и зеркало (отражение)«
Упражнение №5
Толкование скрытого смысла пословиц.
Спросите у ребёнка, как он понимает смысл различных пословиц. Например, по теме «Продукты» можно предложить ребёнку пословицу «Хочешь есть калачи — не сиди на печи». Если он затрудняется, попробуйте объяснить ему скрытый смысл данного выражения на простых примерах, а затем помогите выучить пословицу наизусть.
Какие пословицы по данной теме вы можете предложить своему ребёнку? (Кто не работает, тот не ест).
Упражнение №6
Логические задачи.
Логические задачи — особый раздел по развитию словесно — логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?
2. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
Задачи на сравнение.
Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и которые опираются на наглядные представления.
1. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех? (Алик).
2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный? (Ира)
Упражнение №7
Упражнения на развитие гибкости ума.
Предложите ребенку поиграть в игру «Продолжи ряд».
Котлета, сардельки, …
Хлеб, печенье, …
Упражнение №8
«Как это можно использовать?»
Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.
Ребенок называет такие варианты: Рисовать, писать, использовать, как палочку, указку, градусник для куклы и т. д.
Упражнение №9 «Что хорошо, что плохо?».
Мороженое (Хорошо — вкусное, летом освежает, плохо – можно заболеть ангиной).
Телевизор (Хорошо – можно смотреть любимые мультфильмы, узнать что- то новое, интересное, плохо – если долго смотреть телевизор и сидеть близко к экрану можно испортить зрение).
Источник
Теория
Для формирования словесно-логического мышления мы предлагаем свою теоретическую базу по всем разделам логики, адаптированную для детей младшего школьного возраста. В текстовом формате раскрываем основные понятия, категории и органично дополняем их изображениями, видеоматериалами и примерами заданий с разбором решения.
Таким образом расширяется понятийный аппарат школьника, он учится учиться, выбирать, какие из приобретенных теоретических знаний необходимо использовать при решении конкретной задачи, и применяет их.
Мама и дочка, а также мама и папа заказали разные блюда. Как правильно распределить тарелки?
Авторы и разработчики программы LogicLike учли и такую особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречию, из-за чего для детей характерно совершение одной и той же ошибки многократно. Чтобы помочь учащемуся избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, в лаборатории Logic предусмотрены комментарии с логическими рассуждениями к уже выполненным заданиям.
Мотивация и социальный аспект
Психологи утверждают, что у детей с возраста 7-8 лет особенно ярко начинает проявляться стремление к лидерству и накоплению собственных достижений. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка становится мотив достижения успеха. Также для младших школьников характерен эгоцентризм, а постоянно обновляемые рейтинги позволяют ему сравнить свои успехи с достижениями других ребят-ровесников, объективно оценить эффективность своих занятий по логике.
Хорошо продуманная система рейтинга и наград за каждое правильно выполненное задание является мощным стимулом для школьника стремиться выполнять упражнения правильно с первой попытки, а значит, серьезно подходить к процессу обучения, размышлять и принимать решения.
В лаборатории Logic дети воспринимают себя частью хорошей компании друзей. Всегда рядом Профессор, который похвалит или заставит задуматься, и Робот Клапан, готовый прийти на помощь дельным советом. В рейтинге ребёнок видит десятки тысяч таких же как он ребят, которые на пути к новым вершинам логики увлеченно решают одну головоломку за другой. На странице достижений родители наблюдают за прогрессом ребёнка.
Система
Более 3500 уникальных задач на развитие логического мышления LogicLike распределены по 17 тематическим разделам. Кроме востребованных в школе текстовых задач на логику, вопросов по темам «Закономерности», «Ложные и истинные высказывания», на сайте десятки других видов заданий: загадки на логическое мышление, головоломки для развития пространственного мышления, адаптированные для детского понимания задания по темам «Алгоритмы» и «Комбинаторика», математические ребусы, упражнения и игры на развитие логического мышления.
В отличие от уроков математики, на ЛогикЛайк ученик может выбрать раздел, который интересует его сегодня. Однако перейти на новый, более сложный уровень нельзя, пока не решены все задачи из предыдущего уровня. Так мы исключаем возможные пробелы знаний, обеспечиваем системность обучения.
Прохождение программы LOGIC обеспечивает формирование у детей гибкого критического мышления и развивает умение мыслить логически. А главное – учебный процесс очень нравится нашим юным любителям логики. И мальчики, и девочки с удовольствием «играют в Лоджик»: выполнение заданий воспринимается как увлекательная компьютерная игра, а не школьный урок.
Занимательные занятия онлайн — современный и эффективный подход к развитию логики у детей и взрослых.
Источник
Развивающие задания, головоломки, игры, упражнения и задачи на логику — отличная разминка для ума и тренировка дисциплины в любом возрасте. На ЛогикЛайк более 3500 занимательных заданий.
На LogicLike.com дети учатся рассуждать, развивают логику, способности к математике и познавательный интерес.
В курсе развития мышления LogicLike
есть всё, что вы искали!
Пройдите 3 стартовые главы курса логики – и откройте доступ к разным категориям. Попробуйте «Логические задачи», «Истина и ложь», «3D‑мышление» и другие.
Примеры простых заданий с ответами
Подборка заданий из обучающего курса ЛогикЛайк
Разберите предложенные для ознакомления логические задачи или сразу переходите к интерактивным занятиям. Чтобы заметно улучшить интеллектуальные способности ребёнка, начните с 7-10 упражнений ежедневно.
Какое транспортное средство лишнее?
Петя слабее Коли. Петя сильнее Миши. Кто самый слабый?
Что прячется за знаком вопроса?
Зачем детям логические задачи?
Умение думать, рассуждать, анализировать и делать выводы пригодится будущему первокласснику на любом школьном уроке и в жизни. Подробности — в материале о пользе математического мышления.
Решайте классические и нестандартные задачки на сообразительность каждый день! Это простой и эффективный способ развить логическое мышление у старших дошкольников.
Какие еще типы заданий мы включили в образовательный комплекс ЛогикЛайк?
Популярные и необычные, яркие и интересные логические задания в картинках для дошколят и первоклассников по математике и не только:
- задачи на поиск закономерностей;
- задачи на установление соответствия, истина и ложь;
- логические вопросы и текстовые головоломки;
- простейшие алгоритмы;
- задания на пространственное мышление (кубики, отражения, развёртки фигур);
- задачки взвешивание и переливание;
- шахматные задачи для начинающих;
- и много других увлекательных заданий на логику и смекалку.
В зоопарке живёт столько жёлтых попугаев, сколько и голубых.
Голубых столько же, сколько и красных.
Посчитай, сколько всего попугаев, если красных три.
Одинаковые картинки скрывают одинаковые числа.
Что прячется за арбузом?
Мы научим ребёнка
Рассуждать и принимать решения
Решать любые логические задачи
Мыслить гибко и нестандартно
Источник
Развитие логики у детей среднего дошкольного возраста начинается с занимательных задачек на сообразительность. На ЛогикЛайк 3500 заданий, которые хочется решать.
На LogicLike.com дети учатся рассуждать, развивают логику, способности к математике и познавательный интерес.
В курсе развития мышления LogicLike
есть всё, что вы искали!
Пройдите 3 стартовые главы курса логики – и откройте доступ к разным категориям. Попробуйте «Логические задачи», «Истина и ложь», «3D‑мышление» и другие.
Какие задания нравятся детям?
Чтобы завоевать и удержать внимание ребенка, задания на логику должны быть интересными, яркими, красочными и разнообразными.
Перед вами онлайн-платформа с коллекцией именно таких авторских логических задач и головоломок для детей с 5 лет.
Простые логические задания с ответами
Подборка из обучающего курса ЛогикЛайк
Условие: Лягушка ЖУ любит сидеть на розовой кувшинке.
Лягушка ИЯ никогда не выбирает ни розовую, ни голубую.
Вопрос: На какой кувшинке должна сидеть каждая из лягушек?
Догадайся, сколько рыбок нужно запустить в пустой аквариум.
Условие: Картинки расставили в определённом порядке (в виде закономерности).
Задание: Подумай, какой элемент ряда будет следующим.
Источник
Если Вашему ребенку уже исполнилось 5 или 6 лет, то пора задуматься как эффективно подготовить его к школе. Развитие мышления ребенка проходит в несколько этапов.
1) Формирование наглядно-действенного мышления: когда все мыслительные процессы ребенка проходят через действие.
2) Формирование наглядно-образного мышления: когда ребенок начинает мыслить при помощи образов.
3) Формирование словесно-логического мышления: когда ребенок может выразить свои мысли словами, начинает самостоятельно рассуждать, сравнивать, находить простые закономерности.
Скоро в школу. Фото — фотобанк Лори
Необходимо отметить, что умственное развитие ребенка заключается не только в получении определенных знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения.
У детей дошкольного возраста основной вид деятельности — игра. Значит и познание нового следует вести, используя игровые методы занятий.
В дошкольном возрасте у детей активно формируется и развивается речь, пополняется словарный запас, тренируется память. Очень важно, чтобы ребенок при выполнении задания пытался самостоятельно рассуждать, чтобы найти верный ответ.
В этой статьей будут предложены основные логические упражнения, которые помогут научиться:
- классифицировать предметы;
- сравнить предметы;
- устанавливать последовательность событий;
- тренировать память;
- делать выводы.
Длительность занятий — 15-20 минут. Не перетруждайте ребенка, чтобы не вызвать у него негативную реакцию от занятий! Наоборот, старайтесь превратить ваши занятия в игру!
Задания
1) Подбери противоположные слова по смыслу:
чёрный — …
большой — …
веселый — …
хороший — …
горький — …
широкий — …
высокий — …
добрый — …
холодный — …
умный — …
быстрый — …
2) Слушай внимательно! Подумай и ответь на вопросы:
Чего в лесу больше: берёз или деревьев?
Кого в зоопарке больше: обезьян или зверей?
Кого в реке больше: окуней или рыб?
Чего в огороде больше: капусты или овощей?
Чего в шкафу больше: футболок или одежды?
Кого в курятнике больше: куриц или птиц?
3) Закончи предложения:
Пример: Понедельник, вторник, среда, четверг — это дни недели
Молоко, хлеб, кефир, сыр, яйца — это…
Москва, Новгород, Санкт-Петербург — это…
Утро, вечер, день, ночь — это…
Катя, Миша, Петя, Ира — это…
Собака, кошка, мышка — это…
Ромашка, колокольчмк, роза — это…
А,Б,В,Г,Д — это…
4) Слушай внимательно! Дополни предложения:
Если поезд едет быстрее автобуса, то автобус едет ……… поезда.
Если сестра старше брата, то брат ………. сестры.
Если стол выше стула, то стул …….. стола.
Если кошка больше мышки, то мышка ……. кошки.
Если река шире ручья, то ручей …….. реки.
5) Придумай правильную закономерность.
Птица — перья. Рыба — ……
Осень — дождь. Зима — ……
Человек — руки. Собака — ……
Утро — завтрак. Вечер — ……
Яблоко — фрукт. Помидор — ……
6) Что лишнее?
Кресло, стул, шкаф, телевизор.
Петух, павлин, ворона, бабочка.
Чемодан, сумка, портфель, тетрадь.
Солнце, лампа, люстра, фонарь.
7) Какие это профессии?
Кто строит дома?
Кто пишет стихи?
Кто поёт песни?
Кто лечит людей?
Кто шьет одежду?
Кто пишет картины?
Кто летает в космос?
Кто управляет самолетом?
Кто водит автобус?
Кто управляет поездом?
Кто учит детей в школе?
Кто дрессирует животных?
8) Логические задачи
Что длится длится: год или 12 месяцев?
Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?
Петя и Ваня пили разные соки — яблочный и вишневый. Петя не пил вишневый сок. Какой сок пил Ваня?
Ира и Лена были одеты в платья разного цвета: желтое и розовое. Лена не была одета в розовое. Какого цвета платье было у Иры?
Сережа, Андрей, Слава собирали ягоды в саду. Сережа собрал больше Андрея, а Андрей собрал больше Славы. Кто из ребя собрал больше ягод, а кто меньше?
Кто быстрее доплывет до берега — утята или цыплята?
Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?
У мамы есть кот Барсик, пес Дружок и дочка Ульяна. Сколько детей у мамы?
Пять яиц варятся пять минут. Сколько минут варится одно яйцо?
Сколько грибов можно вырастить из семян сосны?
Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
У мальчика была одна веревка. Сколько раз надо разрезать веревку, чтобы получить три веревки?
На дереве сидели птицы. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на дереве?
Два друга играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл в шахматы каждый из них?
Источник