Занятие дефектолога с ребенком с задержкой речевого развития

Занятие дефектолога с ребенком с задержкой речевого развития thumbnail
Занятия с детьми с ЗРР, игры и упражнения

С того момента, как поставлен диагноз «задержка речевого развития», начинается активная, непрерывная коррекционная работа. Участие родителей в этом процессе играет огромную роль. Без регулярных домашних занятий с детьми с задержкой речевого развития (ЗРР) достичь устойчивого положительного результата будет невозможно. Но многие родители, столкнувшись с этой проблемой, не представляют, как заниматься с ребенком с ЗРР.

Правила проведения коррекционных занятий при ЗРР

ЗРР (задержка речевого развития) предполагает определенные патологии в нервной системе. Тяжесть этих патологий зависит от возраста и наличия органических поражений, ставших причиной ЗРР. Но общим является то, что таким малышам сложнее сконцентрироваться на задаче, их внимание неустойчиво. Поведение проявляется двумя крайностями: гиперактивностью или пассивностью. Традиционные занятия и упражнения не подходят. Необходимо учитывать эти особенности и подбирать форму занятий соответственно им.

Все занятия по преодолению ЗРР должны проходить в форме игры. Заинтересованность в происходящем, положительный настрой облегчат процесс усвоения новой информации.

Все занятия с ребенком с ЗРР должны быть направлены на достижение следующих целей:

  • развитие моторики (мелкой, общей, но в первую очередь, артикуляционной);
  • побуждение к общению;
  • пополнение словарного запаса (пассивного и активного).

Обязательная часть домашних занятий по коррекции ЗРР — артикуляционная и дыхательная гимнастика. Она должна быть ежедневной, регулярной. Сложность и продолжительность упражнений увеличивают постепенно.

Но перед тем, как заниматься при задержке речевого развития (ЗРР) специальными упражнениями, необходимо четко уяснить следующие правила:

  • несмотря на то, что определенное взаимопонимание с ребенком уже сложилось, необходимо создать все условия, чтобы возникла потребность в речи. А это означает, что с этого момента жесты, указания не предметы, крики и другие привычные способы общения перестают действовать. Непонимание со стороны окружающих приведет к детским истерикам, но заставит искать другие способы коммуникации;
  • критика, давление с целью ускорить процесс недопустимы. Темп прогресса такими методами ускорить нельзя, он зависит от индивидуальных особенностей;
  • для эффективности занятий необходим хороший контакт, доверительные отношения между взрослым и ребенком;
  • все игры для детей с задержкой речевого развития должны проходить в комфортное время, когда малыш настроен на занятие и находится в хорошем настроении.

Упражнения и игры при ЗРР не должны быть чрезмерно продолжительными. Занятие должно прекращаться до потери интереса со стороны малыша. Постепенно, если интерес  к игре не угасает, время занятий можно увеличивать, также как и сложность.

Выбор того или иного упражнения или игры должен определяться совместно с наблюдающим специалистом, в зависимости от основной проблемы.

Занятия на формирование зрительного и звукового восприятия

Слух и зрение играют огромную роль в формировании представления о мире. Если по какой-то причине звуковое восприятие нарушено, ребенку сложно дифференцировать и распознавать звуки. И, как следствие, возникают сложности с речью.

Зрительное восприятие же не только формирует картину окружающего мира, но и закладывает основы для развития логики. Конкретные зрительные образы формируют понимание размера, цвета, формы, учат сравнивать их и объединять по схожести.

Это основы развития психики и речи. Неудивительно, что коррекционные домашние занятия при ЗРР должны начинаться именно с игр и упражнений на развитие этих двух направлений.

Игры и упражнения при ЗРР на формирование звукового восприятия:

Упражнение, игра

Описание

Угадай-ка

Для игры необходима предварительная подготовка. Понадобятся карточки с изображением животных или птиц и звуки их голосов. Взрослый включает в произвольном порядке записи криков животных, малыш должен показать, кто именно так говорит

Имитация

Это может быть следующий по сложности вариант предыдущей игры или отдельное упражнение. Малыш должен имитировать звук, который издает указанное животное. Как говорит коровка? А как говорит кошка? Постепенно задание можно усложнить, попросив имитировать более сложные звуки: машинный гудок, скрип двери, стук каблуков

На прогулке

Гуляя по городу, парку, обязательно обращать внимание ребенка на внешние звуки. Не видя источник, малыш должен научиться распознавать их. В дальнейшем, когда речь начнет формироваться, можно обсудить услышанное, сравнить, на что звуки похожи, сымитировать их

Домашний оркестр

Очень веселая игра, которую любят все дети без исключения. Дошкольник и взрослый выбирают любые домашние предметы, с помощью которых можно издавать звуки. Это могут быть крышки, кастрюли, столовые ложки, банки с сыпучими продуктами. Задача — получить как можно больше самых разных звуков. Можно экспериментировать с ритмом, громкостью, темпом. Музыкальная ценность не имеет значения, гораздо важнее то, что малыш научится извлекать различные звуки и узнавать их. В дальнейшем задачу можно усложнить: с закрытыми глазами он на звук должен определить предмет, который прозвучал

Скажи, что звучит

Для игры понадобятся 6-10 непрозрачных баночек или коробочек и различные мелочи (скрепки, крупа, пуговицы, бусины). Из этих компонентов готовятся два одинаковых комплекта. Один у взрослого, второй у ребенка. Взрослый берет свою коробочку, трясет ее. Ребенок не открывая, по звуку должен найти у себя такую же коробочку. Постепенно количество коробочек должно увеличиваться

Важно! При проведении занятий при коррекции ЗРР (да и вне их) взрослый должен тщательно контролировать свою речь, исключив сюсюканье. Интонации ровные, дружелюбные.

Упражнения для детей с задержкой речевого развития (ЗРР) на формирование зрительного восприятия:

Читайте также:  Центр развития ребенка на подводников

Упражнение, игра

Описание

Монохромная мозаика

Для проведения игры понадобится обычная мозаика. Взрослый загадывает цвет, ребенок должен собрать рисунок из деталей только этого цвета. На первых этапах лучше всего это делать совместно, но не выполнять задание вместо малыша. Это же упражнение поможет в развитии мелкой моторики рук

Повтори

Материалы: счетные палочки, кубики конструктора. Взрослый из элементов конструктора выкладывает простые фигуры, ребенок должен повторить. Постепенно взрослый составляет фигуры все сложнее, из большего количества элементов (домик, снежинка, человечек)

Найти пару

Понадобятся карточки различной тематики. Упражнение хорошо еще и тем, что значительно обогащает пассивный словарный запас. Взрослый предлагает ребенку несколько карточек, изображение на двух из них имеет какой-то общий признак. Сначала это должно быть что-то явное, позже — менее очевидное. Например, две птицы среди карточек с

животными. Или два несъедобных предмета среди карточек с едой.

Лабиринт

Упражнение учит быть внимательным к деталям, целенаправленно перемещать направление взгляда. Эта увлекательная игра не только учит внимательности, но и формирует глазомер.

Лабиринты или цепочки взаимосвязанных предметов (провода от приборов и розетки, веревочки с предметами) можно найти в детских книжках или интернете, а можно нарисовать самостоятельно. Цель упражнения — выяснить конечную цель, найти выход из лабиринта

Составь фигуру

Сложное упражнение, которое нельзя использовать в начале работы по коррекции ЗРР. Ребенку предлагается обведенный контур на листе картона, который он должен заполнить. Для заполнения могут использоваться блоки, различные кубики или просто разрезанный на неодинаковые кусочки картон

Это только незначительная часть игр и упражнений, которые можно использовать для занятий дома.

Важно! Упражнения надо регулярно заменять, вводить новые, при необходимости возвращаться к отработанным ранее. Нужно внимательно отслеживать заинтересованность ребенка в игре и подстраиваться под нее. Выбор материалов также зависит от интересов и возраста.

Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики

Полноценное общение напрямую зависит от натренированности мышц речевого аппарата. Именно поэтому артикуляционная гимнастика — обязательная, ежедневная часть занятий при коррекции ЗРР дома. Продолжительность занятий — пять минут. Постепенно время увеличивается до 15-20 минут в день. Занятия для детей с задержкой речевого развития должны проходить перед зеркалом, чтобы ребенок мог запомнить правильное положение губ, языка.

Задержка речевого развития, упражнения для тренировки артикуляционных мышц:

  • задуть свечку. Губы вытягиваются трубочкой, через них надо как можно дольше выдувать воздух;
  • грустно-весело. Улыбка сменяется на грустное выражение (уголки губ опущены). Постепенно темп замены выражений должен ускорятся;
  • длинный язычок. Язык высунут как можно дальше, ребенок должен постараться им достать до носа, до подбородка;
  • маятник. Рот приоткрыт, язык движется от одного уголка рта к другому, затем вверх-вниз. Постепенно ритм также ускоряется;
  • трубочка. Рот приоткрыт, язык свернут трубочкой;
  • забор. Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты;
  • чередование «трубочки», «забора», открытого как при звуке «а» рта.

Очень хорошо представлены игры и упражнения на тренировку артикуляции в книге Костыгиной В.Н., Бардышевой Т.Ю. «Тру-ля-ля и бу-бу-бу». Все упражнения предлагаются в игровой форме, задания в виде веселых стишков.

Для развития артикуляции и дыхания при ЗРР очень полезны духовые инструменты (дудочка, губная гармонь, труба), надувание мыльных пузырей.

Игры и упражнения на развитие импрессивной и экспрессивной речи

Работа по коррекции ЗРР строится поэтапно, по принципу «от простого к сложному». Так, занятия направленные на экспрессивную речь, начинаются с произнесения звуков, позже слогов, простых слов и только после того, как предыдущие этапы отработаны, переходят к фразам и предложениям.

Очень полезно  при ЗРР сочетать такие занятия с физическими упражнениями. Это поможет развить моторику и быстрее усвоить материал.

Например: игра, направленная на изучение гласных звуков при ЗРР. В эту игру обычно дети включаются с удовольствием. Гласные звуки надо пропеть, сочетая с плавными движениями рук.

Читайте также:  Развитие ребенка в пять шесть лет

Техника выполнения занятия:

  • «ааа» — руки широко разводятся в стороны;
  • «ууу» — плавно свести прямые руки перед собой;
  • «ооо» — широко в стороны и вверх, над головой свести кисти;
  • «иии» — в стороны, вниз;
  • «ыыы» — сесть на корточки, руки согнуты, прижаты к корпусу;
  • «эээ» — движение рук в стороны, вниз.

Следующий шаг — изучение согласных «д», «б», «м», «п». После того, как гласные и эти четыре согласных звука усвоены, можно начинать изучать шипящие звуки и сонорные «р», «л».

При ЗРР работа над словарным запасом (активным и пассивным) должна происходить всегда: при занятии домашними делами, прогулке, выполнении гигиенических ежедневных процедур. При этом от родителей требуется терпение и спокойствие. Нельзя поторапливать малыша, использовать фразы: «Скажи», «Повтори». Такое давление способно свести на нет всю работу по преодолению ЗРР и еще больше усугубить ситуацию.

Видео

095

Источник

Статья:

Ребёнок с нормальным речевым развитием к 4-5 годам должен правильно произносить все звуки, строить сложные предложения, иметь словарный запас минимум 3000 слов.

Не соответствие с возрастной нормой даёт право диагностировать темповое отставание формирования различных составляющих устной и, как следствие письменной речи.

Врач дефектолог для детей с задержкой речевого развития является тем специалистом, который окажет максимальную помощь в борьбе с данным недостатком.

Общая характеристика запоздалого речевого развития у детей

Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) ставят детям, у которых наблюдается темповое замедление освоения всех элементов родного языка, отталкиваясь от возрастных норм.

Важно! ЗРР, опасно тем, что оно может оказать негативное влияние на умственное, психическое развитие, и в дальнейшем стать серьёзным препятствием для полноценного формирования личности ребёнка.

У детей с данной патологией могут наблюдаться нарушения в различных речевых функциях, например, таких, как:

  • Способность выражать свои мысли, чувства.
  • Правильно произносить звуки.
  • Понимать услышанную речь.
  • Безошибочно структурировать предложения.
  • Задавать вопросы и отвечать на них.
  • Ориентироваться в пространстве и времени.

Диагноз ЗРР ставится на основании комплексного обследования различных специалистов. Например, таких, как: психоневролог, педиатр, лор, стоматолог-ортодонт, логопед.

Оценивается темповое развитие речи у детей в возрасте от 3-х до 5 лет.

ЗРР может возникнуть по следующим причинам:

  • Недостаточное общение родителей с ребёнком.
  • Удовлетворение просьб малыша, когда он формулирует их невнятно, искажённо, или заменяет слова несуществующими, придуманными. В подобном случае ребёнок уверен в правильности произношения, не ощущает потребности и необходимости в развитии своей речи.
  • Минимальное общение со сверстниками.
  • Испуг, стресс.
  • Частые заболевания у ребёнка.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Наследственные факторы.
  • Родовые травмы.
  • Инфекционные заболевания матери, перенесённые во время вынашивания плода.
  • Врождённые или приобретённые патологии органов артикуляционного аппарата (язык, ротоглотка, губы, нёбо, зубы).
  • Болезни лор-органов (носоглотка, наружное, среднее и внутреннее ухо).
  • Патологии зрительного аппарата.
  • Нарушение процессов умственного и психического развития.

Иногда у детей может наблюдаться физиологическая задержка речевого развития. Например, в силу различных факторов (генетической предрасположенности, индивидуальных особенностей), разговорная функция малыша с первых месяцев жизни развивается с отставанием.

Соответственно, если ребёнок начал гулить позже определённых норм (2-3 месяца), то, как правило, темповое развитие речи будет проходить с опозданием.

Правильное речевое развитие в грудном возрасте не даёт повода думать, что у малыша не будет проблем с речью в будущем.

С какими симптомами обращаться к дефектологу

К врачу дефектологу необходимо обращаться, если у ребёнка к четырём-пяти годам наблюдаются следующие симптомы:

  • Малыш демонстрирует абсолютное молчание, либо пользуется ограниченным набором слов.
  • Не правильное произношение звуков, замена слоговой структуры слова.
  • Не может формировать сложные предложения.
  • Не различает цвета, женский, мужской род, путается во времени и пространстве.
  • Не понимает значение союзов, предлогов.
  • Не может пересказать простой короткий рассказ, затрудняется выучить стихотворение.

За состоянием речи ребёнка необходимо следить с первых месяцев жизни. О нормальном психомоторном развитии можно судить по следующим признакам:

  • В месяц ребёнок останавливает взгляд на ярком предмете. Вздрагивает при громком звуке. Проявляет ротовое внимание во время эмоционального обращения к нему (открывает рот).
  • В 2-3 месяца начинает гулить, улыбаться, способен сам удерживать головку, появляются первые попытки подражания интонациям взрослых.
  • В 4 месяца смеётся, предложенную игрушку удерживает всей ладошкой, тянет в рот, узнаёт близких людей.
  • В пятимесячном возрасте малыш может произносить отдельные слоги – «па», «ма».
  • В 6 месяцев появляется самоговорение (общение ребёнка с самим собой).
  • В 7 месяцев дети обычно с интересом рвут бумажные листы, выбрасывают предметы из кроватки.
  • Восьмимесячные малыши активно пользуются лепетными словами, употребляют слоги. Понимают такие слова, как – «дай», «где», «на».
  • В девять месяцев нормально развивающийся малыш должен произносить простые слова, самостоятельно сидеть, стоять у опоры.
  • В один год подражает различным звукам (собачка гавкает – «гав», самолёт летит – «ж-ж-ж-ж»). В словарном запасе присутствует около 10 слов. Самостоятельно ходит, активно играет.
Читайте также:  Какие приемы используются в семье для развития у ребенка умения общения

Любые отклонения от нормы могут свидетельствовать о наличии разнообразных патологий, которые впоследствии могут привести к ЗРР.

Для того чтобы диагностировать заболевание, а также избежать развития нежелательных проявлений необходимо обратиться к врачу педиатру, который направит ребёнка к нужному специалисту (неврологу, лору).

Врач дефектолог может заниматься коррекцией различных речевых нарушений у детей, начиная с 12 месяцев.

Что входит в компетенцию дефектолога

Доктор, специализирующийся в данной области работает не только над исправлением дефектов речи у ребёнка, но и над развитием интеллектуальных, познавательных особенностей.

Его деятельность направлена на улучшение памяти пациентов, развитие мыслительной способности.

Дефектолог корректирует недостатки, применяя индивидуальный подход к каждому ребёнку, исходя из условий его проживания, психоэмоционального состояния.

Пациенты врача дефектолога — это малыши с пониженным слухом, зрением, заболеваниями нервной системы, дети после тяжелых психологических травм.

Доктор должен приступать к лечению своих больных после тщательного обследования. Речь ребёнка, в каждом случае, изучается, как единая неразрывная система, в которой все звенья тесно связаны друг с другом.

С помощью специальных тестов, познавательных игр, наводящих вопросов, таблиц, картинок, личной беседы с малышом дефектолог получает возможность выявить различные нарушения в психическом состоянии ребёнка, его интеллектуальный уровень, степень задержки речевого развития, восприятии окружающего мира.

После диагностики доктор подбирает соответствующий метод коррекции, разрабатывает план последовательности реабилитационных мероприятий.

Очень часто отставание в речевом развитии сопряжено с целым комплексом проблем, соответственно и лечение должно проходить с учётом всех закономерностей.

Какие методы лечения применяет врач дефектолог для устранения ЗРР

Для детей с задержкой речевого развития дефектологи могут использовать следующие методы лечения:

  • TLP. Это программа, разработанная для улучшения работы головного мозга. Её действие заключается в прослушивании психоакустической (изменённой) музыки, через специальные наушники, что обеспечивает активацию мозга, тем самым улучшает память, внимание, регулирует эмоциональный фон, способствует восстановлению речевых функций.
  • Интайм. Прослушивание в наушниках специально написанной ритмичной музыки в комплексе с физическими упражнениями. Улучшает концентрацию, работоспособность.
  • Fast ForWord. Специальная компьютерная программа, которая эффективно устраняет дефекты речи у детей. Улучшает память, скорость мышления, укрепляет связи нейронов в головном мозге, нормализует полноценное восприятие услышанной речи. Это серия игровых упражнений основанных на применении звуковых сигналов в цифровой модификации речи.
  • Логопедический массаж. Улучшает поступление крови к артикуляционным зонам.
  • Транскраниальная микрополяризация. В основе метода лежит применение тока малой мощности. Способствует речевому развитию, стабилизирует эмоциональное состояние, улучшает слух и зрение.

Профилактика отставания в речевом развитии

Предупреждение возникновения задержки речевого развития заключается в своевременном выявлении первых признаков заболевания. У четырёхлетнего малыша любой недостаток в произношении звуков, должен послужить поводом для обращения к врачу.

Важно чтобы врач дефектолог пользовался доверием у малыша и вызывал интерес к занятиям.

Качество выполнения различных упражнений направленных на устранение недостатков речи в полной мере зависит от настроения ребёнка и его желания.

Родителям необходимо внимательно следить за развитием разговорной функции своего ребёнка, и стараться исправлять все допущенные ошибки в речи, проговаривая их правильно, ласковым тоном.

Также важно взрослым обращать внимание на собственное произношение. Любое косноязычие может послужить примером для подражания.

Нужно обеспечить малышу правильный режим дня, который не будет перегружать его нервную систему. Не стоит посещать слишком много дополнительных занятий, спортивных секций. Должен быть здоровый баланс между спортом, отдыхом и умственными нагрузками.

Следует понимать, что регулярное планирование дел придаёт уверенности и снижает уровень стресса.

Обстановка в доме, семье, где растёт ребёнок с ЗРР должна максимально располагать к снятию накопленной за день нагрузки и усталости.

Также важно начать коррекцию ЗРР именно в дошкольном возрасте. Иначе малыш будет испытывать дополнительные трудности в учёбе, общении со сверстниками, что в дальнейшем может стать причиной психологической травмы или вызвать стойкое сопротивление к письму и чтению.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник