Занимательные программы для ребенка в 2 года
Последнее время мне на почту все чаще приходят вопросы о том, когда я уже наконец опубликую план развивающих игр для детей 2 — 3 лет. Признаюсь, затянула очень сильно Поэтому несмотря на то, что у меня готовы еще не все материалы, на которые хотелось бы сослаться в этой статье, я решила все-таки больше не откладывать и опубликовать нашу программу занятий.
Сразу скажу, что это не жесткий график занятий, это своеобразный ориентир, который подскажет вам, во что поиграть с малышом, когда у вас высвободится минутка. Для меня такой план был настоящей палочкой-выручалочкой, я без него, как без рук. Программу я составляла для своей дочери, когда ей было 2 года. Постаралась охватить в программе все основные сферы развития ребенка с учетом познавательных потребностей данного периода. Все проверено на практике, разумеется
Напоминаю, что аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРЫ И ЗАНЯТИЙ
Итак, развивающие игры для детей от 2 лет (чтобы прочитать о каждом занятии подробнее, кликайте по ссылкам):
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
- Играем с прищепками (прицепляем прищепки к шаблонам, перекладываем с помощью прищепок кусочки поролона);
- Игры-моталочки;
- Делаем мыльную пену (учимся взбивать венчиком, надуваем пузыри через трубочку);
- Отыскиваем предметы в мешке на ощупь;
- Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер, либо на цвет и форму;
Пример подходящей для этого игрушки — цилиндрики (Лабиринт, My-shop, KoroBoom)
- Играем с орехами (запоминаем их названия, сортируем по видам, достаем из мешка на ощупь);
- Играем с пинцетом;
Пример детского пинцета и других полезных инструментов для развития моторики
- Играем с сенсорными коробками;
- Играем со стучалкой (с гвоздиками);
Пример стучалки: Ozon, My-shop, Babadu
- Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях;
Пример матрешки: Лабиринт, My-shop, Дочки & сыночки
- Собираем пазлы из 4-20 частей;
Пример пазла: Ozon, Лабиринт, My-shop
- Находим недостающие фрагменты на самодельном пазле;
- Делаем упражнения для пальчиков с пальчиковыми игрушками;
Пример пальчиковых игрушек: Ozon, My-shop, KoroBoom
- Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем;
- Подбираем ключики к замочкам;
- Выкладываем макароны/пуговицы по линиям;
- Играем с пипеткой, разливая воду по ячейкам; играем с резиновой грушей и дозатором;
Пример пипетки
- Вырезаем ножницами;
Пример тетрадей для вырезания — Kumon: Лабиринт, My-shop, Ozon
- Играем с конструкторами;
Вот здесь можно найти подборку конструкторов для детей от 2 лет; а здесь — варианты первых построек из кубиков.
- Конструируем из счетных палочек;
- Играем со шнуровкой-планшетиком;
Пример шнуровки: Ozon, KoroBoom, My-shop
- Играем с кинетическим песком;
Пример кинетического песка (Ozon, My-shop)
Уже знакомые игры:
- Строим дорожки из домино;
- Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;
- Составляем картинку на кубиках-пазлах;
Пробуем варианты из 4 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop
и из 9 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop
- Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;
Пример трехслойного и двухслойного пазлов
- Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;
- Подбираем крышки к баночкам;
- Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;
Примеры рамок: Лабиринт, My-shop, KoroBoom
- Играем в магнитную рыбалку;
Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
- Играем в мозаику;
Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
- Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
- Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
- Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;
- Просеиваем крупу через ситечко;
- Режем овощи и фрукты;
Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)
- Играем в лото;
- Собираем грибы / ягоды;
- Одеваем кукол, накладывая одежду;
Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop)
- Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
- Чистим вареное яичко;
- Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;
Примеры полезных в этом деле игрушек:
Развивающий коврик своими руками
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
2. Лепка
- Развивающие игры с тестом;
- Лепка из пластилина. Идеи простых поделок: часть 1, часть 2.
3. Рисование
4. Аппликация
5. Настольные игры
Подборку настольных игр, подходящих для двухлеток, можно найти здесь:
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ (ОТ 2 ЛЕТ)
6. Развитие речи
- Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;
- Делаем ариткуляционные упражнения;
- Делаем дыхательные упражнения;
- Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
- Игры на развитие речи
Например:
Игра «Повторялки». Взрослый произносит слова громко, тихо или шепотом. Ребенок повторяет с соответствующей степенью громкости.
Игра «Для чего это нужно». Взрослый спрашивает зачем нужен тот или иной предмет (стол, стул, шкаф, кровать). Ребенок отвечает.
Игра «Неправильная сказка». Взрослый рассказывает какую-нибудь хорошо знакомую сказку (колобок, например) с ошибками. Ребенок исправляет и др.
7.Чтение книг
Подборки книг для чтения детям 2 лет можно найти здесь:
- СКАЗКИ И СТИХИ РУССКИХ АВТОРОВ
- СКАЗКИ И СТИХИ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ
- РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ
- ЗИМНИЕ И НОВОГОДНИЕ КНИГИ
8. Первые уроки
- Учимся считать — играем в первые математические игры;
- Изучаем геометрические фигуры;
- Изучаем цвета;
- Играем со словами и буквами;
- Учим, кто в каком домике живет (белка — в дупле, собака — в будке, мышка — в норке и т.п.);
- Учим, кто что кушает (обезьяна — бананы, заяц — морковку, мышка — сыр и т.п.)
- Знакомимся с временами года;
- Учимся классифицировать предметы на группы (одежда, посуда, транспорт, мебель и т.п.), находить лишнее в группе предметов;
- Запоминаем названия пальчиков;
- Просматриваем карточки Домана (изучаем по ним простые факты) или другой дидактический материал, расширяющий кругозор малыша;
9. Логические игры
Например:
- Играем с логическими блоками Дьенеша;
- Выкладываем простые закономерности;
- Собираем простые узоры из кубиков Никитина «Сложи узор»
и др.
Больше логических игр можно найти в статье «Логические игры для детей 2-3 лет»
10. Сюжетно-ролевые игры
Идеи для простых сюжетных игр можно найти здесь и здесь. Примерно с 2 лет ребенку становится интересно не только наблюдать за сценками, которые вы ему показываете, но и самому в них участвовать. Поэтому предлагайте ребенку брать на себя какую-то роль во время игры. Разыгрывайте простые сказки (репка, колобок, курочка ряба и т.п.).
11. Музыкальные занятия
- Слушаем классическую музыку;
- Играем в простые подвижные музыкальные игры;
12.Двигательная активность
- Ходим по массажному коврику (Озон, My-shop);
- Учимся ходить по линии или по следам, наклеенным на полу скотчем;
- Учимся подпрыгивать вверх, стараясь коснуться предмета, находящегося чуть выше вытянутых рук;
- Учимся перепрыгивать через веревочку или препятствие шириной 10-20 см.
- Учимся стоять на одной ноге;
- Учимся ходить на носочках;
- Бросаем небольшие мячики или камушки одной рукой вдаль, бросаем мяч двумя руками из-за головы;
- Бросаем мячики в горизонтальную цель (например, корзину, стоящую на полу);
- Привыкаем делать зарядку по утрам;
- Учимся действовать по сигналу. В этом пригодятся, например, такие двигательные игры:
Игра «Светофор». Взрослый говорит «Зеленый» (или показывает зеленую карточку) — ребенок идет или изображает, что едет на машине. Взрослый говорит «Красный» (показывает красную карточку) — ребенок стоит.
Игра «Самолеты». По команде заводим моторы (вращаем руки перед грудью, говорим «р-р-р»), взлетаем (руки в стороны), идем на посадку (медленно останавливаемся, опускаем руки).
Игра «День-ночь». Когда взрослый говорит «день», ребенок бегает, когда «ночь» — замирает, «спит».
13.Развитие навыков самообслуживания
- учимся регулярно мыть руки перед едой;
- учимся класть вещи по своим местам после игры;
- учимся вытирать за собой стол и убирать рабочее место после творческих занятий;
- учимся раздеваться и одеваться;
- учимся чистить зубы, пользоваться расческой, носовым платком.
Спасибо за внимание! Всегда жду вас на страницах сайта! А также в Инстаграме, Вконтакте, Facebook.
Искренне ваша, Яна Разначенко
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ НА ВСЕ ВОЗРАСТА
ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Источник
Елена Рябчикова
Программа развивающих занятий для детей 2–3 лет
Возраст 2-3 лет – время активного развитиясенсорной сферы ребенка: зрительного, тактильного и слухового восприятия. Наряду с этими процессами развивается память, внимание, речь, наглядно-действенное мышление. Также в этом возрасте малыши много двигаются, а, значит, идет активное развитие общей и мелкой моторики. Кроме того, для многих детей этот период является началом посещения детского сада. Адаптация к детскому коллективу –непростой процесс и зачастую требует повышенного внимания от взрослых: педагогов, родителей, родственников. Психологическое развитие ребенка и социальная адаптация будут протекать более успешно при квалифицированном психолого-педагогическом воздействии.
До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, а обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т. п. Эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет. Поэтому успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.
Познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Ведущим типом деятельности в возрасте 2-3 лет является предметно-манипулятивная. Поэтому развивающая среда, окружающая ребенка должна быть насыщена всевозможными игрушками и предметами,которыми ребенок может манипулировать: складывать, вкладывать одну вещь в другую, выстраивать в линию и в столбик, включать и выключать, нажимать, растягивать и т. п. тем самым изучая свойства предметов. К 3-м годам появляются элементы игры по предварительному замыслу (зарождение сюжетно-ролевой игры). Ребенок может подбирать в соответствии с замыслом игрушки или какие-то предметы.
Речь находится в стадии формирования.Ее становление носит отображающий характер: ребенок стремится подражать услышанному, в частности, речи взрослого. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок учится сравнивать, сопоставлять, обобщаеть, запоминать. Как отмечает Гарбузов В. И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос «почему?», он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался.
Моторное развитие становится более совершенным.Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске, остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.
На третьем году жизни совершенствуется тонкая моторика. Дети учатся самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет, так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Малыш становится иногда упрямым. Он сознательно говорит «я»: «Я не хочу, я не буду!», узнает себя в зеркале и на фотографии. Имя является образом «Я», поэтому для успешного формирования личности необходимо чаще употреблять имя ребенка в общении с ним.
Основная цель программы: адаптация детей 2-3 лет к детскому коллективу и условиям ДОУ; сенсорное развитие.
Задачи программы:
1. Формирование у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду; создание благоприятного эмоционального фона в группе.
2. Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.
3. Развитие мелкой и крупной моторики.
4. Развитие речи.
5. Формирование познавательного интереса.
Методы, используемые на занятиях:
1. Пальчиковые игры
2. Жестовые игры
3. Дидактические игры
4. Музыкально-ритмические игры и упражнения
5. Психогимнастика
6. Элементы артикуляционной гимнастики
7. Словесные игры
8. Релаксационные игры с мягкими игрушками
Занятия проводятся с группой детей от 2 до 6 человек не реже 1 раза в неделю, длятся 10 минут. Каждое занятие включает в себя 3-4 игры, одна из которых обязательно подвижная. Всю программу сопровождает игрушечный зайчик. Кроме того, для занятий понадобятся:
1. Игрушки, изображающие различных животных, в том числе и разного размера,
2. 2 куба-сортера,
3. Цветные деревянные шарики,
4. Кусочки поролона,
5. Картонные «бублики» и шнурки для каждого ребенка
6. Пирамидка
7. Контейнер и желоб
8. Небольшой мячик
9. Салфетка или коврик зеленого цвета
Предполагаемые результаты программы:
— Дети с удовольствием посещают детский сад, спокойно расстаются с родителями утром
— Повышается уровень познавательного интереса
— Улучшается речь, мелкая и крупная моторика, координация движений
— Совершенствуется развитие сенсорного восприятия
Занятие № 1.
Приветствие.
Психолог здоровается с каждым ребенком, называя его по имени и предлагая погладить зайчика (мягкую игрушку) – (1 мин.)
Жили-были зайчики на лесной опушке.
Жили-были зайчики в беленькой избушке.
Мыли свои ушки, мыли свои лапки.
Наряжались зайчики, надевали тапки
1. Упражнение «Зайчик-красавчик» (4 мин.)
Дети вместе с психологом рассматривают зайчика, называют части его тела, находят их у себя. Называют цвет рубашки зайчика, цвет носика, ножек, щечек.
2. Игра «Зайчишки-шалунишки» (2 мин.)
Дети прыгают, как зайчики. Затем приседают («прячутся в домик») и имитируют «шевеление ушками». Игра повторяется 2-3 раза.
3. Жестовая игра «Вот я какой» (2 мин)
Дети повторяют за психологом жесты под стихотворение:
Это ручки – хлоп-хлоп.
Это ножки – топ-топ.
Это нос. Это рот.
Там спинка, тут живот.
Ох, устали, вытрем лоб.
Игра повторяется 2 раза.
Прощание. Дети по очереди гладят зайчика и прощаются с ним. (1 мин)
Занятие № 2.
Приветствие. (1 мин.)
1. Упражнение «Веселые животные» (3 мин.)
Психолог: «К вам гости вместе с зайчиком пришли его друзья: лягушка, корова, поросенок, кошка». Дети рассматривают по очереди каждого персонажа, называют части тела, находят их у себя. Называют цвета животных.
2. Игра «Расскажи и покажи» (2 мин.)
Дети показывают, как бодается корова, как хрюкает поросенок, как прыгает лягушка. Называют четко каждое животное.Имитируют движения кошки:
Мягкие лапки, (поочередно проводим перед собой раскрытыми ладонями)
А в лапках царапки! (сгибаем пальцы, словно кошка выпускает когти)
3. Игра «Кто как кричит?» (2 мин.)
Дети показывают, как кричат увиденные ими животные (лягушка, корова, кошка, поросенок). Можно вспомнить и звуки других животных.
Прощание. (2 мин.)
Занятие № 3.
Приветствие. (1 мин.)
1. Упражнение «Мышка-норушка» (2 мин.)
Психолог: «Дети, а сегодня зайчик привел к вам в гости мышку. Давайте с ней познакомимся». Дети рассматривают мышку, называют части тела, элементы одежды, показывают, как она пищит.
2. Игра «Мышка и кот» (3 мин.)
Дети бегают, словно мышки.Когда психолог говорит: «Ой, кот идет!», приседают на корточки, будто прячутся в норки. Игра повторяется 2-3 раза.
3. Пальчиковая игра «Мышка в норку пробралась» (2 мин.)
Мышка в норку пробралась, на замочек заперлась.
В дырочку она глядит: на заборе кот сидит!
Прощание. (2 мин.)
Занятие № 4.
Приветствие (1 мин.)
1. Упражнение «Пирамидка» (4 мин.)
Психолог: «Дети, сегодня у вас в гостях зайчик и мышка. Они вам принесли пирамидку. Давайте с ней поиграем». Дети с помощью психолога собирают и разбирают пирамидку, называя цвета.
2. Музыкальная игра «Мышки в лесу» (2 мин.)
Вышли мышки на опушку. Поискать хотели сушку.
Раз, два, три, четыре, пять, сушку начали искать.
Вдруг раздался гром с небес, убежали мышки в лес.
3. Пальчиковая игра «Суп и каша» (2 мин.)
Дети повторяют за психологом движения пальчиками и руками.
Мы варили суп, суп из перловых круп, круп.
Получилась каша. То-то горе наше!
Замесили тесто, а оно ни с места.
Замесили на дрожжах – не удержишь на вожжах!
Прощание. (1 мин.)
Занятие № 5.
Приветствие (1 мин.)
1. Упражнение «Дом зверей» (3 мин.)
Психолог показывает детям куб-сортер с вкладышами-фигурками животных. Дети называют их, определяют цвет. Показывают, как кричит корова, петух, свинья, собака, лошадка и т. д.
2. Игра «Кто где живет?» (4 мин.)
Психолог вкладывает каждую фигурку в соответствующую ячейку, поясняя, что у каждого животного есть свой домик. Затем выкладывает фигурки на зеленую салфетку, поясняя, что животные собрались погулять на лужок. Дети помогают им найти свой дом после прогулки, вкладывая с помощью психолога фигурки на свои места.
3. Пальчиковая игра «Строим стенку…» (1 мин.)
Строим стенку, выше, выше…Добрались уже до крыши. Чья крыша выше?
Прорубили мы окошко. И дырочку для кошки. И маленькую дырочку для мышки… (дети показывают, как пищит мышка)
Прощание (1 мин.)
Занятие № 6.
Приветствие (1 мин.)
1. Упражнение «Разноцветные шарики» (2 мин)
Дети катают в руках разноцветные шарики. Называют форму, цвет, сжимают в кулаке, перекладывают из одной руки в другую.
Шарики, шарики подарили нам!
Красные, синие дали малышам!
Желтые, зеленые шарики у нас.
Покатаем шарики мы сейчас.
2. Жестовая игра «Бежит зайка по дорожке» (2 мин.)
Бежит зайка по дорожке. У него устали ножки.
Под кусточком он присел. Отдохнул, малинку съел.
Чуть подумал, подскочил, по дорожке припустил.
Игра повторяется 2-3 раза.
3. Пальчиковая игра «Капуста» (3 мин.)
Это что еще за куст? Это что еще за хруст?
Как же мне без хруста, если я капуста?
Мы капусту режем, режем, мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту мнем, мнем, а морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим, перемешиваем и в кастрюли кладем.
Туго-туго набиваем и в подвалы составляем.
О, вкусная капуста!
Прощание (2 мин.)
Занятие № 7.
Приветствие (1 мин.)
1. Упражнение «Морские шарики» (4 мин.)
Детям раздают разноцветные деревянные шарики. Они называют их цвет, катают в руках, сжимают в кулаке, чтобы почувствовать, что шарики твердый. Затем по очереди скатывают их по желобку в синий контейнер и забирают шарик с собой.
2. Упражнение «Твердый-мягкий» (2 мин.)
Детям раздают кусочки поролона. В одной ру