Закономерности роста развития ребенка
Закономерности роста и развития организма ребенка и подростка
Медицинский работник СЭС, осуществляя контроль за здоровьем и развитием подрастающего поколения, -может правильно оценить полученную информацию только с учетом возрастных особенностей детского организма. Только на их основе можно составить правильный режим дня детей в организованных коллективах, организовать учебно-воспитательный процесс, питание, физическое воспитание, а также осуществить гигиеническое нормирование факторов окружающей среды.
Организм человека — это единое целое, в котором все чрезвычайно тесно взаимосвязано и взаимообусловлено. В нем нет главных и второстепенных органов и систем.
Рост и развитие — две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса. Рост — это общебиологическое свойство живой материи, которое выражается в количественных изменениях: увеличении органов и организма в целом за счет увеличения размеров и массы отдельных клеток, тканей. Развитие — это качественное изменение, переход из одного состояния в более совершенное. Оно заключается в морфологической дифференциации клеток, тканей, органов.
Организм ребенка отличается от организма взрослого особенностями строения и функций отдельных органов и систем. Главная особенность организма ребенка — это состояние непрерывного роста и развития. Постоянно происходят количественные (рост) и качественные (развитие) изменения. Количественные изменения, постепенно нарастая, переходят в качественные. В этом заключаются единство и взаимосвязь роста и развития.
Развитие растущего организма подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, которые являются основой дальнейшего физического и психического развития организма. Уже с первых месяцев жизни определяющим фактором, влияющим на ход этого развития, является окружающая среда. В отдельные возрастные периоды рост и развитие органов и систем протекают неравномерно (гетерохронно). Особенности роста и развития детского организма обусловлены также половыми различиями. Отмечается наличие так называемых критических периодов развития, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям. К ним относятся периоды новорожденное, время первого прикорма и переход на новые виды пищи, начало самостоятельной ходьбы, возраст 6—7 лет, период полового созревания: 12—13 лет (девочки), 14—15 лет (мальчики).
Иллюстрацией указанных закономерностей являются последовательные изменения длины и массы тела, уровня деятельности всех систем организма, наблюдаемые у новорожденного, грудного ребенка, дошкольника, школьника, подростка. Уже отмечалось, что рост и развитие ребенка происходят неравномерно, периоды ускорения сменяются периодами замедления. Быстрее всего растет масса головного мозга. У новорожденного она составляет 25% от массы мозга взрослого человека, в 6 мес — 50%, в 27z года — 75%, в 5 лет — 90%, в 10 лет — 95%. Между тем масса всего тела новорожденного составляет только 5%, а в 10 лет —только 50% от массы тела взрослого человека.
Наиболее интенсивно увеличивается масса тела во внутриутробный период — за 9 мес в 1 млрд. 20 млн. раз, а за 20 лет после рождения всего лишь в 20 раз.
Неравномерно возрастает и длина тела (рост). Интенсивный рост тела в длину наблюдается в первый год жизни и в период полового созревания (12—15 лет). Неравномерность роста отдельных частей тела изменяет его пропорции. За весь период роста длина ног увеличивается в 5 раз, рук — в 4, туловища — в 3 раза. Голова новорожденного составляет ‘Д, а у взрослых — 1/8 длины тела.
К закономерностям роста и развития относятся половые различия. Период полового созревания наступает неодновременно: у девочек раньше, у мальчиков позже. Половые различия проявляются не только в темпах роста и развития, но и в деятельности нервной, эндокринной и других систем организма, они определяют разницу между мальчиками и девочками в поведении, интересах.
Организм ребенка с момента рождения испытывает множество разнообразных воздействий. Некоторые из них имеют чрезвычайно важное значение для его роста и развития (например, биологические ритмы, двигательная активность).
Известно, что все жизненные процессы в организме протекают ритмично. В определенном ритме работают сердце, легкие, печень, почки, ритмично изменяется температура тела, электрическая активность головного мозга. Несмотря на то что каждый физиологический процесс имеет свой ритм, все они подчинены единому суточному ритму, который формируется под влиянием гелиофизических и социальных сигналов. К первым относятся смена дня и ночи, суточные колебания температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и др., ко вторым — режим дня, характер деятельности и т.д. Для человека ведущим фактором, формирующим биологические ритмы его организма, служит смена дня и ночи. Поэтому все жизненные процессы в нем соответствуют этой периодичности. В суточном цикле можно выделить несколько пиков и спадов деятельности организма. Первый пик соответствует временному периоду от 8 до 12 ч, второй — от 17 До 19 ч. Учет данных биоритмологии чрезвычайно важен в гигиене детей и подростков (организация режима дня, определение времени для учебных занятий в школе, домашних заданий, для отдыха, занятий физкультурой и т. д.).
Важным фактором роста и развития ребенка является оптимальная двигательная активность . Если она систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия) способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков (например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).
Чтобы правильно организовать медицинское наблюдение за детьми и подростками, за учебно-воспитательным процессом, необходимо разделить отдельные возрастные периоды, в пределах которых рост, развитие, физиологические особенности организма тождественны, а реакция на воздействие факторов относительно однотипна (возрастная периодизация). В зависимости от целевого назначения существуют разные возрастные периодизации. Одна из первых была создана в начале XX века русским педиатром Н. П. Гундобиным. Эта периодизация не потеряла своего значения в наши дни. В настоящее время широко пользуются возрастной периодизацией, основанной на биологических принципах. Детский, подростковый и юношеский возраст представлены в ней 7 периодами:.
- 1) период новорожденное (от рождения до 10 дней);
- 2) грудной возраст (от 10 дней до 1 года);
- 3) раннее детство, (от 1 года до 3 лет);
- 4) первое детство (от 4 до 7 лет);
- 5) второе детство (от 8 до 12 лет мальчики, от 8 до 11 лет девочки);
- 6) подростковый возраст (от 13 до 16 лет мальчики, от 12 до 15 лет девочки);
- 7) юношеский возраст (от 17 лет до 21 года юноши, От 16 до 20 лет девушки).
В гигиене детей и подростков целесообразным считается деление на периоды с учетом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения.
Различают следующие возрастные периоды: 1) преддошкольный возраст — до 3 лет; 2) дошкольный возраст — 3—6(7) лет; 3) школьный возраст:
Такая периодизация наиболее полно отражает существующее в настоящее время разделение детских учреждений на ясли, детский сад, школу. Подобное деление на возрастные группы в основном не противоречит биологическому. Исключение составляет только подростковый возраст, к которому при данной группировке относятся дети с 15, а не с 12—13 лет, так как именно с этого возраста допускается систематическая трудовая деятельность и проводится профессиональное обучение; на подростков 15—18 лет распространяются определенные трудовые льготы.
Период новорожденности. Этот период длится до 10 дней (от рождения до момента отпадения пуповины) и характеризуется процессами приспособления организма ребенка к новым условиям внеутробного существования. В данный период основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и функциональной незаконченностью строения органов и систем и в первую очередь нервной системы. Проявлением незавершенности развития организма новорожденного являются различные функциональные сдвиги: в первые 2—4 дня наблюдается снижение массы тела (на 6—10%); желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов; недостаточная терморегуляция (температуры тела легко изменяется при изменении температуры окружающей среды). К началу второй недели при соблюдении нормальных условий питания и ухода за новорожденным большинство указанных изменений почти полностью исчезает.
Грудной возраст. У детей в данный период отмечается наибольшая интенсивность роста и развития. Длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, а масса — в 3 раза. С 6 мес начинают прорезываться зубы. Наблюдается быстрый темп нервно-психического развития: с первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные эмоции. К году ребенок может самостоятельно ходить, формируются подготовительные этапы развития речи, начинается развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Некоторая относительная функциональная слабость органов и систем на фоне интенсивного их роста и развития в данный период жизни может привести к учащению случаев острых заболеваний, формированию отклонений в здоровье (экссудативный диатез, рахит, анемия, различные расстройства питания).
Раннее детство (преддошкольный, или ясельный, возраст). Данный период длится от 1 года до 3 лет. На 2—3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины ежегодного, прироста размеров тела быстро уменьшаются. Второй год жизни ребенка особо выделяется в раннем детстве в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи (запас слов достигает 200—300). Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета в этот период способствуют тому, что дети могут Заболеть в результате самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе. Каждое перенесенное заболевание может привести к развитию хронической болезни, повлечь за собой отставание в физическом и нервно-психическом развитии.
Первое детство (дошкольный возраст от 3 до 6—7 лет). Для этого периода характерен более медленный темп роста. Увеличение длины тела в год составляет в среднем 5—8 см, массы тела около 2 кг. В этот период мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы. В этот период продолжаются рост и функциональное совершенствование всех органов и систем, а также интенсивное развитие интеллектуальных способностей.
Второе детство. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на 2 года раньше. Примерно в 10 лет девочки обгоняют мальчиков по длине и массе тела, по ширине плеч. В среднем к 12—13 годам у мальчиков и девочек заканчивается смена зубов. В период второго детства повышается секреция половых гормонов (особенно у девочек), в результате чего начинают развиваться вторичные половые признаки. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, в подмышечных впадинах (половые органы развиваются одновременно с формированием молочных желез). В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков.
Подростковый возраст. Его называют также периодом полового созревания, или пубертатным. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. У мальчиков к началу подросткового периода только начинается половое созревание, у девочек оно уже завершается. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста (пубертатный скачок), который касается всех размеров тела. Наибольшая прибавка длины тела у девочек наблюдается в возрасте от 11 до 12 лет, у мальчиков — от 13 до 14 лет.
В подростковом возрасте происходит перестройка основных физиологических систем организма (мышечной, кровеносной, дыхательной и др.). К концу периода основные функциональные характеристики подростков приближаются к таковым взрослого. У мальчиков особенно интенсивно развивается мышечная система. Формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжаются развитие молочных желез, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем степени полового созревания женского организма является первая менструация, появление которой свидетельствует об относительной зрелости матки. У городских девочек СССР и большинства европейских стран первые менструации появляются примерно в возрасте 13 лет, у живущих в сельской местности — в более поздние сроки, на 6—10 мес позже.
Юношеский возраст. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма и все основные размеры тела достигают окончательной величины взрослого.
Фактором, оказывающим определенное влияние на особенности развития детей и подростков, является акселерация — ускорение роста и развития. Явление акселерации было отмечено еще в конце XIX века во всех высокоразвитых странах, а в XX веке оно наблюдалось уже в большинстве стран земного шара. За последние 30—40 лет в СССР масса тела новорожденных увеличилась в среднем на 100—300 г, а длина— на 1,2—1,5 см; удваивается масса тела на 4—5-м месяце жизни, а не на 5—6-м, как ранее. На год раньше, чем в начале XX века, у современных детей происходит смена молочных зубов постоянными. Наиболее ярко акселерация проявляется в подростковом возрасте. Например, современные московские школьницы 12 лет по длине и массе тела соответствуют 14-летним девочкам 1952 г. Параллельно с этим за последние 20 лет отмечается ускорение полового созревания детей примерно на l’/г—2 года. Такие изменения наблюдаются не только в СССР, но и в других странах. Существует множество самых разных теорий и гипотез, пытающихся найти объяснение данному явлению. Акселерация — феномен сложной комплексной структуры, где тесно переплетены воздействия как биологического, так и в еще большей степени социального порядка. В последние годы отмечено замедление темпов акселерации, которая в прошлые десятилетия была очень выражена, особенно в крупных городах. Многолетние динамические наблюдения _за школьниками показали, что пик акселерации для городских школьников наблюдался в середине 70-х годов. В ближайшие годы следует ожидать пик акселерации в сельской местности, а в дальнейшем — окончание этого процесса.
Чтобы правильно оценить развитие ребенка, необходимо знать закономерности роста детского организма. На основе взвешивания и измерения большого количества здоровых детей получены средние показатели (масса тела, рост, окружность головы, грудной клетки, живота) физического развития, а также центральное распределение этих показателей. Сравнение показателей развития ребенка со средними значениями дает приблизительное представление о ее физическое развитие.
Влияет на физическое развитие ряд факторов: 1. Здоровье. 2. Внешняя среда. 3. Физическое воспитание. 4. Соблюдение режима дня. 5. Питание. 6. Закаливание. 7. Наследственной предрасположенности. Масса тела доношенного новорожденного ребенка составляет 2500-3500 гм. В течение 1 года жизни быстро увеличивается масса тела ребенка. К году она должна утроится. Средние значения прироста массы тела за каждый месяц первого полугодия составляют, гм: 1-й месяц — 500-600 2-й месяц — 800-900 3-й месяц — 800 4-й месяц — 750 5-й месяц — 700 6-й месяц — 650 7-й месяц — 6008-й месяц — 5509-й месяц — 50010-й месяц — 45011-й месяц — 40012-й месяц — 350.
Ориентировочно ежемесячный прирост массы в течение первого года жизни можно определить по формуле: 800 г — (50 х n),
Массу тела на первом году жизни можно определить по формуле; Для I полугодия по этой формуле масса тела равна: масса при рождении + (800 х n), где n — количество месяцев, 800 — средний ежемесячный прирост массы в течение I полугодия. Для II полугодия жизни масса тела равна: масса при рождении + (800 х 6) (прирост массы за I полугодие) — 400 г х (n-6) где 800 г = 6 — увеличение массы за I полугодие; n — возраст в месяцах; 400 г — средний ежемесячный прирост массы за II полугодие. Годовалый ребенок в среднем весит 10 кг. После первого года жизни темпы роста массы тела постепенно снижаются, увеличиваются лишь в период полового созревания. Массу тела ребенка в возрасте 2-11 лет можно установить по формуле: 10 кг + (2 х n), где n — количество лет.
Так, ребенок в 10 лет должен весить: 10 кг + (2 х 10) = 30 кг.
Рост (длина тела). В 3 месяца средний рост составляет 60 см. В 9 месяцев 70 см, в год — 75 см для мальчиков и на 1-2 см меньше для девочек. 1, 2, 3 — каждый месяц по 3 см = 9 см. 4, 5, 6 — каждый месяц по 2,5 см = 7,5 см. 7, 8, 9 — каждый месяц по 1,5 см = 4,5 см. 10, 11, 12 — каждый месяц по 1 см = 3 см. Следовательно, в среднем ребенок вырастает на 24-25 см (74-77 см). Разные части тела ребенка растут неодинаково, наиболее интенсивно — нижние конечности, длина их за весь период роста увеличивается в 5 раз, длина верхних конечностей — в 4 раза, туловища — в 3 раза, высота головы — в 2 раза. Первый период интенсивного роста происходит в 5-6 лет. Второе вытяжение — 12-16 лет.
Средний рост ребенка до 4 лет определяют по формуле: 100 см — 8 (4 — n), где n — количество лет, 100 см — рост ребенка в 4 года. Если ребенку больше 4 лет, то ее рост равен: 100 см + 6 (4 — n), где n — количество лет. Окружность головы и грудной клетки Окружность головы новорожденного составляет 32-34 см. Особенно интенсивно увеличивается окружность головы в первые месяцы жизни: в I триместре — по 2 см в месяц; во II триместре — по 1 см в месяц; в III полугодии — по 0,5 см в месяц. Средние значения окружности головы у детей разного возраста Возраст — Окружность головы, см Новорожденный 34-35 3 месяца — 40 6 месяцев — 43 12 месяцев — 46 2 года — 48 4 года — 50
12 лет — 52 Окружность грудной клетки у новорожденного ребенка на 1-2 см меньше окружность головы. До 4 месяцев идет уравнивание грудной клетки с головой, позже окружность грудной клетки увеличивается быстрее, чем окружность головы. Окружность живота должна быть несколько меньше (на 1 см) окружности груди. Этот показатель информативный до 3 лет.
Источник
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
Направление – 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Направленность (профиль) – Муниципальное управление
Мусалимова Гульнар Сабитовна
№1160913163806
Творческая аттестационная работа
«Общие закономерности роста и развития детей и подростков»
Преподаватель Ахмадуллина Хамида М.
Уфа 2019
Введение
Организм детей и подростков во многом отличается от организма взрослого. Это проявляется в особенностях строения и деятельности отдельных органов и систем. Дети находятся в состоянии непрерывного роста и развития. Под ростом подразумевают количественные изменения организма, а под развитием — качественные изменения, связанные с формированием различных органов, тканей. Одна из важных особенностей детского организма — высокая интенсивность обменных процессов.
Для обобщенной оценки физического развития ребенка достаточно наблюдения за изменениями четырех основных антропометрических показателей: длины тела, массы, окружности головы (особенно в раннем возрасте) и окружности грудной клетки.
В практике здравоохранения и педагогики получила распространение следующая возрастная периодизация:
Новорожденный – 1-10 дней;
грудной возраст — 10 дней-1 год;
раннее детство – 1-3 года;
первое детства — 4-7 лет;
второе детство – 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки;
подростковый возраст – 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;
юношеский возраст – 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки.
Указанные возрастные периоды характеризуются определенными особенностями, прежде всего опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а также деятельности центральной нервной системы.
Рост и физическое развитие происходят одновременно. При этом имеет место усложнение строения, которое называется
морфологической дифференцировкой тканей, органов и их систем;
изменяется форма органов и всего организма;
совершенствуются и усложняются функции и поведение.
Между ростом и развитием имеется взаимная закономерная зависимость. В ходе этого процесса накапливаются количественные изменения, что приводит к появлению новых качеств.
Понятие роста и развития.
Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.
Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: дифференцировку органов и тканей, рост, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся: непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров. В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели.
Закономерности роста и развития.
Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при графическом выражении темпа роста организма ребенка.
Индивидуальное развитие каждого человека подчинено определенным закономерностям:
1. Необратимость.
2. Постепенность.
3. Цикличность.
4. Разновременность.
5. Наследственность.
6. Индивидуальность.
Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, то есть в 11-15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75-80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается — при рождении ребенка она равна в среднем 3,0-3,2 кг, а к концу года — 9,5-10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5-2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0-5,0 см.
Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.
Масса тела к 4-5 месяцам удваивается, а к 12 месяцам -утраивается. В возрасте 3-7 лет ежегодная прибавка массы происходит на 5-7,5%. В последующие годы интенсивность нарастания массы тела уменьшается и вновь возрастает в период полового созревания.
Наиболее интенсивно в раннем возрасте идет развитие опорно-двигательного аппарата. К моменту рождения ребенка отмечается только окостенение диафизов трубчатых костей. В позвоночнике до 14 лет пространства между телами позвонков заполнены хрящом, в 14-15 лет в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, в 20-21 год пластинки срастаются с телами позвонков. Срастание нижних отрезков грудной кости происходит в 15-16 лет, верхних — к 21-25 годам. Кости таза начинают срастаться с 7 лет, и полностью этот процесс заканчивается к 20-21 году.
Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища — в 3 раза, длина руки — в 4 раза, длина ноги — в 5 раз.
Мышечная система развивается следующим образом: вначале формируются крупные мышцы конечностей, а мускулатура мелких костей — лишь к 6-7 годам. К 6-7 годам ребенок владеет своими мышцами, но тонкие движения выполнить не может. Даже в возрасте 8-12 лет отмечается недостаточная ловкость и согласованность в мышечных движениях. Только к концу полового созревания развитие двигательного аппарата заканчивается.
Особенности дыхательной системы детей и подростков заключаются в недоразвитии полостей носа и дыхательной мускулатуры, сердечно-сосудистой — в отставании роста сердца от роста сосудов.
Масса головного мозга к 1 году у детей увеличивается в 2-2.5 раза, к 3 годам — в 3 раза по сравнению с изначальной. Формирование мозга заканчивается к 8-9 годам.
Орган зрения развивается к 7-10 годам. В возрасте 1-7 лет у детей отмечается дальнозоркость, которая может переходить в близорукость.
Половые различия в физическом развитии можно проследить на примере основных размеров тела. Так рост, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков при рождении обычно больше, чем у девочек. У девочек в 12-13 лет они выше, чем у мальчиков, а к 14-15 годам параметры тела мальчиков вновь превышают таковые у девочек.
Периоды развития организма
Широкое применение в науке получила схема возрастной периодизации онтогенеза (т.е. индивидуального развития) человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве.
В этой периодизации учтены закономерности формирования организма и личности, относительно устойчивые морфофизиологические особенности человека, а также социальные факторы, связанные с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста. Для каждой стадии возрастной классификации характерен определенный средний уровень морфофизиологического развития организма.
8-12 лет (мальчики)
8-11 лет (девочки)
6
Подростковый возраст
13-16 лет (мальчики)
12-15 лет (девочки)
7
Юношеский возраст
17-21 год (юноши)
16-20 лет (девушки)
8
Зрелый возраст
І период
22-35 лет (мужчины)
21-35 лет (женщины)
ІІ период
36-60 лет (мужчины)
36-55 лет (женщины)
9
Пожилой возраст
61-74 года (мужчины)
56-74 года (женщины)
10
Старость
75-90 лет (мужчины и женщины)
11
долгожительство
90 лет и выше
Заключение
Соответственно последовательному развитию ребенка различают несколько периодов его возраста:
в течение первой недели жизни он считается новорожденным;
до конца первого или начала второго года жизни, с появлением первых коренных зубов, грудным;
наступление смены зубов (5, 6 или 7-ой год) заканчивает ранний детский возраст;
15-ый год жизни считается концом позднего детского возраста.
Все эти периоды определяются процессами развития ребенка, т. е. изменениями в строении и отправлениях всех систем органов в его организме. Процессы роста подчиняются определенным законам: Закон неуклонного торможения энергии роста. Скорость роста наиболее высока во внутриутробный период, особенно с 8 до 25 недели гестации. К рождению малые прибавки в длине и массе тела объясняют феноменом «объемного торможения» вследствие ограниченного объема полости матки. Торможение энергии роста хорошо прослеживается в первые два года жизни ребенка. В последующем падение скорости роста носит прерывистый характер. Это находит свое отражение в следующем законе. Закон неравномерности изменений скорости роста. Характеризуется чередованием направлений роста: фазы максимальной интенсивности деления (пролиферации) клеток растущего организма и фазы их дифференцировки не совпадают во времени. Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и толщину. В периоды снижения скорости роста костной ткани в длину в организме ребенка преобладают прибавки массы тела.). Закон аллометрического роста. При изометрии роста все части тела и органы должны были бы увеличиваться с одинаковой скоростью, то есть линейно и синхронно, но детям свойственна аллометрия — непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов.
Сензитивные периоды определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения.
Литература
Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. — 1982 — № 2 – 67с.
Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М., 1990 г.
Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. — М.: Изд. МГУ, 1992 — 192c.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. — М.: Высш. шк., 1985.
Калашникова М.Б. Учет возрастной сензитивности при организации коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Психологическая наука и образование. – 2002 — № 2 – 74с.
Карташев Н.Н., Соломатин С.С., Трегубов Е.М. Руководство к учебно – исследовательской работе по возрастной физиологии и школьной гигиене в межсессионный период. – М., 1985.
Смирнов В.М. Особенности физиологии детей: Учебно – методическое пособие. – М., 1993.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1976.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995 – 213с.
Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., 2000.
Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной, в 2-х томах, Т 1. Изд: Гэотар- Медиа, 2006 – 156с.
Физиология человека /Под ред. проф. Л.З.Тель, чл.-корр. РАН Н.А.Агаджаняна. – Алма-Ата, 1992.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М.: Просвещение, 1990.
Источник