Закономерности роста и развития ребенка понятие об акселерации
1.3. Акселерация роста и развития
Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации наблюдается прежде всего в экономически развитых странах.
Термин «акселерация» был введен в научный обиход Е. Кохом. Большинство исследователей под акселерацией понимали ускорение в основном физического развития детей и подростков. Впоследствии это понятие было существенно расширено. Акселерацией стали называть увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки.
Традиционно длина тела, объем груди и масса тела рассматривались как наиболее важные признаки физического развития. Но, учитывая, что морфологические особенности организма тесно связаны с его функциональной деятельностью, ряд авторов в качестве признаков физического развития стали рассматривать жизненную емкость легких, силу отдельных мышечных групп, степень окостенения скелета (в частности, кисти), прорезывание и смену зубов, степень полового созревания. Кроме того, к существенным признакам стали относить и пропорции тела.
В настоящее время понятие акселерации стало столь широким, что, имея в виду акселерацию, говорят как об ускорении физического развития детей и подростков, так и об увеличении размеров тела взрослых, более позднем наступлении климакса. Поэтому нередко пользуются таким понятием, как секулярный тренд (вековая тенденция), понимая под ним тенденцию, которая наблюдается примерно в течение века, к ускорению физического развития всего организма – от внутриутробного периода до взрослого состояния.
Наиболее заметно акселерация проявилась у детей во второй половине ХХ в. Так, масса тела стала удваиваться в более раннем возрасте (в 1965–1973 гг. – в 4–5 месяцев, в 1940–1941 гг. – в 5–6 месяцев). Происходила более ранняя смена молочных зубов на постоянные (в 1984 г. – с 5–6 лет, в 1953 г. – с 6–7 лет). Сдвинулись сроки полового созревания. Так, возраст наступления менструаций в ХХ в. уменьшался каждые 10 лет примерно на четыре месяца и в 1974 г. составил в среднем 12,7 лет. Происходило ускорение развития вторичных половых признаков. У детей и подростков наблюдалась более ранняя морфологическая стабилизация. Весь процесс окостенения заканчивался у мальчиков на два, a y девочек на три года раньше, чем в 1930-е гг.
В связи с акселерацией раньше происходит и завершение роста. В 16–17 лет у девушек и в 18–19 лет у юношей завершается окостенение длинных трубчатых костей и прекращается рост в длину. Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см, а девочки – на 14,8 см. Таким образом, в результате ускоренного развития детей и подростков наблюдается достижение ими более высоких показателей физического развития.
Необходимо сказать, что имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет. У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года.
Причины акселерации. До настоящего времени не сформировано единой общепринятой точки зрения на происхождение процесса акселерации, хотя выдвинуто немало гипотез и предположений.
Так, большинство ученых считают определяющим фактором во всех сдвигах развития изменения в питании. Они связывают акселерацию с увеличением содержания в пище полноценных белков и натуральных жиров, а также с более регулярным потреблением овощей и фруктов в течение года, усиленной витаминизацией организма матери и ребенка.
Существует гелиогенная теория акселерации. В ней немаловажная роль отводится воздействию на ребенка солнечных лучей: считается, что дети в настоящее время больше подвергаются воздействию солнечной радиации. Однако этот довод кажется недостаточно убедительным, так как процесс акселерации в северных странах идет не меньшими темпами, чем в южных.
Имеется точка зрения о связи акселерации с изменением климата: считается, что влажный и теплый воздух замедляет процесс роста и развития, а прохладный сухой климат способствует потере тепла организмом, что якобы и стимулирует рост. Кроме того, есть данные и о стимулирующем воздействии на организм малых доз ионизирующих излучений.
Некоторые ученые в числе важных причин акселерации называют обусловленное достижениями медицины общее снижение заболеваемости в младенчестве и детстве вкупе с улучшением питания. Очевидно также, что появлению многих новых факторов воздействия на человека способствуют развитие науки и технический прогресс, причем свойства этих факторов и особенности их воздействия на организм еще мало изучены (речь идет о химических веществах, используемых в промышленности, сельском хозяйстве, быту, новых лекарственных средствах и др.). Некоторые исследователи значительную роль в акселерации отводят новым формам и методам воспитания и образования, спорту, физкультуре.
Связывают акселерацию и с негативным воздействием темпов современной городской жизни. Это и обильное искусственное освещение (включая рекламу); стимулирующее воздействие электромагнитных колебаний, возникающих при работе теле– и радиостанций; городской шум, движение транспорта; влияние радио, кино и телевидения на раннее интеллектуальное, особенно сексуальное, развитие.
Технический прогресс в экономически развитых странах привел к концентрации населения в больших городах. Развитие транспорта и связи сократило расстояния, ранее казавшиеся очень значительными. Усилилась миграция населения. Расширилась география брака, рушится генетическая изоляция. Это создает благоприятную почву для изменения наследственности. Молодое поколение становится выше ростом и созревает раньше своих родителей.
Акселерация является предметом изучения не только биологии и медицины, но и педагогики, психологии и социологии. Так, специалисты отмечают некоторый разрыв между биологической и социальной зрелостью молодых людей, при этом первая наступает раньше. В связи с этим встает ряд вопросов перед медицинской теорией и практикой. Например, появилась необходимость в определении новых норм трудовой и физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Гормон роста
Стратегию конструирования новых белков путем замены функциональных доменов или с помощью направленного мутагенеза можно использовать для усиления или ослабления биологического свойства белка. Например, нативный гормон роста человека (ГРЧ) связывается в
3. Способы роста ооцитов
Когда гоноциты попадают в половые железы, их не всегда можно отличить от соматических клеток — клеток стенки железы, между которыми они встраиваются. Но вот после ряда делений будущие женские половые клетки вступают на путь образования яйца. С
Определение темпа роста рыб
Рост животных тесно связан с их возрастом. Зная быстроту роста рыб, можно устанавливать годовые приросты веса, выяснять, в каком возрасте рыба растет лучше, в каком хуже.Известно, что все рыбы интенсивнее растут в первые годы жизни, что в год
Гормон роста
В книге «Секреты эндокринологии» рассказывается о знаменитых гигантах и карликах, а также приводятся любопытные своеобразные «рекорды», связанные с самым маленьким и самым большим ростом в мире. Самым высоким человеком во второй половине XX века был
2.1. Наследственность и ее роль в процессах роста и развития
Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей
3.5. Особенности роста костей черепа
Череп – это скелет головы. В соответствии с особенностями развития, строения и функций различают два отдела черепа: мозговой и лицевой (висцеральный). Мозговой отдел черепа образует полость, внутри которой располагается головной мозг.
Компенсация и экономия роста.
Жоффруа старший и Гёте почти одновременно провозгласили свой закон компенсации или уравновешивания роста, который Гёте выразил так: «Природа вынуждена экономить в одном направлении, чтобы расходовать в другом». Я полагаю, что это до
Какое растение является рекордсменом по скорости роста?
Самым быстрорастущим растением является бамбук (Bambusa). Скорость его роста может достигать 75 сантиметров в сутки. Рекордсменом по скорости роста среди деревьев считают эвкалипт (Eucalyptus deglupta), растущий на Новой Гвинее.
8.5.6. Темпы роста популяции
Графики роста числа членов любой природной популяции в новых для нее условиях сильно отличаются от экспоненты. Кривая после подъема разной степени крутизны поворачивает параллельно горизонтальной оси, чем знаменует установление некоторой
Гены, вступающие в действие на более поздних стадиях развития и в процессе роста
Ясно, что мутации генов, непосредственно определяющих морфогенетические пути, в особенности тех генов, которые действуют на ранних стадиях, могут вызывать чрезвычайно резкие изменения
5. Теория стадийного развития и особенности развития животных
В основе управления развитием организмов лежит теория стадийного развития, которую сформулировал академик Т. Д. Лысенко, исходя из работы И. В. Мичурина и многочисленных собственных исследований.Несмотря на
Источник
Главная
особенность организма ребенка — это
состояние непрерывного роста и развития.
Постоянно происходят количественные
(рост) и качественные (развитие) изменения.
Особенности
роста и развития детского организма
обусловлены половыми различиями.
Отмечается наличие так называемых
критических периодов развития, когда
организм наиболее чувствителен к
неблагоприятным воздействиям. К ним
относятся периоды новорожденное, время
первого прикорма и переход на новые
виды пищи, начало самостоятельной
ходьбы, возраст 6—7 лет, период полового
созревания: 12—13 лет (девочки), 14—15 лет
(мальчики).
Неравномерно
возрастает рост. Интенсивный рост тела
в длину наблюдается в первый год жизни
и в период полового созревания (12—15
лет). Неравномерность роста отдельных
частей тела изменяет его пропорции.
К
закономерностям роста и развития
относятся половые различия. Период
полового созревания наступает
неодновременно: у девочек раньше, у
мальчиков позже. Половые различия
проявляются не только в темпах роста и
развития, но и в деятельности нервной,
эндокринной и других систем организма,
они определяют разницу между мальчиками
и девочками в поведении, интересах.
Организм
ребенка с момента рождения испытывает
множество разнообразных воздействий.
Некоторые из них имеют чрезвычайно
важное значение для его роста и развития
(например, биологические ритмы,
двигательная активность).
Известно,
что все жизненные процессы в организме
протекают ритмично. В определенном
ритме работают сердце, легкие, печень,
почки, ритмично изменяется температура
тела, электрическая активность головного
мозга. Несмотря на то что каждый
физиологический процесс имеет свой
ритм, все они подчинены единому суточному
ритму, который формируется под влиянием
гелиофизических и социальных сигналов.
К первым относятся смена дня и ночи,
суточные колебания температуры, влажности
воздуха, атмосферного давления и др.,
ко вторым — режим дня, характер
деятельности и т.д.
Важным
фактором роста и развития ребенка
является оптимальная двигательная
активность . Если она систематически
удовлетворяется, то организм растет и
развивается нормально. Недостаточная
двигательная активность (гиподинамия
или гипокинезия) способствует формированию
различных видов патологии у детей и
подростков (например, ожирение, болезни
органов пищеварения, сердечно-сосудистой
системы, опорно-двигательного аппарата,
органа зрения и др.).
Чтобы
правильно организовать медицинское
наблюдение за детьми и подростками, за
учебно-воспитательным процессом,
необходимо разделить отдельные возрастные
периоды, в пределах которых рост,
развитие, физиологические особенности
организма тождественны, а реакция на
воздействие факторов относительно
однотипна (возрастная периодизация).
1)
период новорожденное (от рождения до
10 дней);
2)
грудной возраст (от 10 дней до 1 года);
3)
раннее детство, (от 1 года до 3 лет);
4)
первое детство (от 4 до 7 лет);
5)
второе детство (от 8 до 12 лет мальчики,
от 8 до 11 лет девочки);
6)
подростковый возраст (от 13 до 16 лет
мальчики, от 12 до 15 лет девочки);
7)
юношеский возраст (от 17 лет до 21 года
юноши, От 16 до 20 лет девушки).
В
гигиене детей и подростков целесообразным
считается деление на периоды с учетом
совокупности анатомо-физиологических
особенностей организма и условий жизни,
воспитания и обучения.
Различают
следующие возрастные периоды: 1)
преддошкольный возраст — до 3 лет; 2)
дошкольный возраст — 3—6(7)
лет; 3) школьный
возраст:
Период
новорожденности: длится до 10 дней и
характеризуется процессами приспособления
организма ребенка к новым условиям
внеутробного существования. В данный
период основные функции организма
находятся в состоянии неустойчивого
равновесия. Это связано с морфологической
и функциональной незаконченностью
строения органов и систем и в первую
очередь нервной системы. Проявлением
незавершенности развития организма
новорожденного являются различные
функциональные сдвиги: в первые 2—4 дня
наблюдается снижение массы тела (на
6—10%); желтушное окрашивание, связанное
с временной недостаточностью деятельности
печени и усиленным распадом эритроцитов;
недостаточная терморегуляция.
Грудной
возраст. У детей в данный период отмечается
наибольшая интенсивность роста и
развития. Длина тела увеличивается
примерно в 1,5 раза, а масса — в 3 раза. С
6 мес начинают прорезываться зубы.
Наблюдается быстрый темп нервно-психического
развития: с первых месяцев развивается
деятельность всех органов чувств,
формируются положительные эмоции. К
году ребенок может самостоятельно
ходить, формируются подготовительные
этапы развития речи, начинается развитие
высших психических функций: внимания,
памяти, мышления.
Раннее
детство: длится от 1 года до 3 лет. На
2—3-м году жизни заканчивается прорезывание
молочных зубов. После 2 лет абсолютные
и относительные величины ежегодного,
прироста размеров тела быстро уменьшаются.
Второй год жизни ребенка особо выделяется
в раннем детстве в связи с началом
формирования сложных функций мозга,
быстрым развитием речи (запас слов
достигает 200—300). Быстрый темп
морфологического и функционального
развития всех органов и систем,
незавершенность иммунитета в этот
период способствуют тому, что дети могут
Заболеть в результате самых незначительных
нарушений в питании и гигиеническом
уходе.
Первое
детство (дошкольный возраст от 3 до 6—7
лет). характерен более медленный темп
роста. Увеличение длины тела в год
составляет в среднем 5—8 см, массы тела
около 2 кг. В этот период мальчики и
девочки почти не отличаются друг от
друга по размерам и форме тела. Начиная
с 6 лет появляются первые постоянные
зубы.
Второе
детство. В этот период выявляются половые
различия в размерах и форме тела,
начинается усиленный рост тела в длину.
Темпы роста у девочек выше, чем у
мальчиков, так как половое созревание
у девочек начинается в среднем на 2 года
раньше. В период второго детства
повышается секреция половых гормонов
(особенно у девочек), в результате чего
начинают развиваться вторичные половые
признаки. Последовательность появления
вторичных половых признаков довольно
постоянна: у девочек сначала формируются
молочные железы, затем появляются волосы
на лобке, в подмышечных впадинах (половые
органы развиваются одновременно с
формированием молочных желез). В гораздо
меньшей степени процесс полового
созревания выражен у мальчиков.
Подростковый
возраст. Он продолжается у мальчиков с
13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. У
мальчиков к началу подросткового периода
только начинается половое созревание,
у девочек оно уже завершается. В этот
период наблюдается дальнейшее увеличение
скорости роста, который касается всех
размеров тела.
В
подростковом возрасте происходит
перестройка основных физиологических
систем организма К концу периода основные
функциональные характеристики подростков
приближаются к таковым взрослого. У
мальчиков особенно интенсивно развивается
мышечная система. Наиболее четким
показателем степени полового созревания
женского организма является первая
менструация, появление которой
свидетельствует об относительной
зрелости матки
Юношеский
возраст. В этот период в основном
заканчивается процесс роста и формирования
организма и все основные размеры тела
достигают окончательной величины
взрослого.
Фактором,
оказывающим определенное влияние на
особенности развития детей и подростков,
является акселерация — ускорение роста
и развития.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Çàêîíîìåðíîñòè ðîñòà è ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà ðåá¸íêà: ãåòåðîõðîííîå ðàçâèòèå â âèäå ðåòàðäàöèè, àêñåëåðàöèè è ñðåäíèõ òåìïîâ êàñàòåëüíî ôèçè÷åñêîãî, óìñòâåííîãî è ïîëîâîãî ðàçâèòèÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ. Îðãàíèçì êàê öåëîå, çàêîíîìåðíîñòè åãî ðîñòà è ðàçâèòèÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ìàãíèòîãîðñêèé Ãîñóäàðñòâåííûé Èíñòèòóò
ÐÅÔÅÐÀÒ
Îáùèå çàêîíîìåðíîñòè ðîñòà è ðàçâèòèÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ
Âûïîëíèë ñòóäåíò ç.î. ãð. 52
Ìîë÷àíîâà À.À.
Ìàãíèòîãîðñê, 2012
Ñîäåðæàíèå
1. Çàêîíîìåðíîñòè ðîñòà è ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà (ãåòåðîõðîííîñòü, àêñåëåðàöèÿ)
2. Îðãàíèçì êàê öåëîå
3. Ïîíÿòèå î ðîñòå è ðàçâèòèè
4. Îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè ðîñòà è ðàçâèòèÿ
5. Âîçðàñòíàÿ ïåðèîäèçàöèÿ. Ïåðèîäû ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà
Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû
1. Çàêîíîìåðíîñòè ðîñòà è ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà
Îñîáåííîñòüþ ñîâðåìåííîãî ïîêîëåíèÿ ÿâëÿåòñÿ ãåòåðîõðîííîå ðàçâèòèå.
Ãåòåðîõðîííîñòü — íåðàâíîìåðíîñòü ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ÷åëîâåêà íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè. Íàïðèìåð, â ïåðèîä ðàííåé âçðîñëîñòè (18-21 ãîä) óðîâåíü îäíèõ ôóíêöèé ïîâûøàåòñÿ (îáúåì ïîëÿ çðåíèÿ, ãëàçîìåð, êîíñòàíòíîñòü îïîçíàíèÿ, äèôôåðåíöèðîâàííîå óçíàâàíèå, ïðîñòðàíñòâåííîå ïðåäñòàâëåíèå, âíèìàíèå), äðóãèõ — ïîíèæàåòñÿ (îñòðîòà çðåíèÿ, êðàòêîâðåìåííàÿ ïàìÿòü), óðîâåíü òðåòüèõ îñòàåòñÿ ñòàáèëüíûì (íàáëþäàòåëüíîñòü)1. Ïîñëå 30-35 ëåò îòìå÷àåòñÿ ïîñòåïåííîå ñíèæåíèå íåâåðáàëüíûõ ôóíêöèé, ÷òî êàñàåòñÿ âåðáàëüíûõ, òî îíè èìåííî ñ ýòîãî ïåðèîäà ïðîãðåññèðóþò íàèáîëåå èíòåíñèâíî, äîñòèãàÿ âûñîêîãî óðîâíÿ ïîñëå 40-45 ëåò.
Ãåòåðîõðîííîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â òðåõ âèäàõ:
à) Ðåòàðäàöèÿ — ïðîöåññ çàìåäëåííîãî ðàçâèòèÿ èëè îòñòàâàíèÿ â òåìïàõ ðàçâèòèÿ, ïî ñðàâíåíèþ ñî ñâîèìè ñâåðñòíèêàìè.
á) Ñðåäíèé òåìï ðàçâèòèÿ.
â) Àêñåëåðàöèÿ — ïðîöåññ îïåðåæàþùåãî èëè óñêîðåííîãî ðàçâèòèÿ ïî ñðàâíåíèþ ñî ñâîèìè ñâåðñòíèêàìè.
Àêñåëåðàöèÿ (îò ëàò. acseleratio — óñêîðåíèå) — ýòî óñêîðåííîå ôèçè÷åñêîå è îò÷àñòè ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå â äåòñêîì è ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå. Áèîëîãè ñâÿçûâàþò àêñåëåðàöèþ ñ ôèçèîëîãè÷åñêèì ñîçðåâàíèåì îðãàíèçìà, ïñèõîëîãè — ñ ðàçâèòèåì ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, à ïåäàãîãè — ñ èíòåëëåêòóàëüíûì ðàçâèòèåì è ñîöèàëèçàöèåé ëè÷íîñòè.
Äî ïîÿâëåíèÿ àêñåëåðàöèè â 50—60-å ãã. XX â. ôèçè÷åñêîå è äóõîâíîå ðàçâèòèå äåòåé è ïîäðîñòêîâ áûëî ñáàëàíñèðîâàííûì.
Íà ðèñ. Ýòî ïîêàçûâàåò êðèâàÿ 1, âûðàæàþùàÿ îáùóþ òåíäåíöèþ íîðìàëüíîãî ôèçèîëîãè÷åñêîãî è ñîöèàëüíîãî ñîçðåâàíèÿ.
 ðåçóëüòàòå àêñåëåðàöèè, íàñòóïèâøåé â ñåðåäèíå 70-õ ãã., ôèçèîëîãè÷åñêîå ñîçðåâàíèå îðãàíèçìà (êðèâàÿ 2) íà÷èíàåò îïåðåæàòü òåìïû óìñòâåííîãî, ïñèõè÷åñêîãî, ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ (êðèâàÿ 3). Îáðàçóåòñÿ íåñîîòâåòñòâèå, êîòîðîå ìîæíî âûðàçèòü òàê: òåëî ðàñòåò áûñòðåå, ÷åì ñîçðåâàþò ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè, ÿâëÿþùèåñÿ îñíîâîé èíòåëëåêòóàëüíûõ, ñîöèàëüíûõ íðàâñòâåííûõ êà÷åñòâ.
Ê 13— 15 ãîäàì ó äåâî÷åê, à ê 14—16 ó ìàëü÷èêîâ, ôèçèîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå îðãàíèçìà â îñíîâíîì çàâåðøàåòñÿ è ïî÷òè äîñòèãàåò óðîâíÿ âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, ÷åãî íåëüçÿ ñêàçàòü î äóõîâíîì ðàçâèòèè. Âûðîñøèé îðãàíèçì òðåáóåò óäîâëåòâîðåíèÿ âñåõ «âçðîñëûõ» ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïîòðåáíîñòåé, â òîì ÷èñëå ïîëîâûõ, íî ñîöèàëüíîå ðàçâèòèå îòñòàåò è âñòóïàåò â êîíôëèêò ñ áóðíî ïðîãðåññèðóþùåé ôèçèîëîãèåé. Âîçíèêàþùåå íàïðÿæåíèå ïðèâîäèò ê çíà÷èòåëüíûì ïñèõîëîãè÷åñêèì ïåðåãðóçêàì, ïîäðîñòîê èùåò ïóòè åãî óñòðàíåíèÿ è âûáèðàåò òàêèå, êîòîðûå ïîäñêàçûâàåò åãî íåîêðåïøèé óì.  ýòîì îñíîâíûå ïðîòèâîðå÷èÿ àêñåëåðàöèè, ñîçäàþùåé íåìàëî òðóäíîñòåé êàê äëÿ ñàìèõ ïîäðîñòêîâ, íå óìåþùèõ ñîâëàäàòü ñ ïðîèñõîäÿùèìè â íèõ ïåðåìåíàìè, òàê è äëÿ âçðîñëûõ — ðîäèòåëåé, ó÷èòåëåé, âîñïèòàòåëåé.
Ñðåäè îñíîâíûõ ïðè÷èí àêñåëåðàöèè âûäåëÿþòñÿ:
· îáùèå òåìïû óñêîðåíèÿ æèçíè,
· óëó÷øåíèå ìàòåðèàëüíûõ óñëîâèé,
· ïîâûøåíèå êà÷åñòâà ïèòàíèÿ è ìåäèöèíñêîãî îáñëóæèâàíèÿ,
· óëó÷øåíèå óõîäà çà äåòüìè â ðàííåì âîçðàñòå,
· èñêîðåíåíèå ìíîãèõ òÿæåëûõ äåòñêèõ íåäóãîâ.
· ðàäèîàêòèâíîå çàãðÿçíåíèå ñðåäû îáèòàíèÿ ÷åëîâåêà, âåäóùåå íà ïåðâûõ ïîðàõ ê óñêîðåíèþ ðîñòà, à ñî âðåìåíåì, êàê ïîêàçûâàþò îïûòû ñ ðàñòåíèÿìè è æèâîòíûìè, ê îñëàáëåíèþ ãåíîôîíäà;
· óìåíüøåíèå êîëè÷åñòâà êèñëîðîäà â àòìîñôåðå, ÷òî âëå÷åò çà ñîáîé ðàñøèðåíèå ãðóäíîé êëåòêè, à çàòåì è ðîñò âñåãî îðãàíèçìà.
Âåðîÿòíåå âñåãî, àêñåëåðàöèÿ îáóñëîâëåíà êîìïëåêñíûì âîçäåéñòâèåì ìíîãèõ ôàêòîðîâ.
Ñ ñåðåäèíû 80-õ ãã. àêñåëåðàöèÿ âî âñåì ìèðå ïîøëà íà óáûëü, òåìïû ôèçèîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ íåñêîëüêî óïàëè.
Ãåòåðîõðîííîñòü êàñàåòñÿ ôèçè÷åñêîãî, óìñòâåííîãî è ïîëîâîãî ðàçâèòèÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ. Ýòî ïðèâîäèò â ðÿäå ñëó÷àåâ ê ïðîÿâëåíèþ íåñîîòâåòñòâèÿ ïàñïîðòíîãî è áèîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà è òðåáóåò ðåàëèçàöèè îñíîâíîãî ïðèíöèïà ïåäàãîãèêè èíäèâèäóàëèçàöèè è äèôôåðåíöèàöèè ïîäõîäà ê ïðîöåññó îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ. Ó÷èòåëü äîëæåí çíàòü óðîâåíü êàæäîãî ó÷åíèêà, è ñîîòâåòñòâåííî çíàòü çàêîíîìåðíîñòè ðîñòà è ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà.
2. Îðãàíèçì êàê öåëîå
Îðãàíèçì ÷åëîâåêà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíåéøóþ ñèñòåìó èåðàðõè÷åñêè (ñîïîä÷èíåíî) îðãàíèçîâàííûõ ïîäñèñòåì è ñèñòåìíî îáúåäèíåííûõ îáùíîñòüþ ñòðîåíèÿ è âûïîëíÿåìîé ôóíêöèåé.
Ýëåìåíòîì ÿâëÿåòñÿ êëåòêà.  îðãàíèçìå ÷åëîâåêà áîëåå 100 òðèëëèîíîâ êëåòîê. Êëåòêè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ìèêðîñèñòåìó, îòëè÷àþùóþñÿ ñëîæíîé ñòðóêòóðíî-ôóíêöèîíàëüíîé îðãàíèçàöèåé è ìíîãîñòîðîííèì âçàèìîäåéñòâèåì ñ äðóãèìè êëåòêàìè.
Ñîâîêóïíîñòü êëåòîê, ñõîäíûõ ïî ïðîèñõîæäåíèþ, ñòðîåíèþ è ôóíêöèè, îáðàçóåò òêàíü.
Îñíîâíûå òèïû òêàíåé:
· ýïèòåëèàëüíàÿ,
· ñîåäèíèòåëüíàÿ,
· êîñòíàÿ,
· ìûøå÷íàÿ
· íåðâíàÿ.
Êàæäàÿ èç òêàíåé âûïîëíÿåò îïðåäåëåííóþ ôóíêöèþ è îáëàäàåò ñïåöèôè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè. Íàïðèìåð, õàðàêòåðíûì ñâîéñòâîì ìûøå÷íîé òêàíè ÿâëÿåòñÿ ñîêðàòèìîñòü, íåðâíîé òêàíè -âîçáóäèìîñòü è ïðîâîäèìîñòü.
Òêàíè îáðàçóþò îðãàíû. Îðãàíû çàíèìàåò â òåëå ïîñòîÿííîå ïîëîæåíèå, èìåþò îñîáîå ñòðîåíèå è âûïîëíÿþò îïðåäåëåííóþ ôóíêöèþ. Òàê, ñåðäöå èãðàåò ðîëü íàñîñà è îáåñïå÷èâàåò ïîñòóïëåíèå êðîâè âî âñå îðãàíû è òêàíè; ïî÷êè îñóùåñòâëÿþò âûäåëåíèå êîíå÷íûõ ïðîäóêòîâ îáìåíà âåùåñòâ; ëåãêèå îñóùåñòâëÿþò ãàçîîáìåí îðãàíèçìà ñ âíåøíåé ñðåäîé, îáåñïå÷èâàÿ îðãàíèçì êèñëîðîäîì è ò.ä. Îðãàí ñîñòîèò èç íåñêîëüêèõ âèäîâ òêàíåé, íî îäíà èç íèõ âñåãäà ïðåîáëàäàåò è îïðåäåëÿåò åãî ãëàâíóþ âåäóùóþ ôóíêöèþ.
Îðãàíû, ñîâìåñòíî âûïîëíÿþùèå îïðåäåëåííóþ ôóíêöèþ, îáðàçóþò ñèñòåìó îðãàíîâ. Íàïðèìåð, ñëþííàÿ æåëåçà, æåëóäîê, ïå÷åíü, ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà, êèøå÷íèê îáúåäèíåíû â ñèñòåìó ïèùåâàðåíèÿ, ñåðäöå è ñîñóäû — â ñèñòåìó êðîâîîáðàùåíèÿ.
Äåÿòåëüíîñòü âñåõ ñòðóêòóð îðãàíèçìà, íà÷èíàÿ ñ êëåòêè è êîí÷àÿ ñèñòåìîé îðãàíîâ, ñîãëàñîâàííà è ïîä÷èíåíà åäèíîìó öåëîìó. Êàæäàÿ ñòðóêòóðíàÿ åäèíèöà âíîñèò ñâîé âêëàä â ôóíêöèîíèðîâàíèå îðãàíèçìà, íî îðãàíèçì — íå ñóììà îòäåëüíûõ ñòðóêòóð, à åäèíîå öåëîå è êàê öåëîå ïðèîáðåòàåò ñâîè îñîáûå ñâîéñòâà. Îñóùåñòâëÿåò ñâîþ æèçíåäåÿòåëüíîñòü è âçàèìîäåéñòâóåò ñî ñðåäîé.
Ôóíêöèè öåëîñòíîãî îðãàíèçìà îñóùåñòâëÿþòñÿ òîëüêî ïðè òåñíîì âçàèìîäåéñòâèè ñî ñðåäîé. Îðãàíèçì ðåàãèðóåò íà ñðåäó è èñïîëüçóåò å¸ ôàêòîðû äëÿ ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ. Îñíîâîïîëîæíèê ôèçèîëîãèè È.Ë. Ñå÷åíîâ â íàó÷íîå îïðåäåëåíèå îðãàíèçìà âêëþ÷àë è ñðåäó, âëèÿþùóþ íà íåãî. Ôèçèîëîãèÿ öåëîñòíîãî îðãàíèçìà èçó÷àåò íå òîëüêî âíóòðåííèå ìåõàíèçìû ðåãóëÿöèè ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, íî è ìåõàíèçìû, îáåñïå÷èâàþùèå âçàèìîäåéñòâèå è åäèíñòâî îðãàíèçìà ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé Îðãàíèçì,- ïèñàë È.Ì. Ñå÷åíîâ, áåç âíåøíåé ñðåäû, ïîääåðæèâàþùåé åãî ñóùåñòâîâàíèå, íåâîçìîæåí, ïîýòîìó â íàó÷íîå îïðåäåëåíèå îðãàíèçìà äîëæíà âõîäèòü è ñðåäà, âëèÿþùàÿ íà íåãî, òàê êàê áåç ïîñëåäíåé ñóùåñòâîâàíèå îðãàíèçìà íåâîçìîæíî Îäíàêî îðãàíèçì çàâèñèì íå òîëüêî îò âíåøíåé ñðåäû, íî è îò ôóíêöèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè åãî, îðãàíîâ, è ñèñòåì. Âñå ïðîöåññû æèçíåäåÿòåëüíîñòè îðãàíèçìà ìîãóò îñóùåñòâëÿòüñÿ òîëüêî ïðè óñëîâèè ñîõðàíåíèÿ îòíîñèòåëüíîãî ïîñòîÿíñòâà âíóòðåííåé ñðåäû îðãàíèçìà. Ê âíóòðåííåé ñðåäå îðãàíèçìà îòíîñÿò êðîâü, ëèìôó è òêàíåâóþ æèäêîñòü, ñ êîòîðîé êëåòêè íåïîñðåäñòâåííî ñîïðèêàñàþòñÿ.
Ñïîñîáíîñòü ñîõðàíÿòü ïîñòîÿíñòâî õèìè÷åñêîãî ñîñòàâà è ôèçèêî-õèìè÷åñêèõ ñâîéñòâ âíóòðåííåé ñðåäû íàçûâàåòñÿ ãîìåîñòàçîì. Ýòî ïîñòîÿíñòâî ïîääåðæèâàåòñÿ íåïðåðûâíîé ðàáîòîé ñèñòåì îðãàíîâ êðîâîîáðàùåíèÿ, äûõàíèÿ, ïèùåâàðåíèÿ, âûäåëåíèÿ è äð., âûäåëåíèåì â êðîâü áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ, îáåñïå÷èâàþùèõ âçàèìîäåéñòâèå êëåòîê è îðãàíîâ.
 îðãàíèçìå íåïðåðûâíî ïðîèñõîäÿò ïðîöåññû ñàìîðåãóëÿöèè ôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé, ñîçäàþùèå íåîáõîäèìûå äëÿ ñóùåñòâîâàíèÿ îðãàíèçìà óñëîâèÿ.
Ñàìîðåãóëÿöèÿ- ñâîéñòâî áèîëîãè÷åñêèõ ñèñòåì óñòàíàâëèâàòü è ïîääåðæèâàòü íà îïðåäåëåííîì îòíîñèòåëüíî ïîñòîÿííîì óðîâíå òå èëè èíûå ôèçèîëîãè÷åñêèå èëè äðóãèå áèîëîãè÷åñêèå ïîêàçàòåëè.
Ãóìîðàëüíàÿ ðåãóëÿöèÿ — îäèí èç ìåõàíèçìîâ êîîðäèíàöèè ïðîöåññîâ æèçíåäåÿòåëüíîñòè â îñóùåñòâëÿåìîé ÷åðåç æèäêèå ñðåäû îðãàíèçìà /êðîâü, ëèìôó, òêàíåâóþ æèäêîñòü/ ñ ïîìîùüþ áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ âåùåñòâ, âûäåëÿåìûõ êëåòêàìè, òêàíÿìè è îðãàíàìè.
Ïåðâîñòåïåííóþ ðîëü èãðàåò íåðâíàÿ ðåãóëÿöèÿ, êîòîðàÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ íåðâíîé ñèñòåìîé.
Íåðâíàÿ ñèñòåìà îáúåäèíÿåò è ñâÿçûâàåò âñå êëåòêè è îðãàíû â åäèíîå öåëîå, ìåíÿåò è ðåãóëèðóåò èõ äåÿòåëüíîñòü, îñóùåñòâëÿåò ñâÿçü îðãàíèçìà ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé. Öåíòðàëüíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà è å¸ âåäóùèé îòäåë — êîðà áîëüøèõ ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà, âåñüìà òîíêî è òî÷íî âîñïðèíèìàÿ èçìåíåíèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû, à òàêæå âíóòðåííåãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà, ñâîåé äåÿòåëüíîñòüþ îáåñïå÷èâàþò ðàçâèòèå è ïðèñïîñîáëåíèå îðãàíèçìà ê ïîñòîÿííî ìåíÿþùèéñÿ óñëîâèÿì ñóùåñòâîâàíèÿ.
3. Ïîíÿòèå î ðîñòå è ðàçâèòèè
Ïðîöåññû ðîñòà è ðàçâèòèÿ ÿâëÿþòñÿ, îáùåáèîëîãè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè æèâîé ìàòåðèé. Ðîñò è ðàçâèòèå ÷åëîâåêà, íà÷èíàþùèåñÿ ñ ìîìåíòà îïëîäîòâîðåíèÿ ÿéöåêëåòêè ïðåäîñòàâëÿþò ñîáîé íåïðåðûâíûé ïîñòóïàòåëüíûé ïðîöåññ, ïðîòåêàþùèé â òå÷åíèå âñåé åãî æèçíè. Ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ïðîòåêàåò ñêà÷êîîáðàçíî. Ðàçíèöà- ìåæäó îòåëüíûìè ýòàïàìè, èëè ïåðèîäàìè æèçíè, ñâîäèòñÿ íå òîëüêî ê êîëè÷åñòâåííûì, íî è êà÷åñòâåííûì èçìåíåíèÿì.
Íàëè÷èå âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé â ñòðîåíèè èëè äåÿòåëüíîñòè òåõ èëè èíûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñèñòåì íè êîåé ìåðå íå ìîæåò ÿâëÿòüñÿ ñâèäåòåëüñòâîì íåïîëíîöåííîñòè îðãàíèçìà ðåáåíêà íà îòäåëüíûõ âîçðàñòíûõ ýòàïàõ. Èìåííî êîìïëåêñîì ïîäîáíûõ îñîáåííîñòåé õàðàêòåðèçóåòñÿ òîò èëè äðóãîé âîçðàñò.
Ïîä ðàçâèòèåì â øèðîêîì ñìûñëå ñëîâà ñëåäóåò ïîíèìàòü ïðîöåññ êîëè÷åñòâåííûõ è êà÷åñòâåííûõ èçìåíåíèé, ïðîèñõîäÿùèõ â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà, ïðèâîäÿùèõ ê ïîâûøåíèþ óðîâíåé ñëîæíîñòè îðãàíèçàöèè è âçàèìîäåéñòâèÿ âñåõ åãî ñèñòåì,
Ðàçâèòèå âêëþ÷àåò â ñåáÿ òðè îñíîâíûõ ôàêòîðà:
· ðîñò,
· äèôôåðåíöèðîâêó îðãàíîâ è òêàíåé,
· ôîðìîáðàçîâàíèå (ïðèîáðåòåíèå îðãàíèçìîì õàðàêòåðíûõ, ïðèñóùèõ åìó ôîðì.)
Îíè íàõîäÿòñÿ ìåæäó ñîáîé â òåñíîé âçàèìîñâÿçè è âçàèìîçàâèñèìîñòè.
Îäíîé èç îñíîâíûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ïðîöåññà ðàçâèòèÿ , îòëè÷àþùåé îðãàíèçì ðåáåíêà îò îðãàíèçìà âçðîñëîãî, ÿâëÿåòñÿ ðîñò, ò.å., êîëè÷åñòâåííûé ïðîöåññ, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ íåïðåðûâíûì óâåëè÷åíèåì ìàññû îðãàíèçìà è ñîïðîâîæäàþùèéñÿ èçìåíåíèåì ÷èñëà åãî êëåòîê èëè èõ ðàçìåðîâ.
 ïðîöåññå ðîñòà óâåëè÷èâàþòñÿ ÷èñëî êëåòîê, òåëåñíàÿ ìàññà è àíòðîïîìåòðè÷åñêèå ïîêàçàòåëè.  îäíèõ îðãàíàõ è òêàíÿõ, òàêèõ êàê êîñòè, ëåãêèå, ðîñò îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî çà ñ÷åò óâåëè÷åíèÿ ÷èñëà êëåòîê, â äðóãèõ /ìûøöû, íåðâíàÿ òêàíü/ ïðåîáëàäàþò ïðîöåññ óâåëè÷åíèÿ ðàçìåðîâ ñàìèõ êëåòîê. Òàêîå îïðåäåëåíèå ïðîöåññà ðîñòà èñêëþ÷àåò òå èçìåíåíèÿ ìàññû è ðàçìåðîâ òåëà, êîòîðûå ìîãóò áûòü îáóñëîâëåíû æèðîîòëîæåíèåì èëè çàäåðæêîé âîäû. Áîëåå òî÷íûé ïîêàçàòåëü ðîñòà îðãàíèçìà — ýòî ïîâûøåíèå â í¸ì îáùåãî êîëè÷åñòâå áåëêà è óâåëè÷åíèå ðàçìåðîâ êîñòåé.
Ðîñò — ýòî êîëè÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå, êîòîðûå èìåþò ìåðó èçìåðåíèÿ (êã, ì ,ñì)
Ðàçâèòèå- ýòî êà÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå, êîòîðûå íå èìåþò ìåðû èçìåðåíèÿ (îöåíèâàþòñÿ èëè èçìåðÿþòñÿ) îòíîñèòåëüíî òîé ãðóïïû â êîòîðîé íàõîäèòñÿ ðåáåíîê).
4. Îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè ðîñòà è ðàçâèòèÿ
ðåá¸íîê îðãàíèçì ðîñò ðàçâèòèå ãåòåðîõðîííûé
Ê âàæíûì çàêîíîìåðíîñòÿì ðîñòà è ðàçâèòèÿ äåòåé îòíîñÿòñÿ íåðàâíîìåðíîñòü è íåïðåðûâíîñòü ðîñà è ðàçâèòèÿ, ãåòåðîõðîíèÿ è ÿâëåíèÿ èíäèâèäóàëüíîãî îïåðåæàþùåãî ñîçðåâàíèÿ æèçíåííî âàæíûõ ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì.
Îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè ðîñòà è ðàçâèòèÿ:
-íåïðåðûâíîñòü
-íåðàâíîìåðíîñòü (èçìåí÷èâîñòü)
-ãåòåðîõðîíîñòü.
-èíäèâèäóàëüíûé òåìï ðàçâèòèÿ /ó÷åò èíäèâèäóàëüíûõ è âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé ðàçâèòèÿ.
5. Âîçðàñòíàÿ ïåðèîäèçàöèÿ. Ïåðèîäû ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà
 ïðîöåññå îíòåãåíåçà îòäåëüíûå îðãàíû è ñèñòåìû ñîçðåâàþò ïîñòåïåííî è çàâåðøàþò ñâîå ðàçâèòèå â ðàçíûå ñðîêè æèçíè. Ýòà ãåðåðîõðîíèÿ ñîçðåâàíèÿ îáóñëàâëèâàåò îñîáåííîñòè ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îðãàíèçìà äåòåé ðàçíîãî âîçðàñòà. Âîçíèêàåò íåîáõîäèìîñòü âûäåëåíèÿ îïðåäåëåííûõ ýòàïîâ èëè ïåðèîäîâ ðàçâèòèÿ. Îñíîâíûìè ýòàïàìè ðàçâèòèÿ ÿâëÿþòñÿ âíóòðèóòðîáíûé è ïîñòíàòàëüíûé, íà÷èíàþùèéñÿ ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ. Âî âðåìÿ âíóòðèóòðîáíîãî ïåðèîäà çàêëàäûâàþòñÿ òêàíè è îðãàíû, ïðîèñõîäèò èõ äèôôåðåíöèðîâêà. Ïîñòíàòàëüíûé ýòàï îõâàòûâàåò âñå äåòñòâî, îí õàðàêòåðèçóåòñÿ ïðîäîëæàþùèìñÿ ñîçðåâàíèåì îðãàíîâ è ñèñòåì, èçìåíåíèÿìè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, çíà÷èòåëüíûìè êà÷åñòâåííûìè èçìåíåíèÿìè è ïåðåñòðîéêàìè ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îðãàíèçìà
Ãåòåðîõðîíèÿ ñîçðåâàíèÿ îðãàíîâ è ñèñòåì â ïîñòíàòàëüíîì îíòîãåíåçå îïðåäåëÿåò ñïåöèôèêó ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé îðãàíèçìà äåòåé ðàçíîãî âîçðàñòà, îñîáåííîñòè åãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñ âíåøíåé ñðåäîé. Ïåðèîäèçàöèÿ ðàçâèòèÿ äåòñêîãî îðãàíèçìà èìååò âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ ïåäàãîãè÷åñêîé ïðàêòèêè è îõðàíû çäîðîâüÿ ðåáåíêà.
Ïåðèîäèçàöèÿ âêëþ÷àåò â ñåáÿ êîìïëåêñ ïðèçíàêîâ, ðàñöåíèâàåìûõ êàê ïîêàçàòåëè áèîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà: ðàçìåðû òåëà è îðãàíîâ, ìàññó, îêîñòåíåíèå ñêåëåòà, ïðîðåçûâàíèå çóáîâ, ðàçâèòèå æåëåç âíóòðåííåé ñåêðåöèè, ñòåïåíü ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ, ìûøå÷íóþ ñèëó. Êàæäûé âîçðàñòíîé ïåðèîä õàðàêòåðèçóåòñÿ ñâîèìè ñïåöèôè÷åñêèìè îñîáåííîñòÿìè. Ïåðåõîä îò îäíîãî âîçðàñòíîãî ïåðèîäà ê ïîñëåäóþùåìó îáîçíà÷àþò êàê ïåðåëîìíûé ýòàï èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, èëè êðèòè÷åñêèé ïåðèîä.
Ïðîäîëæèòåëüíîñòü îòäåëüíûõ âîçðàñòíûõ ïåðèîäîâ â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ïîäâåðæåíà èçìåíåíèÿì. Êàê õðîíîëîãè÷åñêèå ðàìêè âîçðàñòà, òàê è åãî õàðàêòåðèñòèêè îïðåäåëÿþòñÿ ïðåæäå âñåãî ñîöèàëüíûìè ôàêòîðàìè.
Ðàçâèòèå ïðèâîäèò ê ìîðôîëîãè÷åñêèì è ôóíêöèîíàëüíûì èçìåíåíèÿì, à ðîñò — ê óâåëè÷åíèþ ìàññû òêàíåé, îðãàíîâ è âñåãî òåëà. Ïðè íîðìàëüíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà îáà ýòè ïðîöåññà òåñíî âçàèìîñâÿçàíû.
Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïåðèîäèçàöèÿ: | Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïåðèîäèçàöèÿ: | Áèîëîãè÷åñêàÿ ïåðèîäèçàöèÿ: |
0-10 äíåé — íîâîðîæäåííûé 1 ìåñÿö-1 ãîä — ãðóäíîé âîçðàñò. 1-3 ãîäà — ïîëçóíêîâûé âîçðàñò 3-6 ëåò — äîøêîëüíèê 6-11 ëåò — øêîëüíèê 11-15 ëåò — ïóáåðòàòíûé ïåðèîä 15-20 ëåò — þíîøåñêèé ïåðèîä | Äî 1 ãîäà — ìëàäåí÷åñòâî 1-3 ãîäà — ÿñåëüíûé (ïðåääîøêîëüíûé âîçðàñò) 3-6 ëåò — äîøêîëüíûé 6-10 ëåò — ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò 10-15 ëåò — ñðåäíèé øêîëüíûé âîçðàñò 15-18 ëåò — ñòàðøèé øêîëüíûé âîçðàñò | 1-3 ãîäà — ðàíåå äåòñòâî 3-7 ëåò- ïåðâîå äåòñòâî 7-11(12) ëåò-âòîðîå äåòñòâî 11(12)-15 (16) ïîäðîñòêîâûé 15(16)- 20(21) þíîøåñêèé ïåðèîä 20(21)-35 (45)- ïåðâàÿ çðåëîñòü 35(45)-50(60) ëåò- âòîðàÿ çðåëîñòü 50(60)-74 ëåò — ïîæèëîé 74-90 ëåò — ñòàð÷åñêèé 90 ëåò è áîëåå — äîëãîæèòèå. |
Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû
1. Õðèïêîâà À.Ã. , Àíòðîïîâà ì. Â., Ôàðáåð Ä.À. Âîçðàñòíàÿ ôèçèîëîãèÿ è øêîëîíàÿ ãèãèåíà: Ïîñîáèå äëÿ ñòóäåíòîâ ïåä. èí-òîâ — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1990. — 319 ñ.
2. Èðãàøåâ À.Ñ. Âîçðàñòíàÿ ôèçèîëîãèÿ. Òàøêåíò, 1989.
3. Ôàðáåð Ä.À., Êîðíèåíêî, Ñîíüêèí Â.Ä. Ôèçèîëîãèÿ øêîëüíèêà. — Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1990. — 64 ñ.
4. Ñîíèí Í.È., Ñàïèí Ì.Ð. Áèîëîãèÿ 8 êë. ×åëîâåê: Ó÷åá. äëÿ îáùåîáðàçîâàò. ó÷åá. çàâåäåíèé. 2-å èçä, èñïð. — Ì.: Äðîôà, 2000. 216 ñ.
5. Ñàïèí Ì.Ð., Áðûêñèíà Ç.Ã. Àíàòîìèÿ è ôèçèîëîãèÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä ïåä. âóçîâ. — Ì.: Èçä. öåíòð «Àêàäåìèÿ», 2004. — 456 ñ.
6. ×åëîâåê è ñðåäà åãî îáèòàíèÿ. Õðåñòîìàòèÿ / Ïîä ðåä. Ã.Â. Ëèñè÷êèíà, Í.Í. ×åðíîâà. — Ì.: Ìèð. 2003. — 460 ñ
7. Öèôðîâîé Îáðàçîâàòåëüíûé ðåñóðñ pedpsi.ru
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник