Закономерности роста и развития ребенка дошкольного возраста

Закономерности роста и развития ребенка дошкольного возраста thumbnail
Организму детей и подростков свойственна одна характерная особенность — интенсивный процесс роста и развития. Под ростом понимается увеличение массы тканей и органов, т. е. образо­вание новых соединений из поступающих в организм веществ.

Под развитием понимается процесс дифференцировки органов и тканей, их функциональное совершенствование, формирование новых функций и видов деятельности организма. Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообус­ловлены. Это две стороны одного процесса жизнедеятельности организма.

В основе роста и развития организма, так же как и в основе жизни вообще, лежит обмен веществ и энергии, включающий два противоположных процес­са — усвоение (ассимиляцию) и распад (диссимиляцию). В организме детей преобладает процесс усвоения. Если принять интенсивность белкового обмена у 20 -30-летних людей за 100%, то у 6-летних — 230%, у 3-летних -250%.

В организме взрослого человека интенсивность усвоения и распада урав­новешены между собой, а при старении происходит обратное явление — пре­обладает распад.

Исходя из характера обмена веществ и энергии, рост и развитие организ­ма можно условно разделить на три этапа: созревание, зрелость, старение. Хронологически переход от первого этапа ко второму приходится на 20—21 год, а от второго к третьему во многом индивидуален, но в основном приходится в период между 55-65 годами.

Этап созревания организма приходится на детский и подростковый воз­раст. Он является важнейшим на протяжении всей жизни (онтогенеза) чело­века и характеризуется самыми интенсивными обменными процессами и в то же время повышенной чувствительностью растущего организма к услови­ям окружающей среды.

На этом этапе созревания процессам роста и развития организма свой­ственны определенные закономерности.

1) неравномерность темпа роста и развития;

2) неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных ор­ганов и систем;

3) обусловленность роста и развития полом;

4) биологическая надежность функционирования систем организма;

5) обусловленность процессов как генетическими, так и средовыми фак­торами;

6) периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децеле-рация, секулярный тренд).

Процессы роста и развития про­текают непрерывно и носят поступательный характер, но их темп имеет не­линейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы.

Это можно рассмотреть на примере длины тела: наибольший темп увеличе­ния длины тела отмечается в раннем детстве (к концу 1 года на 47%). В возрас­те 4—7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5—7%.

Рост и развитие отдельных органов и систем также происходит неравно­мерно. Например, формирование опорно-двигательного аппарата продолжа­ется на протяжении всего этапа созревания, но наиболее интенсивно — в пер­вые годы жизни.

Следовательно, процесс роста и развития детей идет неравномерно, он имеет поступательный, но неравномерный характер.

Данная закономерность является основанием для правильной группиров­ки детей разного возраста в целях создания научных основ возрастной перио­дизации.

Следует отметить, что, хотя организм ребенка рассматривается как единое целое, его отдельные органы и системы растут и развиваются неодно­временно.

Изучая данную закономерность, известный отечественный физиолог П.К. Анохин выдвинул теорию, суть которой заключается в том, что изби­рательное и ускоренное созревание на разных этапах развития определен­ных структурных образований и функций обеспечивает выживаемость организма.

Возьмем в качестве примера развитие отдельных органов во внутриутробном периоде. Мозг плода интенсивно развивается на 2—10 неделях беременности, сердце — на 3—7 неделях, пищеварительные органы — на 4—12 неделях. Если избирательность отсутствует, то плод становится нежизнеспособным.

Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем на­блюдается и после рождения ребенка. В первые годы его жизни происхо­дит интенсивное нарастание массы головного мозга. У новорожденного масса мозга равна 360—390 г; к концу первого года жизни она увеличивает­ся в 2—2,5 раза, к концу третьего года — в 3 раза и составляет в среднем 1100 г. Мозг ребенка 7 лет весит 1250 г; в дальнейшем рост его массы про­исходит очень медленно, достигая примерно 1400 г у взрослого.

Оказывается, что такое избирательное развитие необходимо именно в первые годы жизни, так как только при участии структур головного мозга идет формирование условнорефлекторной деятельности и приспособле­ние организма к окружающей среде. А это обеспечивает выживание в пер­вые годы жизни.

Научные исследования (Н.М. Щелованов, М.Ю. Кистяковская и другие) показали, что формирование двигательных навыков и развитие основных фи­зических качеств (ловкости, быстроты, силы и выносливости) также проис­ходит неодновременно. Ребенок вначале осваивает ходьбу и другие двигатель­ные акты, нужные для самообслуживания, затем — бег и другие движения, необходимые для дальнейшей жизни.

Знание этой закономерности помогает педагогам правильно строить свою работу. Так, в период формирования речедвигательной функции ребенку необ­ходимо речевое общение, для развития моторики — двигательная активность.

Учитывая очередность развития той или иной функциональной системы в онтогенезе, необходимо обеспечить такую же последовательность и при вос­питании ребенка.

Последовательность ведущих видов деятельности, обеспечивающая нор­мальное развитие, следующая:

1) непосредственное эмоциональное общение с младенцем;

2) предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте;

Читайте также:  Развитие и воспитание здорового ребенка

3) ролевая игра дошкольника;

4) учебная деятельность;

5) общественно-полезная деятельность;

6) учебно-продуктивная деятельность.

Известно, что маль­чики и девочки развиваются по-разному. Увеличение длины тела и его мас­сы у мальчиков и девочек также происходит неодинаково. Мальчики при рождении имеют более высокие морфологические показатели, и это сохраняется до начала периода полового созревания. Затем в 12—14 лет соотно­шение меняется: девочки обгоняют своих сверстников в показателях роста, массы тела и окружности грудной клетки. В 15 лет интенсивность роста у маль­чиков увеличивается, и они по своим морфологическим показателям вновь превосходят девочек.

Развитие некоторых функциональных систем (мышечная сила, жизнен­ная емкость легких) у мальчиков происходит более интенсивно.

Закономерности роста и развития детского организма в зависимости от пола позволили некоторым ученым сделать ряд практических выводов о том, что воспитание мальчиков и девочек (трудовые, физические) должно быть дифференцированным (подгруппами).

Концепция о на­дежности биологических систем выдвинута профессором А.А. Маркосяном. Суть ее состоит в том, что в процессе роста и развития организма создается избыточность структур, дублирование функций, большой запас резервных воз­можностей. Этим обеспечивается надежность в работе любой биологической системы. Проиллюстрируем сказанное несколькими примерами: стенка сон­ной артерии способна выдержать давление в 20 атм., что в 60—70 раз превы­шает возможное. Передача зрительной информации происходит через 1 млн нервных волокон, а в сетчатке глаза содержится около 100 млн воспринима­ющих клеток, т. е. в 100 раз больше.

Дублирование структур и функций характерно для многих внутренних органов; два легких, две почки, два полушария головного мозга. Оно рассмат­ривается как биологическая целесообразность, обеспечивающая надежность функционирования систем, т. е организм ребенка обладает огромными по­тенциальными возможностями.

Правильно организованное физическое воспитание, спортивные занятия, раскрывая колоссальные потенциальные возможности растущего организма, обеспечивают высокий запас его прочности.

Рост и развитие следует рассматривать как реализацию организмом генети­ческой программы в условиях постоянного его взаимодействия с окружаю­щей средой. Как считают многие ученые, существующая генетическая про­грамма предопределяет темп роста, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надежность.

Очень велика роль генетической программы в формировании морфологи­ческого типа человека. Именно поэтому у высоких родителей обычно рослые дети, и наоборот, у невысоких — дети низкого роста.

Как считают некоторые ученые, роль наследственности для роста велика, но не фатальна. При неблагоприятных условиях (белковый дефицит в пита­нии, недостаток некоторых микроэлементов и др.) наблюдается задержка ро­ста и генетическая программа реализуется не полностью. Антропологам хо­рошо известен тот факт, что в период мировых войн антропометрические показатели бывают хуже, чем в мирное время.

При особенно неблагоприятных, экстремальных условиях окружающей среды генетическая программа роста и развития может быть не реализована (дети растут в неадекватных человеческой жизни условиях). Дело в том, что воспитанию должна предшествовать определенная морфофункциональная зрелость организма. И если этой основы нет, то педагогическое воздействие будет неэффективно.

В то же время воспитательный процесс стимулирует рост и развитие отдель­ных органов и систем. И хотя у ребенка имеется генетически закодированная программа их развития, она может не реализовываться, если нет стимулирую­щего влияния среды. Для развития речи, например, или сложнокоординированного движения (эти функции чисто человеческие) ребенку необходимы об­щение и тренировки в социальной среде.

Таким образом, рост и развитие организма обусловлены генетическими и средовыми факторами. Важно знание возрастных периодов наибольшей за­висимости от средовых факторов. Например, масса тела зависит от средового фактора. Тип высшей нервной деятельности от генетического фактора. Как показали исследования А.В. Запорожца развитие моторики (сила, быстрота и др.) всецело зависит от целенаправленного воздействия на организм ребенка.

Это еще одна закономерность, оказывающая серьезное влияние на процессы роста и развития детей в последние десятилетия XX столетия.

Акселерация — это ускорение темпов роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

У детей и подростков 50—80-х гг. процесс биологического созревания на­ступал несколько раньше, чем в предшествующий период. Так, масса тела но­ворожденных в среднем увеличилась на 100—130 г, а длина тела на 12—15 см. Возросло число случаев преждевременных родов, при которых рождались впол­не зрелые дети. На год раньше, чем в начале XX в., у детей молочные зубы сме­нялись на постоянные. Наиболее ярко акселерация проявлялась в подростко­вом возрасте. В связи с более ранним половым созреванием, окончательное окостенение скелета и прекращение роста тела завершалось у девочек к 16— 17 годам, а юношей — к 18—19 годам (раньше это происходило к 21—23 годам).

Однако к концу XX столетия отечественные и зарубежные специалисты отмечали снижение темпов акселерации. Более того, ряд ученых (Р.Я. Тонкова-Ямпольская) стали говорить о децелерации. По данным Р.Я. Ямпольской, уже в начале 90-х гг. показатели физического развития детей стали уменьшать­ся, особенно масса тела. В 1991 г. 9% родителей замечали у своих детей отстава­ние массы тела от нормативных данных; в 1996 г. — 15% и в 1997 г. — 16,9%. Среди школьников дефицит массы тела в 1991 г. наблюдался у 12,4% мальчи­ков и 13,5% девочек в возрасте 17 лет, в 1997 г. — соответственно 18,8% и 19,8%.

Читайте также:  Развитие концентрации внимания ребенка

За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых. Таким образом, к концу 90-х гг. появилась тенденция к децелерации, т. е. замедле­нию темпов роста и развития подрастающего поколения.

Процессы акселерации и децелерации многие физиологи связывают с те­орией А.Л. Чижевского о взаимосвязи всех процессов, протекающих в орга­низме, в том числе ростовых, с влиянием на эти процессы космических излу­чений, которые могут быть более или менее интенсивными.

Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 192 с. С. 50-55.

Источник

Закономерности роста и развития ребенка дошкольного возраста

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рост и развитие — две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса. Рост — это общебиологическое свойство живой материи, которое выражается в количественных изменениях: увеличении органов и организма в целом за счет увеличения размеров и массы отдельных клеток, тканей. Развитие — это качественное изменение, переход из одного состояния в более совершенное. Оно заключается в морфологической дифференциации клеток, тканей, органов.Главная особенность организма ребенка — это состояние непрерывного роста и развития. Постоянно происходят количественные (рост) и качественные (развитие) изменения. Количественные изменения, постепенно нарастая, переходят в качественные. В этом заключаются единство и взаимосвязь роста и развития.Развитие растущего организма подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, которые являются основой дальнейшего физического и психического развития организма. Уже с первых месяцев жизни определяющим фактором, влияющим на ход этого развития, является окружающая среда. В отдельные возрастные периоды рост и развитие органов и систем протекают неравномерно (гетерохронно). Особенности роста и развития детского организма обусловлены также половыми различиями. Отмечается наличие так называемых критических периодов развития, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям. К ним относятся периоды новорожденное, время первого прикорма и переход на новые виды пищи, начало самостоятельной ходьбы, возраст 6—7 лет, период полового созревания: 12—13 лет (девочки), 14—15 лет (мальчики).Иллюстрацией указанных закономерностей являются последовательные изменения длины и массы тела, уровня деятельности всех систем организма, наблюдаемые у новорожденного, грудного ребенка, дошкольника, школьника, подростка. Уже отмечалось, что рост и развитие ребенка происходят неравномерно, периоды ускорения сменяются периодами замедления. Быстрее всего растет масса головного мозга.Неравномерно возрастает и длина тела (рост). Интенсивный рост тела в длину наблюдается в первый год жизни и в период полового созревания (12—15 лет). Неравномерность роста отдельных частей тела изменяет его пропорции. За весь период роста длина ног увеличивается в 5 раз, рук — в 4, туловища — в 3 раза.К закономерностям роста и развития относятся половые различия. Период полового созревания наступает неодновременно: у девочек раньше, у мальчиков позже. Половые различия проявляются не только в темпах роста и развития, но и в деятельности нервной, эндокринной и других систем организма, они определяют разницу между мальчиками и девочками в поведении, интересах.Организм ребенка с момента рождения испытывает множество разнообразных воздействий. Некоторые из них имеют чрезвычайно важное значение для его роста и развития (например, биологические ритмы, двигательная активность).Известно, что все жизненные процессы в организме протекают ритмично. В определенном ритме работают сердце, легкие, печень, почки, ритмично изменяется температура тела, электрическая активность головного мозга. Несмотря на то что каждый физиологический процесс имеет свой ритм, все они подчинены единому суточному ритму, который формируется под влиянием гелиофизических и социальных сигналов. К первым относятся смена дня и ночи, суточные колебания температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и др., ко вторым — режим дня, характер деятельности и т.д. Для человека ведущим фактором, формирующим биологические ритмы его организма, служит смена дня и ночи. Поэтому все жизненные процессы в нем соответствуют этой периодичности. В суточном цикле можно выделить несколько пиков и спадов деятельности организма. Первый пик соответствует временному периоду от 8 до 12 ч, второй — от 17 До 19 ч. Учет данных биоритмологии чрезвычайно важен в гигиене детей и подростков (организация режима дня, определение времени для учебных занятий в школе, домашних заданий, для отдыха, занятий физкультурой и т. д.).Важным фактором роста и развития ребенка является оптимальная двигательная активность . Если она систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия) способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков (например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).Детский, подростковый и юношеский возраст представлены в ней 7 периодами:.

Читайте также:  Способы развитие моторики ребенка 1 год

1) период новорожденное (от рождения до 10 дней);

2) грудной возраст (от 10 дней до 1 года);

3) раннее детство, (от 1 года до 3 лет);

4) первое детство (от 4 до 7 лет);

5) второе детство (от 8 до 12 лет мальчики, от 8 до 11 лет девочки);

6) подростковый возраст (от 13 до 16 лет мальчики, от 12 до 15 лет девочки);

7) юношеский возраст (от 17 лет до 21 года юноши, От 16 до 20 лет девушки).

В гигиене детей и подростков целесообразным считается деление на периоды с учетом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения.



Источник

Данная статья будет посвящена общей закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, которая требует особого внимания. Развитие и воспитание детей, как раннего возраста, так и дошкольного, все самое интересное и полезное Вы сможете прочесть в этой статье.

Я познакомлю Вас с множеством новой и интересной информации, которая заинтересует Вас. В каждой семье с появлением долгожданного ребенка возникает масса разных вопросов, которые непосредственно касаются о воспитании и развитии ребенка.

Общие закономерности развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

В особенности зачастую молодые родители сталкиваются с проблемой развития ребенка и воспитания в раннем возрасте. Потому что, как правило, именно в этот период начинается формирование психологического и физического процесса.

Наш ребеночек начинает расти уже не по дням, а по часам, мы не успеваем следить за его ростом, как изменяется его размер окружности головки и грудной клетки. Со временем уже начинают прорезаться наши первые зубки, движения рук становятся все четче и резче.

Все это можно отнести к раннему возрасту развития ребенка, в конце него малыш уже имеет навыки которые помогут ему развиваться дальше. А именно ребенок уже может различать цвета, фигуры, ярко и четко издавать звуки, резко реагировать на запах.

В раннем возрасте малыш уже овладевает речью!

Именно в этот период он проходит два этапа развития речи:

— подготовительный (лепет);

— речевой (активная речь).

Когда ребенок достигает 3-х лет, у него уже возрастают и потребности в действиях. Ребенок изъявляет желание быть самостоятельным и хочет быть взрослым, это может проявляться в ролевой игре. Исходя, из этого можно выделить, следующие закономерности в развитии детей раннего возраста:

— психологическое развитие;

— физическое развитие;

— приобретенные первоначальные навыки малыша благодаря общению;

— манера поведения;

— эмоциональная зависимость;

— нужда в личном общении со взрослыми.

Дошкольный возраст принято считать детей от 3-х лет до семи.

Этот тот возраст, когда ребенок уже может:

— четко контролировать свои движения;

— у него хорошо развита моторная память;

— хорошая физическая подготовка;

— умственно развит.

Что касается умственного развития в дошкольном возрасте, то он весьма высокий. Это связанно с тем, что ребенок становится все больше проявлять интереса к миру и к жизни. Ближе к семи годам ребенком необходимо весьма усердно заниматься, и больше уделять внимание словесно-логическому мышлению!

Именно в этом возрасте меняются основные мотивы умственной деятельности от игровой заинтересованности до познавательной.  В этом возрасте ребенок должен уже уметь четко поставить задачу и предложить способы ее решения, а так же оценить результаты.

Именно в дошкольном возрасте необходимо уделять ребенку все больше времени и вкладывать в него как можно больше новых и полезных знаний. В этот период ребенок пополняет свой словарный запас, учиться произносить звуки в правильной форме и развивает свое логическое мышление.

Все эти навыки ребенок может получить в форме игры, когда будет общаться со своими сверстниками на улице. Ведь социальная активность так же играет весомую роль в развитии ребенка.

Благодаря игре со своими друзьями сверстниками он сможет:

— научиться согласовываться свое мнение с мнением других ребят;

— контролировать свое поведение в обществе;

— проявлять милосердие;

— оказывать первую помощь свои друзьям и т.д.

Если кратко, то общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте между собой непосредственно тесно связаны. И для того что бы Ваш ребенок был воспитан и развит в соответствии с возрастом, необходимо уделить должное внимание.

В раннем возрасте необходимо больше разговаривать и стараться доносить информации правильно. Что касается дошкольного возраста, то тут уже больше акцентируется внимание на мышление и умственных способностях.

В каждом возрасте имеются свои интересы и свои потребности. Поэтому задача родителей, не только обучить своих детей и воспитать, а так же создать благоприятную атмосферу и все условия которые позволят применить им свои навыки.

Источник