Закономерности речевого развития ребенка раннего возраста
Овладение речью — один из главных этапов развития ребенка раннего возраста. От того, как ребенок овладеет речью, будет зависеть его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие.
Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет:
-Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи.
-Совершенствование лексики и семантики детской речи.
-Начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому.
Лексика — под этим словом понимают совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.
Семантика – здесь понимается система правил, которая занимается рассмотрением значения слова, а также изменениями в значении слов.
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Грамматика – под этим словом понимают закономерности образования и употребления форм слов.
К возрасту около года ребенок произносит отдельные слова, он начинает называть вещи своими словами. Ребенок годовалого возраста реагирует на слова как на ситуацию в целом. Для него слово чаще всего связывается с обстановкой, а не с отдельными представляющим ми ее предметами. К году у ребенка обычно имеется довольно богатый опыт познания окружающей действительности с помощью органов чувств. У него сложились определенные представления о своих родителях, об окружающей обстановке, о пище, об игрушках.
Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. В это время дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы. После полутора лет жизни ребенок начинает проявлять активность в речевом общении и сам спрашивает названия окружающих его предметов, пользуясь языком мимики, жестов, просто указывая взрослому рукой или пальцем на то, что его интересует. Примерно до 1,6—1,8 лет у ребенка развивается понимание речи, прирост активного словаря незначителен.
До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300,а к трехлетнему возрасту—1200—1500 слов. Процесс становления фонематического слуха в основном завершается к двум годам, когда ребёнок уже может различать слова, отличающиеся друг от друга всего лишь одной фонемой.
Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи. В этом возрасте ребенок с помощью речи начинает овладевать собственным поведением и управлять поведением окружающих людей На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?». Дети в 2 года имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют.
К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения с помощью служебных слов, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3. В период от 2 до 3 лет идет интенсивное формирование грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний. Речь трехлетнего ребенка состоит в основном из простых предложений.
Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 1332 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Раннее детство является сензитивным периодом для развития речи. Вначале раннего возраста ребенок оперирует так называемой «автономной» речью – своеобразной детской речью, значительно отличающейся от взрослой речи по звуковой форме и смыслу. Ребенок употребляет слова, совсем не похожие на соответствующие слова взрослых, слова-обрывки слов взрослых, слова-искажения, звукоподражательные слова. Автономная речь характеризуется аграмматичностью, многозначностью и ситуативностью. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминают ряд бессвязных восклицаний. Обычно в течение полугода автономная речь достаточно быстро трансформируется и исчезает. Слова «автономной» речи заменяются словами «взрослой» речи. Быстрая замена «автономной» речи возможна только при условии полноценного общения ребенка со взрослым.
Осваивая речь, дети овладевают ее фонетической стороной. Произнесение слов постепенно становится более правильным, чему способствует усвоение звуков родного языка. Овладение звуковой системой языка включает два взаимосвязанных процесса:
- • формирование фонематического слуха (раньше возникает различение гласных, затем согласных – твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих);
- • формирование произнесения звуков речи.
При благоприятных условиях воспитания к концу раннего возраста ребенок усваивает все основные звуки языка. Основные закономерности речевого развития представлены в табл. 6.1. Однако следует иметь в виду, что этапность становления речи и временны́е границы этапов достаточно условны, у многих детей отмечаются значительные индивидуальные различия в развитии речи.
Таблица 6.1
Развитие речи ребенка в раннем возрасте
Показатель речевого развития | Приблизительный возраст появления |
Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» (бах!), «дя» (да) и т.п. | 1 год 2 мес. |
«Говорит на своем языке» – произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации. Повторяет за взрослым одно- или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: «мама», «дядя». Произносит ударный слог из слова, слова из двух одинаковых слогов. Среди произносимых звуков, как правило, встречаются следующие: «а», «о», «у», «и», «м», «п», «б», «к», «г», «дь», «ть», «нь», «ль», «сь». Например: «мама», «ляля», «дя», «дай», «ня», «на» и т.д. | 1 год 6 мес. |
Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: «тетя», «кися» (киса)… | 1 год 8 мес. |
Произносит двухсложные слова или два слога из трехсложных слов: «тетя», «катя», «синя» (машина). Часто опускает первый звук в слове или конечный согласный. | 1 год 10 мес. |
Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: «Мама Лена». Строит предложения из двух слов: «Мама, дай», «Баба, ди» (Баба, иди). Пытается произносить трех-, четырехсложные слова. Например: «алясе» (хорошо), «павозик» (паровоз)… Среди произносимых звуков появляются «н», «т», «д». | 2 года |
Повторяет за взрослым простые предложения из трехчетырех слов. Строит предложения из трех-четырех слов, простые и сложносочиненные, часто неграмотно: «Это моя миська болъсей» (Это мой большой мишка). | 2 года 6 мес. |
Повторяет за взрослым двустишие. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные, предложения: «Когда папа мой придет с работы, мы падем гулять». В знакомых словах произносит все слоги. Произносит звуки «с», «л», «ы», «в», «р», «3». | 3 года |
Достаточно быстро возрастает количество понимаемых ребенком слов – пассивный словарь. К двум годам у детей отмечается понимание практически всех слов, произносимых взрослым относительно предметов окружающей обстановки. Понимание ребенком инструкций взрослого дает возможность управлять его поведением с помощью речи. На протяжении раннего возраста происходят существенные изменения в понимании речи: дети понимают не только инструктивную речь взрослого, но и речь-рассказ. Начало развития активной речи ребенка зависит прежде всего от особенностей взаимоотношений взрослых и ребенка, от характера общения между ними. Если окружающие мачо разговаривают с ребенком, не стимулируют активное использование слов, может наблюдаться задержка в речевом развитии.
При благоприятных условиях воспитания значительный сдвиг в развитии речи ребенка чаще всего отмечается в середине второго года жизни, когда одновременно с возрастанием количества употребляемых слов появляются первые предложения, состоящие из двух-трех слов. В большинстве случаев они состоят из слов, которые объединяются в одно предложение без изменений их формы. В двухсловных предложениях связи между словами чаще всего бывают двух типов: субъект и его действие («кукла спит»), действие и объект действия или место действия («дай яблоко»).
Активная речь ребенка включена в его деятельность, часто сопровождая действия с предметами, игрушками. В связи с усложнением общения со взрослыми значительно расширяется словарь ребенка. Возрастает устойчивость значения слов и ясность выраженности предметной отнесенности. С конца второго года начинается новый этап в речевом развитии ребенка, предполагающий усвоение грамматического строя речи. Значительно увеличивается запас слов, в словарном составе есть практически все части речи и типы предложений (сложные бессоюзные и союзные).
На третьем году жизни значительно возрастает речевая активность ребенка, отмечается расширение круга общения, ребенок начинает общаться не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Возрастает речевая активность детей в игре и самостоятельной деятельности. Отмечается повышение интереса детей к речи взрослых. В раннем детстве речь напрямую связана с практической деятельностью ребенка и с конкретной ситуацией, связанной с общением. Ребенок чаше всего выполняет действия или совместно со взрослым, или при его помощи. Такое взаимодействие придает речи форму диалога, т.е. прямых вопросов и ответов ребенка и взрослого. Диалогическая речь обусловлена тем, что деятельность ребенка в своих основных компонентах еще тесно связана с деятельностью взрослых. Благодаря диалогической речи происходит активное освоение грамматического строя родного языка.
В отношении усвоения грамматического строя русского языка в раннем детстве ясно обозначаются два периода.
- • Первый – от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. И в нем отчетливо выделяются две стадии:
- а) однословные предложения (1 год 3 мес. – 1 год 8 мес.);
- б) предложения, состоящие из нескольких слов, главным образом двухсловные (1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.).
Практический пример
Ира Г., 1 год 6 месяцев. Использует в речи слова: «ба» – собака, «ка» – каша, «пу» – капуста, большое количество звукоподражаний: «би-би» – машина, «ав-ав» – собачка. Использует в речи двухсловные предложения: «ляля бух» (девочка упала), «мама ам» (мама ест), «мика бай» (мишка спит) и др.
- • Второй период – от 1 года 10 мес. до 3 лет. Это время усвоения грамматической структуры предложения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Наблюдается быстрый рост разных типов простого и сложного предложений, члены которых получают выражение в синтаксических средствах языка. В пределах этого периода намечаются три стадии:
- а) формирование первых форм (1 год 10 мес. – 2 года 1 мес.);
- б) использование флексийной системы русского языка для выражения синтаксических связей (2 года 1 мес. – 2 года 3 мес.);
- в) усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 3 мес. – 3 года).
Овладение грамматической системой языка осуществляется преимущественно при использовании в речи предложений. В середине третьего года жизни ребенка обычно наблюдается возникновение первых сложных предложений. Одним из критериев развития связной речи может являться использование союзов. В возрасте от двух лет четырех месяцев до двух лет шести месяцев сложные союзные предложения редко используются. К концу раннего возраста дети начинают употреблять целый ряд союзов: и, а, а то, когда, как, только, значит, потому что, где, чтобы, зато, который, какой. Из всего числа союзов, употребление которых наблюдается у детей до поступления в школу, на этапе раннего детства усваивается около 40%. Уже в рамках диалогической речи у детей значительно возрастает ее связность, что позволяет выражать многие отношения и взаимосвязи окружающего мира. К концу раннего возраста дети усваивают почти все падежи и все предметные отношения, выражающиеся с их помощью. Интенсивное усвоение падежных форм обусловлено особенностями деятельности детей раннего возраста, активным овладением способами использования предметов. Первоначально происходит усвоение речевых форм, которые обозначают отношения объекта действия, орудия, цели, отношения лица, к которому адресовано движение, а также отношения совместности выполняемого действия. Данные категории непосредственно связаны с содержанием предметной деятельности детей раннего возраста и с тем, что она выполняется совместно со взрослыми. Более раннее усвоение именно надежных форм, выражающих межпредметные отношения, свидетельствует о значении предметной деятельности как ведущего вида деятельности в раннем возрасте и подчеркивает значимость общения со взрослыми для речевого развития.
Таким образом, в раннем возрасте происходит интенсивное развитие в двух основных формах: импрессивной (восприятие звучащей речи и понимание ее смысла) и экспрессивной (процесс воспроизводства устной речи). Первоначально речь развивается как средство общения со взрослым, в дальнейшем становится средством мышления и саморегуляции. Выполнение речевых инструкций взрослого можно считать первой формой произвольного поведения ребенка. Развитие речи создает условия для преодоления ситуативности в деятельности ребенка.
Источник
Статья воспитателя ГКУЗ ПНДР6
Уткиной Веры Викторовны
Закономерности речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязь с развитием неречевых психических функций
Преобладание у ребёнка радостного состояния является одним из основных условий хорошего психического его развития. Находясь в радостном эмоциональном настроении, ребёнок с 3 – 3,5 месяцев начинает повторять слышимые звуки человеческого голоса. Он отвечает взвигиванием на разговор с ним взрослого, «гулит». Произносит «ги-кхи» или нараспев «ааа … ооо …эээ». После 6-7 месяцев в произносимых звуках можно услышать многократное повторение слогов «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма». Как известно, такие звукосочетания, как «баба», «мама», люди сделали названиями ближайших ребёнку взрослых. Произношение слогов, то есть лепет, встречается всё чаще к концу года.
Ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь взрослых во второй половине первого года жизни. Он устанавливает связи между произносимыми словами и предметами или собственными действиями. Эти связи возникают либо в совместной деятельности взрослых с ребёнком или путём специального обучения.
«Понимание» слова, прежде всего, обеспечивается тем, что оно связывается с целой ситуацией игры. Дети выполняют по слову ряд движений – подают ручку, подают отдельные игрушки, бросают предметы, отыскивают взглядом некоторые предметы и взрослых людей. Уже на самых ранних ступенях детства одно и то же слово связывается ребёнком с различными предметами, иногда эти предметы очень мало сходны. Необходимость обозначать одним и тем же словом различные по своим внешним признакам предметы требует обобщения. Первые обобщения как раз и возникают на этой основе уже в период, подготовительный к появлению самостоятельной речи. Характер этих ранних обобщений изучен ещё недостаточно. Можно предполагать, что в их основе лежит выделение легко замечаемых признаков предметов.
При многообразии связей между словами и предметами первоначальное понимание зависит от конкретной ситуации. Всякий новый предмет, сходный с уже знакомым ребёнку предметом, легко вступает в связь с обозначающими их словами. На этой основе относительно быстро растёт количество понимаемых ребёнком слов, так называемый пассивный словарь.
Накопление названий предметов происходит в следующем порядке: сначала усваивается понимание названий непосредственно окружающих ребёнка вещей, затем имён взрослых и названий игрушек, изображений предметов одежды и, наконец, частей тела и лица. Быстро растёт количество понимаемых слов в период от года до полутора лет, когда ребёнок легко усваивает названия предметов. В период до двух лет количество таких слов возрастает ещё более значительно. Ребенок понимает почти все слова, которые говорит ему взрослый относительно окружающих предметов.
Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи мальчиков и девочек. Речевые зоны коры головного мозга обычно формируются в левом полушарии. У мальчиков быстрее развивается правое полушарие, а у девочек – левое. Кроме того, у девочек раньше формируется межполушарное взаимодействие, что способствует лучшей компенсации у них мозговых повреждений. Поэтому у девочек отмечаются более ранние сроки речевого развития. Таким образом, у девочек первые слова могут появиться на 8-9-ом месяце жизни, у мальчиков на 11-12-ом месяце. В этот период ребёнок начинает делать первые шаги и в короткое время обучается ходьбе. Развиваются целенаправленные движения руками. Речевая активность ребёнка в этом возрасте ситуативна, тесно связана с предметно-практической деятельностью и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. Произнесение ребёнком слов сопровождается, как правило, жестом и мимикой.
Первые слова, употребляемые ребёнком в речи, многозначны. Например, словом «мама» ребёнок выражает чувства, желания и обозначает предмет. Одно слово может выражать законченное целостное сообщение и в этом отношении равняться предложению. Фонетический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками. Развитие лексико-семантической стороны речи опережает фонетическую, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики. Поэтому по мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно. Скорость овладения активным словарём в этот период очень индивидуальна. Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни и насчитывает от 50 до 200 и более слов.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Сроки её появления у разных детей различны и зависят от многих причин: генетической программы развития, интеллекта, состояния слуха, условий воспитания и т.д. Если к 2,5 годам у ребёнка не появляется элементарная фраза, то считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы. Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, два-три слова, выражающие требование в утвердительной форме, при котором главное слово стоит на первом месте («мама, дай», «папа, иди»). Постепенно к трём годам фразы усложняются, а активный словарь ребёнка достигает от 800 до 1000 слов.
Таким образом, речь становится основным средством общения. При этом ребёнку необходимо ощущать эмоциональное участие взрослого в его жизни, постоянно на близком расстоянии видеть лицо говорящего. Недостаток индивидуального речевого общения со взрослым негативно сказывается на общем психическом развитии ребёнка.
В возрасте 2,5-3,5 лет ребёнок переходит от конкретных форм общения к отвлечённо-обобщённым, от односложных фраз к сложным синтаксическим и семантическим структурам. Переход к развёрнутой фразовой речи требует большей согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возрастная неравномерность созревания отдельных звеньев функциональных систем приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Всё это определяет большую ранимость речевой системы.
Реализация ребёнком резко усложнившегося речевого замысла сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением. В речи ребёнка появляются паузы, которые могут возникать между фразами, в середине фраз, слов, наблюдаются повторения слогов, слов или словосочетаний.
В этом возрасте (2-3 года) речь самого ребёнка становится средством его интеллектуального и речевого развития. В начале второго года жизни ребёнка память выделяется из процесса восприятия, зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребёнок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение.
У ребёнка трёх лет усиливается потребность в общении. Он постоянно говорит, инициирует общение с собой, задаёт вопросы взрослым. На третьем году жизни у ребёнка стремительно увеличивается объём общеупотребительных слов, возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству. Появляется рифмование, изобретаются новые слова. Активно формируется регуляторная функция речи – ребёнок начинает оречевлять свои игровые действия. У ребёнка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребёнок переходит к употреблению сложной фразы, использует союзы, падежные формы существительных единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни в его речи значительно увеличивается количество прилагательных. В формировании связной речи отчётливо прослеживается тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для выражения своих мыслей в речи ребёнок учится использовать необходимые для этого языковые средства. В процессе овладения связной речью он учится правильно использовать интонацию, логическое ударение, подбирать слова, наиболее точно подходящие для выражения данной мысли, строить сложные предложения и переходы одного предложения к другому.
В возрасте трёх лет ребёнок по своей инициативе начинает отражать в речи всё то, что он воспринимает. Возникает описательная речь. Речь включается в игру, отражая в ней реальные жизненные ситуации. Появляется способность разговаривать с персонажем игры.
Овладение ребёнком собственной активной речью значительно перестраивает процесс его мышления. У ребёнка возникают первые вопросы, направленные на установление скрытых связей и отношений, когда ребёнок сталкивается с какими-то трудностями: почему машина не едет (сломалось колесо). Вопросы свидетельствуют о том, что появляются некоторые представления о причинно-следственных связях. Более того, оформление вопроса в речи перестраивает весь процесс решения задачи, потому что теперь действия, приобретая осмысленный, разумный характер, подчиняются цели. Цель состоит в том, чтобы найти ответ на вопрос. Постановке вопроса помогает на первых порах взрослый. Совместная постановка вопроса начинает предварять практическое решение задачи: «Что поломалось?» «Что мешает?». Таким образом, мышление приобретает элементы планируемости и критичности, которые получают дальнейшее развитие в дошкольном возрасте.
Речь встраивается в структуру всех высших психических функций. В возрасте 1-3 лет начинают складываться мыслительные операции. Формирование интеллектуальных операций в раннем детстве, как подчёркивал Д.Б. Эльконин, главным образом происходит при овладении орудийными действиями, поскольку, во-первых, они более определены и постоянны, в отличии от других действий и, следовательно легче выделяются и фиксируются. Во-вторых, в них гораздо ярче выражена связь орудия с предметами, на которое направлено его действие, следовательно, они создают более благоприятные условия для ориентировки ребёнка на эту связь. В процессе формирования предметных действий, в основном, орудийных, ребёнок выделяет в предметах наиболее общие и постоянные признаки, на основе чего складываются обобщения.
Быстрое абстрагирование от случайных признаков объектов происходит только в том случае, если дети применяют предметы как орудия в своей деятельности, одновременно усваивая их названия и назначение. Формирование предметных действий у ребёнка заменяет значение употребляемых им слов, которое способствует развитию обобщений в том случае, если слово, ранее служившее лишь именем предмета, выражает общее понятие о нём. Элементарные мыслительные операции выступают в различении и сравнении признаков: цвета, формы, величины. Различение требует анализа предметов и установления их сходства и различия. На третьем году жизни сравнение привлекает ребёнка и, находя в предметах общее, он испытывает радость. Знакомясь со свойствами и названиями предметов, ребёнок переходит к обобщениям, к первым общим представлениям. На 2-3-м году жизни у ребёнка складываются первые общие представления о форме, цвете, величине.
Таким образом, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с освоением речи.
Также, в связи с овладением речью, ребёнок учится удерживать внимание на словах и фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребёнку действия или предметы («Принеси мяч», «Возьми ложку»).
При постижении речи у ребёнка возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребёнок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.
Развитие речи влечёт за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания. Но, несмотря на то, что ребёнок способен выполнять интересную деятельность в течении 8-10 минут, он испытывает серьёзные трудности в переключении и распределении внимания. Способность концентрации внимания выражается в том, что ребёнок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов, и как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает внимание к ним.
Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сказать, что речевое развитие и развитие неречевых психических функций, безусловно, взаимосвязаны, речь встраивается в структуру всех высших психических функций. К третьему году жизни ребёнка, когда он начинает пользоваться активной речью, перестраивается процесс его мышления и других психических процессов, они развиваются, совершенствуются вместе с речью.
Использованные источники: Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – Спб., 2007. Илюк М.А. К проблеме воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями в дошкольном детском доме. – Л., 1990., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 1998.
Источник