Закономерности развития организма ребенка


Рост и развитие и являются неотъемлемыми свойствами всего живого. Вопросы возрастных особенностей человеческого организма изучает возрастная анатомия. Развитие – процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы. Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого, является рост, т. е. «процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом».
К основным закономерностям онтогенеза детей относятся:
· неравномерность темпов роста и развития;
· неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);
· обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);
· обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами;
1. Неравномерность темпа роста и развития. Рост и развитие человека происходит непрерывно, но неравномерно. Выделяют этапы активного роста (до 1 года, 6 – 7 лет, 11 – 13 лет), которые сменяются периодами дифференцировки (т. е. специализации) органов и тканей.
2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Созревание разных систем происходит неравномерно, что связано с неодновременным становлением функций организма. Например, в первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга. Это и понятно, ведь именно нервная система обеспечивает формирование связей с внешней средой, которое интенсивно происходит у детей младшего возраста. Развитие половых функций, наоборот, начинается после 12 лет, так как до этого них нет необходимости.
3. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Органы и системы по-разному развиваются у мальчиков и девочек. Так, до начала полового созревания мальчики имеют более высокие значения антропометрических показателей. В период полового созревания это соотношение меняется на противоположное. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они вновь опережают девочек по антропометрическим показателям. Кроме того, наблюдается неодинаковый темп развития мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психическом развитии.
4. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами. Развитие любого организма определяется двумя группами факторов: генетическими и факторами среды. Гены контролируют синтез белка, что обеспечивает формирование организма как непосредственно (синтез структурных белков), так и косвенно (синтез гормонов и рецепторов). Однако факторы внешней среды существенно влияют на процесс формирования, стимулируя или угнетая его. Таким образом, развитие конкретного организма зависит как от генетического кода, полученного от родителей, так и от среды, в которой ребёнок рос.
Развитие разных систем в неодинаковой степени определяется генетическими и средовыми факторами. Например, масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Она преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания. Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов, наоборот, в основном определяются генетическими факторами.
Все перечисленные закономерности развития детей необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. (Слайд 14)
Возрастные периоды
1)Период новорожденности (до ) Периодом новорожденности считают время от рождения ребенка до момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель). Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды.
2)Грудной возраст (до 1 года) По окончании периода новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%. Особенно большие прибавки в весе и росте ребенка наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см). Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях маленького ребенка большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых.
3)Преддошкольный, или ясельный возраст (от года до 3 лет) Ранний детский возраст — от года до трех лет — называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Появляются зубы (к концу года их должно быть 8), увеличивается количество пищеварительных соков, повышается их концентрация. У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).
4)Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5—8 см, веса — около 2 кг. Благодаря дальнейшему развитию мышц и систем двигательной регуляции дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты. На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка.
5)Школьный возраст (от 7 до 17 лет) В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры. Благодаря усиленному в этот период нтеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.
6)Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными. (Слайд 15)
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 6499 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Повышение эффективности воспитания и обучения возможно лишь на основе учёта возрастных особенностей организма школьника. Правильное решение вопросов организации и методики проведения занятий, выбора средств, нормирования физических нагрузок, оптимального соотношения умственной и физической деятельности предполагает строгий учёт возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей, характерных для определённых этапов развития детей.
В процессе физического воспитания следует учитывать основные закономерности развития детского организма. Чем меньше ребёнок, тем своеобразнее его организм, тем в большей степени он отличается от взрослого, и процесс его созревания подчинён следующим общим закономерностям.
1. Неравномерность темпов роста и развития проявляется в чередовании периодов плавного и ускоренного развития. В период бурного роста детский организм чувствителен к неблагоприятным факторам внешней среды, и прежде всего, к ограничению его двигательной активности. Дело в том, что периоды ускоренного развития сочетаются со значительной активизацией энергетических и обменных процессов, что, в свою очередь требует активизации двигательной активности. Скачок роста наблюдается у детей 6-7 летнего возраста и в период полового созревания (11-14 лет), когда длина тела увеличивается на 5-10%, в то время как в остальные периоды лишь на 3%. Данная закономерность учитывается при формировании учебных групп для занятий физическими упражнениями и определения физических нагрузок в период бурного роста.
В каждой возрастной группе есть отдельные дети, которые опережают своих сверстников и свой собственный хронометрический возраст, а также дети с замедленным темпом развития (10-20%). «Опережающие», или так называемые «акселераты», встречаются реже, чем «отстающие».
Наибольшее число «опережающих» встречается среди подростков. Их работоспособность, общая выносливость ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному. Чаще они имеют избыточную массу тела за счёт жироотложения, у них выше показатели заболеваемости, чаще проявляются функциональные отклонения.
Ускоренное развитие наблюдается чаще у девочек. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 3-5 лет.
Школьники с замедленным темпом развития характеризуются снижением большинства антропометрических показателей, отклонениями параметров опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем. У детей с отставанием биологического возраста на 3 года и более отмечается снижение работоспособности и ухудшение состояния здоровья.
Различия между биологическим и календарным возрастом в пределах 1,5-2 лет считается вариантом нормы. Поздно созревающие дети на каком-то этапе развития сравниваются с обогнавшими их ранее, и к моменту окончания развития те и другие выходят примерно на один уровень.
Дети с отклонениями темпов роста и развития нуждаются в строгом дифференцированном подходе. Систематические физические упражнения способствуют их гармоническому росту и развитию.
2. Гетерохронность (неравномерность) роста и развития отдельных органов и систем. Данная закономерность хорошо прослеживается в развитии двигательной функции. Так, прирост мышечной силы с 7 до 16 лет составляет 260% и наиболее выражается в первые 2-3 года после пубертатного скачка роста. Девочки достигают максимума мышечной силы к 15, а мальчики только к 18 годам. В абсолютном отношении мышечная сила девочек меньше, и с возрастом эта разница увеличивается.
Особое значение имеет возрастное развитие выносливости. Так, в дошкольном возрасте при наступлении утомления дети немедленно прекращают работу. В 8-10 лет они способны продолжать работу в этих условиях, но при сниженной мощности. С 12-14 лет приобретается способность продолжать утомительную работу без снижения мощности, компенсируя нарастающее утомление за счёт вегетативных сдвигов. Выносливость продолжает расти до 20-30 лет. При бурном развитии выносливости наблюдается отставание в развитии силы, и наоборот.
К началу школьного обучения достаточно развиты точность движений, ловкость и быстрота; к 13-14 годам дети достигают высокого уровня развития этих качеств и совершенствуются до 15 лет.
Мышечная сила, выносливость и ловкость движений развиваются раньше в крупных группах мышц, обеспечивающих сохранение позы, передвижение и относительно малодифференцированные движения.
Окончательное формирование различных органов и систем организма происходит неодновременно: развитие двигательного анализатора заканчивается в основном к 13-14 годам, развитие скелетных мышц продолжается значительно дольше, функция доставки кислорода к работающим мышцам достигает зрелости к 16-17 годам.
3. Обусловленность роста и развития половыми особенностями детей. Половые различия в развитии функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, физической работоспособности подтверждаются тем, что у мальчиков школьного возраста эти показатели выше, чем у их сверстниц. Поэтому необходим дифференцированный подход при определении характера и интенсивности нагрузок.
4. Биологическая надёжность функциональных систем. Природой предусмотрены большие потенциальные возможности детей любой функциональной системы. Это позволяет применять большие нагрузки уже в младшем школьном возрасте. Однако, несмотря на большой запас прочности систем, рассчитанный на самосохранение организма в критических ситуациях, следует при использовании больших нагрузок учитывать физическую подготовленность и функциональные возможности растущего организма.
5. Обусловленность процессов роста и развития генетическими и средовыми факторами. Генетическая программа предопределяет темпы роста и развития, порядок созревания отдельных систем и органов, их биологическую надёжность. Однако эта программа допускает возможность воздействия различных факторов внешней среды. Следует отметить, что у современных школьников отмечается тенденция к снижению в режиме дня динамического компонента и заметному увеличению видов деятельности, требующих статических положений (учебная деятельность, чрезмерное пристрастие к телепередачам, компьютерные игры). Пониженная двигательная активность (гипокинезия) неблагоприятно отражается на развивающемся организме и может способствовать быстрой утомляемости при выполнении умственных и физических нагрузок, снижение возможностей вегетативных функций, отставании в развитии двигательных качеств, изменению в физическом развитии и др.
Отрицательное воздействие может оказать и чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия), причиной которой является формирование спортивной подготовки. Чрезмерная мышечная деятельность может вызвать перестройку гормональной регуляции и неблагоприятные изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы детей.
Следует помнить, что двигательная активность, являясь своеобразным условием жизнедеятельности, оказывает оздоровительное влияние на растущий организм только в диапазоне оптимальных величин. Физические нагрузки являются мощным биологическим регулятором правильного роста и развития детей.
6. Акселерация физического и физиологического развития. Необходимо учитывать, что современные школьники на 2-4 года опережают по темпам физического развития и полового созревания сверстников, родившихся 30-50 лет назад.
Наиболее ярко акселерация наблюдается в подростковом возрасте. Ускоренный рост и развитие сопровождаются, как правило, увеличением мышечной силы и более ранним созреванием ряда физиологических функций. Поэтому важно соблюдать рациональный режим жизни и подобрать оптимальные физические нагрузки для укрепления здоровья школьников.
Источник
Вопрос
Предмет и задачи курса.
Анатомия-наука изуч.строение органов,систем организма вцелом.Физиология-наука изуч. Функции живого организма.Возрост.анатомия и физиология— изучают строение и функции организма на различных этапах онтогинеза.Онтогинез— индивидуальное развитие особи с момента оплодотворения яйцеклетки до естественной смерти.
Гигиена-комплексная дисциплина которая изучает особенности здорового организма и разрабатывает ряд мероприятий для поддержания и сохранения здоровья.Предметом изучения данной дисциплины является человек с его возростными особенностями строения и йункций организма.Организм-сложная соподчинено-организованнаясистема органов и структур, обеспечивающая жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой.Задача курса состоит в том,что будущим педагогам необходимо знать возростные особенности и правильно планировать воспитательные и учебные мероприятия.
Вопрос
Закономерности развития детского организма
Онтогенез-индивидуальное развитие с момента оплодотворения яйцеклетки до естественной смерти. Гетерохронность-в процессе развития организма системы органов созревают в разные периоды онтогенеза. Детскому организму присущи 2 основные характеристики: рост-количественное изменение организма(деление клеток) и развитие- качественная характеристика,происходит усложнение функций организма. Родившийся ребенок имеет своеобразное строение, отличающее его от детей старшего возраста и взрослых. Чем младше ребенок тем быстрее протекает рост и развитие. Процессы роста и развития взаимосвязаны и взаимообусловлены и протекают в соответствии с существующими законами на основе след. Закономерностей: 1)неравномерность темпов роста и развития вцелом.(на одних возрастных отрезках преобладает рост(вытягивание) а в других развитие(период округления)). 2)неодновременность роста и развития отдельных органов.3)обусловленность процессов роста и развития полом. Пол складывается на обмене веществ ,телосложении, психофизиологических показателях. 4)обусловленность процессов роста и развития факторами наследственности и среды. Рост и развитие находятся под влиянием генетической программы и воздействии окр. Среды.
Вопрос
Уровневая организация ор-ма человека.
Организм-сложная соподчинено-организованнаясистема органов и структур, обеспечивающая жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой.
Организм состоит из клеток . эти клетки далеко не одинаковы по строение , свойствам и функциям. Сходные клетки объеденены в ткани ,видов много,но они объеденены в 4 типа:эпителиальные, соеденительные, нервные, мышечные. Эпителиальная ткань образует кожу ,слизистые оболочки и органы. Клетки тесно расположены друг к другу. В соеденительнойочень большие межклеточные промежутки.из нее состоят кости,хрящи и кровь. Мышечные и нервные тканиотносятся к возбудимым , они способны воспринимать и проводить импульс возбуждения. мышечная ткань может ещё сокращаться. Ткани в различных сочитаниях образуют органы.т каждый орган состоит из нескольких видов тканей, причем всегда с основной функциональной тканью, которая определяет систему органа,в нём имеются элементы нервной, эпителиальной и соеденительной ткани. Анатомические органы складываются в системы органов, которые объеденяются на основе общих функций:скилетно-мышечная, нервная, покровная, выделительная, пищеварительная, дыхательная, сердечно-сосудистая, половая и эндокринные системы.
Вопрос
Организм человека как единое целое.
Организм человека является открытой системой ,для него характерны некоторые св-ва:
1)обмен веществ-взаимодействие организма с внешней средой,в результате чего в организм поступают необходимые вещества,а из организма выводятся вещества обмена.
2)дыхание-благодаря поступлению кислорода в организм человека, происходит окисление сложных веществ и выделяется энегрия(АТФ).3)питание- в организм человека поступают питательные вещества,которые необходимы для роста клеток, ткани и организма в целом
4)рост и развитие. Рост-количественное изменение организма.(деление клеток) развитие- качественная характеристика, в результате развития происходит усложнение функций организма.5)размножение- сохранение вида,передача наследственной информации от родителей к потомству.6)для живых организмов характерен обмен энергией.
7)выделение-это свойство способствует поддержанию относительно постоянства внутренней среды организма(гомеостаз).8)гетерохронность- свойство организма, при котором в процессе развития организма, системы органов созревают в разные периоды онтогинеза.9)клетки мозга могут выполнять избыточную(повышенную) функцию, благодаря чему происходит адаптация к условиям среды.10)свойство надежности организма-в организме человека органы и системы органов выполняют защитную функцию.11)наследственность и изменчивость.12)пластичность функций. Свойство выражается в том, что организм адаптируется к длительным факторам среды.
Таким образом свойства живого организма тесно взаимосвязаны между собой, что характерезует организм человека как единое целое.
Вопрос
Свойства живого организма.
Организм человека является открытой системой ,для него характерны некоторые св-ва:
1)обмен веществ-взаимодействие организма с внешней средой,в результате чего в организм поступают необходимые вещества,а из организма выводятся вещества обмена.
2)дыхание-благодаря поступлению кислорода в организм человека, происходит окисление сложных веществ и выделяется энегрия(АТФ).3)питание- в организм человека поступают питательные вещества,которые необходимы для роста клеток, ткани и организма в целом
4)рост и развитие. Рост-количественное изменение организма.(деление клеток) развитие- качественная характеристика, в результате развития происходит усложнение функций организма.5)размножение- сохранение вида,передача наследственной информации от родителей к потомству.6)для живых организмов характерен обмен энергией.
7)выделение-это свойство способствует поддержанию относительно постоянства внутренней среды организма(гомеостаз).8)гетерохронность- свойство организма, при котором в процессе развития организма, системы органов созревают в разные периоды онтогинеза.9)клетки мозга могут выполнять избыточную(повышенную) функцию, благодаря чему происходит адаптация к условиям среды.10)свойство надежности организма-в организме человека органы и системы органов выполняют защитную функцию.11)наследственность и изменчивость.12)пластичность функций. Свойство выражается в том, что организм адаптируется к длительным факторам среды.
Таким образом свойства живого организма тесно взаимосвязаны между собой, что характерезует организм человека как единое целое.
Вопрос
Вопрос
Биологический и хронологический возраст.критерии их оценки.
Биологический-совокупность морфофункциональных особенностей, зависящих от темпов роста и развития.основные критерии:созревание систем организма(скелетная зрелость, сроки прорезывания молочных и постоянных зубов).Паспортный-отсчет времени с момента рождения ребенка.Не всегда сроки паспортного и биологического возроста совподают. Организм человека делят на возрастные периоды,в связи с этим была предложена возрастная переодизация жизни человека.1)внутриутробный период:эмбриональный и плодный. 2)новорожденный.3)грудной.4)раннее детство.5)первое детство.6)второедетство.7)подростковый.8)юношский.9)зрелый.10)пожилой.
Вопрос
Вопрос
Ткани, органы,системы органов. Типы тканей:1)эпителиальные. а)желёзистый- вырабатывает секрет.( железы, желудок, кишечник)- выделительная и секреторная функции.б)плоский( поверхность клеток гладкая,плоьно примыкает друг к другу).кожа,пищевод. Функции:зпщитная, покровная, выделительная.в) мерцательный- клетки с ресничками ( дыхательные пути) защитная функция.2)соеденительные.а)плотная волокнистая- группы волокнистых, плотно лежащих друг к другу клеток.( сухожилия, оболочки кровеносных сосудов). Функции: покровная, защитная, двигательная.б) рыхлая волокнистая- межклеточное вещество не имеет структуры ( жировая клетчатка, проводящие пути нс). Функции: регуляция температуры, заполняет промежутки, соединяет кожу с мышцами.в)хрящевая- упругие овальные клетки в капсулах, прозрачное межклеточное вещество. Сглаживает трущиеся поверхности.г)костная- твердое межклеточное вещество(кости скилета). Опорная, двигательная,защитная функции.д)кровь и лимфа. 3)мышечная:а)поперечно-полосатая- многоядерные клетки с поперечными полосами( мышцы скилета и сердце).движения, мимика.б)гладкая- одноядерные клетки( скилетная и сердечная мышца). Сокращение стенок внутренних органов.4)нервная- нейроны и клетки нейроглии( головной и спинной мозг, нервы). Передают импульсы. Ткани образуют органы, которые складываются в системы органов:1)скилетно-мышечная( кости и мышцы). Обеспечивает опорную, двигательную функции и обмен веществ(миниральный).2)сердечно-сосудистая( сердце и отходящие от него сосуды). Транспортная, объеденяет и координирует работу органов и систем.в)дыхательная(лёгкие и воздухоносные пути). Обеспечивает газообмен.г) пищеварительная( пищеварительные железы и пищеварительный канал).обеспечивает пищеварение.д)выделительная(почки, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).е) половая(женские и мужские половые органы). Размножение.ж)НС (головной и спинной мозг, нервы и нервные узлы).обеспечивает ВНД, адаптацию, объеденяет и регулирует деятельность всех систем.з)эндокринная( гипофиз, щитовидная железа, поджелудочная железа, надпочечники). Обеспичивает регуляцию всех жизненно важных функций оргакнизма.
Вопрос
Вопрос
Нервная система,строение,общий план
Значение:нс регулирует деятельность всех систем организма через рефлексы.1)нс объеденяет деятельность всех систем и организма в целом. 2)адаптация организма к условиям окр. Среды. 3)высшая нервная деятельность- сознание, мышление,речь( развитие коры больших полушариев). Строение: нс делится на 2 отдела: центральный( головной и спинной мозг) и переферический( нервы и нервные узлы). Переферический отдел делится на соматическую нс (образована нервами,регулирующими деятельность кожи, органов чувств и скилетных мышц) и на вегетативную (регулируют работу внутренних органов). Вегетативная нс делится на симпатическую (усиливает работу органов) и парасимпатическую (тормозит). Развитие:нс начинает формироваться из эктодермы. Её клетки делятся и образуется нервная пластинка, клетки которой затем делятся и образуют нервную трубку. Из её переднего конца формируются 3 мозговых пузыря, по мере развития зародыша передней и средний мозг. Пузыри делятся и образуются 5 мозговых пузыря, из которых будут формироваться отделы головного мозга. Из хвостового конца формируются сигменты спинного мозга.нс начинает формир. В конце 2- начале 3 недели внутриутробного развития.к 6 мес.внутриутр. развития головным мозгом сформированы и покрыты большими полушариями. В 17-18 наступает функциональная зрелость.
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Половые железы….
К половым железам относятся яичко и яичник. Яичники-железы смешанной секреции, вырабатывают яйцеклетки и половые гормоны. Эстрогены-влияют на развитие наружных половых органов, вторичных половых признаков, рост и развитие опорно-двинательного аппарата, развитие тела по женскому типу. Прогестон-оказывает влияние на слизистую оболочку матки, готовя её к имплотации оплодотворенной яйцеклетки,росту и развитию плода и молочных желёз. Яички-половые железы смешанной секреции. В них вырабатываются спермотозоиды. Половые гормоны-тестостерон. Он стимулирует рост и функциональную активность предстательной железы,семенных пузырьков, развитие наружных половых органов, вторичных половых признаков. Низкая его концептрация активизирует спермотогенез, высокая-тормозит.
Вопрос
Вопрос
Развитие обоняния и вкуса….
У новорожденного ребенка отсутствует чувствительность к соленому стимулу следовательно пища не должна содержать соли. Наибольшая чувствительность проявляется к сладкому стимулу.с возростом вкусовая чувствительность меняется. К концу 1 года начинают развиваться рецепторы реагирующие на соленый стимул. Орган вкуса тесно связан с обонянием
Вопрос
Соматическая чувствительность….
Тактильная-воспринимают механорецепторы: свободные- нервные окончания, проникающие в эпидермис(давление) и несвободные- позволяют определить форму,размер,материал из которого сделан предмет. Температурная-колбы Краузе (воспринимают холод), тельца Гольджи(тепло). Колбы расположены в эпидермисе более поверхностно(250 тыс), тепловых 39 тыс. эти рецепторы приспосабливаются к изменению температуры внеш. Среды. Кожа рук менее чувствит.,чем кожа тела. Болевая-воспринимается свободными нервными окончаниями(2-4 мин). Болевыеощущения говорят о повреждениях тканей и органов. Наиболее быстро начинают функционировать тактильные рецепторы.
Вопрос
Учение о ВНД
Внд-деятельность нервных клеток коры БП и ближайших к ней подкорковых образований, в результате чего образуется сложное поведение человека и животных. Изучая внд появилась возможность объяснить механизмы сложного поведения. Сеченов доказал что деятельность головного мозга имеет рефлекторный характер.на основании этой работы Павлов создал учение о внд. Исследует след. Вопросы: 1)условия и механизм образования условных рефлексов. 2)особенности формирования динамического стереотипа и его роль в поведении человека.3)индивидуальные особенности типа внд.
4)исследует физиологические механизмы образования и формирование речи 5)изучает особенности протекания психических процессов и механизмы их формирования.
Вопрос
Вопрос
Условное и безусловное торможение……..
1)безусловное(наиболее выражено в 3-4 г).поражение не затрагивает механизмов временной связи и развивается когда раздрожитель действует неожиданно: а)индукционное- развивается когда при действии раздрожителя деят-сть временно прекращается. Б)запредельное-развивается когда на организм действует раздрожитель длительное время и его сила максимальна или минимальна. 2)условное(ведущее значение 6-7 лет) затрагивает механизмы временной связи: а)запаздывающее-развивается когда на действующий раздрожитель подкрепление во времени удлиняется.(формируется умение ждать).б)дифференцировочное-развивается когда на организм действует несколько раздрожителей имеющих одинаковые свойства но различные по 1 признаку и этот признак подкрепляется.(различение цвета,звука). В)угасательное-развивается когда на действующий раздрожитель длительное время отсутствует подкрепление(основа забывания информации).г)условное торможение условных рефлексов-развивается в том случае когда к прочно-выбранному условному раздрожителю неожиданно подключается еще один условный раздрожитель, но ихсовместное действие не подкрепляется( основа формирования вредных превычек)
Вопрос
Вопрос
Предмет и задачи курса.
Анатомия-наука изуч.строение органов,систем организма вцелом.Физиология-наука изуч. Функции живого организма.Возрост.анатомия и физиология— изучают строение и функции организма на различных этапах онтогинеза.Онтогинез— индивидуальное развитие особи с момента оплодотворения яйцеклетки до естественной смерти.
Гигиена-комплексная дисциплина которая изучает особенности здорового организма и разрабатывает ряд мероприятий для поддержания и сохранения здоровья.Предметом изучения данной дисциплины является человек с его возростными особенностями строения и йункций организма.Организм-сложная соподчинено-организованнаясистема органов и структур, обеспечивающая жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой.Задача курса состоит в том,что будущим педагогам необходимо знать возростные особенности и правильно планировать воспитательные и учебные мероприятия.
Вопрос
Закономерности развития детского организма
Онтогенез-индивидуальное развитие с момента оплодотворения яйцеклетки до естественной смерти. Гетерохронность-в процессе развития организма системы органов созревают в разные периоды онтогенеза. Детскому организму присущи 2 основные характеристики: рост-количественное изменение организма(деление клеток) и развитие- качественная характеристика,происходит усложнение функций организма. Родившийся ребенок имеет своеобразное строение, отличающее его от детей старшего возраста и взрослых. Чем младше ребенок тем быстрее протекает рост и развитие. Процессы роста и развития взаимосвязаны и взаимообусловлены и протекают в соответствии с существующими законами на основе след. Закономерностей: 1)неравномерность темпов роста и развития вцелом.(на одних возрастных отрезках преобладает рост(вытягивание) а в других развитие(период округления)). 2)неодновременность роста и развития отдельных органов.3)обусловленность процессов роста и развития полом. Пол складывается на обмене веществ ,телосложении, психофизиологических показателях. 4)обусловленность процессов роста и развития факторами наследственности и среды. Рост и развитие находятся под влиянием генетической программы и воздействии окр. Среды.
Вопрос
Источник