Закономерности отклоняющегося развития ребенка
Отклоняющееся развитие – любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или « – » (опережение или запаздывание). Устойчивое изменение когнитивных, эмоциональных, регуляторных параметров и сторон актуального развития, приводящее к трансформациям в процессе возрастного развития. Проявление трансформаций: замедление процесса социализации, усвоения культурно-исторического опыта. Невозможность отнесения отклоняющегося развития к категории патологии: изменения касаются лишь формально-динамических сторон процесса развития, а содержание и сущность психических явлений (отражательная природа психики) и последовательность их формирования остаются принципиально неизменными. Отклоняющееся развитие, разворачивающееся в неблагоприятных условиях, созданных физическим или психическим дефектом, как стойкое изменение параметров деятельности психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних возрастных значений.
Дети с отклонениями в развитии – дети и подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицитарности или недостатка органа, его функции и процесса со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и в общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности.
Общие закономерности отклоняющегося развития:- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;- трудность словесного опосредования;- замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;- риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.
Одним из первых общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В. И. Лубовским. Основным тезисом является доказательное постулирование наличия трех иерархических уровней закономерностей отклоняющегося развития.
1-ый уровень — закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития.
Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации
При любой патологии нарушается «расшифровка» окружающего мира. В зависимости от специфики отклонения искажаются разные параметры окружающей действительности;
так, при сенсорной патологии происходит искажение сенсорной информации на этапе ее приема через поврежденный анализатор,
при патологии эмоционально-личностной сферы (психопатия, ранний детский аутизм) искажается восприятие, интерпретация и использование социальной информации. Любое обращение со стороны сверстников или взрослых может быть расценено ими как агрессия и сопровождаться соответствующими ответными действиями.
Нарушение речевого опосредования.
Нейрофизиологические исследования показывают, что запаздывание в созревании регулирующей функции речи, что неразрывно связано как с развитием собственно речевой функции, так и лобных отделов головного мозга является общей патогенетической характеристикой ряда дизонтогений, таких, как умственная отсталость, задержка психического развития, ранний детский аутизм и др.
При всех отклонениях психического развития в большей или меньшей степени наблюдается дивергенция невербального и вербального поведения, что затрудняет нормальное развитие ребенка и требует использования специальных приемов его воспитания и обучения.
Более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности
Любой вид дизонтогенетического развития характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности, полным или частичным выпадением «психического инструментария»: снижены интеллектуальные способности, или выявляется социальная неадекватность, или выпадает какой-либо вид информации (зрительной, слуховой, зрительно-слуховой, действенной) об окружающей действительности.
Для того чтобы у ребенка с той или иной патологией развития сформировались столь же полные и адекватные представления о разных сторонах окружающей действительности, как это происходит у нормально развивающихся детей, необходимы, безусловно, более длительные сроки и специальные методы.
Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности
Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая условия как чисто бытовые, например наличие пандусов для въезда на коляске, так и социально-психологические — готовность ближайшего социального окружения к общению с такими людьми.
II уровень — закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств (например, возникших вследствие недоразвития анализаторных систем — зрительной, слуховой, кожной, двигательной) или имеющих в своей основе раннее органическое повреждение головного мозга (умственная отсталость, задержка психического развития церебрально-органического генеза и т.д.).
III уровень — специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза (общему стойкому психическому недоразвитию по типу умственной отсталости, или искаженному развитию по типу раннего детского аутизма, или дефицитарному развитию вследствие недостаточности зрительного анализатора, и т.д.).
Абнормальность.
Определение абнормальности часто дается через отрицание: абнормальным считается тот, кто не является нормальным. Подобное негативное определение научно несостоятельно, поскольку не объясняет сущности явления.
Используя описание условий нормального функционирования личности Э. Сыржиштевой, можно определить различные формы абнормальности следующим образом:
1. нарушение динамического равновесия между личностью и окружением,
2. единой координации психических процессов и действий,
3. нарушение характера установления соотношения потребностей, неспособность выбора и постановки жизненно важной цели или целей;
4. нарушение единой, относительно стабильной структуры личности в процессе ее изменений и развития,
5. нарушение психики как энергетической системы — в распределении и плавном расслаблении напряжения.
Э.Сыржиштева приводит 10 основных критериев нормальности, которые И.Кулка (1993) соотносит с особенностями развития аномальных детей, подростков и взрослых.
• Субъективная удовлетворенность.
Хорошо известно, что субъективная удовлетворенность связана с удовлетворением различных потребностей. Если у аномального ребенка потребности длительное время не удовлетворяются, то это приводит, естественно, к переживанию неудовлетворенности, более высокая интенсивность которой может оказывать на развивающуюся личность деструктивное влияние.
• Идентичность.
Хроническое переживание страха, опасений, тревожности, стрессы и различного рода фрустрации могут приводить к нарушению осознания себя, своей идентичности, даже к деперсонализации и формированию неадекватной самооценки. Поскольку дети с психосоматическими нарушениями часто оказываются подвержены страхам, фрустрации и стрессам, то это может привести к трудностям осознания идентичности, ее изменениям и нарушениям.
• Интегральность (целостность).
Поскольку предпосылкой нормального психического развития является и динамическое равновесие между личностью и окружением, именно в этой области могут произойти определенные изменения. Дефект может привести к ряду последствий, проявляющихся в дальнейшем в лабильности переживаний и неустойчивости саморегуляции ребенка.
• Автономность (независимость).
Так как аномальный ребенок или подросток в повышенной степени зависим от своего социального окружения, это может привести к ослаблению его автономности. У аномальных детей и подростков к этому часто присоединяется и воздействие покровительственного воспитания, отрицательно сказывающееся на становлении устойчивого профиля личности.
• Адекватное восприятие реальности (действительности).
У детей и подростков с сенсорными дефектами и дефектами интеллекта адекватность восприятия действительности, конечно, не может быть достигнута полностью в силу специфики их нарушений. С другой стороны, всегда существуют предпосылки для компенсации со стороны здоровых, неповрежденных органов.
• Адекватное самопознание, самопереживание и самооценка.
В результате включения защитных механизмов у аномальных детей часто происходит деформация самопознания. Самопереживание носит черты депрессии и повышенной тревожности, что приводит к формированию комплекса неполноценности, а иногда, наоборот, к сверхкомпенсации. Так как целостность личности аномального ребенка или подростка обычно в достаточной мере не достигается, можно наблюдать проявления обеих тенденций одновременно.
• Толерантность(выносливость) к фрустрации.
У аномальных детей толерантность бывает снижена, что, несомненно, связано с уже упоминавшейся пониженной целостностью личности, с ослабленной автономией, недостатком самодоверия и с недооценкой себя.
• Резистентность по отношению к стрессу.
Пониженная устойчивость к нагрузкам у аномальных детей обусловлена хроническим накоплением стрессовых ситуаций, которые в существенной мере нарушают целостность личности, уравновешенность психических процессов и сознательную регуляцию деятельности.
Аномальный ребенок склонен к уединению, «уходу в себя», иногда у него может проявляться беспомощность, возникает чувство безысходности, увеличивается тревожность, иногда переходящая в панику, неразрешенные конфликты нарушают целостность личности.
• Приемлемая социальная адаптация.
У аномальных детей и подростков довольно часто наблюдается недостаточная социальная адаптация (плохое приспособление), обусловленная характером их дефекта и связанной с ним ограниченной возможностью включения в общественную жизнь. Дефект часто мешает человеку в ежедневной практике, уменьшает возможности найти работу, затрудняет его связи с другими людьми и изолирует его от общества. возможностью включения в общественную жизнь. Дефект часто мешает человеку в ежедневной практике, уменьшает возможности найти работу, затрудняет его связи с другими людьми и изолирует его от общества.
• Оптимальное самоутверждение.
Индивидуальное самоутверждение в условиях, затрудняющих в результате дефекта само существование ребенка, реализовать очень сложно, поскольку уже из самой сущности дефекта следует определенная недостаточность и несовершенность данностей индивида для жизни.
При более подробном анализе всех указанных критериев нормальности выявляется, что они далеко не однозначны. Некоторые перекрывают друг друга, другие – слишком диффузны, третьи нельзя назвать абсолютными.
Например, субъективная удовлетворенность – очень спорный критерий нормальности, если она не соответствует действительности. Состояние «быть счастливым» в патогенном окружении скорее говорит о душевном заболевании, чем о нормальности.
Использование понятия ʼʼотклоняющееся развитиеʼʼ позволяет:
— обозначить критерии выделения категорий детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
— перейти от феноменологической диагностики к каузальной;
— построить современную психологическую классификацию и типологию различных групп проблемных детей;
— определить основные принципы и подходы к диагностической и развивающе-коррекционной работе психолога.
В рамках интегративного подхода к анализу как нормативного, так и отклоняющегося развития исследованиями последнего времени была показана крайне важно сть включения в поле деятельности психолога-практика особой структурной ʼʼмакроединицыʼʼ детского развития — так называемых базовых составляющих (предпосылок) психического развития.
Литература
- Зайцева И.А., Кукушин В.С.и др. Коррекционная педагогика. – Р/Д, 2002.
- Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.:Школа-пресс, 2001.
- Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М, 2002.
Источник
Условия нормального развития:
— нормальная работа головного мозга;
— нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;
— сохранность анализаторов, обеспечивающих нормальную связь с внешним миром;
— систематичность и последовательность развивающей среды ребенка.
Закономерности в развитии нормального ребенка:
— цикличность психического развития;
— неравномерность психического развития;
— развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;
— пластичность нервной системы;
— соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития.
Отклоняющееся развитие – любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или « – » (опережение или запаздывание). Устойчивое изменение когнитивных, эмоциональных, регуляторных параметров и сторон актуального развития, приводящее к трансформациям в процессе возрастного развития. Проявление трансформаций: замедление процесса социализации, усвоения культурно-исторического опыта. Невозможность отнесения отклоняющегося развития к категории патологии: изменения касаются лишь формально-динамических сторон процесса развития, а содержание и сущность психических явлений (отражательная природа психики) и последовательность их формирования остаются принципиально неизменными.
Отклоняющееся развитие, разворачивающееся в неблагоприятных условиях, созданных физическим или психическим дефектом, как стойкое изменение параметров деятельности психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних возрастных значений.
Дети с отклонениями в развитии – дети и подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицитарности или недостатка органа, его функции и процесса со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и в общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности.
Общие закономерности отклоняющегося развития:
— снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
— трудность словесного опосредования;
— замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;
— риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.
Виды психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский) по типу:
— ретардации (запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов) – задержанное психическое развитие;
— дисфункции созревания (психическое недоразвитие, дисфункции анализаторных систем) – олигофрения, нарушения анализаторных систем;
— поврежденного развития (изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или головного мозга) – органическая деменция, тяжелые нарушения анализаторных систем;
— асинхронии (диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпов и сроков развития одних функций и запаздыванием или выраженным отставанием других) – искаженное развитие (РДА), дисгармоническое развитие (психопатии).
Литература
1. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2006.
2. Специальная психология: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Лубовского.— 3-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 2009.
3. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005.
4. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2008.
5. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: Сфера, 2005.
Источник
Неблагоприятные условия и законы процесса развития психики
Как уже упоминалось, специальная психология изучает, как протекает процесс психического развития в неблагоприятных условиях,
пытаясь соотнести параметры неблагоприятных условий с характеристиками психогенеза
.
Само влияние неблагоприятных условий оценивается через то,
- как ведут себя законы развития,
- в какой степени законы развития неизменны,
- в какой степени законы развития меняются.
Специальная психология, изучая протекание процесса психического развития в особых условиях, выделяет, как уже отмечалось, 3 группы закономерностей.
- Прежде всего, это общие закономерности,
характеризующие как нормальное, так и нарушенное развитие,
определяющие их главные черты. - Кроме того, выделяются так называемые
модально неспецифические закономерности,
или особенности, типичные для всех
или нескольких видов нарушенного развития. - И, наконец, выделяются
модально специфические закономерности,
т. е. особенности развития, характерные только
для какого-то одного вида дизонтогенеза.
Последний круг закономерностей изучается
в рамках отдельных отраслей специальной психологии.
Общие (главные) закономерности психического развития
Характеризуя общие, или главные закономерности психического развития, следует подчеркнуть, что развитие связано, прежде всего, с позитивными качественными изменениями, появление которых знаменует очередную фазу или стадию этого процесса. Процесс развития необратим и непрерывен. Кроме того, общим законом развития является механизм иерархизации — соподчинения. Более молодые и более совершенные функции включают в свой состав, подчиняют себе более «старые», тем самым, создавая условия для взаимного развития.
Еще одной важной стороной развития является его неравномерность, или гетерохронность. В этом отношении законом нормального развития следует считать сочетания неравномерности со своевременностью формирования тех или иных структур. В психологии разновременность формирования разных сторон психики называется сензитивными периодами.
Кроме всего сказанного, необходимо упомянуть, что психика не только представляет собой внутренний регулятор внешней предметной деятельности, но и сама может развиваться только в условии этой деятельности. При этом всегда указывается, что развитие психики осуществляется в ведущем для данного возраста виде деятельности.
Процесс психического развития можно рассматривать как:
- направленный —
(функциональный генез) —
процесс изменений в психике ребенка под влиянием обучения; - спонтанный —
изменение в процессе самонаучения путем подражания.
Общее определение процесса психического развития
Резюмируя сказанное, мы можем дать самое общее определение: психическое развитие — процесс
поступательных, непрерывных, необратимых качественных изменений в отражении внешнего и внутреннего мира
(в параметрах его полноты, точности, глубины,
взаимосвязанности, целостности и т. п.),
обеспечивающих все более эффективную саморегуляцию
внешней предметной и внутренней психической деятельности,
а также повышающих их результативность
в плане усвоения социально-исторического опыта.
Специфические закономерности психического развития
Помимо общих, существуют и специфические закономерности, представляющие собой не какой-то особый ряд закономерностей, а лишь особую форму существования и проявления главных законов развития, их специфическую ответную реакцию на неблагоприятные условия.
Модально неспецифические закономерности псих. развития
Модально неспецифические закономерности
изучены
еще далеко
недостаточно
. К их числу можно отнести свойственное для всех форм дизонтогенеза
- замедление скорости приема и
переработки поступающей информации, характерное - и для нарушенных анализаторных систем,
- и для сохранных анализаторных систем.
Практически для всех групп детей с отклонениями в развитии типично, хотя и в разной степени и по разным причинам,
- снижение уровня познавательной активности,
что дополнительно замедляет развитие познавательных процессов.
Многие ученые отмечают бедность запаса представлений и знаний об окружающей действительности. Сказанное отнюдь не означает, что при разных формах дизонтогенеза страдает адекватность отражения окружающего мира. Изменяется лишь степень полноты и точности отражения. Помимо этого, для разных групп детей с отклонениями в развитии вполне характерны
- разнообразные формы речевых нарушений
и затруднения в формировании
процесса речевого опосредования,
что сказывается на темпах формирования
высших психических функций.
В связи с этим вполне естественно то, что
для всех групп дизонтогенеза характерны трудности в сфере общения в разной степени и по разным причинам
.
Общее моторное и психомоторное развитие оказывается нарушенным при разных формах дизонтогенеза. В исследованиях последних лет показано, что в основе
- отставания в развитии моторной сферы могут лежать не только
- первичные нарушения двигательного анализатора, но и
- недостатки формирования и оперирования
пространственными представлениями.Моторные нарушения сказываются
- на темпах развития навыков и умений, а также
- на формировании разных форм деятельности —
игровой, учебной, трудовой и др.
Кроме того, как отмечается разными исследователями, для многих групп детей с отклонениями в развитии характерна
- определенная диспропорция между
образной и вербальной сферами психики.
Наконец, весьма распространенным явлением в случаях нарушенного развития могут быть разнообразные
- деформации социальной ситуации развития,
проявляющейся в неправильных стилях воспитания.
Нельзя не отметить, что в подавляющем большинстве случаев для детей с нарушениями в развитии характерно
- проявление различных депривационных симптомов.
Источник