Закономерности довербального и вербального развития ребенка

Закономерности довербального и вербального развития ребенка thumbnail

Логопункт МОУ СОШ № 3

Некоторые показатели психического и физического развития детей

п. Михайловка

2011/2012

1. Закономерности довербального (доречевого) и раннего вербального (речевого) развития

Возраст

Стадии развития

От рождения до 8 недель

Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие соматические реакции ребёнка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок.

От 8 до 20 недель (205 мес.)

Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. Развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления («гуканье»). 6-8 нед. – улыбка при общении. С 15-16 нед. – смех при общении.

От 16 -20 недель до 30 недель (4-7,5 мес.)

Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5-6 мес. Произнесение первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными).

От 20-30 недель до 5-7,5-12 мес.

«Расцвет» лепета, каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления».

9-18 мес.

Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих ещё чёткого значения.

2. Оценка этапов довербального и начального вербального развития

Возраст

Основные показатели

1 мес.

Реакция сосредоточения на речевом общении

2 мес.

Улыбка при общении

3 мес.

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление

4 мес.

Дифференцированность комплекса оживления, смех.

5 мес.

Дифференцированность направления звука, певучее гуление.

6 мес.

Лепет.

7 мес.

Готовность к совместной деятельности, ориентация на колокольчик, звучащую игрушку.

8 мес.

Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма.

9 мес.

Общение с помощью жестов, игра в «ладушки».

10 мес.

Ситуационное понимание обращённой речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с стуацией.

11 мес.

Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением.

1 год

Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом.

1 год 3 мес.

Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста.

1 год 6 мес.

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов

1 год 9 мес.

Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас – около 20 слов.

2 года

Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов.

2 года 6 мес.

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение из 2 слов.

3 года

Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет своё имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».

3. Оценка понимания речи

Возраст

Основные показатели

3-6 мес.

Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса.

6-10 мес.

Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и т.п.)

10-12 мес.

Понимает названия отдельных предметов.

12-14 мес.

Показывает их на сюжетных картинках.

15-20 мес.

Узнаёт их на картинках

20-24 мес.

Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа Покажи, кто сидит, кто спит; выполняет двухступенчатую инструкцию Пойди в кухню и принеси чашку; понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации – На чём ты сидишь?

2 года 6 мес.-3 года

Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без неё).

3-4 года

Понимает сложноподчинённые предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию.

4-5 лет

Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т.п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа Картина была нарисована Машей.

4. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук

Возраст

Навыки поведения

1-2 года

Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2-3 года

Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

3-4 года

Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.

4-5 лет

Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

5. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации

(базовый навык для формирования письма)

Возраст

Навыки поведения

3-6 мес.

Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

6-12 мес.

Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка 1 год

1-2 года

Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает её и пьёт. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий.

2-3 года

Может крутить пальцем диск телефона, рисует чёрточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

3-4 года

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч.

4-5 лет

Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует «простой дом» (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в незавершённую картину.

5-6 лет

Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дорисовывает недостающие детали к картинке. Бьёт молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

6. Возрастные особенности развития общей моторики

Возраст

Навыки поведения

3-6 мес.

Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.). Приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.), садится (6 мес.).

6-12 мес.

Посаженный, сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору; переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.), стоит самостоятельно; ходит, держась одной рукой (10 мес.), уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встаёт (12 мес.)

1-2 года

Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При лёгкой поддержке спускается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает ан месте, крутит педали трёхколёсного велосипеда.

2-3 года

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки.

3-4 года

Бросает мяч из-за головы. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 сек. Сохраняет равновесие при качании на качелях.

4-5 лет

Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.

5-6 лет

Хорошо прыгает, бегает, прыгает через верёвочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколёсном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей.

Источник

Закономерности довербального и вербального развития ребенка

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Мастюкова Коррекция.КАФdoc.doc

Скачиваний:

159

Добавлен:

19.05.2015

Размер:

5.03 Mб

Скачать

Возраст

Стадии
развития

I

От рождения до 8 нед.

Рефлекторный
крик и рефлекторные зву­ки,
сопровождающие, в основном, сома­тические
реакции ребенка. В крике пре­обладают
гласноподобные звуки, имею­щие
носовой оттенок

II

От 8 до 20 нед. (2-5 мес.)

Качественное
изменение крика, появле­ние
гуления и смеха. С 3 мес. развитие
интонационной
характеристики крика. С
12 нед. появление начального гуления
(«гуканье»).
6-8 нед. — улыбка при обще­нии.
С 15-16 нед. — смех при общении

III

От 1
6-20
нед. до 30 нед. (4-7,5
мес.)

Интенсивное
развитие гуления и появле­ние
лепета. С 5-6 мес. произнесение пер­вых
слогов (сочетания губных и язычных
согласных
с гласными)

IV

От
20-30 нед. до 48 нед. (5-12
мес.)

«Расцвет»
лепета, каноническая вокали­зация.
Голосовые реакции выделяются из
общего
«комплекса оживления»

V

9-1 8 мес.

Произнесение
слогов разных типов и «псевдослов»,
не имеющих еще четкого значения

II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития

Возраст

Основные показатели

1 мес.

Реакция сосредоточения
на речевое общение с ребенком

2 мес.

Улыбка при общении

3 мес.

Комплекс оживления при
общении со взрослым, гуление

4 мес.

Дифференцированность
комплекса оживления, смех

5 мес.

Дифференциация направления
звука, певучее гуление

301

Окончание
табл.

Возраст

Основные
показатели

6 мес.

Лепет

7 мес.

Готовность
к совместной игровой деятельности,
ориентация на колокольчик

8
мес.

Реакция
на незнакомое лицо, повторение
одинаковых сло­гов
ба-ба, ма-ма

9
мес.

Общение
с помощью жестов, игра в «ладушки»

10 мес.

Ситуационное
понимание обращенной речи, использование
1-2 «лепетных слов», понятных при
соотнесении с ситуа­цией

1 1
мес.

Использование
3 «лепетных слов» с соотнесением

12
мес.

Использование
3—4 «лепетных слов» с соотнесением;
пони­мание простой инструкции,
дополняемой жестом

15 мес.

Словарный
запас увеличивается до 6 слов, ребенок
понима­ет простую инструкцию без
жеста

18
мес.

Показывает одну
из частей тела, словарный запас 7—20
слов

21 мес.

Показывает три
части тела, начало фразы из 2 слов.
Сло­варный запас — около 20 слов

24 мес.

Показывает 5
частей тела, словарный запас — минимум
50 слов, понимает двухэтапную инструкцию,
начинает исполь­зовать предложение
из 2 слов

30 мес.

Адекватно
использует местоимения я,
ты, мне’,
использует
предложение из 2 слов

36 мес.

Словарный
запас до 250 слов и выше, общается
предложе­нием из 3 и более слов,
использует множественное число
существительных и глаголов. Называет
свое имя, пол и воз­раст, понимает
значение простых предлогов, выполняет
задания
типа Положи
кубик под чашку, Положи кубик в коробку

Читайте также:  Перцептивное развитие в первый год ребенка

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста

I. Закономерности довербального и раннего вербального развития

Возраст Стадии развития
I От рождения до 8 нед. Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие, в основном, соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок.
II От 8 до 20 нед. (2-5 мес.) Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления («гуканье»). 6—8 нед. — улыбка при общении. С 15—16 нед. — смех при общении.
III 16—20 нед. до 30 нед. (4—7,5 мес.) Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5—6 мес. произнесение первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными).
IV От 20—30 нед. до (5-7,5-12 мес.) «Расцвет» лепета. «Расцвет» лепета, каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления».
V 9—18 мес. Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих еще четкого значения.

II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития.

Возраст (месяцы) Основные показатели
1. Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком.
2. Улыбка при общении.
3. Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
4. Дифференцированность комплекса оживления, смех.
5. Дифференциация направления звука, певучее гуление.
6. Лепет.
7. Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик.
8. Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма.
9. Общение с помощью жестов, игра в «ладушки».
10. Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1—2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией.
11. Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением.
12. Использование 3—4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом.
15. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста.
18. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов.
21. Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас — около 20 слов.
24. Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов.
30. Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение из 2 слов.
36. Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».

III. Оценка понимания речи.

Возраст Основные показатели
3—6 мес. Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
6—10 мес. Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и т.п.)
10—12 мес. Понимает названия отдельных предметов.
12-14 мес. Узнает их на картинках.
15—18 мес. Показывает их на сюжетных картинках.
20—24 мес. Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа Покажи, кто сидит, кто спит; выполняет двух ступенчатую инструкцию Пойди в кухню и принеси чашку, пони мает значение предлогов в привычной конкретной ситуации На чем ты сидишь!
2 года 6 мес. — 3 года Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки. (С опорой на картинку, а затем и без нее.)
3—4 года Понимает сложноподчиненные предложения, значение пред логов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа Пойди в кухню, принеси чашку.
4-5 лет Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т.п. Выполняет три последовательные команды. Пони мает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

IV. Возрастные особенности развития общей моторики

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник

Развитие речи в игреДиагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития.

Читайте также:  Позновательное развитие ребенка с дцп

Цель этой работы — обратить внимание педагогов, медработников и родителей на необходимость ранней диагностики нарушений речи и личностно-ориентированного подхода при коррекции и профилактике этих нарушений.

Как проверить уровень речевого развития ребенка от 1 до 3 лет.

При оценке звукового развития ребенка необходимо знать, в чем конкретно заключается отставание в речевом развитии в каждый возрастной период жизни ребенка.

Ниже приведена диагностическая шкала, с помощью которой можно определить, развивается ребенок нормально или отстает в речевом развитии.

Таблица 1. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития.

Возраст (месяцы)

Основные показатели довербального и вербального развития

1

Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком.

2

Улыбка при общении.

3

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление.

4

Дифференцированность комплекса оживления, смех.

5

Дифференциация направления звука, певучее гуление.

6

Лепет.

7

Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик — вызванная реакция.

8

Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов (ба-ба и т. д.).

9

Общение с помощью жестов, игра в «ладушки».

10

Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией.

11

Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением.

12

Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом.

15

Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста.

18

Показывает одну из частей тела, словарный запас до 7-20 слов.

21

Показывает 3 части тела, использует фразу из двух слов, словарный запас — 20 слов.

24

Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения «я», «ты», «мне»; предложения строит из двух слов.

30

Адекватно использует местоимения «я», «ты», «мне»; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один».

36

Словарный запас 250 слов, использует предложение из трех слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».К группе риска относят детей, отстающих на один возрастной период!

Рекомендуем вам также следующую шкалу оценки понимания речи.

Таблица 2. Шкала оценки понимания речи.

1 уровеньРебенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. (Этот уровень характерен для здорового ребенка 3-6 месяцев)
2 уровеньРебенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам: «поцелуй маму», «где папа», «дай ручку», «нельзя» и т. д. (6-10 месяцев)
3 уровеньРебенок понимает название отдельных предметов (10-12 месяцев), узнает их изображение (12-14 месяцев), узнает их по сюжетным картинкам (15-18 месяцев).
4 уровеньРебенок понимает название обозначения действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), двухступенчатую инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), значения предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь»).Ребенку доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев).
5 уровеньРебенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее (2 года 6 месяцев — 3 года).
6 уровеньРебенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам).

При выявленном отставании ребенка необходимо дополнительно проверить, как он воспринимает жесты и мимику.

Если вы обнаружили отставание в развитии своего малыша, вам необходимо обратиться в специальные коррекционные детские учреждения, где подберут специальные упражнения для вашего ребенка.

Об особенностях психо – речевого развития всегда можно судить сравнив достижения малыша с показателями развития детей этого возраста. Важно понять на сколько эпикризных сроков отстает малыш в развитии.

Эпикризный срок у детей до года — каждый месяц, от года до 3 лет — каждый квартал.

Нормальное развитие и группа внимания(отставание на один эпикризный срок) — развитие в пределах физиологической нормы. Развитие с отставанием на два эпикризных срока — состояние, пограничное с патологией, нижняя граница физиологической нормы — группа риска,так как ребенок рискует ухудшить свое развитие. Отставание на три эпикризных срока — состояние, пограничное с патологией; и патология, как и отставание на четыре — пять эпикризных сроков.

Отставание на пять и более эпикризных сроков всегда коррелирует с патологией центральной нервной системы.

Эти дети отнесены к диспансерной группе, которая сигнализирует о вероятности сочетанного неблагополучия.

Эти дети должны быть взяты на диспансерный учет даже в том случае, если, кроме глубокого отставания в развитии, врачам пока не удалось выявить каких-либо отклонений в состоянии здоровья детей.

Чрезмерное опережение выделено в группу внимания, поскольку оно может быть прогнозом психического заболевания.

Зайнулина И.В.,
учитель-логопед

 Loading …

Источник