Заключение по итогам развития ребенка

Заключение по итогам развития ребенка thumbnail

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психологического обследования

Ф.И.О. ребенка_____________________________

Дата рождения ______________ возраст ________

Дата обследования __________________________

    Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.)  с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой  сферы, др).  Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).

      В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.

       В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.

     Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).

      При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие).

     После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции).

     В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).

     Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный).

     Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость).

     Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность).

     Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении).

     Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют).

     Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен).

       Деятельность ребенка активная и целенаправленная (сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование). Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи /  нужна стимулирующая помощь / организующая помощь). Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер, темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность).

     Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый).

     Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает). 

     Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая).

     Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).

       Результаты изучения психических функций следующие.

     Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно). 

     Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой (сформированы одинаково). Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста (ниже среднего / низкий). Слухоречевое запоминание: кратковременная память в пределах возраста (ниже среднего / недостаточно прочное). Скорость запоминания без особенностей (длительная / в виде «плато»). Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста (недостаточно прочное / низкое).

      Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).

Читайте также:  Тренинг раннего развития мама ребенок

     Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное). 

     Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).

     Моторика развита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)

        Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:

  • Незрелость всех форм мышления;
  • Несформированность саморегуляции и контроля поведения;
  • Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

     Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

     Рекомендации:

  • формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.
  • развитие концентрации, переключаемости внимания.
  • развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,

ФИО, подпись психолога____________________

С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на) ________________________

                        подпись родителя

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» — Изотова Раиса Викторовна

Г.Петропавловск-Камчатский

Источник

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам диагностики ребенка

ХХХХХХХХХХХХХ, ХХ.ХХ.ХХХХ года рождения

Используемы методики: Психологическая диагностика в раннем возрасте Н.Н.Павловой, Л.Г.Руденко

В структуру диагностического обследования входят 8 субтестов:

Субтест 1. «Узнай и покажи»

Субтест 2 «Закрой окошко»

Субтест 3 «Заборчик»

Субтест 4 «Побери по цвету»

Субтест 5 «Угощения для друзей»

Субтест 6 «Подарки для девочки Маши»

Субтест 7 «Разберем вещи»

Субтест 8 «Картинки в подарок»

 Проведенная диагностика направлена на  выявление уровня развития познавательных процессов. В ходе обследования выявляются:

— понимание речи;

— общая осведомленность;

— умение различать цвета, величину, форму;

— умение группировать предметы;

— развитие мелкой моторики рук.

Настроение ребенка на момент обследования: бодрое,  ребенок положительно реагирует на окружающее, реакции эмоционально окрашены, улыбается, смеется, охотно идет на контакт.

Протокол диагностики

Субтесты

Цель субтестов

Протокол

Результат

 «Узнай и покажи»

Выявление понимания речи взрослого, умение узнавать и показывать названный объект и его части, побуждение к повторению за взрослым названий

Ребенок самостоятельно находит не все объекты и их части, но при помощи взрослого справляется с заданием.

Средний уровень

 «Закрой окошко»

Выявление умения сравнивать и подбирать предметы по форме и соотносить друг с другом

Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого

Средний уровень

 «Заборчик»

Выявление умения чередовать предметы по цвету в определенной последовательности

Ребенок продолжает выкладывать полоски, соблюдая чередование по цвету, без помощи взрослого.

Высокий уровень

 «Побери по цвету»

Выявление сформированности восприятия цвета, умения называть основные цвета, соотносить предметы по цвету.

Ребенок правильно соотносит цвета шарфиков и машинок, но не называет цвета

Средний уровень

 «Угощения для друзей»

Выявление уровня общей осведомленности, понимания речи, умения отвечать на простейшие вопросы.

Ребенок справляется с задание при помощи взрослого.

Средний уровень

 «Подарки для девочки Маши»

Выявление умения находить предметы по двум признакам – форме и цвету, умения отвечать на вопросы

Ребенок правильно выбирает картинки по одному признаку, используя помощь взрослого

Средний уровень

«Разберем вещи»

Выявление умения распределять предметы по принадлежности к группе (игрушки, одежда, посуда)

Ребенок не понимает инструкцию и не справился с зданием

Низкий уровень

«Картинки в подарок»

Изучение способности к ритмичному воссозданию изобразительных элементов, развитие мелкой моторики рук.

Ребенок выполняет задание при помощи взрослого

Средний уровень

Заключение: уровень развития познавательных процессов ребенка соответствует возрасту на среднем уровне.

Рекомендации родителям:

— Применять в домашних условиях игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики (пальчиковые гимнастики, лепка, рисование, игры с песком);

— стимулировать у ребенка речевую активность (развитие умения самостоятельно отвечать на простейшие на вопросы);

— использовать игры для развития умения объединять предметы по принадлежности к группе (игрушки, одежда, посуда): «Куда что положить», «Устроим Мишке комнату», «Найди лишний предмет»;

— регулярно читайте ребенку книги, рассматривайте иллюстрации к ним: просите ребенка рассказать, что он видит на картине, показать, где  какой герой присутствует.

Читайте также:  Соматометрические показатели оценки физического развития ребенка

Педагог-психолог: Соловьева Е.В.

Источник

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по итогам индивидуального психолого-педагогического обследования

ребенка

Ф.И.О. ребенка: К.М.Д. Возраст: 5,4 года (16.02.13)

Причина обследования: по запросу папы – К.Д.А., с согласия родителей.

Диагност: педагог-психолог МАДОУ №1 д/с «Ласточка» Шпилевая И.Е.

Сроки проведения обследования: с 19.06.18 г. по 20.06.18 г.

Используемые методы: беседа; тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлак (диагностика психологической готовности детей 5,5–7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка); методика определения мотивов учения старших дошкольников М. Р. Гинзбург (выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста); методика «Диктант» Д. Б. Эльконина (оценить такие показатели произвольности поведения как умение слушать и понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию педагога, выполнять действие по инструкции, соблюдая требования и придерживаться образца); методика «Лесенка» В. Г. Щур (определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди); методика «Паровозик» С.В. Велиева (оценка особенностей эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительная или низкая адаптация в новой или привычной, социальной среде; определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния); методика исследования эмоционального состояния Э. Т. Дорофеева (оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам).

Результаты: обследование проводилось по запросу и с согласия родителей (папы: К.Д.А.). Причина обращения – оценка возможности поступления Максима в школу на седьмом году жизни (в 6,6 лет).

По результатам проведения теста «Способность к обучению в школе» можно сделать вывод о том, что у Максим уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе выше среднего – 76%. По результатам анализа субтеста №1 «История в картинках» ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках; существенные и второстепенные события и признаки описал с одинаковым вниманием, но довольно сухо. С субтестом №2 «Знание цветов» Максим справился хорошо, но перепутал цвета желтый и зеленый (в нескольких заданиях), назвал правильно только после уточнения педагогом. Согласно результатам субтеста №3 «Заучивание четверостиший» и субтеста №12 «Воспроизведение четверостишья» отмечено, что при воспроизведении заученного четверостишья, Максим допускает ошибки: пропускает, либо заменяет слова в обоих частях четверостишья, кроме того ребенок не смог вопроизвести заученное четверостишье через короткий промежуток времени (кратковременная память) – требуется развивать слухо-речевую память. При выполнении субтеста №4 «Знание названий предметов» ребенок легко справился с заданием. Согласно данным полученным при выполнении субтеста №5 «Процесс счёта», субтеста №6 «Порядок счёта», субтеста №8 «Восприятие количества» выявлено, что у мальчика хорошо сформирован навык пересчета до 20, и пересчета количества изображенных предметов (пересчет осуществляет проговариванием вслух), сформировано понятие «больше-меньше». Согласно данным субтеста №7 «Классификация предметов», можно отметить, что ребенок самостоятельно осуществляет классификацию предметов по группам. Субтест № 9 «Размещение фигур» свидетельствует о том, что у Максима достаточно хорошо развито восприятие формы, возникли трудности с определение «ромба». Субтест № 10 «Сравнение картинок» показал, что у Максима достаточно хороший уровень распределения и сосредоточения внимания. Результаты выполнения субтест №11 «Дифференциация цвета и формы» показали, что Максим достаточно хорошо дифференцирует понятие цвет и форма, с заданием справился самостоятельно, однако вновь перепутал желтый и зеленый цвета (правильный ответ дал также после уточнения). Согласно субтеста №13 «Нахождение аналогий» необходимо отметить, что у мальчика достаточно хорошо развито словесно-логическое мышление, в том числе операция аналогии. Субтест № 14 «Срисовывание» Срисовывание фигур» показал, что у ребенка достаточно хорошо сформированы навыки графической деятельности, однако вызвало затруднение повторение узора, напоминающего прописной шрифт. По результатам проведения субтеста №15 «Описание картинки», сделан вывод о том, что при составлении рассказа по картинке Максим использует достаточно беглую речь, но совершает паузы (проявление тревоги), составляет сложные предложения, но стереотипно использует один союз. Кроме того, отмечено нечеткое произношение некоторых звуков – возможно, требуется работа с логопедом по постановке звуков.

Читайте также:  Роль матери в речевом развитии ребенка

Полученные данные являются нормой для обследуемого возрастного периода.

Согласно данным, полученным при проведении методики на определение мотивов учения старших дошкольников М. Р. Гинзбурга, можно отметить, что у Максима сниженный уровень мотивации: преобладание игровых мотивов, из менее значимых мотивов – оценочный. На основании полученных данных по этой методике, можно сделать вывод о том, что для ребенка на данном этапе развития в понятии «школьное обучение» интересует перспектива игрового взаимодействия с детьми, а не получение учебных знаний, кроме того для мальчика не маловажна похвала значимых для него взрослых – мамы, папы и др., это отражается в выборе второстепенного мотива – получение хороших отметок в школе.

На основании проведения методики «Диктант» Д. Б. Эльконина, можно сделать следующие выводы: у Максима закреплено знание пространственных понятий и умение работать на листе бумаги; уровень произвольности поведения соответствует показателям выше среднего. Произвольная регуляция сформирована достаточно – Максим точно выполняет действия, вслед за словесной инструкцией педагога, однако следует обратить внимание на понимание и точное выполнение ребенком сложных словесных инструкций (инструкции в 3 – 4 действия). Самостоятельность при выполнении заданий развита на среднем уровне (выполняет задание по наглядному образцу, практически не нуждаясь в помощи взрослого), однако требуется закрепление данного навыка.

Результаты проведенного психолого-педагогического обследования ребенка по методике «Лесенка» В.Г. Щур, показали, что у Максима адекватная самооценка (ставит себя на 4 ступеньку лестницы, обдумав задание, объясняет это тем, что он бывает хорошим – когда его хвалят взрослые, и не очень хорошим – когда его ругают, за неправильные поступки), при этом она считает, что мама и папа оценивают его выше, чем он сам себя оценил, это говорит о том, что ребенок эмоционально благополучен и психологически защищен в семье, мальчик считает, что мама и папа могут поставить его на нижнюю ступень, только чтоб он не упал (это может говорить об излишней опеке в семье, в этом случае необходимо перестроить линию семейного воспитания в сторону предоставления ребенку большей самостоятельности, возможности самостоятельного выбора чего-либо (варианты на выбор, которые предоставляется ребенку должны быть обязательно приемлемыми и для родителей).

Результаты обследования ребенка по методике «Паровозик» С.В. Велиевой, показали, что нервно-психическое состояние на момент общения с психологом соответствует позитивному психическому состоянию, ребенок не испытывает тревоги, страха, Максим воспринимает ситуацию обследования как привычную для него, эмоциональное состояние положительное.

Согласно данным полученным по методике исследования эмоционального состояния дошкольника Э. Т. Дорофеевой нами сделан вывод о том, что во время диагностического обследования у Максима преобладало положительное эмоциональное состояние, соответствующее функциональному возбуждению ЦНС: ребенок испытывает устойчивые положительные эмоции, связанные с удовлетворением личностной потребности в познавательном взаимодействии; настроение радостное.

Заключение: уровень интеллектуальной готовности Максима к обучению в школе выше среднего; уровень мотивации к учебной деятельности снижен: преобладание игровых мотивов, из менее значимых мотивов – оценочный; уровень произвольности поведения соответствует показателям выше среднего; личностная самооценка адекватная; на момент обследования позитивное психическое состояние, устойчивые положительные эмоции.

Рекомендации родителям:

1. Избегайте чрезмерных требований к ребенку (в области обучающей и развивающей деятельности), следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной

2. Обратите внимание на понимание и точное выполнение Максимом сложных словесных инструкций (инструкции в 3 – 4 действия).

3. Требуется закрепление навыка самостоятельности выполнения заданий по наглядному образцу.

4. Требуется развивать слухо-речевую память.

5. Перед поступлением в школу необходимо развить у ребенка учебную мотивацию.

Дата: 20.06.18

Педагог-психолог ______________________ Шпилевая И.Е.

Источник