Заключение логопеда ребенок 3 года
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 компенсирующего вида»
660130, г.Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 8 (391) 246-47-79
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дано на воспитанник (цу)МБДОУ№ 322 –____________группы № 2 родившего(ую)ся ____________ поступил(а) в речевую группу ДОУ№322 __________.с заключением ОНР II уровня, дизартрия.
В ходе логопедического обследования было выявлено:
1.Речь- понятна окружающим, но ошибки заметны. Сформирована фразовая речь.
2. Общее звучание речи:
-темп речи-без особенностей
-голос-тихий, монотонный, слабо-модулированный.
-речевое дыхание-слабое, нарушена направленность и сила речевого выдоха. Испытывает трудности при дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха, требуется организующая помощь, зрительный и тактильный контроль.
3.Понимание обращенной речи-незначительно ниже возрастной нормы. Затруднено понимание функционального назначения предметов, падежных вопросов, предлогов, категорий числа существительных.
4.Состояние артикуляционного аппарата
-строение-плотная подъязычная связка
-нарушение тонуса, двигательная функция недостаточная, испытывает значительные трудности при выполнении статических и динамических упражнений: трудности в удержании заданного положения, недостаточный объем движений, быстрая истощаемость. Артикуляционные пробы выполняет нечетко, неточно. Наблюдается напряженность спинки языка, язык оттянут назад. При попытке расслабления отмечается тремор боковых краев и кончика языка.
-саливация-значительная. Усиливается при выполнении динамических артикуляционных упражнений.
5. Звукопроизношение-нарушение произношения звуков раннего и позднего генеза. Имеющиеся звуки в речи не использует. В настоящее время идет процесс автоматизации губно-губных звуков: [В], [Ф] на уровне слов, словосочетаний, чистоговорок. Требуется постановка, автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат и сонорных звуков.
6.Фонематическое восприятие-ниже возрастной нормы. Испытывает трудности при повторении слогов и слов с оппозиционными звуками. Дифференциация оппозиционных звуков на уровне понимания соответствует возрастной норме.
7.Слоговая структура-незначительно ниже возрастной нормы. Испытывает трудности при проговаривании слов сложной слоговой структуры. Отмечаются пропуски и перестановка отдельных звуков и слогов при проговаривании слов из трех слогов и более со стечение согласных.
8.Словарный запас-незначительно ниже возрастной нормы. Испытывает трудности при подборе обобщающего слова, требуется организующая помощь. Словарь признаков беден, при ответе делает акцент лишь на один признак-цвет. Предметный словарь и словарь действий соответствует возрастной норме.
9. Мелкая моторика-близка к возрастной норме. Испытывает незначительные трудности при работе с мозаикой.
10. На групповых занятиях- наблюдается активность, продуктивность на протяжении 5-7 минут, после отмечается отвлекаемость, раздражительность, начинает не успевать за общим темпом группы. Стремиться к безусловному признанию лидерства, требует похвалу и положительную оценку вне зависимости от правильности ответа или результата выполненной деятельности.
Прогноз развития речи благоприятный, при условии соблюдений рекомендаций врача-невролога, систематических занятий с логопедом, психологом, дефектологом и посещении детского сада.
Таким образом, в ходе логопедического обследования выявлено: уровень речевого развития ниже возрастной нормы.
Речевое заключение: ОНР II- III ур., дизартрия.
«6» февраля 2017г.
Учитель-логопед _______________________ / Дерезина Е.М./
Источник
Логопедическое заключение
на воспитанницу II младшей группы
МБДОУ «…»
Ф.И.О., 16.03.2016 г.р.
… (Ф.И.О.) посещает МБДОУ «…» с августа 2019 года. Условия воспитания девочки в семье по типу гиперопеки. В анамнезе имеются данные о наличии перинатальной патологии.
Первичное обследование речи ребенка, проведенное 08.11.2019, выявило грубую задержку речевого развития. Активная речь девочки состояла из звукоподражаний.
Информация о результатах диагностики доведена до мамы и воспитателей группы. Даны рекомендации по развитию речи девочки в ДОУ и дома, специальное предложение родителям – необходимость получения консультации врача-психоневролога.
Повторная диагностика речевого развития ребенка, проведенная 27.01.2020 года, выявила положительную динамику в общем развитии. При обследовании речевого развития было использовано пособие С.В. Батяевой, В.Е. Савостьяновой, В.С. Володиной «Большой альбом по развитию речи».
Девочка доступна продуктивному контакту. Люба поддерживает глазной контакт, выражено ротовое внимание.
Наблюдения за ребенком в группе во время режимных моментов выявили сформированность навыков самообслуживания: сама моет руки и вытирается полотенцем, без помощи одевается и раздевается, одежду складывает, ест самостоятельно, столовые приборы держит правильно. Аккуратна. У Любы выражена потребность общения с детьми и взрослыми. Хорошо улавливает интонацию окружающих.
К ситуации обследования девочка отнеслась позитивно. Заинтересовалась игрушками. Охотно выполнила посильные знакомые задания: собрала пирамидку, составила разрезные картинки из 2, 3, 4 частей, по образцу сложила фигуру из палочек. При работе с «сенсорным кубом» контролировала свои действия. Сенсомоторные умения сформированы.
Общая моторика в пределах возрастной нормы.
Мелкая моторика в стадии развития. При выполнении пальчиковых проб наблюдаются синхронные движения пальцев правой и левой руки. Выполнение простой пробы на динамический праксис («кулак-ребро», «ладонь-кулак») при условии сопряженного предварительного выполнения каждой серии отдельно левой и правой рукой вызвало затруднения. Старается правильно взять карандаш, нажим при рисовании слабый.
Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без грубых аномалий. Укороченная подъязычная уздечка. Наличие дизартрического компонента. Недостаточность развития артикуляционной моторики. Люба затрудняется выполнить двигательные пробы по показу (длительный поиск позы, искажение артикуляционной позы, плохая переключаемость). Речевой выдох слабый, укороченный. Голос тихий, интонационно выразительный.
Восприятие речи окружающих не нарушено. Адекватно реагирует на простые инструкции (на бытовом уровне): «Подойди ко мне», «Одевайся на прогулку», выполняет задания: «Покажи яблоко на картинке», «Где красное колечко?», «Возьми пирамидку и поставь на стол».
Собственные речевые возможности ребенка на начальном уровне развития. Речь малопонятна окружающим, имеет жесткую ситуативную привязанность. Система средств языка не сформирована, присутствует недоразвитие экспрессивной речи. Активный запас слов значительно меньше пассивного. Словарный запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Самостоятельно произносит несколько понятных односложных слов «да», «дай», «вот», двусложных — «мама» (обращается так ко всем, кого знает), «пока». Знакомые в быту предметы ребёнок пытается назвать, но получаются односложные звуковые комплексы. В экспрессивной речи присутствуют аморфные слова-корни и звукоподражания. В сопряженной и отраженной речи повторяет слова, при этом слоговая структура двусложных слов сохраняется. Навыки словообразования и словоизменения отсутствуют.
Нарушено произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм.
Слуховое внимание и восприятие не нарушены: узнаёт и различает 2 игрушки в процессе их контрастного звучания. Фонематический слух на зачаточном уровне формирования. При произнесении изолированно и в слоговой цепочке (2 слога) не дифференцирует звонкие – глухие согласные, гласные ы-и.
Фразовая речь отсутствует. По просьбе «Скажи «Дай кису» Люба произносит отдельно каждое слово, не объединяя их во фразу.
Речевая активность у Любы проявляется в знакомой обстановке: она пытается говорить, используя жесты, звукоподражание, аморфные слова и интонацию.
Поведение без особенностей. Девочка спокойная. Игровая деятельность на невербальном уровне. Любе нравится заниматься такими видами деятельности, как конструирование (получается хорошо и быстро собирать пирамидку, строить из кубиков), лепка, рисование (продукт деятельности получается плохо). Требуется индивидуальная форма совместной деятельности.
Взаимоотношения с взрослыми сдержанные.
Вывод: Первый уровень речевого развития. Группа риска по ОНР.
Логопедическое заключение дано по запросу детского врача-психоневролога.
Учитель-логопед ________________
Заведующий МБДОУ_______________
(Дата)
Источник
Логопедическое представление
для ПМПК
на воспитанницу МБДОУ «Детский сад № 11» г. Кудымкара
ФИО реб, 00.00.2015 г.р.
(ФИО реб.) поступила во II младшую группу МБДОУ «Детский сад №11» г. Кудымкара в августе 2018 года. Занятия на дошкольном логопункте не посещает.
Процесс воспитания и развития девочки под контролем: родителей волнуют речевые проблемы ребенка, по поводу которых они консультируются с педагогами, следуют их рекомендациям.
Логопедическое обследование для ПМПК (ФИО реб.) проведено с применением диагностического инструментария – экспресс-диагностики «Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет» О.Н. Тверской, Е.Г. Кряжевских.
Раннее психомоторное развитие ребенка со слов мамы протекало по возрасту, речевое развитие – с задержкой. Речевой анамнез отягощен патологией беременности и родов. Первые слова появились после 2 лет, простая фраза отсутствует. Физический слух сохранный. Зрение – норма.
Речевая среда и социальные условия благополучные. Речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют. Девочка в семье второй ребенок.
Контакту доступна, но из-за несформированности вербальных средств коммуникации общение ограничено. Глазной контакт не поддерживает.
К ситуации обследования в присутствии мамы девочка отнеслась позитивно. Заинтересовалась игрушками, карандашами. Охотно выполнила посильные знакомые задания: самостоятельно вложила объемные фигуры в «Ящик», с незначительной помощью в виде подсказки собрала пирамидку из 9 колец, разложила фигуры по цвету и форме. Сюжетно-ролевой игры нет.
Общая моторика в пределах возрастной нормы. Девочка подвижная.
Мелкая моторика в стадии развития. Ведущая рука – правая. При выполнении упражнений на динамическую организацию движений наблюдаются неточности (синхронные движения пальцев правой и левой руки). Рисуя карандашом, девочка захватывает его ладонью, удерживает кулачком. Нажим карандаша сильный. Преобладает чирканье. Рисунки карандашом менее аккуратные, чем рисунки, выполненные красками.
Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Недостаточность развития речевой моторики. Артикуляционные пробы выполнила неточно. По показу логопеда не смогла повторить упражнение «трубочка-улыбка». Произвольные движения языком: удержание позы, переход от движения к движению затруднены. Оральные синкинезии. Дыхание диафрагмальное. Речевой выдох слабый. Голос тихий, маломодулированный. По просьбе логопеда затруднилась выполнить произвольные мимические движения поднять брови, нахмурить брови; умение улыбнуться – сформировано; наличие ассиметрии при надувании щек.
Обращенную речь понимает ситуативно. Инструкции требуют повторного объяснения. Доступна инструкция из 2-3 слов: «Дай синий квадрат», «Покажи нос» и т.п.
Речевая активность низкая. Отсутствие общеупотребительной речи. Пользуется указательным жестом.
Лексический запас отстает от возрастной нормы. Пассивный словарь преобладает над активным. Девочка понимает названия окружающих предметов, действий. По просьбе логопеда показала глаза, уши, нос у себя, у мамы, у куклы. В альбоме показала знакомых диких и домашних животных, предметы одежды и обуви, игрушки.
В экспрессивной речи девочки встречаются звукоподражания, соотносящиеся по смыслу со словами, обозначающими предмет: «мяу», «му», «ав» и др. (соотносит с игрушкой, картинкой); слова «мама», «папа», «баба», «вот», «да», «не» (нет). Дифференцированное обозначение предметов и действий отсутствует. Пользуется лепетом в момент двигательной активности, удивления, радости.
Грамматические навыки не развиты.
По просьбе логопеда может произнести звуки: А, О, У, Э, И, П, Б, М, Т, В, Д, К., повторить слоги.
Уровень сформированности слухового сосредоточения низкий. Простые ритмы не повторила.
Фразовая речь отсутствует.
Наблюдение за ребенком в группе показало: девочка начала принимать участие в организованной деятельности, однако занимается охотней и испытывает интерес к посильным заданиям на индивидуальных занятиях с воспитателем. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время. Её игровая деятельность вне коммуникативного взаимодействия с окружающими. Девочка тянется к детям, но контакт формальный. Взаимоотношения со взрослыми сдержанные.
Девочка владеет навыками самообслуживания, аккуратна.
Логопедическое заключение: группа риска по ОНР
Рекомендуется: индивидуальный образовательный маршрут.
Учитель-логопед _____________/ (ФИО)
Дата
Источник
Михайловская Ольга
Представление учителя-логопеда на ребенка 3 лет
Представление учителя-логопеда на ребенка дошкольного возраста.
Ф. И. О. ребенка:.
Дата рождения: 12.11.2015 г.
Адрес: г. Когалым, ул. д., кв.
Наименование образовательной организации: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик».
Группа: общеразвивающая 1 младшая группа (с 2 до 3 лет) № 21.
Цель обращения в ТПМПК: определение образовательного маршрута.
Родной язык: русский.
Речевое окружение: недостатков речи у взрослых членов семьи нет.
Раннее речевое развитие: гуление в 4 мес. ; лепет в 8 мес. ; первые слова в 10 мес. ; фраза к 2,2 годам.
Оказывалась ли логопедическая помощь ребенку: ранее логопедическая помощь ребенку не оказывалась.
Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Длительно удерживает положение органов артикуляции в предложенных упражнениях.
Состояние дыхательной и голосовой функции: голос нормальной громкости, речевое дыхание плавное.
Звукопроизношение: звукопроизношение внятное, понятное окружающим. В произношении, шипящие звуки заменяет свистящими, как более легкими по артикуляции («асина» – машина, «сяпка» — шапка, «коська» – кошка). Твердые звуки заменяются мягкими («дяй» – дай, при стечении согласных звуков, одна из них не произносится, выпадает, особенно если это такие звуки,как: [Ш], [Ж], [Щ], [Ц], [Ч], [Л], [Р] («тёй» (стол, «тавка» – травка). В словах из трех слогов сохраняется слоговая структура, правильное ударение. Слова в речи произносятся вполне осмысленно.
Фонематическое восприятие: фонетическая сторона речи не нарушена. Выполняет задание на дифференциацию звуков, смешиваемых в произношении (показ картинок: стол — стул, дом — дым, мишка — мышка). Понимание речи не затруднено, инструкции не требуют повторного объяснения.
Состояние словаря,грамматический строй речи: грамматический строй речи, словарный запас развиты на высоком уровне. Ребенок понимает обращенную речь, значение многих слов, название окружающих предметов, знает части тела, ориентируется в пространстве. Максим использует в своей речи местоимения («я», «ты», «моё», наречия («темнё» — темно, «сетъё» — светло, использует много глаголов повелительного наклонения («дай», «неси», «возьми», употребляет прилагательные («бойсой» — большой, «маенький» — маленький).Понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию: «пойди к столу и принеси машинку»; предложно-падежные конструкции с предлогами: «в», «на» (например: положи машинку на коробку (в коробку, спрячь машину в коробку). Определяет на картинках слова — действия, выраженные категорией возвратности глагола (например: показать, «где девочка одевается», «где мальчик кушает, пьет», «где дети играют», прилагательные (большой — маленький).
Связная речь: договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает. В двух предложениях может рассказать, что видит в данный момент. Задает вопросы. Называя предмет на картинке, самостоятельно комментирует (при индивидуальной беседе). Понимает содержание сказок, отвечает на наводящие вопросы (при пересказе). Присутствует диалогическая форма речи.
Симптоматика заикания: нет.
Логопедическое заключение: речевое развитие в пределах возрастной нормы.
Дата заполнения ___
Подпись учителя-логопеда
___ ___
(подпись) (расшифровка подписи)
Подпись руководителя образовательной организации
___ ___
(подпись) (расшифровка подписи)
М. П.
Источник
Протокол логопедического обследования (3-4 года)
Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования_________________________
Ф.И. ребенка_____________________________________________________________________________
Беседа: Как тебя зовут?_______________Сколько тебе лет? _____________________________________
С кем ты пришел в детский сад?_____________________________________________________________
Как зовут твою маму, твоего папу?___________________________________________________________
I. ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ.
1. Понимание слов, обозначающих предметы а) Реальные игрушки:
Покажи, где зайчик___________Покажи, где паровозик__________________
Возьми матрешку________________Возьми пирамидку____________________
б) Понимание названий предметов, изображенных на картинке:
Покажи, где собака___________Покажи, где дом_________________
Покажи, где кошка _____________Покажи, где машина_____________________
в) Понимание функционального назначения предметов (с опорой на картинки)
Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?
Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?
Если ручки замерзнут, что наденешь на них?
Что возьмешь на улицу. Если пойдет дождь?
Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?
Чем режут бумагу?
2. Понимание слов, обозначающих действие (с опорой на картинки)
Покажи, кто здесь: Катается__________качается _________Моет__________
Кормит _________поливает _________одевается_________
3. Понимание падежных вопросов (с опорой на картинку) Покажи:
На чем везет?_________Кого везет?_____________Кто везет?
4. Понимание простых предлогов:
На (поставь машинку на коробку)__________В (спрячь машинку в коробку)_________
Под (спрячь машинку под коробку)_________За (поставь машинку за коробку)___________
5. Понимание слов, обозначающих признаки предмета (с опорой на картинки)
Покажи, где большая кукла, а где маленькая кукла ____________
Покажи, где большой самолет, где маленький самолет____________
6. Понимание категории числа существительных (с опорой на картинки)
Покажи, где шар, а где шары ___________Где гриб, где грибы_____________
Покажи, где яблоко, а где яблоки____________Где карандаш, где карандаши____________
П. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:
1. Кто как голос подает (реальные игрушки)
Кто кричит Му?__________Кто кричит Мяу?__________Кто кричит Бе?_____________
2. Покажи (с опорой на картинки)
Где мишка, а где мышка__________Где уши, а где усы___________Где рожки, а где ложки__________
III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
I. Предметный словарь (назови, что покажу).
а) Реальные игрушки: юла кукла машина
б) Части тела и лица: голова руки ноги живот нос глаза рот уши
в) Название и показ частей предмета (реальные игрушки): Машина: руль колеса кабина
г) Картинки одежды: куртка рубашка платье
(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)
4. Глагольный словарь (с опорой на картинки )
Скажи, что делает:
Кушает (что делает мальчик) _________Играет (что делает мальчик)__________
Читает (что делает дедушка) __________Рисует (что делает дядя) _____________
(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)
5. Словарь признаков (какой мяч?) (реальные игрушки)
Большой маленький Красный синий
(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)
6. Словарь звукоподражаний (реальные игрушки)
Кто как голос подает:
кошка корова собака
петух утка лягушка
(не называет, называет, называет с ошибками)
7. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА (с опорой на картинки)
Повтори за мной: два открытых слога
пила рыба часы
три открытых слога
сапоги молоко корова
односложные без стечения согласных
мяч лук нож
двусложные с закрытым слогом
двусложные со стечением согласных в середине
ложка мишка туфли
7. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ.
1. Речевое сопровождение игр (реальные игрушки — мишка, зайка)
Методика обследования: ребенку предлагается поиграть с мишкой и зайкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка.
(звукоподражание, лепет, слова, фразовая речь)
2. Рассказывание стихотворного текста (не рассказывает, звукоподражание, лепет, слова, рассказывает)
Общая характеристика речи: (речь отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)
Темп _____________Голос__________Разборчивость ____________Дыхание__________
8. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ (с опорой на картинки)
1. Произношение общеупотребительных слов.
Что (кто) это? (при затруднении в самостоятельном назывании картинок либо при назывании имен собственных используется отраженное повторение слов)
А: Аня санки пила изолир.
О: Оля зонт окно изолир.
И: иглы киска носки изолир.
У: утка лук изолир.
М: муха | замок | дом | изолир. |
Мь: мяч | змея | изолир. | |
П: папа | сапоги | суп | изолир. |
Пь: петух | спина | изолир. | |
Б: банан | собака | изолир. | |
Бь: белка | кубик | изолир. | |
Т: туфли | петух | мост | изолир. |
Ть: тётя | изолир. | ||
Д: дом | деда | изолир. | |
Дь: дядя | изолир. | ||
Н: носки | окно | слон | изолир. |
Нь: нитки | сани | конь | изолир. |
В: ваза | диван | изолир. | |
Вь: весы | ковёр | изолир. | |
Ф: фонарик | туфли | шкаф | изолир. |
Фь: Филя | конфеты | изолир. | |
К: кот | белка | паук | изолир. |
Кь: кепка | утки | изолир. | |
Г: губы | рога | изолир. | |
Гь: гитара | сапоги | изолир. | |
X: халат | ухо | петух | изо лир. |
Хь: мухи | изолир. | ||
Й: юбка | майка | мой! | изолир. |
С: собака | усы | нос | изо ли р. |
Сь: сеть | письмо | гусь | изолир. |
3:зонт | коза | изолир. | |
Зь: зебра | газета | изолир. |
Ль: лимон самолёт ель изолир.
2. Произношение облегченных слов и звукоподражаний.
А: Малыш плачет: «А-а-а…». Как плачет малыш?
О: Дедушка кряхтит: «Ох!». Как кряхтит дедушка?
И: Птенчики пищат: «И-и-и…» Как пищат птенчики?
У: Волк воет: «У-у-у…». Как воет волк?
Ы: Самолёт гудит: «Ы-ы-ы.Как гудит самолёт?
М: Как мычит корова?
Мь: Как мяукает кошка?
П: «Пух!» — стреляет пистолет. Как стреляет пистолет?
«Оп-оп!»-скачет мячик. Как скачет мячик?
Пь: Мышка пищит: «Пи-пи». Как пищит мышка?
Б: «Бай-бай»,- качаем лялю. Как качаем лялю?
Бь: Машина сигналит: «Би-би». Как сигналит машина?
Т: «Тук-тук», — стучит молоток. Как стучит молоток?
Ть: «Тик-тик»,-тикают часы. Как тикают часы?
Д: «Ду-ду», — играем на дудочке. Как играем на дудочке?
Дь: «Динь», — звенит колокольчик. Как звенит колокольчик? _
Н: «Но-но!» — скачем на лошадке. Как скачем на лошадке?
В: Мальчик заболел, у мальчика вава. Что у мальчика?
Ф: Мальчик не хочет кушать: «Фу!». Как мальчик говорит
Фь: Мальчику не нравится: «Фи!». Как говорит мальчик?
К: Как курочка кудахчет?
Г: Как гусь гогочет?
X: Сова ухает: «Ух!». Как ухает сова?
Ль: Это ляля. Кто это?
VII. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Строение артикуляционного аппарата:
губы __________зубы ___________прикус ___________язык____________
уздечка____________твёрдое и мягкое небо_________________________
Мимические движения (по подражанию):
Движение оскаливания___________надувание щек_____________
Наморщивание____________нахмуривание ________________
Подвижность артикуляционного аппарата (по подражанию):
губы: улыбочка __________оскал____________трубочка – улыбочка______________
язьи: лопаточка____________иголочка___________________
высунуть язык на нижнюю губу_____________высунуть язык на верхнюю губу________________
горка____________часики___________«цоканье»___________кончиком обвести губы___________
мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте
Учитель-логопед__________________________________________________________________________
Источник